Как научить ребенка справляться с агрессией

Как рассказала психолог НПЦ «Здоровье нации» Валерия Хомякова, вопрос о том, как помочь ребенку справиться с агрессией, довольно часто звучит от родителей, ведь на самом деле многие сталкиваются с этой проблемой: кто-то касается ее совсем слегка, а кого-то захватывает полностью, но в любом случае трудности возникают у всех. Часто родители не понимают, как можно наименее травматично помочь ребенку справиться с собственной злостью и агрессией, как направить его эмоции и действия в мирное русло. Сегодня мы поговорим об этом с практической точки зрения!

Учим ребенка распознавать свои эмоции

— Не только злость, но и радость, и грусть, и страх, и тревогу, и многие другие эмоции нужно учить распознавать, в зависимости от возраста. Ребенок должен хорошо понимать собственные чувства и ощущения, чтобы уметь с ними справиться, иначе это становится похожим на борьбу с монстром, которого мы не видим, — рекомендует Валерия Игоревна. — Для этого хорошо подойдут карточки с эмоциями. Их можно как купить, так и скачать из интернета и распечатать, да можно даже самим вместе нарисовать! Сначала вы проверяете, как ребенок понимает то или иное выражение лица, обсуждаете, как мимически могут проявляться эмоции, как они ощущаются в теле, какие движения могут быть из-за той или иной эмоции. И всё это сопровождаете повторениями, т.е. если говорим, что от радости можно хлопать в ладоши, то вместе с ребенком начинаете хлопать и улыбаться.

После можно перейти к обсуждению того, в каких ситуациях могут проявляться различные эмоции. Приводите как можно больше примеров, чтобы ребенок понимал причинно-следственные связи возникновения чувств.

Что делать со злостью?

Наконец-то ребенок стал понимать что к чему, какие эмоции существуют, и как они могут у него проявляться. Что дальше? Если мы говорим о злости, то данная эмоция проявляется наибольшим напряжением в теле, появлением невероятного количества энергии внутри, поэтому нужно учить ребенка проявлять ее физически адекватным способом, иначе рано или поздно он устроит разрушения и хаос вокруг.

В помощь тут будут игрушки, направленные на проявление силы, например, молоточек с гвоздями, которые нужно забивать, или боксерская груша. Когда вы видите, что ребенок злится, предложите ему позабивать гвозди или побить боксерскую грушу, и пусть делает это, пока не почувствует реальную усталость. Так же можно использовать игру «два барана», в которой родитель и ребенок, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки: «Бе-е-е». Игра начинается со слов: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Важно сохранять игровой настрой, чтобы действия со стороны ребенка не стали слишком жесткими и плохо контролируемыми. Или можно предложить ребенку порвать листы бумаги, скомкать их и покидать в стену. Используя фантазию, можно придумать множество разных действий, чтобы выразить злость на физическом уровне.

Еще одним хорошим способом сбросить напряжение, вызванное злостью, является творчество: рисование, лепка или танцы. Но такой способ подходит для детей старше 7-8 лет.

После того, как ребенок проявил свою агрессию, ему важно расслабиться и почувствовать успокоение. Для этого подойдут любые виды медитации, просто медленное дыхание или перечисление вслух предметов, что находятся вокруг.

И вот, когда ребенок научился физически проявлять свою злость и агрессию и после успокаиваться, то можно переходить к самому главному: учить ребенка вербально сообщать о своих чувствах. Да, не только о злости, но и о других тоже. Для этого может подойти игра «Театр». Она разделяется на два этапа: подготовительный и основной.

На первом этапе вы с ребенком создаете маски, которые обозначают разные эмоции: грусть, радость, злость, страх, удивление и так далее. Во время их создания можно снова обсудить различные эмоции, когда они возникают и почему и как проявляются.

На основном этапе ребенок становится актером. Он выбирает любую маску, и его задачей является показать телом ту эмоцию, которая на ней запечатлена. После того, как чадо справляется с этим, вы ставите следующую цель: показать чувство голосом. Обычно дети начинают смеяться, хныкать и всхлипывать, кричать или удивленно охать. После этого вы должны перейти к самому главному: рассказать ребенку, что можно не просто издавать звуки, а проговорить эмоцию через фразы «я злюсь, потому что», «я радуюсь из-за того, что», «мне грустно из-за», «я боюсь» и так далее. Ребенок должен повторить все эти предложения и придумать им концовку. И в конце можно даже заключить с ребенком контракт, что впредь вы оба будете говорить о своих эмоциях таким образом, чтобы каждый точно знал, что испытывает другой в той или иной ситуации.

