Достижения ребенка всегда являются радостным событием в жизни его любящих родителей. Первые месяцы жизни помимо бессонных ночей приносят и много положительных моментов — первая улыбка, первое «агу», самостоятельное сидение. И, как правило, в конце первого года жизни детки начинают делать свои, пока еще несмелые, первые шаги.
Не существует строгих правил или норм начала хождения. Этот параметр развития младенца очень индивидуален и зависит в первую очередь от самой крохи. Среднестатистические данные говорят, что свои первые шаги ребенок делает в интервале от десяти месяцев до полутора лет.
Готовность малыша
Тело ребенка должно быть готово к предстоящим нагрузкам. Намного лучше, если малыш сначала досконально освоит технику ползания и бегания на четвереньках. Хождение для ребенка является очень большим трудом, который требует концентрации и существенных затрат энергии. По этим причинам не стоит увлекаться ранним «шаганием».
Лучший стимул — любознательность
Добиться от ребенка, чтобы он сделал то, что ему не интересно — очень трудно. Поэтому лучшим стимулом для достижения чего-то нового является любознательность.
Благодаря этому у ребенка появится стимул сделать несколько шагов, чтобы достичь заветной цели. Первые разы, скорее всего, ему необходимо будет держаться за что-то — стулья, кресло, поэтому проследите, чтобы опоры были надежными и не перевернулись. Со временем постарайтесь оставлять некоторое расстояние между предметами мебели, чтобы ребенок был вынужден делать несколько шажков самостоятельно.
Первые его шаги страхуйте и поддерживайте. К сожалению, нередки случаи, когда после падения у крохи появляется страх — в таком случае отложите на некоторое время обучение. Не забывайте хвалить ребенка за его даже небольшие успехи.
Подражание
Дети очень любят копировать поведение и подражать другим детям. Поэтому гуляйте чаще с ребенком в парковых зонах или на детских стадионах, где есть много бегающих и ходящих малышей. Рассказывайте своему чаду о том, что делают другие дети — «девочка бегает», «мальчик ходит», инстинкт подражания работает на подсознательном уровне.
Самостоятельность
К тому же не стоит увлекаться тренировкой хождения, придерживая малыша подмышки. В таком случае у него может развиться неправильная осанка, а также деформация голени и стопы, и самостоятельность передвижения будет затруднена.
Если вы уверены, что «помощник» вашему ребенку необходим и твердо намерены приобрести его, то пусть это будут так называемые «вожжи» (охватывают грудную клетку ребенка), также можно использовать специализированные каталки, которые необходимо катить впереди себя. Поддерживайте малыша за кисти рук и предплечья или за одну руку, можно придерживать и за капюшон, но проверьте, чтобы одежда не давила на горло. При ходьбе следите, чтобы ребенок не заваливался вперед и не прогибал спину.
Больше двигайтесь
Как только ваш ребенок встал на ножки, постарайтесь свести время нахождения в коляске на прогулке к минимуму — используйте ее лишь в качестве транспорта до места назначения.
Массаж
Если вы приучили кроху с рождения к ежевечернему массажу, то продолжайте его, сделав акцент на спинке и ножках. А если ваш малыш еще не знаком с этой процедурой — приступить никогда не поздно. Боитесь сделать что-то не так — можно обратиться к специалисту, заодно и «подсмотрев» некоторые упражнения для домашней практики.
Падения
Когда ребенок обучается делать свои первые шаги, то падения становятся неотъемлемой частью данного процесса. И как бы пристально вы не следили за ребенком, избежать вам их не удастся. Поэтому для вас самое главное — выработать правильное отношение к ним.
Ребенок чутко ощущает ваш страх, который моментально овладевает и им тоже, перенимать эмоции родителей — это все на уровне инстинкта самосохранения. Поэтому перестаньте бурно реагировать каждый раз, когда кроха внезапно оказалась на «пятой точке», иначе можете надолго отбить у ребенка желание научиться ходить.
Свобода движений
Играйте чаще в активные игры — помогите крохе залезть на лесенку или лавочку. Можно также дома устроить для карапуза, который уверенно ползает на четвереньках, своеобразную «полосу препятствий» с мягкими кубиками, валиками, скрученными одеялами и подушками. Но при этом обратите внимание, что вокруг не должно быть неустойчивых предметов или острых углов.
