Раз словечко, два словечко
Мат в три хода — это круто. Мат в три года — совсем другое дело. Но даже малыши порой могут сказать то, чего от них никак не ждешь. Хвататься за голову и валокордин, услышав брань из уст невинных крошек, не надо. А уж тем более нельзя браться за ремень, кричать и ругаться. Что тогда делать? Да ничего. Лучше просто проигнорировать. Малыши не понимают значения этих слов, а произносят их просто из любопытства ко всему новому. Если не обратить внимания, скорее всего, они уже на другой день их забудут. А когда родители, наоборот, выдают очень сильную реакцию на мат, дети могут начать прибегать к таким словам специально, ради привлечения внимания.
Услышав от ребенка 4-5 лет плохое слово, спросите, знает ли он, что оно значит. Если малыш не в курсе — спокойно объясните, что именно он только что произнес. А потом скажите, как глупо и некрасиво он выглядит, говоря такое. Что это все равно что публично ковырять в носу. Добавьте, что плохими словами он может легко обидеть окружающих. И что матом пользуются только нехорошие или совсем необразованные люди. А ваши Витя и Маша ведь не такие, да? Чаще всего такой беседы бывает достаточно.
Можете действовать превентивно. Например, расскажите, как вам неприятно было слышать, как ругается соседский мальчик, и как вам жалко его родителей, которым приходится за него краснеть. Дошколятам легче анализировать чужое поведение, чем свое.
Не мойте язык мылом
Школьникам, скорее всего, не надо объяснять, что значат плохие слова. Да и применяют они их часто к месту. Но обычно обсценную лексику используют только в разговоре между собой, отлично осознавая, что такие слова — не для ушей учителей и родителей. Дома запретное словцо может выскочить лишь случайно — например, в острой ситуации сильной боли или гнева. Ведь ругательства (и это доказано) помогают снять эмоциональное напряжение, снизить стресс и даже уменьшить боль. Правда, целебный эффект работает только в том случае, если такие слова произносить изредка. Если это произошло при вас, лучше просто «не заметить» и перейти к делу: оказать ребенку медицинскую помощь или психологическую поддержку. Но если чадо нецензурно выразилось «на автомате», без видимой причины, достаточно лишь сказать, что вам неприятно слышать мат от вашего воспитанного ребенка. Категорически не стоит в такой ситуации выходить из себя, ставить ребенка в угол или допытываться, откуда он принес бранные слова и кто его «научил плохому».
Если же школьник стал регулярно материться дома, не стесняясь старших, то одно из двух: либо подобные выражения в семье — норма, либо у ребенка есть серьезные психологические проблемы дома или в школе. Ведь мат — это разновидность защитной реакции, промежуточная стадия между словами и нападением. Таким образом дети могут выражать агрессию, протест против родительского поведения, страх, тревогу, другие негативные эмоции. И с этим уже надо разбираться отдельно, возможно, с помощью психологов.
Свой среди своих
Подростки матерятся чаще остальных. Как правило, они это делают для самоутверждения, желая доказать всем, что они уже взрослые. А также для того, чтобы не быть «белой вороной» и заручиться авторитетом у значимых сверстников. Дома и на уроках такие ребята могут вести себя вполне прилично, поэтому для родителей может стать большим откровением хорошая осведомленность их детей в обсценной лексике.
Если употребление подростком матерных слов не выходит за пределы его компании и он отлично контролирует, где и с кем можно, а где абсолютно недопустимо нецензурно выражаться, то родителям не следует излишне волноваться по этому поводу. Не надо делать из мухи слона. Это всего лишь этап взросления. Если у ребенка нет социальных и психологических проблем и все в порядке с воспитанием, он это перерастет.
