Как научить ребенка выговаривать букву «р»?

Артикуляционная гимнастика, упражнения на постановку звука для взрослых и детей. И один народный способ зарычать за несколько часов.

Бывает и так, у кого-то в популярной поговорке «гЛека едет чеЛез Леку». И ничего с этим не поделаешь. Не выходит правильно звук «р», как не старайся. Вообще, «р», наверное, самый сложный звук для произношения. Дети осваивают его к пяти годам, кто-то и позже, а у кого-то и вовсе не выходит научиться «рычать».Подобрали для вас несколько логопедических упражнений и один хитрый способ, как начать выговаривать «р» за день.

Почему не получается звук «р»

Мешает «рычать» короткая уздечка под языком. Вы просто не можете поднять язык полностью вверх. У младенцев уздечку подрезают, у детей постарше и взрослых «растягивают» логопеды.

Неправильно дышите. Чтобы выговаривать «р», надо не поднимать плечи во время выдоха, дышать равномерно и достаточно глубоко.

Еще одной причиной «картавости» может быть неправильный прикус, когда передние зубы перекрывают нижние больше, чем наполовину.

У детей отсутствие правильной «р» вызывает нарушение фонематического слуха, когда малыш не улавливает разницу между похожими звуками.

Как научить ребенка выговаривать букву «р»?Правильная обстановка для занятий

Лучше заниматься напротив зеркала, чтобы видеть, как будут работать губы и язык. Следить за правильным выполнением упражнений

Если звук «р» вы учите с ребенком, проводить занятия нужно в форме игры. На тренировку отведите 10-15 минут, покривляйтесь друг другу, делайте остановки, комментируйте все упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Она подготовит ваш речевой аппарат. При помощи этой гимнастики вы не только начнете выговаривать звук «р», вы станете говорить правильно, четко, произношение улучшиться.

Упражнение «качели»

Откройте рот как можно шире. Высовывайте язык и болтайте им вверх и вниз. Кончиком языка надо касаться то верхних, то нижних зубов. На восьмой-десятый повтор задержите на несколько секунд язык у верхних зубов.

Упражнение «кукушка»

Откройте широко рот. Высовывайте язык и дотрагивайтесь кончиком до верхней губы, а потом убирайте его за верхние зубы.

Упражнение «маляр»

Рот в этот раз приоткрыт. Язык будет вашей кистью, им надо «покрасить» небо, зубы, щеки. Делайте широкие «мазки».

Упражнение «лошадка»

Щелкайте кончиком языка по небу, имитируя цокот копыт. Старайтесь «цокать» как можно громче.

Упражнение «угощение»

Облизывайте языком губы по часовой и против часовой стрелки. Старайтесь не сильно напрягать язык, следите, чтобы кончик не скручивался в трубочку, а был «распластанным».

Упражнение «котенок»

Представьте, что вы облизываете тарелку. Язык не должен сворачиваться в трубочку, выполняйте это упражнение так же распластанным языком.

Упражнение «гармошка»

Кончик языка «приклейте» к небу, чтобы он не отрывался. Открывайте и закрывайте рот, будто что-то жуете. Язык будет сжиматься и растягиваться.

Упражнение «молоток»

Улыбаемся и стучим кончиком языка по основанию передних зубов. Делайте это довольно сильно и отрывисто, будто забиваете гвозди.

Эти упражнения подготовят ваш язык, челюсть и дыхание к правильному произношению, а заодно «растянут» подъязычную уздечку, если у вас с ней есть проблемы.

Ставим звук «р»

Для правильного «р» вам нужно научиться произносить другие звуки. Неожиданно? Логопеды уверяют, это самое верное решение.

Откройте рот пошире, кончиком языка стучите по верхним зубам и произносите звук «д». Постоянно ускоряйте темп. В какой-то момент вместо «д» у вас начнет получаться «р».

Произносите «ж», но при этом старайтесь оттянуть язык вглубь рта. И в этот раз «ж» неожиданно станет «р».

Выговаривайте «с», а потом «проглотите» язык и коснитесь его кончиком неба.

Откройте широко рот, кончик языка прижмите к основанию передних зубов. Начинайте жужжать, как комар. Вы слышите? «Р» уже получается.

