Когда, сколько, в каком количестве смотреть мультфильмы по телевизору решать только. Большинство развивающих мультиков имеют коротенькие серии.
О том, что просмотр телевизора и другое «общение» с гаджетами — не лучший способ времяпрепровождения для детей, известно каждому. Но возможно ли полностью оградить свое чадо от достижений цифровых технологий, когда в каждом доме есть ноутбук, планшет и еще целый набор подобной техники? Вряд ли, а вот максимально обезопаситься от них и даже выиграть некоторую пользу, все же можно.
Можно ли смотреть мультфильмы маленьким деткам
Для начала стоит проверить малыша у окулиста. Если есть проблемы со зрением или наследственные факторы, скорее всего врач запретит смотреть телевизор до 3 лет.
А чтобы хорошее зрение не испортить, нужно посадить крошку подальше от монитора. Дистанция должна превышать длину диагонали экрана.
Когда, со скольких лет, и в каком количестве смотреть мультфильмы по телевизору или компьютеру решать только родителям. Однако не стоит удивляться, когда после длительных и неконтролируемых просмотров, ребенок станет нервным и плаксивым. Такие дети начинают говорить позже сверстников, ведь их мозг и так достаточно перегружен, не умеют концентрироваться на человеческой речи и вести диалог.
Прибавьте к этому еще и головную боль, плохое засыпание, которое непременно приведет к нервным срывам и агрессии.
Большинство анимационных продуктов, производимых в США, навязывают мальчикам и девочкам искаженные понятия и модели поведения. Например, женские образы настойчиво программируют мальчиков на определенные идеалы красоты, выглядят распущенно и агрессивно, вкладываясь в подсознание девочек.
Сколько времени можно проводить у экрана
Теперь о хорошем. При грамотном подходе даже такое зло, как монитор компьютера или телевизора можно превратить в средство для развития ребенка.
Чем младше малыш, тем более непродолжительным должен быть сеанс просмотра:
- самые маленькие (3-6 месяцев) в состоянии удержать внимание не более 30 секунд;
- до года – до 1 минуты;
- после 1,5 лет – 5 минут;
- с 2-3 лет – 10-15 минут.
Да, это мало, поэтому большинство развивающих мультфильмов имеют коротенькие серии. Один и тот же отрывок можно показывать по несколько раз, но не более 3 сеансов за день.
При этом вы не просто оставляете чадо наедине с мультиком, чтобы немного отдохнуть или сделать свои дела, а смотрите развивающий ролик вместе, комментируя и объясняя увиденное.
Каким должен быть мультик
Чтобы обучающий мультфильм приносил пользу, в нем должны быть учтены некоторые возрастные особенности детей.
Если малютке еще нет года, развивающий ролик должен содержать крупные яркие картинки, которые медленно сменяют друг друга, чтобы крошка успел их рассмотреть.
Дети 1-2 лет уже могут вникнуть в несложный сюжет. Обучающие элементы могут сменяться быстрее.
К 3 годам дети могут смотреть мультфильмы в более динамичном темпе. Но и тут должен быть простой сюжет с реалистичными изображениями.
Лучшие познавательные ролики
Детских мультфильмов очень много, но далеко не все можно смотреть самым маленьким зрителям. К наиболее популярным и полезным роликам относятся:
Tiny Love
Добрый и веселый фильм, в котором обучающее наполнение чередуется с развлекательными перерывами: вот, один из главных героев – Теленок учит различать формы, уже через несколько секунд кадры сменяются веселой песенкой или сюжетом, где мамы играют с малышами.
Представлен двумя частями, первую можно смотреть уже с 3-х месяцев и до года, вторая предназначена для малышей 1-3 лет. Самых маленьких мультфильм учит здороваться и прощаться, действиям с предметами. Детям от года сюжеты рассказывают о формах и цветах, способствуют развитию речи.
Baby Einstein
Также понравится и самым маленьким (от 3 месяцев), и деткам 3-го года жизни. Представлен 28 тематическим сериями, в которых чередуются мультипликационные части с кукольными историями.
Весёлая радуга
В каждой двухминутной серии заводной клоун рассказывает зрителям о каком-то цвете. Четкая речь диктора, понятные примеры и умеренный темп видео позволяют крошкам от года до 3 легко усвоить информацию.