Но если подросток позволяет себе употреблять бранные слова дома или в общественных местах, с этим надо бороться. Но точно не директивными запретами, слежкой, прослушкой, установлением контроля над его личной перепиской. Категорически не следует оскорблять ребенка, ставить ему ультиматумы, шантажировать, а также стыдить (особенно на людях) или запрещать общаться с матерящимися друзьями. Это все только возведет между вами стену непонимания и недоверия, а самого ребенка может сделать изгоем среди «своих». Действовать надо мягко, терпеливо и уважительно, используя не угрозы, а объяснения.
1. Убедитесь в том, что использование мата подростком не продиктовано серьезными психологическими причинами. Например, он может начать материться из-за травли в школе, неуверенности в себе, страха, обиды, душевной боли, озлобленности. В таких случаях надо срочно обратиться к детскому психологу. Ну и, конечно, родителям важно сделать атмосферу в доме более теплой и доброжелательной.
2. Следить не столько за ребенком, сколько за собой. Установите дома мораторий на употребление матерных слов. Но уж тогда будьте любезны и сами его не нарушать. А если плохое слово все же вырвалось ненароком, извинитесь. Того же требуйте от всех членов семьи.
3. Поощряйте развитие словарного запаса и учите, как выражать эмоции, используя литературные обороты. Придумайте культурные синонимы табуированной лексике. Это может стать довольно веселой и полезной игрой. Ищите поддержки у любимых киногероев ребенка, которые демонстрируют не только вежливость, но и остроумие и уверенность в себе.
4. Проводите с сыном или дочерью больше времени, обсуждайте важные темы, смотрите вместе хорошее кино. Пусть учатся на достойных примерах и тянутся к прекрасному.
5. Отнеситесь к мату просто как к плохой привычке и боритесь с ней, а не с ребенком. Договоритесь о штрафах за каждое бранное слово. А что это будет — мытье посуды за всеми членами семьи или выученный стих, решайте сами.
6. Внимательно отслеживайте, с кем общается чадо в социальных сетях, каким контентом интересуется. Но не читайте его личную переписку и не вмешивайтесь в его личные дела, а также постарайтесь избежать ультимативных требований прекратить дружбу с тем или иным человеком. Старайтесь действовать не директивами, а методом убеждения.
Нецензурное высказывание ребенка кому-то из родителей покажется забавным, а кто-то будет сгорать от стыда. А если это не единичная ситуация? Как правильно реагировать на грубости в речи детей и как отучить их от подобных выражений, рассказывает психолог Ольга Архипова.
Вопрос. Ребенок в детском саду постоянно матерится, другие дети начинают за ним повторять, воспитатели жалуются. Ненормативную лексику при нем не употребляем, откуда это — непонятно. Подскажите, что нам с этим делать?
Ответ. Если вы услышали у ребёнка в речи ненормативные выражения, сразу твердым тоном объясните, что такие слова используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми и ни тех, ни других не пускают в места, где весело и много людей. Можно добавить, что вам самим неприятно находиться рядом с людьми, которые ругаются. Необходимо показать ребенку, что у окружающих пропадает желание с ним общаться, когда он выражается подобным образом.
Дети начинают ругаться матом, потому что хотят привлечь к себе внимание — это одна из причин. Ребенок видит, что таким образом шокирует взрослых и попадает в центр внимания, и начинает пользоваться этим способом все чаще. В таком случае нужно попытаться найти приемлемый способ самоутверждения для ребёнка. Какими способностями, знаниями и возможностями он уже обладает? Поищите его сильные и положительные стороны, отметьте уже сформировавшиеся навыки и сделайте на них акцент.
Ребёнок должен наглядно увидеть, что привлечь внимание окружающих (и тем более значимых взрослых) можно другими поступками и своими успехами. Он постепенно поймёт, что так можно получить не только долю внимания, но и похвалы, а следовательно, и положительных эмоций.
Ни в коем случае не надо бить по губам или запугивать — например, «будешь ругаться, язык отрежу» или «укол сделаю»
Это часто срабатывает, но действие такого способа непродолжительно, а впоследствии может спровоцировать появление страхов у ребёнка.
