Сам знаменитый теледоктор вдохновился рекомендациями семьи экспатов, написавших книгу «Как вырастить гражданина мира: Родителям, чьи дети спасут мир».
Ребенок не говорит — это один из главных кошмаров родителей, сразу после младенческих колик. Специалисты обычно призывают не паниковать, ведь четких рамок, когда малыш начнет говорить, нет. Есть приблизительные нормы, и есть признаки, что пора бы насторожиться и обратить к специалисту по поводу развития речи ребенка. А еще можно помочь малышу начать говорить. Несколько простых советов по этому поводу опубликовал в своем микроблоге доктор Комаровский.
Врач-педиатр, блогер, телеведущий
1. Описывайте все
На первый взгляд это может показаться странным, даже нелепым. А на самом деле это очень действенный и эффективный инструмент развития детской речи. Описывайте все, что видите, рассказывайте, где вы находитесь, что видите и что делаете. Говорите о том, что интересно вам и ребенку. Общение — лучший способ как можно скорей дождаться от малыша заветного «мама».
2. Задавайте вопросы
Общение — хорошо, двустороннее общение — еще лучше. Вовлекайте ребенка в диалог, пусть малыш отвечает вам не словами, а просто демонстрирует хоть какую-то реакцию, это уже хорошо. Выделяйте вопрос интонационно, чтобы ребенок понимал, что это — именно вопрос, он требует ответа.
3. Рассказывайте истории
Придется ненадолго (или надолго) стать сказочником. Истории можно придумывать обо всем на свете — хоть о кабачке на столе, хоть о березе за окном, хоть о спящем на кресле коте. И талант писательский не нужен, главное — говорить, обращаясь к малышу, стараясь, чтобы ему было интересно.
Если верить статистике, то почти 5% маленьких детей периодически ходят на цыпочках. Причем половина из них, без всякого медицинского вмешательства, эту привычку перерастает к 5 годам.
Тем не менее, многих родителей беспокоит, что их карапуз не наступает на всю стопу, а ходит на носочках. А вдруг это признак какой-то болезни, которую важно выявить, как можно раньше?
Попробуем разобраться в этом вопросе с помощью известного детского врача Евгения Олеговича Комаровского.
Почему ребенок ходит на цыпочках?
«Передвижение маленького ребенка на носочках в большинстве случаев не является патологией» — успокаивает родителей доктор Комаровский.
Чаще всего встать на цыпочки малыша «заставляет» повышенный тонус икроножных мышц. Но, чем больше ребенок ходит, тем быстрее развиваются остальные мышцы голеностопа. И тогда карапуз встанет на всю стопу.
Вторая важная причина «балетной походки» у ребенка, по мнению Комаровского – это ходунки. Очень часто родители, купив новомодный девайс, забывают отрегулировать его под своего малыша. Поэтому кроха вынужден проводить долгое время в «полувисячем» положении, опираясь только на кончики пальцев. Неудивительно, что, научившись ходить, он будет, по привычке, передвигаться на носочках.
Кроме того, доктор Комаровский называет еще несколько причин хождения на цыпочках:
- Кроха копирует каких-то персонажей из мультиков или телепередач.
- Пол в помещении кажется ему слишком холодным или слишком грязным.
- Он просто осваивает новый вид передвижения.
Родителям, которых сильно беспокоит ходьба ребенка на носочках, Комаровский дает совет:
«Купите своему карапузу удобные ботиночки на жесткой подошве. В них малыш не сможет вставать на цыпочки и быстро избавится от этой привычки».
Когда все-таки стоит показаться врачу
Итак, если ребенок ходит на носочках только время от времени – для волнений нет причин. Но, когда малыш постоянно передвигается на цыпочках и длится это не один месяц – есть повод для тревоги. Такого «балетомана» нужно обязательно показать врачам – невропатологу и ортопеду.
Прежде всего потому что, длительная ходьба на цыпочках может вызвать атрофию икроножных мышц и ахилловых сухожилий. В этом случае врач порекомендует малышу курс массажа, а также специальную лечебную гимнастику для ног.
К сожалению, иногда хождение на цыпочках (или на пятках) – это одно из проявлений ДЦП или аутизма. Поэтому, если у ребенка есть и другие настораживающие симптомы – нужно не мешкая показать его неврологу.