О причинах агрессивного поведения маленьких детей можно посмотреть здесь.

В последнее время стал актуальным запрос на снижение агрессии у детей, обучения ребёнка приёмам справляться с приступа и злости. Дети проявляют вспыльчивость, агрессивно реагируют на замечания, шутки одноклассников. Не успевают затормозить себя. Просто сдерживать свою злость — не приводит к результату. Она копится внутри, и, как сжатая пружина, может «выскочить» в неподходящий момент.

Для начала разберёмся в причинах накопления агрессии.
Ситаутивные проявления злости естественны, хотя и пугают иногда родителей. Например, при физической опасности, нарушении психологических границ, унижении, оскорблении, когда что-то не получается.
Поводом для работы является ситуация, когда злость закрепляется как постоянная реакция, и ребёнок уже не может её контролировать.

В чем причины детской агрессии?
— В первую очередь, это особенности ЦНС, например, возбудимый тип нервной системы. Таким детям достаточно сформировать навыки саморегуляции, снизив импульсивность поведенческих реакций.
— Симптом неврологических нарушений, психических заболеваний. В этом случае необходима консультация психиатра и невролог и подбор лекарственных препаратов.
— Проявление агрессии в семье. Примеры физической агрессии, применение физической силы к ребёнку. Либо случаи психологического давления. Если ребёнка унижают, оскорбляют, подавляют, ответить взрослому он не может, но злость копится внутри. Злость похожа на шаровую молнию, она мечется внутри тела и ищет выход, часто разрушая и самого человека. Выплескивают дети этот заряд на тех, кто не может ответить.
— Атмосфера в семье. Если родители часто ссорятся при ребенке, обвиняя друг друга, дети впитывают такой пример решения конфликта. Да и злость копится, так как ребёнку приходится выбирать чью-то сторону и, из лояльности, учиться ненавидеть вторую сторону.
— Стиль семейного воспитания, детско-родительских отношений. Это я снова про пример из семьи. Если родитель «лучше знает», что нужно ребёнку, контролирует, боится, то он вырастет пассивным подростком, подавляющем свои желания и не контактирующим с самим собой. Пассивная агрессия тоже бывает, но разворачивается чаще на самих себя в виде застенчивости, боязни людей, самоповреждений.
— И, конечно, окружающая среда, которая перенасыщена примерами. Начиная с онлайн-игр, про которые мне много рассказывает практически каждый ребёнок, ужастики, также доступные к просмотру с раннего детства. Они перегружают нервную систему, приводят к перевозьудлению и необходимости сбора ывать это напряжение и возбуждение через действия. Просто отреагировать то, что накопилось внутри, доступным способом. Ну и, детская психика не различает игру и реальность. И дети мне серьёзно заявляют, что у них как и в игре, несколько жизней.

Обычно взрослые призывают детей вообще никогда не злиться, или не выражать свою злость, подавлять её. А все, что мы подавляет, копится внутри. И тогда, всякий раз, когда ребёнок испытывает гнев, он думает, что с ним что-то не так, стыдится себя и ещё больше от этого злится. Когда злость все время сдерживается, появляется напряжение в теле, зажимы, либо резкость, импульсивность.
Злость — это физиологическим механизм, запускающийся автоматически.
Агрессивные дети часто сами подозрительны и настороженны. Им кажется, что весь мир хочет их обидеть. И они часто просто защищаются.
Родитель может научить ребёнка:
— понимать причины своих переживаний,
— осознать потребность, которая стоит за чувством,
— выражать гнев экологично.

Как это сделать?

