В современном мире сложно представить жизнь без смартфона или компьютера. С малых лет к технологиям приобщаются и дети. Однако многие родители сталкиваются со сложностью: ребенок часами смотрит видео и «залипает» в онлайн-игры, забывая про жизнь, обязанности и учебу.
Педагог и руководитель «Контур.Класса» Павел Скрипниченко уверен, что запреты здесь не помогут: нужно научить ребенка пользоваться устройствами с умом.
Почему ребенка тянет к гаджетам
Для взрослого принять волевое решение от чего-то отказаться относительно проще, чем для ребенка. Делать правильный и не очень приятный выбор — этот навык у детей ниже, как и способность к концентрации. Если у ребенка смартфон изначально был в неограниченном доступе, то не ждите от него взрослого поведения.
Внешние обстоятельства тоже играют важную роль. Если сами взрослые могут часами сидеть в соцсетях, то чудо не свершится. Чем вы занимаетесь, когда приходите домой с работы? Если ваш отдых заключается в том, чтобы часами смотреть YouTube или сидеть в соцсетях, то странно требовать от ребенка интереса к книгам.
Такое оправдание не меняет сути — ребенок видит конкретный пример и копирует поведение.
Ребенок копирует поведение родителей, которые часами могут сидеть в YouTube
Фото: Дарья Манохина / E1.RU
К сожалению, это относится не только к родителям. Известны случаи, когда на уроке учитель дает задание переписывать учебник или делать десять упражнений подряд, а сам общается во «ВКонтакте». А знаете ли вы, как проходят уроки у вашего ребенка и какой пример ему подают педагоги?
Почему полный запрет абсурден
Любопытно изучить результат зарубежного исследования, опубликованного на YouTube-канале Participant: «70% учителей задают домашние задания, требующие доступа к интернету. Однако пять миллионов семей с детьми школьного возраста не имеют дома доступа к высокоскоростному интернету. Что же происходит с детьми, чьи жизненные обстоятельства не позволяют им легко получить доступ ко всему, что может предложить интернет?» Вывод исследования: без гаджетов время выполнения заданий растягивается в разы, если не на порядки.
Без интернета и гаджетов на задания уходит гораздо больше времени: ученику приходится перебирать энциклопедии, изучать словари и часами сидеть в библиотеке. При этом, по данным исследования Ирины Осмоловской для конференции «Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования», у школьников может уходить до семи часов на домашнюю работу, что является превышением норм из СанПиН 1.2.3685–21.
Современным школьникам интернет нужен для домашних заданий, без него время на поиск нужной информации растягивается на часы
Фото: Игорь До / Е1.RU
Кроме того, есть разница между тупым страхом и бессилием перед взрослым, который может наказать за неподчинение, и уважением, мотивирующим прислушиваться к родителю и выполнять просьбы. Если запрет регулируется правилами, многое становится результатом действий ребенка. При полном или необоснованном запрете мотивация на обход значительно выше.
Есть еще один момент: сегодня соцсети используются и для связи с учителями по учебным вопросам, и для развлечений. По этой причине, в частности, в сервис «Контур.Класс» мы добавили возможность ученика и учителя задать друг другу вопросы о задании, не выходя из учебного приложения в соцсети. Ведь каждый переход туда угрожает тем, что ребенок пропадет на часы, а вопрос так и не задаст.
Помогут ли приложения контроля
Поискать подходящее приложение можно по запросам «как не отвлекаться на соцсети», «ограничить соцсети прокрастинация», «программа для отдыха глаз» или «программа для отдыха при работе за компьютером».
Сейчас в смартфонах бывают даже «вшитые» решения. Например, на Android можно найти в настройках «Цифровое благополучие», где на диаграмме указано, сколько времени в каком приложении было потрачено, сколько раз телефон был разблокирован. Там же можно и подключить родительский контроль от Google Family Link.
Что касается защиты детей от нежелательной информации, таким вопросом занимается SkyDNS. У них есть черный и белый списки сайтов, которые постоянно пополняются и проверяются. Сервис ограничивает для Сети доступ к нежелательной информации.
В этом вопросе следует учесть три момента:
1. Ребенок может обойти такую блокировку, когда станет достаточно подкованным в ИКТ (информационно-коммуникационные технологии. — Прим. ред.). То есть это ограничение больше подходит для детей младшего возраста.
