Если Вы впервые обращаетесь к нам и затрудняетесь с выбором вида консультации, воспользуйтесь первичной консультацией.
акции
Cкидка 30 % на Skype консультацию
Развитие творческих способностей у детей требует от родителей определённых усилий, считает наш детский психолог Екатерина Куминова.
Что нужно сделать, чтобы развить в своём малыше творческие способности? И возможно ли это, если у ребёнка нет явно проявляющих себя талантов?
Что же можно посоветовать родителям, мечтающим вырастить творческого ребёнка?
Проявляйте собственную креативность в любых повседневных делах и праздниках. Например, приготовление печенья вместе с ребёнком можно превратить в лепку волшебных фигурок или даже целой «сказки из печки». Дни рождения можно превратить в волшебное пиратское путешествие с картой и поисками сокровищ-сюрпризов-подарков для именинника и его друзей. Во время прогулки понаблюдайте вместе с ребёнком, на что похожи облака, трещинка на асфальте, лужи. Из замеченных образов сочините маленькую сказку. Развитие фантазии – важнейший фактор и творческого мышления.
Дома можно обычное рисование перенести в ванную комнату или на пол, на большие листы и порисовать руками, ногами или пальчиками. Иногда можно отступить от рисования форм и просто порисовать цветные пятна, смешивая цвета и отмечая, как меняются их оттенки. Не пропускайте образы, являющиеся в таких «каляках-маляках», так как это и есть креативность: в чём-то, что, на первый взгляд, вроде бы неинтересно, заметить необычное и красивое!
Помните про спектакли. В театр можно не только ходить, но и устроить маленький спектакль дома.
И ещё несколько советов для родителей:
– Не критикуйте и не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается. Помните, что это всего лишь тренировка. До 7 лет акцент на результате, а не на процессе совершенно точно тормозит весь процесс творческого развития.В возрасте до 9-12 лет дети нарабатывают творческий багаж, а не стремятся в своих поделках к какому-либо взрослому результату.
– Чтобы не отбить желанием заниматься рисованием, лепкой или выпечкой, не забудьте предварительно обустроить рабочее место. Определите сразу, где можно, а где нет. Такие занятия ни в коем случае не должны заканчиваться досадой от испорченных вещей или генеральной уборкой.
– И самое важное – постоянство. Как говорят, «гениальность – это 10 процентов таланта и 90 процентов труда». Только так творчество крепко войдёт в жизнь ребёнка и будет восприниматься им как часть жизни. Например, регулярно разучивайте с ребёнком весёлые стишки и песенки. Рисуйте минимум один раз в неделю. Посещайте мастер-классы и концерты. Занимайтесь музицированием. Если выбрали занятия, старайтесь не пропускать и всячески поощрять ребёнка, отмечая его успехи, развешивая на стенах дома награды и грамоты.
Сами с удовольствием ходите на выставки, пойте, лепите, даже если Вам кажется, что выходит неловко.
Важно привить ребёнку любовь к творчеству и вкус, а уж всё остальное он сделает сам!
Вас волнует эта тема?
Давайте обсудим это вместе
Нажимая на кнопку вы соглашаетесь с политикой обработки и хранения персональных данных.
Что дает творческое развитие?
Творческая деятельность предполагает самовыражение ребенка и осмысление действительности через звук, цвет, пластику тела или природные материалы. Сейчас в развитии детей творчеству уделяется большое внимание. С самого раннего возраста дети учатся творить: рисовать, лепить, танцевать или петь. И это очень ценный вклад. Ведь в школе большую часть времени дети учатся читать, писать, изучают множество наук, что помогает развивать их интеллект, учит думать, анализировать, делать логические выводы. Творческие занятия учат ребенка чувствовать, видеть красоту, мыслить шире.
Дети, в которых заботливо воспитывают любовь к искусству, получают следующее:
• Глубокое всестороннее формирование личности.
• Богатые интеллектуальные ресурсы.
• Социально приемлемые нравственные ориентиры.
• Творческое мышление.
• Уверенность в себе, хорошую самооценку.
• Умение наблюдать, размышлять, объяснять.
• Способность интерпретировать чувства и эмоции.
• Развитие памяти, речи, внимания.
• Широкий кругозор.
• Умение решать психологические проблемы с помощью творчества.
