Как обучить ребенка времени

В нашей рубрике «Задай вопрос эксперту» читательница пишет:

«Меня зовут Юлия, я мама 5-летней дочки Анастасии. Долгое время мы с ней пытаемся научиться определять время с помощью часов, но у нее ничего не выходит. Мною было перепробовано много разных способов, но ни один не сработал. Скажите, пожалуйста, есть ли какой-то действенный метод научить ребенка определять время?»

педагог-психолог, дефектолог, автор программы «Я и время», эксперт оценки качества дошкольного образования

Каждый родитель сталкивается с необходимостью научить ребенка понимать время с помощью аналоговых часов. Это один из важных навыков, который помогает малышу воспринимать окружающий мир и ориентироваться в нем.

Но обучить дошкольника умению определять время по часам и применять знания на практике не так просто. Поэтому взрослые должны запастись терпением и учесть несколько моментов.

Возраст ребенка

Считается, что оптимальный период для обучения ребенка умению понимать время — это возраст 5-6 лет, в некоторых случаях малыш и в 4 года хорошо понимает расположение стрелок на циферблате, в некоторых наоборот — не нужно торопиться. Раньше учить его ориентироваться по часам нет смысла, кроха еще не поймет, что такое временные категории.

Сначала подготовка

Чтобы научить ребенка определять время, его сначала нужно научить пониманию категорий времени: прошлое, настоящее и будущее.

Перед тем как вы приступите к изучению непосредственно циферблата, поиграйте с малышом в игры, которые подготовят его к умению ориентироваться во времени. Для этого существует много упражнений, например:

Расскажите ребенку о цикличности времени, о том, что день сменяется ночью, сутки складываются в недели, после одного месяца наступает второй, третий и так далее, через 12 месяцев следует новый год и тд. Каждый новый цикл повторяет предыдущий. Предложите малышу наглядно увидеть ход времени, наблюдая за Луной — лунный цикл длится почти месяц — 29,5 суток. Тогда для него фраза «через месяц» приобретет совершенно другой смысл.

Нарисуйте с ним рисунок на тему «Что потом». Разделите лист на две части, на одной стороне изобразите какой-то сюжет. Например, яркий день, светит солнце, около дома стоит машина. И попросите ребенка придумать продолжение этого сюжета в другое время суток. Его задача на второй половине листа нарисовать ночь, звезды на небе, дом, в котором темно.

«Придумайте, что будет дальше». В этом упражнении важно показать ребенку, что в течение дня происходит очень много действий, и он тоже живет в подобном распорядке. Взрослый предлагает ребенку лист, разделенный на 4 части. На первой из них нарисовано действие, которое произошло в самом начале (например, утром). Перед ребенком стоит задача продолжить историю в оставшихся временных промежутках — днем, вечером, ночью. Это может выглядеть так: утром девочка идет в садик, днем она играет с куклой, вечером читает книгу, а ночью спит.

Поиграйте в «День-ночь». Предложите ребенку изобразить животное или птицу днем и ночью. Выбирайте таких, у которых суточные циклы не синхронны (сова днем спит, а синица бодрствует; ночью еж охотится, а собака спит и т.д.).

Потренируйтесь с часами. Нарисуйте с ребенком циферблат и разделите его на 4 части (по временам суток). Затем символически изобразите в каждой из частей то, что делает ребенок каждый день в определенное время суток. Попросите ребенка после каждого занятия переставлять (или рисовать) вперед стрелку часов. Это упражнение поможет ему научиться видеть временные промежутки и распределять свои силы.

Елена Гетманская
Как научить ребёнка определять время?

Цель: изучение циферблата часов способствует развитию математического мышления у ребенка, который в результате познавательного процесса привыкает к цифрам, на познавательном уровне овладевает порядковым счетом, усваивает технику сложения методом увеличения числа на единицу.

К 6 – 7 годам мозг ребенка уже вполне способен разобраться с двумя стрелками на циферблате, но подготовку нужно начинать намного раньше.

Первым шагом является обучению понятий «сутки» и «части суток». Ребенок должен знать, что за утром идет день, после дня – вечер, затем – ночь. Должен усвоить последовательность событий: сначала он просыпается, потом чистит зубы, затем садится завтракать. Каждый день, повторяя последовательную цепь событий, ребенок учится разбираться, что зачем идет.