Профессор Карапуз
Еще одно развивающее многосерийное пособие, которое понравится смотреть деткам 1-2 лет. Кукольная анимация, веселые стишки и песенки сопровождаются с обучением счету, цветам, названиями фигур. Отдельные фрагменты можно повторять по несколько раз, чтобы ребенок лучше закрепил знания.
Советские мультфильмы
Созданные еще в прошлом веке, они учат добру, сопереживанию, отделять плохое от хорошего. Какие мультики могут быть самыми первыми:
- «Трям, здравствуйте!»;
- «Мешок яблок»;
- «Чебурашка»;
- «Капитошка»;
- «Винни-Пух» и др.
Принесет мультфильм пользу или вред маленькому человечку, зависит только от его родителей. И как бы ни был велик соблазн занять ребенка телевизором, никогда не доверяйте ему воспитание своего малыша!
В нашем Детском медицинском центре неврологии и педиатрии оказывается услуга лечения нервных тиков у детей. Специалисты нашего центра имеют многолетний опыт и отличные отзывы!
Что представляют собой нервные тики у детей
Нервные тики у детей — это произвольные, стереотипные, повторяющиеся движения. Как правило, они проявляются у детей в возрасте 3 — 5 лет. Для тиков характерно волнообразное течение: периоды обострений, которые обычно длятся около 1,5 месяцев, сменяются периодами ремиссии.
Если Вы обнаружили нервные тики у ваших детей, то знайте, что по статистике около 25% детей испытывают подобные проявления. При этом мальчики подвержены этой проблеме несколько больше. Лечение нервных тиков возможно, и, как правило, при грамотном медицинском подходе удается добиться существенных результатов, сокращая проявление нервные тиков, и начала появления стойкой ремиссии.
Как проявляются нервные тики у ребенка
Нервные тики у детей проявляется в виде непроизвольного сокращения отдельной группы мышц, чаще их проявление можно увидеть на лице ребенка: дергается веко, губы, носик, но это не значит, что другие части тела не подвержены проявлению заболевания. Просто лицо мы чаще видим и обращаем внимание на необычные движения мимики. С маленькими детьми важно помнить, что ребенок может и не знать о собственных нервных тиках, и даже если знает, у него нет возможности их подавлять. Просить ребенка, у которого есть нервные тики, чтобы он попытался подавить их, – не самая хорошая идея. Усилия, направленные на подавление нервных тиков, будут отвлекать ребенка от всего, что происходит вокруг. Силы, затрачиваемые на подавление нервных тиков, нередко являются избыточными, тем самым вызывая стресс, усталость или раздражительность, а в конечном итоге это может привести к обратному эффекту – проявление нервных тиков станет еще более серьезным!
Типы нервных тиков у детей
Выделяют следующие типы нервных тиковых расстройств у детей:
- Временное тиковое расстройство — это наиболее распространенный тип. Значительная часть всех детей, так или иначе, сталкивается с проявлением тиков во время своего развития. У большинства детей тики появляются без каких-либо причин или предзнаменований, синдромы держатся несколько недель, а затем медленно исчезают. Такие тики не требуют профессионального лечения.
- Хроническое (стойкое) тиковое расстройство менее распространено. Если проявление нервных тиков замечено у ребенка более года, то мы можем говорить о хроническом течение болезни, при которой отмечается один или несколько тиков у ребенка. Но следует помнить, что в данном случае моторные и вербальные тики у ребенка не пересекаются. Однако, если мы наблюдаем картину с одновременным проявлением моторных и вербальных нервных тиков, то здесь уже речь идет о более серьезном заболевании.
Разовое проявление нервных тиков тиком во время нервного напряжения не несет в себе какой-либо угрозы – случилось, и забыли. В то время как тиковое расстройство способно существенно повлиять на уровень жизни, зародить ряд ненужных комплексов у ребенка, тем самым снизив его самооценку.
Нервные тики у ребенка также разделяются на моторные, когда задействованы определенные группы мышц, чаще всего это неоднократные одинаковые движения. К примеру, ребенок несколько раз берется за ручку двери, прежде чем ее открыть, или у ребенка тики глаз, когда подергивается веко. Моторные нервные тики также подразделяются на простые и сложные, когда тик состоит из нескольких серий движений – это сложные моторные тики. Второе проявление нервных тиков у ребенка – это вокальные нервные тики, когда ребенок непроизвольно произносит какие-то звуки или повторяет одно и то же слово несколько раз к ряду. Вербальные тики также можно дифференцировать на простые и сложные.
