Иногда мамы и папы сталкиваются с очень неприятным фактом: дочь или сын берут без спросу деньги из их кошелька. При этом родители часто допускают ошибку — видят в этом воровстве лишь предательство и неуважение со стороны подростка.
Что на самом деле стоит за этим поступком и как себя вести родителям? Выясняем у Елены Гончаровой , педагога-психолога, члена Российского психологического общества и Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии.
Ребенок в переходном возрасте отдает себе отчет в том, что брать деньги у родителей без спроса — это плохо и нечестно. Но желания перевешивают мораль, поэтому подросток может решиться на воровство. Одни дети проживают вину и стыд за свои желания и прекращают лезть в родительский кошелек, а у других эти чувства притупляются, придумываются внутренние оправдания — и воровство становится систематическим. Физическое или иное наказание могут отучить подростка брать деньги без спроса, но первичная потребность, подтолкнувшая к подобному поступку, никуда не денется.
В этом и заключается риск наказания без психологической проработки причин.
Перестав воровать у родителей, но продолжая испытывать потребность, ребенок попробует найти альтернативный способ добывания денег.
Как реагировать на подростковое воровство
Факт пропажи денег налицо. Что сделать в первую очередь?
Прежде всего, необходимо лишить подростка возможности воровать у вас. Храните крупные суммы на карте, поменяйте пароль, убирайте подальше кошелек либо напишите на бумаге остаток суммы и прикрепите скрепкой ко всей наличности.
Далее задайте себе следующие вопросы: «Что я как родитель упустил? Чего не услышал, не увидел и не сделал в отношениях с моим ребенком?». Важно понимать, что воровство — это не индивидуальная проблема ребенка, а общесемейная.
Это сигнал о том, что отношения между детьми и родителями нарушены.
Ругать и указывать на факты воровства бесполезно: подросток, скорее всего, будет отрицать свою причастность. Подумайте, как так получилось, что ребенок готов воровать деньги? Почему он боится открыто рассказать о своих потребностях или, например, о вымогательстве?
Обязательно разберитесь, какие мотивы побуждают его к таким поступкам. Но делайте это спокойно, без обвинений.
Вот самые основные причины подросткового воровства.
Протест против семейного уклада
Когда старшие в открытой форме заявляют: «Ты будешь делать то, что я сказал(а), потому что я тебя содержу!», подросток может демонстрировать свой молчаливый протест против такого семейного уклада. Ребенок берет деньги без спроса и тем самым оспаривает авторитет родителя, сформированный благодаря власти и деньгам.
Важно объективно оценить ваш собственный подход к воспитанию. Дети в переходном возрасте способны на непредсказуемые поступки, и если вы своими словами даете понять, что в семье право голоса имеет только тот, у кого деньги, то неудивительно, что ранее послушный ребенок в один миг превращается в «преступника».
Покупка алкоголя, наркотиков
К сожалению, даже дети из интеллигентных семей со здоровыми установками могут курить, употреблять алкоголь и наркотики. Неблагополучная компания, отсутствие родительского контроля и потребность в легкодоступном удовольствии, за которой стоит уход от реальности, подталкивают подростка к воровству.
Кстати, это первое, о чем нужно задуматься в случае пропажи денег.
Когда ребенок дома, проверьте его одежду, рюкзаки (делайте это незаметно во время сна или вечернего душа), будьте внимательнее к запахам и поведению.
Важно. Данная ситуация, как правило, сопряжена с прогулами школы. Посетите образовательное учреждение, уточните посещаемость и успеваемость вашего ребенка.
Страх перед вымогателями
Подростку могут угрожать физической расправой, разглашением неприятной информации, если он не заплатит за то, чтобы его «не трогали». Под «неприятной информацией» могут подразумеваться мелочи, которые в период подросткового кризиса принимают вселенские масштабы.
Возможно, придется в тайне от подростка почитать переписку в его социальных сетях и телефоне, подслушать разговоры. И обязательно обратить внимание — не пропало ли что-то из дорогих вещей.
