Мы предлагаем Вашему вниманию серию книг немецкого психолога Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?». Серия состоит из четырех частей, и так получилось, что в России последней выходит первая часть, которую Вы и держите сейчас в руках. В 1998 году в издательстве «Генезис» были изданы три предыдущие книги серии.
«Как научить детей сотрудничать?» — это сборники психологических игр и упражнений. Они адресованы психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Книги написаны психологом, живущим в Германии, но прочитав Введение, Вы, вероятно, будете удивлены тем, насколько то, что автор пишет о ситуации в немецкой школе и вокруг нее, похоже на положение дел в нашей стране.
Сегодня усилия многих людей, в том числе и психолога К. Фопеля, направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для уникальных процессов, происходящих с ребенком. Для многих читателей школа была важным жизненным опытом, нередко, к сожалению, стрессогенным и неприятным. 10 или 11 лет, проведенные в школе — это целый кусок жизни, это время встреч, время завязывания отношений, время формирования самоуважения. Школа ставит человека лицом к уникальной ситуации, требующей от него прежде всего личностного развития, и очень хотелось бы, чтобы она стала как для ребенка, так и для учителя прежде всего явлением ценным и позитивным. Глубокое убеждение мое и моих коллег состоит в том, что сейчас это возможно.
Многие проблемы, которые мешают родителям и окружающим ребенка наладить с ним отношения и обучать его, накладываются именно на платформу «Руководящего контроля»:
Все эти проблемы являются симптомами отсутствия «Руководящего контроля». И если с помощью поведенческих методов или других видов лечения убрать один из симптомов, то на его месте туже окажется какое-то новое проблематичное поведение.
Поэтому, достижение «Руководящего контроля» является самой важной частью обучения аутичного ребенка. Без него мы бессильны, и не можем ничем помочь ребенку. Пока мы не способны помочь ребенку преодолеть себя и свои собственные желания и начать сотрудничать, мы неспособны привести его развитие к существенному прогрессу.
Роберт Шрамм ( Robert Schramm , МА, ВСВА), один из ведущих специалистов в поведенческом анализе, предлагает пошаговый метод приобретения «Руководящего контроля», который могут использовать как родители, так и начинающие тераписты и специалисты, для установления взаимодействия с аутичными детьми. Применение всех этапов этого метода приводит к тому, что в дальнейшем уже не будет необходимости постоянно контролировать поведение ребенка. Ребенок будет самостоятельно выбирать сотрудничество, взаимодействие и социальную интеракцию — без особых усилий с вашей стороны.
Но, как и другие поведенческие методы — это не волшебная палочка, это — процесс обучения, труд, который требует концентрации, усилий и применения всех без исключения инструментов и этапов.
Итак, первый шаг для достижения «Руководящего контроля» состоит в следующем — Покажите ребенку, что только вы контролируете те предметы, которые он хочет держать или с ними играть, и только вы решаете, когда ребенок может получить к ним доступ.
Все, что ваш ребенок предпочитает делать или играть, когда он находится в одиночестве, является потенциальным усилителем — поощрением его позитивного поведения. Контролирование этих предметов является необходимой частью для достижения «Руководящего контроля». Это не говорит о том, что нужно лишить ребенка всех радостей жизни и всех любимых занятий. Скорее, это говорит о том, что ребенок научится рассчитывать получить доступ к этим предметам, если он хорошо себя ведет и выполняет простые требования.
Для начала, необходимо решить какие предметы ребенок может иметь в свободном доступе, и что он должен сделать, для того, чтобы вы решили предоставить ему этот доступ. Начните с того, что пройдясь по дому, соберите все любимые предметы ребенка и положите в такое место, в котором он сможет их видеть, но не сможет их достать. Прозрачные контейнеры могут подойти для маленьких детей. Запертая на ключ комната или шкаф могут подойти для старших детей.
Ограничение усилителей является наиболее важным компонентом обучения. Но не стоит применять силу и силой отдирать ребенка от любимой машинки. Как только ребенок наигрался игрушкой и отложил ее в сторону, сразу же поднимите ее и спрячьте. Если ребенок занялся каким-то предметом, держит его, смотрит на него, вертит в руках — запомните его, и когда он закончит им заниматься — тоже спрячьте. Этот предмет в дальнейшем может послужить как поощрение. Если ребенок любит какие-нибудь постоянные действия — качаться на качелях, смотреть в окно, прыгать на батуте — то начните контролировать и их — прикройте окно шторами, переверните батут или прислоните к стене и заверните качели наверх так, чтобы ребенок не мог самостоятельно их развернуть.
Внимательное отслеживание тех мотивационных факторов, которые движут ребенком — это очень полезное упражнение для нас, родителей и учителей. Таким образом, мы можем увидеть множество возможностей не только привести ребенка к сотрудничеству, но и использовать данные ситуации для проявления инициативы, усиления социальной интеракции и поощрения хорошего поведения. Начиная с ограничения доступа к мотивационным стимулов, и в дальнейшем, используя эти стимулы в нужное время и нужным способом, мы можем развить желание ребенка к сотрудничеству, и таким образом, обучать его более эффективно.
