Как отучить ребенка от телефона во время еды

Что делать, если пульт от телевизора у вашего ребенка можно отобрать только с боем

Все родители знают никогда не подводящий метод отвлечь ребенка от своей персоны — включить телевизор с мультиками. И тогда вместо пятидесяти вопросов в минуту вы будете слышать только тихий шум от экрана. Но на самом деле такая тактика в конечном итоге не приносит пользы ни взрослым, ни детям.

Давным-давно доказано, что телевизор, как компьютер или планшет, далеко не всегда положительно влияют на детское развитие. До четырехлетнего возраста малыши познают мир вокруг себя всеми органами чувств, а усадив ребенка перед экраном, вы значительно сужаете ему возможность познания. В это время он должен ползать, щупать, хватать, прыгать, пробовать новое, накапливая таким образом осязаемый опыт.

Итак, давайте разберемся, как сделать так, чтобы ваш ребенок не стал «телеманом»:

1. Не включайте телевизор «фоном». Взрослые передачи, мультики, реклама — малышу это не важно. Его внимание захватывают движущиеся картинки. Детское восприятие, поясняют психологи, отлично от взрослого. Ребенок до 5−7 лет воспринимает все, в том числе и рекламные ролики, буквально. Способность понимать и оценивать их замысел появляется лишь к 8−12 годам.

2. Не включайте мультики для «отвлечения». Бывает, что маленького ребенка трудно накормить и мамы ставят мультфильмы, чтобы ребенок засмотрелся и на автомате открывал рот, когда к нему подносят ложку. Но это неправильно. Во-первых, это формирует привычку — есть только под телевизор, что вредно для здоровья. А во-вторых, ребенок поймет, что если он не хочет что-то делать, то мама включит ему мультфильм и начнет переносить этот опыт с еды на другие занятия.

3. Не делайте дома «культ» телевизора. Папа приходит с работы и отдыхает за просмотром новостей? Ребенок переймет систему поведения и быстро начнет воспринимать времяпрепровождение у голубого экрана как единственно возможный способ провести время и отдохнуть.

4. Объясните родственникам свою позицию. Расскажите бабушкам-дедушкам, няням, тетям и всем, с кем остается ребенок, про правила по просмотру мультфильмов. Иначе скоро вы превратитесь в «злобных родителей», которые запрещают детям то, что можно делать в гостях у родственников.

5. Ограничивайте время просмотра мультфильмов. Для дошколят — оптимальное время около телевизора — 15 минут. Не поддавайтесь на уговоры ребенка, на «вот у нас в садике», или «а Машина мама…», объясните, что у вас дома другие правила и вы будете им следовать.

6. Просмотр телевизора должен быть осознанным. Вы должны помочь малышу понять, что он видит. Хорошо, если взрослый сидит рядом и поясняет происходящее, задает вопросы, заводит обсуждение. Это помогает ребенку учиться и познавать мир.

7. Контролируйте то, что смотрит ваш ребенок. Вы должны быть уверены, что данный мультик или передача подходит вашему чаду по возрасту и не навредит его психике. Лучше всего в дошкольном возрасте отдавать предпочтение обучающим мультикам, таким как «Аркадий Паровозов» или «Фиксики». Если вы не хотите тратить время на подборку сами — можете воспользоваться нашим дайджестом образовательных мультфильмов.

8. Замените телевизор иной деятельностью. Нельзя просто запретить просмотр мультфильмов, не предложив альтернативных вариантов. Займитесь чем-то вместе с ребенком: почитайте книги, сочините сказку, попробуйте себя в лепке или рисовании, сходите на прогулку. Покажите, что есть много куда более интересных способов провести время. И скоро ребенок сам себя сможет занять, не прибегая к помощи «голубого экрана».

9. Ходите в кино. Вместо просмотров мультиков дома и в одиночестве предложите ребенку сходить всей семьей в кинотеатр. Это не так вредно для здоровья, и полезно для сплочения семьи. После просмотра обязательно обсудите с ребенком увиденное. Поверьте, такой вид досуга скоро станет хорошей семейной традицией.

10. Не переусердствуйте. Не используйте фраз «ты смотришь слишком много мультиков» или «выключи телевизор немедленно!». Объясняйте, а не запрещайте. Сокращайте время перед экраном поэтапно, проводите беседы с ребенком. Он должен понимать, в чем причина новых правил, а главное — знать, что это не наказание.

