Нет ничего хорошего в том, чтоб ставить ребенка на коньки в три года. Нормально научить кататься в 4,5-5 лет, показать хоккейную секцию в 5-6 лет, и если ему понравится, то водить. Еще бы нормальней было это делать в 7 лет, но к сожалению реалии таковы, что если вы поставите на коньки в 7 лет и отправите в хоккей, то большие шансы сильно отстать, поэтому в современном мире возраст 5-6 лет предпочтительней, увы. Никаких преимуществ перед другими видами спорта в хоккее нет, поэтому выбирать судьбу хоккеиста ребенку в 3 года абсолютно глупо. Ничего это ему не даст, никаких абсолютно преимуществ.
Лучше всего в 3 года играть с ребенком на площадке, развивать моторику, ловкость, мышление за счет игры с камушками, пластилином и так далее. Именно мелкая моторика развивает мозг детей в таком возрасте, а вовсе не школы раннего развития с их математикой и английским.
Так что лепите, играйте в догонялки и смотрите, к чему ребенок тянется. Делайте профилактику плоскостопия, не давайте гулять в кроссовках и уггах. Не тяните в хоккей насильно, потом больней падать будет, если не угадаете.
В ссылке на инстаграм явно какие-то безумные родители. Этот ребенок вообще не катается, а ходит по льду. Оттого что ребенок в 4 года научится крутить улитки, в хоккей лучше играть не станет.
Нет ничего хорошего в том, чтоб ставить ребенка на коньки в три года. Нормально научить кататься в 4,5-5 лет, показать хоккейную секцию в 5-6 лет, и если ему понравится, то водить. Еще бы нормальней было это делать в 7 лет, но к сожалению реалии таковы, что если вы поставите на коньки в 7 лет и отправите в хоккей, то большие шансы сильно отстать, поэтому в современном мире возраст 5-6 лет предпочтительней, увы. Никаких преимуществ перед другими видами спорта в хоккее нет, поэтому выбирать судьбу хоккеиста ребенку в 3 года абсолютно глупо. Ничего это ему не даст, никаких абсолютно преимуществ.
Лучше всего в 3 года играть с ребенком на площадке, развивать моторику, ловкость, мышление за счет игры с камушками, пластилином и так далее. Именно мелкая моторика развивает мозг детей в таком возрасте, а вовсе не школы раннего развития с их математикой и английским.
Так что лепите, играйте в догонялки и смотрите, к чему ребенок тянется. Делайте профилактику плоскостопия, не давайте гулять в кроссовках и уггах. Не тяните в хоккей насильно, потом больней падать будет, если не угадаете.
В ссылке на инстаграм явно какие-то безумные родители. Оттого что ребенок в 4 года научится крутить улитки, в хоккей лучше играть не станет.
Спасибо за ответ, еще говорят мол в Канаде в 2-3 года детей ставят, и оттого у них такая техника.
И да, я понимаю что вас вряд ли это остановит, и вы все равно пойдете в какую-нибудь подкаточную школу с 3-4 лет. Но запомните хорошенько следующее. Во всех подкаточных школах занимаются профанацией и вам там НИКОГДА не поставят катание и не научат правильно держать клюшку, этим основам из основ. И делать там нечего в таком возрасте. Подкаточные школы хороши только для получения дополнительного объема катания или игровой практики, если в клубе не проходите в состав в 8-9 лет. А мастеров, которые способны поставить катание, дриблинг настоящий бросок, взрывной рывок — единицы. И вы их в 3 года точно не найдете. Как-то так.
В Канаде нет особой техники, просто у них в детях в 7-8 раз больше хоккеистов, оттого большие возможности для селекции
Развитие ребенка первого года жизни происходит в определенных временных рамках. Ко второму месяцу жизни ваш ребенок хорошо держит голову, следит за предметом, гулит, улыбается; в 3-3,5 месяца – переворачивается на бочок; в 4,5-5 – осуществляет поворот со спины на живот, берет игрушки; в 7 месяцев – сидит, ползает с 8, в 10-11 – встает у опоры и начинает самостоятельно ходить до полутора лет.
В целом по общепринятым представлениям – отсутствие темповой задержки развития важный показатель здоровья. Но бывает и так, что при относительно неплохом психомоторном развитии возникают некоторые нарушения в общей гармонии движений, «дискомфорт», который настораживает внимательных родителей. Диапазон жалоб очень широк – от стойкого наклона головы в одну сторону с 1,5-2 месяца до значительной ассиметрии в движениях, нарушения походки после года. Конечно, грубые аномалии выявляются уже в роддоме. Например, врожденная мышечная кривошея, поражения нервов плечевого сплетения (ручка малыша «вялая», разогнута во всех суставах, приведена к туловищу), врожденная деформация стоп и т. п.