Причины проявления нервных тиков у детей до конца не изучены. Здесь может быть множество факторов, как то нервное перенапряжение, как правило, характерное для детей и подростков школьного возраста, использование определенных медицинских препаратов. Существуют и более глубинные причины проявления тикового расстройства, которое говорит о наличии сопутствующих заболеваний. Например, «блефароспазм» способен вызвать неконтролируемый процесс моргания. Такое заболевание, как «Синдром Туретта» также проявляется наличием нескольких тиковых расстройств, не только моторных, но и вокальных. К счастью, это заболевание не так распространено, и встречается у нескольких человек на 10000. Нервные тики – достаточно распространенное заболевание, которому требуется комплексный подход и масштабное обследование при выборе схемы лечения нервных тиков у ребенка.
Для более полной картины анамнеза необходимо сообщить врачу следующие данные:
- Возраст ребенка, когда впервые были замечены тиковые расстройства;
- Продолжительность и тяжесть нервных тиков;
- Маркеры возникновения, если таковые замечены (перевозбуждение, недосыпание и т.д.);
- Существуют ли наследственные факторы.
Лечение нервных тиков у ребенка
Характер лечения нервных тиков можно разделить на поведенческую и лекарственную терапию. Как правило, поведенческая терапия позволяет ребенку научиться управлять своими симптомами, а в дальнейшем сокращать их проявления. Состояние становится управляемым. Родители детей с тиковым расстройством играют важную роль в обеспечении эмоциональной поддержки и лечении этого заболевания. Обычно при правильном уходе тики исчезают через несколько месяцев, появляется благоприятный прогноз на будущее. Даже после полной победы над проявлением нервных тиков у ребенка, следует выполнять рекомендации, предписанные врачом: соблюдать режим учебы и отдыха, по возможности, избегать острых стрессовых ситуаций, обязательно высыпаться.
На будущее, к сведению родителей, хотелось бы перечислить факторы, которые повышают и, напротив, снижают вероятность проявления тиков у детей и подростков.
Повышающие факторы нервных тиков у ребенка
- Ребенок нервничает из-за проблем с учебой;
- Излишнее психоэмоциональное возбуждение, которое может быть вызвано массой причин: компьютерные игры, кино и т.п.;
- Отдых после школы. Как это ни странно звучит, но обычным является тот факт, что многие дети, которые пытаются подавить свои тики в школе (с разной степенью успеха), приходя домой, буквально изходятся ими;
- Усталость;
- Болезни (инфекции), проявление аллергических реакций, может провоцировать пробуждение тиков;
- Подавленные тики (отсроченная реакция);
- Разговоры о тиках со стороны окружающих.
Понижающие факторы нервных тиков у детей
- Ребенок отвлекся или очень увлечен каким-либо занятием;
- Ответственные квалифицированные задания или задачи;
- Каникулы, смена обстановки, спорт.
- Сон.
Лечением нервных тиков у ребенка занимается наш врач невролог. Он поможет найти причину заболевания. Вы можете записаться на консультацию невролога прямо сейчас, используя форму обратной связи, или по телефону.
Запись на консультацию к внимательному, опытному и профессиональному неврологу! 1800 вместо 3600 только в этом месяце!
Запись на консультацию к внимательному, опытному и профессиональному неврологу! 1800 вместо 3600 только в этом месяце!
Все специалисты, необходимое оборудование и методики в одном месте >>
7 шагов к здоровью ребенка, о которых нужно знать >>
Каждый день мы видим успехи наших маленьких пациентов, поэтому уверены, что сможем помочь и вам >>
Три фактора
результата
Все специалисты, необходимое оборудование и методики в одном месте >>
7 шагов к здоровью ребенка, о которых нужно знать >>
Каждый день мы видим успехи наших маленьких пациентов, поэтому уверены, что сможем помочь и вам >>
Разновидности тиков головы
Нервные тики в области головы бывают моторными и вокальными. В первом случае это повторение одинаковых движений носом, губами, веком, лбом. Голосовые же тики — это навязчивое фырканье, шипение, покашливание, вздохи, сопение носом. Ребенок может тянуть гласные звуки, издавать короткие писки.
Также гиперкинезы (тики) у детей классифицируются в медицине как локальные и множественные — затрагивается отдельная мышца либо несколько мускулов сразу.
Согласно изначальному состоянию нервной системы ребенка различаются первичный и вторичный тики. Первичный является единственным расстройством, вторичный же провоцируют уже имеющиеся дисфункции головного мозга.
