Как отучить ребенка кусаться в 1 5 года

Очень часто с этим явлением маме приходится столкнуться еще в более раннем возрасте, когда у малыша только прорезаются первые зубки. Дело в том, что восприятие мира у грудного ребенка начинается именно с опробования на вкус всех предметов. Поэтому неудивительно, что он норовит схватить зубами новую игрушку, папину щеку, ручку своего братика или сестренки. Хотя чаще всего страдает мамина грудь во время кормления.

Если представить, как у маленького человечка чешутся десны при прорезывании зубов, невозможно сердиться на него за эту небольшую шалость. Но и оставлять без внимания подобные вещи тоже не рекомендуется. Как же отучить ребенка кусаться?

Отучаем кусаться грудного малыша

Прежде всего, необходимо помочь ему снять зуд в деснах, возникающий при появлении новых зубов. Для этого прекрасно подойдут специальные прорезыватели, кольца, резиновые игрушки и т.д. Если все это не дает нужный эффект, можно воспользоваться специальными лечебными средствами, облегчающими болевой синдром.

В таком случае нужно решительно показать ему свое недовольство, можно даже легонько шлепнуть его по попке и сказать укоризненно, что так делать запрещено. Обязательно необходимо ненадолго отнять грудь, чтобы ребенок понял, что подобное поведение может лишить его еды. Многие опытные родители советуют в момент укуса на несколько секунд посадить малыша на пол. Обычно подобные меры очень результативны и ребенок быстро понимает, что он делает что-то неправильно.

Бывает, что маленький человечек кусается непроизвольно, когда увлекается чем-то или засыпает. В таком случае его челюсти рефлекторно сжимаются. Маме нужно понаблюдать за своим ребенком и просто начать угадывать момент, когда это произойдет, чтобы вовремя убрать грудь и избежать очередного укуса.

Почему кусается подросший ребенок

Обычно подобная проблема проходит, как только малыш достигает сознательного возраста. Однако некоторые родители, наоборот, с удивлением замечают, что ребенок в возрасте 2-5 лет вновь стал совершать нечто подобное. Например, им сообщают, что малыш кусается в детском саду, или они видят это дома.

Рассмотрим причины подобного поведения.

Недостаток внимания. Малыш чувствует, что родители стали меньше уделять ему времени. Возможно, в семье появился еще один ребенок и старший испытывает ревность. Так как маленькие дети еще не могут полноценно высказать свои чувства при помощи слов, они находят для этого другие, не совсем удачные способы.

Обратите внимание! Укусы могут сигнализировать родителям, что малыш испытывает какие-то негативные эмоции, он страдает и требует повышенной заботы и любви.

Особенности темперамента. Ребенок просто гиперактивен, он не знает и не умеет адекватно выплескивать накопившуюся энергию. С помощью укусов малыш выражает сильные эмоции: радость, гнев, боль, обиду, раздражение, восторг и т.д.

Копирование поведения других детей. Возможно, ваш малыш где-то увидел, как его сверстник таким образом пытался продемонстрировать собственное лидерство. Например, он мог укусить соперника и забрать у него игрушку либо таким образом ответить на агрессию. В таком случае ребенок просто неосознанно повторяет подобное поведение.

Что делать, если ребенок кусается

  • Если такое поведение вызвано ревностью или неблагоприятной обстановкой в семье, попытайтесь сделать как можно больше для того, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным и любимым. Если укус все же произошел, не кричите на ребенка, а постарайтесь мягко и без лишних эмоций объяснить ему, что он не прав. Необходимо ругать не самого маленького кусаку, а именно его нехороший поступок.
  • Если малыш очень активен и эмоционален, нужно попытаться успокоить его при помощи более плавных и размеренных занятий: рисования, лепки из пластилина, сбором пазлов, конструкторов, решением головоломок и т.д.
  • Если же ребенку, наоборот, не хватает активности, постарайтесь как можно больше занимать его всевозможными подвижными играми и занятиями на свежем воздухе. Посещайте бассейн, играйте в футбол, бегайте, ездите на велосипеде, роликах и т.д. В общем, ваша родительская задача — сделать так, чтобы у малыша уже не осталось физических сил на шалости.

Обратите внимание! Хороший терапевтический эффект дают сказки и истории, которые можно придумывать самим.

Главный сюжет подобных рассказов состоит в том, что некоторые животные вели себя очень плохо и кусали друг друга, поэтому поссорились между собой. Когда же они помирились, они решили никогда больше не обижать друг друга и не кусаться, и стали все время играть вместе.

