Почти все родители сталкиваются с нарушениями сна у ребенка. Каждый малыш, как бы здоров он ни был, как бы хорошо мама за ним не ухаживала, проходит через подобные проблемы. Несмотря на то, что нарушения сна у детей встречаются значительно реже, нежели у взрослых, врачи придают им очень большое значение. Это связано с ролью “качества и количества” сна для нормального психического и физического развития ребенка. Недостаток сна связан с возбуждением, импульсивностью и дефицитом внимания. Проблемы сна в детском возрасте часто приводят к серьезным проблемам уже в зрелом возрасте. Причины, вызывающие нарушения сна у детей, можно разделить на несколько групп. В первую очередь, это соматические причины – заболевания, не связанные с расстройствами нервной системы, а обусловленные медицинскими особенностями ребенка. Практически все младенцы проходят через период газиков и коликов, который начинается в возрасте 1 месяца и может продолжаться до 4 месяцев.
На начальных стадиях течения рахита у детей повышается нервно-рефлекторная возбудимость, что мешает спокойному сну. Часто для устранения нарушений сна этой группы достаточно консультации педиатра. Хотя в литературе и пишется, что у большей части детей зубки режутся безболезненно и незаметно, по крайней мере, пара бессонных ночей Вам обеспечена. Как Вы понимаете, это не та причина, которую следует пытаться устранить. Нужно запастись терпением и попытаться помочь ребенку. Педиатр порекомендует Вам специальные зубные гели, которые снимают боль при прорезывании зубов. Правда, их нельзя часто использовать, так что помощь малышу больше будет моральной.
Вторую группу составляют собственно неврологические причины: ночной энурез, парасомнии (расстройства пробуждения у детей: снохождение, сноговорение, ночные страхи), инсомнии (трудности начала и поддержания сна).
Отношение к таким нарушениям сна неоднозначно: часть из них носит сугубо функциональный характер, однако большинство из перечисленных состояний нуждается в оценке специалиста (детского невролога, педиатра), дополнительных исследованиях (глазное дно, УЗИ головного мозга, УЗИ сердца, ЭЭГ и т.д.). На физиологическом и психологическом уровнях сон маленького ребенка отличается не только от сна взрослых, но и от сна детей более старшего возраста. Ритм активности у новорожденного ребенка нестабилен. У большинства детей только к 3 месяцам устанавливается 4-х часовой цикл сна и бодрствования. Из-за того, что у малышей фаза так называемого быстрого или поверхностного сна составляет до 80%, сон маленького ребенка более чуткий. В это время любой дискомфорт: мокрый подгузник, голод, холод, громкий звук – может привести к пробуждению. Для сравнения, фаза быстрого сна взрослого человека по разным данным составляет от 10% до 25%. Вы наверняка наблюдали, как активна мимика малыша во сне: он то нахмурит бровки, то улыбнется, то опять насупится или вообще начнет сосать гипотетическую соску. Может быть ребенку что-то снится – именно на фазу быстрого сна приходится период сновидений, а исследования доказали, что видеть сны ребенок начинает ещё в утробе матери. Глазки малыша могут быть не до конца закрыты веками, и вы увидите, что глазные яблоки быстро движутся. В этот период дыхание ребенка может быть неравномерным, могут наблюдаться общие и локальные вздрагивания.
Прежде всего, нужно правильно организовать режим дня и придерживаться его изо дня в день. Укладывать ребенка спать нужно в одно и то же время. Причем это касается не только ночного, но и дневного сна. Это как бы настраивает внутренние часы организма ребенка. В течение дня (именно дня) –увеличение физических нагрузок. Ребенок, который физически устал за день, обычно засыпает без проблем. Особенно «показаны» прогулки на свежем воздухе. Вспомните себя – после 2-х часовой прогулки на лыжах у Вас наверняка и аппетит хороший, и засыпаете без проблем. Так что с увеличением и активизацией прогулок на свежем воздухе Вы решите и проблемы с аппетитом, и вопрос «как уложить ребенка спать», скорее всего, снимется сам собой.