Для этого в момент приступа злости нужно сделать 5 шагов:
1) Научить распознавать и проговаривать свои чувства. Для начала озвучивать состояние ребёнка самому. Если взрослый называет чувство, то ребёнок учится их распознавать.
Начиная с 2-х лет. Называя чувства ребёнка, взрослый позволяет ему не ощущать себя плохим, когда с ним происходит то, что родители не нравится. Ребёнок научается распознавать признаки злости в теле. И тогда появляется выбор: можно выразить переживания разными способами. Часто достаточно их проговорить. Фраза родителя: «По-моему, ты злишься на. (что-то или на кого-то)»
. Если ребёнок отрицает, скрывает переживания, значит боится, что его осудят.
2) Присоединиться к чувствам ребёнка. Вместо того, чтобы дать совет. Если сразу начать давать советы, у ребёнка сложится впечатление, что вы его не выслушали, не поняли. Присоединились к чувствам ребёнка, мы помогаем ему от них освободиться, успокоиться и перейти к конструктивно у обсуждению.
Важно: прежде, чем начать обсуждать сам случай, ребёнок должен прожить чувства и успокоиться, так как мы не можем и думать и чувствовать одновременно!
Фраза: «Я вижу, что ты так зол, что готов доставить обидчику много неприятностей» Вниманием, активным слушанием родитель показывает ребёнку, что он действительно готов выслушать и помочь. Задавая вопросы, помогите ребёнку понять, что действительно стало причиной гнева, что он хотел получить таким способом.
3) Учить ребёнка направлять энергию злости в полезное русло. Помочь ребёнку выразить гнев адекватным способом. Если постоянно сдерживать злость, то нерастпаченное напряжение накапливается в определённых зонах тела, образуя мышечные спазмы, зажимы. Можно научить реьенка пазным способам выражать гнев: нарисовать и смять, порвать листок, побить грушу, убраться в комнате и т. Д.
4) Обсудить случившееся.
Выплеснув чувства, ребёнок уже может спокойно поговорить о том, что на самом деле его задевает. Часто за такими сильными эмоциями стоят переживания, связанные с собственной неуверенностью, желание быть лидером, завоевать уважение и т. Д.
5) Показать возможные варианты поведения в его ситуации. Найти неудовлетворенную потребность и научить ребёнка удовлетворять её по-другому. Выявив истинные мотивы поведения ребёнка, можно найти способы их удовлетворения, доступные ребёнку.
Кроме того, ребёнок научится понимать, что с ним происходит и объяснять свои чувства себе и другим.

Иногда и нам самим, взрослым, не удаётся справиться с накопившиеся злостью, не хватает техник и приёмов, чтобы снизить её уровень. Приходите на консультации, готова делиться с вами техниками и приёмами, помогпющими справляться с сильными эмоциями!

Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.

Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.

Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта. Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично.

Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.

Как проявляются приступы злости у детей

В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:

  • до 1,5 лет: плач, укусы, швыряние игрушек;
  • 1,5–5 лет: возможны вспышки ярости, физическое нападение на сверстника, крик, плач, топанье ногами, валяние на полу, убегание, обзывательства;
  • 5–7 лет: драчливость, истерики, оскорбления, игнорирование, порча имущества;
  • младший школьный возраст: дразнилки, «лёгкие» нападения (толкнуть, отобрать рюкзак, кинуть чем-то), планирование мести, порча имущества, игнорирование просьб, слёзы;
  • старший школьный возраст: физическая и вербальная агрессия, перенос агрессии на себя.

Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем.

Почему ребёнок злится

Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.

Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».

Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии:

Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.

Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.

«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.

Как помочь справиться со злостью

Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так:

Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.

Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».

Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.

Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.

Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.

Как помочь предотвратить агрессивное поведение

Вот профилактические меры:

Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.

Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.

Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.

Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.

Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.

Что делать, если ребенок стал неуправляемым – лезет в драку, грубит, ломает игрушки, употребляет матерные выражения, на любые просьбы и слова реагирует ревом или криком? Агрессивное поведение в возрасте 3-7 лет – частое явление, так дети реагируют на жестокость, равнодушие или несправедливость, привлекая родительское внимание. Агрессия означает, что ребенок не чувствует себя в безопасности, пытается защитить личные границы. А вот провоцировать такую реакцию могут самые разные раздражители.

Агрессия у ребенка: причины детской жестокости

• Неблагополучная обстановка дома или в детском саду

Кто-то в окружении ребенка ведет себя некорректно – оскорбляет, обижает или запугивает малыша. Возможно, родители не стесняются выяснять отношения при ребенке, часто ссорятся и дерутся. Присмотритесь, кто демонстрирует агрессивную модель поведения? Ребенок привыкает к этому, воспринимает агрессию как норму, способ решения проблем, после чего начинает подражать забияке.

