Делая вашего ребенка ответственным и умным, важно также научить его хорошим социальным навыкам, чтобы он мог легко взаимодействовать и встречаться с другими людьми.
Для оптимального развития вашего ребенка вы должны привить ему хорошие социальные навыки. Социальные навыки — это навыки, необходимые для знакомства с людьми, поиска друзей, в основном для общения. Это становится важным, когда, например, ребенок ходит в школу и сам должен заводить друзей. Им необходимы определенные навыки, чтобы перемещаться в социальной среде и взаимодействовать с другими.
Этим навыкам можно легко научить вашего ребенка, чтобы он мог лучше общаться с детьми его возраста и войти в мир оттуда. Итак, следуйте этим 5 способам научить вашего ребенка хорошим социальным навыкам.
1 Научите их общаться
Когда дело доходит до того, что ваш ребенок взаимодействует с другими детьми, научите их общаться и отстаивать свои интересы, не подрывая при этом потребности других детей.
2 Вовлекайте их в групповые занятия
Если ваш ребенок будет участвовать во многих групповых занятиях, он научится делать что-то вместе с другими детьми. Они получат такие навыки, как совместное использование, сотрудничество и совместная работа.
3 Поощряйте зрительный контакт
Чтобы сделать из них уверенных и уверенных в себе людей, с самого начала прививайте привычку смотреть в глаза людям, с которыми они разговаривают.
4 Научите их сочувствию
Обучая ребенка общению, не менее важно научить его слушать. Прислушиваясь к эмоциям других и обращая на них внимание, они разовьют к ним сочувствие.
5 Научите их уважать эмоции
Начните с обучения их основным эмоциям, таким как счастье, грусть, радость, гнев, возбуждение, усталость, нервозность и т. Д., А затем научите их уважать эти эмоции как по отношению к себе, так и по отношению к другим.
С их помощью можно учить ребенка элементарным и прямым социальным навыкам, пока он ещё маленький – их легко применять ежедневно
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным, счастливым, и имел много друзей. К сожалению, достичь этого – сложная задача для многих детей с аутизмом, особенно в социальной сфере, где дети испытывают стресс и плохо контактируют с другими.
К счастью, существуют несколько эффективных методов обучения социальным навыкам, которые не сложно применять каждый день. С их помощью можно учить ребенка элементарным и прямым социальным навыкам, пока он ещё маленький, а затем постепенно переходить к более сложным, к примеру, язык тела и разрешение конфликтов – когда основные навыки уже усвоены.
Метод 1. Моделирование и объяснение социальных взаимодействий
В основном, дети учатся на примере других людей. Поэтому вам стоит демонстрировать социально приемлемое поведение как можно чаще. Моделирование ситуации важно и для обычных детей, но ребенок с аутизмом может не понимать поведения, которые он видит, без разъяснения. Обязательно объясняйте ребенку особенности социального сценария. Даже если неудобно растолковывать случай сразу после того, как он произошёл, всё равно постарайтесь проговорить для ребёнка, что же произошло, когда у вас появится для этого время. Сделайте особый акцент на проблемных для ребенка социальных жестах: мимика, тон голоса, язык тела. А когда ваш ребенок просит объяснить ваши действия, расскажите ему, почему вы повели себя так, а не иначе, нежели просто пересказать ситуацию. Детям легче первыми вступать в контакт со сверстниками, если взрослые моделируют происходящее и истолковывают кооперативное и про-социальное поведение, способствующее укреплению социальных связей. Для детей с аутизмом объяснение является ключевым звеном цепочки обучения. В его отсутствии ваш ребенок может упустить некоторые важные детали взаимодействия людей.
