Как научить ребенка заботиться о себе

Очень важно в процессе психотерапии научить ребенка заботиться о себе. Если этого не сделать, прежние разрушающие паттерны поведения снова займут свое главенство. Особенно резко возвращение к себе прежнему происходит во время стрессовой ситуации, напоминающей о прошлом болезненном опыте. Важным этапом, на мой взгляд, помогающим принимать заботу о себе, является осознание, что ненавидимая часть себя, это никто иной, как маленький обиженный ребенок. Тот, который страстно желает, чтобы его пожалели, поддержали, поняли, простили, просто согрели.

Мне нравится, как об этом пишет Вайолет Оклендер в книге «Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка»:

«Жизненно важный этап терапевтического процесса составляет то, что я называю умение заботиться о себе. По сути, моя цель – помочь детям стать более восприимчивыми, заботливыми и активными по отношению к своим нуждам. Это сложная задача, так как обычно в ребенке воспитывают убеждение, что заботиться о себе эгоистично и неправильно. Сказав: «У меня это очень хорошо получается», – малыш может услышать обвинение в хвастовстве. Я работаю с детьми, получающими неверные сведения о себе с очень раннего возраста, со времени, когда они еще были недостаточно взрослыми и не умели отличить правду от лжи. Подобные интроекции заставляют ребенка ограничивать и блокировать свободу собственного «Я» и отрицательно сказываются на развитии личности. Эти негативные самоощущения преследуют человека всю жизнь, и их влияние особенно проявляется в стрессовых ситуациях. В силу законов развития и нормального эгоцентризма дети обвиняют себя во всех неприятностях, происходящих в их жизни.

Я поняла, что даже если родители меняют стиль взаимоотношений с ребенком, его ложное представления о самом себе сохраняется, но уходит глубоко в подсознание, чтобы вновь проявиться в напряженный период.

Фрагментация – это губительный результат самоосуждения. Интеграция начнется тогда, когда мы сможем научить ребенка терпимо относиться ко всем частям собственного «Я», даже самым ненавистным, понимать их функции и предназначение.

В процессе такого обучения дети получают навыки нормального самовоспитания.

Эта установка оказывается поистине революционной для большинства детей, ведь, как сказано выше, им внушают, что хорошее отношение к себе эгоистично, эгоцентрично и не вызывает одобрения. Если они ожидают, что заботиться о них будут другие люди, то испытывают разочарование, когда этого не происходит, что еще более подкрепляет отрицательный интроект. Подростки чувствуют вину, когда они делают себе что то приятное; это, скорее, ослабляет их, чем поддерживает.

Чтобы научиться заботиться о себе, следует начать с выявления ненавистных частей своей самости. Несмотря на преобладающую фрагментированность, ребенок стремится идентифицировать себя целиком с каждой из своих ненавистных частей. Если он получает сообщение «Я глупый», то начинает считать глупость своей целостной идентичностью. Понимание того, что ненавистная часть – это всего лишь один из аспектов его личности, как правило, оказывается в новинку для ребенка. После того как эта часть установлена, ребенка можно попросить нарисовать ее, вылепить из глины или подобрать ей соответствующую куклу. Эту часть детально описывают, рисуют ее портрет и доводят до гротеска. Ребенка вовлекают в разговор об этом качестве его личности, во время которого в адрес ненавистного «демона» отпускаются самые критические и злые высказывания. Тем самым добиваются, что ребенок направляет свою агрессию вовне, а не на себя. Этот выброс энергии подготавливает его к следующему шагу – к поиску внутри себя компонента, связанного с заботой. Иногда ненавистная часть воплощается в маленького ребенка четырех – пяти лет, того возраста, когда дети усваивают больше всего негативных посланий о себе. Затем ребенок вступает в беседу с этой младшей частью своего «Я». Понимание, что эта часть на самом деле представляет собой лишь убеждение, сложившееся в глубоком детстве, часто помогает ребенку занять позицию воспитателя. Иногда мы используем проективные техники, привлекая кукольную фею крестную, которая с любовью и терпением наставляет ненавистную часть. Ребенку предлагают повторять слова феи, чтобы дать ему их прочувствовать и донести до самого себя. Десятилетний Джозеф вложил всю свою злость и ненависть в изображение собственной неуклюжести, которой он дал имя «Мистер Клац 1 ». Мистер Клац ничего не мог сделать правильно, все время падал и наталкивался на предметы. В роли кукольной крестной волшебницы мальчик наставлял мистера Клаца: «По крайней мере, ты хоть что то пытаешься сделать!» Потом он удивленно обернулся ко мне: «Правильно, я ведь действительно пытаюсь!» В этот момент прямо на моих глазах произошла частичная интеграция. Джозефу я посоветовала представить фею сидящей у него на плече, чтобы каждый раз, когда он делал что то неловко, она бы напоминала, что любит его, даже когда он падает или натыкается на вещи, и гордится его попытками что то сделать. На следующих занятиях мальчик сообщил, что на самом деле он не столь неуклюж, как ему казалось ранее».