2. Такая проблема актуальна и для взрослых. Даже кое-кто в «Контуре» пользуется подобными техническими решениями, чтобы ограничить себе доступ в соцсети.
3. Ограничение доступа в соцсети во время учебы — это не то же самое, что делать форсированные перерывы в занятиях за гаджетом. Решения есть разные, и надо подбирать программу исходя из требований.
Телефоны и планшеты можно настроить так, чтобы ребенок проводил в них определенное время — и ни минутой больше
Фото: Игорь До / Е1.RU
Способы решения проблемы
В первую очередь взгляните на себя. Ваш ребенок не верит в то, что нужен порядок, режим дня и цифровая гигиена? Покажите ему на своем примере, что в этом хорошего. Если режим дня составлен согласно правилу «делу время, а потехе час», то на то, чтобы просидеть в смартфоне шесть часов, времени просто не останется.
Если ребенок убежден, что всё успевает, не спешите спорить и убеждать в обратном. Лучше составьте свой режим дня, насыщенный делами, и постарайтесь ему следовать, например в выходной. Действовать можно по такому алгоритму:
Рассказываем, чем опасны для психики и здоровья маленького человека смартфоны, как отучить от них своего ребенка, и что делать, если он уже зависим.
Цифровая зависимость – это вполне реальный недуг, внесенный ВОЗ в Международную классификацию болезней. По данным соцопросов, 42% россиян считают, что у них есть интернет-зависимость. С каждым годом она только растет, особенно это касается детей и подростков, которыми вообще сложно воздержаться от гаджетов. Чем опасны для психики и здоровья маленького человека смартфоны, как отучить от них своего ребенка, и что делать, если он уже зависим – читайте в нашем материале.
Насколько патовая ситуация?
Согласно соцопросам, 42% россиян считают, что у них есть интернет-зависимость, но это взрослые люди, способные оценить степень своей вовлеченности в собственный гаджет. Что же касается детей, то статистика еще более удручающая – 97% детей от 7 лет и старше регулярно сидят в интернете, а к 18 годам подростки суммарно проводят в сети 4 года.
«Это действительно так, 4 года из 18 лет своей жизни молодой человек проводит в интернете, но сейчас же дети много раньше, чем в 7 или 5 лет приобщаются к телефону. Уже с двух лет мы видим, что многие мамы делают неразумные вещи и дают ребенку гаджет и смартфон и мы нередко замечаем картину в общественных местах – малыш еще ходить то толком не умеет, а уже перед ним лежит планшет, по которому он смотрит мультики во время еды. Делать так недопустимо. Это колоссальная проблема, не только социальная, но и медицинская», – комментирует профессор-невролог, доктор медицинских наук, заслуженный врач РТ Эдуард Якупов.
Как понять, что у ребенка интернет-зависимость?
По словам врачей, если взрослый способен оценить степень влияние смартфона на свою жизнь, и осознать, что потребляет слишком много цифровой информации, то ребёнок в силу возраста и развитии этого сделать зачастую не может.
Поэтому психологи выделили 9 основных признаков интернет-зависимости у детей:
- Постоянное желание быть онлайн
- Раздражительность при невозможности выйти в интернет
- Нежелание отвлекаться от виртуального пространства
- Расстройство внимания
- Пренебрежение личной гигиеной
- Отказ от пищи или нерегулярное питание
- Отказ от общения в реальной жизни
- Готовность вкладывать все свободные деньги в компьютер и интернет
- Конфликты с окружающими
«Очень четко прослеживается, когда ребенок испытывает раздражение, и, порой, бывают ситуации, когда он бьется в истерике, если у него отбирают смартфон. Он не знает, чем заняться, чувствует себя растерянным, ощущает упадок настроения без любимого пластикового предмета – смартфона или планшета», – рассказывает профессор-невролог Эдуард Якупов.
Однако нередко дети бывают поглощены смартфонами и по вине родителей, говорят психологи. Дурной пример заразителен, сами того не понимая, одной рукой забирая гаджет, другой родители протягивают детям его, когда сами сидят в смартфоне.
«Самое простое решение – не давать гаджеты»
На вопрос, сколько разрешается сидеть детям в телефоне, и какая существует норма, врачи отвечают: чем меньше, тем лучше. Но очевидно, что сегодня, помимо развлекательных целей, гаджеты помогают и в обучении. Поэтому здесь выход один – четко отслеживать и лимитировать время выхода ребенка в онлайн и обязательно регламентировать правила нахождения в сети.
«Вообще не рекомендую давать гаджет, пока не началась информатика в школе. Но понимаю, что реальность такова – как средство связи он нужен. Тогда надо ограничить – давать не смартфон, а кнопочный телефон. Но это зависит от семьи, насколько родители могут устоять перед этим – «а у одноклассника есть смартфон, почему у меня нет?» Вообще, лобные доли мозга активно развиваются в период с 9 до 14, а зреют и до 25 лет. Поэтому дети просто не могут устоять до 14 лет, если это бесконтрольное использование на его усмотрение – риск зависимости выше. Если вы дали ему средство, то это должно быть правило использование, ограничения по времени, цифровая гигиена», – рекомендует Альфия Махатадзе.
Однако есть в Казани и семьи, где смартфон детям вообще не выдают. И это – сознательный выбор родителей, которые нашли иные способы развлечений для своих детей.
«Самое простое решение – просто не давать гаджеты. У меня четверо детей (от 3 до 15 лет). Первый смартфон моя дочь получила в 14 лет. Был период зависания, перехода на кнопочный телефон, сейчас пользуется телефоном по строгим правилам, которые мы обсудили многократно с ней и мужем. Что касается детей младшего возраста, то у нас много других дел, вопрос гаджетов просто не возникает – у детей есть книги, которые входят в их жизнь буквально с младенчества, детскую библиотеку пополняю регулярно, сама люблю читать и детей приучаю», – рассказывает мать четверых детей Инна Карцева.
Единственная общая рекомендация для всех без исключения семей – не давать ребенку в руки планшет или смартфон до 3 лет, а начать использование можно с 30 минут в день.
Ранее в Министерстве образования РТ подняли вопрос безопасности гаджетов для детей и подростков.
Подписывайтесь на наши Telegram-канал и YouTube-канал и следите за актуальными новостями.
Специалисты убеждены: сам факт чрезмерного увлечения ребенка гаджетами – это не только его вина, но и большая недоработка родителей.
Дети проводят много времени в гаджетах, потому что именно там они получают приятные впечатления, говорят медицинские специалисты.
Как рассказала психолог, эксперт «Актион Образование» Александра Фокина, если ребенок выбирает гаджет вместо живого общения – самое время использовать несколько приемов.
«Опишите, что ребенок делает: «Да у тебя тут настоящая художественная студия!», – приводит возможный вариант психолог Фокина.
Может, дело в родителях?
По словам эксперта, дети часто привязаны к гаджетам просто потому, что так этого хотят родители.
«Может быть, вы «отделываетесь» гаджетом или мультиком каждый раз, когда у вас нет сил или настроения взаимодействовать с ребенком?», – предположила специалист.
Дайте ярких эмоций
Александра Фокина обратила внимание, что часто телефоны нужны детям, если им очень не хватает эмоций. А потому родителям можно дать больше ярких впечатлений: это какая-то совместная игра или же семейная прогулка в парке, поход в кино или к родственникам.
Еще один необычный прием, который отвлечет детей от телефона, – записки с пожеланиями. Психолог советует оставлять их всякий раз, когда родители уходят из дома по делам.
«Прошу вас придумать и нарисовать по пять занятий, которые вам понравятся больше игры на планшете. Люблю вас, папа», – заключила Фокина.
По словам эксперта, дети на такое обычно «клюют». И будут стремиться выполнить задание, а планшет или телефон отложат в сторону, пусть и на время.
Дети и гаджеты — вечная тема. Сначала ты даёшь двухлетке телефон, чтобы он не разнёс квартиру, пока ты пьёшь кофе, а потом — раз, и приходится запрещать подростку залипать в игры, пока он не уберётся в комнате. Как соблюсти грань между реальной и виртуальной жизнью и нужен ли детям запрет на гаджеты? Рассуждает наш блогер Юлия Коричнева.