Многие другие заболевания нервно-двигательной системы, как правило, диагностируются на протяжении первого года жизни, обычно при тесном сотрудничестве невролога и ортопеда. Поэтому сейчас даже пытаются выделить нейроортопедию как самостоятельную область в медицине.
Раннее распознавание нейроортопедических проблем, нарушений в развитии костей и функций суставов очень существенно, так как по мере роста и развития ребенка проявление этих состояний может усиливаться и соответственно – больше лечебных мер потребуется, чтобы справиться с болезнью.
Первое обследование происходит, в среднем, от 1,5 до 3 месяцев. Этот осмотр «фундаментальный». Тщательно собираются сведения о течении беременности и родов, оцениваются жалобы, ребенок осматривается (не удивляйтесь, что сам осмотр занимает не так много времени – здесь длительность может утомить ребенка и угнетать его ответные реакции). Если возникают подозрения на нарушения в двигательной сфере, то при последующем осмотре (например, через 1 месяц) – самое главное, понять, усугубляются ли эти признаки. К тому же часто нам помогают и дополнительные инструментальные методы диагностики – УЗИ шейного отдела позвоночника и головного мозга, УЗИ тазобедренных суставов, рентгенография (по строгим показаниям), электронейромиографическое исследование (анализ активности мышечных и нервных волокон). Но еще раз повторяю, что многие аномалии формы тела и функций движения у маленького ребенка диагностируются четко и окончательно путем сравнения в динамике.
Остановимся на основных моментах: «на что обратить внимание?» (частый вопрос родителей). Очень трудно дать ответ в простой форме, но, чтобы было понятно, пусть звучит так:
- положение туловища
- объем движений
- наличие асимметрии в двигательной сфере.
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание».
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» — прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
На сайте с 06.04.12
Сообщения: 783
В дневниках: 8
Откуда: Широкая
_________________
Просторный частный детский сад «БЭБИ ДОМ», ул.Лежена, 16 Тел.375-10-01
Идет набор в группу полного дня!
Логопед, подготовка к школе
На сайте с 12.07.08
Сообщения: 46269
В дневниках: 6168
Откуда: Новосибирск, Октябрьский район, Плющихинский ж/м, Татьяны Снежиной
На сайте с 11.02.10
Сообщения: 33493
В дневниках: 2634
Откуда: Новосибирск, пл. Калинина
На сайте с 26.06.07
Сообщения: 23765
В дневниках: 9788
Откуда: Екат-Нск-Tallinn
у меня дочке почти три года и она тоже часто просится на руки, но у меня никогда не возникает мысли из принципа отучать ее от рук
еще как вариант — попробуйте каталку на палочке или машинку на веревочке, в нашем случае срабатывает кукольная коляска. Либо велосипед с ручкой купите ему и на нем катайте. Масса вариантов Я со своей только с беговелом гуляю, ни о каких руках речи и не заходит в таком случае
Добавлено спустя 9 минут 18 секунд:
А что стряслось с колясками — их отменили?
Я своих катала лет до 4х точно, мне самой так было удобнее. Потом ребенка на самокат и вперед. Таскаться черепашьим шагом — не для моего темперамента.
В 2 года — большой?? Это вам, наверное, свекровь напевает. Или «лучшая» подруга?
Kitos писал(а): |
а сейчас я начала возить ребенка в центр детского развития, а там по автобусам и метро с коляской вообще не вариант |
Зачем двухлетку таскать в центр развития, который находится за тридевять земель? Иначе не разовьется что ли? Вирусы хочется зимой цеплять? От гриппа хоть привились?
Kitos писал(а): |
(получается далековато, но в том центре педагог очень хороший, да и сын занимается без меняс удовольствием , расстояние не проблема, лижбы ножками ходил). |
Если и правда хочет — пойдет и сам. Можно сказать, что в метро с коляской нельзя, вы недалеко от истины уйдете. Но реально, думаю, что ребенку фиолетово, а этот центр в большей степени нужен вам, так как хочется отдохнуть от ребенка (кстати, ничего плохого в этом нет).