Если ребенка сложно уложить спать в положенное время, каждый день он засыпает поздно, и это уже стало для него режимом, Вы можете прибегнуть к хитрости: каждый день немного сдвигайте ночной сон, приближаясь к желаемому часу укладывания спать. Например, ребенок засыпает в 11 вечера, и это категорически Вас не устраивает. Каждый день укладывайте его спать на 20-30 минут раньше, и за 4-5 дней Вы придете к желаемому часу. Ученые доказали взаимосвязь между пищей человека и его эмоциональным состоянием. Поэтому важно придерживаться нескольких основных принципов. Вечером из меню ребенка лучше исключить сладкое, мясо давать лишь немного. Конечно, кормящей маме не стоит пить кофе и крепкий чай. В то же время, стоит обогатить вечернее меню ребенка продуктами, где в готовом виде содержится мелатонин (гормон, который регулирует сон). Это кукуруза, овес, рис, изюм, помидоры, ячмень, бананы. Считается, что перед сном полезно выпивать два стакана теплого молока с медом. Уложить ребенка спать помогают ритуалы засыпания. Изо дня в день примерно за час до того, как ребенку нужно уснуть, придерживайтесь одного и того же режима. Важно создать у малыша ассоциации. У каждого ребенка вырабатывается индивидуальный ритм сна и бодрствования. Есть периоды, когда ребенку легко заснуть, и периоды, когда заснуть очень сложно. Внимательно понаблюдайте за ребенком какое-то время. Даже за день наблюдений Вы сможете понять, через сколько часов периоды сна и бодрствования сменяют друг друга у Вашего ребенка. Постарайтесь подстроить режим дня под них.
Старайтесь укладывать ребенка, как только Вы заметили первые признаки его готовности ко сну. Обычно они проявляются в том, что малыш теряет интерес к происходящему вокруг, становится малоактивным, норовит приложить головку и прилечь. И, конечно, верный признак готовности ребенка ко сну – если он зевает и трет глазки. Некоторые детки начинают повторять действия, которые совершает мама, когда их укладывает: напевать песенку, укачивать куклу. Важно не упустить момент, отложить все дела в сторону, и сразу попробовать уложить ребенка спать – ведь следующий момент может представиться только через пару часов. Если ребенок проснулся ночью, ни в коем случае не нужно его «разгуливать». Повторите несколько действий из вашего ритуала засыпания (укачивание, напевание колыбельных песен). Лучше заранее приготовить и иметь под рукой все, что может понадобиться – соску, подгузник, бутылочку с водой или смесью, кружку кефира – что обычно нужно Вашему малышу. Конечно, яркий свет в этом случае не помощник, ночник с приглушенным светом лучше яркой лампы.
Сон младенца с кормящей матерью считается хорошей практикой, полезной для психического состояния ребёнка. Однако это справедливо только в том случае, если удобно для родителей.
Специалист по детскому сну Ричард Фербер в своей книге утверждает, что за 25 лет работы не обнаружил безусловных преимуществ совместного или раздельного сна. Он пишет, что любой режим будет правильным, пока вам удобно и всё идёт хорошо.
Но даже если вы с ребёнком отлично высыпаетесь и таким положением дел довольны оба партнёра, рано или поздно придётся переселить малыша в отдельную кровать.
Лучше сделать это до кризиса трёх лет — периода активной сепарации, который начинается около двух лет и заканчивается в 3–3,5 года. К этому времени, как правило, угасает сосательный рефлекс: дети бросают соски и, если до сих пор находятся на грудном вскармливании, отказываются от груди.
Ксения рассказывает, что не стоит затягивать отселение, поскольку совместный сон в позднем возрасте может перевозбуждать ребёнка, а в дальнейшем негативно сказываться на способности к обучению. Кроме того, после трёх лет такой сон может отрицательно влиять на способность воспринимать себя отдельно от родителей, умение самостоятельно успокаиваться и выражать эмоции не только через тело.
Как выбрать лучший момент для переселения ребёнка
Вне зависимости от возраста переход в отдельную кровать и уж тем более комнату — это стресс для ребёнка. Чтобы не увеличивать тревожность, стоит выбрать для этого наиболее спокойное время, свободное от других значительных изменений.