В каждом малыше самой природой заложен мощный стимул к разнообразному движению. Поэтому маме и папе не стоит беспокоиться, что их чадо пошло позже, чем соседский малыш или ребенок подруги — все дети индивидуальны и все они стремятся освоить что-то новенькое, однако у некоторых это получается раньше, а у некоторых — позже. Главное, будьте терпеливы, избавьте малыша от стрессов постоянных причитаний «иди-иди» и не давите на него — так он быстрее научится ходить и скоро порадует вас своими уверенными первыми шагами.
Советы о том, как научить ребёнка ходить самостоятельно, актуальны не для каждого родителя. Большинство детей развиваются в соответствии с возрастными физиологическими нормами и необходимости в их произвольном обучении не возникает. Ведь ходьба – навык, приобретаемый ребёнком самостоятельно в естественном процессе психомоторного развития.
Среднестатистический младенец начинает ходить в 1 год жизни. При этом интервал приобретения данного навыка составляет от 9 до 15 месяцев. Подробнее об этом читайте тут: «В каком возрасте ребёнок ходит?». Обычно упитанные дети, отличающиеся рыхлой структурой тела, начинают ходить позже своих сверстников, хотя и не всегда. Недоношенные дети, появившиеся на свет преждевременно, ходят, в среднем, ближе к 18-ти месяцам.
Если к положенному сроку ребёнок не приобретает этот навык самостоятельно, с целью исключения возможной патологии развития необходимо, по согласованию с участковым педиатром, показать малыша профильным специалистам – ортопеду и неврологу. Возможно, врачи назначат лечебный массаж и специальную гимнастику. В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные обследования у других специалистов.
Если врачи заверили, что с вашим чадом всё в порядке, просто надо немного подождать, с их разрешения можно начинать выполнять специальные упражнения. Часть из них те же, что и в статье «В каком возрасте ребёнок стоит?», поскольку необходимо сначала научить малыша стоять без опоры и удерживать равновесие. Здесь приведём лишь те упражнения, которые связаны непосредственно с обучением хождению и предназначены для детей с 9-10 месяцев жизни. Для их выполнения требуется, чтобы кроха уже умел переступать, держась за руки взрослых.
Как научить ребёнка ходить с помощью упражнений?
- Пусть ребёнок стоит и держится за ручки своей прогулочной коляски. Вы должны стоять за ним и страховать его, не давая упасть. Когда коляска начнёт двигаться вперёд, малыш будет следовать за ней, делая шаги в сторону её движения. Во избежание падения крохи следите, чтобы коляска не двигалась слишком быстро, и он успевал переступать.
- Возьмите 2 гладкие палки типа шестов высотой немного выше роста ребёнка, за которые ему будет удобно держаться. Чтобы малыш не упал, опираясь на палки, сверху его ручек положите свои. Медленно переступайте вместе с ним, переставляя палки, по аналогии с лыжными палками. Это одно из наиболее эффективных упражнений, призванных научить ребёнка ходить самостоятельно.
- Расположите ребёнка внутри обруча, а сами, передвигая обруч в разные стороны и страхуя кроху от падения, подталкивайте его к разным движениям: вперёд, назад, по кругу.
- Натяните между мебелью на высоте коленей ребёнка верёвку. Подведите малыша к ней, и, держа за руку, вместе переступите через препятствие. Затем пусть переступает только ребёнок, а вы лишь поддерживайте его за руку. Данное упражнение способствует выработке навыка удерживать равновесие и координировать свои движения.
- Для выполнения данного упражнения никакого инвентаря не требуется. Просто всюду водите ребёнка за ручки, следуя за ним.
Пройдёт несколько месяцев, а может быть, и раньше, и ваша прямая поддержка больше не потребуется, так как малыш решится на самостоятельные шаги. Но всё равно следуйте рядом и контролируйте кроху, ведь для маленького человека вокруг столько опасностей!
Приспособления для обучения детей ходьбе
Первое слово, которое мысленно возникает на уровне ассоциации к вопросу «Как научить ребёнка ходить?» — это ходунки.