Kitos писал(а): |
Раньше я тоже заставляла его ходить ногами, но он сразу начинал страшную истерику, видел,что не работает, бился головой он асфальт. Это ужасно просто. Я смотрю на него и не знаю что делать, на руки взять-он победил, не взять — голову разобьет. |
Домой заносить и в отдельную комнату помещать, пока не успокоится. Учить его другим методам коммуникации.
Kitos писал(а): |
Он даже не хотел дойти до игровой площадки возле дома, вы не представляете что это за кошмар, мы с мужем решили всё таки его победить, выходим из квартиры, сын сразу начинает требовать чтоб его брали, мы не берем, сын кидается на пол, орет ужасно, потом ползком на корачках до лифта, из лифта выходить та же картина, из подъезда та же. но мы с мужем продержались, со стороны эта картина выглядит ужасно, буд-то мы -родители просто изверги, обижаем маленького. В итоге сын в начале дет площадки лежал и орал минут 10 мы с мужем стоим в стороне, |
Извините, но почему весь дом и двор должен терпеть ваши родительские эксперименты?? Подумали бы об окружающих.
Не хочешь идти до площадки — сиди дома и играй ОДИН в своей комнате.
Kitos писал(а): |
И кстати неврологи у которых мы были сказали что это просто характер такой |
Это ваше воспитание.
Добавлено спустя 1 минуту 25 секунд:
Лилия Лия писал(а): |
Kitos Поменьше идите у ребенка на поводу. Рмз поорет, 2 поорет, да перестанет. |
У вас это прям универсальный совет на все случаи детской жизни
и все у нас довольны и все счастливы
Добавлено спустя 2 минуты 13 секунд:
На сайте с 12.07.08
Сообщения: 46269
В дневниках: 6168
Откуда: Новосибирск, Октябрьский район, Плющихинский ж/м, Татьяны Снежиной
Да, и есть перед глазами примеры всепотакания, ни к чему хорошему это не привело.
Ремень, знаете ли, тоже работает
Лилия Лия писал(а): |
А идти на поводу у ребенка — не вижу в этом ничего хорошего ….. Да, и есть перед глазами примеры всепотакания, ни к чему хорошему это не привело. |
Между игнорировать и всепотакать/идти на поводу есть МАССА других вариантов. А эти два — именно крайние.
Представьте, что на все ваши недовольства, неудовлетворенность муж реагирует игнором. Пойдет ли это на пользу вашим семейным отношениям?
На сайте с 12.07.08
Сообщения: 46269
В дневниках: 6168
Откуда: Новосибирск, Октябрьский район, Плющихинский ж/м, Татьяны Снежиной
Какая же разница между «приучением к послушанию» и
Рмз поорет, 2 поорет, да перестанет. (фраза ваша, если что)
И что это вообще такое — «приучение к послушанию»? В каком возрасте ребенку предстоит начать думать своей головой вместо слепого следования вашим инструкциям?
На сайте с 09.07.08
Сообщения: 5179
В дневниках: 69
Когда дочери было 2 — было лето, я на 7 месяце беременности, думала-думала отказываться ли от коляски на лето, потом поняла, что мне проще посадить хорошо сидящего ребенка в коляску (она любила кататься), и пойти гулять на интересную площадку нужным мне темпом, чем ползти черепашкой до этой площадки: я на нервах от медленного хождения, дочь по дороге устанет — никакого удовольствия. И в 2,2 года дочери родился сын — у нас была коляска для погодок, и так же ездили гулять туда, где интересно
_________________
Студия ногтевой моды «Senyorita»
Челюскинцев 44/2, оф.8, +7 983 315 6699
мой сайт — жми на WWW
интернет-магазин — жми на WWW
Зачастую, ребенок еще не может выразить свои чувства, и нуждается в том, чтобы его научили способам выражения этих самых чувств.
У нас тоже случались падения с концертами на площадке, в этом случае беру на руки и несу домой, попутно объясняя, что такое поведение неприемлемо.
На сайте с 08.11.02
Сообщения: 22220
В дневниках: 19455
Откуда: Новосибирск — Монреаль
А еще может быть такой фактор, как неудобная верхняя обувь или одежда. Дома же он на руках у вас не сидит? Бывает, ребенку просто нужно время, чтобы приноровиться ходить в толстой теплой одежде, которая стесняет движения.
Каждый из родителей с нетерпением ждет, когда же их чадо превратится в активного исследователя и начнет изучать окружающий мир. Все самое интересное происходит с того момента, когда ребенок учится ползать. Как же помочь ему в этом и нужно ли готовиться к такому долгожданному событию?