Если ваши подозрения подтвердились и речь идет о шантаже, вам придется взять на себя решение этого вопроса.
Но помните, что вы не должны ругать и обвинять ребенка ни в хитрости, ни в наивности.
Просто поддержите подростка, чтобы в подобных ситуациях он не боялся делиться с вами своими проблемами и просить совета.
Борьба за место в компании сверстников
Бывает, что родители со средним доходом отдают ребенка в элитную школу или класс. Там у детей формируются негласные традиции, например, вместе ходить на выходных в кино, обедать в дорогих кафе, ездить на такси, а не на общественном транспорте.
Карманных денег, которые может выделить ребенку семья со средним достатком, конечно же, хватать не будет. Подросток может начать в тайне от вас брать дополнительные средства, даже не смотря на то, что никто в семье не позволяет себе подобных трат. И именно вам придется решить эти две задачи: объяснить ребенку, что такие вопросы в семье решаются сообща, и выяснить, почему же он не посвятил вас в свои проблемы.
Первая и вполне естественная реакция родителей – наказание. Отругать, поставить в угол, лишить лакомства или развлечения, «никуда не пойдешь, даже в школу» – грозные меры, но они не всегда приносят желаемых плодов. Психологи советуют сначала поговорить с ребенком, досконально разобраться в причинах проступка, а уже потом принимать решение.
Чего делать нельзя ни в коем случае
Правильная тактика поведения – залог успешного диалога с ребенком. Необдуманное наказание может раз и навсегда лишить вас авторитета и доверия сына или дочери.
- Не устраивайте публичного разбора полета, особенно если ребенок совершил кражу впервые.
- Не навешивайте ярлыки, не называйте ребенка преступником, вором, не рисуйте мрачных картин тюремного будущего.
- Не произносите фраз типа «Мы тебя не для того растили», «В нашей семье воров нет», «Я от тебя такого не ожидал».
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми, известными преступниками, отрицательными персонажами, не приводите примеры из семейной истории, например, «Ты весь в деда, который отсидел 25 лет».
- Не изводите постоянными попреками и напоминаниями о совершенном проступке.
- Не обсуждайте ситуацию с посторонними людьми и членами семьи в присутствии ребенка, смакуя детали и тем самым его унижая.
- Не вспоминайте прошлые проступки, ругая за то, что произошло только что.
Как бы дерзко ни вел себя ребенок, он все равно боится и ждет наказания, поэтому перечисленные негативные высказывания будут восприняты в штыки. Это будет как в известном анекдоте – «веду себя так, как ты меня назвал, что тебе не нравится?». Если вы выберете правильную тактику, он прислушается, и тогда у вас получится разговор, из которого он сделает выводы.
Почему ребенок обманывает и берет чужое
Причины могут быть самые разнообразные, и многие связаны с неправильным поведением родителей.
- Вы легкомысленно пообещали обязательно купить какую-то вещь, но так и не сделали этого. Присваивая себе чужую вещь, ребенок убедит себя, что он не виноват, к краже его подтолкнули родители, которые не сдержали слова. Что же еще оставалось делать?!
- Если ребенок растет в неблагополучной семье, то воровство и обман могут быть защитной реакцией на негативную атмосферу в доме и равнодушие родителей. Обычно такие дети выбирают себе более удачливую жертву среди сверстников. В данной ситуации нужна профессиональная помощь психолога.
- Непоследовательность и несогласованность взрослых родственников. Например, мама запрещает кушать мороженое, а дедушка готов покупать его килограммами, но просит маме не говорить. Папа рассказывает, что лгать и воровать нехорошо, а сам при ребенке врет начальнику, что болен, и едет на рыбалку, и приносит с работы калькулятор. Получается, правила все-таки можно нарушать?! При совершении кражи или обмане у ребенка уже готово оправдание: дедушка и папа тоже так делают, значит, все можно. А ведь родительский авторитет сопровождает нас всю жизнь!
