Ребенок несет домой чужие вещи. Как отучить ребенка воровать?
Часто родители испытывают неудобство, когда обнаруживается, что их трехлетний ребенок после посещения друзей захватил с собой чужую игрушку, которой у него нет. Малыш в таком возрасте не может понять, зачем сердятся родители и что в том плохого, что он взял поиграть новую игрушку, принадлежащую другому ребенку, домой. Он ведь только поиграет с ним и совсем не против того, что родители через некоторое время вернут ее обратно. У маленьких детей совсем другие взгляды на «мое» и «чужое», чем у взрослых.
Ребенок не считает это воровством, он берет, не понимая разницы «чужое» это или «свое». Поэтому уже в таком возрасте взрослые должны объяснить ему разницу и запрещать брать что-либо без спроса. Очень часто привычка малышей брать чужое оказывается лишь отдельным эпизодом, а после разговора с родителями и с возрастом исчезает навсегда. Психиатры считают нормой, когда дети к 4-х летнему возрасту уже четко понимают, что такое хорошо и что такое плохо. В таком возрасте дети уже должны контролировать свои желания и позывы.
Зачастую родители просто не обращают внимания на то, что их ребенок несет домой чужие вещи, считая это мелочью жизни или по причине нехватки времени. По их мнению ничего страшного в том, что ребенок взял чужую ручку или маленькую машинку, вещи эти недорогие, а значит и не стоит за это обвинять ребенка. Такие дети испытывают недостаток родительского внимания и уже в переходном возрасте начинают воровать деньги и вещи из дома.
Ворующих детей условно можно разделить на три группы:
1. Дети из благополучной семьи. Дети дошкольного возраста испытывают желание самоутвердиться и для этого ищут новых друзей. Если у них не получается найти сверстников, которые желают с ним дружить, то они ощущают себя одинокими и никому не нужными. В благополучных семьях почти все родители работают с утра до ночи, они испытывают чувство вины перед своим ребенком из-за того, что уделяют ему слишком мало времени.
Пытаясь компенсировать недостаток любви всевозможными подарками, они закрывают глаза на то, что ребенку требуется внимание. Ребенок потихоньку тоже привыкает к тому, что подарки заменяют ему общение с родителями. Уже в подростковом возрасте они начинают воровать деньги и вещи из дома, для того, чтобы решить личные проблемы. Ребенок не крадет деньги из дома, чтобы купить понравившуюся себе игрушку или шоколадку, а щедро раздаривает их сверстникам, чтобы привлечь их внимание к себе и завязать с ним дружбу.
2. Дети, попавшие в плохую компанию. Психологи утверждают, что иногда улица влияет на поведение ребенка сильнее, чем родители. Чтобы ребенок не попал в плохую компанию, где его заставляют воровать, родителям необходимо пересмотреть свои приоритеты. Ничто не может заменить ребенку общение с родителями, уделяйте больше внимание ребенку и интересуйтесь его друзьями, поведением вне дома. Вдохновите ребенка на поиск новых интересных развлечений и друзей.
3. Дети, больные клептоманией. Очень редко встречаются дети, больные клептоманией, которые испытывают непреодолимую тягу к воровству. Клептомания не поддается контролю, ведь ребенок и сам не знает, почему ворует. Ему не нужны вещи, которые он украл. Истинные причины болезни в психологических расстройствах ребенка, полученных в детстве. Лечить клептоманию может только психиатр.
Чтобы отучить ребенка присваивать чужое, родители должны своевременно признать существование проблемы. Нельзя закрывать глаза на то, если ребенок приносит чужие вещи в дом. Обнаружив у ребенка деньги или чужие вещи, попросите его объяснить, где он взял их. Зачастую дети не хотят признаться в воровстве и начинают врать о том, что краденые вещи они нашли в каком-то месте. Родители не должны слепо верить объяснениям ребенка и оставлять украденные вещи дома. Сначала постарайтесь найти возможную причину воровства, как бы надежно его ребенок не скрывал. Объясните ребенку, что каждый человек должен сам зарабатывать деньги, а не искать легкие пути к материальному благополучию. Намекните ему, что те вещи, которые он нашел необходимо вернуть хозяину и завтра же вы вместе с ним этим займетесь.