Когда дети начинают ползать
Ползание является важным этапом развития малыша, когда укрепляются его мышцы и позвоночник, лучше становится координация движений, развивается мышление. Теперь маленькому исследователю несложно достать то, за чем ранее можно было наблюдать только на расстоянии.
Как только ребенок начнет переворачиваться со спины на животик и проводить в таком положении много времени, он непременно попробует передвигаться самостоятельно. Как правило, это происходит в период между шестым и девятым месяцами. Так или иначе, такой навык детишки не обретают в один момент, а происходит все поэтапно.
Как ребенок учится ползать
Ползание – постепенный процесс, включающий несколько этапов:
Малыш учится держать голову, лежа на животе. Это первый шаг к тому, чтобы научиться ползать. Развивается такое умение в двухмесячном возрасте, когда укрепляются мышцы шеи и легче поддерживать голову.
Приблизительно в 4 месяца ребенок старается приподниматься на локтях, поддерживая верхнюю часть туловища.
В шесть месяцев детки приподнимаются и становятся на четвереньки. Такое положение тела говорит о том, что малыш готов к ползанию.
Как правило, к 8-ми месяцам ребенок активно ползает, задействуя силу рук (ноги и туловище, при этом, не используются).
В возрасте 9-ти месяцев дети обладают достаточной ловкостью и силой мышц, позволяющих использовать для ползания все четыре конечности.
Все детки ползают по-разному. Одни перемещаются на попке, другие могут крутится вокруг своей оси или делать однобокие движения. Достаточно часто ребенок перемещается на животе, «по-пластунски», словно маленькая гусеничка. Распространенным является «перекрестный» (классический) способ ползания, когда малыши удерживают вес тела на руке и противоположном колене, а затем меняют положение, направляясь вперед. Любой из этих способов является правильным, укрепляет мышцы и развивает координацию движений.
Как помочь ребенку, который учится ползать
Чтобы польза от ползания была максимально эффективной, родителям необходимо придерживаться нескольких рекомендаций относительно действий маленького первооткрывателя и организации пространства. Помимо массажей, комфортной температуры в помещении и удобной, не сковывающей движений одежды, важно подобрать практичный развивающий коврик, усиливающий полезность и безопасность ползания.
Яркие цветные изделия с мультяшными принтами в разы повышают интерес малыша к веселым, занимательным играм. Практичные варианты спокойных, пастельных тонов, благотворно воздействуют на психоэмоциональное состояние крохи. Такие коврики идеально подходят, как для первых выкладываний на животик (tummy time), так и ползания. Их поверхность не должна быть очень мягкой, чтобы ручки и ножки не проваливались и можно было свободно двигаться. Не подходят и слишком твердые покрытия, учитывая, что малыш может упасть и удариться.
Лучшее решение – приобрести в меру мягкие и, в то же время, амортизирующие и упругие детские коврики, учитывая возрастные особенности малыша, его интересы и темперамент. Важное значение отводится качеству изделия, обеспечивающего безопасность и комфорт маленького исследователя.
Детские коврики Parklon – выбор родителей и польза для малышей! Компактные детские коврики быстро складываются, поэтому их можно брать с собой на пикник или прогулку. В нашем интернет-магазине представлен широкий выбор складных ковриков для ползания:
Более «домашними», но не менее удобными являются стационарные модели ковриков для ползания. Они экологичные, теплые, водонепроницаемые, легко очищаются, поглощают шум, отличаются привлекательным дизайном. На них приятно лежать и удобно ползать. Благодаря научным исследованиям и многолетнему опыту, при изготовлении ковриков Parklon учтены все требования и соблюдены стандарты. И купить их можно по выгодной цене.
Книга, о которой я сегодня хочу рассказать, попалась мне, к сожалению, поздновато: моему сыну был уже почти год. Но я очень рада, что вообще её прочитала. Как я сейчас понимаю, эту книгу можно с успехом использовать и для детей более старшего возраста, вплоть до подросткового. Ну, уж лет до десяти – точно.