Как сделать так, чтобы ребенок не сидел в телефоне за столом: 3 действенных совета (плюс игра)

08.04.2021 2285

Если вы хотите отучить ребенка играть в телефон за столом и желаете привить ему иные хорошие манеры, то в первую очередь придется пожертвовать своими привычками.

По правилам столового этикета, как только на обеденным столе появляется еда и напитки, то все посторонние предметы — телефоны, игрушки, книги и другое — нужно отложить в сторону. Это правило — настоящий вызов не столько для детей, сколько для родителей, ведь именно взрослые нарушают его чаще всего. Мамы и папы иногда настолько сильно привязаны к гаджетам, что даже не замечают, как подают детям плохой пример.

Если вы действительно хотите отучить ребенка играть в телефон за столом и желаете привить ему иные хорошие манеры, то в первую очередь придется пожертвовать своими привычками.

Как и где взрослые нарушают правило уместности гаджетов за столом

Посторонние предметы, не относящиеся к приему пищи или к сервировке: телефоны, ключи, очки, перчатки, документы, книги, дамские сумочки и прочие подобные вещи, не должны находиться на столе во время еды. Рассмотрим подробнее ситуацию с телефоном. Для этого ненадолго отвлечемся от воспитания детей и поговорим о взрослом мире.

Пример №1

Представьте, что вы пришли в ресторан на встречу с подругами. Планируете пообщаться, посмеяться, вкусно поужинать. В общем, хорошо провести время вместе. Однако, заняв столик, никто из женщин не убирает телефон.

Это значит, что почти вечер «общения» совершенно точно превратится в бесцельный просмотр лент социальных сетей, переписку и созвоны со своими мужьями или ухажерами. Подруги будут бесконечно публиковать историй в инстаграм, показывая подписчикам, как они весело проводят время.

В итоге вся дружная компания не общается, а «зависает» в телефонах. Вопрос: зачем надо было собираться?

Пример №2

Пример №3

С друзьями и партнерами разобрались. А что с семьей и родными? Некоторые полагают, что правила приличия созданы только для общения с посторонними. С близкими же мы якобы можем демонстрировать любое поведение, не всегда тактичное или откровенно хамское. Однако это не так. Уважение в семье — залог гармонии и понимания.

Поэтому дома во время еды взрослые должны также контролировать свои действия. В данном случае не пользоваться телефоном. В противном случае, у ребенка и других домашних возникнет чувство, что их присутствие не представляет для вас ценности. После дети обязательно начнут вести себя также. И упрекнуть их будет не в чем.

Как научить ребенка не пользоваться посторонними предметами за столом

— Во-первых, постарайтесь донести до своего чада все то, что я написала абзацем выше. Дайте ему понять, что телефон не важнее человека.
— Во-вторых. Договоритесь в семье, что пока вы принимаете пищу, телефоны, гаджеты да и вообще любые посторонние предметы могут подождать.
Это относится и к папам, поскольку они иногда считают, что все эти «этикетные заморочки» их не касаются. Такие рассуждения в корне не верны. Родителям нужно действовать сообща.
— В-третьих, общайтесь за столом.
Уделяйте внимание всем членам семьи, интересуйтесь делами друг друга, говорите на разные темы, расспрашивайте ребенка о том, что интересного произошло у него за этот день, помечтайте вместе, спланируйте ближайшие выходные или семейный отпуск.

Игра, которая поможет детям усвоить это правило

Накрывая стол, специально раскладывайте несколько неуместных предметов среди посуды и столовых приборов. Что это может быть? Да что угодно: ключи от дома, фишки из настольной игры, блокнот, рукавички, телефон папы, губная помада мамы и другое. После попросите ребенка найти эти предметы и убрать их со стола.

Во-первых, и самое главное, говорит Салли Пек (детский психолог), приводится пример. Если вы приклеены к телефону, почему бы вашему ребенку не сделать то же самое?

Почти треть российских детей имеют планшеты к тому времени, когда им исполнилось восемь. Только у половины есть мобильный телефон. И все больше и больше родителей полагаются на эти устройства, чтобы ребенок не капризничал. Я бы сказал, что около половины родителей маленьких детей, которых я знаю, полагаются на какие-то технологии, чтобы получить их через более раздражающие части воспитания. Бесчисленные друзья говорят мне, что их ребенок — «хитроумный едок» и не может тратить еду без, скажем, просмотра того же эпизода Peppa Pig, снова и снова.