Метод 2. Планирование и проработка социальных сценариев
Моделируя и объясняя особенности социального взаимодействия, можно нарисовать схему и расписать на бумаге, обсуждая с ребёнком. Не ждите, пока ребенок или вы сами окажетесь в ситуации взаимодействия с окружающими. Подготовьте ребёнка к социальной обстановке, которая произойдёт с ним в будущем. Объясняя ситуации наперёд, как и в предыдущем методе обучения, важно проанализировать для ребёнка каждый шаг в поведении. Ситуации социального взаимодействия можно найти в любимых мультиках вашего ребёнка, сериалах, комиксах. Приготовьте разные варианты ответа и попросите ребёнка выбрать правильный.
Метод 3. Ролевые игры
Если вы заметили, что у вашего ребенка проблема в конкретной ситуации взаимодействия со сверстником — поиграйте в ролевую игру. Для начала изображайте его сами, а затем поменяйтесь ролями. Обратите особое внимание на разницу в вашем поведении в разных ролях. Также нужно похвалить или поощрить ребенка, когда он ведет себя социально приемлемо, чтобы закрепить это поведение. Ролевые игры позволяют ребенку попробовать на деле все смоделированные и обговоренные навыки в безопасной среде.
Метод 4. Найдите группу поддержки родителей детей с аутизмом
Многое зависит от того, насколько хорошо вы понимаете особенности вашего ребёнка и свою возможность работать над ними. Это совсем не просто. Попробуйте найти группы поддержки для родителей в вашем городе. Общение с другими родителями поможет вам обмениваться опытом, особенно если форма аутизма их ребенка такая же, как у вашего. Также вы можете договориться о встрече в парке или у кого-то дома, чтобы ваши дети играли друг с другом и практиковали навыки общения. Такие группы могут помочь вам выбрать оптимальные стратегии вмешательства — у вас будет возможность обсудить их плюсы и минусы с людьми, знакомыми с аутизмом и методами работы с ним. Таким образом, у вас будет больше уверенности в своих силах для организации помощи вашему ребенку в преодолении сложностей.
Главное — верить
Нужно верить в то, что ваш малыш может научиться новым социальным навыкам — ваша уверенность гарантировано принесёт больше результата. Уровень развития социальных навыков определяет формирование способностей во многих других сферах: когнитивные навыки, самооценка, контроль эмоций, мотивация. Поэтому очень важно учить ребёнка с аутизмом особенностям социального взаимодействия.
Успеха в жизни часто добиваются люди, от которых этого не ждали ни учителя, ни родители. «Хулиган, бездельник, троечник» вдруг оказывается гораздо успешнее своих одноклассников, которые все детство просидели за учебниками. Разгадка не в «случайной удаче» или «счастливой судьбе», а в социальном интеллекте. От того, насколько он развит, зависит наша социальная адаптация, способность понимать людей и в конечном счете успешность.
Социальный интеллект, в отличие от формального, можно развивать. И начинать это делать лучше с раннего возраста. Как именно?
- Обратить внимание на то, с кем и как общается ребенок. Для начала нам нужно занять максимально объективную позицию и посмотреть на круг общения ребенка. Где и с кем он проводит свободное время? Есть ли у него реальные (а не виртуальные) друзья, с которыми он регулярно встречается, ходит к ним в гости? Есть ли у него возможность самостоятельно выбирать друзей? Или мы проводим тщательную ревизию его знакомств и в попытке уберечь от дурного влияния запрещаем общаться с «неровней», «плохими» мальчиками и девочками? Умеет ли он выходить из трудных ситуаций, разрешать конфликты или бежит за помощью к родителям?
- Расширять круг общения ребенка. Ограничивая контакты ребенка, мы тормозим развитие его социальных навыков. Подрастая, он выходит в мир, не понимая, как в нем жить и как взаимодействовать с людьми, которые живут в этом мире. На тренировках по айкидо существует правило: каждый спортсмен должен отработать один и тот же прием с максимальным количеством спарринг-партнеров, потому что с каждым из них это будет немного по-другому — спортсмен учится видеть сильные и нащупывать слабые стороны противника, приноравливаться к его росту, весу, скорости, а заодно находить свои преимущества. Именно поэтому ребенок должен общаться с людьми разного возраста, разного материального достатка и культурного уровня. Он должен отрабатывать свои социальные навыки.