Умение заботиться о других не такое уж и частое. А ведь каждому хочется ощутить заботу близких, особенно в трудный момент. Такое умение помогает правильно строить отношения и в детском, и во взрослом возрасте, поэтому с раннего детства стоит учить ребенка заботиться о других. Наверняка есть дети, которые уже с 2-3 лет заботятся о других, умеют это делать. Но если вы видите, что ваш ребенок пока не проявляет заботу о других (о маме, сестричке или кошечке), стоит научить его этому.

Обучение на примере

Очень важно, чтобы ребенок с раннего детства видел, что в семье родители заботятся друг о друге, о детях, о близких людях, о животных. Причем, заботиться — это не только беспокоиться и быть внимательным, но и ухаживать, беречь, принимать участие в решении проблемы, то есть, действовать, а не только сочувствовать.

Например, если папа заболел, приготовить ему чай, принести лекарства и можно сделать это вместе с ребенком. Если бабушке трудно сходить в магазин, отправиться вместо нее и принести необходимые продукты (желательно тоже периодически это делать с ребенком).

Уже с полутора лет дети, которые постоянно видят заботу и участие в семье, начинают сами проявлять заботу, повторяя за взрослыми. И важно не упустить это время, а поощрять ребенка за заботу. Например, ребенок вас обнял, когда вы сказали, что очень устали. Стоит поблагодарить и рассказать, что вам очень приятно и даже немножко легче.

Развитие эмпатии

Научить состраданию очень сложно. Кому-то это дано в большей мере, а кому-то в меньшей. Но в любом случае, когда ребенок сталкивается с разочарованием или несправедливостью, стоит рассказать ему, что с подобным сталкиваются и другие люди. И как ребенок испытывает боль, грусть, злость, так и другие люди могут чувствовать подобное. То есть, ребенок должен прочувствовать, тогда ему будет проще понять других людей. Конечно, лучше, если это будут близкие, а не абстрактные люди.

Полезно вместе смотреть фильмы, читать книги, а затем обсуждать действия героев. Обязательно стоит поинтересоваться у ребенка, как он воспринял поступки героя, как он думает, что чувствовал герой в определенные моменты. Стоит сделать акцент на проявлении заботы героем. А если герой не проявил заботу о близких или друзьях, стоит обсудить, правильно ли он сделал, к каким последствиям это привело, что бы сделал ребенок на месте героя.

Прекрасный вариант научить ребенка заботиться – уход за домашними животными. Конечно, малыш не сможет полностью следить за питомцем. Однако насыпать корм, налить воду, приласкать ребенок может сделать даже в 1,5-2 года, конечно, под присмотром взрослых.

Понимание: когда необходима забота

Чем старше становится ребенок, тем проще ему становится понять, когда забота действительно необходима. Заботиться надо о слабых, младших, больных. Это понимают даже маленькие дети.

Но в заботе нуждаются не только пожилые, больные и маленькие. Зачастую забота нужна совершенно здоровому взрослому человеку, если он попал в сложную ситуацию, у него плохое настроение или он просто устал. И тут ребенок должен научиться понимать, что подразумевается под заботой в данный момент. Например, сказать доброе слово расстроенному другу, вымыть посуду и приготовить легкий ужин, если мама очень устала или поговорить с бабушкой, которой очень не хватает общения.

А еще забота может проявляться не только в негативных ситуациях. Например, ребенок собирается на день рождения друга. Стоит позаботиться и купить или сделать такой подарок, который понравится другу. Или бабушка любит определенное пирожное, и когда вы едете к ней в гости, стоит купить именно такую сладость, чтобы ее порадовать.