В результате воспитания в среде культуры и искусства получится всесторонне развитая личность, интересный и приятный собеседник, востребованный специалист. Начинать обучать ребенка азам искусства можно в старшем дошкольном возрасте, однако уже в 2-3 года многие дети с удовольствием слушают классическую музыку и с интересом исследуют репродукции картин мировых художников.
Развитие творческого потенциала: чем родители могут помочь ребенку?
1. Сделайте творчество доступным. Как можно больше выражайте себя в творчестве: рисуйте, пойте, слушайте хорошую музыку, танцуйте. Ребенок, наблюдая за вами, сможет понять свои вкусы и найти свой вид искусства.
2. Поощряйте любую творческую инициативу ребенка. Пусть у него будет как можно больше различных материалов для творчества, отведите для занятий искусством укромное местечко. Помогайте ребенку создавать шедевры, мотивируйте его на самостоятельное творчество.
3. Изучайте искусство. Читайте с ребенком о нем, посещайте выставки и музеи, ходите в театры (лучше начать с детского, например, кукольного). Обязательно обсуждайте прочитанное или увиденное, систематизируя тем самым полученные знания и опыт.
4. Во время больших прогулок по городу обязательно знакомьте ребенка с уличным искусством. Зачастую такие музыканты и художники даже позволяют детям побыть на их месте: постучать по барабанам, нарисовать что-то вместе. Это прекрасная возможность для ребенка испытать на себе роль творческой личности.
5. Пусть у ребенка будет возможность поиграть на разных музыкальных инструментах. Нельзя заставить его заниматься музыкой только на скрипке, если он не общался с гитарой или фортепиано. Любовь к музыке может быть только искренней.
6. Непременно изучайте вместе с ребенком особенности архитектуры вашего города. Детям нравится узнавать историю появления самых необычных домов или самых выделяющихся крыш. Кто поставил именно такой памятник и именно здесь? Обычно дети сами задают много вопросов о скульптуре и истории архитектуры, поощряйте их любознательность.
7. Если ребенку нравится рисовать и у него неплохо получается быть художником, обязательно позаботьтесь о сохранении его произведений: коллекционируйте их в специальную коробку или папку, самые лучшие можно повесить на стену. Так у ребенка будет формироваться уверенность в том, что его искусство понимают и ценят, это даст ему ресурс для дальнейшего развития.
8. Организуйте периодически свои домашние мини-спектакли и концерты. Театральное искусство и артистические способности не любят тишины. Одному ребенку достаточно лишь наблюдать, другой обязательно захочет попробовать на практике свои силы.
9. Если у ребенка формируется ярко выраженный интерес к определенному виду искусства, запишите его на тематический кружок, дайте ему возможность развиваться и совершенствоваться в этом направлении.
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Мы подготовили чек-лист с интересными активностями для погружения в творчество. Предложенные идеи помогут разбудить в ребенке фантазию и вдохновляться каждый день.
1. Ищем источник вдохновения
Малыш сел рисовать или играть с конструктором и забросил остальные дела — поддержите его увлеченность. Среди всех творческих занятий важно найти то, которое будет зажигать огонек в глазах ребенка. Не удалось словить вдохновение сразу — продолжайте поиски. Вероятно, ребенку больше понравится собирать картинки из мозаики, делать аппликации, лепить из пластилина или космического песка, складывать оригами и т.д.
2. Оформляем творческий уголок
Источник нашли — создаем условия. Проблему испачканного пластилином ковра и разрисованных обоев решит специально оборудованный творческий уголок. Пусть ребенок отвлечется от внешнего мира и погрузится в любимое хобби, не боясь быть наказанным за беспорядок или испорченные вещи.
Место детского творчества может напоминать последствия урагана, но на это стоит уметь закрыть глаза. «Нет хаоса — нет вдохновения. Это как кухня во время обеда» — говорил американский филолог и литератор Мейсон Кули.
Воспринимайте беспорядок как часть творчества.
Создать условия, атмосферу — важно. Еще важнее — развивать стремление творить, находить источники вдохновения.
3. Фантазируем каждый день
Хотите раскрыть и развивать творческий потенциал? Хорошо бы внести творческие занятия в расписание, как приемы пищи, прогулки, спорт и другие дела. Важно при этом не переусердствовать, не превратить творчество в скучную обязаловку. Ведь для ребенка это в первую очередь игра.