Несколько интересных фактов про детскую ходьбу на цыпочках
- Желание ходить на носочках может передаваться по наследству. Так что, прежде чем ругать ребенка, спросите у своей мамы, не было ли у вас в детстве такой привычки.
- Избавиться от «балетной походки» можно быстрее, если каждый день ходить босиком по песку или морской гальке.
- Некоторые дети и после 5 лет продолжают время от времени становиться на носочки. По результатам опросов, чаще всего они это делают без видимой причины, просто потому что им так нравится.
- Занятия плаванием способствуют снятию гипертонуса с мышц голеностопа и помогают ребенку встать на всю стопу.
А еще говорит доктор Комаровский родителям: «
Если ваш ребенок здоров, нормально ест, спит и развивается, то не мучайте его хождениями по врачам. Потому что пройдет немного времени, и малыш сам начнет ходить «как все люди». Вот увидите».
В любой ли момент с рождения можно приучать ребенка к горшку или физиологическая способность контролировать мочеиспускание появляется в конкретном возрасте? Доктор Комаровский знает ответы на все эти вопросы.
Всеми уважаемый доктор Комаровский ни раз делился своим мнением по поводу приучения ребенка к горшку: и в своих книгах, и в публикациях в журналах, и в своей телепередаче. На этот раз на его официальном сайте появился новый видеоролик, в котором педиатр присущим ему понятным языком объясняет свое отношение к данному вопросу. Итак, когда и как приучить ребенка к горшку?
Дети легко приучаются к горшку. Основные сложности начинаются тогда, когда вы начинаете это делать слишком рано. Просто у нас почему-то способность ребенка ходить на горшок самостоятельно постоянно рассматривается как какая-то небывалая родительская гордость. Вот сказать подружкам, что мой САМ сходил на горшок, и услышать «Да вы что! Какой он у вас талантливый!» И поэтому сплошь и рядом возникают ситуации, когда женщина берет трехмесячного ребенка, держит его над тазиком и говорит «письп-пись-пись». Делает она это иногда час, иногда два — потом он в конце концов писает. Таким образом у ребенка быстро вырабатывается рефлекс, что тебя вот в такой неудобной позе будут держать до тех пор, пока ты не пописаешь. Поэтому когда его держат и письписькают, то он-таки письсписькает. А мама потом ходит и всем рассказывает, а весь город знает, что у жены Николая ребенок с трех месяцев сам ходит. Они сэкономили 25 подгузников за месяц, какое счастье.
Так вот медицинская наука считает, что у женщины в 21 веке есть огромное количество способов адекватного времяпровождения. Она может позаниматься фитнесом, почитать книгу, полазать по компьютеру, пообщаться с подругами, а может часами письспиьскать и хвастаться потом этим. То есть это кому как дано.
Медицинская наука считает, что устойчивые навыки мочеиспускания, его контроля никогда не появляются раньше 18 месяцев! Поэтому я настоятельно обращаю внимание, что до полутора лет темы приучения к горшку не существует. А устойчиво все это появляется в 22-30 месяцев.
Кстати, очень легко приучаются к горшку вторые и третьи дети в семье, потому что они видят, как это делают их братья и сестры. Просто дети не видят, как это делает мама, как это делает папа, поэтому у них проблемы. Если папа покажет мальчику, как это делается, он очень быстро научится. Но научить, если ты не видишь, как правильно, очень сложно.
ребенок должен чем-то (словом, жестом) показать слово «хочу», а потом мы уже покупаем вместе горшок, мы учим, как это делать. Но главное — это даже не методика, а то, что когда вы раньше времени начинаете экспериментировать, то у ребенка возникает просто ненависть к горшку или процессу. И научить его потом этому всему крайне сложно.
Всем понятно, что постоянные памперсы со временем надоедают родителям, тем более, что это не дешевое удовольствие. Но приучать малыша к горшку тоже нужно уметь и знать, как это сделать, и когда
Когда начать приучать
Евгений Комаровский детский врач, кандидат медицинских наук, популярный телеведущий советует родителям практиковать индивидуальный подход к своему ребенку:
«Не нужно ориентироваться на других! Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи»
Перед тем, как начать приучать ребенка к горшку, нужно знать все о психологии ребенка и его физическом состоянии. Главное – это коммуникабельность малыша, понимание, о чем идет речь. Ведь когда дитя не понимает, чего от него требуют, о каком горшке можно говорить. Не маловажным фактором является и физическое развитие ребенка: умение ходить, приседать и вставать самостоятельно. Если ребенку неприятны мокрые грязные штанишки – это видно и можно объяснить малышу, что этого легко избежать, присев на горшок и сделав свои дела. Только в возрасте около полутора лет ребенок способен все понять. Более раннее высаживание на горшок будет неуместным.