Увидев, что ребенок пытается снова кого-то укусить или он это уже сделал, нужно легонько приложить ладонь к его рту и спокойным голосом сказать, что так делать нельзя, что тому человеку, которого ребенок пытается обидеть, очень больно и его надо пожалеть.

Обычно эта проблема проходит по мере взросления ребенка. Учитывая вышеперечисленные рекомендации, малыша можно довольно легко отучить от этой неприятной привычки.

Дети в силу эмоциональной незрелости, в меньшей степени, чем взрослые, не способны держать себя в руках.

Консультация для родителей

«Если ребенок кусается в детском саду»

Ощущения страха, гнева, ярости, стыда или обиды знакомы каждому человеку. Эти эмоции принято считать отрицательными, «злыми». Обычно они появляются в ответ на слова или действия окружающих и, обладая мощной энергией, управляют людьми. От присутствия в повседневной жизни «нехороших» чувств не избавлен никто, будь то взрослый, или ребенок. Дети в силу эмоциональной незрелости, в меньшей степени, чем взрослые, не способны держать себя в руках.

Каждый маленький ребенок в процессе взросления преодолевает стадию, именуемую психологами оральной фазой развития. От появления на свет до 1,5-2 лет рот младенца является важным орудием познания мира. Дети засовывают в рот, облизывают и кусают всевозможные предметы в зоне досягаемости. Также малыши исследуют границы допустимого поведения. Например, младенец может укусить свою мать, способность же матери адекватно отреагировать на нежелательное поведение своего ребенка трудно переоценить. Чуткие родители не будут ругать малыша, тем более кричать или шлепать, тем самым не закрепят привычку кусаться. Достаточно твердо произнести «нельзя кусаться» или «мне больно». Необходимо сохранять серьезность, смех или шутки здесь неуместны, провоцируя эффект, противоположный желаемому.

С 2 до 3 лет ребятишки тоже могут кусаться. Знаменитый возраст (фаза отделения от матери и индивидуализации), когда дети требуют самостоятельности, противоречат сами себе и закатывают скандалы на «ровном месте» знаменуется интенсивными проявлениями агрессивности. Нередко проявления детской агрессии пугают взрослых, особенно когда ребенок начинает драться или кусаться. Привычка кусаться может сформироваться во время адаптации к детскому саду, как способ реагирования на стресс из – за непривычной обстановки. Ребенок кусает сверстников, родители пострадавших требуют принять меры, воспитатели разводят руками, а родителям «агрессора» остается только краснеть от стыда либо действительно «принимать меры».

Почему он кусает других детей? Малыш, таким образом, отвечает на нанесенную ему обиду (отняли игрушку, толкнули), в силу раннего возраста он еще неспособен разобраться в ситуации, и не может самостоятельно ее урегулировать, удерживая под контролем сильные чувства; ребенку нравится кусаться, так как, во-первых, это его действие вызывает у окружающих яркую эмоциональную реакцию (так приятно обратить на себя больше внимания), а во-вторых малыш не понимает, что делает другому больно (опять же в силу возрастных особенностей).

Возможно, что домашнюю обстановку где растет ребенок, трудно назвать благоприятной для его душевного равновесия (зависимое поведение родственников, развод родителей, частые семейные конфликты), тогда проявление агрессии это просьба о помощи; не исключаются такие причины, как перенесенная болезнь, трудности в преодолении возрастного кризиса, тяжелая адаптация к детскому учреждению, нехватка активных игр и движения, особенности выражения малышом собственных эмоций (он может кусаться, не только когда злится, но и от радости).

Не стоит бить тревогу и бежать к психологу, если малыш кусается редко, один или два прецедента не говорят о проблеме. Но, в случае неоднократных жалоб воспитателей, что ребенок кусается в детском саду: советы психолога будут ценной помощью родителям и, конечно же, самому ребенку.

Как же поступать?

Будет полезным понаблюдать за крохой в садике, как и когда у него возникает побуждение укусить. На основе наблюдений делать выводы, и принимать меры.

Ребенок раздражается от избытка впечатлений или от усталости, или наоборот, ему скучно и некуда девать избыток энергии. Персонал детского сада в силах успокоить малыша, либо занять его чем-то интересным.