Ребенок должен знать, что если он не сознается в краже, то это повлечет за собой расследование родителей и воровство раскроется. Такой подход пугает детей и часто они выкладывают всю правду о краже. Родители не должны ругать и наказывать ребенка, лучше поговорите с ним о недопустимости такого поступка дальше. На следующий день вместе с ребенком возвратите чужую вещь владельцу таким образом, чтобы ребенку не было стыдно. Однако ребенку надо дать понять, что родители не одобряют его поступок.
Никакие нравоучения и наказания не помогут отучить ребенка от воровства, если сами родители позволяют себе прихватить что-нибудь из ресторана или гостиницы не заплатив, в присутствии ребенка. Личный пример родителей главный объект для подражания детей. Поэтому, прежде чем, как совершить необдуманный поступок родители должны подумать о том, каким примером может это стать для их детей.
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Что делать, если Ваш ребёнок ворует?
Советы для родителей дошкольников:
Бессмысленно затевать высоко моральные беседы, если малышу 2-3 года, для таких детей еще не существует ограничения «свое-чужое». Мир крутится вокруг него, и всеми его благами он пользуется тогда, когда считает нужным. Если Вы обнаружили чужую вещь в комнате у ребенка, то ему надо дать понять, что он поступил плохо и некрасиво.
Если кража происходит в период 4-6 лет, постарайтесь разобраться в том, что произошло, возможно, ребенок копирует кого-то из взрослых. Внимательно отнеситесь к своему поведению и поведению других в Вашем окружении. Ребенок может повторять поведение, если кто-то из взрослых приносит с работы полезную и нужную вещь в хозяйстве и всем рассказывает об этом. Если Вы увидели что-то незнакомое в вещах Вашего ребенка, не переживайте, возможно, он обменял свою вещь на чужую, это распространенная практика среди детей. Игрушка, принесенная из игровой комнаты детского сада, может быть давней мечтой. Безусловно, ее следует вернуть и внимательней задуматься о том, как Вы реализуете потребности ребенка. Если Вы случайно увидели среди спрятанных предметов чужую вещь или ребенок сам рассказал о том, что взял, обратите внимание на то, как он сам оценивает свой поступок, испытывает ли он стыд или нет. Если чувства вины нет, то Ваша оценка должна быть резкой и определенной (Вам не нравится, Вы удивлены его поступком, выразите надежду на то, что это не повторится). Если испытывает стыд, то давая оценку его поступку, обрисуйте картину переживаний того, чью вещь он забрал, и вместе выработайте стратегию возврата вещи без излишних унижений для Вашего ребенка:
- Правильней всего для возврата вещи организовать встречу двух детей без взрослых.
- Ребенок может предложить дать пострадавшему ребенку свою вещь на время, чтоб то мог поиграть у себя дома, если тот захочет.
Если ребенок взял деньги, выясните, для чего они ему понадобились. Если у него вымогают деньги, задача взрослого жестко это пресечь, не откладывая на потом. Ваш ребенок не должен испытывать страх и давление. Если ребенок взял деньги чтобы подкупить своих товарищей, объясните ребенку, что друзья, которым нужны подарки от вас, не самая надежная компания. Помогите ребенку повысить свой статус. Если ребенок не может объяснить, для чего ему понадобились деньги, выразите свое огорчение по поводу совершённого поступка, расскажите для чего предназначались деньги, в частности та сумма, которую он украл. Объясните, что у количества денег, тоже есть ограничения.
Семьи, в которых воспитание проходит по принципу всё общее, может произойти кража денег. Чтобы избежать подобного, необходимо четко объяснять, что у каждого человека есть границы (есть личные вещи и свое пространство, и оно не прикосновенно). Поэтому и у ребенка должен быть свой «личный уголок» (стол, шкаф, книжный шкаф), место, где хранятся его личные вещи. Никто из членов семьи без разрешения не должен пользоваться этими вещами, так ребенок быстрее поймёт, что есть вещи, которые нельзя брать без спроса.
Иногда бывает, что в доме с большим достатком, ребенок не имеет возможность пользоваться вещами и благами, то есть родители транслируют, что это вещи ему не принадлежат, и пользоваться ими он не может. Ребенок находится в неравных условиях со взрослыми. Это его оскорбляет и злит, в такой ситуации возрастает возможность домашних краж.
