Как объяснить ребенку что денег не хватает

Рассказываем понятным языком, как подружить ребенка с деньгами и научить распоряжаться ими.

Одному шотландскому мальчику папа каждый год дарил на день рождения бутылку хорошего виски. Зачем, спросите вы, если в Шотландии, как и в большинстве других стран, пить спиртные напитки можно только после совершеннолетия?

Конечно, мальчик мог распоряжаться виски тайком или закатить роскошную вечеринку по случаю 18-летия, но он поступил гораздо умнее — сберег каждую бутылку, а потом продал их и на полученные деньги купил дом.

Все психологи и бизнес-коучи в один голос твердят:

чем раньше приучать ребенка к деньгам и объяснять ему элементарные правила, тем увереннее он будет обращаться со своими сбережениями в будущем.

Вместе с издательством «Альпина.Дети», в котором выходит серия о жизненных навыках «Лучший друг — Конни», мы собрали 6 «финансовых» тем для разговора с детьми.

Пробегитесь по списку и проверьте, обо всем ли знает ваш ребенок?

Иллюстрация из книги серии «Лучший друг — Конни»

Что такое деньги и зачем они нужны?

Важно объяснить ребенку, что все жизненные потребности (еда, вода, свет, крыша над головой) нельзя удовлетворить просто так. Деньги нужны, чтобы жить в светлой комнате с игрушками, чтобы покупать конфеты, чтобы ездить на море (да и просто ездить на автобусе).

Деньги не появляются из ниоткуда — их нужно зарабатывать, то есть тратить свое время и силы (физические и умственные).

А чтобы время стоило больше, нужно учиться, ведь умный человек гораздо интереснее и полезнее, чем необразованный.

Расскажите ребенку, что работать не только необходимо, но и увлекательно — можно попробовать разные занятия, чтобы понять, что нравится больше всего.

А еще покупать что-то на свои деньги гораздо приятнее, чем просить у родителей, — сразу чувствуешь себя взрослым и ответственным.

Почему одно мы можем купить, а другое — нет?

Разберите с ребенком, чем отличаются потребности от желаний, то есть «хочу» от «надо».

Например, спросите ребенка: «Как ты думаешь, позавтракать — это надо или хочу?» Ответ, конечно, ясен: надо. _«А новая игрушка?» _Поразмыслив (с вашей помощью, разумеется), малыш придет к выводу, что игрушка — это «хочу».

Потренируйтесь на простых примерах и переходите к более сложным: «Новые кроссовки — это надо или хочу?» И вот здесь ответ уже будет зависеть от разных параметров: если это пятая пара, то весы будут склоняться к чаше «хочу», а вот если нога выросла из старой обуви, то это будет «надо».

Все как во взрослой жизни.

Отточить навык можно с помощью игры из серии «Съедобное-несъедобное»:

вы бросаете мячик и говорите при этом предмет или действие, а ребенок отбивает или ловит, выбирая «надо» или «хочу».

Иллюстрация из книги серии «Лучший друг — Конни»

Зачем нужно составлять список покупок?

Совместные походы в магазин — отличный повод потренировать самостоятельность и ответственность. Многие родители отказываются от этого, опасаясь лишних капризов, но совершенно напрасно. Пойти вместе с малышом в магазин — значит еще раз поговорить с ним о важности планирования и о разумном обращении с деньгами: список покупок помогает нам заранее продумывать наши планы по готовке и не покупать лишних продуктов.

Облегчить задачу поможет книга «Конни идет за покупками» из серии «Лучший друг — Конни». На примере ровесницы, которая тоже пошла в магазин с мамой, ребенку будет проще сориентироваться в супермаркете и запомнить несколько магазинных «ритуалов».

Составить список покупок, взвесить овощи, сложить продукты в сумку — благодаря этим вещам малыш почувствует себя взрослым, а у вас появится ответственный помощник.

Как быстрее накопить на новую игрушку?