Почему возникают нервные тики
В медицине до сих пор не выявлено точного механизма развития нервных тиков. По одной из гипотез, патологию вызывают сбои в обмене нейромедиаторов, то есть веществ, которые передают информацию по нервным клеткам. Чаще всего проблема носит наследственный характер, и для появления тика просто нужен толчок.
- Испуг, стрессовая ситуация.
- Длительное психическое перенапряжение. К примеру, у малыша проблемы в отношениях с воспитателем, сверстниками в детском саду или неблагоприятная обстановка в семье (нехватка внимания либо чрезмерная строгость родителей).
- Поступление в школу (синдром первоклассника). Новая обстановка, правила, ограничения для многих детей являются сильным эмоциональным потрясением.
- Переутомление, систематическое недосыпание, увлеченность гаджетами.
- Перенесенная инфекция (ОРВИ и пр.).
- Неправильное питание, провоцирующее в растущем организме дефицит кальция и магния. Это может вызвать судорожную активность мускулатуры. Также тик может вызвать злоупотребление психостимулирующими напитками (чай, кола).
Каждый их этих факторов может спровоцировать нервный тик головы у ребенка. Причины, указанные выше, приводят к развитию первичного гиперкинеза. Вторичный же тик вызывают опухолевые образования мозга, нарушенное кровообращение в этом органе, энцефалит, психические заболевания, вегетососудистая дистония и пр.
Как вылечить недуг
Заметив у ребенка нервный тик (дергает головой, гримасничает, часто моргает, морщит нос или лоб), родителям не нужно медлить с визитом к врачу. Лечением нарушения занимается детский невролог. Бывает, что ребенок трясет головой, как при нервном тике, но при этом у него имеется иное заболевание, связанное с поражением отдела мозга, отвечающего за двигательную активность. В отдельных случаях может понадобиться и консультация психиатра (когда у ребенка сильный тик головой, обусловленный психическим расстройством).
Для диагностики нарушения специалисту обычно хватает обычного неврологического осмотра, иногда может потребоваться МРТ мозга или электроэнцефалография. Затем подбираются оптимальные методы терапии. Их набор зависит от выраженности тика, индивидуальных особенностей пациента. Основными направлениями лечения являются:
Часто лечение нервного тика у ребенка является длительным процессом. Даже когда симптомы быстро уходят, терапию нужно пройти в полном объеме. Иногда наблюдается чередование периодов ремиссии и обострения, и по мере созревания нервной системы проблема постепенно уходит.
Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогает юным пациентам забыть о нервных тиках. Среди специалистов нашего Центра есть те, кто работает именно с детьми, имеют богатый опыт в терапии таких нарушений. Родителям не стоит пускать ситуацию на самотек: гиперкинез не угрожает жизни, но мешает успешной социализации ребенка.
От сладкого появляются лишние килограммы, портятся зубы, страдает пищеварение, высыпают прыщи на лице. Но детей тянет к сладостям, словно магнитом, и ничего с этим не поделать. И это не удивительно, ведь само грудное молоко сладкое на вкус, благодаря лактозе (молочному сахару). Есть она и в детских смесях. Родителям остается лишь направлять эту тягу в правильное русло и вовремя ограничивать, чтобы сладкое из врага превратилось в союзника.
Можно ли давать ребенку сладкое
Вредит здоровью не сахар, а его избыточное количество. Сам по себе он организму необходим и не только в качестве «быстрого» источника энергии. Сахар участвует в синтезе гормонов и даже помогает работе мозга. Не зря при интенсивных интеллектуальных нагрузках советуют съесть что-то сладкое. Однако, когда речь идет о детях, со сладостями нужно быть крайне осторожными и избирательными.
Добавленного сахара (сахарозы) в продуктах для детей до года быть не должно. В течение первого года жизни норму сахара ребенок получает вместе с грудным молоком или смесью и продуктами прикорма.
После года в рацион ребенка постепенно можно вводить сладкое, но в ограниченном количестве и делая выбор в пользу натуральных продуктов.
Ребенок ест много сладкого. Как отучить?
Дети любят сладкое, потому что это вкусно. «Взрослые» аргументы про фигуру и зубы для них непонятны и не действенны. Если ребенок ест много сладкого, одними запретами делу не поможешь. Включаться в организацию здорового рациона придется всем членам семьи:
Первый шаг в борьбе с тягой к сладкому у ребенка должен стать личный пример взрослых. Если родители заедают торт конфетами, то малыш будет считать такое меню нормой. А если «вредных» сладостей на столе нет, то и съедены они не будут.