• Неадекватный стиль воспитания

Есть родители, которые не контролируют свое чадо, поощряют вседозволенность и отсутствие всяких моральных норм. В такой семье ребенок видит равнодушие взрослых, не чувствует эмоциональной близости. Это толкает его к хулиганству, дабы восполнить дефицит внимания. Другая крайность, если тревожные мама и папа излишне опекают ребенка, ограничивают его свободу. В таком случае он включает внутренний протест и агрессию, чтобы отстоять личное пространство.

• Запрет на выражение негативных чувств

Если запрещать ребенку проявлять обиду, гнев или грусть («не реви», «девочки так себя не ведут»), подавленные эмоции в какой-то момент все равно вырвутся наружу. Дети, которые долго подавляли себя, отрицали гнев и слезы, могут закатить истерику в самый неожиданный момент, стать неуправляемыми, ломая все на своем пути.

• Физическое и моральное насилие в семье

Постоянные наказания, манипуляции, унижение, давление на чувство стыда («ты плохой», «мне стыдно быть твоей матерью», «готовь ремень») повышают уровень стресса, который нужно разряжать. Чем больше угроз получает ребенок в свой адрес, тем сильнее будет агрессия.

Как выражается агрессия у детей?

Малыши могут кусаться, лезть в драку, обзываться, подражать отрицательным героям из кино, капризничать, настаивать на своем мнении, не соглашаясь на компромисс. Также подавленная агрессия направляется ребенком против самого себя – в виде самоповреждений, битья головой о стену или царапок.

Как работать с агрессией у ребенка?

Прежде всего понять, что нельзя запрещать детям проявлять негативные эмоции, у гнева и страха должен быть выход, желательно в безопасное русло – спорт, творчество, экологическое общение.

1. Будьте для ребенка примером

Работайте с собственной агрессией, не повышайте голос на чадо, не затевайте споров на пустом месте, не воспитывайте ремнем, не выдвигайте противоречивых требований. Ребенок не слушает слова, он смотрит на действия – станьте примером для подражания.

2. Меньше критики, больше похвалы

Не обесценивайте заслуг ребенка, прекратите ругать его на людях, игнорировать его чувства. Ваша задача – укрепить самооценку малыша, а не разрушить ее. Больше хвалите чадо, подмечайте достоинства, поощряйте победы, давайте позитивные подкрепления. Нужно снизить уровень стресса, сформировать безопасные условия для развития.

3. Направьте агрессию в положительное русло

Пусть ребенок выплескивает скопившуюся энергию в танцах, на спортивных соревнованиях или в творческих кружках. Подойдут любые подвижные игры, которые снимут напряжение и научат его здоровой коммуникации со сверстниками. Присмотритесь к играм для развития сопереживания — сказкотерапия, арт-терапия, драматический кружок — где чадо сможет проявить себя, научиться правильно выражать свои эмоции.

Какие игры помогут выплеснуть агрессию?

• Лепка и рисование

Рисовать можно что угодно – свои чувства, любимых героев, грусть, страх, радость. Вместо карандашей и кисточек лучше использовать свои пальцы и ладошки. Также подойдет лепка, например, сделать композицию из пластилина на картоне.

• Кромсание бумаги

Попросите ребенка написать или нарисовать на листке бумаги то, что его тревожит, затем порвите это на мелкие части. Можно устроить бой: скрутить бумажные шарики и пуляться ими друг в друга. Условие одно – после игры ребенок помогает маме все убрать.

• Выбивание подушки

Желание драться можно перенести на любой неодушевленный предмет. Научите чадо в моменты агрессии колотить подушку или большую мягкую игрушку. Можно проделывать этот ритуал под эпичную музыку, проговаривать бранные слова. Или завести боксерскую грушу, колотить ее ногами и руками, пока хватит сил. Главное, не бить и не оскорблять других людей.

• Игры на тренировку дыхания

Чем глубже ребенок будет дышать (помогая себе брюшными мышцами), тем быстрее расслабиться и научиться контролировать себя. Но не все дети могут считать до десяти, так что придумайте замену: сдуть теннисный мячик со стола, разогнать волны в тарелке воды, задать нужную траекторию бумажному кораблику по реке.

Правила просты – встать в круг вместе с родителями и бросать друг другу мяч. Подающий называет ловца обидным словом. Не матерным, а приличным. Например: «редиска», «капуста», «старый хрыч», «хрюндель», «забияка», «хитрый лис». Так ребенок учится облачать свою обиду в приемлемую форму.

