Как не приучить ребенка к гаджетам

Наши эксперты – детский и семейный психолог, психотерапевт Марина Богомолова и руководитель программы исследований «Дети. Подростки. Медиа» Института современных медиа (MOMRI) Алёна Короткова.

Сегодня в крупных городах России почти у каждого ребёнка к 10 годам уже есть собственный мобильник или планшет, а то и оба сразу. Более того, даже у 25% четырёхлеток имеется свой гаджет. Ограждать детей от этих устройств не только бессмысленно, но и вредно – ребёнок может почувствовать себя изгоем и ему будет трудно адаптироваться в коллективе сверстников.

Вредный или полезный?

Масштабное интегративное исследование детских мобильных игр и развивающих приложений, проведённое Институтом современных медиа, показало, что вопреки стереотипам большинство профессиональных психологов считают такие игры не только не вредными, но потенциально полезными для детей. Правда, лишь при условии, что у детей остаётся достаточно времени для живого общения с родителями и друзьями, подвижных игр, чтения, посещения кружков, секций и прочего. А также если соблюдаются:

  • правильный подбор содержания игры (развивающего, интерактивного характера);
  • оптимальное время игры (зависит от возраста);
  • необходимое и достаточное участие в этом деле взрослого.

Американцы рекомендуют начать знакомство с гаджетами с двух лет. Наши детские психологи советуют с года-полутора знакомить детей с гаджетами, как с ложками и кастрюльками, не делая из них запретного плода, а начинать использовать с 3– 5 лет.

Будьте рядом

В идеале родителям следует участвовать в выборе мобильных игр, изучать описание разработчиков, сюжет, обращать внимание на графику, темп и звук игры. Полезно понаблюдать, как играет ребёнок, поинтересоваться, сложно ему или легко. Среди игр выбирать следует не только лучшее, но и подходящее возрасту ребёнку. А прежде чем дать игру малышу, взрослым не мешает пройти её самим.
Ещё лучше играть вместе с ребёнком. Такие игры отличаются от привычного досуга – прогулок, чтения или настольных игр, – для сегодняшних детей они являются более значимым и ценным времяпрепровождением. Но и родитель получит от этого массу пользы: узнает много нового о своём малыше, его представлениях, поведенческих особенностях. В игре ребёнок проще и быстрее осваивает новые навыки, получает знания, учится справляться с незнакомыми ситуациями, добиваться побед и достойно принимать поражения.

Ну всё, хватит!

Только родитель может научить ребёнка вовремя, без слёз и истерик закончить игру. Самостоятельно это умение к крохе придёт нескоро, поэтому ему надо в этом помогать. Сделать это помогут следующие ухищрения:

  • Введение строгих ограничений на время игры, которое должно соблюдаться, и никаких «ещё 5 минуточек». Сначала ребёнок будет протестовать, но потом привыкнет и смирится;
  • Установка ритуала по выходу из игры. Например, это может быть звонок будильника, который родитель устанавливает вместе с ребёнком. До 4–6 лет также необходимы будут 1–2 напоминания о скором окончании игры через каждые 2–3 минуты, что даст малышу возможность подготовиться;
  • Привлекательное альтернативное предложение. Допустим, такое: «Заканчивай, сейчас пойдём есть пирожные или кататься с горки». Но тут есть одно важное правило. Нельзя прерывать игру на самом интересном месте. Найдите подходящий момент и помогите ребёнку сохранить достигнутые результаты игры. А вот заканчивать игру внезапно да ещё и со словами «Ну а теперь давай садись за прописи» или оставлять ребёнка одного без переключения на другое интересное занятие – явно провальная идея.

На пути разумного ограничения

В отношении мобильных игр, как и в отношении сна, приёма пищи, прогулок и прочего, должны существовать ясные правила. Родители, учитывая индивидуальные особенности своего ребёнка, его возраст, состояние здоровья, режим дня и недели, могут выбрать наиболее подходящее время для игры и договориться с малышом обо всех правилах. Возможен, например, вариант, когда ребёнок играет только дома, или, наоборот, исключительно в дороге. Важно, чтобы это была система и чтобы мобильная игра не выступала инструментом наказания или поощрения ребёнка.

