Как научить ребенка выполнять свои обязанности

Наверное, никому из взрослых не хочется, чтобы ребёнок рос лежебокой и лентяем. Как вырастить достойного помощника по хозяйству? Как научить ребёнка убирать за собой вещи, помогать младшим и родителям? С какого возраста лучше всего приучать ребёнка делать что-то по дому? MedAboutMe нашел ответы на эти насущные вопросы с помощью психолога Сергея Ланга.

Осознаем ясно свою родительскую цель

Прежде чем начинать активно просить ребёнка, или даже приказывать ему «сделай то» или «выполни это», каждому родителю следует ясно осознавать, какую цель при этом он преследует. Хочет ли он приучить ребёнка к трудолюбию в широком смысле слова; желает ли он, чтобы чадо получило навыки самообслуживания или ему просто кажется, что пора бы перестать «бить баклуши» и сделать хоть что-нибудь полезное для семьи?

При этом стоит иметь ввиду, что приобретение бытовых умений ради каких-то далеких перспектив абсолютно бессмысленно. Приучение ради приучения будет восприниматься ребёнком как пустая и обременительная трата времени. Дети очень чутко понимают, зовут ли их взрослые, потому что действительно нуждаются в помощи, или же просто хотят занять «хоть чем» и, как Золушку, просят отобрать белые зернышки от черных. Например, когда мама заболела или появился младший братик или сестричка, ребёнок легко и с удовольствием выполняет необходимый бытовой минимум.

Скажем «нет» имитации деятельности!

Чтобы не превратить приобщение детей к бытовым делам в противоборство родителям, пусть работа преследует конкретную цель и результат: чистая посуда, чистые полы. Учите детей постарше пользоваться бытовой техникой. Если вся семья пользуется посудомоечной машиной, нет причины каждый раз заставлять подростка мыть гору посуды вручную, в качестве «трудотерапии». По той же причине просьба провести в своей комнате генеральную уборку, если весь дом убирает помощница, будет смотреться искусственно. Поверьте, обязанностей в семье хватит на всех, если они правильно поделены между всеми родственниками.

Растим маленького помощника

Вовлекать ребёнка в процесс домашних хлопот полезно не только потому, что вам надо растить «смену», перспективного помощника, но и потому, что выполнение каких-то дел развивает детей: их мелкую моторику, у них появляется желание быть полезными, получить заслуженную похвалу за свою работу. Часто маленький ребёнок начинает сам помогать родителям неосознанно — просто повторяя за ними какие-то привычные действия, например, пытается в самом юном возрасте подметать пол, вытирать пыль, что-то ремонтировать.

Когда надо начинать обучать юного помощника?

Золотое правило успешного приучения к выполнению домашних поручений гласит: все возлагаемые обязанности должны соответствовать возрасту ребёнка! В этом смысле очень опасно подгонять ребёнка, особенно, когда вы только даете малышу попробовать что-то выполнить. Если возникает сильное желание что-то переделать за ребёнком, постарайтесь сделать это незаметно. Не стоит ребёнка ругать — снижайте порог критики. Более того, лучше даже преувеличить свою радость при виде того, что кроха выполняет какую-то вашу просьбу. Но и не переусердствуйте — похвала должна быть получена ребёнком за достижение. Если часто повторять «молодец», не привязывая к результату, это слово обесценится в глазах ребёнка.

Подробнее о «возрастных ограничениях» расскажет Сергей Ланг: «Приучаем ребёнка постепенно, как только научился самостоятельно ходить, что-то говорить и понимать, чего вы собственно от него ждете. Идеальный возраст, пожалуй, 2 года. В этом возрасте малыш уже может выполнять несложные поручения: подать какую-то вещь, принести что-то. Все это, естественно, должно происходить в игровой форме и сообща. Если вы попросили ребёнка подать вам какую-то книгу и он с готовностью выполнил ваше задание, не забудьте его поблагодарить и сказать ему: «Какой ты у меня молодец! Мамин/папин помощник!» Успехи всегда надо закреплять.