Желательно, чтобы переход к раздельному сну не совпадал с такими событиями:
- рождение братьев и сестёр;
- начало посещения детского сада;
- переезд;
- отъезд одного из родителей.
Ксения Несютина советует отселить ребёнка в его кровать на несколько месяцев раньше или позже. Например, если в семье планируется прибавление, лучше сделать это до появления нового её члена, чтобы малыш успел адаптироваться. Также стоит учитывать его физическое здоровье и психическое состояние.
Если ребёнок в очень нестабильном состоянии — каждые полчаса уходит в сопротивление, кричит, плачет — нежелательно вводить что-то новое.
Как подготовиться к переходу ребёнка в отдельную кровать
Для начала обсудите грядущие события со своим партнёром. Если один из вас настаивает на отселении ребёнка, а второй приходит в ужас от мысли, что придётся спать отдельно от малыша, переезд вряд ли пройдёт гладко.
Важно, чтобы оба родителя были согласны с решением и поддерживали одну позицию. Поэтому сначала договоритесь о том, как будете действовать, и только потом сообщайте решение ребёнку.
После того как вы рассказали об изменениях, попробуйте привлечь малыша к процессу. Например, вместе с ним выберите кровать или постельное бельё. Это поможет ему воспринимать событие в более позитивном ключе, хотя и не гарантирует, что всё пройдёт гладко.
Малыш может с восторгом смотреть на новую кровать в виде машинки или замка принцессы, но когда настанет ночь, наотрез отказаться туда переселяться. Чтобы обойтись без криков и слёз, приучайте ребёнка к новому месту постепенно.
Как помочь ребёнку адаптироваться на новом месте
В первую очередь важно сохранить все ритуалы, которые были до перехода к отдельному сну. Переодевание в пижаму, уборка игрушек, чтение сказки на ночь — что бы вы ни делали до отделения, обязательно повторяйте это в том же порядке.
После того как вы уложили ребёнка, оставайтесь рядом до полного засыпания. Можете прилечь с ним, если позволяют размеры кровати, или устроиться неподалёку, чтобы в случае тревоги или слёз взять за руку, погладить и успокоить.
Сроки адаптации ребёнка зависят от возраста. Ксения Несютина рассказывает, что двухлетним малышам может понадобиться несколько месяцев, чтобы привыкнуть к новой кровати. Более взрослые дети могут освоиться и раньше — за несколько недель.
Когда ребёнок привыкнет к новому месту, попробуйте ненадолго оставить его до того, как он заснёт.
Посидели с ним 15 минут, потом говорите: «Всё, мы пойдём чистить зубы, а ты пока засыпай». Через некоторое время возвращайтесь и смотрите, уснул он или нет. Если всё прошло хорошо, постепенно увеличивайте интервалы своего отсутствия.
Ребёнку надо дать возможность успокоиться не за счёт реального присутствия мамы, а благодаря мыслям о ней. И постепенно малыш научится засыпать самостоятельно.
Какие проблемы могут возникнуть и как с ними справиться
Каждый случай индивидуален, однако есть несколько общих проблем, с которыми часто сталкиваются родители.
Ребёнок не может уснуть без телесного контакта
Ксения Несютина рассказывает, что многие родители не привыкли успокаивать ребёнка эмоционально. Если утешение всегда происходит через телесный контакт — грудное вскармливание, объятия, качание на ручках — малыш привыкает к физическому каналу успокоения и не может перейти на эмоциональный.
И если грудным детям действительно необходимы прикосновения, то в 3–4 года может быть достаточно вашего присутствия и успокаивающего голоса.
Чтобы научить малыша справляться без маминых рук и груди, пересмотрите свои способы утешения.
Если ребёнок расстроился, не спешите хватать его на руки и давать соску или бутылочку. Для начала попробуйте успокоить словами или отвлечь, и только если это не работает, переходите к привычным методам.
Ребёнок очень долго засыпает
Ксения рассказывает, что эта проблема чаще всего связана с недостаточным количеством ритуалов перед сном. Это важная составляющая режима, которая помогает ребёнку успокоиться и настроиться на сон.