Не заставлять ребенка

Проявлять заботу очень желательно, и этому, несомненно, надо учить ребенка. Но заставлять его не надо, иначе выработается негативный опыт. И став взрослым, он вообще не захочет ни о ком заботиться, ведь ему в свое время это принесло только отрицательные эмоции.

Нельзя заставлять заботиться о маме, папе или младших членах семьи насильно. Часто родители усиленно привлекают старших детей к заботе о младших. Надо понимать, что забота должна быть в радость или хотя бы не вызывать негатива. И если старший ребенок не может гулять в свое удовольствие, читать книгу, а вынужден постоянно присматривать за младшим, это вызовет отторжение и, в конце концов, приведет к конфликту между детьми, а также между родителями и старшим ребенком.

То же самое можно сказать и о домашнем питомце. Не стоит ждать, что ребенок будет выполнять абсолютно все обязанности по отношению к животному.

То есть, очень важно, чтобы родители научили ребенка получать удовольствие от заботы или хотя бы от того, что человеку от заботы станет легче и лучше. И учить этому, возможно, придется очень долго. А возможно ребенок быстро проникнется и поймет, что забота крайне важна. Очень многое зависит от самого ребенка, но и роль родителей нельзя недооценивать, ведь именно они должны подсказать и направить.

Под завалом домашних дел, родительских обязанностей и рабочих дедлайнов бывает очень сложно найти время для себя — а оно жизненно необходимо. Психолог Лора Маркхэм составила небольшой список способов вернуть заботу о себе в число приоритетных дел на каждый день. Мы перевели его для вас с небольшими поправками на нашу текущую реальность.

У каждой матери всегда есть свой список обязательных дел. Переодеть младенца, покормить тоддлера, научить детсадовца убирать игрушки, помочь первоклашке сделать домашнюю работу, заплести пятикласснице косички, договориться с подростком, приготовить ужин, сложить белье, оплатить счета, написать письмо начальнику, провести время с мужем… Список бесконечен. Но где в нем вы?

Единственный способ проявить внимание к себе в бесконечном круговороте родительства — заботиться о себе даже в тот момент, когда вы заботитесь о ребенке. Просто вспомните о себе в течение дня, ладно?

Иногда мы с удивлением обнаруживаем, что автоматически отказываем себе в своих желаниях, сами того не замечая. Например, мы хотели бы выпить чашку чая, пока помогаем ребенку с домашним заданием, но не делаем этого, потому что «это слишком сложно». Или нам просто нужно хорошенько поплакать и обняться. Может быть, нам хочется взять карандаш и нарисовать что-нибудь для себя, пока ребенок занят раскрасками, но нам кажется, что это глупо. Или, может быть, нам банально нужно в туалет, но мы откладываем это до тех пор, пока совсем не сможем терпеть.

Начиная с сегодняшнего дня добавьте свои желания в список важных дел и исполняйте их так быстро, как только можете. Да, это возможно. Сейчас я вам расскажу, как.

Заботясь о ребенке, позаботьтесь о себе

Прислушайтесь к своим нуждам. Можете ли вы прямо сейчас сделать для себя что-то, что поможет вам вернуться в норму? Да, сейчас вам надо позаботиться о ребенке. Но после этого вам надо позаботиться о себе. В любой момент найдется что-то, что может поддержать вас — физически, эмоционально, ментально или духовно. Найдите эту вещь и воспользуйтесь ею. Налейте чашку чая, включите любимую песню, наденьте удобную кофту, позвоните хорошей подруге — любая мелочь, которая поможет вам чувствовать себя капельку лучше.

Если вам не хватает чего-то очень важного, например, сна, составьте план по его получению. Например, вы всю ночь встаете к младенцу, а днем вы не спите, проводя время с тоддлером. Не надо мучить себя — вы никому не помогаете, через силу общаясь с тоддлером, когда на самом деле думаете только о сне. Найдите возможность изменить ситуацию, обратитесь за помощью, сделайте хотя бы один шаг в нужном направлении. Он придаст вам сил для того, чтобы двигаться дальше.

Прислушивайтесь к себе в течение дня и превратите это в привычку

Осознанность по отношению к себе — это естественная форма внимания, которая нам необходима.