Чем старше становится ваш малыш, тем более сложные вещи вы можете ему поручать. Естественно, речь не идет о генеральной уборке в доме или санитарной обработке мест общего пользования. Но трехлетний малыш вполне может убрать за собой игрушки, собрать формочки и совочки после посещения песочницы. Сначала он будет делать вместе с вами, потом уже самостоятельно все сложит. Вместе с пятилетним ребёнком вы можете уже задуматься о совместной уборке в его комнате. Ему можно поручить вытереть пыль с полки, красиво расставить игрушки. Ребёнок 5-6 лет может помыть за собой чашку и тарелку, конечно, все это он будет делать под вашим чутким контролем, но все равно самостоятельно.»

Забота старших детей о младших братиках и сестричках

Безусловно, на стадии приучения обязанности должны быть приятны детям любого возраста. Например, убрать грязный подгузник новорожденного — не очень удачное поручение для старшего. Если родители просят посидеть с младшими или позаниматься выполнением домашнего задания, следует обязательно учитывать наличие личной инициативы и желания — в случае, когда старший не хочет быть нянькой, это необходимо учесть. Но мама всегда может попросить выполнить какую-то другую работу: сходить в магазин, почистить картошку — пока она побудет с малышом.

Как психологи относятся к материнским просьбам посмотреть за младшим братиком или сестричкой? Рассуждает Сергей Ланг: «Если у вас появился второй ребёнок, то вам просто необходима помощь старшего малыша, особенно, если разница в возрасте между вашими крохами составляет как минимум 3 года. Помощь в данном случае — это обучение тому, что от жизни старшего зависит жизнь младшего, что они всегда должны помогать друг другу, быть рядом. Нет лучшего способа им узнать друг друга и полюбить, как проявлять заботу. Трехлетнего малыша можно попросить, например, сообщить, когда проснется его братик или сестричка. Конечно, вы можете оставить с детьми радио-няню, но иногда и такое ответственное дело надо кому-то доверить из маленьких помощников.

Маленьким детям очень нравится быть ответственными и этим всегда надо пользоваться: разрешать покатать коляску, присмотреть за братом или сестричкой, ванной или за обедом, покормить. Естественно, только вам решать, когда вы можете оставить их наедине в ванной, трехлетний ребёнок с подобной задачей явно не справится, а вот шестилетний — пожалуйста. Забота друг о друге рождает в детях любовь, и младший будет отвечать взаимностью и относиться к своему старшему братику или сестричке, когда подрастет, точно также.»

Тема помощи детей по хозяйству регулярно обсуждается на родительских форумах. Мнения самые разные: от «Пусть лучше учится, еще в жизни наубирается» до «Меня в детстве приучали, и я буду приучать». Для тех, кто еще не решил для себя окончательно, нужны ли ребенку постоянные домашние обязанности и надо ли платить ему за хозяйственные дела, — советы психолога.

«Как не превратить приобщение детей к хозяйственным домашним делам в бесконечное противоборство с родителями? Как сделать это органично?»

Помощь ребенка по дому: зачем?

Прежде чем начать приучать ребенка к домашнему труду, мы должные четко представлять себе, какую при этом преследуем цель. Хотим ли мы, чтобы ребенок мог обслужить себя в наше отсутствие; получил бы навыки, необходимые для будущей жизни; а может, мы просто хотим сделать его жизнь менее вольготной?

Приучение ради приучения или ради каких-то отдаленных перспектив бессмысленно. Ребенок всегда почувствует, делает ли он что-то нужное, или же он — Золушка, которую заставили отбирать «белое от коричневого», лишь бы чем-нибудь занять.

Другое дело, когда мама говорит: мы — семья и всю работу делим на всех. Когда вам действительно нужна помощь по дому, когда ребенок понимает, что это — реальное дело, он легко и естественно приучается трудиться. Именно поэтому, к примеру, дети охотнее участвуют в домашних делах, если мама заболела.

