Аннотация: Сегодня я хочу поднять тему того, как можно незаметно для ребенка поработать с артикуляцией
Статья:
Эта рекомендация относится к подъязычной уздечке, когда ребенок не может сделать некоторые упражнения (н: «чашечку», «лошадку» или «грибочек»). Из-за этого у него проблемы, в основном, с произношением звука «Р».
Для меня лично — это бред несусветный! Естественно, за исключением тех случаев, когда это патология и операционное вмешательство необходимо. Но в таком случае, Вы скорее всего узнаете об этом не от логопеда, а от стоматолога, ортодонта или педиатра.
Я знаю логопедов «старой школы» которые предлагают эту услугу прям в кабинете на занятии. » Вам надо подрезать уздечку и тогда ребенок заговорит! Это легко, бумажкой сейчас чиркнем по связке и все!» ЧТООО? Вот серьезно, это какая-то лютая дичь! Бумажкой?! Вспомните себя, когда Вы порезались бумагой, лично у меня сразу мурашки по телу и передергивает от одной мысли об этом. А тут маленькому ребенку, который с доверием пришел учиться — режут связку! Как он потом на любые занятия ходить будет? Короче, я категорически против и сейчас объясню почему.
Что такое «уздечка»? Это такая слизистая складка, которая соединяет дно полости рта с языком с нижней его поверхностью. Проходит посередине. В норме, она доходит до середины языка. Иными словами это связка языка. А связка имеет свойство растягиваться! Мой самый любимый пример — это шпагат! Не можете сесть на шпагат — подрежьте связки и все будет ок!))) Так же и тут — подрезать связку-это не выход! Нужно тренироваться и растягивать ее.
Даже если Вашему малышу уже 6 лет, а он не говорит звук «Р» из-за короткой уздечки, сделайте акцент на ее развитие. Пусть он начнет произносить этот звук в 7 лет. Но зато у него не будет психологической травмы, а у Вас седых волос, потому что слез и крика от ужаса будет много!
Упражнения на растяжку «уздечки»:
- Упражнение » Лошадка»:
Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт. В последствии можно озвучивать медленный цокот, т.е. удерживать подольше язычок на верхнем небе. Усложненный вариант: ребенок цокает, но при этом максимально опускает нижнюю челюсть. Это дает дополнительную возможность растянуть связку. Цоканье должно быть четким и звонким.
- Упражнение «Грибочек»
Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении. В усложненном варианте, нижняя челюсть опускается до максимальной растяжки «уздечки». Удерживать так 2-3 секунды.
Это, на мой взгляд, самые действенные упражнения для растяжки и у них нет ограничений по возрасту и длительности занятий. Есть еще упражнения «маляр», «чашечка», «вкусное варенье», «часики». Они тоже относятся к группе на развитие уздечки.
Если Вы начнете заниматься с 3-4 лет, то результат не заставит себя ждать и никаких проблем с «недоразвитой» связкой не будет!
Единственное и очень важное замечание: не переусердствуйте сразу. Начинать надо совсем с малого. (Возвращаемся к шпагату — каждый день и по чуть-чуть.) Будет хорошо, если Вы сначала сами попробуете эти упражнения, что бы понять насколько они сильные и сложные для маленького ротика.
Есть еще один нюанс — после первых тренировок, ребенок может начать капризничать и отказываться заниматься, потому что у него будут дискомфортные и немного болезненные ощущения. Тут нужно объяснить или может даже заставить его продолжать заниматься. Это как в спортзале — первый раз пришел, позанимался, а на следующий день все болит. Вот только малыш не понимает, что это хорошо, значит есть результат. Как только он увидит первые плоды своих стараний — проблема решится сама собой. Он уже сам будет стараться и продолжать упражняться.
Так что начните заниматься по 5-7 секунд 2-3 раза в день. Начните с «лошадки», оно дается проще. (Если «грибок» не получается — оставьте его на потом). Дальше увеличивайте на 2-3 секунды. И постепенно повышайте уровень сложности и времени.м
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Бывает, что взрослые не умеют играть с собственными детьми, стесняясь раскрыть своего «внутреннего ребенка». Екатерина Безуглова — педагог-психолог, учитель-логопед, ведущий аналитик Центра защиты прав и интересов детей — рассказывает, как организовать игру с малышом так, чтобы она была полезной для него и интересной для всех участников вне зависимости от возраста.