- Давать опыт различных социальных ситуаций. Отношения с людьми — это всегда риск. Все мы разные, кому-то ты нравишься, а кого-то раздражаешь и отталкиваешь. Кто-то может относиться к тебе доброжелательно, а кто-то строить козни. Для полноценного развития детям необходимы незапланированные, неожиданные, порой даже конфликтные ситуации. Опыт попадания и выхода из таких ситуаций помогает выработать социальный иммунитет. Ребенок подрался — не будем спешить разбираться, кто прав, кто виноват. Лучше расспросим его, что случилось, и вместе обсудим, как можно было разрешить конфликт мирно и как вести себя в будущем.
- Использовать социальные тренажеры. Даже если ребенка возят на машине с персональным водителем, ему полезно время от времени прокатиться на метро или на трамвае. Поездка в общественном транспорте — идеальный вариант отработки социальных навыков. Несмотря на кажущуюся простоту, даже умение правильно найти себе место в салоне вырабатывается постепенно. Какое из них считать хорошим? То, где мы не мешаем другим и никто не мешает нам, откуда хорошо видно происходящее вокруг. Задача «протиснуться между людьми» решается гораздо легче, если обратиться к соседям со словами: «Вы сейчас не выходите? Разрешите, пожалуйста, мне пройти!» Ребенок на собственном опыте узнает, что слова намного эффективнее, чем грубый напор.
- Научить соблюдать границы в общении. Для успешного социального взаимодействия ребенку очень важно научиться понимать границы личного пространства других людей и стараться их не нарушать. Особенно это касается границ незнакомых людей — в общественных местах, на улице, в ресторане, в самолете, поезде. К примеру, ребенок с криком носится по ресторану от столика к столику — надо остановить его и сказать, что он всем мешает. А если не поймет, должно последовать наказание. Требуя соблюдения внешних границ, мы тем самым даем импульс к формированию внутреннего самоконтроля, то есть умения следить за собой, справляться со своими импульсами, эмоциональными порывами.
- Учить понимать свои чувства и чувства других людей. Жизнь ставит перед ребенком задачи, для выполнения которых необходимо чего-то добиваться от людей с разными взглядами, ценностями и характером. Чтобы успешно справляться с этими задачами, необходимо уметь понимать и предвидеть поведение других людей, оценивать их мотивацию, намерения и определять, кому можно доверять, а кому нет. Но часто мы сами не знаем, что чувствуем — обиду или гнев, досаду на себя или зависть к другому, радость или удовлетворение. Умение распознавать свои чувства — это очень полезный навык. Только научившись понимать свои чувства, мы можем научиться сочувствовать, то есть понимать чувства других людей.
- Научить ребенка адекватно реагировать в различных ситуациях общения. В большом мире ребенку придется самому решать свои проблемы, отвоевывать место под солнцем, определять, кто друг, а кто нет. Где-то придется отступить в сторону, где-то нужно договориться и пойти на компромисс, где-то активно настаивать на своем и прямо высказывать свое мнение. Для этого в арсенале ребенка должно быть много способов реагирования и совладания с разными ситуациями. Чем разнообразней опыт ребенка, чем больше у него было репетиций, тем убедительнее он сыграет спектакль под названием «жизнь».
Как воспитать в ребенке инициативность: 7 советов от психолога
Как разговаривать с ребенком, чтобы наладить контакт
«Синдром серебряной ложки»: мы дали ребенку всё, а он не счастлив
- Услуги B2B
- Корпоративная библиотека
- Оптовые поставки
123007, Москва , 4-я Магистральная улица, дом 5, строение 1
2023, ООО «Альпина Паблишер»
Все права защищены
Успешно!
Добавьте его — и вам больше не придется вводить логин и пароль.
Часто можно услышать о том, что детям важна социализация. Это действительно так — чем раньше и качественнее ребенок усвоит важные социальные навыки, тем проще ему будет адаптироваться к жизни в садике и школе, заводить новых друзей, работать в коллективе и чувствовать себя комфортно в окружении других людей.