Вот несколько дел, которые могут стать частью ритуала:
- Искупайте малыша. Некоторые дети хорошо спят после водных процедур, другие, наоборот, возбуждаются от игр в воде. Попробуйте устраивать купание перед сном и посмотрите, как это скажется на состоянии вашего ребёнка.
- Подготовьте комнату. Выключите свет, а если темнота пугает малыша — купите ночник. Можете также включать тихую спокойную музыку или белый шум.
- Переоденьте ребёнка в пижаму.
- Сделайте небольшой массаж. Лёгкие поглаживания и растирания могут успокоить ребёнка.
- Дайте малышу уложить игрушки спать или просто пожелать им спокойной ночи.
- Почитайте сказку. Выбирайте небольшие книжки, чтобы чтение занимало определённый промежуток времени. Как вариант — придумайте собственные истории, это очень увлекательно.
- Обнимите и поцелуйте ребёнка на ночь.
При выборе ритуалов важно, чтобы они выполнялись регулярно и в одно и то же время, а также нравились и вам, и ребёнку.
Также стоит позаботиться о том, чем малыш будет занят вечером — ещё до того, как вы начнёте готовить его ко сну. Где-то за час до отхода в кровать исключите подвижные игры, щекотку, бег и прочие активности. Выключите мультики и игры на телефоне.
Лучше займите ребёнка спокойными занятиями, например лепкой, сортировкой фигурок или складыванием пазлов.
Как укачивать малыша: рекомендации специалистов
Как отучить от укачивания перед сном малыша до года?
Как отучить от укачивания ребенка старше года
Если же отучить малыша засыпать под укачивание до годика не удалось, то родителям понадобиться больше времени. Выдержки и терпения, чтобы добиться положительного результата. Согласно рекомендациям педиатров, малышей старше 8 месяцев укачивать нужно в кроватке или коляске. Это способствует скорейшему отучению от засыпания на маминых руках, а также существенно облегчает нагрузку мамы. Покачивая малыша в кроватке, родитель может напевать ему колыбельную. Это способствует полному расслаблению и погружению в глубокий сон. Как только карапуз уснет нужно прекращать качать колыбельку и выйти из комнаты. Иногда малыш просыпается после того, как кроватка перестанет качаться. В этом случае важно проявить выдержку, не нужно сразу бежать успокаивать его. Необходимо выждать несколько минут, возможно ребенок успокоится сам и дальше уснет. Если же это не произошло, то нужно войти в комнату и продолжить в медленном темпе качать кроватку. По мнению специалистов, такой способ наиболее эффективен при отучении детей от укачивания в кроватке.
Общие рекомендации специалистов
Место для сна ребенка
Когда не нужно отучать малыша от укачивания
Каждая мама хорошо знает своего ребенка и чувствует его настроение, поэтому, когда нужно отучить его от укачивания в кроватке она решает сама, исходя из своих ощущений. Однако существуют моменты, когда не рекомендуется отучать любимое чадо от убаюкивания. К ним можно отнести следующее: – различные заболевания; – повышенная температура тела; – кишечные колики; – вздутие живота; – прорезывание зубов. При проявлении признаков любых вышеперечисленных недомоганий следует повременить с отучением от укачивания, ведь в эти моменты ребенок и так капризничает, и плачет, а убаюкивание его успокаивает. Отучать малыша от укачивания на руках, в кроватке или коляске до годовалого возраста значительно проще, чем после. Однако, соблюдая рекомендации специалистов, это можно сделать в любом возрасте. Наблюдая за поведением малыша и чувствуя его состояние родители должны выбрать наиболее подходящий период, чтобы отучить кроху от убаюкивания. Но в любом случае, это нужно делать только тогда, когда ребенок здоров. Все советы, которые приведены в статье, помогут не только отучить малыша от ночных укачиваний, но и сделают его сон более крепким и здоровым.
Один из самых частых вопросов, которые задают консультанту по сну — как научить ребенка засыпать без грудного кормления. Возможно ли разделить сон и еду и нужно ли приучить ребенка засыпать без грудного вскармливания?