Ходунки представляют собой специальное устройство, при помощи которого малыш, ещё не научившийся ходить самостоятельно, может свободно перемещаться по квартире, отталкиваясь ногами от пола.
Виды детских ходунков
Современная промышленность выпускает большое разнообразие детских ходунков, отличающихся своими конструктивными особенностями.
Классические (обычные) детские ходунки изготовлены из рамы на колесах с сидением для младенца.
Детские ходунки-трансформеры — это устройство, обладающее функциями обычных ходунков и специальной качалки. Кроме того, они могут регулироваться по высоте. Малыш может как доставать до пола одними носочками, так и вставать на полную стопу.
В настоящее время среди врачей нет единого мнения по поводу использования ходунков. Считается, что неоправданно длительное их применение может спровоцировать искривление позвоночника и деформацию ног малыша.
Чтобы научить ребёнка ходить самостоятельно, приобретение ходунков вовсе не обязательно. Тем не менее, на определённом этапе развития малыша это приспособление способно здорово облегчить жизнь мамы, бдительно и неусыпно следящей за каждым движением маленького непоседы.
Условия правильного использования ходунков
Итак, дабы использование ходунков приносило лишь пользу, должны быть соблюдены следующие условия:
- выбирайте для покупки качественные ходунки, выпускаемые надёжными производителями;
- не следует помещать в ходунки младенца, не умеющего сидеть самостоятельно;
- время нахождения ребёнка в этом устройстве должно быть дозированным, чтобы не создавать излишнюю нагрузку на спину и тазобедренные суставы. Начинайте сажать малыша в ходунки сначала на 3 минуты, постепенно увеличивая время пребывания в них до 40-ка минут;
- во избежание травматических ситуаций не оставляйте кроху в ходунках без присмотра;
- использование ходунков должно происходить в сочетании с ползанием и другими видами двигательной активности младенца. Последнее необходимо для развития у малыша чувства осторожности, лежащего в основе инстинкта самосохранения.
Ещё одним приспособлением для обучения ходьбе являются вожжи-поводок. Это страховочная конструкция из ремней, напоминающая шлейку для собаки. Вожжи-поводок предназначены для детей, уже способных перемещаться без посторонней помощи, но ещё недостаточно хорошо координирующих движения. Благодаря данному приспособлению взрослый помогает малышу удерживать равновесие и предотвращает его падение.
На этапе обучения ходьбе большое внимание необходимо уделять безопасности малыша. В этом возрасте он очень уязвим. Бывает так, что упав, кроха травмируется, пугается и на некоторое время оставляет попытки вставать и ходить, предпочитая более безопасный способ передвижения — ползание.
Чтобы научить ребёнка ходить самостоятельно, не оказывайте на него давления и ни в коем случае не заставляйте это делать. Проявите терпение и ждите, когда малыш снова отважится передвигаться в вертикальном положении. Это произойдёт очень скоро. Успеха!
И в завершении статьи немного юмора из рубрики «Великие мысли Великих женщин»:
Один из важнейших этапов развития малыша – попытка самостоятельно ходить. Стоя открывается лучший обзор и возможность все-все проверить своими руками. Согласно педиатрическим нормам развития, ребенок учится ходить в период с десяти до восемнадцати месяцев. Конечно, родители хотят помочь крохе поскорее овладеть этим навыков. Как не навредить, какие игрушки можно использовать, какие упражнения помогут малышу пойти быстрее?
Основы самостоятельной ходьбы
Чаще всего ребёнок сначала учится хорошо и быстро ползать на четвереньках, затем встает у опоры. Для родителей это первый сигнал: малыш готовится к вертикализации. Важно в этот момент не торопить ребенка и не предпринимать сразу активных действий (не водить за руки, не оставлять у опоры надолго). Для неокрепшего позвоночника это может быть крайне вредно. Малыш должен сначала отработать навык вставания, затем – стояния, и только потом он совершит у опоры первые шаги в бок. Этот поэтапный процесс занимает месяцы, наберитесь терпения, кроха будет ходить самостоятельно.