Согласно современным исследованиям, дети с хорошо развитыми социальными навыками успешнее проявляют себя во взрослой жизни, проще решают проблемы и конфликты, меньше подвержены стрессу. Хорошая новость заключается в том, что социальные навыки можно приобрести и отточить — так же, как умение ходить, читать и кататься на велосипеде.
Чтобы ребенок усвоил все необходимые социальные навыки, его не обязательно сдавать в сад с полутора лет — все азы взаимодействия с другими людьми он все равно получит в семье. Поэтому родителям важно уделять внимание тому, какие паттерны взаимодействия с людьми преобладают у них дома. Вот шесть базовых социальных навыков, которые можно назвать самыми важными в жизни любого человека.
Умение делиться
Готовность поделиться с другими игрушкой или угощением помогает детям легко устанавливать контакт и заводить дружбу с другими детьми. По данным исследования, опубликованного в журнале Psychological Science, дети в возрасте двух лет уже могут испытывать желание делиться с другими, правда, только в том случае, если ресурсов (например, игрушек) у них в избытке.
Дети в возрасте от трех до шести лет не очень любят делиться с другими, особенно в тех случаях, когда им приходится отдавать часть чего-то, что им нравится. Однако многие без проблем могут поделиться игрушкой, которая им уже надоела.
Исследования показали, что делиться любят дети, чьи потребности удовлетворены (например, перед этим они наигрались или наелись вкусного вдоволь) — в этом случае возможность разделить свою радость с другими становится для них дополнительным источником удовольствия и положительно сказывается на их самооценке.
Как этому научить?
Не стоит насильно заставлять ребенка делиться своими вещами — так вы только усугубите нежелание ребенка делиться и закрепите за процессом негативные эмоции. Лучше не форсировать события, а просто обращать внимание ребенка на ситуации, в которых кто-то с кем делится (например, в мультиках или на детской площадке), а также обсуждать с ним эмоции тех, кто делится, и тех, с кем чем-то делятся. Отмечайте все случаи, когда ваш ребенок искренне и добровольно чем-то поделился, хвалите и благодарите его.
Командная работа
Работая в команде, люди совместно прилагают какие-то усилия для достижения общей цели. Дети, обладающие навыками работы в команде, более уважительно относятся к чужому труду, активнее принимают участие в решении коллективных задач и охотнее помогают другим.
Кстати, навык совместной работы пригождается не только во время командных игр, в школе или на работе, но и в отношениях в паре или семье. Примерно к возрасту трех с половиной лет дети начинают осваивать азы командной работы. Причем командной работой в данном случае считается все, что угодно: от совместной сборки конструктора до игры, которая вовлекает в себя сразу несколько участников.
Играя совместно, дети имеют возможность попробовать разные роли: кому-то понравится роль руководителя, а другим будет комфортнее в роли исполнителей.
Как этому научить?
Поговорите с ребенком о важности и пользе командной работы. Придумайте задания, которые вы можете выполнять всей семьей. Отметьте важность вклада каждого в совместный результат, обратите внимание ребенка на то, как многого можно добиться, работая вместе.
Умение слушать
Уметь слушать — это не значит сидеть тихо, это значит понимать то, что хочет сказать другой человек. Один из важнейших навыков в коммуникации с другими людьми. Важно, чтобы по мере взросления ребенок научился слушать, понимать и анализировать то, что ему говорят учителя, друзья, родители и начальство.
Как этому научить?
Во время чтения детям книги делайте небольшие перерывы, чтобы спросить у них, о чем история. Позвольте им пересказать сюжет своими словами, помогите восполнить пробелы, если они что-то забудут.
Умение следовать инструкции
Как этому научить?
Давайте детям четкие указания, отмечайте, насколько последовательно они их выполняют, и хвалите их каждый раз, когда им удалось не сбиться с пути и не отвлечься от инструкции. Сборка конструкторов по схеме или игры с четкими правилами также помогают развить этот важный навык.