Почему мама хочет прекратить грудное вскармливание?
В возрасте 9–15 месяцев у многих детей резко ухудшается сон. Ребенок может просыпаться 8–10 раз за ночь или даже чаще, его трудно снова уложить, он постоянно требует кормление (особенно если он привык к груди по требованию).
Мама и ребенок не высыпаются. Постоянное нарушение сна, раздражение и усталость невыносимы.
Маме говорят, что «ребенок не может хорошо спать, если кормишь грудью», «со сном ребенка помогло только завершение ГВ». Похоже, что ни она, ни ребенок не могут нормально спать именно из-за грудного вскармливания. Мама решает отучить ребенка от кормлений грудью.
Остановись, мама!
Проблемы со сном ребенка не имеют отношения к грудному вскармливанию. Все дело в ассоциациях на сон. Это то, как ребенок привык засыпать. Если вы хотите сохранить грудное вскармливание и при этом хорошо спать — нужно разделить еду и сон. То есть разделить по времени сон и кормление. Вы сможете покормить ребенка перед укладыванием, а потом он уснет. При ночных пробуждениях вы будете быстро усыплять его снова. Вы сократите ночные прикладывания, но сохраните комфортное ГВ.
Это очень важная тема. Победить стереотип, существующий долгое время, очень сложно. Год за годом мамы улучшают ночной сон детей путем отлучения от груди. Разделяется сон и еда, убирается ассоциация на сон — сосание груди — и ребенок начинает замечательно спать ночью.
Обрадованная мама рассказывает об этом способе улучшения сна всем своим подругам и охотно делится секретом хорошего сна в интернете. Иногда она жалеет, что пришлось свернуть ГВ так рано, она хотела кормить подольше, да и ребенок чаще болеет. Но сон важнее. Терпеть проблемы со сном больше было просто невозможно, пришлось отлучать ребенка, не было выбора. Но выбор есть!
Как спит ребенок, который засыпает на груди?
Давайте посмотрим, как спит ребенок, который засыпает исключительно с грудью. Вечер, ребенок устал, наступает время сна. С рождения ребенок привык, что для засыпания мама дает ему грудь. Это так естественно и приятно, тепло и комфортно. Это и есть ассоциация на сон. Чтобы уснуть, ребенку необходимо поесть, то есть сон = еда. Многие врачи-сомнологи России, Америки и Европы считают засыпание ребенка на груди «неправильной» ассоциацией на сон. Почему неправильной? Потому что она ухудшает сон. Проснувшись ночью, ребенок плачет и требует создать те условия, в которых он привык засыпать. То есть ему нужна не еда, а помощь для продолжения сна.
И действительно, дети часто просыпаются ночью, и это абсолютная норма. Ребенок спит с пробуждениями между циклами сна. Мы, взрослые, тоже. Но мы сразу же снова засыпаем и не помним этого. А ребенку для того, чтобы продолжить сон после очередного пробуждения, нужны привычные условия засыпания (ведь по-другому он просто не умеет засыпать), в нашем случае — грудь.
Всем ли надо разделять еду и сон?
Я не считаю отход ко сну с грудью неправильной ассоциацией для всех. Главный критерий в этом вопросе — спокойный ребенок и высыпающаяся мама.
Что еще влияет на сон ребенка?
- Этап развития: малыш встает, пробует ходить. Он может это делать и ночью — вскакивать прямо во сне. Так он отрабатывает новый навык.
- Смена режима, переход с 2 снов на 1. Это может отражаться и на продолжительности, и на качестве ночного сна.
Как разделить грудь и сон, не сворачивая ГВ?
Решено, новые нежелательные привычки мы вводить не будем, но как же быть с кормлением на ночь? Может, свернуть грудное вскармливание, и исчезнет ассоциация еда = сон? Но ЗАЧЕМ заканчивать ГВ, если достаточно просто немного разнести кормление и засыпание по времени?
Как научить ребенка засыпать без груди? Когда кормить малыша?