А вот если ребенка заставляют убирать в своей комнате, когда во всех других порядок наводит помощница по хозяйству, это будет лишь имитацией работы, а дети это отлично чувствуют. Но если попросить ребенка собрать и рассортировать в доме книжки или диски перед приходом помощницы — это уже реальная помощь.

Родители, прежде чем давать ребенку задание, должны продумать, какое ему можно поручить дело, чтобы это не стало просто игрой. Конечно, игра сама по себе — это очень хорошо, но не стоит смешивать ее с реальной помощью. Например, качественно помыть посуду маленький ребенок не в состоянии, для него это игра, зато расставить чистые тарелки в шкафу, разложить по ячейкам вилки и ложки — реальная помощь. Важное отличие игры от настоящей помощи: за помощь благодарят, за игру — нет.

— Дети, а что это у вас в комнате делается? — спрашивает Лена.
— О чем ты? — удивляется Сережа.
— Все нормально, — пожимает плечами Вова.
— Давайте-ка приберем, а то завтра бабушка придет, а у нас грязно.
— Ну-у. — морщится Сережа.
— По-моему, у нас чисто, — дипломатично заявляет Вова.
— Вот это чисто? — Лена поднимает с пола грязный носок и достает из-под кровати тарелку с засохшей едой.
— А бабушка не будет заглядывать под кровать, — замечает Сережа.
— Пусть она вообще в комнату не заходит, — поддерживает Вова.
— Дети, ну что вам — трудно убрать? — удивляется Лена.
— Мамочка! Ты даже не представляешь себе, как трудно, — проникновенно говорит Сережа не поднимаясь со стула.
— Кто вообще придумал эту уборку? — вздыхает Вова и ложится на кровать.

Что и как поручить ребенку

Категорически нельзя говорить ребенку, который только учится выполнять какие-то хозяйственные дела: «У тебя не оттуда руки растут, мне все придется за тобой переделывать, проще уж самой!». Если действительно есть необходимость исправить какие-то ошибки, стоит сделать это максимально деликатно: поблагодарить, а потом, не у него на глазах, переделать. Конечно, когда ребенок поймет, что от него требуется, можно и нужно показывать ему его огрехи, но все же делать это так, чтобы у него потом не опускались руки.

Конечно, реальная помощь семье важна, но иногда, особенно для маленького ребенка, это слишком абстрактная вещь, и ему трудно включиться в работу. Нужен стимул. Можно сказать малышу: «Чем быстрее ты уберешь свои игрушки, тем быстрее мы с тобой почитаем». Или: «Твоя задача — собрать книжки и поставить их в шкаф, этим ты освободишь мне время для игры с тобой».

Домашняя работа ребенка должна преследовать конкретные цели, чтобы он мог увидеть и оценить результат своего труда. И конечно, поручения зависят от возраста помощника. Трех- или четырехлетний ребенок может помочь маме рассортировать постиранное или высушенное белье, убрать свои игрушки. Но не стоит в этом возрасте затевать с малышом реализацию масштабных проектов: убрать комнату — слишком неопределенная задача для него. А вот шестилетнему ребенку она уже по плечу, только нужно разбить уборку на несколько четких этапов: сложить игрушки, убрать вещи, протереть пыль со стола. В этом возрасте дети уже могут убрать что-то не только за собой, но и за другими членами семьи, например книги. В семь-восемь лет ребенка уже можно попросить вынести мусор, пропылесосить (он уже сообразит, что не стоит «засасывать» денежную купюру или закатившееся колечко).

Иногда родители просят старших детей позаниматься с младшими. Тут важно понимать: такой уход не должен быть переложен на старших без их личной инициативы, все-таки это — дело родителей. Если ребенок не хочет постоянно нянчиться с сестрой или братом — это его право. Но мама может попросить его сделать какую-то другую работу, пока она побудет с малышом: разгрузить стиральную машину, почистить картошку или сходить в магазин.

Надо напоминать. А платить?