Уважение личных границ
Дети редко умеют соблюдать личные границы чужих людей. Они могут забираться на колени незнакомцам, громко распевать песни во время поездки на автобусе или пытаться привлечь внимание к себе путем криков или дебоша. Это нормально — дети постепенно учатся себя контролировать, однако родителям все равно важно обозначать для них границы допустимого поведения, когда дело касается других людей.
Как этому научить?
Проговаривайте, объясняйте ребенку, где заканчиваются его собственные границы, и где начинаются границы других людей. Деликатно направляйте его в общении с другими людьми, если вы замечаете, что он начинает пересекать эти границы недопустимым образом.
Вежливость
Этот навык всегда пригодится. И хотя маленьким детям чужды понятия искренней благодарности или искреннего раскаяния, это не значит, что их нельзя научить использовать вежливые слова в общении с другими: приветствовать других людей, вежливо формулировать свои просьбы, благодарить за подарки и добрые дела.
Как этому научить?
Не стоит превращать обучение вежливости в бездумную дрессуру. Напоминайте ребенку о важности использования вежливых слов, подсказывайте ему, обращайте внимание на ситуации, когда эти слова используют другие люди.
Важно отметить, что ребенок намного быстрее и качественнее освоит все перечисленные навыки, если они будут регулярно демонстрироваться в его окружении. Глупо заставлять ребенка быть вежливым, уважать чужие границы и слушать, если люди вокруг него относятся друг к другу и к нему самому невежливо и неуважительно.
В конце концов, в процессе усвоения детьми разных навыков и норм ключевым фактором является не то, что говорят родители, а то, что они делают сами. Так что сперва проверьте, владеете ли вы сами всеми перечисленными социальными навыками (говорят, их можно прокачать даже во взрослом возрасте), а затем уже переходите к их развитию у ребенка.
Уже с 1.5-2-х лет пора учить ребенка самостоятельно ухаживать за собой, за своей одеждой, убирать игрушки, наводить порядок в комнате. Почему это так важно? Потому что это воспитывает в нем самостоятельность, и чем раньше он научится быть независимым от взрослых, пусть пока в самых простых делах, тем увереннее он будет в себе.
Стадии формирования навыков:
- Складывается общее понимание направленности действий взрослого. Первые знания возникают на эмоционально-чувственной и ориентировочной основе в результате показов и пояснений.
- У ребенка складывается образ действия, формируется рисунок его выполнения, т. е. оттачивается техника. На этой стадии необходимы демонстрация и соблюдение точной последовательности действий.
- Формируется последовательность действий, но навык еще непрочный, полуавтоматизированный.
- Отработанный, устойчивый, автоматизированный навык. Ребенок самостоятельно выполняет действие.
Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь? Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (прием пищи, умывание и мытье рук, пользование горшком и т. п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Как научить ребенка этим, под час необходимым действиям, не вызвав протеста и неприятия. Как помочь полезной привычке войти в жизнь маленького человека?
Как развивать социальные навыки ребенка?
Поощряйте самостоятельность
Пусть главным принципом станет: хвалить малыша как можно чаще. Этим вы его не испортите, напротив, вызовете у ребенка желание освоить новые навыки, сделать что-то еще лучше. Не ругайте, если малыш что-то сделал не так: например, разлил молоко или разбил тарелку. Он же знакомится с жизнью: узнает, что жидкость разливается, а стекло бьется. Помогите исправить оплошность: «Держи-ка совочек, а я веником соберу осколки. Ну, какой же ты молодец! Как мне помог». Это очень важный момент: малыш учится осмысливать законченный процесс: насорил-убрал; разлил-вытер. У него не будет боязни сделать что-то не так.
Будьте терпеливы!