Покормить грудью можно минут за 20–30 до сна. И сохранить кормление под утро, в 5–8 часов, если вы хотите сохранить лактацию. Если вы хотите спать лучше, можно и нужно помочь ребенку научиться засыпать самостоятельно. Проснувшись ночью, малыш спокойно перевернется на другой бок, или достаточно будет сказать: «спи, мой хороший», и он продолжит свой сон. Существует много методик обучения самостоятельному засыпанию, но речь в этой статье не о них. Сейчас нас интересует, как научить ребенка засыпать без груди, как разделить еду и сон?
Я приведу несколько практических способов, которые, вы сможете адаптировать под свою ситуацию.
Как разделить еду и сон? Практические советы
1. Когда малыш 4–6 месяцев вдруг заснул без груди — радуйтесь!
Если ребенок сам предоставляет вам такую возможность, не упустите ее. Эта способность (естественная для многих деток) очень облегчит вам жизнь в будущем. Когда малыш проснется, хорошо покормите его. Когда придет время спать, попробуйте снова уложить его без груди. Когда малыш засыпает на груди — хорошо; когда без — поддерживайте это. В результате сон не будет зависеть от груди.
- Проводите как можно больше времени с малышом. Физический контакт и близость очень важны. Много внимания днем — спокойнее сон ночью.
- Днем предлагайте для успокоения не только грудь, но и другие способы — обнимайте, носите на руках, погладьте, поваляйтесь на кровати.
- Поверьте, что успокоение и комфорт исходят от ВАС, а не только от вашей груди. Ребенку передастся ваша уверенность.
4. Можно применить быструю методику обучения самостоятельному засыпанию
Методики обучения есть разные. BabySleep не использует методики, основанные на разделении ребенка и мамы («оставить проплакаться») и не рекомендует их. Наши методики сочетают мягкость и быструю эффективность. Методика подбирается консультантом индивидуально — выбор зависит от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и темперамента, привычек, пожеланий мамы и множества других факторов.
5. Методика «фейдинг»
Фейдинг — это постепенное разделение еды и сна. Совсем без слез, очень мягко. Но, к сожалению, этот путь довольно долгий. Действуем по правилу «два шага вперед — один назад».
Суть: Не отказываем в сосании перед сном! Мама кормит, а потом предлагает послушать сказку или песню, поговорить, погладить — нужно поэкспериментировать и подобрать способ отвлечения.
Малыш может попросить грудь снова. Важно, чтобы развлечение и сосание груди не происходили одновременно. Мама дает грудь, но через некоторое время снова забирает грудь и отвлекает ребенка книжкой или разговором. Если малыш хочет послушать или поговорить, он сосать перестает. На этом этапе цель мамы — чтобы ребенок привык, что перед сном можно послушать что-то интересное или мама может его погладить, и что уснуть можно и без груди во рту.
Через некоторое время малыш сможет иногда засыпать без груди во рту. Когда будет стабильно получаться покормить, потом спеть или почитать для засыпания, можно начинать «забывать» давать грудь на сон — то есть сразу переходить к другим способам успокоения. Если ребенок забывать не хочет, позвольте ему пососать.
Здравствуйте! Я считаю, что в 4 года ребенок не должен спать с родителями.
То, что Вы описываете – достаточно частое явление. К 4 годам у детей окончательно формируется навык самостоятельного сна в своей кроватке. Теперь и навсегда кровать родителей – это их пространство сна и уединения, кровать ребенка – его пространство. Данному навыку нужно обучать, потребуется родительское время и настойчивость. Причины желания «прибегать» в кровать ко взрослым разнообразны: ребенок заболел и плохо себя чувствует, перевозбудился днем физически и эмоционально, к 4 годам появились ночные страхи и кошмарные сны, соскучился по тактильному контакту с родителями, бессознательно использует инфантильное поведение в связи с рождением младшего сиблинга.