Просить и напоминать — вот два ключевых понятия, связанных с процессом приучения к домашнему труду. Очень часто родители говорят, что чем напоминать ребенку десять раз, лучше все сделать самим. Не лучше! Иначе ребенку очень скоро станет удобно быть забывчивым. Не бойтесь напоминать, иногда можно даже взять ребенка за руку и повести за собой. Не стоит строить иллюзий и надеяться, что, если детей почаще заставлять выполнять работу по дому, это войдет у них в привычку и напоминать им об этом больше не придется. Если ребенок в принципе не склонен к ответственности, странно ожидать, что он отнесется серьезно именно к домашним обязанностям.

Чем старше становится ребенок, тем более серьезную помощь он может оказывать. Но с другой стороны, серьезная работа требует и более серьезного вознаграждения. Может ли ребенок получать за свою работу деньги?

Мне кажется, определить, за какую работу стоит платить, очень просто. Если ребенок выполнил работу, за которую вы все равно кому-то заплатили бы — например, за мойку машины или заполнение документов на компьютере, — то вполне возможно отдать сэкономленную таким образом сумму на карманные расходы сыну или дочери. Конечно, при условии, что работа выполнена хорошо — как выполнил бы ее наемный работник. Но есть дела, которые мы распределяем внутри семьи и никому за них не платим: готовим, убираем, выносим мусор. Маме же не платят за ужин — и сыну не платят за вынесенное ведро.

Хотелось бы подчеркнуть одну мысль: работа ни в коем случае не должна даваться «в наказание», иначе ребенку очень трудно будет почувствовать от нее удовлетворение. Вряд ли ребенок, которого в детстве заставляли стирать носки, если он забывал обуть тапочки, проникнется когда-нибудь любовью к этому занятию. Наказание по определению трудно и неприятно. Тем более что наказание — это всегда требование, а не просьба.

Вопрос о привлечении детей к помощи в домашних делах, на первый взгляд, имеет понятный ответ — ребёнок должен помогать в силу своего возраста и возможностей. На деле же далеко не все дети дошкольного и школьного возраста являются настоящими помощниками родителей. Причин этому много. В первую очередь, это ошибки родителей.

Когда малыши начинают помогать родителям

Интересным моментом является то, что желание ребёнка помогать маме и его способность действительно помочь проявляются в разном возрасте. Еще годовалый малыш с неуверенной походкой и неловкими ручками с удовольствием наблюдает за действиями взрослых, проявляет интерес к хозяйственным предметам: кастрюлям, пылесосу, венику, лейке для цветов.

В 2-3 года малыши копируют действия мамы, стремятся что-то сделать самостоятельно. Для занятой матери такое поведение ребёнка становится дополнительной нагрузкой, ей проще выполнить необходимые действия самой, быстро и правильно, чем контролировать неумелые попытки малыша. А потом устранять последствия его неудачной помощи.

Но позже, если пресекать попытки ребёнка помочь, у него исчезнет желание предлагать помощь. Он привыкнет, что все делают за него, это станет нормой.

Кроме того, проще один раз научить ребёнка складывать аккуратно свои вещи, подметать пол и мыть посуду, чем всю жизнь делать это за него. Независимо о того, мальчик это или девочка, каждый должен уметь убрать за собой посуду, убраться в комнате, вымыть пол.

Иногда родители сознательно стремятся оградить ребёнка от бытовых проблем, понимая так любовь и заботу, стараясь подарить малышу беззаботное детство.

Когда ребёнок становится старше и начинает проявлять эгоцентризм и требовательность в желаниях, родители спохватываются и пытаются внести в воспитание трудовой элемент. Но время уже упущено: начиная с пятилетнего возраста детям свойственно непослушание, настаивание на своих желаниях, капризы. Для того чтобы приучить ребёнка к труду, теперь понадобится больше усилий, беседы, объяснения, возможно, некоторое принуждение.