Чтобы научиться чему-то, ребенку нужно время. Вам некогда? Тогда оденьте ребенка сами, но что-то оставьте сделать ему. Например: «Давай-ка застегнем пуговки: одну — я, другую — ты». Очень хорошо ребенок осваивает сложные «операции» — учится застегивать пуговицы, молнии, пряжки, шнуровать ботинки, если это превратить для него в игру. Можно просто дать ему для этого ботинок или ремень. Устройте соревнование с ним: кто быстрее справится с заданием? Победа доставит ему огромное удовольствие.
Малышу должно быть удобно
Любой маме хотелось бы, чтобы ее ребенок к трем годам умел сам чистить зубы, умываться без посторонней помощи. Повесьте ему полочку, чтобы он мог без вашей помощи достать мыло, щетку, пасту, полотенце. А папа пусть сделает специальный стульчик, чтобы ребенок сам мог дотянуться до крана.
Приучайте ребенка к порядку
Очень важно, чтобы малыш как можно раньше научился любить порядок: убирал игрушки, одежду. С этого начинается привычка к аккуратности и, что пожалуй не менее важно, организованность. Говорите почаще своему ребенку: «Как я люблю, когда у тебя порядок, как это красиво!» Малыш с удовольствием делает то, что так нравится маме, он же любит ее.
Собственность малыша
К трем годам у ребенка уже сильно развито чувство собственности, и это тоже по¬могает развивать самостоятельность. Одно дело, если вы скажете малышу: «Опять у тебя все игрушки разбросаны. Наведи-ка, пожалуйста, порядок!» И совсем другое, если иначе: «Какие же у тебя красивые игрушки! Но их надо беречь, а то они могут заболеть. Давай-ка уберем их на ночь на место, им там будет тепло и удобно!»
Практические навыки
Вы заметили, что малыша словно магнитом притягивает кухня? Почему? Он подсознательно ощущает: это самое организованное место в квартире. Крупы насыпаны в специальные банки, у тарелок и кастрюль свои места, отдельно разложены вилки, ложки и ножи. Как же ему хочется все это рассмотреть и изучить, «попробовать» этот порядок на ощупь. Так и позвольте ему пересыпать крупу, перебирать фасоль или горох, мыть посуду.
Отличный тренинг — разбирать изюм. Поставьте перед ребенком мисочку с ягодами и три блюдечка, пусть раскладывает: маме, папе, себе. Каждую изюминку малыш берет двумя-тремя пальчиками, он получает удовольствие, выполняя «нужную» работу, а заодно разрабатывает ручки.
Дети очень любят возиться с водой, она дает им удивительное успокоение. Затеяв «постирушку» или просто переливая воду из сосуда в сосуд, ребенок испытывает чувство самоутверждения, у него появляется уверенность в себе.
Свободный выбор
Очень важный момент в воспитании самостоятельности и независимости — научить ребен¬ка делать свой выбор. Положите перед ним несколько книжек. «Какую мы почитаем?» Или: «Какой мы посмотрим фильм?», «Во что будем играть?» И непременно поинтересуйтесь: «А почему ты хочешь именно это?» Ребенок должен научиться свой выбор связывать с мотивацией — происходит законченный психологический процесс. А это значит, в будущем он научится, прежде чем принимать какое-то решение, обдумывать и обосновывать его.
Все это — простые житейские приемы, но, используя их в воспитании, вы многого добьетесь. Развитое чувство самостоятельности поможет вашему ребенку, когда он станет взрослым, чувствовать себя сильным и уверенным в жизни
Родители огорчаются, когда видят, как их дети не могут поделить между собой игрушку или не могут найти себе друзей. Если у ребенка развиты социальные навыки, он может справиться с такими сложными ситуациями. Социально адаптированные дети знают, как заводить друзей, играть, начинать беседы со сверстниками и взрослыми.
Социальный навык: «Умение попросить»
Ребенку бывает нелегко подойти к другим детям и попроситься поиграть с ними. В конце концов, дети могут ответить: «Нет». Страх отказа может помешать ребенку даже попробовать, и тогда он упустит удовольствие от игры со сверстниками, а также возможность научиться чему-то новому в процессе игры.