Как научиться осознанности? Сделайте глубокий вдох. Вдыхайте спокойствие и выдыхайте напряжение. Отключитесь от своих мыслей и прислушайтесь к чувствам: как свет падает на листья, как пахнет дождем, какие пухлые щечки у вашего ребенка, как заливисто он смеется. А затем превратите это в привычку. Дыхание и способность замечать красоту в обыденном — это два надежных пути к осознанности. Они помогают вам расслабиться и максимально включиться в реальность, когда ваша голова забита сотней дел и переживаний.

Остановитесь, прежде чем забрать детей из сада или войти в дом

Глубоко вдохните и спросите себя: «Что тебе нужно прямо сейчас?». Выслушайте ответ, который первым придет вам на ум. Договоритесь с собой о том, как можно получить желаемое, и когда вы это сделаете. Например, если вы ответили «Расслабиться», то вы можете запланировать вечерние обнимашки с ребенком и/или мужем. Или, если ваш ответ «Перерыв!», то просто закажите пиццу на ужин или уложите всех спать пораньше, чтобы успеть полежать в горячей ванне.

Однако если вы заметили, что ваш ответ на этот вопрос не меняется изо дня в день, возможно, вам стоит внести какие-то более серьезные правки в ваш образ жизни.

Остановитесь и насладитесь

Нередко мы так сильно зацикливаемся на делах, что забываем просто жить. Но второго шанса у нас не будет, а дети стремительно вырастают. Если вы постоянно слишком заняты для того, чтобы разделить простые радости со своим ребенком, вы просто отказываетесь от того заряда, который способен вернуть вам силы и веру в себя. Расслабленная и радостная личность, спрятанная где-то внутри вас, — это ваше противоядие от родительского выгорания.

Да, ваша семья и дом требуют от вас много внимания и сил. Но в них скрыто множество радостных моментов, и если вы позволите себе насладиться ими, вы сможете избавиться от части накопившегося напряжения. Поваляйтесь в снегу, разрисуйте ванную красками, посмотрите вместе мультик вместо того, чтобы готовить ужин. Необязательно иметь идеальную жизнь для того, чтобы наслаждаться ей по полной программе.

Станьте себе родителем

Кто должен заботиться о вас? Вы сами. Супруги, партнеры, друзья и родственники — ваши спутники на этом пути, но мы можем принять от них только то, что способны дать себе сами. Если о вас недостаточно заботились в детстве, то вам придется этому поучиться. Начните с того, как вы общаетесь с собой. Говорите с собой, как с тем человеком, которого вы любите. Опекайте себя в трудные времена. Признавайте, какие трудные задачи перед вами стоят, и как сильно вы стараетесь их решить. Вы не должны быть идеальной. Вы — та, кто вы есть, и вас более чем достаточно. Вы заслуживаете всей той любви и нежности, с которой вы общаетесь с новорожденным младенцем.

Когда мы начинаем с любовью относиться к себе, меняется наш опыт родительства. Конечно, если ваш ребенок плачет, а вам хочется поплакать самой — успокоить ребенка важнее. Но если затем вы прислушаетесь к себе, обратитесь к себе с любовью и поплачете от души, вам обоим станет легче.

Вот вам задание на сегодня: просто определите, насколько ваши личные нужды удовлетворены на данный момент. Один — не удовлетворены совсем, десять — у вас все есть. Что получилось? Какую мелочь вы можете сделать уже сейчас, чтобы поддержать себя?

Современные дети в быту чаще всего беспомощны, и в этом стоит винить только самих родителей. В эпоху технического прогресса некоторые умения вроде мелкого ремонта или приготовления еды кажутся нам необязательными. И родители решают махнуть рукой: вырастет — разберётся. Но в результате наши дети вырастают неуверенными в себе и неприспособленными к жизни инфантилами. Как этого избежать и что должен уметь делать по дому дошкольник, ученик младших классов и подросток — рассказывает психолог Яна Филимонова.

Дошкольник, 5-6 лет

Дошкольнику нужно овладеть навыками самообслуживания и элементарной гигиены. Уметь мыться, причёсываться и чистить зубы. Самостоятельно одеваться, обуваться, завязывать шнурки, застёгивать молнию и пуговицы на одежде и убирать постель.

Дети в возрасте пяти-шести лет вполне способны поддерживать порядок в своей комнате. Возможно, у них ещё возникают трудности с планированием такой трудной и комплексной задачи, как уборка. Но с подсказками родителей: убери краски, потом разложи книги и игрушки и подмети пол — они уже могут с ней справляться.