Польза трудового воспитания детей

Психологи пришли к выводу, что привлечение ребёнка к домашним делам и приучение к посильному труду благотворно влияет на личностное развитие и социальную адаптацию ребёнка.

Ребёнок, помогающий родителям, вырастает человеком с высокой, но адекватной самооценкой, он легко входит в коллектив и занимает в нем достойное место, не вызывая раздражение других людей повышенным эгоцентризмом и амбициями.

Дети-помощники правильно оценивают жизненные условия в своей семье, реже проявляют материальные капризы и осознают уровень родительской заботы. Кто умеет сам заботиться о своих вещах, тот не будет постоянно требовать покупать все новое.

Ощущение своих возможностей делает таких детей более уверенными в себе. Они способны принимать решение, не боятся трудностей и умеют сотрудничать с другими.

Постоянные домашние обязанности приучают детей планировать и рассчитывать свои силы. Он может разбивать сложное задание на несколько простых этапов и выполнять их постепенно. Это хороший опыт, который пригодится в дальнейшей жизни.

Ребёнку-помощнику легче привыкать к школьным занятиям, которые требуют приложения усилий, труда и дисциплины. Он уже знает, что способен справляться с трудностями и не пугается сложных учебных задач.

В будущей своей семье, когда маленький человечек вырастет, ему легко будет наладить жизнь в быту. Он будет ко всему подготовлен. Навыки ведения хозяйства, уборки и приготовления пищи пригодятся не только девочкам, но и мальчикам. Уметь приготовить себе еду и убрать за собой полезно уметь всем.

Рекомендации по приучению ребёнка к труду

Родители должны преодолеть ложно понимаемую заботу о детях и отношение к детской помощи по дому, как к эксплуатации детского труда. Мягкое, но систематическое, вовлечение маленького человечка в бытовую жизнь семьи будет только на пользу.

Не следует пресекать первые робкие попытки малыша подражать родителям в домашних делах. Ребёнок может складывать игрушки и свою одежду, вытирать пыль со стула, подавать вещи для готовки или просушки, накрывать на стол.

В магазине можно поручать брать небольшие товары с полок и укладывать в корзинку. В 3-4 года, когда малыш проявляет наибольший интерес к родительским делам, можно придумать для него много мелких, нетрудных поручений.

Маленькие дети очень чувствительны к похвале и поощрениям, поэтому родители не должны забывать благодарить их за помощь, хвалить, называть мамиными помощниками.

Если ребёнок не проявляет инициативы, взрослым придется попросить или мягко потребовать выполнения задания. Для начала можно предложить выполнить задачу совместно, внести элемент игры или приключения.

Первые попытки малыша наверняка окажутся неумелыми и безрезультатными. Когда он будет мыть посуду, разольет воду вокруг, щеткой может не только подмести пол, но и диван, и другую мебель. Хотя со временем, он научится делать все это лучше.

Задача взрослых — не укорять за неумение и неловкость, не критиковать, чтобы малыш не боялся в дальнейшем предлагать свою помощь. Советы и поучения надо делать в мягкой форме, с полной уверенностью, что в следующий раз все получится просто отлично.

Важным фактором являются четкие и понятные задания. Абстрактные формулировки дети не поймут и даже могут испугаться. Точно откажутся выполнять их. Эффективнее будет обратиться по имени и простыми словами спокойно сказать, что нужно сделать.

Для того чтобы упростить детям выполнение домашних дел, надо позаботиться об удобном расположении всего инвентаря. К примеру, веник и совок должны быть небольшими и легкими. Место для хранения игрушек должно соответствовать росту ребёнка, тряпки для пыли нужно хранить в доступном для детей месте.

В идеале малыш не должен при выполнении поручений зависеть от помощи взрослых. Иначе у него пропадет интерес и осознание своей самостоятельности.

Очень важно в трудовом воспитании отношение взрослых к домашней работе. Она не должна преподноситься как вынужденное, неприятное и неинтересное занятие. В этом случае домашние обязанности автоматически станут наказанием и получат отторжение у ребёнка. Напротив, надо сформировать детский взгляд на домашние дела как на привилегию, и признать в ребёнке самостоятельную личность.