Часто малыши сами подолгу стоят у опоры, родители радуются такому умению и поощряют. Будьте внимательны! Часто это происходит, потому что ребенок просто не умеет спустится обратно вниз. А в положении стоя основная нагрузка приходится на неокрепший поясничный отдел. Обязательно контролируйте время стояния малыша, помогите ему спуститься вниз. Пусть он лишний раз доползет до опоры и встанет.
Как только родители видят первые попытки малыша шагнуть, им сразу же хочется гулять с крохой за ручку. Помните: шаг вдоль опоры и шаг вперед – это две совершенно разные механики действий. Обучиться им тело и мозг ребенка должны последовательно. Сначала шагу в бок, затем вперед-назад. Часто родители вмешиваются в процесс и начинают водить ребенка за ручки, тем самым сбивая биологический «настрой» и отдаляя начало самостоятельной ходьбы.
Выполняем упражнения
Мы рассказали о том, что делать нельзя. А что же можно? Разнообразить гимнастические упражнения! Большинство родителей с первого месяца жизни ребенка делают массаж и гимнастику согласно возрасту. Обычно комплекс делится на блоки 0-3, 3-6, 6-9, 9-12 и его основы показывают в детской поликлинике (так же можно найти многочисленные видеоуроки в интернете). Обучение ходьбе обычно приходится на последний блок. Итак, какие упражнения помогут малышу научиться ходить без поддержки?
- Приседания. Пусть ребенок схватится за палочку или кольца. Взрослый тоже их держит и задает крохе движение: встали, сели. Будьте готовы, что малыш будет поначалу «разваливаться» во все стороны. Ваша задача показать, как сгруппироваться, какие мышцы задействовать при вставании. Пока равновесие вы держите за малыша (контролируя его палочкой или кольцами).
- Гусиный шаг. Посадите ребенка на корточки, придерживая спину, и выполните его ножками «гусиный шаг». Обычно это упражнение очень веселит малышей.
- Лесенка. Задача этого упражнения – помочь отработать вставание. Если у вас в доме есть лестница, тренируйтесь прямо на ней. Если лестницы нет, сделайте ступеньки из коробок или книг. Покажите малышу очередность движений: одна нога коленом на ступеньке, вторая – с опорой на стопу. Здесь важна скоординированность движений.
- Ходьба с поддержкой. Данный вид движения должен присутствовать именно как физическое упражнение, в общей сумме не дольше 15 минут за целый день. Не рекомендуется первое время водить ребенка за руки (в том числе, поддерживая подмышки или за локоть), ведь он совсем не держит равновесие. Риск травмировать суставы рук очень высок. Как этого избежать? Сделайте «вожжи» из полотенца, пропустив его под руками ребенка. Так вы сможете поддерживать ребенка под грудную клетку максимально надежно и бережно.
Используем игрушки
Яркие музыкальные игрушки смогут стать отличным тренажером по обучению ходьбе. Начинать следует, как только малыш твердо, не качаясь, встал у опоры. Разместите любимую/новую игрушку чуть дальше расстояния его руки. Любопытство заставит сделать шаг к игрушке. Постепенно отдаляйте интересующий малыша предмет. Так, маленькими шажочками, он начнет двигаться вдоль опоры.
Когда активность ребенка возрастает, часто родители приобретают ходунки или толкар (в переводе «машина для толкания»). Современные производители предлагают на базе этих вещей настоящие игровые центры. Их оснащают всевозможными звуковыми эффектами, сортерами, наглядным материалом. В чем отличие этих приспособлений? Толкар предназначен, как это видно из самого названия, для толкания. Ребенок идет сзади игрушки. Ходунки дают круговую опору: ребенок находится внутри них. Нельзя сказать, что ходунки тем самым безопаснее. Малыш не может самостоятельно их покинуть, при этом сохраняется риск переворачивания всей конструкции. Толкар кроха может отпустить в один момент, приземлиться на четвереньки и продолжить игру. Однако врачи обращают внимание родителей: и ходунки, и толкар можно использовать только детям, не имеющим проблем двигательного развития. Так же важно соблюдать меру во времени пользования. Дело в том, что и толкар, и ходунки меняют механику движения: точка равновесия ребенка смещена относительно нормальной ходьбы. Чтобы это положение не закрепилось в мозгу как основное, не давайте малышам по полдня проводить с подобными устройствами.