- Нередко на ложь и кражу ребенка толкает тотальный контроль со стороны взрослых, тогда это является своеобразной обороной, искаженным проявлением самостоятельности. Обратная сторона медали – равнодушие родителей, и таким образом дети пытаются привлечь к себе их внимание.
- Другая распространенная причина – это зависть. Вроде бы у ребенка все есть, но ему хочется обладать вещами, которые принадлежат другому ребенку. Помните, трава у соседа всегда зеленее? Да и достаток у всех семей разный.
Каждая ситуация уникальна, и перечислять возможные причины можно бесконечно, тем важнее выяснить, что именно спровоцировало вашего ребенка. Изменить нежелательное поведение можно только, искоренив его причину.
Что делать?
Если вы поймали ребенка на месте преступления, уверены в его вине на 100%, то психологи рекомендуют, во-первых, сразу же пресечь воровство, во-вторых, спокойно поговорить с ребенком, именно спокойно – без криков и обвинений, и, в-третьих, наказать.
Разговор
Беседа должна проходить в спокойной обстановке, чтобы никто вам не мешал. Говорите спокойно, ровно. Обязательно скажите, что вам очень стыдно и вам тяжело понимать и принимать то, что такое могло случиться в вашей семье. Выясните, зачем он взял деньги или вещь, что двигало им. Следующий шаг, объясните, что такое деньги, как тяжело они даются, на что они идут. В будущем ребенка, если он достаточно взрослый, можно привлечь к планированию бюджета, чтобы он лучше понимал, какая сумма уходит на квартплату, какая – на продукты, какая – на развлечения и т. д.
Малышу, если он совершил кражу или обман впервые, объясните, что так поступать нехорошо, что правда всегда выплывает наружу, здесь можно привести примеры из мультфильма или вашего опыта. Скажите, что воровать и обманывать – не самый лучший выход, простой вежливой просьбой можно добиться большего.
Наказание
Самая действенная мера, по мнению психологов – это заставить ребенка полностью восполнить нанесенный ущерб самостоятельно. Важное условие: он должен заработать деньги сам, почувствовать их ценность. Подростку можно предложить подработку, например, раздавать листовки, разносить почту, продавать газеты и т. д. Ребенку помладше подойдет следующий вариант: вы будете платить ему небольшие суммы за домашние дела: уборка, мытье посуды, работа на дачном участке. Так у него появятся свои деньги, из которых он должен будет возмещать ущерб. Если проступок совершил малыш, например, украл игрушку у друга, то, кроме украденного, он должен отдать пострадавшему вещь, которая представляет для него большую ценность.
Ваша задача – показать ребенку, что он совершил серьезный проступок, что выбранное наказание справедливо, что вы понимаете, что он сделал ошибку, и не стали любить его меньше, но в то же время готовы принять самые решительные меры.
Не пойман – не вор
В случае, когда вина ребенка не доказана, лучше промолчать. Отложите разговор до того момента, когда будете абсолютно уверены. Несправедливое обвинение травмирует детскую психику.
Конечно, полностью оправдывать такие серьезные проступки нельзя. Ребенок в 4-5 лет хорошо понимает, что, обманывая и присваивая чужие вещи, он поступает нехорошо, совершает запрещенное действие. Наказание должно быть правильным и соразмерным. Если эти меры не помогли, не стесняйтесь обратиться к детскому психологу, он обязательно найдет выход из данной ситуации.
Наша читательница Алина очень огорчена тем, что ее сын берет у нее без разрешения деньги. Женщина уверена, что ребенок хороший, и семья у них приличная. Она недоумевает, почему же сын так поступает, и не знает, как самой вести себя.