Мамы должны помнить, что лучше потратить определенное время на обучение малыша и в дальнейшем получить реального помощника, чем отказывать ребёнку, желающему помочь. Впоследствии это может привести к конфликтам в семье и проблемам в личной жизни выросшего человека.

Привлекая ребёнка к выполнению домашней работы, родители прививают ему не только навыки самообслуживания, но и учат приносить пользу семье, ценить труд других людей и заботиться о них. Конечно, малыша придется обучить всем премудростям, потратив на это время и силы. Поэтому родителям бывает проще посадить детей играть, пока сами наводят в доме порядок. В этом случае надо ждать, что вскоре дети привыкнут к такому положению дел и помогать в дальнейшем вряд ли будут.

Возраст для привлечения детей к труду

Четко определенного возраста для привлечения ребёнка к труду нет. Научившись ходить, дети стараются помогать маме, особенно, если видят, что это делает папа или другие взрослые члены семьи. Родителям необходимо стимулировать такое желание, несмотря на то, что порой сделать самим быстрее и чище. Трехлетнему ребёнку под силу заправить постель, собрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы, одеться самостоятельно. С четырех и пяти лет можно привлекать детей к уборке комнат, с шести лет — к уходу за животными, покупкам продуктов и готовке. Подросток может тратить на домашние хозяйственные дела около 45 минут в день. В его обязанности допустимо дополнительно включить следующие: смена постельного белья, загрузка и управление посудомоечной или стиральной машиной, покупка определенного набора продуктов, готовка простой еды, выполнение разовых поручений, например, посещение ремонтных мастерских, химчисток и зоомагазина. Став взрослым, он должен уметь приготовить основные блюда, выбирать и покупать продукты, стирать, гладить, убирать дом, управляться с бытовой техникой. Хорошо, если он еще и научится обращаться иголкой с ниткой.

Правила приобщения ребёнка к домашней работе

Самая распространенная ошибка родителей — это принуждение детей к домашней работе, что приводит иногда совершенно к противоположному результату. Чтобы процесс приобщения ребёнкак порядку прошел безболезненно и легко, надо придерживаться следующих правил.

  • Научите чадо основным навыкам по выполнению домашних дел. Показав их, первое время делайте все совместно, раз за разом объясняя и направляя его действия. Проявите терпение, если малыш вначале не будет доводить дело до конца, уставать и отвлекаться. Не настаивайте и не принуждайте, похвалите за уже сделанный результат.
  • Если ребёнок делает работу медленно и некачественно, не торопите его и не останавливайте. Только подстраховывайте. Пусть он знает, что родители рядом и всегда придут на помощь. Здесь, как никогда, к месту пословица: «Не боги горшки обжигают!». Ваш отпрыск всему научится, дайте время.
  • Помощь оказывайте только тогда, когда об этом ребёнок попросит.
  • Привлекайте детей к планированию домашних и хозяйственных дел: ежедневных, еженедельных, ежемесячных, сезонных (заготовки на зиму, работы в саду и огороде).
  • Не критикуйте работу своего чада. Если после него надо что-то поправить или переделать, сделайте это, но так, чтобы ребёнок не увидел.
  • Приобретите для отпрыска яркие стильные индивидуальные средства: совочек, щетка, маленькие инструменты, тряпочки, коробки для игрушек и т. д.
  • Если приступаете к уборке квартиры вместе с ребёнком, установите правило — все работают, и никто не отвлекается на телефонные разговоры, просмотр телевизора и другое праздное времяпрепровождение. Каждый выполняет свои обязанности по дому.
  • Когда отпрыск освоил основные навыки работы по дому, не выполняйте дела за него, потому что он устал. Лучше отложите или перенесите выполнение обязанности на другое время или день. В этом случае не стоит излишне жалеть детей.
  • Многие родители не привлекают детей к помощи на кухне, мотивируя тем, что занятие это опасное и грязное. Что касается опасности — кто как не взрослые должны научить маленьких помощников правильно и безопасно обращаться с острыми предметами. А к уборке кухни после экспериментов всегда можно их же и привлечь. Поэтому принимайте помощь по готовке пищи (месить и раскатывать тесто, резать или перемешивать салат, переворачивать оладушки, вымешивать котлеты).