Ребенок оказался в конфликтной ситуации, справиться с которой он не в силах, поэтому прибегает к помощи «главного оружия» — зубов. Задача взрослых здесь, вовремя прийти на помощь, упокоить как обидчика, так и обиженного. Укусившему малышу предложить пожалеть пострадавшего, помочь загладить свою вину. Обязательно нужно разговаривать с ребенком, говорить ему, что кусаться нельзя, показывать другие способы разрешения конфликта.

Малыш тяжело привыкает к новой обстановке в детском саду, где много детей и ему достается непривычно мало внимания. Задача родителей и воспитателей сообща проявить больше чуткости, облегчив ребенку период адаптации.

Как правило, кусаются те детишки, для которых речь ещё не стала ведущим способом коммуникации, а мышление не достигло словесно-логического уровня.

Вполне возможно, что эти девочки и мальчики уже могут немного разговаривать и в обычных обстоятельствах они способны выразить своё желание, несогласие, протест словами, но в ситуациях эмоционального напряжения их организм запускает примитивные программы реагирования. Конечно, эти программы неречевые.

При работе с детками, которые регулярно кусают других, как правило, выявляются признаки СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и/или та, или иная степень задержки речевого развития, и/или чрезмерная эмоциональная возбудимость.

Поэтому, решать проблему под названием «он кусается» часто приходится параллельно с развитием речи / формированием навыков управления своим вниманием, действиями, эмоциями.

С детьми, не имеющими названных особенностей, серьёзные проблемы с агрессией и такой её формой, как «кусание» — бывают крайне редко.

Конечно, проблема «кусания», со временем решится сама собой. Я не видела ни подростков, ни взрослых, которые «кусаются». Рано или поздно речевое развитие ребенка и/или его навыки управления своими эмоциями и поведением перейдут на другой уровень и он самостоятельно откажется от «кусания».

Беда в том, что до наступления этого времени ребенок наверняка получит клеймо «агрессивного» / «неадекватного» и т.п., накопит опыт негативного взаимодействия с детьми и взрослыми.

У него сформируется: 1 — негативное представление о себе (Ему же будут очень часто и не всегда корректно говорить о том, какой он плохой и неправильный!); 2 — негативное восприятие окружающего мира: «Меня здесь никто не любит», «Мне никто не рад», «Я везде не ко двору». Каждая по отдельности и, уж тем более, в совокупности — это очень опасные вещи, особенно в сочетании с недостаточной саморегуляцией эмоционального состояния и поведения.

Для чего ребенок кусается?

Но бывают и особые случаи.

Мне приходилось работать с гиперактивным мальчиком, который «кусанием» выражал не только агрессию, но и позитивные чувства. Малыш кусал понравившихся ему девочек, тетенек и даже мальчиков. Последовательность действий была следующая: 1 — мило и очень искренне улыбается; 2 — подходит, чтобы обнять; 3 — обнимает; 4 — целует (иногда); 5— кусает.

P.S. Кстати малыш вырос. Ему уже за 20 лет. Это очень образованный и во всех отношениях достойный молодой человек, без психических нарушений и даже без остаточных признаков СДВГ (хотя у многих людей остаточные признаки СДВГ могут быть заметны в юношеском и даже взрослом возрасте).

Задача взрослых научить «кусающегося» ребенка социально приемлемым способам проявления недовольства / отстаивания своих интересов / поиску решений на стыке интересов, то есть навыкам сотрудничества / проявлениям «любви».

Что делать, если ребенок регулярно кусает других детей и/или взрослых?

Необходимо понаблюдать за ребенком внимательно и понять, в каких ситуациях он кусается, какую задачу таким образом решает, как действует.

Для этого стоит составить:

1) Список конкретных «проблемных» ситуаций.

Пример такого списка: 1) у него забирают игрушку; 2) его толкнули (в том числе нечаянно); 3) когда играет в подвижную игру — догоняет ребенка и начинает кусать и т.п.

2) Понять и записать последовательность действий малыша, как в приведенном выше примере «1-улыбнулся….5 — укусил».

Если ребёнку меньше 5 и, уж тем более 3 лет, то нравоучительные беседы и даже чтение «правильных» сказок и беседа по ним, в первом случае будут малоэффективны, а во втором — не помогут вовсе.

Поэтому, лучшее решение

организовать возможность приобретения ребенком опыта социально приемлемого поведения на фоне положительных эмоций или завершающегося положительными эмоциями.

Как это сделать?

  1. Можно разыграть типичные ситуации в ролевой игре или на игрушках.

*Ситуации из составленного вами списка проблемных ситуаций положите в основу игровых сюжетов.