«У нас нормальная семья: не пьем, не воруем, – рассказала Алина. – Не понимаю, откуда у моего 9-летнего сына такое странное поведение. Недавно я обнаружила пропажу 10 рублей в шкафу, потом снова исчезла такая же сумма. Я кладу туда зарплату свою и мужа, мы берем деньги по необходимости. Спросила у сына, не брал ли он. Ответил, что нет. А недавно учительница ребенка позвонила и сказала, что у него, по всей видимости, водятся немалые деньги: он несколько дней угощает своих одноклассников конфетами, и даже купил некоторым игрушечные пистолеты. Я в недоумении. Дурного примера мы сыну не показываем. Деньги на карманные расходы я ему даю каждый день. Мальчик он добрый, домашний. Мы стараемся о нем заботиться и покупать все необходимое. Как он может так поступать? Как мне себя вести?»
Ситуацию комментирует педагог-психолог государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Бобруйска» Наталья Егорова:
Почему ребенок может воровать?
Для начала давайте разберемся, почему дети воруют.
У маленьких детей это может быть недостаток развития воли и нравственных представлений, когда они очень сильно хотят заполучить чужую вещь, воруют ее, и даже не думает о сути и последствиях поступка. Это свойственно всем маленьким детям, ведь они еще не умеют оценивать последствия. Это хороший повод объяснить малышу, что сиюминутное «хочу» – не есть руководство к действию.
Возможно проявление сильного желания владеть понравившейся вещью, даже против голоса совести. Ребенок понимает, на что идет, насколько это плохо, что это навредит другому человеку, но остановиться не может.
В случае серьезной психологической неудовлетворенности чаще всего ребенок ворует деньги у своих родителей, родственников или близких людей. Обычно подобные кражи совершают подростки или младшие школьники. В семьях таких детей царит не совсем здоровая атмосфера – родители чаще всего эмоционально холодны друг к другу, может, даже и к детям. Ребенок не встречает поддержки ни в семье, ни в школе. В этом случае он ворует не для того, чтобы обогатиться, а просто из мести и обиды.
Также это может быть способ заслужить авторитет, восхищение, признание среди одноклассников, завести новых друзей. Сейчас процветает так называемое «общество потребления». Чем больше ты себе можешь позволить, тем ты круче. А если сможешь поделиться этим с другим, то цены тебе нет. Дети и подростки, воруя деньги у близких людей, рассчитывают, что с помощью денег они могут «купить» дружбу. Рано или поздно подросток и сам понимает, что выбранный им путь не эффективен. У тех подростков, чьим мотивом воровства является завоевание друзей, всегда имеются проблемы с самооценкой. Они не знают, как дружить, как себя позиционировать, чтобы завоевать уважение и авторитет, которого они так страстно желают.
Что же делать?
- Если вы не поймали ребенка на воровстве, но подозрения все равно падают именно на него, то не спешите его обвинять. В этом случае действует презумпция невиновности.
- Даже если ребенок что-то украл, не давайте волю своим негативным чувствам: перед вами, в первую очередь ребенок, а не злостный вор. В противном случае можно лишить ребенка уверенности в себе. Если вы будете кричать на ребенка, в будущем он, скорее всего, будет скрывать свои негативные поступки.
- Ни в коем случае не пугайте ребенка, что отведете его в милицию. Не бейте по рукам, рассказывая, как раньше отрубали руки за воровство. Это только ожесточит ребенка, он будет знать, что для вас он плохой.
- Ребенок должен знать, что плох не он, а его поступок, что он все равно может вам доверять и вы его по-прежнему любите, но искренне хотите, чтобы он понимал, насколько дурно он поступил.
- Помогите сами ребенку исправить сложившееся положение. Попробуйте вместе с ним найти правильное решение. И это должно быть именно совместное решение, а не ваш приказ. Вы можете помочь ему и натолкнуть его на правильный выход из ситуации.
- Расскажите ребенку, как вас огорчило то, что произошло. Не называйте содеянное «воровством», «кражей» или «преступлением». Спокойно расскажите ему о своих чувствах и о чувствах тех, у кого пропала вещь.
- Подумайте о причинах поступка ребенка. Подробно расспросите его, почему он так поступил, что чувствовал в этот момент, почему не попросил у вас эту вещь, а предпочел украсть ее.
