Умение дружить — важный социальный навык. Мы не рождаемся с ним — его формируют у нас родители с раннего детства. В статье поговорим об основах детской дружбы, замкнутости у малыша и путях ее преодоления.
Осознанный интерес к дружбе дети проявляют в 3 года. В этом возрасте они идут в детский сад.
Какие нюансы взаимодействия трехлеток? У них есть интерес друг к другу. Общаться, вести совместную деятельность и игру они не могут. О детской дружбе говорить рано — закладываются ее основы.
Успешность взаимодействия зависит от навыков, которыми овладел малыш в семье, — в процессе общения с родителями. Родители коммуницировали с чадом и между собой — у сына, дочки был образец общения.
Лучше получится дружить у дошкольника, у которого есть брат или сестра — такие ребята выделяются на детской площадке. Они активнее, увереннее, первыми идут на контакт, играют.
Малыш был предоставлен сам себе, родители мало общались с ним и между собой, дитя много времени проводило за просмотром мультиков — у ребенка будут сложности в общении . Он может быть замкнутым, агрессивным, отнимать игрушки, не понимать происходящего на площадке.
Принципы детской дружбы у дошкольников
Ведущая деятельность ребят до 7 лет — игра. Через нее они учатся общаться. Принцип детской дружбы — малыши вовлечены в одну деятельность, играют рядом, но не вместе. Они могут выполнять одинаковые действия, играть в одну игру — сами по себе. Потребности друг в друге у них нет.
Для малыша на первом месте игрушка. Другой малыш — помеха, особенно при несовпадении интересов, желаний.
Модель детской дружбы нормальна для трехлетнего возраста. Она закладывает фундамент для развития коммуникативных навыков. В норме взаимодействие усложняется с 4 лет.
Модель детской дружбы с 4 лет
Детки переключаются с себя и игрушек на других ребят. Им интереснее играть с ровесниками — мама и игрушки отходят на второй план. Они осознанно ищут общества сверстников. Ярко это проявляется в детском саду: малыши играют вместе.
К 5 годам у них возникает новая потребность — в уважении, признании друзей. На этой почве возникают конфликты: пятилетки эгоцентричны — для них важнее собственные чувства, высказывания, действия, желания. В общении каждый сконцентрирован на себе, в приоритете собственные желания.
Ребята не умеют идти на компромиссы, ставить себя на место других, уступать. Они не слышат друг друга — диалог не получается. Каждый говорит о своем, хочет быть лучшим, лидером — на этой почве постоянно возникают конфликты.
Преодолеть кризис, научить пятилеток полноценно общаться помогут взрослые— родители, воспитатель в детском саду.
Как научить дошкольников общаться
Переключите внимание малыша с себя на других. Откройте ребятам друг друга. Покажите: малыши в коллективе (в детском саду, на площадке) хорошие. Называйте их ласково, указывайте на достоинства, предлагайте повторить действия друг друга.
Организуйте совместную деятельность. Для малышей до 4 лет идеально подходят хоровод, игра «Каравай», «Карусель». Они выполняют одинаковые действия, наблюдают за одногруппниками. С 4 лет аналогом служат игры «Испорченный телефон», «Зеркало».
Научите действовать согласованно. Поможет игра «Сороконожка» . Ребята действуют четко и слаженно, подстраиваются под соседа, играют в команде — строят сороконожку. Без этого цели не достичь. Они учатся быть внимательными к товарищам, формируется чувство общности — это фундамент детской дружбы.
Научите осознавать свои эмоции. Актуально для пятилетнего возраста. Учим малышей понимать чувства — свои, товарищей. Полезна игра «Охота» — у всех одинаковые переживания. Это сплачивает.
Ролевые игры. Дают огромные возможности для развития детской дружбы! Придумайте сюжет: спасти принцессу от дракона, перевести бабушку через дорогу, вылечить девочку. Ребята учатся поддержке, взаимопомощи.
Научите выражать свое отношение словами. Отрабатывается в ходе ролевой игры: похвалить Машу (Таню, Ваню).
В ходе игр дошкольники научатся правильно общаться, дружить и найдут свое место в коллективе.
Замкнутый ребенок: как помочь
Замкнутость — черта характера. Ее формированию способствует строгое воспитание, авторитарные родители, болезненность малыша и частое пребывание в больницах, стрессы, тип темперамента — флегматики не нуждаются в обществе.