  1. Лучше игры может быть только реальность. Поэтому, вариант 2 — хотя бы иногда успевайте разруливать реальные конфликты.

Желательно это делать на фазе назревания конфликта. То есть, когда его участники ещё не скатились в сильные или хотя бы в сверх сильные негативные эмоции.

Разрулить конфликт — не значит наругать одного и пожалеть другого. Разрулить — значит вовремя включиться во взаимодействие нашего ребенка с другим человеком и найти способ привести стороны к позитивному результату.

*Этот вариант более труден:

1 — Трудно заметить ситуацию в ее начале. Обычно мы реагируем уже на её пике, когда трудно изменить ее ход.

2 — Трудно успеть вмешаться.

3 — Трудно на ходу придумать способ влияния на ситуацию.

Выход — предварительная работа родителя (лучше со специалистом):

1- Письменная работа по созданию списка проблемных ситуаций повышает вероятность того, что вы будете быстро замечать проблемные ситуации и включаться в них.

2 — Предварительное продумывание алгоритмов своих действий позволит вам действовать эффективно: «Каким образом я буду приводить ребенка к нужным действиям?».

3 — И еще, чуть на забыла, — нужно продумать картинку желательных действий ребенка: «Какими действиями возможно заменять кусание?».

Понимаю, то что я предлагаю, некоторым родителям покажется сложным и трудоёмким. Но, если «кусание» или другое агрессивное поведение — это не единичные эпизоды в жизни малыша, а часто реализуемая модель поведения, то другого выхода я не вижу.

Когда ребенок кусает окружающих, то это может стать причиной серьезных конфликтов и настоящей «головной болью» для родителей. Поэтому всем мамам и папам полезно знать, как вести себя, если малыш кусается, и как искоренить у него эту привычку. О том, как отучить ребенка кусаться, речь подробнее пойдет далее.

Кусаются дети обычно в силу самых разных причин. К примеру, одни малыши могут подобным образом выражать эмоции, другие — удовлетворять любопытство , третьи — проявлять подобным образом агрессию. В ряде случаев причина того, что ребенок кусается, кроется в его потребности познавать «на зубок» мир или просто унять боль в деснах, когда режутся зубки.

Многие дети еще кусаются, когда не могут сдержать сильных эмоций, причем не обязательно отрицательных. Также дети могут кусаться, если им элементарно скучно : после укуса родители мгновенно обращают на них внимание, чего малыши как раз и добиваются.

В среднем период «кусачести» длится у детей до 3 лет . Позже они уже достигают той стадии развития, когда эмоции или желания можно выражать словами. Если же кусаться ребенок не перестал и после 3 лет или же если он кусается слишком часто, а его укусы к тому же сопровождаются агрессивным поведением — на лицо достаточно серьезная проблема. Действовать нужно начинать как можно раньше, чтобы обойтись «малой кровью».

Еще в возрасте до 1 года ребенок может кусать мать во время кормления . Поначалу у него это может получаться случайно, ведь он еще не знает, как сильны его челюсти. Чтобы не дать таким случайным укусам постепенно перерасти в привычку, важно сразу же дать понять малышу, что кусаться нельзя. Для этого следует отнять у ребенка грудь и строгим голосом сказать, что кусаться — плохо. После нескольких таких случаев ребенок сможет уяснить, что как только он кусает маму, он лишается груди.

Не стоит бояться, что из-за подобной практики отучения малыша кусаться он будет оставаться голодным. Ведь кусаться малыш начинает обычно лишь тогда, когда уже насытился. Так что мамам не нужно терпеть боль и со страхом ожидать следующих кормлений.

Дети старшего возраста кусаются уже не потому, что проверяют собственные возможности, а из любопытства, с целью привлечения внимания, от разочарования и т. д. В подобных случаях уже можно доступным для малыша способом объяснить , что тем, кого он кусает, очень больно. Главное — успевать пресекать попытки укусов сразу, как только это возможно.

Когда взрослый видит, что ребенок хочет кусаться, он должен прикрыть его рот ладонью и строго, но спокойно сказать, что так делать нельзя, что это очень больно. Главное — не повышать тон и не улыбаться, чтобы ребенок не воспринял запрет как игру. Как правило, уже после 5-10 попыток ребенок осознает, что кусаться неинтересно, и прекратит это делать.

Если укус предотвратить не удалось, взрослый должен показать малышу, как ему плохо и больно . Только, опять же, действовать нужно максимально «натурально», иначе ребенок подумает, что это новая игра, и впоследствии с удовольствием будет предпринимать все новые и новые попытки укусить кого-нибудь из взрослых.