Следующий важный этап в выработке понимания времени – работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего. Беседу с детьми лучше строить на примерах: ваш разговор происходит в настоящем, то, что вы обедаете тоже в настоящем, и то, что за окошком весна – это тоже настоящее. А то, что произойдет позже: завтра, через неделю – это будущее.

Следующий шаг – понимание времени года, дней недели. Обычно зиму, весну, лето и осень дети запоминают лучше всего. Потребуется рассказать, какие изменения происходят с погодой и природой в разное время года, а не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года.

Заключительный важный этап – освоение цифр, умение считать. Только, после всего вышеописанного ребенка можно знакомить с часами. Все эти подготовительные этапы самые важные в обучении времени. Научить определять время не так тяжело, как помочь осознать его протяженность.

После того, как ребенок освоил последовательность событий, стал ориентироваться во временах года и в прошлом, будущем и настоящем, самое время открыть для него таинственные часы. Лучше всего, объяснять на больших и ярких часах с большими стрелками и четкими делениями.

Сначала определили, для чего нужны часы и рассмотрели виды часов. (Часы – это прибор для измерения времени. На часы мы смотрим, когда хотим определить время. Они бывают наручные, настенные, настольные, будильники, башенные, электронные, песочные).

Дали описание часам: круг в центре часов называется циферблатом. На циферблат нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, двигается медленно и когда она совершает один круг по циферблату, проходит ровно один час. Эта стрелка – часовая. У часов есть ещё одна стрелка. Она длиннее и движется быстрее. Эта стрелка – минутная.

На первом этапе обучение начинали только с часовой стрелки. Обьясняли по часам ребенку, в какое время он встает (ставили часовую стрелку на 7 часов, в какое время ребенок завтракает, обедает или ужинает, в какое время сон час, в какое время смотрит любимый мультфильм и т. д.

Для закрепления играли в игры.

• Расположи по-разному стрелки и определи «Который сейчас час?»

12.00 — двенадцать часов

10.00 — десять часов.

• Подбери к часам соответствующие картинки.

• Играй – изучай «Изучаем время».

Решали на занятиях разные задачи: «Произошло несчастье. Принцесса уколола палец и заснула на сто лет. Это случилось в пять часов вечера. Покажите это время на башенных часах», «Жил на свете грустный гном. Грустный потому, что у него не было дома. И вот однажды гном решил построить себе дом. Он начал подготовку к строительству в четыре часа. Покажи время – нарисуй маленькую стрелку на круглый часах».

При этом большую стрелку ставили на 12, а маленькую передвигали на 1, 2, 3 и д. Также большую можно временно убрать и работать только с маленькой. Попросите самостоятельно показать заданное время. Обычно, дети быстро начинают чувствовать положение часовой стрелки. Обратите внимание, что большая стрелка двигается медленно и что, когда она пройдет круг, час закончился. После понятия целый круг, покажите, что такое половина круга (половина первого, второго, третьего).

На втором этапе обучения можно приступить к обучению понятия минуты. Объясняя сколько минут, показывает стрелка находясь на каждой цифре циферблата. Для этого мы с детьми изготовили с детьми дидактическое пособие — бумажные часики.

Объяснили на макете, что от одной черточки до другой – пять минут. Каждое деление тоже делится по одной минуте. Медленно, шаг за шагом, обучайте детей. Сначала выучите 5 минут, 10 минут, 15 мину. После 20 минут,25 минут, 30 минут.

Играли в игры на закрепление минут. Например: ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также как показывает время на настенных часах. При этом называет полностью» Который сейчас час». Например: 8 часов 10 минут, 5 часов 20 минут… или наоборот.

Ребенок растет, и ему необходимо разобраться с этим, на первый взгляд, загадочным явлением. Ведь каждый день ребенку нужно будет планировать свое время, научиться им распоряжаться, и ориентироваться в нем.

Прививая интерес ребенка к часам, приклейте на маленькую стрелку черепашку, которая медленно двигается, а на длинную – птичку. Рядом с каждой цифрой приклейте разных зверюшек. Теперь, Вы можете говорить, когда птичка придет к зайчику, мы пойдем гулять».

Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Создание коррекционно-развивающей среды в группе. Коррекционно — развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями.

Как обучить ребенка времени

Ребенку скоро в школу, а он не может определять время по часам? Узнайте, в каком возрасте ему легче будет освоить этот навык и как сделать обучение ярким, увлекательным и интересным, чтобы он хотел заниматься сам.