Я знаю одного четырехлетнего мальчика, родители которого прочитали эту книгу и используют рекомендации, данные в ней. Частично благодаря именно этой книге (а главное, конечно, благодаря прекрасным природным способностям к воспитанию, интеллекту и настойчивости этих родителей 😇 их сын в четыре года свободно читает, прекрасно разбирается в сложной музыке (не удивлюсь, если выяснится, что у него абсолютный слух), одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой, имеет словарный запас, сравнимый со словарным запасом 6-7 летнего ребёнка (хотя, может быть, и бОльшим), у него отлично развита логика, воображение и память, есть заметные способности и к математике, и к гуманитарным наукам, и к изучению иностранных языков, он учится кататься на лыжах и на роликах, а, кроме того, он свободно, без зажима, но при этом держась в рамках воспитания, общается с людьми самого разного возраста и уровня развития. И это ещё не всё, чего они МОГЛИ бы достичь. Не буду дальше продолжать этот список, чтобы не вызвать у тех, кто это читает, нехорошие чувства и мысли – в частности, о том, что я лгу.
А для тех, кто мне поверил, продолжу. Для того чтобы Ваш ребёнок стал всесторонне развитой личностью, прочитать книгу Тони Бьюзена мало. Нужно – и это главное – постоянно уделять время своему ребёнку, незаметно для него, в форме игры помогая ему осваивать новые знания. А книга Тони Бьюзена подскажет, что именно и как это лучше сделать.
Могу только добавить, что я поняла, прочитав эту книгу.
1. ЛЮБОЙ ребёнок может ВСЁ, если родители как минимум ему это позволят (как максимум — направят).
2. Чем младше ребёнок, тем быстрее и прочнее он усваивает информацию (здесь я имею в виду не вербальную информацию, то есть выраженную словами, а информацию в более широком смысле) и тем быстрее осваивает те или иные навыки.
3. Чтобы развить способности ребёнка, родителям нужно развиваться САМИМ.
4. Цель родителей – не вырастить гения, а развить ПРИРОДНЫЕ СПОСОБНОСТИ ребёнка.
5. Без любви и УВАЖЕНИЯ даже к самому маленькому ребёнку результата не будет.
6. Даже самый маленький ребёнок может гораздо больше, чем мы способны представить.
А теперь – что же внутри этой книги? Надеюсь, некоторые из вас заинтригованы. Приведу лишь краткое содержание со своими небольшими комментариями.
Книга состоит из шести частей. Пусть Вас не пугают «научные» названия глав: информация изложена ОЧЕНЬ доступно и ОЧЕНЬ увлекательно, с массой примеров.
Часть 1. Мозг
Здесь очень доступно и увлекательно излагается современная информация о клетках мозга и их функциях, о левом и правом полушариях и их значении для развития ребенка, о различных видах интеллекта, о выдуманных друзьях, о памяти и творчестве, о составлении Умственных карт (Тони Бьюзен изобрел Умственные, или Интеллектуальные карты – это, в общем, способ изложения информации в НЕлинейном, а объемном виде, что очень удобно для развития детей).
Часть 2. Уникальность.
Здесь подробно рассматривается вопрос, почему два ребёнка одних родителей так разительно отличаются друг от друга.
Часть 3. Принципы работы мозга.
Эти принципы помогут решить многие из проблем, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания детей и дадут основные направления, помогающие в полной мере раскрыть потенциал детского мозга.
Часть 4. Развитие и окружающая среда.
Здесь рассматривается развитие и поведение ребёнка, описываются стадии развития мозга. Главная мысль – в том, что от воспитания зависит гораздо больше, чем от генетики.
Часть 5. Органы чувств.
Здесь Вы познакомитесь с тем, каким представляет человека его мозг с точки зрения важности органов чувств.
Часть 6. Обучение.
Здесь рассматривается, как развить
— любознательность,
— внимание,
— логику,
— речь,
— чувственность и сексуальность,
— физическую и умственную дисциплину,
А также, как научиться:
— рисовать,
— читать,
— танцевать,
— справляться с трудностями в учёбе и с учебными перегрузками,
— разбираться в музыке,
— ухаживать за домашними животными,
И многому другому.
Внимание! В каждой главе есть раздел «Что вы можете сделать», где даются очень чёткие и конкретные рекомендации для практического развития навыков.
Одним словом, я ОЧЕНЬ советую всем родителям прочитать эту книгу.
Кроме того, могу посоветовать ещё несколько книг, которые оказались лично для меня очень полезны (на некоторые из них есть ссылки в книге Тони Бьюзена). Если кого-то заинтересует содержание этих книг, напишите в этой теме, я отвечу:
Зачем публикуются рецензии?
Почти все дети рисуют с удовольствием. Рисунок — это и детская фантазия, и отражение того, что ребенок увидел, чему научился или что пережил. В рисунке отражается внутренний мир маленькой личности, через рисунок ребенок как бы «рассказывает» о том, как воспринимает себя и ощущает свое место в мире. Как научиться понимать внутренний мир своих детей через рисунки — рассказывает психолог семейного центра «Семья» Вероника Александрова.