Маленькими пальчиками малыш бегает по экрану маминого смартфона в поиске игры, далее он переключается на ютуб, ищет самое интересное видео про изготовление слайма, а потом, когда кто-то из родителей пытается забрать у него электронную игрушку, случается самая настоящая истерика с криками и слезами.
Кажется, что смартфон — это единственное, что может увлечь ребенка. Старшее поколение начинает ворчать про зависимость, забывая о том, кто дал гаджет в руки ребенку или посадил его за компьютер, чтобы он какое-то время не мешал.
По данным экспертного проекта Hi-Tech.Mail.Ru, ребёнок начинает осваивать смартфоны в возрасте от 1 до 3 лет. Кроме того, в докладе Института исследований интернета «Детский Рунет 2018» сказано, что в среднем уже в 4-5 лет более трети детей самостоятельно пользуются интернетом.
Родители не стремятся стать ребенку интереснее, чем отданный ими девайс. А это, действительно, сложно — в руках у ребенка бесконечный источник информации и развлечений, которые можно найти, даже не умея писать — с помощью голосового помощника.
Вместо попыток стать интереснее в ход идут либо запреты на телефоны и компьютеры, либо жесткое ограничение
По данным исследовательского центра Pew Research Center, 86% родителей ограничивают время использования гаджета, в то время как 8 из 10 родителей в качестве наказания отнимают у своего ребенка смартфон или доступ к интернету. Но это только усугубляет ситуацию, ведь ребенок не получает ничего взамен.
Почему у детей формируется зависимость от гаджетов
Смартфон и планшет производят на ребенка колоссальное впечатление. Мультфильмы, игры, яркие картинки полностью захватывают сознание и вызывают бурю эмоций. Именно отсюда идет потеря интереса к родителям — если взрослый не дает ребенку достаточно положительных эмоций, ребенок ищет их в виртуальном мире. Результат — снижение уровня взаимодействия между родителем и ребенком. Причины пристрастия к гаджетам стоит искать не в детях и даже не в гаджетах, а во взрослых:
1. Он следует примеру. Дети погружаются в ту среду, которую им формируют родители. Взрослые сами постоянно в гаджетах и ребенок копирует их модель поведения, понимая, что это интересно.
2. Не создана увлекательная среда для ребенка. Современные дети познают мир под чутким присмотром родственников или нянь. Они точно знают границы дозволенного и знают, что за них нельзя заступать. Отсюда выходит, что их любопытство загнано под купол: «это тебе можно, а вот это нельзя». Детские приключения рассматриваются ребенком под призмой «это же опасно и сложно» и вместо того, чтобы осваивать Эверест на вершине соседской яблони, он идет туда, где ему свободно и безопасно — в свой смартфон.
Постоянно снимать ребёнка на телефон не так безобидно, как кажется
3. Его мнение ничего не значит. Ребенок понимает, что в реальном мире от его мнения и действий ничего не зависит. В то же время в виртуальности есть его аватар, жизнь которого полностью зависит от действий игрока — станет ли его герой самым сильным, выживет ли питомец и т. д. Все эти действия подчеркивают значимость ребенка. Это то же самое, что и тамагочи, по писку которого сегодняшние взрослые бежали кормить виртуального питомца.
4. Не выстроена коммуникация с ребенком. Общение родителя и ребенка может быть нарушено по множеству причин: различные личностные особенности, семейные сложности. В таком случае ребенок будет искать выход напряжению в гаджетах, которые помогают отвлечься и уйти в нереальный мир.
Если не взять ситуацию под контроль, то взрослый может трансформироваться из любимого папы или мамы в обычного «кормильца», утратив функцию источника радости.
Лайфхак для «скучного» родителя
Без «интереса» сложно заслужить внимание собственных детей и выстроить доверительные отношения. «Неинтересный родитель» — это те мамы-папы, которые не могут общаться с детьми, не ищут подход и не замечают эмоциональное состояние ребенка. Они не знают ответов на вопросы «что любит ребенок, чем он увлекается, как ему нравится проводить время?». Им не интересно с детьми, а детям — с ними.
Зачастую родители не могут поставить себя на место ребенка, понять, чего он хочет. Тем временем в телефоне есть куча развлечений, которую знают всё о детских интересах. Как же родителю стать интереснее гаджета:
1. Не обнулять желания ребенка в досуге. Например, вы уже 200 раз лепили улитку из пластилина, но ради уважения и желания ребенка можно и 201 раз слепить, ведь это займет всего 20 минут. Част детям важна даже не эта улитка из пластилина, которая вам безумно надоела, а просто время, проведённое с вами.
2. Рассказать «о…». Станьте первым источником интересной информации. Например, если вы первый расскажете ребёнку о радуге, да ещё и покажете с помощью лейки на даче, как её сделать своими руками, вы точно выиграете борьбу между родителем и приложением, в котором о радуге сообщается скучным механическим голосом.
3. Не обесценивать его интересы. Но если уж ребёнок добрался до видеоинструкции «Как сделать слайм в домашних условиях», не бегите забирать планшет. Попробуйте сделать слайм вместе (только берегите волосы и мебель). Для продвинутого уровня: покажите, что ещё можно сделать из подручных материалов (предварительно можете посмотреть в интернете).
4. Учиться вместе. Если вы вдруг забыли, какие ещё динозавры, помимо Ти-Рекса существовали в мире, разберитесь в этой безусловно важной информации вместе с ребёнком. Дня него это — игра, которая покажет, что телефон нужен не только для развлечения, ведь с его помощью можно узнавать что-то новое. Конечно, ребенок может это осваивать и самостоятельно, но в таком случае, как вы узнаете, какой динозавр самый сильный, а какой — самый красивый?
5. Обсуждать. Маленькому человеку важно делиться своим опытом. И пусть это ничтожный шажок для вас, для него — это открытие, сродни теории относительности.
Тем не менее весь мир цифровизируется, и важно, чтобы дети были подготовлены к нему. Поэтому лишить их телефона вовсе — это как ампутировать часть тела, которая пригодится в будущем. Намного лучше протянуть свою руку к его цифровой, показав, что он важен и значителен не только в виртуальной среде.
Ведь гаджет не сможет сказать ему те самые нужные слова, дать совет или разобраться в его проблеме. Гаджет — всего лишь инструмент, и лишь от того, как его использовать, будет зависеть, принесет он вред или пользу.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Телефон, планшет или компьютер становятся для ребенка развлечением, когда он не находит достойную альтернативу своему досугу. Результат иногда совсем не приятен – зависимость детей от гаджетов. Поэтому разберемся, чем занять ребенка и как это сделать корректно, приучая с детства к рациональному использованию телефона или планшета.
Гаджеты – это вредно?
Из-за частого и неограниченного использования смартфона у ребенка может формироваться зависимость. С годами она вряд ли станет меньше. Неправильное пользование гаджетами может значительно ухудшить зрение, мешать сну (особенно, если малыши чувствительны). Когда ребенок занимает все свое время играми на телефоне или планшете, он мало времени проводит на улице и не ведет активный образ жизни. Результатом может стать даже ухудшение иммунитета.
Однако гаджеты – это не всегда плохо. Благодаря играм на логику можно развивать память, мышление, внимательность. Сенсорные мобильные телефоны становятся хорошим проводником в мире книг, познавательных роликов и т.п. Банальная связь с родителями и дистанционное обучение в школе сейчас проходят благодаря смартфонам.
Сколько времени можно сидеть в телефоне
Конкретных данных о том, сколько ребенок может играть по телефону, нет. Есть оптимальное время:
- детям 3–5 лет – до 1 часа;
- школьникам до 12 лет – до 2 часов;
- подросткам от 12 – до 3 часов.
Из-за планшетов сейчас приходится много учиться. Если школьник весь день был на уроках онлайн, лучше уменьшить время игры на смартфоне — глаза уже устали. А на выходных позволить играть на телефоне дольше.
Советы, как отучить ребенка от телефона
Радикально отучить ребенка от телефона вряд ли получится. Покажите, что реальный мир интереснее виртуального. Найдите вместе, чем заняться с ребенком дома или на улице.
Найдите альтернативу
Альтернатив постоянному сидению в телефонных играх множество: спорт, творчество, настольные игры, изучение узкого направления в естествознании, походы в школу журналистики – что угодно можно найти, если ориентироваться на возможности ребенка и его интерес.
К примеру, для детей дошкольного возраста можно купить пазлы, конструктор. Хорошо развивают ребенка ролевые игры — сделайте театральные представления дома семейной традицией.
Чтобы отвлечь детей в возрасте от 10 до 13 лет, можно завести домашнего питомца. Это хорошая возможность развить ответственность. Выберите ласковое животное, с которым нужно гулять – это еще и хорошая возможность для всей семьи чаще бывать на свежем воздухе.
Дайте немного домашних обязанностей
Привлекайте ребенка к домашней работе. Не забывайте каждый раз говорить о результатах и успехах, хвалить. Тогда его мотивации будет хватать в следующий раз.
Примеры, чем занять детей дома с пользой:
для малышей — уборка игрушек, мытье полов;
для младших школьников – мытье посуды, накрытие стола перед ужином;
для подростков — помощь в приготовлении пищи, прогулки с домашними питомцами и т.д.
Иногда можно устраивать семейные пикники выходного дня, где у каждого будут свои обязанности. Важно делать ребенка полноценным членом семьи, с желаниями которого считаются.
Займите время интересными для ребенка вещами
Студии, секции, кружки по интересам разовьют способности ребенка. Возможно, они даже окажут влияние на дальнейший выбор профессии или хобби. Интересные варианты по возрасту:
от 3 лет – плавание, боевые искусства, школы развития;
от 6 — танцы, музыка, спорт, шахматы и т.п.;
от 10 лет — более сложные разновидности спорта;
Если ваш ребенок интроверт, вряд ли он будет чувствовать себя комфортно на сцене театра. Учитывайте это.
Привлеките к хобби
Один из вариантов, чем занять детей и сделать их досуг полезным, найдите им хобби. Идеи в зависимости от возраста ребенка:
дошкольное — танцы, каратэ, футбол, коллекционирование чего-то и тому подобное;
6–10 лет – конструктор, моделирование, естествознание;
10-12 лет — чтение книг, творчество от рисования до рукоделия, создание кораблей из деталей;
Родителям нужно помочь ребенку в поисках хобби. Вы можете поговорить с ним, натолкнуть на размышления или превратить выбор интересного дела в настоящее интервьюирование. В сети есть много тестов, помогающих выявить способности и склонности ребенка.
Правила безопасного использования гаджетов
Есть советы и правила использования гаджетов, которые помогут сохранить здоровье. Это нужно объяснить ребенку, а за надлежащим исполнением правил придется следить родителям.
Маленьким детям
Базовые правила для маленьких детей и младших школьников:
Пользоваться телефоном можно 1–2 часа, и за час до сна нужно откладывать гаджет.
Родительский контроль (о нем мы писали в этой статье) – это необходимость для безопасности ребенка в сети.
Нельзя делиться личной информацией через Интернет.
Родителям нужно научить ребенка, что на улице телефоном нельзя пользоваться, особенно на дороге. Во время личного общения гаджет тоже нужно откладывать. И все это нужно доказывать своим примером.
Подросткам
Подросткам следует также соблюдать общие правила: откладывать телефон во время обучения, помнить об информационной гигиене и не приобщаться к кибербуллингу. Можно воспользоваться правилом «20/20/20»: каждые 20 минут нужно переводить взгляд вдаль на 20 секунд.
С родительским контролем здесь сложнее. Дети после 13 лет имеют право его выключать. Так что лучше настроить теплые и доверительные отношения с ребенком.
Резюмируем
Родителям нужно отслеживать, сколько времени ребенок проводит в телефоне.
Радикальные методы вряд ли помогут — найдите, чем занять ребенка дома или запишите его на интересные секции и студии.
Гаджеты можно давать детям и дошкольного возраста, но ненадолго.
Контролируйте, в какие игры играет малыш и что смотрит. Для этого можно установить родительский контроль на телефоне и возрастные ограничения.
Мы ссылаемся только на академические научно-исследовательские учреждения, ВОЗ, авторитетные источники и на исследования в открытом доступе.
Информация в наших статьях НЕ является медицинской консультацией и НЕ заменяет обращение к специалисту.