При укусах детей некоторые родители признают действенным способ с ответным кусанием : как только ребенок кусается, его тоже кусают, причем достаточно сильно. Согласно основной идее такого способа, ребенок, ощутив на себе, как это больно, когда кусают, должен сам перестать кусаться. Однако стоит отметить, что детские психологии подобной методики не одобряют: ребенок может расценить такое поведение как агрессию и начать еще чаще и сильнее кусаться.

Когда ребенок кусает не только взрослых, но и детей во дворе или садике , это начинает доставлять еще больше неудобств и проблем, вплоть до конфликтов с другими родителями. Важно понимать, что обычно дети не кусают сверстников просто так, а чаще они это делают от злости, обиды или разочарования. К примеру, наиболее типичны случаи укусов, когда дети не могут поделить между собой какую-нибудь игрушку или когда один ребенок не соглашается поиграть с другим.

Если у взрослых есть возможность вмешаться в момент укуса, они непременно должны это сделать. Необходимо поскорее встать между детьми и предотвратить укус , а затем по очереди поговорить с каждым ребенком. Нужно постараться выяснить, почему же именно один из детей захотел укусить второго, и помочь решить проблему по-другому. Так, если один ребенок хочет взять игрушку, а второй ее не дает, то стоит предложить первому немного подождать и поиграть пока другой игрушкой или предложить детям временно обменяться игрушками.

Важно отметить, что в процессе избавления ребенка от привычки кусаться в любом из случаев всегда очень важна последовательность взрослых . Кусаться ребенку должны запретить все взрослые, с которыми он общается, иначе новую модель поведения ему так и не удастся привить: если мама кусаться не разрешает, а папа или, скажем, бабушка, наоборот, даже поощряет укусы, то ребенок может элементарно запутаться, не зная, как же на самом деле следует поступать.

У многих детей и взрослых есть фирменные способы приведения себя в работоспособное состояние. Иногда мы машинально делаем что-то, что помогает сосредоточиться или успокоиться: кто-то барабанит ногтями по столу, кто-то наматывает волосы на палец, а кто-то грызет кончик карандаша.

Ничего необычного, не так ли? Это только до тех пор, пока ваши, в общем-то, невинные привычки не будут классифицированы кем-нибудь как навязчивое поведение. Со взрослыми подобное редко случается, а вот если ребенок делает что-то такое слишком часто или слишком активно (с точки зрения взрослых), его действия оказываются под запретом как бессмысленные, раздражающие и даже социально неприемлемые.

Почему ребенок облизывает и грызет несъедобные предметы? На 100 % точный ответ на этот вопрос невозможно дать, особенно не видя ребенка, но могут быть вот такие гипотезы, связанные с теорией сенсорной интеграции Джин Айрес.

Когда ребенок берет несъедобные предметы в рот он может получать тактильную или проприоцептивную стимуляцию. Как правило, это ему нужно, чтобы поддерживать необходимый уровень активации нервной системы: или успокоить себя или, наоборот, взбодрить.

Тактильную стимуляцию ребенок получает, когда облизывает предметы или прикасается к ним губами. Часто так делают дети, которые плохо ощущают область рта, им это нужно, чтобы тактильные сигналы попали в мозг. Такая стимуляция помогает привести нервную систему в работоспособное состояние.

Как отучить ребенка кусаться в 1 5 года

Проприоцептивную стимуляцию получает ребенок, который кусает или сосет воротник, тесемки, карандаши и т. д. Проприоцепция включается во время работы мышц и суставов. У этого вида стимуляции есть очень полезное свойство: она может ингибировать (то есть, снижать) воздействие других сенсорных стимулов. Например, ребенок боится каких-то звуков, закрывает руками уши, но если он во время неприятного звука активирует проприоцептивную систему, ему легче перенести слуховые ощущения. А как он может ее активировать?

Начать прыгать, размахивать руками или использовать мышцы рта – что-то укусить, сжать зубами или начать сосать. То есть, возможно, ребенок часто грызет уголок воротника, чтобы успокоить себя, не дать нервной системе уйти в состояние неконтролируемого хаоса, сохранить концентрацию внимания. Не случайно подобные привычки часто появляются у младших школьников — это не признак стресса, а стратегия ребенка для благополучного проживания стресса. Взрослые тоже неосознанно активируют проприоцептивную систему, чтобы легче перенести боль — физическую или психологическую: сжимают кулаки, закусывают губу, сжимают челюсти, крепко зажмуривают глаза.