Покажите ребенку, что вам можно доверять. Научитесь «не бросать слова на ветер», а говорить то, что вы конкретно имеете в виду. Если вы сказали ребенку выполнить что-либо, не позволяйте ему получить то, что он хочет, пока он не выполнит ваше требование. Если это необходимо — помогите ребенку выполнить ваше требование и используйте подсказки.
Многие родители и учителя разговаривают без умолку с ребенком, искренне надеясь, что хоть что-нибудь из их слов осядет в голове ребенка. Например, знакомый человек заходит в гости, и мама ребенка начинает щебетать: «Сашенька, посмотри, кто пришел, иди, поздоровайся, скажи «здрасте», ну посмотри, ты же любишь, когда тетя Юля приходит, смотри, кто пришел, иди сюда, поздоровайся за руку, ну что же ты, ты наверное стесняешься, ну не стесняйся, идем, поздороваемся». И при этом, постоянно щебечущая мама пытается притащить Сашеньку поближе к тете Юле, а Сашенька отчаянно пытается вырваться и убежать подальше.
Родителям и терапистам следует помнить, что слова — это не последствия, и уж для детей с аутизмом они не имеют достаточного веса (расстройство речи при аутизме является одной из причин этого). Слова — это предзнаменование последствий, это символы, которые знаменуют, что действительно произойдет. И если вы не следуете собственным словам — у вашего ребенка нет ни малейшего понятия, на основе которого он сможет сделать правильные решения.
Каждое слово, с которым вы обращаетесь к ребенку в процессе установления и достижения «Руководящего контроля»должно быть тщательно взвешенным. Если вы просите ребенка выполнить то или иное требование — вы не можете позволить ему, не выполнив требования, пойти дальше и получить то, что он хочет.
Когда вы выставляете требование или инструкцию (определенный стимул SD ) вы ожидаете от ребенка удовлетворить данное требование — то есть выбрать сотрудничество с вами. И Вы не можете поощрять выбор «несотрудничества». Только таким образом выбор сотрудничества станет для ребенка выгодным и желанным. Другими словами, если вы требуете от ребенка поздороваться с тетей Юлей доступным ему способом — у ребенка нет других вариантов (убежать в другую комнату, отвернуться, или уставиться в телевизор). Если вы решили, что ребенок должен поздороваться с тетей Юлей, и вы видите, что самостоятельно он не сможет сделать этого в данный момент — не «экономьте», дайте подсказку. Спокойно подойдите к ребенку, протяните ему руку, проведите к тете Юле, и скажите: «Поздоровайся!». Таким образом, вероятность того, что ребенок избежит этого требования, уменьшается.
Взвешивайте ваши слова тщательно. Если вы задаете ребенку вопрос («Пойдем заниматься?», «Пойдем, поздороваемся?», «Сядешь делать уроки?») — у него есть полное право на него ответить и вам придется принять его решение. Это значит, что вам необходимо заранее продумать все возможные варианты реакций, перед тем как вы задаете вопросы. Например, вы спрашиваете ребенка, хочет ли он сейчас выполнять задание и он отвечает «нет». Реакция вашего ребенка не является проблематичным поведением. Наоборот — его реакция вполне приемлема — он выбрал не заниматься.
- Не «Пойдем заниматься?» — а «Пойдем заниматься!»
- Не «Поздороваешься с тетей Юлей?» — а «Поздоровайся с тетей Юлей!».
Когда вы говорите ребенку «Садись», «Иди сюда», «Сделай то-то» — вы всегда должны ожидать от ребенка нужной реакции. Прежде чем открыть рот — проанализируйте вероятность выполнения данного требования — слышит ли вас ребенок, внимателен ли он да данный момент к вашему обращению, может ли он вообще выполнить ваше требование (Если у вас неговорящий ребенок, инструкция «Поздоровайся» — должна быть более конкретной «Дай руку тете Юле»). И если вы не уверены, что на данный момент ребенок может выполнить требование — продумайте, как вы можете ему помочь его выполнить (еще перед тем, как вы дали инструкцию!). Если на данный момент вы не можете помочь ребенку выполнить инструкцию — лучше ее не произносите.
Но если вы уже решили дать инструкцию — вы не можете позволить ребенку избежать ее выполнения и получить доступ к тем вещам, которые он требует. Если у вас в руках мяч, с которым ребенок хочет играть, и вы сказали ему сесть на стул, вы не можете дать ему мяч, пока он не сядет на стул. Если он не садится на стул, вы держите у себя мяч, пока он не сделает лучший выбор, и не начнет сотрудничать.
Помните, что на стадии установления «Руководящего контроля» вы не можете «забомбить» ребенка различного рода инструкциями и требованиями. Интеракция с вами должна быть интересной и приятной для ребенка. Это говорит о том, что вы не можете достать из кармана конфету и помахать у ребенка перед носом, заставить его делать домашнее задание, или забрать у него игрушку, с которой он сейчас играет и подняв высоко вверх, требовать «Сядь за стол!», «Подойди ко мне», и так далее.