Время на чтение: 7 минут
Как отвлечь ребенка-дошкольника от компьютера – 5 родительских хитростей.
- Убрать компьютер и доставать только в строго определенное мамой время. Поставить ограничения на доступ к «взрослым» сайтам, а игры контролировать на предмет их пользы для ребенка.
- Общайтесь с ребенком. Никакой компьютер не заменит общения с мамой и папой. Несмотря на работу, занятость, проблемы и недоваренный борщ – будьте рядом с ребенком. Конечно, это здорово, когда можно отдохнуть и заняться собой, вручив ребенку ноутбук – «на, только не мешай», но со временем у ребенка просто отпадет необходимость в родителях, потому что виртуальный мир затянет его всей своей глубиной и «яркостью» впечатлений.
- Играйте вместе с ребенком.Конечно, в строго отведенное время, но вместе. Заранее подыщите игру, которая будет полезна для развития чада, и проведите время с пользой.
- Спрячьте компьютер на пару дней и займите это время пикниками на природе с поисками заранее спрятанного «клада», интересными развлечениями в городе и домашними вечерами с «лего», просмотром добрых фильмов, созданием бумажных змеев и пр. Покажите ребенку, что мир без компьютера гораздо интереснее.
- Отведите малыша в «кружок». Выбирайте такой кружок, в который малыш будет бежать каждый день, забыв не только о ПК, но и о вас. Ежедневное общение со сверстниками и преподавателем, новые знания и положительные эмоции постепенно вытеснят компьютер из жизни малыша.
Не говорите малышу – «эта игра – плохая, закрой ноутбук!». Говорите – «зайка, давай я тебе покажу более интересную игру». Или «малыш, а не слепить ли нам зайца к папиному приходу?».Будьте хитрее. Запрет всегда вызовет протест. Оттаскивать ребенка от компьютера за уши не нужно – просто замените компьютер собой.
Как оттащить ребенка младшего школьника от компьютера – проявляем чудеса изобретательности и инициативы
Как отучить подростка от компьютера – важные советы родителям для профилактики компьютерной зависимости у детей
Бороться с компьютерной зависимостью у чада-подростка сложнее всего:
- Во-первых, интернет уже не отключишь и ноутбук не спрячешь.
- Во-вторых,учеба сегодня предполагает и задания на ПК.
- В-третьих, отвлечь ребенка в подростковом возрасте конструктором и игрой в снежки невозможно. Как быть?
А как Вы справляетесь с компьютерной зависимостью у ребенка? Поделитесь своим опытом с нами!
Об авторе
Наталья — практикующий психолог, коуч и консультант по работе с метафорическими картами. Помогает людям становиться счастливее, увереннее, свободнее: достигать поставленных целей и совершенствовать свою жизнь.
В жизни современных детей гаджеты будут присутствовать с самого детства, это надо признать. Держать от них в тайне цифровой мир бесполезно, так что, остается только регулировать их времяпрепровождение за гаджетами.
О том, как это правильно делать «Азия-Плюс» рассказала взрослый и детский консультативный психолог, арт-терапевт и гештальт-терапевт Бону Саидова.
С какого возраста можно разрешать ребенку пользоваться гаджетами?
Ребенок младше двух лет знакомится с миром не только глазами, но и с помощью рук и даже рта, говорит специалист. Чтобы понимать размеры, формы и другие особенности окружающих предметов, малышу нужно их потрогать и попробовать на вкус. Игры в планшете/телефоне не могут заменить игру с посудой или кубиками.
Поэтому маленькому ребенку до двух лет рано знакомиться с планшетом, телефоном или компьютером. Пагубное влияние на развитие зафиксировано вплоть до трехлетнего возраста.
Чрезмерное использование гаджетов, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, может увеличить риск таких психологических проблем, как депрессии, тревожности, снижение концентрации и внимательности.
«С 4–5 лет гаджеты могут быть источником информации, — утверждает Бону, — любое устройство — это инструмент и только родители выбирают, как именно он подействует на ребенка. Есть множество развлекательных и познавательных программ, которые родители могут предоставить своим детям в небольшом количестве времени».
Что насчет телевизора?
По словам психолога, многие родители замечали, насколько быстро дети привыкают к телевизору: он им интересен, и, увидев что-то интересное в загадочном ящике лишь однажды, кроха будет требовать включить телевизор достаточно часто.