«Д», «Т», «Л»

Медленно и без остановки проговаривайте слоги «дэ», «тэ», «лэ». Постепенно увеличивайте темп. Упражнение длится около пяти минут. Но еще раньше вы заметите, как начинаете выговаривать «р».

Чтобы закрепить результат, после всех упражнений пытайтесь проговаривать скороговорки с буквой «р». Например, про греку и реку, про Карла и кораллы.

Народный способ выговорить «р» за один день

Между зубами вставьте карандаш, палочку для еды, зубную щетку. Зубы не должны смыкаться. После этого надо произносить звук «л». Из-за открытого рта кончик языка будет вибрировать, и вы, сами не ожидая, начнете выговаривать «р». Запомните это движение, оно избавит вас от картавости. Правда, первое время ваша «р» может больше походить на «рь», но это быстро пройдет.

Как научить ребенка выговаривать звук «р»: советы логопеда

Звук «р» — один из самых сложных для произношения в русском языке. Одни дети учатся выговаривать его самостоятельно без особых усилий, в то время как другим требуются месяцы ежедневной практики. О том, как развить речевое дыхание и какие упражнения помогут ребенку научиться выговаривать звук «р», «Газете. Ru» рассказала учительница младших классов и логопед Ная Сперанская.

В каком возрасте ребенок должен уметь выговаривать букву «Р»

Звук «р», как правило, появляется у детей в возрасте от 4,5 до 5,5 лет.

«Если к четырем или к пяти годам малыш еще не выговаривает звук «р», бить тревогу не стоит. Все дети развиваются по-разному. Есть те, кто начинает говорить раньше условной нормы, а есть — кто делает это чуть позже. Беспокоиться надо, если звук не появился к шести годам», — объяснила Сперанская, отметив, что в этом случае стоит начать занятия с логопедом. Сама специалист чаще всего берет дошкольников для постановки звука «р» не раньше 5,8–6 лет.

Дизартрия – нарушение речи, связанное с патологией функционирования нервной системы. Диспраксия – двигательное расстройство речи, которое проявляется тем, что ребенку трудно координировать и выполнять движения органами артикуляции.

«Год до школы – это период, которого вполне достаточно, чтобы поставить и автоматизировать звук, даже если у ребенка есть небольшие речевые нарушения вроде минимальной дизартрии или диспраксии», — заверила логопед, добавив, что их может диагностировать только специалист.

Трудности с произношением звука могут возникнуть, если у ребенка есть проблемы с фонематическим слухом – способностью вычленять отдельный звук в речевом потоке.

«Формирование фонематического слуха начинается у человека буквально с рождения. Наш мозг фиксирует разные шумы и постепенно начинает делить их на речевые и неречевые. Итогом формирования фонематического слуха становится способность к фонематическому анализу и синтезу. В первом случае ребенок, слыша отдельные звуки, должен собрать из них слово. Например, мы последовательно называем [к], [о], [т], а дошкольник складывает их в слово «кот», во втором — он должен «разобрать» целое слово на отдельные звуки», — объяснила Сперанская, отметив, что проблемы с фонематическим слухом напрямую связаны с отсутствием у ребенка в речи одного или нескольких звуков.

Как быстро поставить ребенку звук «р»

Чтобы ребенок как можно скорее начал выговаривать звук «р», первое, чему необходимо уделить внимание, – это развитие речевого дыхания.

«Речевое дыхание отличается от физиологического. Благодаря нему мы можем изменять скорость, громкость, плавность речи, делать необходимые паузы, говорить разборчиво», — рассказала логопед.

Сперанская объяснила, что при неправильном речевом дыхании воздух может уходить в щеку, «распространяться» по ротовой полости.

«Чтобы развить речевое дыхание, ребенку необходимо научиться делать правильный выдох ртом, вырабатывать воздушную струю», — рассказала специалист и поделилась простым упражнением для развития дыхания, которое можно выполнять дома.

«Положите на ладонь кусочек салфетки или ватку. Попросите ребенка вдохнуть воздух через нос, затем скрутить язык небольшой трубочкой (положить на нижнюю губу) и сделать долгий и плавный выдох. Важно следить, чтобы воздух шел по образовавшейся бороздке, а щеки у малыша не надувались. Если ребенок может в таком положении сдуть с ладони салфетку или задуть большую свечу, то можно приступать к постановке звука «р»», — добавила Сперанская.