Перекусы сладким должны быть исключены полностью.
Строгое табу на сладости тоже перебор. Как известно, запретный плод особенно желанный. Находите альтернативы. Если ребенок просит сладкого, предложите ему не жирное пирожное или шоколадную конфету, а сладкий фрукт, натуральную пастилу, зефир или мармелад. И не чаще 2-3 раз в неделю.
Не возводите сладости в особый ранг. Это просто еда. Не нужно давать ребенку сладкое в качестве поощрения за достижения, не обещайте конфету, если он съест суп/кашу.
Зачастую сладкое для ребенка (да и для взрослых тоже) – это способ доставить себе удовольствие, если скучно или грустно. Помогите малышу переключаться от таких состояний другим способом. Скучно – устройте игру, организуйте прогулку, интересное занятие – только не просмотр мультиков. Грустно – обнимите, приласкайте, расспросите, что его расстроило, утешьте.
Если ребенок ест много сладкого, обеспечьте ему возможность потратить полученные калории. Физическая активность поможет снизить возможный вред от избытка сладкого.
Сладкое детям в год. Что и в каких количествах можно?
В год суточная норма потребления добавленного сахара (сахарозы) составляет не более 10% от суточной калорийности рациона (не более 25-30 г в сутки). Учитывается не только тот сахар, который вы сыплете в кашу или компот, но и тот, который содержится в соке, печенье и т.д. – любых продуктах из меню малыша.
В год разрешено не так много сладостей: фруктовые соки и пюре, десерты из свежих ягод и фруктов, детские кисломолочные продукты с добавлением небольшого количества сахара, например, йогурт или сладкий биолакт, детское печенье.
Шоколад, мед, кондитерские изделия, сладкую сдобу не рекомендуется давать детям до 3 лет.
Сладкий чай детям
До 3 лет не стоит давать малышу и чай: ни с сахаром, ни без. Лучше использовать специальные детские чайные напитки на основе трав, ягод и фруктов. Как правило, они довольно приятные на вкус и без добавления сахара.
Ребенку старше трех лет можно предложить некрепкий черный чай. Зеленый чай из-за высокого содержания кофеина, танинов, дубильных веществ и щавелевой кислоты не рекомендован вплоть до подросткового возраста.
Для смягчения вкуса чая можно добавить в него молоко. Если несладкий чай всё же не понравился малышу, то можно добавить в напиток сахар, помня о суточной норме потребления. Так, стакан чая с двумя ложками сахара – это уже весь положенный ребенку за день объем сладкого. А так как он наверняка съест в этот день что-то еще с сахаром в составе, это уже перебор.
Опять же, чтобы приучить малыша пить чай без сахара, начните с себя. Если в семье никто не кладет сахар в чай, то и ребенку это не придет в голову.
Когда ребенку нельзя сладкое
Как бы ни любили дети сладкое, его придется ограничить или вовсе исключить из рациона при некоторых заболеваниях:
кожных заболеваниях аллергического характера;
Более полные рекомендации об употреблении сладкого при наличии у ребенка острого или хронического заболевания должен дать врач. Обязательно уточните у него этот момент, когда будете консультироваться по поводу здоровья ребенка.
Выводы
Сладости нельзя давать ребенку до года. Детям старше годовалого возраста сладкое дают в ограниченном количестве и только натурального происхождения: на основе фруктов, ягод, овощей.
Чтобы отучить ребенка есть много сладкого, нужно не держать сладостей дома, заменить вредные кондитерские изделия на более полезные лакомства, не давать малышу скучать и часами сидеть перед телевизором.
В год малышу можно не более 5 г сахара в сутки. Из сладкого разрешены фруктовые соки и пюре, десерты из свежих ягод.
Сладкий чай детям давать нежелательно вообще. Как минимум до 3 лет этот напиток под запретом.
Ребенку нельзя сладкое, если у него есть избыточный вес, проблемы с сердцем, обменом веществ, кожные заболевания, кариес.
Бывают ситуации, когда ребенок настаивает на своем, используя все доступные ему методы и способы. В дело идут уговоры, истерики, угрозы, ультиматумы, обман. Если малыш в итоге получает желаемое, он понимает, что его тактика работает. После он начинает постоянно манипулировать родителями, играть на их чувствах. Как в такой ситуации вести себя взрослым, рассказывает психолог московской службы психологической помощи Ольга Федорова.