Обратите внимание на то, где хранятся ваши ценности, они должны быть недоступны для ребенка. Все, что лежит на видном месте, ребенок воспринимает как свое.
Важно помнить:
- Ни в коем случае не навешивайте ярлыки, называя ребенка вором;
- Избегайте сравнения с другими детьми и собой в детстве («а вот Петя так бы никогда не сделал», «Я в твоём возрасте никогда так не поступал»);
- Не заставляете ребенка отдавать свою игрушку в качестве извинения за совершенный поступок;
- Не «перегибайте» палку, обсуждая совершённый поступок ребенка, это приведет к тому, что он будет утаивать всё, за что ему стыдно;
- Не возвращайтесь к прошлому. Если ребенок понес наказание за совершенный поступок, осознал и признал вину, то эту ситуацию стоит считать закрытой и законченной;
- Помните, все обратимо, главное найти грамотный способ исправить ситуацию.
Первое, что должен понимать родитель — это то, что с определенного возраста возникает необходимость давать своему ребенку деньги на личные расходы. В предподростковом и подростковом возрасте ребенку важно быть не хуже других. С первых классов он начинает «вписываться» в коллектив. При этом самый простой способ для детей выделится и завязать дружбу — это чем-то поделится. Сделать это без финансовой поддержки достаточно трудно. Если родитель дает ребенку небольшие суммы денег, он уменьшает вероятность вынужденного воровства.
Важно учитывать интересы ребенка и желание внешне выглядеть как его сверстники, поэтому стоит дать ему возможность выбирать одежду самому.
Однако бывает такое, что родители, в связи с финансовым положением, не имеют возможности давать на карманные расходы. В этом случае спокойно объясните ребёнку, что вы не даете ему деньги, потому что так сложились обстоятельства. Попробуйте сесть с ребенком и найти какой-то выход из положения, например, подработать во время каникул.
Итак, если в вашем доме все-таки существует проблема воровства:
YAKUTIA.INFO. Узнав, что ребенок украл игрушку в гостях или шоколадку в магазине, одни родители впадут в панику — растет маленький воришка, другие отмахнутся — все в жизни хоть раз что-то воровали. Истина, как обычно, находится где-то посередине. Не стоит сразу отчитывать ребенка, важно разобраться, почему он взял вещь, которая ему не принадлежит, понимает ли он, что такое воровство и, если да, то зачем он это делает. Иногда причины такого поведения могут удивить родителей.
Если вы столкнулись с воровством ребенка или другими проблемами в поведении, попробуйте обратиться за помощью к детскому психологу. Специалист поможет разобраться в корне проблемы, найти к ребенку подход и скорректировать его поведение. По запросу «детский психолог Одесса» вы сможете найти грамотного специалиста в вашем городе.
В этой статье предлагаем обсудить взгляд психологов на детское воровство — в чем причины и что с этим делать.
Почему дети берут чужое или воруют?
Большинство детских психологов сходятся во мнении, что если ребенок украл какую-то вещь в дошкольном возрасте, он сделал это неумышленно, то есть, не понимая, что такое воровство. Дело в том, что маленькие дети не всегда четко понимают, где чужая вещь, а где моя.
Дети в возрасте 4-6 лет уже понимают, что есть мои вещи, а есть чужие, но для этого возраста характерна сильная импульсивность. Ребенок может взять игрушку в магазине, потому что ему захотелось. Да, он понимает, что нельзя, но взял. В таком возрасте дети еще слишком эгоистичны и родителям важно действовать деликатно — объяснять ребенку, что чужие вещи без спроса брать нельзя, почему это плохо. Но клеймить ребенка как вора категорически недопустимо.
Посмотрим, что, по мнению психологов, может побудить ребенка украсть или взять чужую вещь:
— ребенок еще маленький, он давно хотел какую-то игрушку или другую вещь, увидел ее в магазине или в гостях и взял;
— некоторые дети хотят сделать маме или папе подарок, так как не имеют своих денег, воруют какие-то вещи;
— очень часто дети могут воровать, чтобы привлечь внимание родителей или продемонстрировать им свою обиду на какой-то поступок;
— бывает и так, что дети воспринимают воровство как норму — здесь уже вопрос к родителям, воспитанию и окружению ребенка.