«В лучшем случае, ребенок будет смотреть познавательные мультфильмы, с полноценными диалогами и монологами, — рассказывает специалист, — в худшем – перед ним будет проноситься сплошной поток самой разнообразной информации в виде фильмов, новостей, аналитических передач и большого количества бессвязных рекламных блоков. Вся эта информация смешивается в кучу и перестает быть хоть на толику полезной».
Отучить же ребенка от телевизора и просмотра мультиков очень сложно, но, все-таки, возможно.
Не рекомендуется телевизор и детям от 1 года до 3 лет, однако, как утверждает Бону, допустимо проводить перед цветным «ящиком» не более получаса в день.
При этом, родителям важно знать, какие мультики можно смотреть детям: в них обязательно наличие положительных персонажей, диалогов и монологов, объяснения поступков и причинно-следственных связей сюжета.
Детские истерики: «Не поддавайтесь жалости»
— Сколько по времени в день ребенку можно пользоваться гаджетами?
«Совет на пятерку»: Я – родитель ребенка-альфа. К чему быть готовым?
— Не более 2 часов в день. Можно распределить по полчаса в день в определенное время.
— Как и с какого возраста надо выстраивать правила использования гаджетов? Чтобы ребенок без истерик откладывал телефон до завтра, выключал мультики, игру на компьютере и т.д.
Когда стрелочка дойдет до определенный цифры, он должен отложить гаджет. И надо предупреждать о том, что времени остается меньше. Например, «осталось 20 минут, осталось 10 минут и т.д.».
— Если истерика всё же случилась, когда у ребенка забрали телефон, что делать?
— Первое, что нужно сделать, чтобы успокоить малыша, это выбрать правильную тактику. Ведь важно не только остановить плач, но и предотвратить негативные последствия в развитии детской психики.
Во время крика и слез ребенок находится в совершенно беззащитном состоянии, и то, как поведут себя родители, закладывается глубоко в подсознании. Впоследствии это может очень отрицательно отразиться на его дальнейшем поведении.
Во-первых, поставьте себя на место ребенка — так вам будет проще понять своего малыша. Ни в коем случае нельзя злиться. В мирной, спокойной обстановке гораздо легче адекватно оценить сложившуюся ситуацию и принять правильное решение, но, когда дети «истерят», порой и родители начинают «закипать».
Поэтому для начала необходимо успокоиться, посмотреть трезво на ситуацию и отнестись с лаской и пониманием к своему чаду.
Совет на пятерку: каким должен быть школьный перекус
Во-вторых, не поддавайтесь жалости. Помните: уступив всего лишь раз, вы обречены пережить новую истерику. Спокойно и твердо, но не грубо, дайте малышу понять, что вы не отступите от своего слова.
В-третьих, будьте последовательны, и пусть вашим постоянным спутником станет терпение. Маловероятно, что с истериками можно покончить в два приема. Скорее всего, малыш уже понял, как вами можно манипулировать. Но если вы будете последовательны, адекватная реакция на капризы и истерики постепенно сведет их на «нет». Ведь малыши инстинктивно улавливают даже самые незначительные перемены в поступках своих родителей.
Детям нужно дать понять, что если что-то непозволительно сегодня, то это непозволительно вообще.
В-четвертых, как дополнительный способ: как только вы заметили, что у малыша начинается истерика, попробуйте взять его на руки и с любовью прижмите к себе, не позволяя ему пинаться, и кидать вещи. Спокойно и уверенно держите, пока он угомонится. Скорее всего, через несколько минут ребенок поймет, что истерика это неудачный способ добиться своего и успокоится.
Не стоит забывать, что все дети разные, даже если они растут в одной семье.
— Если родители слишком поздно спохватились, и у ребенка уже развилась зависимость от гаджетов, как тогда быть?
— Если родитель уже признал наличие у ребёнка экранной зависимости и твёрдо решил устранить данную проблему, придётся быть готовым пережить «ломку» своего чада при переходе к здоровому режиму дня.
Истерическое сопротивление ребёнка продолжается обычно около 3 суток. Если ситуация не улучшается, то лучше обратиться к психологу.