- Украденную вещь нужно обязательно вернуть владельцу. Если ребенок боится идти один, то отправляйтесь вместе с ним. Ребенок должен чувствовать поддержку.
- Если вы полностью уверены в том, что ребенок украл вещь, но сам он в этом не сознается, то предложите положить вещь на место, пока никто не видит. А если ребенок маленький, то можно применить подобное: «В нашем доме завелся барабашка, который стащил мои новые бусы, давай вместе ему на столе оставим что-нибудь вкусное, он раздобрится и вернет все на место».
- Не обсуждайте случившееся в присутствии посторонних людей, это должно быть только между вами и ребенком.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой. Не нужно этого: «А вот я, в отличие от тебя, никогда не. ».
- После того как вы разберетесь с ситуацией и решите проблему, никогда не возвращайтесь к ней. Ребенок и без этого вынесет хороший урок.
- Часто ребенка подталкивает на воровство компания, с которой он общается. Он может воровать «за компанию» или чтобы повысить авторитет. Если ребенок маленький, то ограничьте его общение с такими друзьями. А лучше всего приглашать всех друзей в гости, чтобы познакомиться с ними, познакомьтесь с их родителями.
- Если самостоятельно справиться с проблемой не получается, то обязательно обратитесь за помощью к психологу.
Лучше проводить профилактику
Чтобы в вашей семье не было такой проблемы, лучше провести небольшую профилактическую работу.
Учите ребенка сопереживать и думать о других людях, ставить себя на их место. В вашей семье не должно быть двойной морали, когда вы говорите ребенку, что воровать нехорошо, а сами приносите с работы то упаковку бумаги, то скрепки. Для ребенка вы авторитет, поэтому не удивляйтесь, если он будет делать, то же самое, принося со школы чужие карандаши и фломастеры.
Ребенку нужно нести ответственность, например, за младшую сестренку, за собаку или кошку, за чистотой в комнате. Давайте постепенно больше дел, в которых требуется ответственность.
Помогайте ребенку в решении его проблем. Вам они могут показаться смешными, детскими, а для ребенка это очень серьезно. Подумайте, как бы поступили вы сами, будь на его месте. Ребенок должен знать, что всегда может на вас положиться, получить совет.
Ей дают деньги на карманные расходы, но она попалась, когда проверяла кошельки у одноклассников. Почему подростки воруют и что с этим делать — рассказывает психолог Вера Медведева .
На приеме девочка тринадцати лет, которая недавно перешла в другую школу. Видеокамеры зафиксировали, как девочка зашла в пустой класс и вытащила деньги из нескольких ранцев. Семья обеспеченная. Папа — начальник производства, мама — экономист. Девочке ни в чем не отказывают, дают карманные деньги, причем сумма в кошельке у нее обычно больше той, что она украла. Папа и мама не могут понять, почему это произошло. Когда девочку спрашивают, почему она это сделала, она говорит: «Я думала, что это никто не заметит».
Почему дети воруют? Какие причины толкают подростка на воровство
Первый вопрос, который задают полицейские, — дают ли родители карманные деньги. Понятно, когда воруют дети из неблагополучных семей, малообеспеченных, детдомовцы.
Если деньги у подростка есть, причины воровать могут быть следующие:
1 Подросток не знает слово «нельзя», путает свое и чужое. То есть у него не сформированы нормы морали и поведения, возможно, он даже избалован.
2 Не может себя контролировать, совершает импульсивные поступки. Очень хотелось есть, кошелек забыл дома, решил «одолжить денег у окружающих. Не подумал, к чему это может привести. Инфантильность.
3 Привлекает к себе внимание, хочет о чем-то сказать семье. Ребенок может воровать деньги назло родителям, отчиму или мачехе, которые обижают. Так подросток может реагировать на неблагоприятную атмосферу в семье, на эмоциональную холодность окружающих.
4 Хочет «купить» дружбу, расположить к себе группу детей, к которой хочет принадлежать. У подростков на первый план по значимости выходят сверстники, им важно признание, включенность в группу. Родители как значимые фигуры отходят на второй план.