По данным исследований, в России 71% детей от 3 до 10 лет играют на телефоне или планшете. Динамика такова: в 3–4 года этими устройствами пользуются 49% детей, в 5–8 лет – 75–76%, в 9–10 лет – 84%.

Если же вы заметили, что у ребёнка нет других желаний и интересов кроме мобильных игр, что он играет в одну и ту же игру, у него снижен аппетит, появились проблемы со сном, усталость, напряжение, то не ругайте его и не запрещайте играть. Обратитесь к специалистам – психологу, неврологу, психотерапевту, они помогут решить проблему.

– У меня пока нет детей, но я уверена, что время общения ребёнка с компьютером нужно ограничивать хотя бы потому, что постоянное длительное времяпровождение с гаджетами вредно для психики. Нужно обязательно следить за тем, на какие сайты заходит ваш ребёнок, с кем общается в социальных сетях, чтобы оградить его от возможной опасности.

Жизнь современного ребенка, а особенно подростка, сложно представить без гаджетов. Но важно не допускать развития у детей гаджетной зависимости. Она опасна как для физического, так и для психического здоровья ребенка.

Гаджеты негативно воздействуют на организм, в частности, на мозг. Их частое использование приводит к рассредоточенности внимания. Ребенок не способен длительное время концентрироваться на чем-либо, он отвлекается и теряет интерес.

Память ухудшается, так как ее реже тренируют. Благодаря гаджетам у нас теряется необходимость удерживать информацию в голове. Зачем запоминать, если можно быстро найти ответ в интернете?

Использование гаджетов плохо влияет на качество сна и вызывает бессонницу. Практически все подростки спят с телефонами под подушкой. Мы проверяем телефон прямо перед сном и сразу же после пробуждения. При этом свет от телефона наш мозг воспринимает как продолжение светового дня, что плохо влияет на выработку мелатонина (гормона сна) и нарушает циркадные ритмы.

Смартфоны ухудшают зрение. Когда глаз фокусируется на каком-то объекте, сокращается количество морганий. Это приводит к сухости роговицы. Всматриваясь в экран смартфона, мы сильно утомляем наши глаза.

Еще одна непрямая опасность – низкая активность. Чем больше ребенок проводит времени с телефоном, тем реже он двигается. В сочетании с неправильным питанием низкая двигательная активность может спровоцировать ожирение.

Также психологи выделяют несколько социально-психологических опасностей гаджетов для ребенка:

  • Потеря интереса к окружающему миру: новостные ленты пестрят яркими картинками и видео, на фоне которых реальная жизнь выглядит скучной и пресной.
  • Снижение интереса к реальному общению со сверстниками.
  • Нежелательные контакты: родители не всегда могут проследить, какие именно сайты посещает ребенок и какой контент он видит.

Как понять, что у ребенка гаджетозависимость?

Понять, что у ребенка развилась зависимость от смартфона, очень просто:

  • Гаджет находится в руках ребенка слишком часто.
  • Каждый раз, при свободной минутке, ребенок берет в руки телефон.
  • При попытке ограничить время использования телефона, он проявляет агрессию, возможно даже закатывает истерику.
  • У ребенка снижается концентрация внимания.
  • Он отказывается от других занятий, отдавая предпочтение игре в телефоне.

Как помочь ребенку?

Избавить ребенка от гаджетной зависимости проще, чем бороться с любыми другими вредными привычками. Главное – признать проблему и действовать.