Малыш с трудом идет на контакт со сверстниками, живет в своем мире, у него нет товарищей? Это может говорить о патологии. Покажите его психологу. Он оценит ситуацию, выявит причину замкнутости и даст рекомендации по ее преодолению.
Как научить ребенка дружить с детьми
Умение дружить — социальный навык. Фундамент его закладываете вы, родители. От вас зависит успешность контактирования чада с людьми.
Основа детской дружбы — умение находить общий язык, контролировать свои эмоции и эгоизм, считаться с товарищем, его желанием и мнением. Умеющий дружить ребенок заботливый, внимательный, щедрый. Качества закладывают родители с раннего детства. Будьте правильным примером для чада.
У ребенка есть 2 типа друзей — врожденные и приобретенные. Отношения с ними строятся по-разному. Помогите сыну, дочке выстроить их.
Врожденные товарищи
Малыш получает их от вас. Это дети ваших друзей, родственников. Вы вместе проводите выходные, отмечаете праздники — дети общаются. Отношения складываются глубокие: в них присутствуют позитивные и негативные эмоции, обиды, страхи.
Будьте для чада психологом: помогайте выстраивать отношения, разбирайте неприятные ситуации, учите искать выходы из них, делитесь опытом. Детская дружба окрепнет, конфликты будут реже, общение станет глубже.
Приобретенные товарищи
Их ребенок выбирает сам — в детском саду, спортивной секции, кружке, на площадке. Одни знакомства мимолетные, другие перерастают в крепкую детскую дружбу на долгие годы.
Отношения строятся на знании и соблюдении правил поведения в социуме, владении базовыми коммуникативными навыками, здоровой самооценке и комфорте в коллективе.
практикующий психолог. 13 лет опыта работы с подростками.
Как понять, что у ребёнка проблемы с общением
Может казаться, что у школьника всё хорошо: нормальные оценки, учителя не жалуются на поведение, одноклассники не обижают. И в то же время ребёнок несчастлив. Возможно, дело в том, что у него не получается завести себе друзей. Вот несколько признаков, по которым это легко понять:
- ребёнок неохотно ходит в школу и возвращается оттуда грустным;
- в разговорах не упоминает одноклассников;
- отказывается звонить или писать ребятам, если нужно узнать домашнее задание;
- никто не приглашает ребёнка в гости, и сам он никого не зовёт.
Почему возникают проблемы с общением
Старшее поколение часто винит в этом гаджеты. На самом деле дети чаще всего используют смартфоны и планшеты как раз для общения: обсуждают видео в ТикТоке, делятся контентом, дискутируют в соцсетях.
И всё же бывают случаи, когда ребёнок предпочитает виртуальное общение потому, что в реальности ему трудно найти друзей. Происходить это может по разным причинам.
Причина 1. Застенчивость
Излишняя робость и нерешительность не позволяют ребёнку подойти и заговорить с другими детьми, поучаствовать в игре или ответить у доски.
Решение: Чтобы свободно сходиться с людьми, нужно преодолеть стеснительность. Для этого у ребёнка не должно быть проблем с самооценкой. Избежать их можно, если относиться к ребёнку внимательно, давать больше самостоятельности, регулярно замечать его успехи, а критиковать только по делу и конструктивно.
Поощряйте стремление ребёнка к общению, хвалите за смелость. И никогда не осуждайте его личные качества, только сам поступок. Одну и ту же информацию можно подать по-разному. Сравните: «Ты не сказал «спасибо», какой невоспитанный, мне за тебя стыдно!» или «А почему ты “спасибо” не сказал? Застеснялся? Не надо стесняться, а то можно подумать, будто ты плохо воспитан. Но это ведь не так, правда?». Второй вариант не навредит самооценке ребёнка.
Причина 2: Отношение в семье
«Молчи, когда взрослые разговаривают!» — ребёнок, который постоянно слышит такое, никогда не научится общаться.
Решение: Разговаривайте с ребёнком на разные темы, интересуйтесь его мнением, просите рассказать об увиденном на прогулке или в кино. Ребёнку, с которым много общаются дома, будет проще разговаривать со сверстниками. А если его участие в каком-то разговоре нежелательно, объясните это мягко: «Мы обязательно всё обсудим с тобой после, но сейчас нам нужно поговорить отдельно».