Требования и инструкции занимают не более 25% от взаимной интеракции с ребенком, и превышение этой нормы сделает времяпровождение с вами обузой и тяжелой повинностью для ребенка, и тогда «Руководящий контроль» станет недостижимой мечтой.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие / К. Фопель.- пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 3. 2-е изд., стер. — М.: Генезис, 2003. — 160 с.: ил.
Не подлежит классификации в соответствии с 436-ФЗ
Школа – важный этап в жизни каждого человека, во время которого происходят новые встречи, завязываются первые отношения, формируется характер, поэтому перед взрослыми стоит непростая задача – сделать его ценным и позитивным.
Именно с этой целью Клаус Фопель, немецкий психолог, создал сборник игр и упражнений, которые помогут создать в детском коллективе благоприятную атмосферу, научат их сотрудничать со сверстниками и старшими, способствуют развитию внимания, воображения, доверия, сочувствия и саморегуляции. Каждая игра имеет подробное описание: возрастные рекомендации, цель, материал, инструкцию и анализ выполненных упражнений.
Всем психологам и преподавателям, заботящимся о психическом здоровье детей и их эмоциональном состоянии, просто необходимо иметь данную книгу в своем арсенале.
От издательства
Мы предлагаем Вашему вниманию серию книг немецкого психолога Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?».
«Как научить детей сотрудничать?» — это сборники психологических игр и упражнений. Они адресованы психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Книги написаны психологом, живущим в Германии, но прочитав Введение, Вы, вероятно, будете удивлены тем, насколько то, что автор пишет о ситуации в немецкой школе и вокруг нее, похоже на положение дел в нашей стране.
Сегодня усилия многих людей, в том числе и психолога К. Фопеля, направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для уникальных процессов, происходящих с ребенком. Для многих читателей школа была важным жизненным опытом, нередко, к сожалению, стрессогенным и неприятным. 10 или 11 лет, проведенные в школе — это целый кусок жизни, это время встреч, время завязывания отношений, время формирования самоуважения. Школа ставит человека лицом к уникальной ситуации, требующей от него прежде всего личностного развития, и очень хотелось бы, чтобы она стала как для ребенка, так и для учителя прежде всего явлением ценным и позитивным. Глубокое убеждение мое и моих коллег состоит в том, что сейчас это возможно.
Клаус Фопель давно занимается приложением открытий, сделанных разными школами психотерапии, к решению конкретных задач в различных областях жизни: образовании, менеджменте, рекламе, управлении. Экономные немцы, встречаясь с Клаусом Фопелем и желая сказать ему приятное, обязательно заметят, что потратили уже немало средств на покупку его трудов. И это правда. В личных библиотеках психологов, психотерапевтов, учителей, социальных работников, специалистов по консалтингу и рекламе я обязательно видела от пары книг до пары полок с книгами К. Фопеля. Наше издательство, ориентирующееся на поиск практических психологических технологий для системы образования, не могло пройти мимо трудов этого автора.
Мы с радостью представляем Вам его книги и выражаем надежду на то, что они будут Вам не просто полезны, но и доставят массу удовольствия и радости. Мы также рассчитываем, что Вы творчески подойдете к выбору, адаптации к конкретным условиям и, может быть, дальнейшему развитию предлагаемых игр и упражнений. Нам было бы очень интересно и полезно узнать о Вашем новом опыте.
Научный редактор издания А. В. Локтионова
Введение
«Как научить детей сотрудничать?»— новый сборник интерактивных игр. Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Естественно, мы не случайно перечислили именно эти ценности, поскольку я полагаю, что сегодня особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.
1. Социальные и психологические изменения последнего времени
Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Они говорят и о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.
Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше и меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих «без присмотра», возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов все большее число детей живет с одним из родителей. Дети сейчас меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются.
Часто учителя жалуются, что даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и «невинные», как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с другими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.
Многие учителя вынуждены больше времени уделять заботе о дисциплине в классе, и, к сожалению, приходится признать, что милым и дружелюбным детям достается все меньше и меньше учительского внимания. Нередко педагоги говорят о своеобразном замкнутом круге: им приходится работать с все большим числом беспокойных детей, что вынуждает их устанавливать все более строгие порядки. Это, в свою очередь, приводит к тому, что дети чувствуют себя менее свободно и меньше общаются друг с другом и с педагогом. В результате они не имеют возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки и становятся все более агрессивными и «неуправляемыми». Тогда учителя пытаются еще сильнее вмешиваться в работу класса и ведут себя все жестче и жестче…
Аннотация к книге «Как научить детей сотрудничать?»
«Как научить детей сотрудничать?» — сборник психологических игр и упражнений, адресованный психологам, педагогам и всем взрослым, кому небезразличны психическое здоровье детей, их эмоциональный опыт.
Каждому человеку необходимо уметь строить партнерские отношения с людьми, позитивно относиться к себе, понимать свои чувства и чувства других. Всему этому учат предлагаемые игры. Играя, дети смогут испытать радость открытого доброжелательного общения, пережить новый опыт и просто получить удовольствие.
- Покупатели 4
Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.