  • Первое, что нужно сделать – проанализировать ваши отношения с ребенком. Сколько времени вы уделяете своему чаду? Какие у вас общие интересы? Возможно, смартфон стал его лучшим другом из-за отсутствия внимания со стороны родителей?
  • Шаг 2: замените гаджет на что-то интересное. Чтобы ребенку было проще отвыкнуть от телефона, освободившееся время нужно занять чем-то интересным для него. Хорошо, если у ребенка есть хобби. Если его нет, подумайте, что бы могло его увлечь? Возможно, ему нравится что-то мастерить или конструировать.
  • Шаг 3: станьте примером! Заведите семейное правило – не пользоваться телефонами вечером. Используйте освободившееся время на общение и игры в кругу семьи.
  • Шаг 4: приучите ребенка к ответственности. Полностью исключить гаджеты из жизни ребенка, особенно подростка, вряд ли получится. Но вы можете установить временные рамки и показать ребенку важность их соблюдения.

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте достаточно получаса в день. Детям 6-7 лет можно увеличить это время до 1-1,5 часа. Лучше будет, если ребенок сам научится отслеживать время. Если его будут ограничивать родители, они рискуют стать первыми врагами. Если ребенок не соблюдает договоренности относительно времени, проведенного в телефоне, родителям стоит поговорить с ним о том, как плохо не сдерживать обещания и насколько сильно это портит отношения. Родители должны научить ребенка ответственно относиться к собственному времени и данным обещаниям.

Ошибка № 1. Тотальный запрет

Я считаю, что зависимость появляется, когда есть явный, очень сильный запрет. Почему он не работает? Да потому что любое строгое правило очень хочется нарушить. Такова человеческая природа, мы не можем искоренить это. Если мы жестко ограничиваем, пресекаем, не позволяем детям что-то и ещё говорим «это плохо», «это зло», то получаем обратный эффект. Не надо питать иллюзий, что вы сможете навсегда оградить своих детей от компьютера и мобильных телефонов, и они привыкнут жить без гаджетов. Когда-нибудь они «дорвутся» до так называемого «запретного плода», и тогда никто не знает, что может произойти.

Что делать: Еще раз подчеркну — не стоит отбирать все гаджеты у ребенка. Категоричные запреты дают обратный эффект. Родителям следует разумно ограничивать время пользования телефоном и другими гаджетами. Дайте четко понять, когда именно нельзя пользоваться техникой. Например, во время обеда, за несколько часов до сна и т.д. Главное не забывайте, что это правило должно быть единым абсолютно для всех членов семьи.

Сегодня многие дети управляются с компьютерной мышкой в разы лучше старшего поколения. Педагоги, врачи и родители порой опасаются за ребёнка, стараясь оградить его от пагубного влияния современной техники.

Относительно недавно появилось и специальное понятие — гаджетомания — означающее зависимость от использования различных гаджетов: смартфонов, планшетов и компьютеров.

Однако полностью оградить детей от техники уже не получится. Но так ли на самом деле страшны гаджеты для развития и здоровья детского организма? Эксперты уверены, что при грамотном подходе и правильной организации времяпрепровождения ребёнка можно не только сохранить хорошие отношения между родителями и детьми, но и установить баланс между реальной и виртуальной жизнью.

К причинам увлечения

«Причин на самом деле много. С одной стороны, особенности работы мозга. Он запрограммирован на получение удовольствия от видов деятельности, в том числе от социального общения. Мы существа социальные, общение делает нас людьми, отличая от животных. Но есть и другие вещи. В частности, технические средства делают общение более комфортным, малотравматичным и предсказуемым. К тому же опыт технического прогресса представляет интерес для населения, быстро захватывает умы и интегрируется в повседневную жизнь», — отметил Григорий Усов.

«Есть современные исследования о том, что дети потеряли навыки игры, рисования. Эти функции переходят в виртуальное пространство. Важна умеренность, полностью отказаться от гаджетов мы не сможем, видя, как родители сидят в компьютере или смартфоне. Нужно учить безопасности в интернете и правильному, дозированному использованию гаджета», — считает Наталья Ильченко.