Отдельное слово надо сказать о прыгунках. Их часто крепят в дверной проем и наблюдают, как малыш веселиться, прыгая. Прыжки для данного возраста очень и очень опасны. Обратите внимание, в повседневной жизни годовалый кроха практически не может устроить себе батут. Он еще не способен попрыгать на родительской кровати. Природа бережет позвоночник маленького человека.
Умение свободно стоять — навык, который в среднем формируется в 11 месяцев, но фактически возрастной диапазон для этого умения очень широк. Некоторые особенно быстрые в развитии дети могут научиться свободно стоять уже в 9 месяцев, подавляющее большинство обнаруживает этот навык в конце 11-го месяца. Но не стоит беспокоиться, если дети не торопятся и приходят к этому только в 14 месяцев. Часто это именно те дети, которые начинают рано и быстро говорить и хорошо владеют мелкой моторикой.
Чтобы выпрямиться и встать свободно, мышцы должны быть хорошо натренированы и иметь необходимое напряжение. Не менее важно, чтобы дети научились ощущать свои ступни. Если голеностопные суставы чрезмерно гибкие, детям сложно на них вставать. После консультации с физиотерапевтом вам может потребоваться в качестве исключения надеть обувь для детей, даже если они ещё не ходят, чтобы обеспечить голеностопным суставам необходимую поддержку.
Особенности возраста 11 месяцев
Навыки последних этапов — ползание, сидение и вставание у опоры — становятся всё более естественными. Мышцы укрепляются, движения более скоординированы. Ребёнок легко поднимается по лестнице и преодолевает препятствия, и его невозможно остановить в стремлении двигаться и исследовать.
Вещи на полках или комодах, ранее находившиеся вне досягаемости, вызывают у ребёнка любопытство. Он подтягивается, ставит ноги врозь, выпячивает живот и держится теперь только одной рукой. Другой можно играть абсолютно свободно.
Положение стоя нужно практиковать и стабилизировать. Для этого ребёнок раскачивается вверх-вниз и вправо-влево. Этот перенос веса из стороны в сторону называется «прибрежным судоходством». Если ребёнок держится за мебель, а сзади ему протягивают игрушку, он может развернуться:
Но как ребёнок снова возвращается вниз? Либо он кричит, пока кто-нибудь не придёт на помощь, либо просто падает на попу. Другого пути обычно нет.
Первые «попытки ходьбы» начинаются с рук и ног. Окончательно освоив положение на четвереньках, дети начинают пробовать так называемую медвежью стойку:
Для этого ребёнок выпрямляет ноги и поднимает ягодицы кверху. Вначале он может ходить в таком положении недолго, и потом снова возвращается к ползанию на четвереньках. Но вскоре малыш сможет преодолевать всё большие расстояния в медвежьей стойке. Этот тип передвижения укрепляет мышцы торса и ног и развивает координацию рук и ног.
Первые шаги в вертикальном положении ребёнок делает в сторону, вдоль мебели. Позже для опоры будет достаточно и гладкой стены.
Положение стоя со свободными руками получается у ребёнка случайно, когда малыш отвлекается и отпускает обе руки. Внезапно он стоит свободно (без опоры на руки), хотя все ещё не чувствует себя уверенным, стоит с согнутыми пальцами ног и ссутуленными плечами. С предметом в руке, например, ложкой для помешивания, стоять становится проще; у ребёнка просто возникает ощущение, что он держится за опору:
Развитие рук и ног
В этом возрасте начинает играть с мячом и учится его катать. Катает вперёд и назад машинки. Малыш хлопает в ладоши — пальцы и запястья выпрямлены.
Прежде чем ребёнок побежит вперёд, он будет ходить боком. Это укрепляет маленькие мышцы стопы и развивает своды стоп.
Другие навыки
В этом возрасте ребёнок начинает использовать первые слова осознанно. «Папа» и «мама» употребляются правильно по отношению к человеку.
Социальное поведение
Ребёнок даёт и берет игрушки по подсказке (игра «пожалуйста и спасибо»).