Задача родителей — не ругать и не делать за ребёнка, а подсказывать и постепенно делегировать ответственность. Когда дочь или сын освоили какой-то навык, больше не следует делать это за них.

У дошкольников могут и должны быть несложные поручения по дому: поливать цветы, помогать маме готовить воскресный пирог, ухаживать за черепахой, накрывать на стол к ужину. Скорее всего, им потребуются периодические напоминания. Функция самоконтроля в этом возрасте ещё не сформирована полностью.

Младший школьник, 7-10 лет

Младшеклассник постепенно учится контролировать результат своего труда и регулярность выполнения заданий. У него достаточно хорошо развита мелкая моторика и пространственное воображение. Что должен освоить ребёнок в семь-десять лет?

Приготовление элементарной еды. Сделать себе бутерброд, пожарить яичницу или сварить кашу — посильная задача для ученика начальной школы. И уж как минимум он должен уметь разогреть еду и помыть за собой посуду.

Домашние обязанности. У младших школьников должны быть регулярные домашние обязанности, будь то участие в еженедельной уборке, мытье посуды по определённым дням или выгул собаки.

Обращение с бытовой техникой. Современные дети легко осваивают планшеты и мобильные телефоны. А значит, научиться пользоваться микроволновкой, пылесосом и включать стиральную машинку тоже не составит труда. Ребёнок обязательно должен знать технику безопасности при обращении с бытовыми приборами.

Элементарные медицинские навыки. Школьник должен не только знать телефон скорой и службы спасения, но уметь хотя бы продезинфицировать рану, забинтовать порез. И отличить крем от ожогов от мази, использующейся при ушибах и растяжениях.

Навыки мелкого ремонта. Речь, конечно, не о том, чтобы починить шаровой смеситель или припаять провод. Но к десяти годам ребёнку неплохо бы уметь поменять лампочку, забить гвоздь и научиться обращаться с ниткой и иголкой — на всякий случай.

Основная ошибка родителей на этом этапе — начать делить работу на «мужскую» и «женскую». Умение вворачивать лампочку взамен перегоревшей, намазать бутерброд или зашить порванный рукав одинаково нужны и мальчикам, и девочкам. Не стоит лишать их половины полезных навыков из-за принадлежности к тому или другому полу.

Подросток

В идеале к 14-16 годам человек должен научиться обслуживать собственный быт. А значит:

Уметь пользоваться стиральной машинкой. Не стирать белое порошком для цветного, не кипятить шёлк и шерстяные вещи — в общем, уметь отстирать и не испортить вещи. И главное, не думать, что чистые рубашки и джинсы появляются в шкафу сами собой.

Готовить как минимум несколько несложных блюд и знать, где купить полуфабрикаты. Кулинария в наши дни всё больше переходит в разряд хобби, но тинейджер должен уметь при необходимости накормить себя. Хорошо, если он представляет свой примерный рацион на неделю или хотя бы на несколько дней вперёд. То есть постановка задачи «мы уезжаем на дачу, оставили тебе денег, купи себе продуктов и питайся полноценно» — не должна ставить подростка в тупик.

Распознавать и отслеживать проблемы со здоровьем. Этому стоит учить отдельно. Особенно учитывая, что в старших классах серьёзные учебные нагрузки совпадают с перестройкой организма: быстрым ростом и гормональными изменениями. Дети помладше обычно жалуются родителям, а вот тинейджеры могут терпеть и замалчивать довольно серьёзные проблемы.

Подросток должен учиться обращать внимание на регулярные боли в любой части тела, следить за состоянием зубов. Знать, куда обратиться за помощью в случае травмы. Девочки должны приучиться следить за регулярностью и характером менструального цикла. К этому возрасту он может ещё только устанавливаться. Но слишком сильные кровотечения, резкая боль и другие тревожные симптомы должны быть поводом обратиться за помощью к родителям и врачу.

Знать, какой минимальный запас одежды и обуви нужен на каждый сезон. К 16 годам сын или дочь уже могут следить за содержимым своего гардероба и сообщать родителям, что им не хватает тёплых сапог на зиму или футболок на лето.

