Как подготовить ребенка к детскому саду и что долдне уметь ребенок перед поступлением в дет.сад

Поступление в детское дошкольное учреждение является стрессом для детского организма и вызывает достаточно непростые адаптационные реакции. Характер адаптационных процессов, их выраженность, длительность индивидуальна для каждого ребенка и зависит от возраста и его уровня здоровья, сформированного к моменту поступления в детское дошкольное учреждение.

Неблагоприятное течение процесса адаптации может привести к снижению защитных сил и сопротивляемости организма, ухудшению состояния здоровья малыша, сказаться на его физическом и нервно-психическом развитии. Именно поэтому необходимо правильно проводить подготовку ребенка к поступлению в детский коллектив.

Советы по подготовке детей к поступлению детское дошкольное учреждение

Лучшим периодом года для поступления в детское дошкольное учреждение считается конец августа – начало сентября. Оптимальным возрастом для поступления большинство специалистов считает 4 года.

Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение должна начинаться не позднее чем за 6 месяцев до этого и проводится педиатром совместно с родителями. Правила, которые должны соблюдать родители, очень простые и заключаются в следующем:

  1. Режим дня должен быть приближен к распорядку дня в детском саду.
  2. Диета должна быть адаптирована к возрасту ребенка и содержать достаточное количество витаминов.
  3. Ребенок должен владеть навыками самообслуживания и гигиены.
  4. Необходимо активно приучать ребенка к общению с детьми соответствующего возраста и взрослыми.

Педиатр в свою очередь составляет план подготовки. Проведение профилактических прививок должно быть закончено за месяц перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение. За 2 месяца до поступления в детское дошкольное учреждение проводятся профилактические осмотры детей врачами: офтальмологом, неврологом, оториноларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом, участковым педиатром и логопедом (для детей старше 3-х лет). По показаниям ребенок должен быть осмотрен и другими специалистами. В этот же период времени врач-педиатр проводит профилактику частых респираторных инфекций с применением комплексных программ в комбинации с препаратами, направленными на повышение неспецифических защитных механизмов.

Предупреждение нарушений адаптации детей к пребыванию в дошкольном учреждении является крайне важным, будет способствовать социализации детей и позволит избежать частых респираторных заболеваний.

Правила адаптации ребенка в детском саду

Иногда привыкание к детскому саду растягивается на долгие недели.
Родители в растерянности, ребёнок в слезах, кажется, только воспитателю удаётся сохранить спокойствие.

Как подготовить ребенка к детскому саду и что долдне уметь ребенок перед поступлением в дет.сад

Шесть шагов подготовки к детскому саду

✅Шаг 1 — Расширяйте информационное поле:
Рассказывайте о детском садике
Читайте книги по теме
Приводите примеры знакомых детей
Вместе играйте в детский сад

✅Шаг 2 — Познакомьтесь с детским садом:
Познакомьтесь с детским садом
Гуляйте вместе по территории детского сада
Сходите на экскурсию в группу
Если есть у друзей дети, которые уже ходят в садик, составьте им компанию, когда они забирают детей из садика

✅Шаг 3 — Совместная подготовка:
Выберете вместе с малышом одежду на первые дни
Познакомьтесь с воспитателями

✅Шаг 4 — Создайте положительный настрой:
Расскажите забавные истории о садике из своего детства
Расскажите малышу о положительных моментах, которые его ждут в садике

✅Шаг 5 — Настройте Режим:
Ранний подъем
Своевременное укладывание на ночь и дневной сон

✅Шаг 6 — Развивайте навыки самообслуживания:
Научите надевать самостоятельно простые вещи (трусики, носки, штанишки)
Научите есть и пить без посторонней помощи
Мыть руки
Вытираться полотенцем
Пользоваться туалетом (горшком)

Как подготовить ребенка к детскому саду и что долдне уметь ребенок перед поступлением в дет.сад

ПЛАН привыкания ребенка к садику

  • Знакомство с детским садом — погулять рядом с садиком, по его территории и если есть возможность, зайти внутрь здания.
  • Первый день провести вместе (обычно один час).
  • Установить контакт с воспитателем сначала маме, затем ребенку. Познакомиться, улыбнуться. Во время знакомства взять ребенка на руки и передать его на руки воспитателю.
  • В течение недели водить ребенка на два часа. В это время заниматься своими делами, чтобы обуздать тревогу.
  • При расставании целоваться и обниматься. При встрече – радоваться.
  • Дать ребенку любимую игрушку или вещь, которая будет напоминать о вас (платочек, рисунок поцелуй в кармашек).
  • Если ребенок плачет, недолго утешать его (принимать эмоции) и твердо уходить.
  • Через неделю оставить ребенка на обед, затем на сон.