Если вы поддерживаете добрые отношения с окружающими, приглашаете в гости друзей, заботливы и внимательны к близким — у вашего ребёнка сложатся правильные представления о том, как общаться с другими людьми. Прекрасные примеры дружбы можно найти в литературе и кино. Обсуждайте отношения героев и их поступки — правильно ли они поступают в тот или иной момент, и что бы сделал ребёнок на их месте.
Причина 3. Отсутствие навыков общения
Другие дети сторонятся ребёнка, который не умеет вести себя в обществе: дерётся, отбирает вещи, кричит и не слушает других.
Решение: Такое поведение — повод задуматься, не копирует ли он кто-то из близких или из телевизора. В любом случае необходимо научить ребёнка общаться со сверстниками. Расскажите о правилах, которые надо соблюдать, чтобы другие дети хотели дружить с ним:
- не обижай других;
- ничего не бери без разрешения и не выпрашивай;
- если хочешь присоединиться к игре — попросись, но если отказали — не навязывайся;
- делись тем, что тебе нравится;
- если тебе доверили секрет — храни его;
- не ставь себя выше других;
- учитывай чужие интересы;
- если друг попал в беду — помоги чем можешь;
- если друг затеял плохое — останови его;
- если сам поступил плохо — признайся и больше так не делай;
- принимай помощь и советы от других ребят.
Эмпатия поможет ребёнку понять, что чувствуют другие, а эмоциональный интеллект позволит разобраться в собственных чувствах. Помогите ребёнку развить эти качества — они незаменимы для цивилизованного общения.
Причина 4. Неудачный опыт
Ребёнок попытался завязать новые знакомства, но столкнулся с грубостью или сам по неосторожности повёл себя нехорошо. Теперь он обижен, зол и отказывается общаться с другими детьми.
Решение: Подобные проблемы ребёнок должен научиться решать сам, но на первых порах ему понадобится помощь. Подробно обсудите произошедшее. Пусть он поймёт, что обида и гнев не помогут исправить положение. Объясните, кто, где и почему был неправ, и как избежать повторения ситуации.
Позволять ребёнку учиться на своих ошибках — не значит оставлять наедине с проблемой.
Причина 5. Неумение постоять за себя
Часто детей воспитывают с мыслью, что нужно быть послушным и добрым со всеми. Бывают ситуации, когда это может обернуться против ребёнка. Например, он не может противостоять агрессии других детей и ведётся на их подначки. В результате ребёнок разочаровывается в общении и предпочитает одиночество.
Решение: Ребёнок должен быть готов к тому, что не все дети будут относиться к нему хорошо. Оградить сына или дочь от всех неприятностей не получится, но можно научить правильно на них реагировать.
Научите ребёнка говорить «нет» в ситуациях, когда нарушают его границы или предлагают поучаствовать в сомнительных делах. Объясните, что на обзывательства лучше реагировать с юмором — это часто обескураживает обидчиков. И никогда не лезть в драку первым, но защищаться, если другого выхода нет.
Причина 6. Отсутствие круга общения
Никто из одноклассников не разделяет интересов ребёнка, или ему самому неинтересно общаться с ними.
Решение: Помогите ребёнку найти друзей в другом месте. Посещайте центры детского развития, театральные студии, секции и кружки — ребёнок лучше сойдётся с детьми, которые любят то же, что и он.
Держите дома игры, в которые можно играть компанией и приглашайте в гости детей, знакомьтесь с их родителями.
Главное — подбирайте круг общения ненавязчиво. Если ребёнку не хочется общаться с каким-нибудь мальчиком или девочкой — он имеет на это право.
Причина 7. Интроверсия
У ребёнка интровертивный тип личности: в шумных компаниях ему тревожно и некомфортно.
Решение: Интроверсия — это не проблема. Людям с таким характером приятно быть наедине с собой, они привыкли полагаться на себя и не нуждаются в постоянном общении. Если ваш ребёнок интроверт, не стоит заставлять его общаться с другими детьми — таким образом вы можете травмировать его психику.
В период от года до трех ребенок постепенно формирует свою собственную точку зрения по многим вопросам, проявляет свои желания и требует от окружающих их выполнения. У него начинает формироваться воля. Постепенно ребенок все больше и больше стремится к самостоятельности, независимости. В этом возрасте ребенок уже не нуждается в постоянной опеке со стороны взрослых. Очень многое он может и хочет делать сам. И мы, взрослые, просто обязаны поощрять это его желание, однако необходимо помочь ребенку научиться правильно выражать его. Умение выразить себя и собственное мнение, а также умение согласовать его с точкой зрения окружающих – вот наиболее важные коммуникативные умения, которые необходимо сформировать у малыша в этом возрасте.