Второй важный этап – научить ребенка «ориентироваться внутри собственного рта». Распространенная проблема – когда дети знают, что у них есть язык и губы, но не понимают просьбы родителей «поставить язык за верхние зубы», «прижать язык к небу» и т. д. Справиться со сложностями поможет еще одно упражнение: «Чтобы объяснить малышу, где в его рту находится место «за зубами», смажьте это место медом или вареньем и предложите ребенку «угостить язык вкусненьким», дотронувшись его кончиком за зубами».

Следующая задача — научить малыша опускать и поднимать язык. Добиться этого получится с помощью упражнения «качели». Для этого надо сесть вместе с дошкольником перед зеркалом и попросить его широко открыть рот, высунуть язык и сначала дотронуться им до верхней губы, а затем – до нижней, «как будто язык качается на качелях».

«Когда малыш освоит «большие качели» предложите ему «покачать» язык на маленьких качелях и повторите то же упражнение, перенеся язык за зубы. Важно довести движение «вверх-вниз» до автоматизма прежде, чем переходить к следующему этапу обучения», — объяснила Сперанская.

Что не так с людьми, которые не выговаривают звук «р»

Картавость (ее называют также ротацизмом или дислалией) — это неправильное произношение звука «р». Чаще всего картавость встречается у детей, но иногда и у взрослых, сообщает Рамблер. Откуда же она берется?

Что такое картавость?

Порой картавостью называют и неправильное произношение нескольких звуков из одной или разных групп. Например, свистящих и шипящих, заднеязычных, замену звонких согласных мягкими, а мягких — твердыми. Но чаще все-таки говорят о неправильном произношении буквы «р».

В норме при произношении буквы «р» язык должен подниматься к верхнему небу, в район передних зубов, и производить вибрацию, образующую соответствующий звук. В случае картавости этот процесс нарушается. Причины могут быть следующие.

Неправильная артикуляция

Это связано с неправильным положением губ или языка в процессе произнесения звука «р». Например, это может происходить в результате неправильной вибрации маленького язычка неба, смещения языка или губ, неправильного взаимодействия языка и мягкого неба при построении звука.

Физиологические причины

К ним относятся, в частности, нарушения функции слухового аппарата. Причиной этого могут быть врожденная патология или воспалительный процесс, приводящие к снижению слуха. Ребенок просто не слышит, как нужно правильно выговаривать «р».

Также это могут быть различные травмы языка; неправильный прикус; отсутствие одного из передних зубов в верхней или нижней челюсти; врожденные особенности строения языка, десен, зубов. Довольно часто причиной картавости становятся патологии речевого аппарата, такие, как слишком короткая уздечка языка.

Отдельные нарушения могут формироваться в процессе внутриутробного развития; другие могут быть приобретены в течение жизни.

Генетическая предрасположенность

Патология может передаваться по наследству. Например, наследственным признаком могут являться редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть. Также, если отец или мать картавят, то и ребенок с большой долей вероятности тоже будет неправильно произносить «р».

Педагогическая запущенность

Большинство детей сначала говорят неправильно, но по мере взросления их речь становится все более четкой. При этом очень многое зависит от окружающих их взрослых. Если родители не стараются исправлять дефекты речи своих отпрысков, не показывают, как нужно правильно произносить те или иные звуки, то изъян картавости может сохраниться на всю жизнь.

Двуязычие

Если в семье разговаривают на разных языках или в семье говорят на одном языке, а в детском саду или школе — на другом, то ребенок непроизвольно начинает их смешивать, что ведет к неправильному произношению.

Вред картавости и как это исправить

На первый взгляд, вроде бы ничего страшного в картавости нет. Но между тем она может доставить человеку много неприятностей. В детстве над картавым ребенком могут смеяться, передразнивать. Речь картавого человека трудно понять. Ему практически заказан путь в профессии, где важно правильно говорить — например, учителя, диктора, чиновника, политика.

У картавых людей часто возникают психологические комплексы. Они смущаются из-за своего дефекта речи, могут заикаться и краснеть, особенно в разговоре с незнакомым собеседником, в публичной ситуации. Это ведет к различным социальным сложностям.