Что делать, если ребёнок оскорбляет родителей?
В детском саду воспитатель может предложить детям игру, кто больше придумает хороших слов, которыми можно заменить одно плохое. Также можно использовать психотерапевтические сказки. Если ребёнок употребляет нецензурную лексику в ситуациях, которые вызывают сильные эмоции, научите ребёнка выражать свои эмоции другими, приличными словами. Например, «мне очень обидно», «я очень злюсь». Нужно показать, что такие выражения имеют больший эффект: вы интересуетесь, что именно разозлило его в той или иной ситуации, что расстроило и как бы он хотел это исправить. А ругань к такому анализу не приводит и проблему не решает.
Если ребенок постоянно слышит нецензурную речь от своих родителей или от других взрослых, то ругать его, требовать не употреблять таких слов или говорить, что это плохо, бесполезно. Обычно мы просим детей извиняться за нечаянное употребление неприличных выражений, поэтому обязательно должны показывать это на примере.
«Прости, я нечаянно» — фраза, которую ребенок должен услышать от взрослого после выплеска эмоций с ненормативной лексикой (если уж так случилось)
Если вы сами не используете ненормативную лексику, проанализируйте окружение ребенка: возможно, удастся обнаружить источник проблемы. Просите знакомых и друзей избегать подобных выражений, а если слово все-таки вырвалось, предлагайте извиниться перед детьми.
Чтобы ребенок не продолжал ругаться, важна реакция взрослых. Если взрослые отреагировали смехом или с гордостью рассказывают об этом кому-то, то ребёнок будет говорить эти слова дальше. Оставлять такое без внимания тоже неправильно. Ребёнок может подумать, что если вы никак не отреагировали, значит, так и должно быть. Ну и конечно, не надо реагировать очень эмоционально или агрессивно. Учитывайте возраст ребенка: если это малыш, то чаще всего он произносит такие слова неосознанно и, скорее всего, просто не понимает, что они значат.
Фото: Shutterstock / Everett Collection / Коллаж: Вика Шибаева для «Мела»
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Мамочки, подскажите мне, КАК отучить ребёнка ругаться? Ему 2,5 года. Говорит слово «с. ка», когда сердится. Ну прям так и оскорбляет реально. Если за это ругаешь, повторяет из вредности. :boom: Сегодня в садике высказали, как он их поносит((( Стыдно, капец %) :shoot:
да 🙁 и знаю, что причина в этом. Но помнит он именно это слово и видимо не забудет, даже если перестанем. Ему нравится! %)
дак пыталась. Но когда на детской площадке происходят инциденты такие, типа девочка сломала его песочные формочки, а он заревел и заорал на всю площадку: «А-а-а, сломала!С. ка. «, я не знаю, куда себя девать! %) И воспитатели будут высказывать, что он их материт!Сообщение было изменено пользователем 04-06-2010 в 22:20
да не приятно -мы просто пару раз проигнорировали — и все прошло
А поговорить вы пробовали , когда он спокойный?
это дело тяжелое. даже если перестанете материться, ребенок будет продолжать 🙁 у меня племяш такой. ужас тихий. но в сад не ходит пока, так что родители и не парятся. когда летом с бабушкой матерится меньше, потом приезжает домой и все по новой :shoot:
конечно, но он видимо не совсем отражает ещё, что это ПЛОХОЕ слово. Просто понял, что при злости его можно употреблять. Я сама на площадке молчу и делаю вид, что всё нормально, не заостряю внимание, думаю, что он забудет всё сам. Но другие мамы просто в шоке 🙁
так в том-то и дело! Он во вкус вошёл. И ЧТО ДЕЛАТЬ-ТО. :boom: из садика за такое могут выгнать? :(Сообщение было изменено пользователем 04-06-2010 в 22:27
Если перестанете совсем, абсолютно, то забудет
Но перестанете ли?