Добавляем творчество в бытовые дела
Даже уборка в комнате или приготовление еды могут быть интересными, если добавить в них творчество и фантазию. Соревнуйтесь, кто из вас лучше наведет уборку в комнате и получит приз как главный чистюля. Приготовьте вкусный ужин по секретному рецепту известного шеф-повара из Франции, а посуду помойте по поручению духа чистоты. Нужно показать ребенку, что даже скучное на первый взгляд занятие может быть увлекательным и веселым. С таким подходом вы и сами будете быстрее справляться с рутиной.
Какие-то вещи затерялись? Почему бы не превратить их поиски в квест!
Упражнение «Найди применение»
Подумайте вместе, как нестандартным образом применить бытовые вещи. Например, зубной щеткой можно расчесывать кошку, щекотать друзей, рисовать красками и т.д.
4. Учимся развивать воображение, наблюдая за окружающим миром
Гуляйте в парке, выбирайтесь за город, научите ребенка любоваться красотой окружающего мира. Интересно придумывать образы, разглядывая облака, или угадывать предметы по их очертаниям поздним вечером. Если взять с собой увеличительное стекло или бинокль, наблюдать за птицами и насекомыми будет еще интереснее.
Художник Роб Саядж-младший с помощью планшета создает вот такие рисунки из облаков.
Вооружитесь маркером для белой доски (он легко смывается) и пробуйте вместе с ребенком нарисовать свои фигуры на стекле.
5. Творчество доступно каждому
Чтобы научиться мыслить творчески, нужно тренироваться. Не все получается сразу, но ведь это не беда: нет тех, кто стал мастером в своем деле без всяких усилий.
Плюс творчества в том, что оно может быть недорогим или вообще бесплатным. Пакет из-под молока с помощью камешков можно превратить в музыкальный инструмент, из салфетки смастерить цветок, а из палочек от мороженого — шкатулку. Была бы фантазия!
Простые материалы дают ребенку большой простор для творчества.
6. Сохраняем результаты и желание творить
Дети огорчаются, когда узнают, что их поделки и рисунки выбрасывают. Поэтому собирайте и храните детское творчество. Это и для вас памятные вещицы, и для ребенка источник вдохновения. А через 15-20 лет вчерашние каракули тоже могут повзрослеть и вырасти в профессиональное искусство.
Детские рисунки художников в новом исполнении. Работа Katherine Brannock
Критиковать (,) нельзя (,) хвалить
Ребенок хотел нарисовать лошадь, а вышла собака? Карандашный рисунок после акварели превратился в мазню? Мнение мамы и папы для ребенка самое авторитетное. Словом можно вдохновить или отбить желание заниматься творчеством. Постарайтесь аккуратно реагировать на первые творческие шаги.
За мужеством критики должно следовать мужество похвалы.
Оноре де Бальзак
7. Погружаемся в искусство
Знакомьте ребенка с литературной и музыкальной классикой, прививайте любовь к чтению книг. Вместо игрушек или вкусностей можно купить билеты в театр, кино или на художественную выставку. Смена обстановки, поход в незнакомое место принесет новые эмоции, радость и вдохновение. Искусство в чистом виде — хороший учитель, способный пробудить у ребенка желание создавать собственные шедевры.
Упражнение «А что, если бы. »
Возьмите за основу сказку и измените в сюжете одну деталь (например, Красная Шапочка не сказала волку, где находится дом ее бабушки). Пофантазируйте, как бы дальше развивался сюжет сказки.
Хорошая книга составит детям компанию и научит мечтать.
8. Моделируем ситуации, которые требуют творческого решения
Во взрослой жизни бывают сложные ситуации, из которых проблематично найти выход. Вот здесь и требуется умение мыслить нестандартно. Научите ребенка рассуждать и искать оригинальные способы решения проблемы.
Упражнение «Найди выход»
Предложите ребенку придумать решение для проблемной ситуации. Что делать, если перепутал билет и сел не в ту электричку? Заблудился в чужом городе и нет при себе телефона?
9. Решаем нестандартные задачи
Решение логических задач и головоломок — хороший способ развить нестандартное мышление.
На платформе «ЛогикЛайк» более 2500 заданий на логику, воображение и пространственные представления. Чтобы открыть ребенку доступ к занятиям, нужно зарегистрироваться.
10. Процесс важнее результата
Не обязательно стремиться вырастить гения искусства. Куда важнее видеть пользу творческого, неординарного мышления, которое помогает решать даже самые сложные жизненные ситуации.