Хочется новый велосипед? Почему бы не продать старый на «Авито» или «Юле» и не вложить эту сумму в новую покупку? Если объяснить такой принцип, обновление велопарка обойдется вам дешевле, а у ребенка появится представление о том, что такое ликвидность.

Более того, подобный подход научит дошкольника или ученика младшей школы относиться к вещам бережнее и думать, что в них вложены приличные деньги.

Сейчас многие производители телефонов и владельцы магазинов электроники придерживаются следующего правила: если вы не выбрасываете старый телефон, а приносите его в магазин, то получаете скидку на покупку нового. Чем лучше сохранился ваш телефон, тем больше скидка.

Поэтому если ребенок уже второй месяц вымаливает последний айфон, намекните ему, что если бы не разбитый экран предыдущего, мечта была бы гораздо доступнее.

Как сохранить деньги, чтобы хватило и на завтрак, и на игрушку?

Лучшим примером будет распоряжение карманными деньгами.

Сколько давать? Сумма может варьироваться в зависимости от доходов семьи и детских нужд: кому-то достаточно купить шоколадку раз в несколько дней, а кому-то нужно тратить ежедневно на проезд и на обеды. Сначала можно давать деньги ежедневно, потом — раз в неделю (конечно, сумма увеличится) и постепенно переходить к тому, чтобы давать карманные деньги раз в месяц.

Так ребенок будет учиться распределять бюджет.

Знакомая нам Конни получила первые уроки финансовой грамотности именно благодаря карманным деньгам. Увидев у подруги красивую игрушечную лошадку, она сразу захотела такую же, но поняла, что ей не хватает денег. Тогда девочка начала откладывать и в результате накопила нужную сумму.

Иллюстрация из книги серии «Лучший друг — Конни»

Где лучше хранить деньги?

Когда-нибудь ребенок узнает о золоте и валютах, вкладах и акциях, а пока объясните ему простые вещи.

Например, что деньги бывают наличными (то есть бумажные и монеты), а бывают электронными. Наличные можно хранить в кошельке или копилке, а электронные — на банковской карте или в телефоне.

Заведите ребенку детскую дебетовую карту, привязанную к вашему счету. Такие карты есть практически у всех банков.

Удобно переводить ребенку определенную сумму и незаметно отслеживать траты в своем банковском приложении.

Во всех детских картах предусмотрен элемент геймификации, чтобы маленькому пользователю было интересно знакомиться с темой финансов:

В Сбербанке детская карта существует в виртуальном формате, для оформления достаточно скачать приложение SberKids..

Райффайзенбанк выделил специальную телефонную линию для детей, где они могут уточнить все, что им непонятно.

У Тинькофф Джуниор есть два мобильных приложения: для ребенка и для родителя, с их помощью можно создавать задания с денежными наградами (погулять с собакой — 500 рублей, убрать в квартире — 700). Кроме того, в приложении есть тесты и комиксы на тему финансов.

Альфа-Банк дарит вместе с детской картой специальные наклейки для создания уникального дизайна.

Фото: Depositphotos, иллюстрации из книг серии «Лучший друг — Конни»

Молодая, но одинокая женщина, работает медсестрой, зарплата «ниже плинтуса». Ребёнок, мальчик 4 лет. В таком возрасте хочется получить всё и сразу. Как ему объяснить, что мама не может ему покупать всё подряд.

Как известно, чужие (даже мамины) денежки тратить гораздо легче, чем свои личные.

Можно ребенку раз в месяц выделять некоторую сумму денег на покупку того, что он сам выберет.

Вот со своим кошельком ( или копилочкой), пусть приходит в магазин и выбирает.

Если денег не будет хватать на покупку понравившейся игрушки, посоветуйте ему поднакопить еще немного и прийти за ней в следующий раз.

Так игрушка для ребенка будет более ценна и выбор ее более осознанный.

А про то что денег нет или не хватает с ребенком не обсуждайте.