А в общем чего париться-то? Если принята в вашем кругу такая речь, то и ребенок будет говорить так же, пр имите как данность и не переживате. от этого не помирают.
да че смеяться то))))
а психолога то нету в садике что ли. я вот недавно беседовала с психологом садичным на эту тему, тоже доча все хватает, ну у нас «поскромнее достижения» — капец, блин. но тоже в тему и с выражением. 2,11 нам.
психолог сказала, во-первых, самим не употреблять.
во-вторых, ребенок значение не понимает, просто возраст «хватательный», слова такие звонкие короткие. деткам очень нравятся.
в-третьих, реагировать безэмоционально, спокойно.Сообщение было изменено пользователем 04-06-2010 в 22:45
У моего сына друг (3 г) на каждом углу кричал п..юк.Мой как то не повторял за ним. А тут приехали к моим родителям,пока нас поблизости не было решил на деде испробовать-ты Пижжук говорит(каверкает).Дед не понял,что такое :gy: .Я все слышала.поняла, что он хотел сказать- объяснила что не надо засорять ротик такими словами,плохое слово.И все.Он-мама ты почему такая грустная?-я -расстроилась что ты такое слово сказал.Он-мамочка я больше не буду так говорить никогда. :gy: пока не слышала.Ругать и сильно акцентировать не стоит я думаю.
А мы дома не ругаемся, сын из садика такие слова приносит. Отучила так: несколько раз повторяла, что эти слова «грязные», от них надо ротик мыть. Не проняло. Тогда однажды взяла за шкирку — и в ванную. И рот вымыла с мылом. По-настоящему. Да, резко, да, неприятно, но ведь не смертельно 😉 Теперь дома не ругается, и в садике тоже. И всем, кто ругается, говорит, что им надо рот с мылом помыть. Но у меня мальчик впечатлительный и сознательный, может, не всем мой метод подойдет 🙂
Моему 2,7 говорит много и чисто, в том числе знает 2-3 мат. слова. Дома ругаться не принято, но бабушка любит употреблять словечки такого рода. Мой запоминает влет и употребляет по месту. Пока не обращаю внимания. Ну а по-жизни такие слова считаю знать нужно, потому как есть категория людей которая понимает только соответствующие выражения, но пользоваться таким запасом слов нужно конечно избирательно и дозированно. :rtfm:
Все разделы
Использование нецензурной лексики в общественных местах – это не только оскорбление окружающих, но и правонарушение, тем не мене явление это довольно распространено и в среде взрослых, и в среде детей. И если дети не видят ничего предосудительного в мате, то до них необходимо донести, что такой способ общения с окружающими — худший. Сделать это порой очень непросто. Что же можно предпринять, чтобы ребенок забыл о нецензурной брани?
Первая реакция
Нецензурные слова из уст маленького ребенка, который не выговаривает половину букв, забавляют некоторых взрослых – кто-то весело хохочет, кто-то хватается за видеокамеру, чтобы запечатлеть этот момент, кто-то спешит поделиться веселым рассказом с родственниками. Так поступать нельзя, ведь таким образом вы ребенка поощряете. Не забывайте, что от вашей реакции зависит, будет ли мат неотъемлемой частью речи сына/дочери или он «пройдет транзитом».
Реакция на первое нецензурное слово малыша должна быть нейтральной. Лучше всего сделать вид, что ничего не слышали. Слишком много внимания может понравиться ребенку, и чтобы вновь привлечь его, он будет материться.
Чересчур негативная реакция может принести обратный результат, так как «запретный плод всегда сладок».
Как отучить ребенка от мата
Способы зависят от возраста.