Задача родителя — пробудить в ребенке тягу к творчеству, помочь ему найти свои таланты и реализовать их.
Научить видеть новые возможности и находить нестандартные решения.
Творческие способности хорошо послужат ребенку в школе, в работе и в жизни. Придумывайте и создавайте новое. Получайте радость от творчества и развития вместе с ребенком!
Каждый малыш с рождения имеет тягу к новым знаниям, неординарный взгляд на вещи и стремление к самовыражению. Но не все родители уделяют развитию творческой деятельности детей должное внимание. Они ставят на первое место интеллектуальное и физическое развитие детей. Все это, безусловно, важно, но нельзя принижать значение творчества в жизни ребенка.
Почему творчество необходимо?
Важно давать детям возможность познакомиться с большим количеством творческих занятий: живопись и лепка, занятия вокалом и актерские курсы, скрапбукинг, архитектура, хореография для детей. Не обязательно заниматься всем сразу — полезно даже просто пробовать. Если ребенку понравится, продолжить занятия. Если нет — прекратить, но даже занятия принесут пользу и обогатят копилку опыта.
- Во время занятия новым видом деятельности формируются нейронные связи, мозг учится думать .
- Творчество помогает детям прожить сложные моменты, выплеснуть эмоции и научиться чувствовать эмоции другого, снимает стресс.
- Бисероплетение, лепка и курсы рисования для детей развивают мелкую моторику, которая связана с речевым развитием ребенка.
- Занятия творчеством помогают ребенку раскрыть свой потенциал, а также определить профессиональный путь для будущего роста.
Как развить творческий потенциал у дошкольников?
Уже в 2–3 года ребенок с готовностью откликается на предложение порисовать, попеть или потанцевать, а к 5–6 годам деятельность становится более осмысленной.
Предлагайте развивающие игры, головоломки, наборы для творчества
Для мелкой моторики и пространственного мышления можно использовать конструкторы, мозаики, пазлы, бисероплетение. Сейчас есть много наборов с арт техниками для детей: эбру, гравюра, рисование песком, resin art. А настольные игры развивают скорость мышления, умение быстро находить нестандартное решение. Отличная идея — играть всей семьей. Это сближает детей и родителей.
Осваивайте материалы для творчества
Тактильный опыт очень важен в любом возрасте, а в детстве особенно. Именно поэтому для всестороннего развития детей так важно взаимодействия с разными художественными материалами: красками, пастелью, глиной, карандашами. На этом построена детская . Материалы создают разные чувственные образы, задействуют новые нейронные связи.
Читайте перед сном и обсуждайте прочитанное
Читайте детям и обязательно обсуждайте прочитанное. Пусть чтение перед сном станет доброй семейной традицией. А еще полезно придумывать альтернативные истории с героями и самостоятельно сочинять рассказы. Это развивает фантазию, креативное мышление, а также улучшает речь, снимает стресс, развивает эмпатию.
Запишите ребенка в Центр детского развития «Имена Продакшн»
В Центре «Имена Продакшн» дети могут пройти обучение по многим дисциплинам — от робототехники до актерского мастерства. В пакет «Комплексное развитие» входит обучение театральному искусству, вокалу и хореографии. В Центре функционирует школа рисования для детей, воскресная школа, занятия по , китайской живописи. Наша задача — максимально раскрыть заложенный природой потенциал ребенка и помочь ему реализоваться в этом мире.
Начинается очень увлекательный период истинного детского творчества, поделки приобретают стиль исполнения и тематику, наиболее близкие малышу. В этом периоде очень важно поощрять все работы маленького творца, заложить в нем уверенность и удовольствие от его творчества.
Что умеет Ваш ребенок:
• Начинает рисовать «головоногов» — фигуры людей, состоящих из головы и сразу ног
• Знает основные цвета
• Может слепить простые фигурки из пластилина (жук, улитка, цветочек)
• Может раскрашивать пластилином крупные картинки
• Играет с тестом и аксессуарами
• Делает более сложные аппликации с новыми текстурами
• Начинает сам вырезать ножницами простые фигуры (квадрат, полоска, прямоугольник)
• Интересуется экспериментами (изменение состояния, превращения)
• Начинает собирать простые пазлы
Идеи для творческих занятий с ребенком:
• Рисовать цветными карандашами, восковыми мелками, акварельными карандашами, фломастерами
• Рисовать фломастерами со штампиками, дополняя картинку веселыми штампиками
• Рисовать магическими фломастерами, которые меняют цвет
• Рисовать фломастерами с блестками
• Раскрашивать раскраски для возраста 3+
• Смешивать цвета красок – акварель, гуашь, рисовать простые картины
• Лепить пластилиновые фигурки по схемам, из книжек «Лепим пластилином»
• Раскрашивать восковым пластилином книжки «Рисуем пластилином», использовать простые цвета, перламутровые и неоновые
• Играть с наборами с тестом – шприцы, разные фигурные «давилки», формы для мороженого итд.