5 Ищет острых ощущений, адреналина, приключений. В некоторых подростках очень сильно желание противостоять обществу, его нормам и морали. Таким образом часто «развлекаются» дети из очень обеспеченных семей, «золотая молодежь».
6 Переживает из-за разницы в достатке, стоимости вещей, наличии дорогих гаджетов (классовые различия). «Что это у него все есть, а у меня нет? Я ничуть не хуже, а может еще и лучше, чем он!»
7 Испытывает ревность, гнев, хочет отомстить.
После разговора с девочкой выяснилось, что воровство в ее случае оказалось желанием попасть в группу подростков из обеспеченных семей. Чтобы попасть в эту группу, нужно было совершить асоциальный поступок. Девочка не знала, что в школе установили камеры, и пошла на воровство. Ей было стыдно, что все открылось, что ее назвали воровкой.
Я спросила: «Было бы тебе стыдно, если бы это все осталось в тайне?» Она ответила, что нет.
Что делать родителям, если ребенок ворует. Как отучить ребенка воровать?
Во-первых, нужно быть на стороне ребенка, потому что вы его опора и поддержка в любом случае. Будьте рядом, чтобы он это чувствовал.
Не стоит кричать, ставить клеймо и обзываться («воровка!»). Лучше разобраться в ситуации: какие мотивы были у ребенка? Можно обратиться к психологу, который поможет посмотреть на ситуацию со стороны, подскажет, что делать дальше.
Не нужно пытаться «замять» ситуацию, скрыть. Ребенку должно быть стыдно, он должен понять последствия своего поступка, чтобы такое больше не повторилось и не привело к еще худшим последствиям. Иногда одних разговоров и увещеваний мало, ребенок должен «прожить» ситуацию, испытать на себе весь этот гнев, осуждение, чувство вины и стыда.
Родители девочки тоже побеседовали с психологом. Когда они узнали о группе подростков в школе, они перевели девочку в другую школу. Мама поняла, что слишком идеализировала дочку, поведение девочки могло быть протестным, потому что ребенку сложно быть все время идеальным. Родители поняли, что их стиль воспитания был слишком опекающим, они многое решали за ребенка. Они не видели за созданным образом личность, с ее желаниями, ее потребностями.
С девочкой мы обсуждали ценности, самооценку, дружбу и любовь. Придумывали разные способы, как можно стать интересной для сверстников более экологичными способами.
Что делать, чтобы не допустить воровство. Как объяснить ребенку, что воровать нельзя?
Разбираться с учителями, другими родителями или даже полицейскими — сомнительное удовольствие, поэтому всегда стоит позаботиться о «профилактике».
- Разговаривать с подростком о морали и нравственности, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
- Объяснить, что у каждой вещи есть хозяин, и недопустимо брать чужие вещи без спросу.
- Рассказать об уголовной ответственности с 14 лет, что такое тюрьма, какие люди там живут и как проводят время.
- Обсудить, что украденная чужая вещь не принесет такой радости и удовольствия — пользоваться ей можно будет только тайком.
- Понять чувства другого человека, поставить себя на место того, у кого украли вещь или деньги. Что он чувствует? Что чувствовал ты, когда такое случилось с тобой?
Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога
Если подросток без спросу берет деньги у родителей, это и сама по себе нездоровая ситуация, и первый шаг к чему-то более серьезному.
Почему подросток это делает:
- Он берет деньги, потому что считает их своими
- Решает свои проблемы. Родители отказались дать денег, не разобравшись, но проблема осталась, поэтому он решил взять сам
- Компенсирует недостаток внимания и заботы от родителей, считает, что они ему должны
Вдобавок ко всему вышеперечисленному, важно объяснить, что подросток не может брать без спроса деньги даже у родителей. Не стоит искушать подростка — деньги не должны валяться по всему дому.