Дети от трёх до пяти лет. В три года малыш сталкивается с первым в его жизни кризисом, поэтому предпринимает попытки сделать все наперекор родителям. Если вы матерное слово «не заметили», а оно стало повторяться, поговорите с ребенком по душам. Объясните, что эти слова некрасивые, они обижают людей. Предложите малышу «здоровую» альтернативу – слова, которые помогают выразить эмоции, но не являются матерными.
Если ваша беседа потерпела фиаско, спокойно скажите сыну или дочери, что в следующий раз за мат его ждет наказание. Обязательно сдержите обещание.
Вторым эффективным способом в борьбе с матом является сказкотерапия. Не секрет, что все девочки в 5 лет мечтают стать прекрасными принцессами, а мальчики – храбрыми воинами. Вот и придумайте сказку, в которой, например, Золушка была красивой и доброй, и ее все любили. А ее родная сестра – сквернословила, и, когда влюбилась в принца, он естественно, не стал с ней дружить.
Дошкольники и младшие школьники (6-10 лет). В этот период ребенок начинает употреблять мат, чтобы казаться взрослее. Он копирует поведение взрослых, в частности, старшеклассников. Важно повторять, что ни в одном приличном обществе его «крутость» не оценят, а скорее сочтут диким и невоспитанным.
Обязательно нужно создать в семье здоровую атмосферу, смотреть совместно добрые хорошие фильмы, заботиться о животных. Так можно противостоять «внешней среде».
Подростки (11 – 15 лет). Нецензурная лексика у подростков является одним из способов самоутвердиться среди сверстников и завоевать их уважение.
· Не игнорируйте брань. Мат подростка требует жёсткой реакции, но не истерического крика и требования немедленно прекратить выражаться нецензурно. Велика вероятность, что он будет действовать назло.
· Постарайтесь понять причины. Возможно, ребёнку было больно или обидно, и он, скопировав чье-то поведение, выругался. Или проверял границы дозволенного. Поговорите по душам: чувствуя участие, подросток расскажет вам о том, что стало провоцирующим фактором, и вы проработаете стратегию.
· Говорите о своих чувствах: «Прошу тебя при мне не выражаться» или «Мне очень неприятно слышать от тебя бранные слова. Прежде, чем говорить, принято думать».
· Признавайте достоинства. Например: «Понятно, что я не могу контролировать тебя постоянно, но надеюсь, что умному человеку удастся подобрать замену нецензурному лексикону. Богатая красивая речь без мата – это и есть показатель развитого, образованного человека». Или так: «Материться могут все. Для этого не нужно много ума. А ты попробуй не употреблять нецензурных слов. Как думаешь, получится?». Часто признание достоинств родителями очень ценится подростками и вызывает желание отплатить хорошим поведением.
· Учите грамотно выходить из конфликтов. Доступно объясните, что нецензурная брань — не помощник в ссорах и спорах — оскорбления только усугубляют конфликты. Приводите примеры, как можно корректно проявлять негатив. Объясняйте, что не обязательно «опускаться до уровня обидчика». «Слом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» — при этом «сильные слова» никоим образом не связаны с нецензурными выражениями. Научите отвечать обидчику колко, емко, но без мата. А чтобы овладеть таким умением, необходимо иметь богатый словарный запас, знать цитаты известных людей и крылатые выражения.
· Подавайте положительный пример. Дети не сквернословящих родителей даже в компании не изберут матерный стиль общения. Следите не только за подростком, но и за собой! Если ребёнок будет слышать мат в доме, то решит, что взрослым так можно. А он-то почти взрослый…
· Наказывайте. Попытайтесь поговорить с ребенком в спокойном дружественном тоне и объяснить, что дома и в школе он не имеет права материться, так как в противном случае вы, например, не купите ему модной одежды иди уменьшите сумму карманных денег. Как показывает практика, такой метод работает.