У любого человека на все что бы он не захотел, не хватает, так что теперь делать.

Шестилетний ребенок просит деньги. Отказать очень трудно, но ведь это не дело — приучать к такому. Не получается объяснить, что деньги с неба не падают.

Может есть смысл показать, как зарабатываются деньги? Например, определить работу (подмести участок двора) и определить сумму за эту работу (небольшую, конечно, соразмерную работе). Так сказать на наглядном примере показать, что это такое — зарабатывание денег. А еще, научитесь говорить ребенку: «нет!». Что значит: «Трудно отказать»? Вы представляете кого вырастите, если будете постоянно потакать просьбам и требованиям ребенка?

Да вот как раз и представляю, потому беспокоюсь. А отказать трудно, потому что любимая внучка. Надо как-то научиться не просто отказывать, но объяснить причину. — 6 лет назад

Тогда объясните на примере. Пусть сделает что-то за что можно получить деньги (маленькая работа — маленькие деньги). Главное, чтобы работа была физическая, иначе не дойдет и обязательно не обыкновенная, то есть мытье посуды — это обязанность, а не возможность заработка. — 6 лет назад

А что шестилетний ребёнок делает с деньгами? Она уже так хорошо считает, что может расплачиваться в магазине? Если ребёнок просит, не понимает слова «нет» — покажите пустой кошелёк.

Учить финансовой грамотности ребёнка обязательно. Но, как и всю учёбу, делать это нужно через игру. Поиграйте в куклы. Пускай мама-кукла уходит на работу (работу можно придумать любую, хоть модельера, хоть врача), и там только за работу получает деньгу. Потом эта мама идёт в магазин и покупает продукты домой для детей. В такой игре идёт осознание того, что заработную плату дают за определённые действия: вылечил 1-го больного, получил 1 бумажку, вылечил 5, получил 5. Но и разные вещи в магазине тоже стоят бумажки: пускай выбирает, что «купить» молоко или конфет. Если купит конфет, можно инсценировать болезнь зубов, за лечение которых тоже нужно отдать бумажку. Такой момент игры поможет выбирать рациональные покупки. Ещё кукла может захотеть купить платье, которое стоит 7 бумажек — пускай копит и работает «несколько дней». Со временем можно на таких вот примерах показывать более сложные действия (зарплата не каждый день, подорожание (вчера морковка для зайчика стоила 1 бумажку, а сегодня 2), оплата интернета или телефона или там бензин для машины, на которой ездит кукла на на работу.)

Такой игрой вы убьёте несколько зайцев: во-первых, уделите время игре; во-вторых, покажете, что деньги даются не просто так (возможно ребёнок начнёт мечтать о профессии, привьете любовь к труду); в-третьих, научится считать простейшие примеры; в четвертых, можно показать как правильно распоряжаться заработком (можно потратить, а можно копить; можно развлечься, а можно купить что-то нужное). И как только ребёнок поймет этот механизм, можно подарить копилку и начать с ней копить на её мечту. Например, заходя в магазин спрашивать: купим мороженное, или положим 50 рублей в копилку на подарок?

Ну и найдите в себе силы быть твёрдой и последовательной в своих поступках.

А разве это нужно как-то специально объяснять? Достаточно просто сказать ребенку, что на эту игрушки денег нет. Вот когда нибудь, будет, может быть, а сегодня нет. Если же у вас ребенок так воспитан, что он начнет истошно кричать, упадёт на пол и будет дрыгать ножками в нервном припадке, нужно подождать, пока он перебесится, взять за руку и вывести из магазина или из отдела с игрушкой.

Почему-то в моем детстве не было подобных проблем. С игрушками был напряг. Покупали их редко и чаще всего, при посещении такого отдела, родители говорили «нет». Все воспринималось правильно без обид и истерик. Думаю и сейчас так же должно быть!

Нет возможности купить, потому что нет лишних денег.

Понятия экономики можно внедрять и с 2-хлетнего возраста, когда ребенок может уже понимать, хотя еще и не особо говорит.

Показать ему ценники, объяснить, что означают цифры, разряды.

Показать на примере, что что-то маленькие и легкое он может поднять, а что-то большое и тяжелое — нет, объяснить аналогию с деньгами.

На самом деле, это очень интересная игра, которая приведет к более раннему изучения букв, цифр, умению читать, арифметики. В данном случае — у ребенка будет стимул.

Также, можно объяснить принцип зарабатывания денег, принцип откладывания на покупку за определенное время. Превращайте обучение в игру, а игрушки — в вознаграждение за обучение.

Должен же ребенок как-то познавать мир. Пусть для него откроется и эта грань.

Иногда мамы и папы сами подталкивают свое чадо в пропасть под названием «безденежье».

Данные многочисленных исследований гласят, что примерно треть населения постоянно испытывает трудности с деньгами и недовольство жизнью. Так формируется философия бедности — определенный образ мышления. Не поверите, но этой «бациллой» заражены и многие преуспевающие родители. Как не передать ребенку эстафетную палочку неудачника?

Все просто. Нужно начать со своего поведения. В статье расскажем о фразах, которые родители не должны произносить при собственном ребенке.

Дуклефф М. «Утраченное искусство воспитания. Чему древние культуры могут научить современных родителей»

Оказывается, там действительно есть чему поучиться.

Хили М. «Воспитание с любовью и пониманием. Детские истерики, гнев, обиды. Как научить ребенка справляться с сильными эмоциями»

В книге расскажут о том, как научить ребенка справляться с собственными эмоциями.

Ульева Е.А. «Воспитание без наказания»

Поможет мамам и папам получить ответ на главный вопрос.

«Воспитание подростка»Гиппенрейтер Ю.Б.

Отличное пособие для каждого родителя.

Добсон Джеймс . Мой маленький бунтарь. Как воспитывать ребенка «с характером». Психология. Воспитание с любовью и пониманием (обложка)

В книге все о том, как справиться с трудным ребенком.

«Нет денег»

У этого расхожего выражения — широкий спектр смыслов: от «нет денег на твои бесконечные желания» и «нет именно столько денег, сколько тебе надо» до «остался минимум до зарплаты, но разве это деньги?»

По сути, это синоним слова «нет», и вовсе не безобидный. Почему? Потому что, делая акцент на отсутствии ресурсов, мы внушаем детям, что у них нет возможностей развиваться, учим их жить и мыслить с позиции человека, которому в жизни недодали.

Современные подростки нередко отличаются инфантильностью. Как одно из ярких ее проявлений — во время проговаривания цели они не описывают путь, по которому нужно пройти: труд, работа над собой, принятие решений, образование.

Почему так происходит? Малыш чуть ли не с рождения слышит от родителей одну и ту же «песню» об отсутствии финансов и невозможности из-за этого (а не из-за собственной лени, нежелания выйти из зоны комфорта и тому подобного) достичь желаемого (читайте также: Как из мальчика воспитать мужчину: 10 неочевидных советов — а вы им следуете?).

Деньгам приписывается всемогущая роль волшебной палочки и умаляются способности человека. Естественно, повзрослев, он будет на 100% уверен, что без денег ему ничего не добиться в жизни.

Если действительно у вас не хватает денег для покупки или она не входит в ваши ближайшие планы, научитесь правильно отказывать. Говорите, к примеру, «у меня есть деньги в кошельке только на покупку еды», «мы вернемся к этому вопросу ближе к празднику» или «мы знаем, как для тебя это важно, но сейчас мы не готовы это приобрести, давай запланируем поход в магазин в следующие выходные».

Главное — донести до ребенка адекватную реальность, когда, к примеру, у него начинается истерика по поводу игрушки в магазине. Если вы говорите, что нет денег (без всяких объяснений), а сами покупаете полную корзину, у ребенка возникает искаженная картина действительности (читайте также: 7 фраз, которые нельзя говорить, если у ребенка истерика).

«Зато мы честно зарабатываем»

В самой фразе закодировано сравнение себя с другими людьми, что характерно для неудачников. «Он, гад, снова купил новую машину, наворовал. Ничего, у нас старенькая, но мы спим спокойно».

Дети, воспитанные на такой философии, сроднятся с мыслью, что финансовую стабильность можно обеспечить себе только неправедным путем. Это очевидный источник комплексов, которые могут стать реальной помехой в карьере.

Не зря ученые утверждают: от привычного образа жизни можно уйти, если изменить мышление. Да, блаженны нищие духом, но далеко не все прилично зарабатывающие — отъявленные мерзавцы. Очень важно ребенку с ранних лет правдиво рассказывать об историях успеха своих знакомых, а когда подрастет, топовых бизнесменов, отмечать их поступки, в которых проявляются их лучшие человеческие качества.

В доказательство того, что ген нищеты передается по наследству, проводился ряд исследований. Одно из них посвящено младенцам, рожденным с низким весом в бедных семьях Индии. Западные ученые наблюдали за детьми, которые не отличались крепким здоровьем, и пришли к следующему выводу.

Родители большую часть времени посвящают тому, чтобы помочь ему окрепнуть, а не развитию его личности. Возникает замкнутый круг: слабые малыши получают меньше стимулов для умственного развития с самого раннего возраста, а это, в свою очередь, сказывается на его достижениях в будущем.

«Не жили богато, нечего и начинать»

Чувствуете? Эти слова буквально подрезают крылья. Ни в коем случае нельзя программировать себя на плохое будущее, ведь мысль материальна! Ребенок с первых шагов должен знать: если он трудится, работает над собой, то непременно достигнет цели и обеспечит себе ту жизнь, о которой мечтает.

Не нужно пугать ребенка страшилками о всемирном заговоре миллиардеров. Лучше нарисуйте ему светлое будущее, а день непременно начинайте с напутствия: «У тебя все получится» или «Нет ничего невозможного». Ведь деньги — это лишь средство, а возможностей у каждого из нас — миллион.

А еще хорошо бы познакомить его с формулой успеха, изложенной в книге «Думай и богатей» Наполеона Хилла. По мнению автора, желание, вера и настойчивость могут помочь добиться в жизни больших результатов, если удастся подавить негативные мысли и сосредоточиться на долгосрочных целях.

Доказано: ощущение счастья каждый день в несколько раз повышает желание жить и вершить великие дела. Поэтому очень важно в семье создавать атмосферу спокойствия, уюта и доброты. Папа — не недовольный работой и зарплатой нытик, мама — не истерзанная ночными сменами истеричка. Помогите ребенку принять и полюбить этот мир, и тогда у него точно все получится!

Разбираемся, как объяснить ребенку материальные трудности в семье.

Несмотря на то что для каждой семьи определение материального благополучия – свое, отсутствие денег на важные (а порой необходимые) вещи в детстве почти всегда оставляет отпечаток на психологии уже взрослого человека.

Если мама c грустью вспоминает свое детство с единственными зимними сапожками, то своему малышу она может купить несколько ненужных пар. Если папа в своем детстве так и не получил в подарок долгожданные ролики, то наверняка они появятся у его сына. Так взрослые люди пытаются замаскировать комплексы, связанные с бедностью в детстве. Хотя иногда бывают и другие сценарии, более болезненные.

Жизнь в режиме «от зарплаты до зарплаты» заставляет отказывать ребенку в действительно полезных покупках.

Если у родителей сложилась такая ситуация, важно разобраться: как объяснить ребенку отсутствие денег на вещи, которые не относятся к роскоши; как это делать правильно, чтобы у сына или дочери не зародились комплексы, и можно ли вообще говорить ребенку, что «наша семья бедная».

С этими вопросами «Летидор» отправился к экспертам департамента психологии Института педагогики и психологии образования (МГПУ) Полине Викторовне Смирновой и Ольге Викторовне Цаплиной.

Все взрослые понимают, что деньги – это не только возможность купить необходимое для жизни, это еще комфорт, уважение, безопасность, высокая самооценка и так далее.

Для ребенка социальный статус семьи воспринимается естественным образом – ему кажется, что так живут все люди.

Однако малыш взрослеет, входит в социум – детский сад и школу – и обнаруживает, что его семья может существенно отличаться от семей сверстников.

Различия в финансовых возможностях становятся очевидными, и тут ребенок начинает задавать неудобные вопросы.

Как отказать дошкольнику в покупке, если на нее нет денег

Если это дошкольник, то он еще не понимает связи «деньги – вещь». Он не осознает, что значит много или мало денег, поэтому и объяснение их отсутствия должно быть кратким, максимально понятным.

Однако если родитель не будет аргументировать отказ от покупки, а просто скажет: «Не куплю, потому что не куплю!», «Куплю в следующий раз», «Тебе эта вещь не нужна», – то

ребенок может расценивать постоянные отказы как неуважение к его личности.

Ему будет казаться, что родители его не любят, наказывают за что-то или просто равнодушны.

Говорить о том, что в семье мало денег, нужно обязательно. Ребенок должен понимать, что мама и папа не могут купить вещь не потому, что он не достоин ее, а потому что пока на нее не хватает денег. Разумеется, малыш спросит: «Почему у нас не хватает денег?» И тут уже не стоит пояснять, что «наша семья бедная» или что «мама и папа мало зарабатывают».

Лучше сказать малышу, что сейчас деньги нужны на что-то важное для семьи, на то, что имеет большое значение для всех ее членов. А что это будет – ремонт в доме или курс лечения для дедушки, – решайте, исходя из вашей семейной ситуации.

Не желательно сравнивать материальное положение семьи с другими, например, более бедными семьями.

Это может сформировать у ребенка неверное представление о мире, чувство превосходства или, наоборот, чувство неполноценности.

И ни в коем случае нельзя оправдывать свой отказ в покупке тем, что «в нашей стране богато живут только воры и жулики».

Как говорить об отсутствии достатка с подростком

Говорить о реальном положении дел можно только начиная с подросткового возраста, когда сформировано осознанное отношение к деньгам, когда ребенок способен понять логическую цепочку: работа – зарплата – стоимость – покупка.

Говорить с подростками необходимо, ведь именно они особенно уязвимы, поскольку для них значимо наличие определенных вещей, которые уже есть у сверстников.

Помните, что разговаривать с подростком нужно так, чтобы не сформировать у него неуважительного отношения к родителям как к неудачникам и людям, неспособным быть успешными и материально обеспеченными.

Лучше всего объяснить отсутствие денег временными трудностями, сложившимися обстоятельствами, отсутствием работы.

Но обязательно дайте перспективу того, что все наладится, и у семьи будет возможность покупать не только необходимые, но и другие вещи.

Многое зависит от оценки своего материального дохода самими родителями. Если родители крайне болезненно и депрессивно оценивают свое состояние, то они вольно или невольно передают это ощущение ущербности и обделенности своему ребенку. Поэтому постарайтесь быть в этом вопросе оптимистичными.

Что должен знать ребенок о семейном бюджете

Вот несколько рекомендаций, как правильно обсудить с ребенком наличие финансовых затруднений в семье.

Семейный бюджет должен быть прозрачен для ребенка, как и семейные денежные приоритеты. Нужно доступно донести до сына или дочери информацию о части семейных средств, идущих на его содержание и развлечения.

Важно, чтобы у всех членов семьи, включая ребенка, было ощущение, что деньги в семье тратятся справедливо.

Обсуждайте с ребенком относительность и непостоянство любого жизненного состояния. Никто не застрахован от испытаний: болезней, материальной нужды, потери близких, сокращения на работе и так далее.