Что делать родителям при отказе ребёнка в помощи по дому

Чаще всего с проблемой отказа ребёнка от выполнения своих обязанностей по дому сталкиваются родители, занимавшие ранее в этом вопросе пассивную позицию. Дети выросли, а помогать взрослым в выполнении домашней работы или хозяйственных дел не приучены. Что в этом случае предпринять родителям?

  • Включите выполнение домашних дел в распорядок дня ребёнка.
  • Закрепите за ним круг определенных семейных обязанностей, которые должен исполнять только он.
  • Оставьте в стороне придирки, если работа забыта. Попросите отпрыска вспомнить, все ли выполнено за день или еще раз нужно свериться со списком дел.
  • Не констатируйте факт, что дела не сделаны. Для этого вычеркните из употребления фразы: «Ты не убрал комнату (не погулял с животным, не помыл посуду, не выбросил мусор)?». Лучше замените их на: «Я заметила, что хлеба у нас нет (рыбки не покормлены, картошка не сварена, мусорное ведро переполнено)». Этим приемом вы, с одной стороны, избежите упреков, а с другой стороны, напомните ребёнку о забытых делах.
  • Старайтесь обо всем договариваться, не прибегая к наказанию. Конечно, это трудно и требует терпения, но никто не виноват, что ленивому ребёнку ранее потакали сами родители. Предложите компромисс, например: «Как только ты закончишь мыть посуду, можешь идти заниматься любимым делом».

Поощрять или нет — решение за родителями

Психологи придерживаются точки зрения, что материальное поощрение не должно применяться при выполнении именно домашних дел, это касается как вознаграждения деньгами, так и сладостями или игрушками. Но решающее слово в данном вопросе остается за родителями.

Как научить ребенка выполнять свои обязанности

Как часто вы слышите от своего ребенка фразы: «Я сделаю это позже», «Почему я должен это делать?», «Пусть это сделает брат» и т.д., когда просите его сделать что-нибудь по дому? Такие отговорки можно услышать от детей очень часто.

Если дело касается выполнения какой-либо работы по дому, дети – настоящие мастера откладывания на потом, отговорок, споров и протестов. Это вызывает беспокойство родителей, а также множество конфликтов между ними и детьми.

Обязанности по дому – это изобретение человечества, а не природная необходимость. Однако, наблюдая за животными, мы можем увидеть нечто подобное. Например, когда котенок играет с мячиком, он развивает навыки, необходимые для охоты в дальнейшей жизни. Проще говоря, эти навыки необходимы ему для выживания. Щенок, который гоняется за своим хвостом, развивает ловкость и ориентацию в пространстве. Птенец, расправляя крылья в гнезде, готовится к полетам в будущем. Так же и домашние обязанности готовят ребенка к самостоятельной жизни.

Нужно ли заставлять ребенка выполнять обязанности по дому?

Вступая с ребенком в конфликты и настаивая на том, чтобы он выполнял домашние обязанности, возможно, вы почувствуете себя опустошенными от постоянных споров. Вам может показаться, что вы постоянно твердите ребенку одно и то же, ворчите на него или наказываете его просто для того, чтобы он делал по-вашему. Поэтому у вас может возникнуть соблазн не заставлять ребенка делать работу по дому и тем самым избавить себя от негативных эмоций.

В эмоциональном плане вам легче самим выполнять всю работу. Родители часто поступают именно так по нескольким причинам:

  • они сознательно избегают конфликтов с детьми, опасаясь испортить отношения с ними;
  • заставляя детей выполнять домашнюю работу, они могут чувствовать вину перед ними. Родители считают, что дети и так перегружены школой и внеклассными занятиями, поэтому не хотят перегружать ребенка еще больше;
  • они могут не сознавать реальных способностей ребенка и считать, что он еще слишком маленький, чтобы брать на себя ответственность.