Признаки, что адаптация идет по ПЛАНу

🔅Ребенок плачет, но быстро успокаивается
🔅Общается с воспитателями
🔅Интересуется игрушками
🔅Спокойно играет
🔅Съедает хотя бы часть завтрака или обеда

Как подготовить ребенка к детскому саду и что долдне уметь ребенок перед поступлением в дет.сад

Распространённые ошибки, которых можно избежать

  1. Игнорирование подготовительного этапа
  2. Сомнения родителей, стоит ли вообще водить ребенка в сад
  3. Негативные установки
  4. Резкое погружение (оставлять сразу на полный день)
  5. Отсутствие ритуала прощания.
  6. Нет режима дня у ребенка
  7. Специфические пищевые привычки (например, ребенок есть только протертую пищу)
  8. У ребенка нет навыков самообслуживания
  9. Пугать/угрожать детским садиком или воспитателем
  10. Наложение стрессов (переезд, возрастные кризисы, новые кружки)
  11. Непоследовательность (проспали – не пошли)
  12. Негатив от сборов в садик, во время прощания
  13. Отсутствие компенсации разлуки: ничего не оставляете взамен себя (любимую игрушку, мамину вещь)
  14. Высказывание при ребенке в негативном ключе о садике
  15. Нереалистические ожидания от ребенка

Показатели, что адаптация к детскому саду прошла успешно

если ребенок👶🏻
✅принимает правила детского сада
✅Если и плачет при расставании, то быстро успокаивается
✅Спокойно играет
✅Общается с детьми и воспитателями
✅Ест предложенную еду
✅Спит во время тихого часа

Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад?

в 1 год и 6 месяцев:
— держать в кулачке ложку, есть (частично) жидкую и полужидкую пищу, пить из чашки (почти не проливая);
— стараться не пачкаться во время еды;
— сообщать о физиологических потребностях;
— спокойно относиться к умыванию;
— спокойно относиться к горшку.

в 2 года:
— аккуратно есть, не обливаясь;
— при умывании тереть ладони и часть лица, вытираться при помощи взрослого;
— самостоятельно одеваться ( натягивать носки, шапку, обувь, колготки при незначительной помощи взрослого), частично раздеваться;
— знать места хранения одежды, обуви;
— пользоваться носовым платком ( при напоминании);
— контролировать физиологические потребности.

в 3 года:
— одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;
— складывать свою одежду перед сном;
— знать назначение многих предметов и их местонахождение;
— выполнять поручения из 2-3 действий;
— уметь мыть руки с мылом, вытираться полотенцем;
— замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком;
— регулировать физиологические потребности;
— аккуратно есть, правильно держать ложку, пользовать салфеткой;
— не мешать другим детям есть, одеваться, играть и т. д.;
— говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.

Готов ли ваш ребенок детскому саду?

Детский сад может быть как во вред, так и во благо ребенку. В первом случае, ребенок получит стресс и страхи, во втором – интересное общение с другими детками и навыки социализации. Как определить, как будет в вашем случае? Просто пройти тест и проверить, готов ли ваш ребенок идти в детский сад.

Обожает их! Бежит на площадки, ищет взглядом друзей, быстро включается в игру. (3 балла)
У него есть пара друзей, и с ними он может играть. Остальные дети его не привлекают. (2 балла)
Вообще нет интереса к другим детям, разве что к тем что сильно старше его. А так предпочитает общество мамы. (1 балл)


2. Как ваш малыш реагирует на чужих взрослых, доброжелательно к нему относящихся?

С интересом (3 балла)
Сначала настороженно, потом оттаивает. (2 балла)
Дичится их и плачет, когда кто-то вторгается в его пространство. (1 балл)

3. Как ребенок реагирует, проходя мимо детского сада?

Подолгу зависает у забора, не хочет уходить (3 балла)
Вообще не обращает внимания, тянет меня в другую сторону (1 балл)

4. Как малыш ведет себя в шумном и многолюдном месте?

Радуется возможности пообщаться с новыми людьми, ко всему новому проявляет интерес. Не хочет уходить (3 балла)
Через какое-то время устает от него и просится домой (2 балла)
Замыкается в себе/ просится на ручки/ капризничает (1 балл)

5. Если возникает ситуация, в которой ребенок не справляется, как он себя ведет?

Тихонько плачет в уголке (1 балл)
Начинает орать и требовать помощи (2 балла)
Подходит к взрослому и просит помочь (3 балла)

6. Если ребенок не поделил игрушку на площадке:

Он начинает кусаться (1 балл)
Пытается договориться/поменяться (3 балла)

7. Может ли ваш ребенок выразить то, что хочет?

Да, он уже понятно и много говорит (3 балла)
Он пока не говорит (плохо говорит), но может все показать жестами (2 балла)
Ребенок говорит эмоционально и преимущественно на своем языке, никто кроме меня не понимает, что он хочет (1 балл)

1. Всеяден ли ваш ребенок?

Нет, у него избирательный вкус и плохой аппетит (1 балл)
Ест не много, но не привередлив (2 балла)
Ест все, что видит (3 балла)

2. Может ли ваш ребенок играть самостоятельно?