Чтобы гарантированно решить проблему, нужно понять, почему ребенок врет, изворачивается, берет деньги втихаря? Может он живет в слишком жестких рамках? Ему не с кем поделиться проблемами и переживаниями? Если наладить диалог не получается, не забывайте подключать психолога.
Обнаружить, что ребенок ворует, — тяжелое испытание для любого родителя. Часто взрослые не понимают, как правильно вести себя в такой ситуации: ругать юного правонарушителя, наказывать или вести к психологу. Разобраться поможет специалист по социальной работе семейного центра «Измайлово» Дарья Капитонова.
«Зачастую причины детского воровства лежат значительно глубже того, что приходит на ум родителям. Но это не нехватка конфет или игрушек, а одиночество и тревога ребенка», — отмечает специалист.
Типичные причины детского воровства:
- попытка привлечь к себе внимание родителей или других значимых взрослых;
- способ выразить агрессию;
- желание повысить самооценку.
Правила, которые помогут родителям разобраться в ситуации:
— Никогда не ругайте ребенка при посторонних людях, тем более если они потерпевшие. Спокойно поговорите со своим чадом отдельно. Объясните, почему его поступок вас расстраивает, какие последствия он за собой несет.
— Не стремитесь искусственно вызвать у ребенка чувство вины за совершенный поступок, не допускайте оскорблений и повышения голоса. Разговаривайте, объясняйте простым языком недопустимость воровства в вашей семье и в обществе. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда забирают твои вещи. Только искреннее раскаяние поможет справиться с желанием украсть.
— Поговорите с ребенком о его отношениях со сверстниками. Косвенной причиной детского воровства может быть желание добиться признания и уважения у друзей и одноклассников. В этом случае на ворованные деньги ребенок покупает сладости, игрушки, оплачивает групповые походы в кино и кафе, надеясь купить любовь ровесников и быть принятым в группу.
— Не угрожайте ребенку потерей вашей любви. Осуждайте поступок, но не личность ребенка. Вера в безусловную любовь родителя — это то, что поможет исправить много совершенных ошибок. Не забудьте сказать провинившемуся ребенку: я тебя люблю, но твой поступок мне неприятен.
— Если вы чувствуете, что не в силах справиться с ситуацией, — не оставляйте все как есть в надежде, что время все исправит. Отведите ребенка к специалисту — детскому или семейному психологу. Для этого вы можете обратиться в столичный семейный центр. Там можно получить помощь психологов и педагогов, правовую и экономическую поддержку, услуги по организации досуга, медиации, развивающие занятия для детей. Здесь работают клубы, программы и проекты для подростков и так далее.
Подробную информацию о деятельности семейных центров, адреса и телефоны можно найти на портале www.мойсемейныйцентр.москва.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Моей племяннице 11 лет. Ее мама пожаловалась, что дочь ворует у нее деньги. Оказалось, это продолжается уже 3 года, суммы от 2000 до 5000 рублей. Тратит в магазине на сладости, игрушки и прочее. При этом она получает карманные деньги — несколько раз в неделю по 100—200 рублей. То есть на расходы по мелочи ей должно хватать.
Не знаю, объясняли ли ей ценность денег, но беседы с ней по всем эпизодам воровства проводились. Трудно оценить педагогичность этих бесед, так как я живу от племянницы далеко. Доходило вплоть до ремня по рукам, угроз сдать ее в детдом, если не прекратит, а в последний раз, который случился сегодня, мама забрала у нее гаджеты.
Понимаю, что угрозы как раз мало педагогичны, но я не знаю, что им предшествовало — наверняка в начале были и спокойные разговоры. Понимаю также, что вероятно нужно выяснить мотивы, почему ребенок это делает, что она этим компенсирует.
Может, кто-нибудь сталкивался с такой проблемой? Как решили?
Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу
Удобно говорить со стороны «значит так воспитали».
Что делать?
1. Некоторое время придется внимательнее следить за деньгами. Не оставлять наличные на видном месте, да и вообще в доме (в нынешнее время в городе никакой необходимости в наличных нет)
2. Заменить карманные деньги поощрением за полезные дела, чтобы ребенок понимал ценность денег.