Так ли вредно?

При неправильном использовании гаджетов не избежать ряда серьёзных проблем. Статичное времяпрепровождение влечёт за собой недостаток движения и может привести к задержке развития. Подвижность же улучшает внимание и способность к познанию нового.

Если ребёнка отпустить на улицу на весь день — это тоже не очень хорошо. Так же и с гаджетами, не должно быть попустительства в воспитании.

Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребёнок всё свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков. Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно и капризничать. С другой стороны, такая зависимость возникает только в том случае, если у ребёнка нет альтернативных интересов. Как только появляются другие развлечения (прогулки, кружки, игры с родителями), дети достаточно легко обходятся без гаджетов.

Однако гаджеты — это не только зло. Здесь всё зависит от подхода родителей. Помочь извлечь из современных электронных технологий максимальную пользу вполне реально и возможно. Так, гаджеты полезны, если «начинка» (игры, обучающие программы, книги) оказывает на ребёнка развивающее и воспитательное влияние.

Запрещать или нет?

Дети в силу незрелости эмоциональной сферы начинают быстрее погружаться в мир гаджетов. Подростки к тому же могут легче вовлекаться в различные деструктивные сообщества, испытывать влияние соцсетей и думать, что у других жизнь лучше и успешнее. Здесь важно уравновешивать жизнь в Сети и реальность. По словам эксперта Григория Усова, если у человека будут интересы в реальной жизни, он легко преодолеет соблазны гаджетов.

«Если явление нельзя уничтожить, его нужно окультурить и дать время. Так мы советуем родителям. Нужно определить время, когда ребёнок может находиться за гаджетом. Одновременно стоит расширять границы, показать, что можно не только играть, но и найти полезную информацию — посмотреть виртуальную экскурсию по городу или что-то другое, интересное конкретно вашему ребёнку», — советует Наталья Ильченко.

Григорий Усов добавил, что не всегда нужно устанавливать время для любимого времяпрепровождения с гаджетом, эффективнее разрабатывать чёткие критерии. К примеру, «сделал уроки, сходил в магазин, прибрался в квартире — теперь можешь и поиграть».

Появившись в нашей жизни, гаджеты уже никуда не исчезнут. А вот станут они благом или будут фобией — зависит от подхода и умения находить баланс.

«Современные дети постоянно торчат в гаджетах. Это настоящая зависимость. «Комсомолка» вместе с семейным психологом выяснила, что нужно сделать, чтобы занять ребенка и хотя бы на время отключить его внимание от смартфона, планшета или компьютера»

Как не приучить ребенка к гаджетам

Дети постоянно торчат в гаджетах. Но если компьютерную зависимость ещё хоть как-то можно было заметить, то с приходом смартфонов всё стало куда сложнее. Рассказываешь ребенку что-нибудь, он вроде слушает, а на самом деле всё его внимание в телефоне. И ладно бы что полезное читал — так нет же! Ленты соцсетей, игры, видео. В общем, дети ведут себя прямо как многие взрослые.

Что делать? С одной стороны, от смартфонов и соцсетей всё равно никуда не деться — сами всем этим пользуемся, и дети будут. С другой стороны, от мошенников-маньяков- извращенцев в интернете никто не застрахован, и махать рукой на онлайн-жизнь своего ребёнка тоже не хочется. Поэтому вот несколько советов, которые помогут аккуратно ограничить ребёнка в гаджетах (без скандалов и перерезания проводов).

1. Завтрак, обед, ужин — в оффлайне

Привыкли завтракать под бубнеж новостей, а ужинать под фильм? Заканчивайте!

— Если в ресторанах телефоны ещё хоть как-то откладывают в сторону, то дома считается, что в этом ничего такого — есть, уткнувшись в фейсбук или видео с Youtube, — считает Анна Хныкина. — Надо понимать ценность реального общения. А для этого стоит вводить правила семейного этикета и оговаривать моменты, когда вся семья убирает гаджеты и общается друг с другом. И в первую очередь, это совместные приемы пищи.