— Уважаемые родители! Убедительная просьба провести со своими детьми профилактическую воспитательную работу! — пишет житель Октябрьского района. — Проходишь мимо детей младшего и среднего школьного возраста (про старших я вообще молчу) и слышишь такой мат-перемат, что создаётся ощущение, будто это не группа школьников, а кодла каких-то шаромыжников. Я раньше наивно полагал, что детский мат — это такая ситуация в шахматах, а как выяснилось, это когда детки в футбол играют. Поскольку институт участковых у нас, судя по ощущениям, приказал долго жить, уделите толику внимания своим чадам. А то они сегодня посылают подальше друг друга, завтра учителя, а послезавтра вас. И винить, кроме самих себя, вам будет некого.
— Согласна с вами, проблема действительно острая. Сама была неоднократно свидетельницей, как шестилетние дети кроют матом друг друга, — пишет Елена.
— Сейчас одного ютуба хватает детям, чтобы узнать о таком мате, который даже взрослый человек не понимает, — считает екатеринбуржец Артем Овсянкин.
— Тоже замечала. Громко и не стесняясь, — отмечает Анастасия К. — Вроде все на время жалуются. Мол, раньше такого не было, потому что времени было больше на детей. Ага. Всё время вижу, как родители в телефонах сидят. Всем ведь государство должно всё. А сами мы и поотдыхаем, подглядывая за чужой жизнью. Вот и получается. А как начинаешь просто с детьми общаться, так у них такая жажда по общению со взрослыми!
— Ситуация на остановке: идет группа школьников с преподавателем физкультуры, ждут трамвай, мат на мате в присутствии педагога, а также пассажиров, ожидающих транспорт, — рассказывает Ольга К. — Делаю замечание, на что получаю кучу негатива в свой адрес. Педагог (замечу, женщина с большим опытом работы) никак не отреагировала на эту ситуацию.
— Мат в песнях, которые они слушают. Если, конечно, это можно назвать песнями. Мат в соцсетях, в тех группах, где общаются преимущественно дети и подростки. Оттуда они тоже набираются. Помню, может, где-то лет 15 назад обсуждали проблему: мат в кино. Многие серьёзные люди от искусства говорили: «Ах, ну как же, кино должно отражать реальную жизнь, значит, в кино мат надо разрешить». Разрешили. Сейчас в кинофильмах мат не редкость.
Как думали бы девочки об игре на гуслях, если бы эта сцена с картины Богданова-Бельского случилась в 2019 году
— Вот отсюда и получили то, что слышим сейчас от детей вокруг, — высказывает мнение Константин Д.
— Сейчас учителям нельзя детей пальцем задеть, сразу уволят с выговором. Вот они никого и не боятся, особенно когда родители сами матерятся, как сапожники, — уверен Василий В.
— Мат был всегда, и не только в маргинальных кругах, — высказывает свою точку зрения пользователь Старый Лис. — Матерились и на заводах, и в учреждениях культуры, поверьте, работал и там, и там. А уж партработники, кроме как матом, с народом говорить не умели, вспомните В. С. Черномырдина. А что касается подрастающего поколения, так мы пожинаем плоды либерализма, когда у мелкой поросли нет непререкаемых авторитетов в виде отца, старшего брата или просто старших на улице. Помнится, в моё детство за матюги во дворе можно было такого леща отхватить, а пойдёшь домой жаловаться, да если родители проверят, в чём дело, то и ремня от матери или отца вдогонку освоить. Тут-то и включался мозг, значит, я что-то делаю не так, раз мне отсыпали семечек. А нынче случай был: отец ремнём чадо отоварил пару раз во дворе, причём конкретно за мат, которым он сыпал на соседских девочек. И что — какая-то мамаша сняла это на видео, и подняли такой шум, что мама дорогая! Дитятко обижают! У них теперича ещё и право есть на родителей в полицию заявлять. Вот вам и причина. И участковые тут не помогут. Человек неразумный должен чего-то бояться, знать о неотвратимости наказания. Мат среди детей — это первая ступень деградации, потом начинаются мелкие преступления, родители их откупают, потом наркотики, ну а дальше вариантов масса.