Ребенок достигает наибольшего успеха, когда он сначала выясняет, чем занимается группа сверстников, затем выясняет, чем он может быть полезен, а затем предлагает присоединиться к игре. Например, если дети играют в школу, он может спросить: «Можно, я буду учеником?»
Как помочь ребенку научиться просить
Понаблюдайте вместе с ребенком, как играют другие дети. Задавайте ему наводящие вопросы: «Как ты думаешь, для чего Саша использует кубики? Достаточно ли у него кубиков, чтобы он поделился ими с тобой? Возможно, нам нужно поискать еще кубиков, чтобы ты мог поиграть с Сашей?» Предложите ребенку поиграть с кем-то вдвоем. Для него это будет легче, чем вливаться в большую группу.
Социальный навык: «Умение вести разговор»
Детям обычно требуется определенная практика, прежде чем они научатся вести беседу – говорить по очереди, не перебивать и слушать собеседника. Детям-интровертам требуется, чтобы кто-то начал разговор и поддерживал его. Экстраверты, наоборот, должны научиться не перебивать собеседника и дать ему возможность высказаться.
Как помочь ребенку научиться вести разговор
Хорошим способом развить у ребенка данный навык является пример родителей и ролевые игры. Покажите ребенку, как правильно общаться, разговаривая с ним как можно чаще.
Спрашивайте его мнение по разным поводам и проявляйте искренний интерес к тому, что он говорит. Если его речь слишком длинная, осторожно верните его к теме разговора.
Играйте в игры, в которых каждый делает свой ход по очереди. Убедитесь, что у ребенка есть возможности для творческой игры. Игры по сценарию: «Давай представим, что…» помогут ему видеть различные ситуации с другой точки зрения.
Социальный навык: «Понимание эмоций окружающих»
Чтобы полноценно участвовать в социальных ситуациях и развивать отношения с окружающими, дети должны читать эмоции сверстников, с которыми они играют и общаются. Тогда они смогут их понять и ответить соответствующим образом. Это требует от ребенка уверенности, потому что интерпретировать чувства другого человека довольно трудно. Если уверенный в себе ребенок видит, что двое его сверстников спорят, он понимает, что сейчас не самое подходящее время для того, чтобы начинать игру. Более того, он может попытаться разрядить ситуацию. Или, если ребенок чувствует, что его друг грустит, он может предложить поддержку.
Как помочь ребенку понимать эмоции людей
Прежде всего научите ребенка определять собственные эмоции: «У тебя на лице улыбка! Должно быть, ты чувствуешь себя счастливым» или «Я вижу на твоем лице слезы. Тебе грустно?» После этого вы можете предложить, как применить этот навык по отношению к окружающим: «Саша кажется рассерженным. Как ты думаешь, что случилось?» или «Как ты думаешь, что почувствовала Аня, когда упала с качели? Как мы можем ей помочь?»
Социальный навык: «Уверенность в себе»
Когда ребенок в целом хорошо себя чувствует, это положительно сказывается и на его социальных навыках. Если он понимает, что совершать ошибки или терпеть неудачи – это нормально, ему проще высказывать свое мнение, просить о помощи или общаться друг с другом. Если ребенку отказывают в чем-то, он не воспринимает это на свой счет и готов настаивать на своем, при этом не выходя за рамки вежливости.
Как помочь ребенку обрести уверенность в себе
Это может показаться парадоксальным, но дети должны терпеть неудачи, чтобы добиться успеха. Им нужно знать, что они должны пробовать что-то снова и снова – и, в конце концов, у них получится. Ключ к овладению новыми навыками – уверенность в себе.
Также необходимо правильно хвалить ребенка. Ему нужно говорить не просто: «Хорошая работа», а быть максимально конкретными: «Я горжусь тем, как усердно ты работал, чтобы решить эту сложную задачу» или «Спасибо, что принес мне книгу. Мне она была очень нужна».