Современные дети в быту чаще всего беспомощны, и в этом стоит винить только самих родителей. В эпоху технического прогресса некоторые умения вроде мелкого ремонта или приготовления еды кажутся нам необязательными. И родители решают махнуть рукой: вырастет — разберётся. Но в результате наши дети вырастают неуверенными в себе и неприспособленными к жизни инфантилами. Как этого избежать и что должен уметь делать по дому дошкольник, ученик младших классов и подросток — рассказывает психолог Яна Филимонова.

Дошкольник, пять-шесть лет

Как научить ребенка заботиться о себе

Дошкольнику нужно овладеть навыками самообслуживания и элементарной гигиены. Уметь мыться, причёсываться и чистить зубы. Самостоятельно одеваться, обуваться, завязывать шнурки, застёгивать молнию и пуговицы на одежде и убирать постель.

Дети в возрасте пяти-шести лет вполне способны поддерживать порядок в своей комнате. Возможно, у них ещё возникают трудности с планированием такой трудной и комплексной задачи, как уборка. Но с подсказками родителей: убери краски, потом разложи книги и игрушки и подмети пол — они уже могут с ней справляться.

Задача родителей — не ругать и не делать за ребёнка, а подсказывать и постепенно делегировать ответственность

Когда дочь или сын освоили какой-то навык, больше не следует делать это за них.

У дошкольников могут и должны быть несложные поручения по дому: поливать цветы, помогать маме готовить воскресный пирог, ухаживать за черепахой, накрывать на стол к ужину. Скорее всего, им потребуются периодические напоминания. Функция самоконтроля в этом возрасте ещё не сформирована полностью.

Младший школьник, семь-десять лет

Как научить ребенка заботиться о себе

Младшеклассник постепенно учится контролировать результат своего труда и регулярность выполнения заданий. У него достаточно хорошо развита мелкая моторика и пространственное воображение. Что должен освоить ребёнок в семь-десять лет?

Приготовление элементарной еды. Сделать себе бутерброд, пожарить яичницу или сварить кашу — посильная задача для ученика начальной школы. И уж как минимум он должен уметь разогреть еду и помыть за собой посуду.

Домашние обязанности. У младших школьников должны быть регулярные домашние обязанности, будь то участие в еженедельной уборке, мытье посуды по определённым дням или выгул собаки.

Обращение с бытовой техникой. Современные дети легко осваивают планшеты и мобильные телефоны. А значит, научиться пользоваться микроволновкой, пылесосом и включать стиральную машинку тоже не составит труда. Ребёнок обязательно должен знать технику безопасности при обращении с бытовыми приборами.

Элементарные медицинские навыки. Школьник должен не только знать телефон скорой и службы спасения, но уметь хотя бы продезинфицировать рану, забинтовать порез. И отличить крем от ожогов от мази, использующейся при ушибах и растяжениях.

Навыки мелкого ремонта. Речь, конечно, не о том, чтобы починить шаровой смеситель или припаять провод. Но к десяти годам ребёнку неплохо бы уметь поменять лампочку, забить гвоздь и научиться обращаться с ниткой и иголкой — на всякий случай.

Основная ошибка родителей на этом этапе — начать делить работу на «мужскую» и «женскую». Умение вворачивать лампочку взамен перегоревшей, намазать бутерброд или зашить порванный рукав одинаково нужны и мальчикам, и девочкам. Не стоит лишать их половины полезных навыков из-за принадлежности к тому или другому полу.

Подросток

Как научить ребенка заботиться о себе

В идеале к 14-16 годам человек должен научиться обслуживать собственный быт. А значит:

Уметь пользоваться стиральной машинкой. Не стирать белое порошком для цветного, не кипятить шёлк и шерстяные вещи — в общем, уметь отстирать и не испортить вещи. И главное, не думать, что чистые рубашки и джинсы появляются в шкафу сами собой.

Готовить как минимум несколько несложных блюд и знать, где купить полуфабрикаты. Кулинария в наши дни всё больше переходит в разряд хобби, но тинейджер должен уметь при необходимости накормить себя. Хорошо, если он представляет свой примерный рацион на неделю или хотя бы на несколько дней вперёд. То есть постановка задачи «мы уезжаем на дачу, оставили тебе денег, купи себе продуктов и питайся полноценно» — не должна ставить подростка в тупик.