Как научить ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет общаться? Вот что советуют психологи.
Играйте с ребенком. Любая игра с ребенком этого возраста несет в себе коммуникативную нагрузку, то есть учит ребенка взаимодействовать с другими людьми. В ней малыш узнает мир, пытается действовать в нем.
Дети осваивают правила общения, подражая тем, кого они любят и кому доверяют. Поэтому вы являетесь для него основным образцом для подражания, и то, как вы организуете игру ребенка и действуете в ходе ее, обусловливает игровые и коммуникативные действия самого малыша.
Именно в игре ребенок начинает учиться общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними, разрешать конфликты и сложные ситуации. В младшем дошкольном возрасте лучше организовывать игры без предметов, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Это широко известные хороводные игры или простые игры по определенным правилам («каравай», «зайка», «карусели», «пузырь», «кошки-мышки» и пр.).
Читайте ребенку книги. С самого раннего возраста приобщайте к книге. Ежедневно рассказывайте и читайте малышу народные и авторские сказки, потешки, небольшие стихотворения.
Для расширения опыта общения с другими детьми очень полезно устраивать совместные чтения книжек. Малыши вместе с взрослыми могут рассматривать иллюстрации, называть нарисованные предметы, обмениваться впечатлениями. Это будет способствовать развитию не только общения, но и речи детей.
Развивайте речь. Помните: своевременному возникновению речи способствует атмосфера любви и доброжелательного внимания взрослых к малышу. Больше разговаривайте с ним. Называйте все предметы, с которыми вы вместе играете, свои действия, действия других людей и самого ребенка, комментируйте происходящее. Побуждайте его к речи обращениями: «Скажи…», «Назови…»; вопросами: «Что это?», «Где?» и пр.
Не коверкайте свою речь, общаясь с ребенком. Говорите так, чтобы он понимал вас, и в то же время излишне не упрощайте свою речь.
Старайтесь создать в своей семье богатую речевую среду. Пусть малыш слышит, как вы грамотно и вежливо общаетесь со своими близкими. Ведь если в семье часты ссоры, упреки, разговоры на повышенных тонах, ребенок переймет именно эту манеру общения.
Поощряйте различные контакты малыша со сверстниками. Ходите с ребенком гулять на детскую площадку или в песочницу, в те места, где собираются другие дети. Знакомьте его с детьми своих друзей и знакомых, покажите и расскажите малышу, как можно самому познакомиться с незнакомым ребенком, попросить у него игрушку, поделиться своими куклами и машинками. Обратите внимание маленького ребенка на привлекательные стороны ровесника, на то, что он умеет делать те же простые действия (хлопать ручками, прыгать, кружиться и пр.).
Помогайте разрешать конфликты, которые будут возникать при взаимодействии детей. Успешное овладение ребенком первыми навыками общения – залог его будущей компетенции в общении и успешной адаптации в группе сверстников, например в детском саду.
Вспомним заповедь родителям замечательного французского писателя Эрве Базена: «Говори обо всем без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец… Разговаривайте, вызывайте детей на разговор о работе, об их труде, о домашних счетах, о беременности кузины…»
В заключение хочется добавить: слушайте внимательно и сосредоточенно, когда говорит ребенок. Слушайте так, чтобы услышать.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы у его ребенка были друзья — круг людей, с которыми ему или ей будет комфортно и интересно. Взрослые всячески стараются расширять круг общения своего чада, предлагают все новые и новые обстоятельства, в которых ребенок мог бы найти себе друзей. Но в силах ли родителей научить ребенка дружить с другими и зачем, собственно, дружба так нужна подрастающему человеку — об этом говорим сегодня.
Почему умение дружить так важно для человека?
Умение дружить — важный социальный навык, который человек приобретает в процессе жизни. Налаживание и поддержание доверительных отношений со сверстниками помогает ребенку в дальнейшем взаимодействовать не только с друзьями, но и малознакомыми людьми разных возрастов.