Формировать навык опрятности
Все дети разные. Поэтому одни малыши могут быть готовыми к пользованию горшком в год, а некоторые и в 2 года еще к этому не готовы. Мало кто из маленьких детей может выразить словами желание сходить в туалет. Поэтому родители должны обращать внимание на жесты ребенка и правильно реагировать на них. Перед мочеиспусканием или дефекацией малыш замирает, теребит нижнее белье ручкой, а уж после сделанного дела может стягивать одежду и показывать негативное отношение к мокрым штанишкам. В 2 года детишки уже способны сами снять грязное белье, если не успели родители среагировать на сигналы. И тогда может произойти конфуз. После двух лет ребенок свои желания способен озвучить, хоть и по-своему, но внимательные родители легко понимают, чего хочет малыш. Поэтому оптимальным возрастом для приучения к горшку считается именно 1,5 или 2 года.
Этапы учебы
В полтора года ребенок способен понять для чего служит предмет, который ему показывают родители. Высаживая ребенка, нужно сопровождать свои действия объяснениями – для чего это все делается и что будет в итоге. Отказываясь от памперсов, родители, должны высаживать ребенка на горшок перед сном, после сна, перед выходом из дома, после прогулки, до еды и после нее. Если у ребенка получилось сходить в туалет, его нужно обязательно похвалить – это будет приятно малышу.
Как быстрее и проще научить
Нехитрые правила помогут ребенку быстрее привыкнуть к горшку. Этот предмет должен находиться в определенном месте, не среди игрушек. Холодный горшок неприятен, поэтому выбрать его нужно, учитывая это. Нельзя позволять долго сидеть на горшке (только 5минут), иначе это может перерасти в игру. Начинать обучение лучше всего, если у малыша хорошее настроение, и он легко идет на контакт.
Приучать ребенка к горшку рекомендуется в возрастном интервале от года до трех лет. При этом следует учитывать индивидуальные особенности малыша, а также обращать внимание на признаки, которые говорят о его психологической и физической готовности. Вот что относится к таким признакам:
ребенок может более полутора-двух часов оставаться сухим;
режим дефекации более или менее стабилен;
малыш может назвать части тела, показать их;
ребенок понимает слова «какать», «писать»;
неприязнь к мокрой или грязной одежде, требование сменить подгузник;
малыш умеет самостоятельно раздеваться;
способность любым способом передать родителям слово «хочу».
Если вы обнаружили у ребенка признаки готовности, можно начинать процесс приучения к горшку. Доктор Комаровский дает такие советы:
1. Должен быть готов не только ребенок, но и взрослые. Нужно понимать, что в период перехода от подгузников к горшку родителям придется тратить значительно больше времени на общение с малышом. Нельзя учить туалетным навыкам от случая к случаю, лишь по воскресеньям или когда у вас есть свободное время.
2. Ребенок склонен к переменам в настроении, как и взрослые члены семьи. Поэтому ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда вся семья здорова и жизнерадостна.
3. Горшок должен быть удобным и теплым. Холодное сиденье может надолго отбить желание садиться на него. Желательно, чтобы горшок повторял анатомические изгибы и имел удобную спинку.
4. В первую очередь вымойте горшок и поставьте его в детской комнате, чтобы он стал привычным для ребенка предметом. Предлагайте его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда он показывает своим поведением, что ему пора.
5. В случае успеха очень-очень хвалите кроху. В случае неудачи ни в коем случае не огорчайтесь и не показывайте своего огорчения малышу.
6. Фиксируйте внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним. Пусть реализация всего процесса превратится в увлекательную игру: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы и надеть, куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, закрыть его и поставить на место. При этом после каждого удачно осуществленного действия не скупитесь на похвалу.
7. Постепенно организовывайте встречи с горшком не только тогда, когда ребенку пора, а когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживайте малыша перед сном, после сна, перед прогулкой.