2. Уроки — без фона

Приучайте ограничивать использование гаджетов во время занятий делами. Все как на работе — мы не говорим по телефону по личным вопросам и не используем компьютер в целях «поиграть- поболтать» для повышения производительности. Если ребёнку не нужна Википедия вот прямо сейчас и он не пишет реферат по истории — компьютер выключить, смартфон убрать в ящик стола. Чтобы не искушали оповещениями.

Использование гаджетов разумно ограничивать не по часам, а на время определённых занятий — когда спишь, ешь или занят делом, добавьте своё. Подскажите, как настроить автоответы типа: «занят, перезвоню позже».

— Да, мы и сами в свое время делали уроки под магнитофон или радио, — уточняет эксперт. — Но одно дело — музыка, другое — постоянное отвлечение от дел разговорами «между делом», а там можно и в ленте пропасть минут на 20 в лучшем случае.

Как не приучить ребенка к гаджетам

3. Перед сном — книжка вместо «стрелялки»

Гаджеты перед сном — верный путь к бессоннице и депрессии. Как минимум, из-за голубого свечения экрана и электромагнитного излучения — всё это снижает выработку мелатонина, который и отвечает за спокойный сон.

— Для плавного перехода ко сну оптимальный вариант — это книжка. Это куда лучше любого видео или переписки, — считает психолог. — Такой текст меньше воздействует на зрительные нервы, меньше возбуждается нервная система.

Опять же, правило это — для всей семьи, так что взрослым тоже придется выключать ноутбуки хотя бы за полчаса до сна. Зато книжку можно почитать вслух всем вместе.

4. Больше живого общения

Почему дети вообще уходят в онлайн? Да потому, что там интереснее, чем в обычной жизни. Значит, надо разнообразить их повседневность, чтобы от неё не хотелось сбежать.

— Детям нужно живое, неформальное общение со сверстниками, — говорит Анна Хныкина. — Часто родители, наоборот, стараются заполнить график ребёнка учебой, спортом, разными занятиями, чтобы оставалось меньше времени на компьютер. Но общение на переменах в школе не заменяет совместных игр и прогулок. А на них у детей просто не остается времени — или с друзьями графики не совпадают. И обычное детское пространство для игры и фантазии у них отсутствует.

В общем, не надо ждать ближайшего дня рождения — надо устроить детям вылазку в парк или другое место с друзьями. Сами они не организуются, им проще общаться в соцсетях.

5. Ищите баланс

Современные мамы и папы часто бросаются из крайности в крайность. С одной стороны, в поликлинике-машине-самолете родители сами подсовывают ребёнку планшет и включают мультики или игрушки ради экономии собственных нервов. Но с другой стороны, получается, что мы сами подсаживаем детей на гаджеты чуть ли не с пеленок. А освободившееся время тратим на что? Правильно, на соцсети.

— Не надо относиться к гаджетам как к наркотикам, и пытаться полностью их избегать. Бывают моменты, когда они нужны и упрощают нам жизнь. Нужно просто искать баланс, — подытоживает психолог. — А чтобы гаджеты не сожрали психику ребёнка, родители должны больше заботиться о том, чтобы дети могли спонтанно общаться между собой и спокойно играть — на улице, во дворе, в гостях, в детских клубах.

6. Наказывать запретом — бессмысленно

Вы бы явно не стали наказывать ребенка, лишая его общения с друзьями и сверстниками. Для современного подростка в гаджете сосредоточена вся личная жизнь. Наказывать человека её отсутствием? От этого он не начнёт учиться лучше, не перестанет забывать о своих дополнительных занятиях. Надо помочь ему с самоорганизацией — как правильно делать уроки, соблюдать распорядок. Нужно научить ребенка управляться с личным временем, волей и гаджетами. Многие взрослые не умеют это делать, чего же мы хотим от детей?