Что делать, если ребенок ворует
Никогда нельзя осуждать ребенка, не разобравшись. Вначале узнайте, что побудило ребенка так поступить, а потом, исходя из ситуации, объясните, почему так делать нельзя. Попросите ребенка вернуть украденную вещь другу или в магазин и извинился — это лучший способ наказания, который покажет, что за каждым поступком идут определенные последствия.
Также детские психологи советуют:
— не обсуждайте проблему с посторонними — только в кругу семьи и с психологом;
— если ребенок признался, что виноват, вернул вещь и попросил прощения, тема закрыта — не вспоминайте об этом;
— не приводите в пример другого ребенка — говорите с вашим ребенком только о нем, покажите, что осуждаете его поступок, но не его самого;
— периодически обсуждайте с ребенком, почему брать чужие вещи нельзя, рассказывайте, какие последствия могут быть у воровства.
Помните, что чаще всего детское воровство — это попытка ребенка привлечь внимание родителей. Работа с психологом поможет разобраться, что беспокоит ребенка и помочь ему.
Едва придя с улицы, Аня вынула из кармана куртки куколку в ярком платье, и, вступив с ней в разговор, двинулась в детскую. Ни мать, ни отец этой красавицы ей не покупали. «Чья это кукла?» — «Моя!» — не отвлекаясь от игры, ответила дочка.
Почему нельзя?
Даже самых спокойных родителей потрясает, когда вдруг обнаруживается, что их малыш что-то взял без спросу в гостях или унес из садика. За этим сразу следует скандал, слезы, праведный гнев, мрачные размышления о будущем ребенка. Подумать тут и вправду есть о чем, но без излишнего трагизма.
Я уже говорила, что маленькие дети в игре могут обмениваться игрушками друг с другом так, словно это общие игрушки и в то же время принадлежат каждому из них. Ребенок ведь не сомневается, что если вещь находится перед его глазами и до нее можно дотянуться, тем более еще и поиграть, то она — его. Представление о том, что такое «мое» и «чужое», появляется у маленького человека, как правило, после трех лет. А до тех пор детское воровство по сути и не воровство вовсе.
Ребенок пока просто незнаком с общепринятыми правилами и нормами поведения, родители, к сожалению, не нашли пока что времени ему сказать, что взять не свое — означает украсть, что очень плохо. Если объяснить все это вовремя, в самый первый замеченный вами раз, то велика вероятность того, что с этого раза он начнет хотя бы спрашивать, можно ли ему взять понравившуюся игрушку. Так вам, возможно, удастся покончить с проблемой в ее зародыше.
Внимание любой ценой
Но, случается, ребенок (как правило, это уже ребенок, вышедший из младенческого возраста), кладя себе в карман без спроса чужую вещь, осознает, что он делает что-то плохое. Главное, что нужно предпринять родителям, это постараться понять причины происшедшего и действовать в соответствии с понятым. Ведь психология детского «воровства» проста: таким образом ребенок компенсирует себе недостаток чего-то. А вот чего именно, и предстоит выяснить родителям.
Главным побудительным моментом взять чужое является, конечно же, сильнейшее, непобедимое желание иметь понравившуюся вещь, порой вопреки голосу совести. Ребенок может понимать, что поступает плохо, но сила искушения велика, и он не может устоять. Он осознает, что наносит вред другому, но находит самые разные оправдания своему поступку — «у Сережки и так много всего», «мне завтра купят, и я ему верну», «да они и не заметят ничего», и т.д.
Вы и вправду, случается, не замечаете, как из вашего кошелька пропадают монеты разного достоинства, со стеллажа — отдельные книжки, а с полки — диски. У вас масса дел, вы приносите домой деньги, вам не до мелочей. А замечаете ли вы при этом в принципе, как растет ваш ребенок, способны ли сами увидеть, что из купленного еще в прошлом году свитерка руки торчат чуть ли не по локоть? Замечаете ли, как он завистливым взглядом провожает сверстников с мороженым в руках?