То есть: если ребенок облизывает предметы, то скорее всего он в поиске тактильных ощущений, а если грызет или сосет – проприоцептивных. Некоторым детям такая стимуляция нужна временно, другие будут нуждаться в ней долгие годы. Если перестанете считать это вредной привычкой и задумаетесь, как подобные действия облегчают жизнь ребенка, вы начнете относится к сосанию и облизыванию несъедобных предметов иначе.

Как отучить ребенка кусаться в 1 5 года

Бесполезно ЗАПРЕЩАТЬ ребенку облизывать или сосать предметы, если у него есть физиологическая потребность в таких действиях. Лучше подумать о том, как ребенок может получать необходимые ему ощущений «легально» и не выглядеть при этом слишком странно в глазах других людей.

Родители и детские психологи часто сталкиваются с проблемой «кусачих детей». И здесь очень важно разобраться, когда это, условно говоря, норма, а когда уже становится проблемой.

Итак, если возраст ребенка до года, то здесь речь идет исключительно о физиологии. У него режутся зубки и, чтобы избавиться от дискомфорта, дитя кусает все подряд.

От 1 года до 2-х лет: причина укусов может быть связана с нестабильным эмоциональным фоном малыша. Таким образом он хочет привлечь внимание мамы или же это реакция на неспокойную обстановку дома. Важно, чтобы родители пресекали такие действия, чтобы у ребенка не закрепился этот тип поведения для достижения желаемого.

Если ребенок кусается в 2–3 года, то это уже происходит вполне осознанно. Тем самым он хочет донести до взрослых то, что пока не может словесно. Поэтому здесь необходимо понаблюдать, что вызывает такую реакцию у ребенка. Если родителю понять сложно, консультация детского психолога будет весьма полезной.

Возраст 3–4 лет связан с кризисом «трехлеток». Ребенок утверждается, учится отстаивать свои границы. И здесь укусы могут выступать как средство нападения, так и средство защиты. Важно говорить с малышом, не наказывать, не ругать, не бить по губам(!), а именно разговаривать и развивать у него эмоциональный интеллект. Вполне уместно уже в этом возрасте применять сказкотерапию, донося до ребенка через сказку, что причинять боль другому нельзя. Но если ничего не помогает и поведение ребенка не меняется — важно посмотреть, в каких условиях воспитывают малыша, нет ли агрессии в семье, не лишним будет проконсультироваться и у детского невролога.

Если дурная привычка сохраняется у ребенка в 5–6 лет, то здесь следует проверить не страдает ли он СДВГ, нет ли какой-либо патологии в развитии, поэтому помощь детских специалистов будет необходима.

Но бывает и так, что ребенок абсолютно здоров, а кусается исключительно из-за излишней избалованности, неправильной реакции родителей, которые идут на поводу у любимого чада и не пресекают дурную привычку, считая, что он «перерастет». В этом случае сказкотерапия будет как нельзя кстати.

Не так давно я писала сказку для 6-летней здоровой девочки. Она очень поздний, невероятно любимый, избалованный ребенок, и родители очень долго терпели ее «кусучесть» до того момента, пока в детском саду им не поставили условие: либо они решают эту проблему, либо им придется искать другое детское учреждение.

Конечно, мы не ограничились просто прочтением сказки. Я использовала несколько методик работы со сказкой, в том числе и метафорические ассоциативные карты, и проигрывание истории по ролям. Но в этой статье я хочу показать вам сказку, которая у меня получилась.

В одном старинном красивом замке жила принцесса и звали ее Теодора. Внешность у неё была вполне себе подходящая для знатной девочки: локоны в наличии, глаза голубые, наряды, как и положено принцессам. Но помимо всего этого имелась у Теодоры ужасная привычка — как что не по ней, она сразу кусаться. Так и прозвали ее в народе «кусачая принцесса».

Кто только ни почувствовал на себе ее зубы: и повар за невкусный пирог, и портной за некрасивое, как ей показалось, платье, и даже учитель за то, что позволил себе сделать замечание. А уж про Короля и Королеву и говорить не приходилось, им от кусачей доченьки доставалось больше всего.

Вскоре во дворце не осталось ни одного подданного, кого бы не покусала принцесса.

Что только не делали бедные родители, чтобы отучить ее от дурной привычки: и уговаривали, и подарками задаривали, и самым лучшим лекарям показывали, да разве кто вылечит дурной характер?