Но, конечно, ребенок может. Это просто требует немного работы. И в то время как вы, безусловно, должны выбирать свои битвы в качестве родителя, это один из самых важных из них: во время еды есть ключевые моменты для установления социальных и словесных навыков и здорового питания, которые будут длиться всю жизнь. Несколько недель назад в кафе с гамбургером в полдень в воскресенье мои дети были единственными — в детской комнате — сидя за столом без экрана перед ними. На шести или семи других столах семейная еда, которая считалась лакомством, когда я была ребенком, превратилась в печально одиночную деятельность детей и родителей, которые, по сути, были одни вместе. Новое приложение DinnerTime утверждает, что оно может помочь родителям избежать драмы, пытаясь снять планшет с ребенка, отключив устройство во время еды. Существует даже таймер, который говорит ребенку, сколько времени у них есть, пока они не смогут снова использовать свой планшет.

Но, полагаясь на приложение, чтобы установить закон с детьми, он не сработает.

Как и в большинстве случаев, ответ заключается не в полной абстиненции. Цифровой мир богат и неизбежен. Расслабление иногда перед фильмом или мультфильмом — это весело. Но опасно создавать таблетки и телевизионные костыли для семьи и еды. Семейное питание должно быть интерактивным и приятным для всех. Трудно принимать каждый прием с ребенком, но если вы креативны, вы можете взять на себя как минимум одно семейное питание в день за столом и без технологий. Один друг, мать семи лет, обнаружил, что ее муж слишком поздно возвращался из офиса, чтобы поужинать с семьей, поэтому она назначила ежедневный семейный завтрак.

Итак, как вы отлучите своего ребенка от планшета?

Во-первых, и самое главное, привести пример. Если вы приклеены к телефону, почему бы вашему ребенку не сделать то же самое? Делайте еду в свободное от технологии время и ограничивайте использование планшета и смартфона (я имею в виду ваш) в другое время, когда вы со своими детьми.

Во-вторых, как я узнал в нашем недавнем набеге на тренировки в ночное время, вы должны составить план, который ясен вам, вашему ребенку, вашему партнеру и поставщику услуг по уходу за детьми, а затем вы все должны придерживаться этого. Всегда.

Когда наш двухлетний ребенок не мог спать, мы искали совет «эксперта сна». Это было не дешево, но это были лучшие деньги, которые я потратил на связанные с ребенком вещи. Мы пошли от дочери, которая никогда не прибивалась к дому и не могла заснуть без родителя рядом с ней, чтобы гораздо более счастливая девушка, которая не только дремала, но и спала. И теперь у нас есть вечери, чтобы провести вместе.

Переход к специалисту сна был похож на школу для щенков: все они предназначены для взрослых. Мы должны были установить четкую позицию перед сном (ужин, чистка зубов, несколько историй, выбранных нашей дочерью, после чего каждую ночь повторялась одна и та же самая голодная ночь), а затем вы даете поцелуй и покидаете комнату, когда она не спит). И тогда мы должны были придерживаться этого в течение трех ночей, которые она вопила, входя в ее комнату, чтобы успокоить ее, что мы скоро вернемся, чтобы проверить ее, и что ей нужно спать.

Таким же образом, родители должны положить свою ногу с помощью планшета. Более часа в день кажется абсурдным, и это, безусловно, не должно быть связано с приемами пищи. Но объясните это вашему ребенку; не полагайтесь на сообщение на экране, чтобы сообщить своему ребенку, что вы хотите поделиться с ним едой.

Катя растит двух сыновей 3 и 5 лет. Возраст непростой, так что мама признается: без гаджетов она бы не смогла. Особенно спасают мультики на планшете, когда детей нужно накормить. Уставившись в экран, эти вечные нехочухи вдруг послушно начинают орудовать ложками. А маме большего и не надо. Однако эксперты предупреждают: подобная практика очень вредит детям.

Педагог по раннему развитию с 34-летним стажем. Детский психолог

— Просмотр мультиков во время еды действительно легкий способ накормить маленького ребенка, значительно упрощает сам процесс кормления. Для многих мам и пап детское питание — это целая проблема. И когда находится такое простое решение, они только рады. Мультфильмы или любой другой контент на гаджете сразу привлекает внимание малыша. Настолько, что все остальные раздражители для него просто перестают существовать.