И еще. Если у ребенка не все благополучно дома, он будет искать утешения вне его, среди сверстников. А чтобы завоевать их уважение, будет готов на многое, в том числе — брать у вас без спросу деньги с тем, чтобы «подкупать» ровесников, которые согласны общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. А вы были в курсе, что он одинок во дворе и в школе, что он не умеет общаться, не умеет дружить? И кто его этому должен был научить?
Вы вместе!
И вот вы вне себя, вы в панике — ребенок взял чужое!
Прежде чем начать разбираться, вспомните, пожалуйста, что перед вами не вор-рецидивист, а ваш сын или дочь. Значит, вам нужно быть предельно осторожными в словах, в чем бы вы его ни подозревали! Психологи считают, что родители должны всегда исходить из железного правила — никогда не обвинять ребенка в воровстве, даже если, кроме него, «украсть» было больше некому. Исключение, как пишет психолог Марина Кравцова, составляют случаи, когда вы застали его на месте преступления, но и в этом случае надо выбирать выражения, ведь иногда даже одного излишне жесткого разговора на эту тему достаточно, чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.
Но и в этом случае не стоит раздувать случившееся до масштабов катастрофы, равно как и делать вид, что ничего не произошло.
Да, вы расстроены, рассержены, но все-таки старайтесь держаться спокойно. Обвинения, а тем более рукоприкладство никогда не решат проблему (равно, как и вопрос: «Почему ты это сделал?», не получит внятного ответа), а ребенок будет и дальше заниматься своим делом, а вас обманывать, чтобы избегать наказания. После должной оценки происшедшего поговорите с ним спокойно и доверительно.
Маленький человек редко задумывается о последствиях воровства. Постарайтесь поставить его на место жертвы, пусть вспомнит, как ему было обидно, когда без спросу брали его вещи. Ребенка постарше можно спросить: «Представь, ты обнаружил, что из твоего кошелька украли деньги. Что бы ты сказал этому человеку?» Со школьниками одного разговора о честности, боюсь, будет уже недостаточно. Скажите им о таких последствиях их поступка, как потеря друзей, дурная репутация и возможные в будущем приводы в полицию.
Что касается возврата «украденного», то некоторые психологи советуют родителям настаивать на том, чтобы ребенок делал это сам и открыто: извинения, разбирательства с возможным участием родителей потерпевшего, -все эти неприятные процедуры ему запомнятся и предупредят повторение происшедшего. Я за менее шоковую терапию: стоит попробовать незаметно (оказавшись в тех же гостях) положить вещь на место или пойти возвращать ее вместе с ребенком и помочь ему в объяснениях: родители «вора», я считаю, должны делить с ним ответственность за случившееся. Ребенок оценит это, уверяю вас!
И вообще поменьше теории, поменьше нравоучений. Случилось ЧП, разбирайтесь в нем, вы — родитель и должны быть со своим ребенком вместе, и душой, и мыслями! Причем не только в моменты катарсисов, а постоянно, катарсисы предупреждая. Ребенка, не получающего в семье навыка доверительного, любящего общения, вряд ли ждет благополучная судьба.
Любовь против воровства
Тенденция к воровству у детей НЕ ИЗЛЕЧИВАЕТСЯ с помощью наказания. Это верно, что общество учит уважать законы, прибегая к суровым мерам. Но также верно, что ни одна из них не применима к ребенку дошкольного возраста: согласно закону он еще не способен отвечать за свои поступки. И родители поступят правильно, если займут такую же позицию. И будут считать проявления воровства у ребенка поступком БЕЗОТВЕТСТВЕННЫМ. Воровство «излечивается» не только внушением и оценкой поведения малыша. Важно еще так повести разговор, чтобы он захотел вас понять и согласиться с вашим мнением.
Только в том случае, когда ребенок почувствует, что родители любят его и он по-настоящему любит их, только тогда он хочет быть таким, как они, и подражать им. Никакие призывы к ограничению желаний не воздействуют на него. Вот почему так важно, чтобы он был хорошего мнения о родителях.
Возвратим владельцу то, что ребенок унес, постараемся выяснить, чего ребенку недостает дома, сделаем все возможное, чтобы дать ему то, чего ему не хватает. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности.