Возраст 3-4 года – это возраст «первого выхода» ребенка в более широкий социум за пределы семьи. Не когда в 2 годика отвозят к бабушке на выходные, а когда методично, изо дня в день, «как взрослые на работу», он уходит из пространства семьи в другие пространства: детского сада, развивающих занятий. За этот «рабочий день» так много всего происходит, ребенок успевает соскучиться по маме и папе, по домашней защищенности и предсказуемости. Отдаление от семьи – все-таки стресс, именно поэтому так хочется дома «добрать» спокойствия, принятия и любви от родителей, «переварить» накопившиеся тревоги и вопросы дня. По вечерам, ночью и по утрам, когда ты между сном и явью, чувствуешь себя максимально незащищенным. И ты прибегаешь из своей кроватки к родителям успокоиться, пригреться, ощутить себя в безопасности. Однако, наступает возраст (3-4 года), когда необходимо изменить привычку каждый раз прибегать к родителям в постель. Помогают ритуалы и, так называемые, «переходные объекты».
Вечерние ритуалы: провести перед сном время с родителями или с одним из них. Можно купать ребенка в ванне с пеной, игрушками и разговорами про события дня, почитать книжку лежащему в своей кроватке сыну/дочке, попеть колыбельные и прочие успокаивающие песенки, поделать массаж через пижамку, «пофилософствовать» — в общем, завершить день так, чтобы не оставалось незаконченных печалей, тревог, раздражения, которые накопились за день. Если ребенок ночью пришел в постель к родителям – нужно отвести его в детскую кроватку, побыть около. Это, скорее, не про то, что ему нужно именно спать с родителями, а про то, что ему нужно успокоение и внимание. Не «разгуливая» его, тихим спокойным голосом, без яркого света, спросить о причинах его визита, помочь разрешить проблему. Мягко, но уверенно настоять на том, чтобы ребенок оставался досыпать у себя в кроватке. Если пришел к родителям под утро и не планирует больше спать, то общение лучше перенести в другие зоны квартиры. Потому что родительская постель, когда она разобрана, повторюсь, – только родительская.
«Переходные объекты» – это предметы, которые помогают ребенку успокоится, когда родителей нет рядом. Например, классический плюшевый мишка, с которым хорошо спать в обнимку. И само пространство детской комнаты или кроватки должно приглашать ко сну, успокаивать. Оформить его можно вместе с ребенком, выбрав предметы-помощники в магазине (мишку, ночник, плед, «засыпательную» подушку и т.п.) или сделав их собственными руками (картинки про смелых героев, талисманы-обереги и т.п.).
Родителям важно быть последовательными и настойчивыми в принятой стратегии обучения самостоятельному сну. Нельзя ругать, стыдить, наказывать, оставлять без утешения и поддержки одного. Можно и нужно хвалить тогда, когда справляется, а главное – уделять внимание и давать помощь, когда ребенок об этом просит, а если не просит – учить его рассказывать о своих переживаниях и обращаться за помощью.
Нервные тики – это непроизвольное (неконтролируемое волей) быстрое сокращение лицевых или скелетных мышц, которое может встречаться в любом возрасте. Патологией занимается невролог в содружестве с нейропсихологом.
Врачи выделяют различные виды нервных тиков у детей. Классификация производится по группам мышц, распространенности, длительности, сложности, причине возникновения. На практике используются две классификации: по симптоматике и характеру течения (международный критерий).
Классификация нервных тиков
В зависимости от основных признаков выделяют следующие формы нервных тиков у детей:
- локальная – вовлечена одна группа мышц: моргание, дергание щекой, дрожание губ, поднятие бровей;
- распространенные – вовлекаются несколько групп: приподнимание плеч, вздрагивание;
- вокальные – звуки или слова, крик, свист;
- генерализованные – напоминают целенаправленное движение.
По международной классификации, учитывая в первую очередь характер течения, выделяют такие формы:
- преходящие (транзиторные) – вовлечена лицевая мускулатура, длятся не более года;
- хронические – только двигательные, подразделяются в свою очередь по длительности;
- синдром Туретта.
Хронические тики делятся по особенностям течения:
- преходящие (транзиторные) – вовлечена лицевая мускулатура, длятся не более года;
- хронические – только двигательные, подразделяются в свою очередь по длительности;
- синдром Туретта.