Не все желания должны исполняться
Ребенок начинает манипулировать, когда чувствует гиперопеку. Родители покупают малышу все , что он хочет, исполняют любые его капризы. Не получая желаемого, он начинает плакать, злиться, угрожать.
«Такие дети измеряют свою значимость количеством полученных ими вещей. Когда родитель покупает ему игрушку, вытребованную концертом на весь магазин, ребенок подтверждает свою ценность и своевластие» , — отмечает психолог.
Есть родители, которые позволяют ребенку абсолютно все. Так они пытаются дать малышу возможность «самовыражаться» и « расти свободной личностью».
Дети могут раскидывать свои вещи, портить мебель, рисовать на обоях, в обуви прыгать на диване, игнорировать распорядок дня и приемы пищи.
«У таких детей складывается иллюзия, что они могут получать все, что захочется. Впоследствии им придется трудно в саду и школе — там, где нужно следовать определенным правилам. Они не умеют воспринимать адекватно критику. Часто считают, что замечание — это демонстрация нелюбви. В будущем им будет трудно брать ответственность за свои действия» , — рассказывает специалист.
Часто родители, не умеющие справляться со своими эмоциями, пытаются оградить реб е нка от неприятных переживаний. Они расстраиваются, если ребенок грустит, злится, раздражается. Хотят быть самыми лучшими родителями , чтобы реб е нок любил их и полностью от них зависел. И боятся того, что он может посчитать их плохими, разозлиться или обидеться.
«В итоге дети растут, но не учатся справляться со своими эмоциями . Также родители часто своим поведением показывают ребенку, как можно добиваться желаемого. Фразы и уговоры: „ любишь маму —скушай кашку “ , „ хочешь конфету — пойди уберись “ , „ не плачь, я куплю тебе сладость “ . Со стороны взрослых это тоже является манипуляцией по отношению к ребенку», — отметила Ольга Федорова.
Это манипуляция!
У манипуляции множество лиц:
Беспомощность
Вроде бы умеющий одеваться и держать ложку малыш каждое утро отказывается одеваться сам, просит маму покормить его, говорит, что устал, что не может. Он — то знает, что мама его пожалеет и сама все сделает за него.
Увидев однажды растерянность и беспомощность родителей, малыш хорошо понимает, когда можно добиться своего: нужно упасть на пол, громко кричать или топать ногами, лучше всего в многолюдном месте. Тогда мама, чтобы избежать косых взглядов других покупателей , купит очередную игрушку или запрещенную сладость.
Притворство
Часто беспокойные родители готовы выполнить все пожелания малыша, если он неважно себя чувствует. Они могут дать больше времени на просмотр мультиков, больше вкусностей, разрешат нарушить режим дня. Малыш начинает этим пользоваться, чаще говорит, что у него слабость, что он устал, хочет полежать, нет сил идти в садик, болит голова или животик.
Подлизывание
Получив однажды материальное поощрение после проявления ласки и симпатии, малыш начинает специально показывать любовь.
Соперничество между членами семьи
Один родитель разрешает то , что запрещает другой. Ребенок начинает хорошо понимать , к кому с чем можно обратиться.
Младенец может только плачем сообщить о своих потребностях , и это нормально. Манипуляция — когда этим пользуется ребенок, который может говорить. Он понимает, что родителям трудно выносить его плач и они готовы сделать все , чтобы он не расстраивался.
Обидчивость
Ребенок не идет на контакт, всячески игнорируя обращения родителей. Он отворачивается, показывая свою обиду. А сам ждет, что родители разжалобятся и исполнят все капризы.
Не получая желаемого, ребенок начинает крушить все вокруг или драться с окружающими. Он ожидает , что, испугавшись его реакции и последствий , родители пойдут на уступки.
Ребенок настаивает на своем и ни в какую не хочет уступать. Спорит с родителями и во всем видит несправедливость, отказывается соблюдать правила и распорядок дня, устраивая родителям практически бойкот.
Ищите причины
Чтобы не идти на поводу у ребенка , необходимо разобраться в причине его поступков.
Если малыш избегает каких-то навыков самообслуживания, важно разобраться, что у него не получается. Дать больше времени на отработку навыка, заложить это время в сборы. Часто родителям проще сделать сам им , чем ждать , пока это сделает ребенок. Важно подбадривать его: «как быстро/хорошо/аккуратно у тебя получилось!» , будь то одевание на прогулку или кормление.