Узнала про такую напасть Фея-крестная, и решила она свою капризную крестницу проучить. Сначала хотела она вообще отнять у Теодоры все зубы. А что, взмахнула волшебной палочкой и порядок. Но подумала Фея, что принцесса без зубов — это уже чересчур. Опять же, надо замуж когда-то выходить. Кто ее без зубов возьмёт? И решила она тогда на другую хитрость пойти.

Была у Теодоры одна мечта — получить щенка золотой собаки, которая живет в далёком Китае и стоит денег огромных. Щенок тот не простой был: мало, что с золотой шерстью, он ещё разговорить умел и сказки сочинять такие, что ни один великий сказочник не сравнится! И вот на день рождения подарила Фея своей крестнице волшебного щенка!

Радости было столько, что принцесса даже в тот день никого не укусила!

Чего она только ни делала своему новому другу: и гладила, и целовала, и играла, мечтая, что когда наступит ночь, он будет рассказывать ей самые прекрасные сказки на свете…

И вот, когда день подошёл к концу, а довольная Теодора положила на атласную подушку золотого щенка и приготовилась к волшебству, случилось невероятное! Вместо того чтобы развлекать девочку, он с удовольствием устроился на своей удобной постельке, закрыл глаза и… сладко захрапел.

— Эй! Ты чего?! А сказку? — возмутилась принцесса и дёрнула песика за хвост! А тот, недолго думая, цап! И тяпнул королевскую особу без зазрения совести.

Теодора от удивления даже ничего не могла сказать! Она по привычке собиралась пустить в ход свои зубы, но поняла, что тут силы будут явно не равны.

Совершено озадаченная и невероятно обиженная, она отвернулась к стене и заснула.

На следующее утро Теодора все ещё не могла поверить, что ее, принцессу, укусили! Но пёсик был такой красивый и ласковый, так весело играл и бегал по лужайке, что сердце девочки моментально оттаяло.

Пришло время обеда. Впервые в жизни она сама приготовила кашку для своего нового друга. Пёс подбежал к тарелке, лизнул, сморщился, прогавкал слово «гадость» и… снова укусил принцессу.

— Да что ж такое-то?!

Девочка чуть не плакала. И не так от боли, как от обиды! Она старалась, готовила, а ее кусать?! Но тут Теодора увидела повара, который что-то готовил на жаркой кухне, и вспомнила, как совсем недавно вела себя точно так же…

Ну а дальше ситуация вообще вышла из-под контроля: капризному щенку не понравился новый ошейник с бриллиантами — кусь! Принцесса мало поиграла с ним в мячик — кусь! Снова приготовила невкусную кашу — кусь, кусь, кусь.

Очень скоро все руки и ноги девочки были в щенячьих укусах! Но что удивительно, она перестала кусаться сама. Потому что вдруг поняла, как это больно и обидно, когда кусают тебя…

Как-то раз, когда наступила ночь, и принцесса по привычке погладила маленького разбойника по золотистой шерстке своей искусанной рукой, собираясь заснуть, она вдруг услышала, как щенок начал рассказывать удивительную сказку: о диковинных городах и райских птицах, об удивительных поющих цветах и волшебных озёрах, о настоящей дружбе и любви.

педагог — психолог: Сазарова Ника Игоревна

Консультация для родителей «Если ребенок кусается…»

Консультация для родителей

Если ребенок кусается….

Это происходит, когда ребенок:

Находится в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости и дискомфорта (ему жарко или он голоден);

Защищает свою игрушку или оберегает свою (по его разумению) территорию;

Хочет что-то получить, но не знает как это сделать по-другому;

Еще не умеет сочувствовать другим людям;

Пытается привлечь к себе внимание, которого ему не хватает;

Слишком строго (физически наказывается родителями);

Обычно дети отвыкают от привычки кусаться в возрасте 3-4 лет, когда улучшается их речь, и они могут нормально общаться с окружающими с помощью речи.

Как отучить кусаться

Никогда не смейтесь, если кто-то кусается или укушен;

Не кусайте своего ребенка в шутку. Он не поймет разницы между вашими нежными укусами и своими;

Учите ребенка другими способом получить то, что он хочет, например, вежливо попросить словами;

Учите ребенка, как надо делиться. Например, делитесь с ним печеньем. Хвалите, если ребенок делится с кем-то;

Учите ребенка играть с игрушкой по очереди с другими детьми или вместе. Хвалите, если он это делает на ваших глазах.

Приучайте его к ласковым действиям и во время игры. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котёнка. Хвалите его, если ребенок играет мирно.