Здоровая дружба нужна детям, поскольку обеспечивает им чувство принадлежности и идентичности. Ощущать себя частью какой-то группе людей повышает самооценку и помогает справлять с критикой, которая поступает в адрес ребенка. И даже если ребенок по какой-то причине подвергнется буллингу со стороны сверстников, именно наличие друзей поможет справиться с психологическим давлением из-за травли.
Помимо этого, в процессе общения со сверстниками ребенок учится разрешать и преодолевать конфликты, ведь дружба — это, в первую очередь, про умение искать компромисс и договариваться.
Когда ребенок начинает нуждаться в общении со сверстниками?
Когда взрослые видят своего полуторогодовалого малыша в песочнице рядом с таким же карапузом, пытающихся поделить между собой игрушки, им может показаться, что именно так завязывается первая дружба. Однако, родители глубоко ошибаются.
Потребность в социальных контактах с ровесниками возникает ближе к трем годам. До этого момента дети могут просто находить рядом в ограниченном пространстве, но необходимости в общении друг с другом они не испытывают.
Первые дружеские отношения, основанные, как правило, на физическом (одного возраста и пола) и географическом (живет рядом) сходстве. До 7 лет, друг — это товарищ по играм, с которым у ребенка похожие интересы. Чувства и точка зрения других ребят пока для ребенка не берутся во внимание.
Лишь позднее, ближе к 7-9 годам зарождается идея взаимности и осознания чувств другого ребенка. На этом этапе начинается «восприятие перспективы», или осознание того, что может чувствовать другой ребенок, учитывая наши действия. Следует отметить, что восприятие перспективы более доминирует у девочек, чем у мальчиков, на этом этапе и на всех последующих этапах развития.
Как помочь ребенку наладить отношения с другими детьми?
Есть дети, которые с легкостью заводят новые знакомства, быстро находят общий язык со сверстниками и комфортно себя чувствуют в любой социальной группе. Есть те, для кого взаимодействие с другими детьми дается довольно непросто. И для каждого ребенка помощь родителей в установлении и поддержании дружбы будет разной. Но есть несколько универсальных советов, которые помогут родителям поддержать своего ребенка.
Слушайте ребенка. Будьте внимательны и участливы к тому, что говорит ваш ребенок. «Петя сказал, что не будет больше со мной играть!» — это может стать настоящей трагедией для пятилетнего малыша! Даже если вам кажется, что очередная ссора между ребенком и его друзьями пустяк, поймите: масштаб горя для незрелого ребенка совсем иной.
Наблюдайте и помогайте, только если просят. Глобальная задача родителя — не мешать ребенку учиться устанавливать социальные контакты. Даже если, наблюдая за своим ребенком, вы считаете, что ребенок ведет себя не так, как вам казалось бы правильно, не вмешивайтесь. Вы лишь сторонний наблюдатель. И лишь в случае прямой просьбы от ребенка помогайте ему.
Ищите решение вместе. Если ребенок стал участником конфликта, попробуйте вместе с ребенком прийти к пониманию того, что именно послужило причиной недопонимания и как лучше выйти из этой ситуации. Не навязывайте свое мнение, дайте ребенку учиться мыслить критически самому. Ненавязчиво направляйте его к правильному решению.
Приводите примеры. Детям трудно мыслить абстрактными понятиями и размышлять в долгосрочной перспективе. Да и опыта дружбы с другими детьми у ребенка тоже нет. Поэтому гораздо понятнее будет, если какие-то ситуации вы будете объяснять ребенку на примерах их собственной жизни, мультфильмов, книг.
Дайте понять ребенку, что вы всегда рядом. Взаимоотношения со сверстниками невозможно без конфликтов. И ребенку важно понимать, что у него есть любящий и принимающий его взрослый, к которому он всегда может обратиться за помощью и поддержкой.
Чего не стоит делать при обучении ребенка общаться со сверстниками?
Иногда, преследуя благие намерения, родители допускают ошибки, когда дают советы своим детям, как выстраивать дружеские отношения. Вот самые распространенные из них.
Считать своего ребенка всегда правым. Безусловно, каждый родитель старается занимать сторону своего ребенка в любой конфликтной ситуации. Однако, в том числе в силу отсутствия опыта, ваш ребенок может оказаться не правым. И ваша задача максимально беспристрастно разобраться в ситуации, если это требуется, и научить ребенка справедливо разрешать конфликты, признавать свои ошибки.