Посмотрите современных юмористов, как сейчас говорят, стендаперов — без мата уже не выступление. Посмотрите блогеров — то же самое — кривляние и мат. Ну и родители некоторые абсолютно не стесняясь матерятся при детях. А потом, весь этот снежный ком поглощает и нормальных детей, потому что материться, это, как-бы, модно, стильно, молодежно.
Прежде чем мыть детям рот с мылом, помойте с мылом телевизор! 😁
Не один десяток лет наблюдается снижение уровня культуры и образования.
1) Чтение — когда-то мы были «самой читающей страной в мире». Сейчас этого нет.
2) До школы дети должны слышать лучшие литературные образцы своего языка и культуры, а перед школой и в школе начинать самостоятельно читать лучше литературные произведения. Сейчас этого нет. Даже аудиокниги слушает небольшое число людей, не говоря уже о приобщении детей к библиотекам и чтению.
3) Мат принадлежит к самому нижнему пласту языка. Распространен в большинстве семей. Мат дети слышат с ранних лет в семьях и его воспроизводят.
4) В фильмах 20 века звучит литературный русский язык. В современных отечественных фильмах часто звучит не самый качественный русский язык.
5) Зарубежные видео. Дети часто их смотрят. Перевод, как правило, дилетантский, отвратительный. Даже там, где нет каких-нибудь гадких слов на иностранном языке, их придумывают в русском переводе, используя низший пласт языка.
6) Большинство детей — дети массовой культуры.
Чтобы не было мата на улицах, необходима качественная культура, чтение качественном литературы, начиная с детского возраста, неприятие мата в большинстве семей и в обществе.
Агрессивное поведение — неотъемлемая часть развития ребенка. В возрасте двух-трех лет ребенок может укусить или ударить, чтобы выразить разочарование, самоутвердиться, защитить свою игрушку. Более высокие навыки мышления ребенка все еще находятся на стадии развития, и ребенок не в силах противостоять примитивным импульсам.
Дети обычно очень быстро перерастают эту фазу, освоив самоконтроль, научившись говорить и разрешать конфликты без насилия.
Однако такое поведение не может не беспокоить. Родители всегда чувствуют вину за действия своего малыша и вполне обоснованно опасаются, что никто не захочет дружить с драчуном.
1. Поставьте себя на место ребенка. Как бы вы отреагировали, если бы другой взрослый схватил одну из ваших самых ценных вещей? Тогда вам будет проще понять, как трудно малышу, который все еще полагается на свои инстинкты, не отомстить захватчику, посягающему на его вещи.
2. Уделите больше внимания жертве, а не агрессору. Пожалейте пострадавшего, спросите, все ли у него в порядке. Это покажет вашему малышу, что если он будет драться или кусаться, то внимание достанется не ему.
3. Поступайте правильно. Ребенок рассержен. Поэтому, вместо того чтобы кричать, повышая уровень стресса, отведите малыша в сторону, посмотрите ему в глаза и скажите: «Так не пойдет. Сердиться можно. Драться нельзя».
4. Поощряйте ребенка использовать мышление. После того как конфликт угаснет, попросите малыша рассказать, что он мог бы сделать по-другому. Это поможет запустить его рациональные мыслительные процессы, справиться с импульсивным поведением.
5. Подумайте, достаточно ли внимания вы уделяете ребенку. Детям важно, чтобы родители замечали их.
Если малыш считает, что родители не обращают на него внимания, то может прибегнуть к крайним методам. И драки гарантированы.
6. Поощряйте дружелюбное поведение. Возьмите за привычку вслух высказывать надежды на то, что очень скоро малыш станет милым, добрым и дружелюбным. Тогда ребенку будет проще понять, что именно такого поведения вы от него ждете.