Рекомендации по игре и движению
Слегка приподнятые игрушки — стимул сидеть прямо. Всё чаще и чаще вы будете видеть, как ваш ребёнок играет в вертикальном положении. Позвольте вашему ребёнку играть босиком, тогда он будет более активно чувствовать пол, и благодаря этому его восприятие и равновесие будут развиваться интенсивнее. Ещё придёт время для обуви!
Малыш не хочет ходить – такой запрос многие родители вбивают в поиск и ищут решение проблемы. Но если, например, ребёнок в 1,1 не ходит – это точно проблема? Как маме увеличить интерес к ходьбе и в каком возрасте это нужно делать?
Разбираемся вместе в статье.
Ребёнку 1,1 и он не ходит: норма или повод для консультации у специалиста?
Прежде чем ребёнок отпустит опору и пойдёт сам, он проходит закономерные этапы двигательного развития:
- встаёт у опоры, держась за неё руками;
- ходит в бок вдоль опоры, держась двумя руками за неё;
- разворачивается корпусом вперёд и начинает ходить вперёд, держась одной рукой за опору.
Но один факт для всех этих случаях одинаков – малыш имеет право НЕ ходить до 18 месяцев (1,5 лет)! И это норма для детей без особенностей развития и нюансов в здоровье.
Поэтому если окружающие требуют водить ребёнка, когда ему исполнился год, не обращайте внимание и ждите самостоятельных шагов. Если же соблазн водить грудничка слишком сильный, то:
Станьте массажистом для своего ребёнка
Пока одни мамы ждут очереди на массаж и упускают возможности развития своего малыша, другие занимаются дома сами и получают результат!
Простые способы научить ребёнка ходить самостоятельно
Ребёнок, начинающий ходить, сразу не может похвастаться идеальной координацией движений и уверенной походкой. Для этого ему требуется 4-6 месяцев активной практики. Чем больше он ходит, тем лучше координирует свои движения и ловит баланс. Поэтому я предлагаю создать малышу условия, при которых он будет САМ хотеть больше ходить.
Вот несколько хитростей-игр для стимуляции ходьбы возле опоры. Со временем грудничок начнёт отпускать её и делать свои первые шаги без помощи извне:
Одно из самых запоминающихся событий в жизни семьи – это первые шаги малыша. Когда ребенок начинает ходить самостоятельно, он осваивает новые для себя пространства, открывает для себя все пространство большого мира. Нередко родители даже спорят, когда, в каком возрасте дети начинают ходить – сначала держась за опору, а потом и самостоятельно? Кто станет счастливцем и запечатлеет в памяти первый шажок? Конечно, в медицине существует понятие нормы для мальчиков и девочек, но каждый малыш индивидуален, поэтому сроки колеблются в определенных пределах.
В каком возрасте дети встают на ножки и начинают ходить
Ребенок всеми силами пытается передвигаться в пространстве еще задолго до того, как он начинает ходить сам, примерно в годовалом возрасте. Передвигаться ползком дети могут уже к семи месяцам, но делают они это по-разному. К 9-10 месяцам они могут развивать относительно высокую скорость передвижения ползком – и это норма. Следующим этапом, малыши постепенно начинают вставать у опоры, подтягиваясь, держась руками за опору и вставая на ножки. Все, начало положено. Ребенок сразу опирается на всю стопу у опоры, переступая ножками и держась руками или начинает ходить «на цыпочках». Через некоторое время, по мере того, как станет увереннее держать равновесие, ребенок должен начать ходить, отпуская руки и неуверенно переставляя ножки.
В норме все дети, как девочки, так и мальчики, начинают ходить самостоятельно к своему первому дню рождения.
Однако точный срок, во сколько месяцев ребенок начинает ходить, зависит от определенных факторов, чаще всего, это происходит к возрасту 1 года, но сроки могут варьировать в пределах 9-13 месяцев. Уверенно ходить сами, практически без помощи взрослых, дети начинают после 15-16 месяцев. А через пару месяцев – малыши могут бегать, все быстрее и увереннее.
Что влияет на срок, когда ребенок начинает ходить самостоятельно
Во многом то, в каком возрасте ваш ребенок, будь то дочка или сыночек, начинает ходить самостоятельно, зависит от нескольких факторов, о которых мы поговорим немного подробнее.