Заставлять ребенка мириться с друзьями или менять свое окружение. Критически разбирайте любую непростую ситуацию со своим малышом и учите самому принимать решения по отношению к своим друзьям.
Не решайте конфликты за ребенка. Очень плохая идея пытать вмешиваться в детские ссоры (за редким угрожающим жизни и здоровью исключением). Ребенок должен самостоятельно учиться преодолевать конфликты, а не ждать, когда придет мама или папа и «все решит».
Не игнорируйте жалобы ребенка. Существует две крайности среди родителей: чрезмерно вмешиваться в жизнь ребенка и добровольно отстраняться от нее. Обе эти стратегии безрезультатно, само собой. И если первый тип родителей мешают ребенку учиться самостоятельности, то отчужденные мама и папа могут казаться для ребенка равнодушными и безучастными, что, несомненно, влияет на доверие между взрослыми и детьми. Поэтому слушайте ребенка и пытайтесь понять его, учитывая возраст и темперамент малыша.
В заключении, хочется сказать: чтобы ребенок учился дружить со сверстниками, у него должна быть возможность с ними общаться, поскольку дружба — это навык, который нужно тренировать. Поэтому:
посещайте детский сад или любое другое учреждение, где будут детки, с которыми ребенку придется выстраивать социальные контакты;
ходите в кружки и секции — там ребенок сможет научиться устанавливать доверительные отношения с группой детей, близких по интересам;
личным примером показывайте дружеские отношения;
если все ваши попытки тщетны, обратитесь с детскому психологу — специалист поможет определиться с истинной причиной отсутствия друзей и определит вектор, в ключе которого стоит работать.
Когда мой сын начнет играть с другими детьми? Дочь еще не умеет просить словами… это плохо? Родителей беспокоит, как развивается их ребенок. Попробуем в этом разобраться.
Навыки общения
Изучая эмоциональное и интеллектуальное развитие детей, американский детский психолог Стэнли Гринспен понял, что в его основе лежит общение со взрослыми, и создал таблицу, в которой перечислены важные навыки общения. Ими овладевают все дети, хотя и с разной скоростью и не обязательно строго последовательно.
Возникающие у некоторых детей сложности в развитии всегда связаны с отсутствием или недостатком навыков общения. И если родители обращаются по этому поводу к психологу, то он вместе с ребенком возвращается на ту стадию, где эти пробелы возникли, и помогает их заполнить.
Пример №1
Например, 3-летняя Катя бегло разговаривает, с увлечением играет в сюжетные игры (лечит кукол, устраивает «магазин»), но при этом она сильно тревожится, стоит маме выйти за дверь, бросает игру и совсем не умеет успокаивать себя.
Психолог начинает работу с ней с первой стадии: поощряет ее, когда она прижимает к себе плюшевого зайца, чтобы почувствовать себя спокойнее без мамы, учит искать то, что доставит ей удовольствие: укрыться теплым одеялом, полистать книжку с картинками, послушать аудиозаписи сказок.
Пример №2
Другой пример: начитанный, интеллектуально развитый Миша, 5 лет, не умеет устанавливать близкие отношения со сверстниками, они не принимают его в игры, ребенок расстраивается и родители обеспокоены.
Психолог возвращается с ним на второй этап, когда развивается потребность в общении. Возвращается, то есть играет с мальчиком, создавая игровые сюжеты, в которых разным персонажам предстоит познакомиться друг с другом и вместе выполнять какие-то действия (например, Человек-паук и волк вместе строят мост через реку).
Он задает Мише вопросы об этих ситуациях, помогая сделать собственные выводы о том, как можно начинать знакомство, почему с кем-то хочется дружить, а с кем-то не хочется. Также, заметив, что Миша часто хмурится, при помощи зеркала психолог показывает мальчику, как по-разному он выглядит, испытывая разные чувства.
Одновременно он учит родителей поддерживать сына, спрашивает, кого из знакомых с детьми подходящего возраста они могли бы пригласить домой
Постепенно Миша начинает чаще улыбаться и проявлять дружелюбие, ему становится проще вступать в разговор и играть с другими детьми.
Свои первые навыки общения дети получают, проводя время со своими родителями. Поэтому важно, чтобы родители разговаривали с детьми, вместе играли в разные игры, сначала в самые простые, вроде покачивания и подкидывания, а потом в более сложные.