Здравствуйте,моему ребенку 9 лет,учится в 4 классе.Учится абсолютно не хочет,начал воровать деньги у учителя и дома,тратит их на друзей.На уроках ничего не делает,учителя не слушает,одни игры на уме.на месте сидеть не может,не усидчив,сам себе на уме,после школы идет гуляет,только не домой.Постоянно врет,с одноклассниками общий язык найти не может,рассеян.как ему помоч?
Получен 1 совет от психологов
Суржина Оксана Федоровна
Суржина Оксана Федоровна
Юлия, здравствуйте!
Трудно вот так, на основании одного письма, не зная Вас, Вашей семьи и ребенка, делать выводы и давать советы. Прежде всего надо понять, для чего Ваш сын ворует. Совершенно не потому, что у него не хватает чего-то материального. Вы пишете:
Юлия
начал воровать деньги у учителя и дома,тратит их на друзей.
Возможно,таким способом он пытается завоевать расположение одноклассников. Есть еще вероятность, что старшеклассники заставляют платить дань, запугав мальчика- такие случаи были. Но есть такое мнение, что ворующие дети прежде всего нуждаются в любви и принятии дома такими, какие они есть. Вы пишете, что он плохо учится, не хочет учиться, ничего не делает и т.п. Смею себе представить, сколько «хорошего» он слышит в свой адрес и дома, и в школе. Юлия, посмотрите, не слишком ли много Вы его ругаете? Немаловажно еще и то, какая атмосфера в семье, нет ли напряженных отношений между Вами и отцом мальчика. Иногда поведение ребенка является семейным симптомом, показывающим, что в семье кризис.
Кроме того, хорошо бы показать мальчика хорошему неврологу, проверить сосуды шеи при помощи УЗИ или рентгена с функциональными пробами, потому что часто травма шейного отдела позвоночника может являться причиной такого импульсивного поведения, как у Вашего сына, хотя это не отменяет всего того,о чем я писала выше. Хорошо бы, если бы Вы очно обратились к психологу.
Если ребёнок принёс из детского сада чужую куклу, не стоит сильно переживать и прочить ему криминальное будущее. Обычно дети воруют не потому, что они плохие или злые: чаще всего истоки кроются в отношениях внутри семьи. Более подробно о причинах и о том, что делать, рассказала психолог и сотрудник Международного института психосоматического здоровья Варвара Кислова.
Вопрос. Я заметила, что дочка (5 лет) стала приносить из детского сада какие-то неизвестные мне игрушки и дарить их младшей сестре. Призналась, что их ей якобы подарили в садике после того, как она рассказала пару выдуманных историй. Я ей объясняла, что чужое брать нельзя, да и раньше за ней такого не водилось. Объяснила, что это игрушки сада и общие: если все дети игрушки растащат, то играть будет нечем. Но она всё равно забирает не свои. После мы возвращаем их в сад, хотя видно, что она этого делать не хочет. Дома игрушек много, дарим их постоянно. Даже когда у одной дочери день рождения, другая тоже получает подарок, чтобы избежать зависти. Посоветуйте, как быть, как объяснить более внятно, если такое повторится ещё раз?
Ответ. Когда ребёнок берёт что-нибудь без спроса в детском саду, родители часто переживают, что это плохие симптомы и он станет вором. Важно знать, что с таким поведением хотя бы раз в жизни сталкиваются большинство родителей.
Для пяти лет ситуация, когда ребёнок без спроса берет чужие вещи, абсолютно нормальная. Дети в таком возрасте ещё не могут полностью контролировать своё поведение и желания. У них не сформирован волевой компонент. Это не значит, что не надо обращать на это внимания. Стоит понять, что стоит за таким поведением, чтобы помочь ребёнку освоить социальные нормы.
Причин у детского воровства может быть несколько:
1. Модель поведения идёт из семьи. Разговоры о недопустимости воровства и понятию «моё — чужое» возможны только при условии, если родители своим поведением транслируют ту же мысль.
2. У ребёнка нет личных вещей. Часто бывает, что вещи как бы его, но мама заходит в комнату, наводит порядок, по факту всё подчинено контролю родителей. Или же это общие вещи с братом или сестрой. Это не даёт сформироваться понятию «моё — чужое». Обязательно нужно, чтобы у ребёнка были какие-то личные вещи, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению: выкинуть, подарить, прибрать или не трогать. Также он должен понимать, что у него есть как права на эту вещь, так и обязанности по отношению к чужим. То есть нужно рассказать ребёнку, где в доме лежат мамины, папины вещи, а где — его.