Кстати, это хорошее проверочное упражнение. Что ты купишь, если останешься один (одна) на несколько дней? Что ты из этого приготовишь? Возможно, бюджет семьи позволяет заказывать готовую еду. Но хочется быть уверенным, что ребёнок будет способен на нечто большее, чем позвонить в доставку пиццы.

Распознавать и отслеживать проблемы со здоровьем. Этому стоит учить отдельно. Особенно учитывая, что в старших классах серьёзные учебные нагрузки совпадают с перестройкой организма: быстрым ростом и гормональными изменениями. Дети помладше обычно жалуются родителям, а вот тинейджеры могут терпеть и замалчивать довольно серьёзные проблемы.

Подросток должен учиться обращать внимание на регулярные боли в любой части тела, следить за состоянием зубов. Знать, куда обратиться за помощью в случае травмы. Девочки должны приучиться следить за регулярностью и характером менструального цикла. К этому возрасту он может ещё только устанавливаться. Но слишком сильные кровотечения, резкая боль и другие тревожные симптомы должны быть поводом обратиться за помощью к родителям и врачу.

Знать, какой минимальный запас одежды и обуви нужен на каждый сезон. К 16 годам сын или дочь уже могут следить за содержимым своего гардероба и сообщать родителям, что им не хватает тёплых сапог на зиму или футболок на лето.

К сожалению, современные дети в быту не совсем самостоятельны. Кого в этом винить? Самих родителей. В наше время, когда можно приобрести любую технику, умения вроде мелкого ремонта по дому или приготовления еды кажутся несложными и необязательными. Наши дети вырастают и знают только одно: все можно купить за деньги, а когда денег в кармане не оказывается в нужном количестве, чувствуют себя неуверенными в себе и неприспособленными к жизни.

Что должны уметь делать сами дети разных возрастов?

Дошкольник, пять-шесть лет

Как научить ребенка заботиться о себе

Дошкольник должен уже уметь многое делать сам: чистить зубы, умываться, причесываться, одеваться, обуваться и застилать кровать. Ели у ребенка уже есть своя комната, он должен поддерживать в ней чистоту и порядок.

Родители могут помогать ребенку в уборке словом или советом, но не делать ее за него.

Если в доме есть домашнее животное, то ребенок может убирать и ухаживать за ним. Никто не отменял помощь маме: можно накрыть на стол вечером или помочь приготовить любимое блюдо семьи.

Младший школьник, семь-десять лет

Как научить ребенка заботиться о себе

Boy doing the dishes in a modern kitchen

Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны во многих делах.

А именно:

-могут приготовить простую еду: сделать бутерброд, сварить яйцо, макароны, почистить картошку. Готовую еду ребенок должен уметь разогреть и, конечно, помыть за собой тарелку.

-должны иметь какую-нибудь постоянную обязанность по дому: например, выгулять собаку, полить цветы, протереть пыль.

-современные дети быстро осваивают модные гаджеты. А значит, смогут легко научиться пользоваться микроволновкой, пылесосом и стиральной машинкой. Не забываем про технику безопасности, конечно!

-должны владеть элементарными медицинскими навыками. Учащийся должен не только знать телефон скорой и МЧС, но уметь продезинфицировать рану, забинтовать порез.

-могут помочь родителям в мелком ремонте по дому: выкрутить перегоревшую лампочку или зашить порванный рукав. И это одинаково нужно и мальчикам, и девочкам.

Подросток

Как научить ребенка заботиться о себе

middle aged mother teaching teen daughter baking in kitchen

К 14-16 годам человек уже с бытовой точки зрения совершенно самостоятелен.

А именно подросток должен уметь:

-постирать белье в стиральной машинке и не испортить его, ведь чистое белье в шкафу само не появляется.

— самостоятельно готовить еду и ходить в магазин за продуктами. Сейчас очень модно правильное питание, пусть подросток знает, что необходимо есть и готовить, чтобы быть здоровым и красивым физически.

— следить за своим здоровьем. Маленькие дети обычно жалуются на плохое самочувствие, а подростки могут скрывать изменения в состоянии здоровья, а эти изменения могут быть как незначительными, так и довольно серьезными, поэтому надо учить детей следить за собой: за состоянием ногтей, волос, зубов — и знать, куда обратиться в экстренной ситуации.

— знать свой гардероб и следить за ним (смотри первый пункт).

— знать о доходах и расходах семьи и уметь планировать собственные расходы из карманных денег.