Лучше всего начать борьбу с картавостью еще в детстве. Прежде всего нужно определить причину, обследовав ребенка у стоматолога, ЛОРа и логопеда. Если нет физиологических и органических нарушений, то обычно помогает комплекс логопедических упражнений, которые учат правильно выговаривать букву «р» и другие звуки. Если имеются нарушения слухового или речевого аппарата, то могут потребоваться медикаментозная терапия или даже оперативное вмешательство. Стоматолог исправит прикус, а при необходимости прооперирует уздечку. Это сделает речь более четкой и правильной.

Взрослым людям тоже можно помочь. Но опять же — необходимо сначала выявить причину картавости. Кстати, существуют специальные упражнения, которые помогают исправлять картавость в домашних условиях.

Выработка раскатистого звука Р (с вибрацией кончика языка)

Прежде чем приступить к выработке раскатистого р, следует научиться произносить звук р проторный.

Подготовительный этап
Удерживая язык широким «побарабанить» языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых сразу получается сочетание тр (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др — др). Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания тр (др) слышится тл, это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого тр (др) необходимо тренировать раскатистое длительное тр (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться. Может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку р одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

Внимание! В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже ш, ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука р является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», поэтому язык не в состоянии подняться и прижаться к небу. Опыт работы показывает, что после проведения комплекса cпециальных упражнений мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость ее подрезки отпадает. В помощь упражнениям можно растянуть подъязычную связку специальным массажем. Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумя пальцами (большим и указательным) и тянущим движением ведите пальцы по ней к кончику языка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань. В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности «уздечки», и эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней 4 — 5 раз в неделю, и через некоторое время Вы убедитесь в том, что подъязычная связка изменилась в длинне.

Звук Pь
После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д..

Как неправильный прикус влияет на дикцию?

Безупречная речь – один из залогов успешности многих людей как в бизнесе, так и в политике. Древнегреческие ораторы, римские трибуны, современные политики, актеры, телеведущие – каждый из них в какой-то степени обязан своим успехом хорошей дикции, ведь чтобы тебя услышали и прислушались к твоим словам, каждое слово должно звучать четко и ясно.

Дефекты речи могут стать большой проблемой в некоторых профессиях. Помимо профессиональных затруднений, они также часто вызывают появление комплексов. Появившись в детском возрасте, они сопровождают человека всю взрослую жизнь, затрудняя общение и становясь преградой для новых знакомств и коммуникации.

Почему прикус вообще влияет на речь?

В образовании звуков участвуют органы речи – активные (язык, губы, мягкое нёбо) и пассивные (к ним относятся зубы, твердое нёбо и полость носа). Несмотря на такое разделение, важную роль играют и первые, и вторые.

Если нарушен прикус и зубы расположены неровно, то те звуки, в произнесении которых важна правильная постановка языка, могут звучать неверно.

Например, звук [с] – один из самых часто страдающих от неправильного положения зубов. Чтобы произнести [с], нужно упереть кончик языка в зубы. Если языку тесно, а челюсть недостаточно развита или верхние зубы отклонены назад, получится шипящий звук.

Еще один проблемный звук – [р]. В норме дети осваивают его произношение примерно к 6 годам. Если же картавость сохраняется на всю жизнь, причины могут быть косвенно связаны с состоянием зубочелюстной системы. Короткая уздечка языка (не скорректированная в раннем возрасте), слабость мышц артикуляционного аппарата, несоответствие размеров челюстей – все эти причины связаны между собой и в итоге приводят к дефектам речи.

Не только [р] может быть проблемным. Большое количество людей всех возрастов не выговаривают звук [л], произнося вместо него [в], очень многие неправильно артикулируют все шипящие.

Дефекты произношения звуков у детей

Обычно на речевые проблемы обращают внимание уже в детстве. Логопед должен определить причину проблем.

  • Функциональные нарушения – это группа диагнозов, которые связаны с процессами в головном мозге, и к состоянию зубов или строению челюсти они не имеют отношения. При таком диагнозе лечение проводит логопед совместно с неврологом.
  • При механических нарушениях причиной неправильной дикции могут стать особенности строения носовой и ротовой полостей, наличие «лишних» или отсутствие некоторых зубов. В этом случае ортодонтическое лечение может обеспечить значительный прогресс, подготовив базу для обучения правильному звукопроизношению.