При помощи приведенной ниже таблицы родители могут увидеть, на какой стадии развития находится их ребенок, и в случае необходимости проконсультироваться с психологом.
1. От 0 до 3 месяцев
Саморегуляция (или умение самостоятельно успокаивать себя) и интерес к миру
Задача ребенка: уметь обращать внимание на тот же предмет, что и взрослый. Учиться у других людей, взаимодействовать с ними, учиться сохранять свое спокойное состояние и усваивать информацию из общения с другими.
Что делать родителям: помочь ребенку «влюбиться в мир». Для этого поощрять его интерес ко всему новому мягкими прикосновениями, ласковыми интонациями, улыбками, всем, что доставляет ему удовольствие.
2. От 2,5 до 5 месяцев
Первый контакт, ответ на обращение взрослого
Задача ребенка: научиться вступать в отношения. Для того чтобы развиваться, детям необходимо общаться с другими людьми. В этом возрасте они уже могут выделить близкого взрослого как особого человека, реагируют на его мимику, начинают различать удовольствие от общения с ним и интерес к неживому предмету. В этом возрасте появляется улыбка, которую называют «социальной», — она адресована конкретному человеку.
Что делать родителям: инициировать общение с ребенком, обмениваться взглядами, улыбками, рассказывать ему о том, что с ним происходит, играть в короткие игры (например, ладушки или «идет коза рогатая»).
3. От 4 до 10 месяцев
Преднамеренное и взаимное общение
Задача ребенка: начинать общение первым. Например, он может улыбнуться, чтобы ему улыбнулись в ответ. Он уже умеет показывать свои намерения и выражать чувства при помощи звуков, жестов, мимики, телесных движений. На этой стадии у ребенка складывается чувство реальности: он уже может отличать свои действия от чужих. Если взрослый накрывает ладонью его игрушку, ребенок пытается приподнять ладонь взрослого. Начинает складываться ощущение «я» и «ты».
Что делать родителям: откликаться на инициативу ребенка, прислушиваться и отвечать на его сигналы, постараться «говорить на его языке», понимать его чувства и реагировать на них.
4. От 10 до 18 месяцев
Решение социальных задач, начало самосознания
Задача ребенка: взаимодействовать с миром, решать вместе с взрослым разные задачи. Ребенок может взять маму за руку и подвести ее к шкафу с одеждой, что означает: «пойдем гулять». Все умения, возникшие на предыдущих стадиях, объединяются в длинные цепочки. Если он голоден, то он может показать взрослому на еду. Общение усложняется. Ребенок учится управлять своим настроением, он может выразить свои чувства до того, как они станут слишком сильными.
Что делать родителям: показывать ребенку, что его желания и переживания понимают; проявлять терпение, если не сразу понятно, чего ребенок хочет.
5. От 18 до 50 месяцев
Формирование символов, использование слов и понятий
Задача ребенка: осмысленно употреблять слова. Раньше он обнимал мать, теперь может сказать «Я тебя люблю!», может сказать «Не хочу!» вместо того, чтобы плакать. Ребенок играет в игры, в которых воспроизводятся реальные или придуманные сюжеты — например, в чаепитие или атаку монстров.
Что делать родителям: разговаривать с ребенком, называть его чувства; уважительно относиться к его занятиям; поощрять игру ребенка, отводя для нее специальное место и время.
6. От 30 до 42 месяцев
Эмоциональное мышление, логика и чувство реальности
Задача ребенка: установить логические связи между осмысленными понятиями, понять собственные эмоции и переживания других людей. В этом возрасте появляются понятия времени и причинно-следственные связи. Дети могут не только высказать свои желания, но и объяснять их. Они осваивают игры с правилами и изобретают новые игры.
Что делать родителям: бережно общаться с ребенком, не перегружая его информацией и при этом следя, чтобы он получал ее в том виде и в том количестве, какое ему полезно. Важный показатель — живой интерес: если он пропадает, пора дать ребенку отдохнуть, переключиться на другое занятие.
Эти стадии развития ребенок проходит к пяти годам, они становятся основой для последующих, более сложных этапов эмоционального и интеллектуального развития.
Не суетись и вынь руки изо рта — вот, пожалуй, и весь язык тела, которому многие родители учат своих детей. А ведь так важно передать ребенку умение расслабляться, осознавать движения и считывать сигналы.