«Запускаем» речь, играя
Как правило, фразовая речь у детей появляется примерно в год и восемь месяцев. К сожалению, с каждым годом на прием к логопедам и специалистам по раннему развитию родители приводят все больше малышей с задержкой речевого развития либо неговорящих детей. Бывает, что ребенку уже 2,5 года и он понимает обращенную к нему речь (например, может показать предметы), но при это не пользуется даже отдельными словами. Как вариант — полноценные слова и фразы малыш подменяет различными звуками. Например, «мяу-мяу ам-ам», что означает «кошка ест».
Так как ведущим видом деятельности для ребенка раннего возраста является игра, с ним необходимо играть, чтобы «запустить» речь. Игра — самая простая и лучшая форма обучения. Она помогает расположить к себе ребенка: он хочет взаимодействовать, подражать — и, как следствие, развивается. Поэтому взрослым необходимо создать такие условия, чтобы он захотел за ними повторять в игре звуки и движения.
Игра не только приносит ребенку удовольствие: она также развивает навык речи, волевые качества, учит его общаться, распознавать эмоции — как собственные, так и окружающих, знакомит его с нормами и правилами жизни. И, конечно, в игре развивается мышление.
Обычно, когда к специалистам приходят семьи с детьми раннего возраста, их главный запрос — чтобы ребенок научился говорить. Дальше по значимости для них стоят умения читать, считать, рисовать и даже изучать иностранные языки. Увы, умение играть в этом списке уходит на более низкие позиции или вовсе отсутствует. Однако именно игра — это основа, через которую можно развивать все остальные сферы деятельности ребенка, а заодно проработать моменты, которые вызывают беспокойство.
Выбираем реалистичные и неагрессивные игрушки
В принципе, для маленького ребенка в роли игрушки может выступать любой предмет, ведь для него почти все вокруг ново и необычно. Однако взрослым необходимо подбирать игрушки ответственно. Вот основные принципы, которых следует придерживаться.
Еще один критерий хорошего выбора игрушки — еще на этапе принятия решения о покупке подумать, как с ней можно будет играть. Если в голову приходит хотя бы три варианта игры с ней, то покупка имеет смысл. А если пять и более — такую игрушку уже можно считать ценным приобретением.
Детям постарше не всегда подходят игрушки для младенцев. Например, для малышей в возрасте до года подходят многофункциональные игрушки, когда одна и та же вещь шуршит, свистит, мигает, открывается/закрывается и привлекает внимание другими способами. В таком случае младенец одновременно получает разный сенсорный опыт: тактильный, зрительный, слуховой. Однако после года таких игрушек лучше избегать — они лишь будут отвлекать малыша от освоения речи.
Учимся играть вместе с ребенком
Увы, взрослые не всегда играют со своими детьми. Есть несколько основных причин, почему так происходит:
- они забыли или стесняются своего «внутреннего ребенка»;
- игра тяготит их, потому что они разучились получать от нее удовольствие;
- не понимают, как сделать игру интересной.
Чтобы игра приносила удовольствие всем ее участникам, взрослому необходимо научиться «раскрываться» перед собственным ребенком и на время возвращаться в детство, не боясь своих эмоций. Пусть не сразу, но этому можно научиться — в конце концов, все мы были детьми.
Желание играть со стороны взрослого — непременное условие для того, чтобы ребенку тоже захотелось включиться в игру. Дети чувствуют нас очень хорошо и понимают, когда эмоции наигранные, а когда мы действительно получаем удовольствие от процесса.
Чтобы игра с ребенком приносила удовольствие, постарайтесь хотя бы на время отложить свои взрослые мысли и заботы. Этому тоже возможно научиться, хоть и не сразу. «Вымученная» игра плоха еще и тем, что почти ничего не дает для развития ребенка.
Принципы игры, интересной для всех
Во-первых, в любых играх нужно опираться на желание ребенка. Если малыш в данный момент увлечен разборкой игрушечного домика, а ему предлагают мяч, это, скорее всего, вызовет у него отторжение. Гораздо эффективнее со стороны взрослого аккуратно «присоединиться» к тому, что ребенка интересует здесь и сейчас. Для этого полезно физически спуститься на его уровень, присесть, чтобы облегчить контакт «глаза в глаза». А уже потом можно мягко перевести игру хоть на мяч, хоть на любые другие игрушки.