3. Самоутверждение. Бывает, что родители постоянно сравнивают ребёнка с кем-то, дёргают его, указывают на слабые стороны. Он пытается самоутвердиться и берёт чужие вещи.
4. Компенсация внимания. Нередко бывают случаи, когда родители заняты работой и пытаются восполнить любовь и заботу по отношению к ребёнку подарками. Так они стараются снять с себя чувство вины. Ребёнок всё равно получает мало внимания, но при этом он начинает связывать с ним вещи. С одной стороны, он может добирать внимание чужими вещами, а с другой — может воровать, чтобы обратить внимание родителей на себя хотя бы таким способом.
5 надёжных способов вырастить из ребёнка жадину
Чтобы ребёнок не воровал, нужно не создавать таких мотивов и поводов. Зная эту базу, ждать такого поведения не стоит. Конечно, существует ещё ряд причин, по которым дети начинают воровать вещи из детского сада, но они более индивидуальны и раскрываются уже в ходе психотерапии.
Если это всё-таки произошло, нужно спокойно наедине поговорить с ребёнком. Это стоит делать дома и ни в коем случае не на людях, желательно без других членов семьи. Во время разговора сделайте акцент на том, что в вашей семье это недопустимо. И ребёнок, и родитель должны быть в спокойном состоянии. Избегайте нравоучений. Это именно разговор, а не чтение морали о том, что воровство — это ужасно и ты вырастешь вором. Тогда ребёнку не остаётся ничего, кроме как оправдывать ожидания.
Нельзя спрашивать ребёнка, особенно дошкольного возраста, почему он так поступил. Дети не умеют отвечать на вопрос «почему?»
Нужно задавать конкретные вопросы и интересоваться скорее чувствами ребёнка и самой ситуацией: что ты сделал, у кого ты взял.
Затем нужно объяснить, что придётся вернуть вещь владельцу и извиниться перед ним. При этом нужно, чтобы ребёнок и владелец были наедине. Ситуация, когда родители или педагоги заставляют извиняться перед всеми, сама по себе унизительна и не несёт положительного опыта. Ребёнок потом будет думать, что даже если он украл, то извиняться — это ещё хуже и ещё более болезненно.
После того как этот эпизод прошёл и ситуация себя исчерпала, долго говорить об этом с ребёнком не нужно, потому что, если разговор был полноценный, все выводы он уже сделал.
Если воровство становится не единичным случаем, а повторяется, то стоит обратиться к психологу, потому что у этого могут быть гораздо более сложные глубинные причины, чем перечисленные выше. Родители часто боятся идти к психологу, потому что боятся услышать упрёки в свой адрес. Ведь если с ребёнком что-то не так, то в первую очередь родитель винит себя. Но хорошие психологи работают конфиденциально и целенаправленно стараются помочь, а не упрекать. И хороший психолог обязательно вас поддержит.
Опускать руки не стоит. Воспитание ребёнка зависит от нас, поэтому нужно действовать.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Сыну 9.5 лет. Тащит всё что видит. Планшет, комиксы, игрушки, еду. Дома и в школе. Дома может утащить ноутбук у дедушки и там наустанавливать игр. Спрашиваю, зачем ты это сделал, чего тебе не хватает, а он молчит. И так повторяется до бесконечности. Дедушка долго терпел, но уже и сам начинает скандалить. Пробовали бороться. И обсуждали с ребенком, и объясняли, и журили, детскую Библию ему подарили — всё без толку. Ставили в угол — только отвернешься, убегает и опять тащит. Лишали вкусняшек, развлечений, общения с друзями — только ощещение, что ему все безразлично. За многократное воровство даже пороли несильно — орет, умоляет, клянется, а через день как будто ничего не было. У ребенка всё есть, а он все равно тащит чужое.
И еще врет по поводу и без(((
Врачи, кроме гиперактивности, ничего не пишут, а мне страшно. Принимаем таблетки. Психолог, которая с ним работает, говорит «всегда на своей волне». Раньше были истерики и манипуляции, но — слава богу — отучили. Грустно это(((
почти 10 лет! это уже коняра, которого надо наказывать ременем, а не Библию дарить. Всыпать пару раз, жестко поговорить. Я так понимаю отца нет, дедушка, да вы. Небось сюсюкались с ним до 9 лет.