Что происходит, когда ребенок ест и смотрит мультики

Внимание ребенка очень ситуативно. Если вы решите позаниматься с малышом 1,5-2 лет, например, рисованием, то заметите, что дольше 10-15 минут даже при очень большом интересе он не сможет заниматься. Такова его возрастная норма. Его мозг еще не научился выполнять несколько задач одновременно. Мультфильм с яркими картинками, интересными персонажами, разными звуками и музыкой гораздо сильнее увлекает кроху. Поэтому если включены мультики, прием пищи проходит фоном, автоматически.

За рамками восприятия у ребенка остается весь процесс приема пищи: он не фиксируется на том, что он ест, как ест, какое это блюдо и каково оно на вкус. И пропускает момент насыщения.

Еще один важный момент — во время такого обеда у матери нет близкого контакта с ребенком: малыш, не отрываясь от экрана, открывает рот, а мама механически подносит ему ложку. Нет воспитательного момента. Но правила поведения за столом нужно прививать с раннего детства.

А ведь трапезе отводится гораздо больше смысла, чем просто насытить организм энергией. Самые важные события жизни мы отмечаем за столом, приглашаем близких, делимся «хлебом и добрым словом». И одно дело, когда в семье есть традиция совместных ужинов с живым общением и эмоциями, а другое — если родственники едят молча, уткнувшись носом в экран телефона.

Чем это может грозить

Переедание, ожирение. Человек не может отследить сигналы своего тела, это называется неосознанное питание.

Ребенок не учится распознавать чувство насыщения.

Склонность к зависимостям. Импульс от еды мощно подкрепляется визуальным рядом. Так формируется стойкий рефлекс — в будущем он без гаджетов не сможет нормально поесть.

Неизбирательность к пище. Ребенок осознанно не знакомился с едой, не узнавал новых вкусов, не делал выбора.

Конформизм, отказ от собственного мнения. «Ешь то, что дают» стало для него нормой, принятой в таком раннем возрасте, когда критиковать, отказываться и сомневаться человек еще не был способен.

Проблемы с желудочно-кишечным трактом. Автоматический прием пищи отражается на работе пищеварительной системы: пища хуже усваивается, выделяется меньше желудочного сока, появляются проблемы с перистальтикой кишечника.

Почему родители разрешают включать мультики во время еды

Потому что сами подают пример: дома телевизор часто работает в фоновом режиме, садясь за стол, взрослые кладут с собой телефон, а иногда и просматривают контент во время еды.

Взрослым неудобно тратить время и силы на детскую трапезу. Гораздо проще включить планшет, быстро накормить кроху и заниматься своими делами.

Мамы не хотят слышать плач ребенка — малыш наверняка будет сопротивляться, если мама выключит мультики и заберет планшет. Кстати, вот шпаргалка, как реагировать на детские капризы.

Наши дети умны, любознательны, способны с легкостью осваивать цифровые устройства уже в раннем возрасте. Интересно наблюдать, как маленькие пальчики пятилетнего ребенка ловко летают по клавиатуре ноутбука или смартфона, выбирая интересующие его программы.

Однако большинство родителей обеспокоены такой привязанностью к гаджетам. Они справедливо считают, что смартфоны отвлекают детей от не менее интересных занятий – общения со сверстниками, подвижных игр на свежем воздухе, чтения. Их интересует, можно ли отучить ребенка от этой не самой полезной привычки или хотя бы свести ее к минимуму и “заставить детей гулять”? Постараемся ответить на эти вопросы.

Завершилось исследование группы российских ученых, которое длилось 14 лет и было направлено на изучение воздействия излучения смартфонов и сотовых телефонов на детей.

Ученые пришли к выводу, что у активных юных пользователей наблюдается замедление реакции на звуковые и световые сигналы, значительно возросло число грамматических ошибок при письме. Существенно снизился уровень работоспособности, внимания, смысловая память.

Доводы ученых услышали в Роспотребнадзоре и Рособрнадзоре. Были выпущены рекомендации, ограничивающие использование в школах гаджетов.

Наиболее эффективный способ — ограничить время, проводимое ребенком с телефоном. Чем меньше он сидит с гаджетом, тем меньше вреда получает его организм.

Правило 4 «В». Для снижения негативного влияния смартфонов на здоровье ребенка, необходимо соблюдать принцип 4 «В» —включил, выбрал, выполнил, выключил. Правда на практике эту рекомендацию очень трудно соблюдать. И родители школьников это прекрасно знают.