8. Не нужно расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно. Поначалу они пригодятся в гостях, на прогулке, для поездок в транспорте и во время дневного сна. Но всякий раз, когда ребенок проснулся сухим и сразу уселся на горшок, обращайте внимание на то, какой он молодец, и в подтверждение этого факта демонстрируйте сухой подгузник.
9. Не стоит превращать горшок в игрушку, не поощряйте игры с ним, он должен восприниматься в качестве предмета совершенно определенного назначения.
10. Не принципиально, горшок или специальное детское сиденье для унитаза. Выбирайте то, с чем вам будет удобнее. Однако, учитывая, что особенно на первых порах процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом — также приемлемый вариант, особенно для мальчиков.
Ко мне на прием часто обращаются родители чьи дети ходят на носочках. Далеко не всегда это является патологией. Довольно часто ребенок, особенно если он только учится самостоятельно ходить, может вставать на цыпочки, в этом случае опора на всю стопу не составляет для него никакой трудности и хождение на носках проявляется изредка, чаще при ускорении шага, при попытке рассмотреть какой-либо предмет лежащий выше , при ходьбе по неровной поверхности. И совсем другое дело, когда такой двигательный паттерн существует практически постоянно, отмечается деформация стоп, асимметричная походка, затруднение подъема или спуска по ступенькам.
Что является причиной патологического подъема на носки?
Их очень много. Одной их самых частых причин этого состояния является локальное повышение мышечного тонуса, также причиной этого могут быть различные наследственные нервно-мышечные заболевания, врожденные деформации стоп, ахиллова сухожилия, патология голеностопного сустава и пр.
Почему же происходит повышение мышечного тонуса?
Локальная спастичность может являться следствием поражения центрального мотонейрона пирамидных путей из-за тех или иных отрицательных влияний на структуры головного мозга плода во время беременности, родов. В зависимости от степени негативного воздействия на стр-ры головного мозга могут формироваться различные формы детского церебрального паралича. Само по себе повышение тонуса в той или иной группе мышц вызывает различные двигательные нарушения, в том числе нарушение походки.
Что делать, если ребенок ходит на носках?
Конечно, обратиться к врачу. Это может быть, например, невролог или ортопед.
Какие исследования выполняются в ОКДЦ для постановки правильного диагноза?
Объем исследований определяется после осмотра ребенка, это может быть и МРТ головного мозга или спинного мозга и электронейромиография, и различные анализы крови, например КФК. Все эти исследования можно выполнить в условиях ОКДЦ.
Чем и как нужно лечить это состояние?
Если причиной ходьбы на носках является нервно-мышечное заболевание, то это поддерживающая метаболическая терапия, в случае выявления первично-ортопедической патологии -то коррекция с использованием стелек, различных физиопроцедур, иногда -оперативное лечение. Если же причиной подъема на носки у ребенка является локальная спастичность, то, безусловно, золотым стандартом для ее коррекции является терапия ботулотоксином.
А в чем суть этой терапии?
Это процедура, когда таргетно в спастичные мышцы вводится ботулотоксин типа А с целью их расслабления, улучшение ходьбы и в том числе опоры на всю стопу.
Есть ли противопоказания для этой процедуры?
Их крайне мало, это гиперчувствительность к любому компоненту препарата в анамнезе воспалительный процесс в месте предполагаемой инъекции, острая фаза инфекционных заболеваний, беременность и некоторые другие.
Как выполняется процедура?
Она представляет собой несколько инъекций в заинтересованные мышцы, в случае необходимости с применением УЗИ контроля.
А с какого возраста возможно применение ботулотоксина?
В педиатрической практике разрешено применение с 2-х лет. В целом чем раньше начато лечение, тем лучше отдаленные прогнозы, например, меньше вероятности развития стойких деформаций стоп.
Используется ли этот метод лечения в ОКДЦ?
Да, конечно. Сначала нужно пройти консультацию детского невролога, для определения показаний к терапии, объема вводимого препарата, а затем уже записаться на саму процедуру. После выполнения инъекций препарата в течение 20-30 минут надо будет находится в центре для оценки состояния ребенка после процедуры.
Записаться на консультацию к детскому неврологу можно по телефону регистратуры 8(863) 227-00-00.