С какого возраста учить ребенка определять время

Научить ребенка определять время по часам можно тогда, когда он понимает значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра» и когда он знает двузначные числа, умеет считать в пределах 30 – 60. Если говорить про возраст, то такими навыками могут владеть дети и в 4 – 5 лет, а кто-то будет готов к обучению не раньше 6.

Как подготовиться к обучению

Если вы решили научить ребенка определять время по часам, то придется запастись терпением и подготовиться. Сначала нужно разобраться с пониманием категорий времени: настоящее, прошлое, будущее. И в этом лучше всего помогут совместные игры.

Задача таких игр – показать ребенку, как течет время и что оно является неотъемлемой и очень важной частью нашей жизни. А также объяснить, для чего нужно разбираться во времени самому, придумать мотивацию, чтобы ребенок захотел учиться сам. Например, чтобы не опаздывать, когда друзья зовут на праздник.

Для начала стоит рассказать о цикличности времени: в сутках есть день и ночь, неделя – это 7 суток, месяц – 4 недели, а год – 12 месяцев. Чтобы ребенку было проще понять закономерность, попробуйте вместе изобразить год в виде рисунка. Например, 1 сутки – это 1 круг. 7 кружков – это неделя, которую можно обвести одним большим овалом. 4 таких овала будут составлять месяц и т. д. Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, им легче воспринимать информацию с помощью визуализаций.

Упражнения

Что дальше

Попросите ребенка изобразить на бумаге его день. Например, как он просыпается утром, умывается, завтракает и гуляет. А потом попросите рассказать, что и в какое время суток с ним происходит.

Когда кто спит

Например, можно называть животных, которые днем спят, а ночью охотятся и наоборот, тех, кто активничает только днем.

Какой ты был/была раньше

Как обучить ребенка времени

Делаем часовой тренажер

Теперь пришло время закрепить знания и отработать навыки. Предлагаем вам вместе с ребенком сделать свой часовой тренажер. Поищите старые ненужные часы, так как нам понадобится циферблат. Просто снимите стекло и тренажер готов к использованию. Если же старых часов не нашлось, можно сделать циферблат своими руками. Например, из картона или пластиковой тарелки:

Совет: чтобы самодельные часы не вышли из строя быстро, можно заламинировать циферблат прозрачным скотчем.

Последовательность обучения

Теперь можно переходить к обучению. Начнем со стрелок. Нужно объяснить ребенку, за что отвечает большая и маленькая стрелки, в какую сторону они движутся. Для этого передвигаем маленькую стрелку по часам и называем время, которое она показывает. Сначала научите ребенка ориентироваться в часах без минут.

Для минутной стрелки можно взять интервал 5 минут, и, постепенно добавляя по 5 минут, также называть время, которое получается.

Как объяснить ребенку, сколько времени: «половина первого» или «двенадцатый час идет»?

Мы, взрослые, часто пользуемся понятиями времени, которые непонятны ребенку. Малышам сложно понять, почему 12.30 – это половина первого, а не «первый с половиной – 13.30». Или «двенадцатый час идет», что это значит?

Для того чтобы научить ребенка понимать ваш «временной язык» нужно «переложить» ваши понятия времени на обычные бытовые ситуации. Возьмите яблоко и разрежьте на две половинки. Скажите: «Давай представим, что ты это двенадцать часов и это твоя половинка яблока. А это половинка моя. У тебя есть кусок яблока, значит ты двенадцать с половиной. В следующий час наступает моя очередь есть яблоко».

С «идущим двенадцатым часом» можно разобраться, подключив воображение. Например, попросить ребенка представить себя в роли маленькой стрелки, которая медленно передвигается от 11 к 12, благодаря помощи бегущего марафонца (большой стрелки), которая «наматывает» круги быстрее. Марафонец бежит – двенадцатый час приближается.

Что еще делать, чтобы ребенок быстрее научился определять время сам

Кроме обучения по игрушечным часам, обязательно обращайте внимание ребенка на настоящие часы. Наблюдайте, какая стрелка двигается быстрее, сколько оборотов должна сделать секундная, минутная стрелки, пока пройдет час.

Также можно обсуждать различные интересные факты о времени. Например, что в древние времена люди определяли время по движению солнца и звезд, что на нашей планете есть разные часовые пояса и когда у вас день, в других странах может быть ночь, для чего людям знать, сколько времени и т.п.

Еще с дошкольниками и младшими школьниками можно читать и разучивать стихи про время. С помощью рифмованных строк ребенок быстрее разберется в секундах, минутах и часах.