• «Упрямый барашек»

Эта игра позволит маленькому капризуле выплеснуть эмоции в контролируемой ситуации. Выделите время, когда ребенку можно быть капризным и не соглашаться с волей родителей – 15 минут вечером или каждую пятницу в 18.00. В этот момент разрешите ребенку беситься, на все отвечать «не хочу», ложиться на пол и колотить ногами. Ругать его не нужно, это его час свободы.

Как видите, все проблемы решаемы. Главное, позволить ребенку выражать свои чувства, перестать использовать физические наказания, давать больше любви и ласки – подобные перемены в воспитании обязательно возымеют эффект.

Драчливый ребенок в детском саду — частая проблема. Он причиняет страдания другим, рушит атмосферу доброжелательности и безопасности в группе. Но главное — страдает сам. Рассказываем о том, как воспитатель может помочь малышу справиться с агрессивными проявлениями

Был в одном садике мальчик Витя — активный, драчливый и непослушный. Он кусал других детей, а когда его пытались успокоить, еще больше распалялся. Воспитатели вызывали родителей, просили обратить внимание на агрессию Вити, объяснить ему, что кусать и бить других нехорошо.

Однако жалобы маме Вити быстро надоели: ей некогда этим заниматься, на подходе второй ребенок. Вы профессионалы — вот вы и займитесь воспитанием. Предложения поработать с психологом она отвергала: у семьи нет лишних денег, чтобы бросать на ветер, к тому же ее ребенок не псих и психолог ему не нужен.

Дети из группы стали переводиться в другие садики, воспитатели тоже не задерживались. Все ждали, когда Вите исполнится семь и он пойдет в школу.

Давайте попробуем разобраться, чего не хватило воспитателям, чтобы наладить контакт с Витей и помочь ему справиться с агрессией.

Профессиональный казус

Воспитатели оказались заложниками законодательства, правил поведения и собственных эмоций:

Да Но
Ругать и наказывать детей плохо — это может нанести психологическую травму Поведение агрессивного ребенка наносит психологические и физические травмы другим детям
Ребенку не хватает любви и внимания Такого ребенка сложно полюбить

Получается, нужно срочно что-то делать, а что — непонятно.

Причины агрессии у ребенка

Агрессия ребенка — своего рода крик о помощи, сигнал, что ему плохо. Возможно, ему не хватает любви и заботы, тогда достаточно уделить немного внимания, сказать доброе слово, включить в общую игру.

Иногда причиной агрессии может быть психологическая травма с последующей частичной амнезией. Память вытесняет, блокирует информацию о травматической ситуации, потому что ребенок не в силах самостоятельно с ней справиться. Нужно обратиться к психологу, который поможет проработать травму.

В редких случаях агрессию может вызывать проблема физиологического или неврологического плана. Например, повышенное внутричерепное давление, ухудшение слуха или зрения приводит к недопониманию и напряжению в общении. Тогда нужна помощь врача-специалиста.

А чаще всего мы сталкиваемся с дефицитом общения. Ребенку необходимо чувствовать защиту, внимание, он нуждается в сенсорных впечатлениях. Если чего-то не хватает, он будет добиваться этого любыми способами: привлекать внимание плохим поведением, уходить в виртуальный мир интернета или мультфильмов, заедать сладким или фастфудом.

Механизм проявления агрессии

Ребенку плохо: не хватает энергии, внимания, ощущений. Он совершает проступок и получает реакцию: его замечают, ругают, могут ударить, наказать. Казалось бы, все это неправильно. Но на самом деле для ребенка любое внимание лучше, чем его отсутствие.

Малыш получает от взрослых ответную реакцию, а значит, энергию, и принимает как своеобразную форму любви. Теперь каждый раз, когда ему будет недоставать энергии, он будет знать, как ее восполнить. Но эта энергия плохого качества.

Действия воспитателя

Если проявление агрессии не регулярное, а разовое, попробуйте сделать следующее:

  1. Уделите ребенку внимание. Чтобы не оставлять без присмотра других детей в группе, позовите на помощь второго воспитателя или няню.
  2. Выведите ребенка из истерики. Это можно сделать при помощи резкого звука, например хлопка, или осторожно, но крепко схватить ребенка, аккуратно сбрызнуть водой. Потом дать попить воды.
  3. После того как ребенок успокоился, необходимо дать ему выговориться и попытаться выяснить истинную причину истерики.