• Делать аппликации из ЭВА, простые и из разных текстур
• Раскрашивать картонные фигурки и играть в театр – наборы «Раскрась и играй»
• Делать аппликации из бумаги и картона
• Играть со штампиками
• Создавать мозаику из наклеек в книжках «Волшебная мозаика из наклеек»
Есть такое выражение — «творчество с пелёнок». Обычно так говорят про рисование.
Ведь ребенку уже примерно с четырех месяцев можно предложить порисовать красками с помощью пальчиков и ладошек. А когда ручки окрепнут, то есть ближе ко второму году жизни, дать малышу сначала кисточку, затем – карандаши и фломастеры.
Зачем детям рисовать?
Рисование – важный вид творчества, так как оно не только увеличивает шансы малыша стать следующим Пикассо, но и способствует развитию интеллекта ребенка и помогает ему научиться выражать собственные чувства и эмоции с помощью искусства. Не говоря уже от том, что рисование – отличное упражнение на развитие мелкой моторики, которая важна для речевого развития. Когда вы экспериментируете с техниками (ведь рисовать можно не только карандашами и красками), то ребенок получает первые знания о свойствах разных материалов. Но самое главное – рисование успокаивает детей и придает им уверенности в себе. Малыш, который свободно экспериментирует и не боится ошибаться, учится анализу и нестандартному мышлению.
Многое в этом вопросе зависит от родителей. Со своим ребенком я начала заниматься рисованием с четырех месяцев. И вот сейчас, когда ему два с половиной года, он умеет правильно держать карандаш, рисовать точки, линии, круги, овал, закрашивать фигуры. Это именно то, чему следует обучить детей раннего возраста.
Как научить ребенка рисовать?
Поначалу ребенок будет изображать каракули. Этот период принято называть стадией марания и длится он примерно до двух лет. Вот ваш малыш с увлечением водит кисточкой по листу бумаги, и вдруг вы спрашиваете: «Что ты рисуешь?» Ребенок пожимает плечами. Пока вы не спросили, он и не задумывался об этом. Маленькие дети умеют наслаждаться моментом: им нравится делать то, что велит их сердце. И размазывая краску по бумаге, они могут просто любоваться ее видом и получать удовольствие от ощущения, которое появляется от соприкосновения кисточки с бумагой. В отличие от детей старшего возраста и взрослых, большинство малышей не испытывают смущения и не ограничивают себя рамками – они просто наслаждаются процессом. Это и есть радость творчества!
Как поощрять ребенка?
Дайте свободу детским фантазиям – пусть малыш самостоятельно выбирает тему и творит, размышляет над сюжетом и тем, как правильно нанести мазок. Побуждайте ребенка комментировать свои действия, представлять себя на месте героев истории, которую он рисует, и наделять их чертами своего характера. На раннем этапе творческого развития ребенка не должно быть заученных и «правильных» схем. Важно просто творить.
Техники рисования для детей
Для развития эстетического вкуса у детей постарше, важно обсуждать работу, характер образа, решение сюжета, композиционные моменты и так далее.
Я постоянно использую нетрадиционные техники рисования (все, что под есть рукой) со своим ребенком. Ведь рисовать можно пальчиками или ладошками на запотевшем окне, выводить палочкой на земле или песке необычные узоры, а также можно создавать причудливые рисунки, используя мамину помаду или зубную пасту. Детей можно и нужно вводить в волшебный мир нетрадиционных техник рисования. Это очень увлекательное и завораживающее занятие.
По мнению экспертов, художественный вкус – это не природный талант, его можно развить. Поэтому накапливайте с малышом визуальный опыт – рассматривайте шедевры искусства, ходите в галереи и музеи… Тогда у ребенка сформируется хороший вкус, а еще он, скорее всего, будет неплохо разбираться в живописи. Что, согласитесь, важно для современного и образованного человека.