7. Ищите другие причины. Быть может, ребенок голоден, устал, набрался впечатлений, съел много сладкого. Обеспечьте ему повседневный уход, правильное питание и соразмерные нагрузки, чтобы исключить физиологические причины подобных вспышек.
Предлагайте альтернативы. Подскажите, как можно было по-другому выйти из ситуации. Предложите в следующий раз, когда ребенок заметит, что у него в голове появились «злые» мысли, сделать несколько глубоких вдохов, найти слова, чтобы сказать, почему он расстроен, обратиться к взрослому или пойти поиграть с кем-то другим.
Подскажите ребенку, что другие не умеют читать его мысли. Маленькие дети еще не умеют выражать эмоции словами. Говорите об этом малышу, и ему станет проще объяснить, что ему нравится или не нравится.
Ребенку очень полезны длительные прогулки и физическая активность, ведь нерастраченная энергия также может стать причиной проявления агрессии.
Что делать, если агрессия не прошла в 2-3 года? В возрасте 4-5 лет можно завести «похвальную» таблицу и вознаграждать ребенка в те дни, когда он использовал свои руки для того, чтобы кому-то помочь, а не навредить. Используйте ролевые игры. В них можно прорабатывать конфликтные ситуации и показывать ребенку, как находить выход из них без применения физической силы.
Если ребенок в 6-7 лет еще проявляет агрессию, понаблюдайте за ним, когда он общается с другими детьми. Возможно, ему требуются дополнительные советы, как вести себя в обществе.
Почему родителям стоит вмешиваться в конфликты детей
Психолог Джон Готтман в книге «Эмоциональный интеллект ребенка» пишет, что невмешивающиеся родители плохо знают, как помочь детям извлекать уроки из эмоциональных переживаний. Они не учат детей решать проблемы, и многие из них не умеют устанавливать границы. Невмешивающиеся родители разрешают все, в том числе выражать эмоции недопустимыми способами и/или без каких-либо ограничений. Например, если гнев ребенка перерастает в агрессию, и он причиняет окружающим боль словами или действиями, или если опечаленный ребенок безутешно плачет, не зная, как себя успокоить и утешить. Подобные способы выражения негативных эмоций могут быть приемлемыми для родителей, но не для маленьких детей, имеющих гораздо меньший жизненный опыт. Падение в черную дыру болезненных эмоций, от которых они не умеют спасаться, может очень сильно их напугать.
Одна из причин детской агрессии — физическое наказание
Физическое наказание (порка, шлепки и другое) учит, что агрессия является подходящим способом получить то, что вы хотите. Исследования показывают, что дети, которых шлепают, чаще бьют своих товарищей, особенно тех, кто меньше и слабее. Причем уровень их агрессивности напрямую связан с тяжестью наказаний в семье. В подростковом возрасте такие дети чаще ударяют своих родителей, став взрослыми; мужчины, скорее всего, будут применять, а женщины — терпеть насилие в семейных отношениях. И наконец, люди, которых в детстве физически наказывали, менее склонны заботиться о своих престарелых родителях.
Позволяете ли вы ударить ребенка? Считаете ли физическое наказание — неотъемлемой частью воспитания? Если да, то теперь вы знаете причину детской агрессии. Начните с себя, тогда и ребенок сможет измениться.
Упражнение «Ловушка для гнева»
В книге «Где живут эмоции?» есть инструкция, как сделать ловушку для гнева. С ее помощью ребенок быстрее успокоится и со временем научится управлять сильными эмоциями без специальных игрушек. Гнев быстро перерастает в агрессию, поэтому важно научиться им управлять. Суть в том, чтобы во время гнева сделать что-то успокаивающее. Например, выпить воды или послушать музыку. Со временем ребенок научится без подсказок выходить из этого состояния.
Чтобы научить ребенка справляться с агрессией, будьте ему примером, наберитесь терпения, подсказывайте, как управлять эмоциями, и вы увидите изменения в лучшую сторону.