Однако на этом не стоит останавливаться. Нужно проводить регулярную работу, чтобы направить деятельность ребенка в конструктивное русло и научить проявлять себя социально приемлемыми способами.

Новое поведение у ребенка-драчуна

Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

  1. Можно и нужно показывать ребенку силу ответной реакции. Дети исследуют действия и последствия, им необходимо показать, что на каждый поступок, хороший или плохой, будет дан соответствующий ответ.

Иногда достаточно на время отдалить ребенка от других. Если сломал или разбросал — вместе с ним убрать, если ударил — показать, что это больно и неприятно.

Не торопитесь заставлять его просить прощения: если он не дозрел до этого, то разозлится еще больше. Лучше научите компенсировать причиненную обиду приятным словом или действием. Например: «Маша обиделась, ей грустно. Это ведь неприятно, когда тебе грустно. Давай поможем ей. Что мы можем сделать, чтобы ей не было так грустно?» Ребенок предлагает варианты, и вы помогаете ему возместить причиненный урон.

Можно сказать доброе слово, предложить вместе поиграть, поделиться игрушкой и т.д. Это значительно лучше, чем неосознанно, по указке просить прощения.

  1. Нужно обозначить границы дозволенного. Есть вещи допустимые и недопустимые. Об этом можно рассказать с помощью сказок, а после обсудить и закрепить творчеством: песней, стишком, рисованием.
  2. Хорошо бы ребенку дать внимание, которого ему не хватает. Иногда положить руку на плечо, погладить по головке, спросить о чем-то и внимательно выслушать ответ.
  3. Найти сферу деятельности, где ребенок сможет себя проявить, увлечь его чем-то. Похвала, которую он получит в результате, укрепит в нем осознание того, что он хороший, его замечают и он не одинок, а даже полезен. Социальная оценка крайне важна для ребенка.

В случае с мальчиком Витей воспитателям не хватило знания психологии и желания понять истинные причины его драчливости.

Помощь родителям

Родители не любят, когда их учат, но некоторые с удовольствием учатся сами. Можно создать блог или канал, где психологи и педагоги в коротких видео объясняют родителям причины детских капризов, дают пошаговые инструкции, как помочь ребенку, как его воспитывать, на что обратить внимание, в каких случаях идти к профессионалам.

Агрессивное поведение ребенка – один из самых сложных моментов, с которыми сталкивается родитель в процессе воспитания. Почему ребенок ведет себя агрессивно? Как сделать так, чтобы малыш меньше проявлял агрессию, но при этом не «закапывал» злость в себе и относился к ней, как и к любым другим эмоциям? Как научить ребенка выражать эту эмоции правильно, без вреда для себя и окружающих? Как вести себя, когда малыш проявляет агрессивность по отношению к маме/папе?

На эти и многие другие вопросы, часто возникающие в голове родителей, отвечает психолог НПЦ «Здоровье нации» Валерия Хомякова.

Как именно и почему ребенок может проявлять агрессию в разном возрасте?

До года. Недовольство у младенца могут вызвать неприятные физические ощущения, например, ограниченность в движении или гигиенические процедуры. Некоторым детям даже процесс одевания может казаться чем-то дискомфортным. Агрессия проявляется в отталкивании, демонстративном разбрасывании игрушек, вещей. Попытки укусить обычно вызваны желанием установить контакт с матерью. При положительном подкреплении (например, реакцией смехом) действие может повторяться.

1-2 года. В этом возрасте ребенка начинает интересовать окружающий мир, он исследует его и пытается установить контакты с другими людьми. Агрессию могут вызывать частые запреты, особенно непоследовательные. Например, сегодня это можно, а завтра нельзя. Или когда мама сначала ругает и наказывает, а затем тут же целует, обнимает и награждает игрушкой или сладостью.

2-3 года. Малыши в этом возрасте еще не обладают навыком эмпатии: они не понимают боли, которая причиняется другому, не способны поставить себя на чужое место. Жестокость и агрессия могут проявляться при конфликте интересов с другими людьми. Также злость вызывают родительские запреты на то, чего очень хочется. Подкрепляют агрессивное поведение ругань, физическое наказание, оскорбления, изоляция.