Родом из детства
То, как нас воспринимают другие люди, лишь на 30% зависит от того, что мы говорим, и на 70% — от того, как мы это делаем. Поза, интонации, жесты оказываются гораздо важнее слов. И это самые оптимистичные цифры. Некоторые ученые полагают: соотношение «что» и «как» составляет 10% к 90%. Можно, конечно, объяснять этот факт с точки зрения эволюционной психологии. Встретившись на лесной тропе, наши предки должны были за считанные секунды определить, кто перед ними: враг, который отберет мамонта, или друг, готовый помочь его завалить. Но даже если не заглядывать так далеко, ясно, что все наши жесты, позы и интонации — из прошлого. Мама любила повышать голос, и вот мы втягиваем голову в плечи. Родители постоянно критиковали — стараемся быть как можно незаметнее, сутулимся, сжимаемся в комок, любим не просто закидывать ногу за ногу, а буквально заворачиваем одну за другую. Дети, выросшие в семьях, где не принято было открыто проявлять свои чувства, будут испытывать сложности с прикосновениями. Взяться за руки в хороводе на детском утреннике, обняться при встрече с друзьями — невыполнимая миссия для такого человека. А те, кого все время призывали «сидеть тихо», всю жизнь будут говорить слабым, невыразительным голосом. Сложно представить себе успешного, счастливого человека — а ведь именно таким мы хотим видеть своего ребенка, — который бы ссутулившись и втягивая голову в плечи что-то шелестел себе под нос.
Говорит и показывает
Существует несколько эффективных стратегий обучения языку тела. Американский психолог Джо Новарро в своей книге «О чем говорит наше тело» предлагает в понятной и увлекательной форме объяснять детям азы этой науки. Он выделяет 10 основных правил обучения языку тела, понять которые (при грамотном изложении) сможет даже двухлетний малыш.
Любое движение имеет смысл. Важно подчеркнуть, что какие-то вещи могут ему сейчас казаться бессмысленными, но потом, с помощью родителей или друзей, он поймет смысл любого жеста.
Мозг управляет каждым нашим движением. Ребенку будет полезно узнать, что он может контролировать свои интонации, мимику, жесты и вообще ту информацию о себе, которую он с их помощью сообщает миру.
Тело выражает все наши эмоции. И это невозможно скрыть. Предложи малышу понаблюдать за собой, когда он счастлив. Он увидит широкую улыбку, ноги, которые не идут, а буквально приплясывают, и руки, которые сами тянутся кого-то обнять.
Язык тела точнее языка слов. Предложи ребенку прислушаться к себе и почувствовать, что ощущает, когда говорит, например, «я люблю тебя». Если эмоция подлинная, он не станет произносить это со стиснутыми зубами и взглядом в пол (а так часто бывает, когда ребенка принуждают ответить на проснувшиеся раз в пять лет чувства не самой милой на свете бабушки или тетушки). Не надо заставлять сына или дочь выражать те чувства, которые они не испытывают. Это создаст огромные сложности в общении. Особенно когда дети вырастут.
Чувства можно научиться считывать. Предложи ребенку увлекательную игру: присмотреться к другим ребятам в парке, людям в кафе, родственникам. Пусть попробует угадать, какие чувства испытывает каждый из них в данный момент. Объясни ребенку, как именно он это понял. Тут важно подать пример: показать, скажем, тетю Машу с поджатыми губами и рассказать, что тетя Маша сейчас, скорее всего, испытывает обиду.
То, что мы «говорим» с помощью тела, может обидеть собеседника даже сильнее, чем слова. Высокомерно посмотреть, повернуться спиной, выкатить глаза — все эти способы бессловесной коммуникации не способствуют установлению дружеского контакта.
Любовь можно выражать телесно. Продемонстрируй это ребенку, взял его за руку, обняв его. Этот язык тела понятен без слов.
Наши желания и стремления кодируются языком тела. Познакомь ребенка с самыми распространенными «словами».
У каждого своя дистанция, на которой ему комфортно общаться с другими. Существуют общие правила, но, в любом случае, необходимо объяснить ребенку: если человек пятится от него во время разговора, не стоит на него наступать. Лучше остановиться на удобном для собеседника расстоянии.
Ребенку нужно знать, что родители видят и слышать его потребности. И когда он скажет: «Мама, не подходи ко мне слишком близко, мне некомфортно», просто отойди подальше, а не начинай увлекательную лекцию на тему «Зачем я тебя рожала».