Нет, я обязательно должна участвовать в его играх (1 балл)
Может, но недолго (2 балла)
Обожает подолгу играть один (3 балла)

3. Как засыпает ваш малыш?

Сам, в течение 10 минут (3 балла)
Сам, но долго (2 балла)
Без колыбельной и укачиваний не засыпает (1 балл)

4. Просится ли ребенок на горшок?

Да, просится давно, без эксцессов (3 балла)
Не всегда, может заиграться (2 балла)
Мы еще в памперсах (1 балл)

5. Может ли ребенок самостоятельно одеться?

Нет, только обуться (1 балл)
Может надеть штаны, ботинки, шапку (2 балла)
Все может, разве что пуговицы плохо даются (3 балла)

1. Были ли в последние 3 месяца и планируются ли в будущем серьезные перемены в семье (развод, переезд, рождение малыша)?

Да (1 балл)
Нет (3 балла)

2. Готовы ли вы сами отпустить ребенка о себя на целый день?

Затрудняюсь ответить (2 балла)
При мысли о расставании щемит сердце (1 балл)
Готова, он уже большой (3 балла)

3. Есть ли у ребенка отрицательные привычки?

Да, (сосет пустышку или палец, раскачивается, др.) (1 балл)
Нет (3 балла)

Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное (3 балла)
Неустойчивое (2 балла)
Подавленное (1 балл)

48 — 38 баллов: Готов. Поздравляем!
37 — 27 баллов: Пока не готов, нужен длительный период адаптации.
26 — 16 баллов: Не готов. Лучше найти способ остаться ему на какое-то время с мамой.

Во сколько лет лучше отдавать ребенка в детский сад?

По законодательству РБ, мамам предоставляется отпуск по уходу за ребенком до трех лет, но в детские сады принимают детей с двух лет, и даже раньше. Как правильно поступить, какой возраст наиболее благоприятный для поступления в детский сад?

С точки зрения физической и психической зрелости, безусловно, чем старше ребенок, тем лучше. Оптимальный возраст для поступления в детский сад 3 – 3,6 года. Однако, следует помнить о «кризисе трех лет», будет неправильно, если адаптационный период привыкания к детскому саду совпадет с непростым в жизни ребенка «кризисным» периодом.

В некоторых семьях возникает необходимость поступления ребенка в детский сад в возрасте двух лет. Давайте разберемся, не рано ли?

К двум годам происходят существенные изменения в отношении с окружающими, обусловленные ростом активной деятельности. В этом возрасте у ребенка возникает потребность в общении со сверстниками. Малыш стремиться вступить в контакт (пока еще непродолжительный), получить поддержку и одобрение от значимых для него взрослых.

У малыша формируется потребность в самостоятельности, независимости. Этому способствуют сформированные бытовые навыки (малыш умеет пить, есть, раздеваться самостоятельно). Взрослые, умело поощряющие самостоятельность двухлеточки, помогают гармоничному становлению личности ребенка.

Стремление к общению, к разнообразной деятельности способствует быстрому развитию таких психических процессов как речь, внимание, память, воображение, мышление.

Т. о. малыш вполне может начинать посещение детского сада в два годика. Однако, очень важно, чтобы с ребенком этого возраста работали по – настоящему профессиональные педагоги, искренне любящие детей и понимающие «хрупкость» детской психики. В дошкольной педагогике возраст от двух до трех лет называется «ранним» возрастом. Поэтому при организации пространства, питания, различных видов детской деятельности необходимо учитывать специфику данного возраста.

В детском саду «Изумруд» для детей от двух до трех лет созданы прекрасные условия: уютная и просторная группа, развивающая среда которой соответствует как требованиям безопасности, так и требованиям, предъявляемым к играм и пособиям для детей раннего возраста. С детками постоянно находятся два взрослых человека: воспитатель и помощник воспитателя. Образовательный процесс организовывается индивидуально или в небольших подгруппах. Мы разработали индивидуальную методику адаптации, которая поможет малышу наиболее комфортно и мягко привыкнуть в нашему детскому садику.

Если завтра в детский сад!

Для того чтобы адаптация ребенка прошла менее болезненно, очень важно заранее — месяца за 3-4 заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду.

Расскажите ребенку, что такое детский сад,зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: «Детский сад — это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе — кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т. д.»

Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенкуо том, как ему повезло — осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, — ведь его приняли в детский сад. И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.

Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада:что, как и, в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ — тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша,запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться и что, он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», — он чувствует себя увереннее.

Поговорите с ребенком,о трудностях, которые у него могут возникнуть в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он может обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Не создавайте у ребенка иллюзий,что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».

Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь предлагать игрушки другим детям.

Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад, — ведь вместе намного веселее!

Лучше, если с первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.

Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания— так ему проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно пойдет в садик.

Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности, планы. Лучше, если этот период у семьи будет возможность «подстроиться» под особенности адаптации малыша.

Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственным выходом.

Ребенок привыкнет к садику тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.