Вес малыша.
Во многом сроки освоения навыка зависят от массы тела ребенка: пухлые, крупные детишки начинают ходить позже своих худеньких ровесников. Это и понятно, удерживать равновесие им сложнее, их вес больше, нужно поддерживать баланс тела более основательно. Если вес не выходит за границы возрастной нормы, просто уделите больше времени занятиям с малышом, он быстрее научится ходить. Если же масса тела выше нормы, совместно с педиатром стоит пересмотреть питание, особенно при наличии наследственной предрасположенности к полноте. Дополнительно этим карапузам рекомендуют больше ползать, делать гимнастику и плавать.
Наследственная предрасположенность.
Если ваш кроха пока не торопится делать первые шаги, уточните у своих родителей, во сколько лет вы сами, будучи детьми, начинали ходить. Особенности развития детей имеют генетическую природу, они реализуются по заложенной «семейной» программе.
Страх из-за предыдущих неудач.
Если ребенок начинает ходить, пусть даже с поддержкой, но падает и получает травму или чего-то сильно пугается, передвигаться самостоятельно он начнет в чуть более позднем в возрасте. Малыш запоминает неудачный опыт, всячески избегая повторения ситуации. Поэтому вставание на ноги или попытки делать шаги могут встречать настойчивый протест. Важно терпение и побуждение к новым попыткам. Некоторые дети могут долго решаться, пока не попробуют снова ходить.
Ребенок начинает ходить только на носочках
Нередко родителей беспокоит, что ребенок начал ходить «на цыпочках», при этом он активен, передвигается быстро и одинаково задействует обе ножки. Если это малыш, которому нет двух лет и кроме данного факта никаких жалоб нет, переживать не стоит. Это вполне нормально. Дети осваивают новые навыки и способы передвижения, в том числе и хождение на носочках. Беспокоиться нужно, если при ходьбе возникают серьезные затруднения, есть деформации стопы или другие жалобы. Если же ребенок может вставать на всю стопу, но предпочитает такой способ хождения – подождите, малыш освоится и начнет ходить нормально.
Как правильно начинать, как помочь ребенку научиться ходить
Важно не торопить малыша и не форсировать обучение новым навыкам. Если кроха освоил активное ползание и вставание у опоры, держась за мебель, можно уже примерно определить, через сколько ребенок начнет ходить. 4-6 недель для закрепления навыков стояния и хождения у опоры, и малыш попробует отпустить руки, стоять и затем шагнуть. Нужно только стимулировать, поощрять его к самостоятельным шагам, хвалить за любые попытки делать шаги.
Стоит регулярно тренироваться, по возможности, делая это босиком. Нужно поддерживать ребенка за ручки или под мышками, чтобы он опирался на ножки, на всю стопу и делал шаги. Какой бы ни была удобной и мягкой первая детская обувь, всю механику движения кроха может прочувствовать только голой стопой.
Чтобы ходить с поддержкой, а затем и самостоятельно, необходимо достаточно места и удобная экипировка. Малыши быстро усваивают изменения окружающей ситуации. Если они могут передвигаться около опоры, достигая своих конечных целей, им нет необходимости отпускать руки и шагать самостоятельно. Кроме того, играет роль и неудачный опыт передвижения, падения и даже реакции на это окружающих. Поэтому создайте удобное, свободное и безопасное пространство для ходьбы, чтобы избавить малыша от травм и страха.
Эволюция навыка хождения
Во многом тот факт, во сколько месяцев ребенок начинает ходить самостоятельно, зависит от освоения предыдущих умений. Малышу нужно отточить навык ползания и хождения у опоры. Когда он будет уверенно это делать, наступает следующий период – шажки с опорой на руки родителей и поддержкой хотя бы за одну ручку.
Только после этого следуют первые неловкие и робкие самостоятельные шаги. Пока еще сложно дается изменение темпа ходьбы, сложно оценить способности тела, поэтому могут быть и семенящие шажки, и размашистые, резкие движения. Пока еще дети быстро устают от хождения, поэтому нужно проявить терпение и не формировать освоение этого сложного нового способа движения.