3. Разъяснительные беседы: деньги не берутся из ниоткуда, родители их зарабатывают; воровство — это преступление (по закону) и ужасный поступок (по морали), а у близких — тем более. Кроме того, объяснить, что в трудной ситуации, если действительно нужны деньги, то можно обратиться и попросить их, а не воровать
4. Сходить вместе с ребенком к психологу. Универсальный ответ, но может помочь.
Возможно, я буду непопулярным советчиком. Дети — несовершенны, так бывает. Навскидку, я бы предложила родителям для начала проанализировать ситуацию в семье: как они относятся к деньгам, что они транслируют об этом ребенку, и затем — вместе с ребенком — проанализировать, как ребенок к ним относится. Обсуждение втроём — это не чтение морали, не наставничество, а попытка понять ход мыслей подростка. Если подросток не отстает в развитии, то повторение (многократное) обычных истин про «деньги же не растут на деревьях», «мы тяжело работаем», и т.п. не будут иметь результата. Подросток вероятно знает об этом, но не осознает ценности. Как помочь осознать ценность:
1. Подработка.
2. Никаких поощрений без дела.
3. Ревизия того, сколько вы даёте и на что тратится сумма. Ревизия не как карательная операция, а как финансовый анализ. 100-200 рублей несколько раз в неделю — это предположим 500-1000 рублей в неделю. Извините, я вчера пошла выпить кофе с вишнёвой слойкой, вышло 380 рублей. А ещё мне хотелось бы, возможно, блеск для губ (вот прямо на этой неделе, ибо у подруги такой же), а ещё возможно я умираю без колы и пончика. Я утрирую, но хочу дать понять мысль: возможно, подросток не умеет рационально расходовать выданное, а родители — объективно оценить хотелки. Ревизия поможет понять, на что в основном тратятся деньги. Есть семьи, в которых достаток не высокий (моя была такой), мне тоже каждый выходные давали 50-100 рублей, и я тоже раз в месяц могла залезть в кошелек родных за лишней сотней-двумя. Расскажу почему: мне казалось, что мне недодали. Возможно, так и было, это не важно. Но ощущение того, что вокруг у всех есть лишняя шоколадка, а у меня будет только в конце недели и надо ещё думать, брать её или отложить на другую клёвую штуку? Камон, это сложно, трудно, грустно, и.
Люди всегда выбирают простой путь. Подросток выберет ещё более простой. Если для нее взять из кошелька и потратить приносит такой кайф, что он перевешивает ништяки дома, то помимо карательных «ноль гаджетов в этом месяце», я бы предложила обзор культурной программы. Обсудить что-то крутое про финансы (на Ютубе полно видео на ее языке, в том числе про то, как не прикольно состоять на каком-нибудь учёте в детской комнате и тп.). Обсудить, заинтересовать, и самое главное — понять. Но понять не то, что вот она ворует, простим ей все, не надо крайностей. А понять — в чем дело, почему, чего ей не хватает? Некоторым детям не хватает тепла от родителей и у них это способ заслужить внимание, некоторым — реально мало одной шоколадки в неделю, если другие точат бургер.
Если у родителей не хватает моральных сил справиться с ментальными загонами подростка, самое время найти семейного психолога. Может сначала отправить девочку туда саму, отдельно тоже сходить и обсудить сценарии и установки. Откуда вы знаете, мол, может это вообще про клептоманию, тяга у нее, невроз. А может от скуки?
Как видите, вариантов масса. Я в свое время это переросла, мне действительно не хватало финансов на хотя бы какую-то мелочь свою собственную. Но убеждена, если бы вы спросили мои родных — все бы сказали, что я как сыр в масле каталась. Поэтому надо учиться понимать, а если не получается — оплатить подростку и себе психолога, убрать наличные на время, и много общать «ребенка», говорить с ним, чтобы знать, чем он живёт. Может там будущая звезда граффити, спускает все на баллончики.