Еще несколько правил:

  • Обозначьте время, когда ребенку телефоном пользоваться нельзя – перед и сразу после сна, во время еды.
  • Станьте примером для ребенка. Если возвращаясь с работы домой, вы в первую очередь включаете телевизор либо весь вечер находитесь с гаджетом, ребенок обязательно возьмет на вооружение вашу модель поведения.
  • Будьте ближе к ребенку. Проводите с ним больше времени: гуляйте, вместе выполняйте домашнюю работу. Это снизит потребность ребенка занимать свое свободное время смартфоном, а ваши взаимоотношения улучшатся.

Детям можно пользоваться смартфоном, но ограниченно: во всем должна быть мера.

Наверное, сейчас каждый родитель задает себе вопрос “Как отвлечь ребенка от телефона, вытянуть его из мира гаджетов?”. На самом деле все просто: нужно просто организовать его времяпровождение в реальном мире, предложить интересную альтернативу. Тем более, что сейчас огромное количество игровых пространств, детских площадок в открытом доступе. Также всегда есть возможность приобрести уличный “замок для принцессы” или качели и разместить их прямо во дворе. Такие приспособления можно найти в специальных компаниях вроде ЭкоБилд.

На детских площадках ребенку будет интересно играть как в одиночестве, так и дружной компанией. Здесь можно говорить о двойном преимуществе: малыш не только забудет о телефоне, но и займется физическими упражнениями, которые так необходимы детям. Так, рукоход, который, как правило, располагается на всех детских комплексах, развивает мышцы спины и плеча, повышает ловкость, улучшает координацию. Разнообразные упражнения на шведской стенке могут укрепить пресс и исправить осанку. А классическая стенка для перелезания позволит не только развить мышечную систему, но и повысить сообразительность и логическое мышление.

Как дети могут развлекаться на игровых комплексах? Включаем фантазию! Например, дошкольникам можно предложить лабиринт, ролевые варианты с освобождением принцессы из башни, элементы несложных соревнований на горках и лестницах.

Ну а для детей постарше отлично подойдут командные игры. Помните спортивную игру “Веселые старты”? Так ее легко можно организовать в игровых комплексах, особенно в тех, где есть модули для скалолазания, рукоходы, лестницы, расположенные под разными углами. Ребенок не только на весь день забудет о телефоне, но и будет развиваться физически, что особо важно в школьном возрасте.

Именно в подобных комплексах ребенок развивается всесторонне: совершенствует спортивные навыки, коммуникацию и фантазию. Так, сегодня ваш малыш возглавляет банду пиратов, а завтра участвует в мини-олимпийских играх во дворе! Зачем в таком случае игра на телефоне за персонажа, если главным героем можно стать самому?

Сегодня сложно представить ребенка без мобильного телефона, планшета или компьютера. С одной стороны, они дают возможность получать массу полезной информации, учиться новому, общаться. Обратная сторона медали — болезненная гаджет-зависимость. Ребенок не может расстаться с любимыми устройствами ни на час, перестает слушать родителей, на замечания реагирует агрессивно. Чем опасна гаджет-зависимость для ребенка и как с ней справиться, рассказывает психолог семейного центра «Диалог» Марина Раткина.

— Марина, часто ли к вам обращаются семьи, где ребенок страдает зависимостью от гаджетов?

— Да, я все чаще слышу жалобы: «Наш ребенок не расстается со своим телефоном, что делать?» или «Как отучить сына выпускать из рук планшет хотя бы во время еды?». Подобные вопросы задают родители детей от 7 до 15 лет.

Что происходит с ребенком, у которого гаджет-зависимость?

— У этого явления есть свои плюсы. Ребенок сидит дома и развивает навыки владения техническими устройствами. Он не пропадает на улице в непонятных компаниях.

— А каковы минусы?

— Ребенок перестает общаться с реальными людьми. Гаджеты не могут научить его понимать других людей, решать конфликтные ситуации, отстаивать свою позицию. В результате происходит задержка эмоционального и социального развития.

— Как понять, что малыш стал зависим от гаджетов?

— Он замыкается, все свободное время проводит с телефоном или компьютером. Если вы пытаетесь забрать устройство, ребенок проявляет агрессию, не слушается, обманывает. Когда в гости приходят друзья, они играют только в электронные игры. Ребенок не идет есть, оперируя такими доводами, как «мне нужно доиграть», или во время еды проводит все время в смартфоне. Нарушается режим сна и бодрствования.