Чтобы направлять игру в нужное русло было проще, полезно ориентироваться в интересах ребенка. Задайте себе вопрос: а нравится ли ему вообще играть в мяч, насколько это привлекательный объект в его глазах? Конечно, зацикливаться на уже знакомых вещах — тоже не вариант, поэтому на взрослых лежит также задача постепенно расширять круг интересов ребенка. Предлагайте новые активности, но не настаивайте на них.
Попробуйте начинать с простых подвижных игр. Это особенно полезно, если вам тяжело «включить» своего внутреннего ребенка для предметной или сюжетно-ролевой игры. Обычные прятки, прыжки или бег по комнате вместе с малышом (а также ваша речь, которая будет звучать в процессе) помогут настроиться на нужный лад.
В играх с неговорящими детьми или малышами с задержкой речевого развития необходимо соблюдать речевые паузы и делать акцент на взаимодействии. Сказали фразу или слово — дайте ребенку время обдумать его смысл и контекст, в котором они прозвучали, запомнить. Раз за разом проигрывая одни и те же ситуации с одними и теми же словами, ждите его словесной реакции — и однажды она появится.
При этом не стоит специально просить малыша повторять за вами или сказать то или иное слово — это может вызывать обратную реакцию (логопеды называют это явление «языковой негативизм»). Гораздо лучше дождаться от ребенка естественного желания взаимодействовать с помощью речи.
Напомним, 1 июня 2021 г. в рамках Всероссийского дня консультации для родителей ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» совместно с Министерством просвещения Российской Федерации провел онлайн-марафон «Растим детей — растем с детьми». Посмотреть мастер-классы и выступления психологов, специалистов в области права и медиации, детских врачей, известных журналистов, писателей, юристов и самих родителей можно на сайте Центра.
Источник: мастер-класс Е. Безугловой «Развиваем речь, играя» в рамках онлайн-марафона «Растим детей — растем с детьми», 1 июня 2021 г.
На консультации Сарклиник родители спрашивают: «Почему ребенок 3 лет не говорит, не разговаривает, что делать?» «Ребенок 4 лет плохо говорит, молчит!» «Отчего мальчик 5 лет не разговаривает, куда обращаться?» «Девочка 6 лет не говорит, плохо говорит, как лечить?» «Почему ребенок плохо говорит или говорит мало слов? «Как научить ребенка говорить, разговаривать?» «Что делать, если дошкольник, школьник, мальчик, девочка не разговаривают предложениями, как будто у него каша во рту?» «Как помочь ребенку, если страдает речевое развитие, отсутствует активная речь, страдают речевые центры, отсутствует словарный запас?» «Дети младше нас строят предложения, а мы мычим, куда обращаться, если только мычание и все?» «Когда ребенок начнет болтать?» Давайте остановимся на основных причинах, по которым малыши, детки не говорят.
Причины, по которым ребенок не говорит
Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог , детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.
1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.
Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что « ребенок не говорит ». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).
Что делать, если ребенок не говорит?
Многие родители обращаются с этим вопросом к логопеду. Но логопед может поставить звуки, буквы «р», «л», «ш», «щ», шипящие, если ребенок может реагировать на занятия. Логопед – это педагог, а не врач. При гипоксических поражениях головного мозга, центральной нервной системы логопед бессилен. В этих случаях нужна полная комплексная речевая реабилитация ребенка. К сожалению, некоторые нерадивые родители, мамы и папы ждут, когда ребенок сам заговорит, наивно думают, что он ленится. Но не нужно забывать о нормах речевого развития. В 1 год ребенок должен говорить 10 слов, в 2 года – 50 слов, строить фразы и предложения из 3 – 4 слов. К 2,5 года ребенок говорит в норме от 100 до 200 слов, строит предложения из 5 – 7 слов. В 3 года ребенок впитывает слова взрослых, как губка, уже должен говорить сложными предложениями из 6 – 8 слов, а в 4 года словарный запас уже должен быть около 2000 слов.
Как научить ребенка говорить, разговаривать?