Не оставляйте без внимания, если ребенок бьет игрушки, колотит машинки, без устали объясняйте, что игрушке больно.

Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребенок начинает кусаться, и, по возможности, предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

Если вы видите, что малыш приближается к другому ребенку с ясной видимой причиной целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преградив, предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что кусаться нельзя!

Если укус произошел

Посмотрите кусакев глаза и скажите строгим голосом: «Не смей кусаться, это больно». Не пользуйтесь длинными сложными объяснениями — ребенок может не понять их.

Проявите повышенное внимание к укушенному ребенку. Успокойте его. Дайте попить. Внимательно исследуйте место укуса. Если не обходимо продезинфицируйте место укуса антисептиком. Можно наложить холодный компресс или повязку.

Затем снова вернитесь к кусаке. Строго скажите, приложив ладонь ко рту, что нельзя кусать людей. Добавьте, если ты хочешь кусаться, то можешь укусить резиновую игрушку. Дать этот предмет ему в руку. Скажите этой игрушке не больно, а Катеньке очень больно, она плачет.

Не следует наказывать ребенка физически. Ведь наказывая, Вы продемонстрируете отрицательные образцы поведения.

Но можно на короткое время изолировать кусаку от детей. Например,сказать: «Кусаться больно; это очень плохо, когда ты делаешь кому-нибудь больно. Вот теперь мы должны посидеть на стуле и подумать, почему же нельзя кусаться.

ЧЕТЫРЕ ШАГА К ПРЕКРАЩЕНИЮ КУСАНИЯ

Вам потребуется четыре «шага, чтобы прекратить кусание, или другие агрессивные действия.

Отреагируйте в тот самый момент, когда ребенок укусил вас. Если он еще не умеет говорить, озвучьте это поведение,чтобы он запомнил название: «Ты кусаешься!»Затем строго скажите: «Нельзя кусать людей!» Твердо выразите свое неодобрение и быстро переключитесь на другую тему. Что бы вам ни советовали другие родители, не кусайте своего ребенка в ответ. Это не поможет, и, кстати, таким образом вы дадите ему понять, что детям кусаться нельзя, а взрослым можно.

Шаг 2. Утешьте жертву и выразите ей свое сочувствие

Дети должны знать, что когда они кусаются, то причиняют другим людям боль. В присутствии ребенканаправьте все внимание на жертву: «Я очень сожалею! Тебе, наверное, больно? Что я могу сделать, чтобы помочь тебе?» Таким образом, вы подадите своему ребенку пример выражения сочувствия. Если возможно, сделайте так, чтобы ребенок загладил свою вину. Он может промыть укушенному ребенку место укуса, предложить повязку или пластырь, нарисовать картинку в знак примирения, извиниться, предложить игрушку. Обязательно попросите прощения у родителей ребенка прямо на месте или позвоните им позже.

Шаг 3. Научите ребенка новому поведению вместо кусания

Дети часто кусаются потому, что им не хватает слов, чтобы выразить свои потребности или состояние фрустрации. Определите, в каком случае ребенку не хватает слов, и научите правильно реагировать на ситуацию, чтобы у него не возникало желания укусить. Потренируйте вместе новые навыки до тех пор, пока он не сможет использовать их самостоятельно. Один мальчик кусался, потому что хотел тоже поучаствовать в игре, но не мог это выразить. Как только отец понял, в чем дело, он научил ребенка говорить: «Сейчас твоя очередь, потом моя». Вскоре ребенок перестал кусаться. Если у вашего ребенка возникают проблемы при выражении чувств или желаний,научите его говорить: «Я зол» или «Я хочу играть». Не забудьте сообщить ему, что вам нравится, когда он ведет себя сдержанно.

Шаг 4. Лучшая мера — предугадать намерение укусить

Если у вашего ребенка появилась привычка кусаться, внимательно наблюдайте за его поведением. Вы сможете немедленно вмешаться и не допустить подобных действий. Аккуратно,но плотно прикройте ему рот и скажите: «Нельзя кусаться. Ты должен выразить словами, что ты хочешь». Потом покажите ему, как это делать,например: «А теперь моя очередь играть». Ребенка, который еще не разговаривает,отвлеките от ситуации или предложите альтернативу: «Ты хочешь поиграть с глиной или кубиками?» Таким образом можно вмешиваться несколько раз, пока это поведение не прекратится. Итак, сначала наблюдайте, а затем немедленно действуйте.