« Важно, чтобы родитель был сам спокоен и мог выдержать накал страстей ребенка. Необходимо назвать чувство, которое испытывает малыш , и ситуацию, которая привела к такой реакции: „я вижу, ты расстроен, ты злишься, тебя разозлило, ты огорчен, ты обижен , тебе очень хотелось бы эту игрушку, сладость и прочее“. Важно дать ребенку понять, что вы разделяете его чувства, слышите его, но есть правила и договоренности. Малыш должен четко понять, что его действия не работают. Если он проявлял агрессию , пытался ударить родителя, то необходимо проговорить, что „ меня бить нельзя, но ты можешь побить подушку“», — рассказывает психолог.
Если ребенок подлизывается, также проявите ласку и любовь. А в ответ на просьб у спокойно объясните причину отказа.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Пожалуй, абсолютному большинству родителей с детьми 2-7 лет знакома ситуация: ребенок не хочет занять себя сам. Игрушек в доме – вагон и маленькая тележка, но дитя таскается за взрослыми хвостом, просит поиграть, ноет «мне скучно», «хочу мультик», делает глаза, как у кота из Шрека или от нечего делать затевает разборки с братьями и сестрами (со взрослыми тоже можно). Время от времени подобное – еще куда ни шло, но если постоянно?
Впрочем, приучить ребенка занимать себя самостоятельно (не обязательно играть), вполне реально. По большому счету, нужно немногое: простор для деятельности (чтобы было в чем покопаться), хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей. Вот об этом и пойдет речь.
Понятно, что в любой ситуации надо делать скидку на возраст и индивидуальные особенности, но если ребенок вовсе не играет сам, или играет плохо и мало, можно попробовать выполнить несколько (а лучше – по максимуму) пунктов из предложенного списка.
— Начать с ребенком читать. Если не приучен – приучать. Будете читать – будет больше фантазии, усидчивости, интереса к окружающему миру.
— Очень часто дочки-сыночки не хотят играть сами, просто потому, что им нужна, собственно, не игра, им не хватает родителя рядом. Иногда просто полчаса надо малышу, чтобы с ним почитали, повалялись в обнимку на диване, поболтали, и так далее. Шанс очень велик, что после этого ребенок пойдет заниматься самостоятельно. Поэтому оптимально 15-20-30 минут в день уделять строго ребенку (или детям), не отвлекаясь на телефон, готовку, уборку и прочее.
— Когда ребенок позанимался сам (даже пусть это 5 минут), радоваться тому, какая хорошая была игра, хвалить за выдумку, — и с глазу на глаз, и перед родственниками похвастаться. Что поощряется, то развивается.
— Играть сначала вместе с малышом, потом – просто рядом, чайку попить, при этом «похваливать», изредка интересоваться, как и что (но не напирать), затем можно потихоньку увеличивать расстояние.
— Пусть игрушки лежат в свободном доступе, чтобы можно было в любой момент ими воспользоваться. При этом не стоит давать в пользование сразу весь арсенал. Раз в месяц-полтора нагребать большой мешок и прятать (в кладовку, на балкон, на верхнюю полку шкафа), и аналогичный же мешок выдавать обратно. Дети «новым старым» игрушкам обрадуются, как новым.
— Ограничить мультики хотя бы 20 минутами в день. Не давать планшет и прочие гаджеты. «Сломалось», «доктор велел беречь глазки, чтобы очки не носить», «давай я лучше с тобой поиграю-почитаю-вместе позанимаемся». Вой, плач и конский топ перетерпеть. Гаджеты могут занять ребенка, но не способны его развить, и с дошкольного возраста приучать ребенка к виртуальному миру – тупиковый путь, при всей его внешней привлекательности и удобстве для родителей.
— Ограничить в квартире в предметном плане слово «нельзя». Что ребенок просит, к чему лезет, чем интересуется, — пусть будет можно. Грубо говоря, «нельзя» деньги, украшения, документы. Хотя опять же – почему бы с вымытыми монетами (если малыш уже не охоч до того, чтобы тянуть все в рот) не поиграть? Или мамины украшения вместе не посмотреть? Фарфоровые чашки покрутить?