Хронические тики бывают разной длительности:
- ремитирующие – после обострения наступает полное выздоровление либо бывают единичные сокращения при провоцирующих обстоятельствах;
- стационарные – длятся без улучшения 2 или даже 4 года;
- прогредиентные – улучшения не бывает никогда, постепенно формируется тикозный статус (сокращения идут сериями, затрудняют самообслуживание, сопровождаются мышечными болями).
Синдром Туретта – это комбинация генерализованных мышечных и вокальных тиков, обусловленный генетическим нарушением нервной системы. Такой синдром встречается редко, но может сохраниться и во взрослом возрасте.
Симптомы (проявления) нервного тика у ребенка
Детские нервные тики, как правило, начинаются с лицевой или шейной мускулатуры. Единичные сокращения не причиняют ребенку дискомфорта и не нарушают его привычной жизнедеятельности. В зависимости от ситуации, заболевание может проявляться:
- движениями глаз и бровей (нахмуривание, зажмуривание, моргание);
- шевелением носом, «шмыганье»;
- подергиванием уголка рта;
- киванием, наклонами или поворотами головы.
Аналогичные процессы могут затрагивать и другие мышцы, вызывая вздрагивание, непроизвольные движения пальцев или рук.
Голосовые формы тиков проявляются неконтролируемой речью или произношением отдельных звуков. Иногда патология напоминает заикание, иногда существует независимо от речи. В некоторых случаях формируется копролалия – неконтролируемые ругательства.
По мере прогрессирования патологии в процесс включается все больше мышц, заболевание приобретает генерализованную форму и может проявляться:
- гримасами;
- постоянным дотрагиванием до различных частей тела;
- приседаниями;
- подпрыгиваниями и другими аналогичными движениями.
Особенности течения и развития болезни
Чаще всего патология обнаруживается в возрасте 6-8 лет, что совпадает с началом обучения в школе и сопутствующим стрессом. Заболевание начинается с единичных моторных, реже голосовых тиков и без лечения переходит в генерализованную форму.
Характерными признаками развития детского нервного тика являются:
- нарастающие трудности с самоконтролем: на первых фазах развития непроизвольные движения могут быть сдержаны ребенком, однако со временем способность к контролю пропадает;
- нарастание проявлений при стрессе или перед сном;
- отсутствие непроизвольных движений во сне;
- длительное сохранение симптоматики без лечения.
Причины развития нервных тиков у детей
В зависимости от причины развития врачи выделяют первичную и вторичную форму патологии.
Причины первичных нервных тиков у детей
Эти виды расстройств формируются сами по себе на фоне:
- функциональной незрелости нервной системы;
- генетической склонности;
- травмы во время родов;
- врожденных аномалий развития головного мозга;
- хромосомных и генных аномалий;
- чрезмерных стрессовых ситуаций.
Причины вторичных нервных тиков у детей
Эта группа расстройств формируется на фоне какого-либо заболевания или патологического состояния:
- нейроинфекции (менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты);
- черепно-мозговые травмы различной степени тяжести;
- опухоли головного мозга и его оболочек (злокачественные и доброкачественные);
- острые и хронические интоксикации (например, отравление угарным газом);
- нарушения кровоснабжения головного мозга;
- воздействие некоторых лекарственных средств (нейролептики, противосудорожные препараты и ряд других).
Диагностика нервных тиков у детей
Диагностика проводится группой специалистов. Невролог оценивает анамнестические данные (наследственность, особенности родов и периода новорожденности), двигательную сферу, характеристики безусловных рефлексов, нарушения чувствительности. Невролог определяет наличие ведущего патологического симптомокомплекса. При подозрении на очаговые неврологические нарушения назначаются дополнительные инструментальные методы – МРТ, ЭЭГ и другие.
Психиатр выясняет уровень возрастного развития, связь стрессов или неблагоприятных ситуаций с выраженностью тиков.
Психолог предлагает ребенку различные тесты, исследует высшие нервные функции – мышление, память, внимание, общий уровень интеллекта.
При заключительном осмотре невролог подводит итог обследования. Основным отличием нервного тика от двигательных расстройств органической природы служит то, что при отвлечении внимания (интересная игра, новые захватывающие впечатления) тики исчезают.