То есть во втором случае порядок такой: сначала консультация с ортодонтом, затем лечение (если показано в этом возрасте) и после – занятия с логопедом.

Сегодня есть возможность исправлять дефекты прикуса у детей от 6 лет. Для этого используют специальные детские элайнеры Kinder Smile.

Как быть взрослым?

Речевые проблемы, если их не исправить в детстве, редко проходят сами собой. Но даже во взрослом возрасте можно устранить их или значительно улучшить качество речи.

Для этого также нужно проконсультироваться у ортодонта – на консультации врач определит, связаны ли дефекты произношения с неправильным строением зубных рядов.

В этом случае лечение можно провести с помощью брекетов или элайнеров. Прозрачные съемные элайнеры Star Smile являются более подходящим вариантом, так как они полностью незаметны и не усугубят нарушения дикции (в отличие от брекетов, которые могут помешать говорить в первые недели лечения).

По эффективности элайнеры сравнимы с брекетами – большинство нарушений они исправляют в срок до 12–18 месяцев.

После завершения лечения можно будет заниматься с логопедом или самостоятельно, осваивая правильный способ произношения звуков.

Вы можете пройти бесплатную диагностику и получить бесплатную консультацию

Врач-ортодонт даст медицинское заключение: вам лучше подходят брекеты, виниры или элайнеры

Почему дети не выговаривают букву [Р].

Если вы услышали, что ваш ребенок не может правильно произносить букву «р», точнее не может воспроизвести сам звук – не торопитесь переживать и пугать ребенка чрезмерными просьбами порычать, в надежде на то, что ситуация измениться. Очень не многие детки начинают разговаривать сразу внятно и понятно, не испытывая затруднений в произношении.

Для начала разберемся с тем, сколько вашему ребенку лет. Уже с первого года своей жизни детки начинают пытаться разговаривать, конечно, это сложно назвать речью, скорее это набор звуков или обрывки слов, но уже тогда родители могут различить некоторые нарушения речи. Не спешите прибегать к радикальным мерам.

Если вашему малышу до 5 лет, то все незначительные фонетические трудности считаются абсолютно нормальными (обратите внимание что именно незначительные трудности остаются в рамках нормальности, если ребенок молчит или не может переносить свои мысли на слова, тогда нужна квалифицированная помощь доктора!). До этого возраста ребенок должен сам стараться справиться со сложными звуками, а вот если к началу 6 года никаких изменений не произошло, тогда стоит ребенка немного подтолкнуть в правильном направлении и помочь ему.

Основной причиной того, почему дети не произносят букву «Р» является физиологические недостатки. Например, неправильная форма кончика языка (очень редкое явление), слишком короткая уздечка маленького язычка, плохо развитые ротовые мышцы или неправильный прикус. Если вы нашли у малыша любой из этих недостатков обратитесь к стоматологу и логопеду, все это можно и обязательно нужно исправить. К сожалению, все проблемы (кроме неправильного положения зубов, то есть прикуса) решаются с помощью хирургического вмешательства, операции не сложные, но часто дорогостоящие. Обычно после операции дети практически сразу самостоятельно начинают выговаривать все звуки правильно (включая и сложный звук «р») и необходимость в каких-либо курсах по развитию правильной речи отпадает сама собой. Но следует помнить, что несвоевременное устранение таких физиологических особенностей может привести к картавости и другим дефектам речи в зрелом возрасте.

Если вы слышите, что ребенок произносит «французскую» или «гортанную «р»» (это больше похоже на хрип), то можно предположить что у ребенка проблемы с носоглоткой и в этом случает обязательно нужно обратиться к специалистам.

В случае если логопед не выявил никаких физиологических нарушений (это значит, что не требуются ни скобы, пластинки на зубы, не требуется подрезать ничего в ротовой полости, и не назначены никакие другие операции), а ребенок по-прежнему не выговаривает этот звук, следует прибегнуть к помощи простых, но эффективных упражнений.

Если вы хотите самостоятельно научить ребенка произносить звуки, то начните с себя. Старайтесь разговаривать четко и внятно, не глотайте окончания в словах и используйте больше проблемных для ребенка слов, например, трактор, корректор, пекарь, снегири и так далее. Детки очень хорошо запоминают «на слух», а ваше правильное произношение поможет им.