Научить говорить можно здорового ребенка. А если у ребенка есть патология, нужно прибегать к помощи врачей. Из домашних мероприятий, можно поделать упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, больше читать книги, исключить просмотр телевизора, больше гулять на свежем воздухе, больше уделять внимание ребенку, постоянно говорить с ребенком, делать артикуляционную гимнастику, следить за ребенком, как он слушает и воспринимает речь.
Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность
При задержке речевого развития важным моментом является время начала лечения. Если в год ребенок не говорит 10 слов, то не нужно ждать до 7 лет, когда «сам заговорит». Ведь упускается драгоценное время. Чем позже начато лечение, тем труднее будет догнать здоровых детей сверстников, так как с увеличением возраста отставание будет заметно все больше и больше. Часть детей при обращении к ним родителей понимает обращенную к ним речь, но не отвечает, есть только жесты. Часть детей не понимает обращенную речь и не говорит. Что очень плохо. А если дети говорят мало, невнятно, то нужна коррекция речи.
Лечение детей с задержкой речевого развития, как лечить детей с нарушениями речи
Мы дадим рекомендации для логопедов из Санкт-Петербурга: какие курсы пройти, как понять, что ребенок нуждается в помощи и как работать с его родителями, чтобы добиться наилучшего эффекта. Пройдите обучение, и станете более востребованным специалистом!
Нормы развития речи до 3 лет: как понять, что требуется помощь логопеда?
Важно понимать, что нормы развития речи — это только ориентир. Одни дети начинают говорить очень рано, другие — немного позднее сверстников, и в этом зачастую нет ничего страшного.
Основные этапы развития речи:
- 2 месяца. Малыш кричит, издает звуки с разной интонацией.
- 4 месяца. Ребенок учится гулить: произносит слоги «гы», «га» и пр.
- 7 месяцев. Ребенок лепечет и повторяет одинаковые слоги: «ля-ля-ля», «на-на-на».
- 1 год. Малыш понимает самые простые фразы, знает слова «мама», «нет», «нельзя», «дай» и может использовать их.
- 2 года. Ребенок уже знает около 100-150 слов и умеет строить простые предложения, часто неправильные: «Маша баю-бай», «Это ка-ка». Коверкание слов («дяй», «тятя» и пр.) нормально на этом этапе.
- 3 года. Ребенок активно общается с окружающими, в его словарном запасе достаточно слов для бытового разговора. Он может рассказать, что было на обед в детском саду, и о чем рассказывала воспитательница. Перестановка слогов в слове, неумение следить за громкостью голоса, невнятное произнесение некоторых звуков — нормально на этом этапе.
Как понять, что пора обращаться к специалистам:
- Ребенок к двум месяцам почти никогда не кричит.
- Полугодовалый ребенок не гулит, не улыбается, когда с ним говорят, не прислушивается к звукам.
- Малыш в 7-8 месяцев не реагирует на голоса родителей.
- К 10 месяцам все еще не начался лепет.
- К двум годам ребенок не понимает простейших вопросов и просьб (например, «дай машинку папе»), не может произнести ни слова или использует максимум 10-20 слов, коверкая их до неузнаваемости.
- Ребенок в три года почти не разговаривает с окружающими, не может правильно построить даже простое предложение, в его словарном запасе около 50 слов. Есть серьезные проблемы с произнесением звуков — речь бессвязная, ее очень трудно понять даже родителям.
Даже 2-3 признаков нарушения речи достаточно, чтобы обратиться за помощью. Притом речь не только о логопеде. Для “запуска” речи у неговорящих детей с нуля может потребоваться консультация педиатра, невролога, психиатра, нейропсихолога, психолога, сурдолога, дефектолога. Логопеду важно знать результаты обследований, чтобы правильно выстроить план занятий.
Какой курс обучения “запуску” речи у неговорящих детей пройти логопеду из СПб?
В АНО «НИИДПО» есть специальная программа обучения работе с такими пациентами. На курсах повышения квалификации по запуску речи у неговорящих детей вы научитесь:
- Определять причины детского безречия. Проводить диагностику и правильно интерпретировать результаты обследования.
- Различать моторную и сенсорную алалию. Помогать пациентам с разными видами речевых нарушений.
- Составлять индивидуальные программы по “запуску” речи у неговорящих детей. Корректировать план занятий во время проведения курса, чтобы добиться наилучшего эффекта.
Программа разработана для тех, кто уже освоил профессию логопеда и хочет увеличить список своих услуг и число пациентов.