— Ненавязчиво подтолкнуть ребенка к тому или иному занятию. Просто вытащить какой-нибудь старый плащ, шапку, пару обуви – уже велик шанс, что дитя захочет понаряжаться. Подавать пример: самому родителю заняться лепкой, кормить куклы и так далее. С выражением удовольствия и энтузиазма. Можно быть уверенным – к вам подойдут!
— Всячески поощрять интерес маленького человека к окружающему миру, благо, для этого вовсе не обязательно доставать энциклопедии или развивающие игры.
Возьмем, например, прогулку. Порой ребенок останавливается у каждого столба, находит какую-то мелочевку на земле и норовит схватить, по 5 минут любуется каждым червяком, хватается за каждый одуванчик и требует объяснить, что нарисовано на каждой витрине. Замечательно. Тут надо расслабиться и получать удовольствие. Не одергивать, когда куда-то лезет, валяется на песке, норовит потрогать грязь и так далее и тому подобное.
Или, например, не стоит делать все домашние дела, пока дети спят или их занимает кто-то другой. Им на самом деле все это очень интересно. Всякий раз готовить полный обед с помощниками не очень удобно, но когда уже есть основная еда, почему бы не сделать салат? Или постелить белье, перебрать полотенца, забросить белье в машинку, объясняя, показывая, давая попробовать самим…Для детей это действительно и в пользу, и в удовольствие.
Есть интерес — не стоит ему мешать и тем более приставать к ребенку с постоянными нотациями, одергиваниями и запрещениями. Вырастить человека, которому ничего не надо, кроме компа, вялого и апатичного, которому мир вокруг не интересен, — можно, конечно, а смысл?
— Взрослому не требуется быть все время аниматором и массовиком-затейником. Как в замечательном стихе Маршака: «Хорошо бы поскучать!» Будьте рядом, но не бросайтесь занимать дочек-сыночков ежеминутно. Если у них есть доступ много к чему, они сытые (это важно!) и вы только что почитали, пообщались вместе с удовольствием, — шанс, что дети займут себя сами, огромен. Но оставлять их самих надо не демонстративно, а под уважительным предлогом типа готовки обеда или «поработать».
В общем, главные правила в приучении ребенка занимать себя самостоятельно я бы сформулировала так:
— максимально допускать малыша до всего ему интересного, в мир «взрослых» вещей и дел, не ограничивать сферу деятельности только игрушками;
— не лезть в его игры и занятия, когда не просят;
— выдуманным играм как минимум не препятствовать, всячески поощрять малейшую инициативу;
— не выступать постоянно в роли затейника-аниматора;
— как можно больше с ребенком разговаривать, — объяснять, отвечать на вопросы и задавать их самому, фантазировать;
И тогда все чаще и чаще будет в доме прекрасная, греющая сердце каждого родителя картина: ребенок (или дети) играют сами…
Кажется, бороться со страхом нет необходимости, ведь это естественная реакция на угрозу, она помогает избегать опасностей, адаптироваться. А что делать, если ребенок боится… сахарной ваты, букетов или скульптур с острова Пасхи? Да так, что не может спать ночью или убегает с праздников? О том, чем могут помочь родители, и как отличить нормальные возрастные страхи от патологических, рассказывает детский психолог Екатерина Бурлаченко.
Долой школьные букеты и сахарную вату!
Детские страхи бывают настолько странными, что вгоняют родителей в ступор: вероятно, чадо следует спасать, что-то не так с психикой. Другая восьмилетняя девочка настолько боялась букетов, что отказывалась дарить их на первое сентября любимой учительнице вместе со всеми. А вот живые розы или мальвы не вызывали у нее никаких вопросов. Нелегко было и родителям шестилетнего Саши, который настолько не выносил сахарную вату, что не мог посещать детские развлекательные центры, где продавали эти сладости. А еще мог убежать с дня рождения друга, ведь заметил там это кондитерское изделие.
Нормально ли, что ребенок боится? В начале своей жизни малыш опасается почти всего нового. И это мудро. Об окружающем мире он знает, несомненно, мало. Поэтому способен, скорее, фантазировать, чем формировать логические связи между явлениями. Иными словами, ребенку трудно отличить реальность от вымысла. Конечно, для дошкольников опасения — это норма. Если ребенок здоров, большинство страхов проходят со временем и почти незаметно.
Один из признаков того, что страх перерос в фобию, стал нездоровым, является его несоответствие возрасту ребенка. Чтобы ориентироваться на этот пункт, следует знать, какие опасения считаются нормой для определенного возраста.