Не волнуйтесь, в школе пацаны за крысятничество и пиииздеш отпииизздят его разок хорошенько, тогда и встанут у него мозги на место
А так, принимайте теперь превентивные меры, исходя из того, что дома ВОР, сделать замки в каждой двери, на шкафах, не оставлять ничего ценного. Можно кстати, экскурсию в тюрьму. Есть такая метода, чтобы ребенок не стал наркоманом или преступником, устраивают экскурсии в наркодиспансеры и тюрьмы.
В смысле «тащит в школе»? Ворует чужие вещи у одноклассников?
В смысле «тащит в школе»? Ворует чужие вещи у одноклассников?
Мелко плаваете. У директора школы Макбук подрезал.
Таблетки какие принимаете? Еще, так понимаю, сын без папы растет? Обязательно отдайте пацана в любой вид спорта, где тренер — мужчина! Волейбол, футбол, плавание, борьба. Ребенку нужен хороший наставник мужского пола, чтобы малой пример с него брал! Если нет финансовой возможности — обзвоните и обойдите все ДЮСШОР, если есть в Вашем городе, там детей в основном бесплатно обучают. Нужно просто энергию его переключить на нужное русло — когда после школы и тренировок времени на ерунду оставаться не будет.
Сыну 9.5 лет. Тащит всё что видит. Планшет, комиксы, игрушки, еду. Дома и в школе. Дома может утащить ноутбук у дедушки и там наустанавливать игр. Спрашиваю, зачем ты это сделал, чего тебе не хватает, а он молчит. И так повторяется до бесконечности. Дедушка долго терпел, но уже и сам начинает скандалить. Пробовали бороться. И обсуждали с ребенком, и объясняли, и журили, детскую Библию ему подарили — всё без толку. Ставили в угол — только отвернешься, убегает и опять тащит. Лишали вкусняшек, развлечений, общения с друзями — только ощещение, что ему все безразлично. За многократное воровство даже пороли несильно — орет, умоляет, клянется, а через день как будто ничего не было. У ребенка всё есть, а он все равно тащит чужое.
И еще врет по поводу и без(((
Врачи, кроме гиперактивности, ничего не пишут, а мне страшно. Принимаем таблетки. Психолог, которая с ним работает, говорит «всегда на своей волне». Раньше были истерики и манипуляции, но — слава богу — отучили. Грустно это(((
вы сами перестаньте врать в семье и воровать ( с работы, к примеру, не доплачивать налоги и взносы, распечатывать на казенной бумаге для своих нужд что-то, всегда покупайте билет в автобусе и так далее). Начните с себя. Ребенок вас зеркалит.
Ознакомить подлеца с культурой древнего Востока и отрубить ему кисть правой руки.
Сыну 9.5 лет. Тащит всё что видит. Планшет, комиксы, игрушки, еду. Дома и в школе. Дома может утащить ноутбук у дедушки и там наустанавливать игр. Спрашиваю, зачем ты это сделал, чего тебе не хватает, а он молчит. И так повторяется до бесконечности. Дедушка долго терпел, но уже и сам начинает скандалить. Пробовали бороться. И обсуждали с ребенком, и объясняли, и журили, детскую Библию ему подарили — всё без толку. Ставили в угол — только отвернешься, убегает и опять тащит. Лишали вкусняшек, развлечений, общения с друзями — только ощещение, что ему все безразлично. За многократное воровство даже пороли несильно — орет, умоляет, клянется, а через день как будто ничего не было. У ребенка всё есть, а он все равно тащит чужое.
И еще врет по поводу и без(((
Врачи, кроме гиперактивности, ничего не пишут, а мне страшно. Принимаем таблетки. Психолог, которая с ним работает, говорит «всегда на своей волне». Раньше были истерики и манипуляции, но — слава богу — отучили. Грустно это((( вы сами перестаньте врать в семье и воровать ( с работы, к примеру, не доплачивать налоги и взносы, распечатывать на казенной бумаге для своих нужд что-то, всегда покупайте билет в автобусе и так далее). Начните с себя. Ребенок вас зеркалит.