Обучение ведется заочно, в формате онлайн, поэтому отлично подходит жителям не только Питера, но и Ленинградской области.
Окончив курс по “запуску” речи у неговорящих детей, вы получите удостоверение о повышении квалификации. Документ выдает АНО «НИИДПО» — организация с государственной лицензией на осуществление деятельности в сфере образования.
Остались вопросы? Оставьте заявку на консультацию — с вами свяжется специалист приемной комиссии.
Современные методики “запуска” речи у неговорящих детей
Подробно эта тема разобрана в программе повышения квалификации. Здесь мы расскажем лишь о нескольких вариантах.
Хороший результат дают игры на “запуск” речи у неговорящих детей до года. Их цель — вызвать реакцию, добиться от ребенка попыток говорить или понимания чужой речи. Примеры таких игр:
- Совершаем однотипные действия (складываем кубики друг на друга) и повторяем одно короткое слово — например, «так».
- Играем с мячиком, повторяя простые слова: «кати», «дай», «где».
- Играем с фигурками животных, подражая звукам: «гав», «мяу», «му».
- Побуждаем ребенка повторять простые слоги. Например, сжимаем ладонь в трубку и повторяем: «дуем-дуем, ду-ду-ду».
Если проблемы с речью возникают у ребенка 1-2 лет, пора добавлять дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику:
- Вместе с ребенком складываем губы в трубочку, затем растягиваем в улыбку.
- Надуваем щеки и выпускаем воздух.
- Мычим. Повторяем простые слоги: «тик-так», «ух-ох».
- Показываем ребенку фигурки или изображения животных и просим повторять звуки, которые они издают: «мяу-мяу», «гав-гав», «га-га-га».
Занятия для “запуска” речи у ребенка 2-3 лет должны включать в себя артикуляционную гимнастику (прикусывание губ, фырчание, круговые движения языком и пр.), игры на понимание слов (ребенок выполняет простые команды: «ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп» и пр.), на использование слов (ребенок отдает команды: принеси, дай, кати, пой), на использование простых фраз (ребенок помогает взрослому рассказать сказку).
Какие методики “запуска” речи у неговорящих детей посоветовать родителям?
Не стоит ограничиваться только занятиями с логопедом. Желательно, чтобы родители тоже участвовали в процессе. Опытный логопед может объяснить им, что делать:
- Чаще давать ребенку простые игрушки, которые хочется «озвучить». Тот малыш, который играет с машинкой и произносит «взззз-жжжж-би-би-би» заговорит быстрее, чем тот, который только смотрит мультфильмы на планшете.
- Показывать картинки и четко произносить, что на них изображено.
- Больше общаться с ребенком, четко выговаривая слова. Использовать простые сокращения: не «дедушка», а «деда». Выбирать короткие предложения: «дай ложку», «где машинка», «неси папе».
- Пропевать звуки, которые ребенок уже освоил. Хвалить, если малыш начинает подпевать.
- Не реагировать на попытки молчаливого ребенка использовать мимику и жесты вместо слов — делать вид, что невозможно понять, чего он хочет. Некоторые дети отлично знают, как произнести просьбу вслух, но не делают этого, потому что родители хорошо реагируют на жесты.
И главное: логопед должен помочь родителям ребенка сохранять спокойствие и оптимизм, не впадая в панику из-за того, что малыш не говорит, хотя его сверстники в детском саду уже используют короткие предложения. Чрезмерное давление на ребенка точно не улучшит ситуацию.
По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм). Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.
Как понять, что нарушение есть
О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз «задержка речевого развития», дело не только в «говорить». Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:
-
малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей;
В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.
Как прояснить ситуацию
Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:
-
Проблемы только с речью или прослеживаются и в других сферах (тревожность, странное поведение, чрезмерная активность)?
Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.
Что нужно и не нужно делать?
Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:
1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.
2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.
Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы. Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию). Также стоит запомнить, чего не нужно делать:
-
Впадать в панику, сравнивать своего малыша с другими, обсуждать в его присутствии проблему и акцентировать внимание на том, как все плохо.
Как разговорить ребенка?
Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых. Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:
-
Записаться к логопеду. Желательно найти специалиста, владеющего логомассажем. Тактичность в отношении детских проблем и умение не влезать в другие области, приветствуются.
В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.