Советы родителям:

Устраивайте совместные обеды и ужины

Собирайтесь за столом всей семьей. Обменивайтесь впечатлениями и мечтами, вместе готовьте, пробуйте новые блюда. Если времени в будни не хватает, делайте это в выходные. И главное — никаких гаджетов за столом.

Подпишите «взрослый» договор

Больше общайтесь

Расспрашивайте ребенка о делах в школе, о его друзьях, о планах на выходные и каникулы. Учитесь не только слушать, но и слышать ребенка. Проводите вместе больше времени: гуляйте, занимайтесь спортом, играйте. Не обесценивайте его проблемы и переживания. Станьте для малыша верным другом.

Справка:

Для получения консультации психолога можно обратиться в семейный центр «Диалог» по адресу: ул. Каргопольская, д. 11, корп. 2. Также можно связаться по телефону (с мобильного): 8 (499) 975-71-50.

Ребенок 2,5 привык есть под мультики и вообще слишком привык к мультикам. Как отучить? Без мультиков не ест, ест под песенки и книжки (пытаюсь чем-то заменить). Но вот просто сидеть и есть — такого кажется никогда я не добьюсь :(((

106 Ответов

Мы переросли это дело ближе к 4 годам

я бы подождала, но у нас проблемы с развитием, надо много заниматься, а ребенок как видит альбомы по речи или прочее развивательное сразу ором кидается к компьютеру. я уже спрятала его, но нет, рыдаем, ищем…

Альбом по речи в 2,5?

У меня старшая одно слово до трёх лет говорила. Сейчас не остановишь. И мультики постоянно смотрела тоже)

До 3-х лет вроде не ставят ЗПРР, или нет?

нам поставили и не один специалист

Звуки ставят на же в финале, годам к пяти-шести. Но чаще они сами встают на место. Моему только «Р» помогали научиться говорить. Все остальное само постепенно включилось. Ещё к первому классу была каша во рту. Мы занимались в результате до 4 класса включительно.

Алена Чурбанова Хочу вас поддержать и предостеречь. Моя старшая сестра заговорила очень поздно. Когда ей было почти шесть лет, она говорила «кокопа» (молоко), «татана» (сметана) – двухлетние дети иногда лучше говорят. Более-менее понятно она заговорила к школе. Учёба давалась ей тяжело, но начальную школу в итоге закончила как и все за три года с нормальными оценками (мама всё это время не работала и постоянно занималась сестрой). В среднем звене училась в основном на тройки, но тут уже было дело в её нежелании учиться, она просто не делала домашние задания и хватала кучу двоек за это, потом на четвёрки писала контрольные, а итоговая всё равно выходила 3.
Уже будучи взрослой замужней дамой, она захотела получить высшее образование, сама по учебникам подготовилась к экзаменам, поступила и вот уже заканчивает. На мой взгляд жизнь удалась.
Есть одна проблема: нет контакта у неё с мамой. Не хочет сама к ней приезжать, звонить и т.д. Я маме звоню каждый день, потребность у меня такая узнать как у неё день прошёл, услышать её голос. Иногда доходит до того, что я из Москвы к родителям летаю в гости чаще, чем она, при этом сестра с родителями живёт в одном городе… У сестры постоянно какие-то обиды на маму, что вот она мне вот это сказала и т.д. Сколько помню своё детство, мама всегда занималась с ней, хотела сестра или не хотела (и мне всегда было обидно, казалось, что сестру любят, а меня нет). Может, из-за этого сейчас моя сестра не хочет лишний раз с мамой общаться… Я не знаю.
Пожалуйста, давайте ребёнку понять, что вы его любите любым 🙂

P.S. Кстати, звонит она маме только после каждого экзамена/зачёта, хвастается: «Вот, сдала такой-то предмет на четвёрку». Видимо, до сих пор в ней сидит, что её любят только за подобные достижения…

а телек на кухне? мой тоже всегда ел у телевизора под мультики и у бабушки так ел. а сейчас мы переехали и едим просто не кухне (в которой телека нет) и он спокойно ест) просто нет в комнате телевизора. песенками и книжками я никогда не заменяла, правда)

я сейчас переставила стульчик на кухню, там нет ни тв ни компа. но она не сидит за ним, кричит тянет руки. беру на руки — сползает и до свидания еда.