Запомните, главное в процессе обучения ребенка чему-либо – это регулярность занятий. Даже если играть с самодельными часами два – три раза в неделю по 15 – 20 минут, ваш ребенок обязательно научится определять время самостоятельно. Ну а если у вас не хватает собственного времени для регулярных занятий, тогда записывайте сыночка или дочку на наш курс математики. Мы сами научим вашего ребенка считать, и определять время по часам.

Данный материал поможет родителям, учителям и воспитателям познакомить детей с часами, научить ребенка определять время по часам, узнать историю часов и узнать другие интересные подробности о часах.

Что же такое время?

Давайте немного поразмышляем о времени.

Испытывали ли вы чувство, будто время словно летит на крыльях? Прошел час, другой, третий, а вам кажется, что промелькнуло одно мгновение! Когда это бывает?
Когда вы заняты интересной игрой или увлекательным делом. Недаром говорится: «Счастливые часов не наблюдают».
Но случается и так, что вам кажется, будто время ползет медленно, как улитка. Если приходится кого-нибудь ждать или нечем заняться, время словно замедляется. «Скучен день до вечера, если делать нечего» — заметили люди.
Немало пословиц и поговорок сложено о времени. Есть среди них и такие: «Время дороже золота», «Время ни за какие деньги не купишь». Почему так говорится? — Да потому, что жизнь человека ограничена во времени, и использовать драгоценное время нужно на интересные и добрые дела.
Знаете ли вы, что такое время? Оно невидимо и неосмысленно. Время неостановимо. Оно летит на крыльях все вперед и вперед.
Прочитайте сказку о мальчике и времени — сказка «Время и малыш» .

Прежде чем объяснять ребенку как можно определить время по часам, необходимо объяснить ему:

Посмотри на картинку

Какими предметами ты пользуешься утром, днем, вечером, ночью?
Раскрась кружочки около них (если утром — в желтый, днем — в красный, вечером — в зеленый, а ночью — в синий цвет)
Какое время суток наступает после ночи? А какое следует за утром?
В какое время дня мы завтракаем, обедаем, ужинаем?
Что ты пьешь утром: чай, молоко, какао? Когда твои мама или папа приходят с работы?
Какое время суток, по-твоему, проходит очень быстро, а какое кажется длинным: утро, день, вечер или ночь?
Скажи наоборот: утро-..; день — ..; восток — ..; север — .
Найди лишнее слово: Солнце, звезда, Луна, дождь, Венера, комета.
Мы говорим: здравствуй, привет, . (продолжай), до свиданья, до скорого. (продолжай)

Родитель ставит перед ребенком будильник и обращает внимание малыша на следующее: на циферблате две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка всегда показывает минуты.

Сутки — это 24 часа.

Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Дорисуй стрелки, обозначив на часах нужное время.

Ночное и утреннее время обозначается на часах так:

Дневное и вечернее время обозначается на часах так:

Определи который час?

Поставь время: на часах нарисуй часовую стрелку.

Четверть часа — это 15 минут (большая стрелка прошла 15 делений, или четвёртую часть круга). Половина часа (или полчаса) — это 30 минут (большая стрелка прошла 30 делений, или половину круга).

Посмотри внимательно на картинки и скажи, сколько сейчас времени на часах.

На некоторых циферблатах есть и третья стрелка. Она называется секундной и обозначает секунды. 60 секунд — это 1 минута.

Вопросы и задания:

  1. Из чего состоит час? (из минут).
  2. Сколько в часу минут? (60).
  3. А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
  4. Расскажите о стрелках часов.
  5. Скажи: «Ра-а-аз» — это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до 60 («ра-а-аз». «два-а-а» и т.д.), то пройдет примерно одна минута. Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.
  6. На циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
  7. Посчитай,сколько минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
  8. Каждый отрезок — это одна минута. Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры до другой — значит прошло 5 минут.
  9. Сколько минут содержится в половине часа?
  10. Сколько минут содержится в четверти часа?
  11. Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
  12. Почему говорят: «Время дороже золота»?

После того, как вы прояснили, что такое час, минута и секунда, переходите к следующим понятиям времени: неделя , месяц и год.

«Выбросите» минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Остается 12 цифр и деление времени на, например, четыре, чуть больше четырех, половина пятого, около пяти, пять, чуть больше пяти. Такого грубого дробления времени для ребенка предостаточно, и этому можно учить, начиная с четырех- четырех с половиной лет.