3-4 года. Обычно, ребенок уже не решается излить гнев на родителей и переносит его на предметы или других детей. Злость может возникнуть из-за строгих правил, несправедливого наказания. Реакция взрослых на поведение играет решающую роль. Вседозволенность, равно как излишняя строгость, ведет к агрессивности.

4-5 лет и старше. В этом возрасте уже сформирована основа поведенческих реакций. Ребенок находит свой способ разрешения конфликтов, снятия стресса, злости, и в большинстве ситуаций действует одинаково. Кроме того, он начинает понимать социальные нормы связи, учится выстраивать взаимоотношения с разными людьми. Особенно важную роль играет формирование моральных ценностей ребенка, которые выражаются в понимании добра и зла, милосердии, сопереживании. Агрессия может проявляться не так открыто и в лоб, например, через словесные оскорбления, спланированную месть, отказ от общения. Зачастую ребенок перенимает манеру поведения родителей.

Что может стоять за агрессивным поведением?

Часто дети даже не осознают, что ведут себя как-то не так, и что их реакции – это агрессия. Тем более они не понимают, из-за чего именно возникает агрессивное поведение, ведь его корни, чаще всего, уходят глубоко в личностные моменты, такие как:

— низкая самооценка и попытка ее замаскировать, скрыть, защитить, ведь, как говорится, «лучшая защита – это нападение».

— нехватка внимания со стороны значимых взрослых, и агрессия в данном случае является попыткой это самое внимание привлечь.

— желание выделиться, заполучить симпатии, стать лидером в совокупности с непониманием как это можно сделать, не прибегая к силовым методам и давлению.

— отсутствие навыков эмоциональной саморегуляции, когда ребенок не осознает, как ему справляться со своей злостью, и действует по наитию, подчиняясь первым импульсам.

— отражение поведения родителя и то, как он справляется со своей злостью и агрессией.

Как объяснить ребенку, что такое злость и почему ее нужно проявлять каким-то определенным способом?

Первое, это конечно же личный пример. Любой ребенок всегда ориентируется на родителя, он перенимает его способы общения, проявления эмоций, умение с этими самыми эмоциями справляться. Поэтому, если ребенок видит, что вы расстроены или злитесь, не пытайтесь сделать вид, что всё хорошо, уйти куда-то в другую комнату или не срывайтесь на самом ребенке. Лучше поговорите с малышом, скажите, что вы чувствуете, почему и как это у вас проявляется. Это будет полезно как для него, так и для вас (вы удивитесь, как такая беседа о ваших эмоциях может улучшить ваше состояние и облегчить его). Можете так же обсудить, как обычно вы справляетесь с таким, что может сделать ваше настроение радостным. Поверьте, несколько таких разговоров, и ребенок уже начнет переносить подобные состояния на себя и пытаться с ними справиться именно теми способами, которыми пользуетесь вы.

Второе, переносите эмоции на телесность. Наши чувства мы лучше осознаем через тело. Когда нам грустно, у нас возникает ком в груди, мы плачем. Когда радостно, улыбаемся, хлопаем в ладоши и в районе груди возникает тепло. Когда нам страшно, у нас скручивает желудок, ускоряется дыхание, возникает чувство тошноты. Когда злимся, то чувствуем напряжение в мышцах, у нас хмурятся брови и сжимаются челюсти, горят щеки. И этих проявлений может быть великое множество, у каждого оно индивидуальное. Спросите у ребенка, как у него проявляется та или иная эмоция, в какой части тела она живет и как дает о себе знать. Это поможет ему лучше понимать свои эмоциональные состояния. А справляться с эмоциями, в том числе и со злостью, мы можем только, осознавая их.

Третье, говорите с ребенком о том, почему стоит адекватно проявлять свою злость и агрессию. И это должно быть действительно объяснение, а не слова «потому что так принято», «так надо», «так ведут себя хорошие дети». Лучше сказать о том, что как мы относимся к другим, так и относятся к нам, что нужно стараться жить в мире и согласии, чтобы всем было хорошо, что любые эмоции важно и нужно проявлять, но делать это так, чтобы не приносить вреда другим, и тому подобное. Детям важно слышать причинно-следственную связь, им неинтересно просто принимать на веру любые слова.

После того, как ребенок поймет, что есть злость вообще и почему ее надо проявлять более безопасными способами, можно переходить к способам и методам, в которые входят двигательная активность, разговоры, элементы арт-терапии и различные игры. Но это мы с вами обсудим в следующей статье.