Несмотря на то, что приучить ребенка к выполнению домашних обязанностей бывает довольно трудно, в этом есть множество преимуществ для него самого. Исследования психологов показывают, что дети, которые с раннего возраста выполняют определенные домашние обязанности, имеют более высокую самооценку и более ответственны, чем их сверстники, у которых таких обязанностей нет. Кроме того, такие дети лучше справляются с фрустрацией и, как следствие, лучше учатся в школе.

Обязанности в дошкольном возрасте

Никогда не рано приучать ребенка к обязанностям по дому. В 2–3 года ребенок уже может развивать базовые навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Выполняя простейшие обязанности, ребенок усваивает, что это часть повседневной жизни, а порядок в доме зависит от каждого члена семьи.

Маленьким детям домашние обязанности приносят удовольствие. Для них это ничем не отличается от игры. Дети могут помогать вам складывать одежду после стирки, вытирать со стола, подметать пол или выносить мусор. Они могут также убирать игрушки в своей комнате, ухаживать за домашними животными и растениями.

Хотя польза от помощи ребенка, возможно, невелика, выполняя обязанности по дому, он понимает, что его вклад важен. Он также развивает навыки моторики и учится сотрудничать с другими людьми для достижения цели.

Маленькие дети любят во всем наследовать родителей (вот почему среди таких детей популярна игра «дочки-матери»). Помощь родителям также развивает у ребенка уверенность в себе и повышает самооценку. Дайте ему такую возможность и не забывайте хвалить за сделанную работу.

Обязанности в школьном возрасте

Когда ребенок становится старше и идет в школу, он может выполнять более сложные поручения. Он может сделать себе завтрак в школу, складывать свою одежду, заправлять свою кровать и мыть посуду после завтрака. Не переживайте, если кровать окажется заправлена не очень аккуратно, а посуду вам придется мыть заново. Похвалите ребенка за приложенные усилия, со временем он научится лучше выполнять свою работу.

Старшие дети могут брать на себя больше ответственности. Это развивает чувство доверия между вами и вызывает у ребенка чувство гордости. Показав ребенку, как выполнть более сложные задачи, дайте ему возможность в дальнейшем делать это самостоятельно. Не опекайте ребенка чрезмерно, но будьте готовы прийти ему на помощь в случае необходимости. В возрасте 10 лет ребенок уже готов осваивать навыки решения различных задач и укреплять уверенность в себе. Помощь по дому отлично для этого подходит.

Обязанности в подростковом возрасте

Когда ребенок вступает в подростковый возраст, его помощь по дому – уже не игра, а часть реальной жизни. Если ребенок уже вполне ответственно относится к своим обязанностям, можно позволить ему принимать участие в выработке совместных семейных решений. Не забывайте, как и раньше, хвалить ребенка и оказывать ему поддержку. Так вы укрепите его уверенность в себе. Большинство подростков хотят установить дружеские отношения с родителями, чтобы почувствовать равноправие в семье.

Подростку можно поручить купить продукты в магазине, приготовить еду, присмотреть за младшим ребенком, выгулять собаку. В старшем возрасте, когда ребенок начнет зарабатывать свои первые деньги, поощряйте его вносить свою лепту в решение финансовых вопросов. Это позволит ребенку развить навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, когда он будет учиться в университете и жить отдельно от вас.

Избегайте гендерных стереотипов, поручая ребенку что-либо по дому. Мальчики тоже должны уметь готовить и стирать, а девочки – уметь обращаться с техникой на простейшем уровне.

Ваша задача – оказать ребенку поддержку и помочь ему развить необходимые навыки. Придерживаясь данных рекомендаций, вы научите ребенка сотрудничать с другими людьми и брать на себя ответственность за часть семейных дел.