Пусть на это уйдет ГОД. Не торопитесь с четвертями (четверть и без четверти), не торопитесь с «без пяти», «без десяти» и т.д. К этому следует переходить на следующем, отдельном этапе. Не форсируйте события.

Только, когда ребенок в совершенстве будет чувствовать положение часовой стрелки, очень медленно, по минутке, вводите второй параллельный циферблат, то есть умение видеть вторую – минутную стрелку.

Начинать лучше не с настоящих часов, а с самодельного макета часов, на котором минутные черточки мы оставляем голыми, не определяя количество минут и минутную стрелку просто не делаем – только часовую, короткую.

Скажите ребенку, что стрелка, которая показывает, сколько часов, называется «часовая».

Пусть сначала время делится на:

  • ровно час,
    чуть больше часа,
    половина второго (или час с половиной),
    около двух,
    два,
    чуть больше двух и так далее
  • Обязательно покажите правильное направление движения стрелки. Попросите ребенка покрутить ее в нужном направлении.

Когда ребенок будет легко называть или выставлять на циферблате «время» в таком упрощенном виде, пришейте на ваш циферблат вторую стрелку – длинную, минутную.

Уточните, какая стрелка показывает часы, а какая минуты. Скажите, что они называются «часовая» и «минутная».

Закрепите эти знания:

попросите показать, где какая стрелка,
спрашивайте, какая стрелка короче или длиннее другой

Объясните, что когда часовая стрелка показывает «ровно» час, два три и так далее, минутная стрелка всегда бывает поднятой вверх, на отметку «12». Попросите ребенка поставить ее в это положение и попробовать покрутить часовую стрелку по кругу, вставив то или иное время «ровно», изображая реальное время, глядя на настоящие часы, или по заранее подготовленным рисункам, или произвольно.

Объясните малышу, что для того, чтобы ориентироваться внутри каждого часа люди придумали минутную стрелку. И за один час эта стрелка проходит целый круг. Спросите ребенка, где, по его мнению, будет минутная стрелка, если пройдет не целый час, а половина. Если малыш затрудняется ответить, покажите ему сами.

Затем изобразите на макете часов половину того или иного часа, не забывая переставлять часовую стрелку. Попросите ребенка самостоятельно выполнить подобное задание.

Давайте ребенку разные задания, исходя из уже полученных знаний. Изобразите на циферблате то или иное время (ровно или половина какого-нибудь часа).

  • через полчаса;
  • через час и еще полчаса (введите понятие полтора);
  • через два (три и т.д.) часа;
  • через два с половиной (три с половиной и т.д.)
  • полчаса назад;
  • полтора часа назад;
  • два (три и т.д.) с половиной часа назад
  • сколько времени прошло, если было….
  • сколько времени пройдет, если будет….
  • сколько времени осталось до….
  • через 5 (10, 15, 20, 35 и т.д.) минут;
  • через полчаса (не забудьте сказать, что полчаса – это 30 минут, и что полчаса – всегда ровно полкруга);
  • через час (два, три и т.д.);
  • через полтора часа (два, три с половиной часа назад и т.д.);
  • через час и 5 (15, 35 и т.д.) минут.
  • которое было:
  • 5 (10, 15, 25 и т.д.) минут назад;
  • полчаса назад;
  • час назад (два, три и т.д. часа назад);
  • полтора (два, три с половиной и т.д.) часа назад;
  • час и 5, 10, 15 и т.д. минут назад.

После этого покажите ребенку, что каждое деление (от одной цифры до другой) тоже делится – на маленькие деления – по одной минуте. Покажите малышу, как будет выглядеть 6 минут того или иного часа или 18 и т.д. Придумайте упражнения, аналогичные тем, что описаны выше на закрепление новых знаний.

Расскажите ребенку, что если минутная стрелка не дошла до получасовой отметки, принято говорить «столько-то минут такого-то часа (следующего за цифрой, которую только что миновала часовая стрелка)», например, «восемь часов, двенадцать минут» – это то же самое, что «двенадцать минут девятого». Потренируйтесь называть время, изображенное на циферблате, этими обоими способами.

Расскажите малышу также, что принято говорить, если минутная стрелка пересекла получасовую отметку. Потренируйтесь правильно называть время этими двумя способами.

Давайте ребенку задания по установке времени на циферблате, давая задание каждый раз другим способом.

Не забывайте обращать внимание ребенка на время, изображенное на реальных часах. Просите его сказать, сколько сейчас времени (исходя из полученных на данный момент знаний), изобразить такое же время на игровых часах.