В каракулях скрываются эмоции
«Рисунки детей до 5 лет мы не анализируем, так как до трех-четырех лет дети только учатся держать и пользоваться карандашами, фломастерами, кистями и красками. Они учатся различать цвета, знакомятся с палитрой различных оттенков. Задача родителей на раннем этапе развития ребенка (от года до четырех лет) — обогащать среду разнообразными художественными средствами и создавать условия для художественных творческих экспериментов, постоянно поощряя и подбадривая малыша», — говорит специалист.
Первые рисунки всех детей — это «головоноги» (кружочки с палочками). А вот рисунки пятилетних детей уже более информативны. По ним можно понять, о чем ребенок думает, как и что он представляет, что он чувствует, и где могут быть скрытые внутренние проблемы. Какие рисунки наиболее информативны?
- Рисунок семьи. Расскажет о взаимоотношениях внутри семьи. Попросите ребенка нарисовать свою семью.
На что следует обратить внимание: кто входит в состав семьи, кого рисует или кого «забыл» нарисовать ребенок? Хорошо, если вся семья в сборе. Но бывает так, что ребенок вместо семьи рисует просто дом, где не видно ни одного человека. Это значит, что общение с родными не дает ему необходимого понимания. Более того, обстановка в семье настолько напряженная, что малыш считает ее враждебной по отношению к себе.
Второй момент — какое настроение у членов семьи? Они дружат, ругаются, спорят?
Рост и размер членов семьи — очень интересный показатель. Он может быть реальный (например, папа в реальности выше мамы), а может говорить и о том, кто в семье главный.
Как расположены фигуры на листе? Фигуры могут быть расположены далеко, каждый «сам по себе». Хорошо, если вся семья «в сборе». Здесь мы можем увидеть эмоциональные связи ребенка с членами семьи, близкие или разобщенные. Потребность в общении и во внимании со стороны тех, кого нарисовал «поодаль». - Рисунок человека. Попросите ребенка нарисовать человека, похожего на себя.
Данный продукт творчества покажет, как ребенок воспринимает себя: о чем мечтает, каким хочет быть. Обратите внимание на то, каким он себя изображает, насколько прорисованы части тела, одежда.
Как ребенок располагает себя в группе людей: если он меньше других и находится в стороне, то это может говорить о сложностях в общении. Также следует обратить внимание на настроение человека на рисунке. - Рисунки-ситуации: «Я в детском саду», «Я в гостях», «Я на приеме у врача» или «Я в школе» и так далее.
Рисунок ситуации — это прекрасный повод узнать, как ваш ребенок чувствует себя в детском саду, в гостях, в школе, у врача, и что с ним происходит в этот момент. Дети не всегда могут рассказать об этом напрямую, а вот через рисунок вы узнаете много интересных подробностей. Спросите ребенка, где он на рисунке, что он чувствует, какой он — веселый или грустный — и почему? Что делают и что говорят другие люди на рисунке (друзья, воспитатели, учителя, врачи)?
Когда нужна помощь специалиста
Иногда рисунок может стать сигналом, что с ребенком не все в порядке и родителям стоит обратиться к психологу или к врачу. Мы ни в коем случае не призываем ставить диагноз и делать какие-то выводы только на основании рисунков, но на некоторые моменты мы хотели бы обратить особое внимание. Вот несколько тревожных сигналов, которые не стоит игнорировать.
Общее впечатление
Посмотрите на рисунки в целом. Какие эмоции они передают, какое общее впечатление складывается. Попытайтесь представить, какие эмоции ребенок испытывал, пока рисовал: радовался, грустил, злился или сожалел о чем-то. Лучше всего смотреть несколько рисунков, а не один. Отдельная картинка может говорить лишь о мимолетном состоянии, впечатлении ребенка.
«Детский рисунок — это хороший повод для теплой беседы. Почаще говорите с ребенком о его чувствах и переживаниях, мыслях и эмоциях, мечтах и вдохновении. Так ребенок учится не только строить предложения и развивает речь, но и учится быть в контакте с собой, осознавать собственные эмоции и управлять ими . Дети в рисунках пытаются понять свои внутренние переживания. И только от нас, дорогие родители, зависит, сможет ли ребенок принять и правильно осмыслить жизненные ситуации и себя в этом мире», — говорит специалист.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы