Развитие чувства уважения к себе является одной их основных задач педагогов и родителей при воспитании ребенка. Уважать и любить себя очень важно, поэтому ребенок должен научиться этому с самого раннего возраста. Именно на этапе формирования личности, который проходит в первые годы жизни, нужно заложить в сознание малыша чувство собственного достоинства. Специалисты-психологи считают, что некоторые дети могут обладать чувством собственного достоинства с самого рождения, а у других оно развивается в процессе воспитания. Некоторые подчеркивают влияние генов на самоуважение, но большинство считает эту связь не доказанной. Основа чувства самоуважения закладывается еще в детстве, а развивать его мы способны всю свою жизнь. Основными факторами, влияющими на развития чувства уважения к самому себе, являются влияние родителей (их отношение к ребенку и уважение его личности), влияние друзей и различных социальных групп, в которых находится человек (положительный опыт поднимает самооценку, а негативный — ее понижает).
- 1 этап формирования чувства собственного достоинства «Физиологические потребности» (пирамиды Маслоу А.). Физическое и психологическое состояние малыша зависит от того, насколько хорошо за ним ухаживают. Общаясь с матерью, ребенок получает от нее все, что ему необходимо, — еду, сон, чистое белье, а кроме того — любовь и заботу. Возникающие при этом приятные ощущения станут основой формирования собственного «я». Конечно, это «я» еще очень примитивно и прежде всего означает «я — это, когда мне хорошо». Во втором полугодии жизни ребенка можно наблюдать за развитием этого «я». Малыш не просто плачет: он хочет, чтоб мама сделала так, как ему нравится. Он уже знает, что ему нужно, что он любит и чего не любит, в общем, стремится к собственному благу, и это для него — задача номер один. Если ребенку не хватает материнской заботы, тогда его «я» будет означать «мне плохо». Это может иметь самые неприятные последствия для развития ребенка. У него пропадает аппетит, адекватная реакция на плохое самочувствие, интерес к окружающему миру.
- 2 этап «Безопасность и стабильность» (пирамиды Маслоу). Ребенок будет относиться к себе так, как вы относитесь к нему. Для того чтобы ребенок полюбил себя, только приятных ощущений недостаточно. Совсем неплохо, если вы считаете своего малыша чем-то «драгоценным». Дети таких родителей знают, что лучшее лекарство от боли — мамин поцелуй. Если ребенок дошкольного возраста, поранившись или почувствовав себя плохо, ищет помощи у родителей, значит, он уже достаточно любит себя, свое тело, чтобы заботиться о нем. Часто родители не обращают внимания на жалобы ребенка или сначала ругают его за то, что он поранился, а потом оказывают помощь. В таком случае дети могут не реагировать на боль и не обращаться за помощью к родителям. Это значит, что способность заботиться о себе затормозилась в развитии. Однако если ребенок не бежит к вам с самой маленькой ранкой, еще не говорит о том, что он неправильно развивается. Заботливые родители посочувствуют малышу, но научат его отличать серьезную опасность от незначительной, переносить слабую или необходимую боль и т. д. Такие уроки закладывают основу для самостоятельной заботы ребенка о себе. Однако такой заботы можно ожидать от него только в достаточно взрослом возрасте: маленьким детям она не доступна. Одна из самых трудных задач родителей — научить ребенка оберегать себя, то есть собственное тело, показать ему, как не причинить себе боль. Малыш не может научиться этому на собственном опыте (не позволим же мы ему касаться горячего утюга или электрической розетки). Придется обходиться словами «нельзя — будет больно». Не стоит запугивать ребенка кровавыми подробностями историй о девочках и мальчиках, которые не слушали маму и папу. Результат может быть совсем не таким, какого вы ждете: ребенок испытает ненужный страх и может долгое время бояться предметов, с которыми сталкивается ежедневно. В других случаях малыш может подумать, что нельзя касаться утюга только потому, что мама будет злиться. Чтобы ей угодить, он действительно не будет этого делать, а вот, рассердившись на родителей, обязательно совершит то, что для них неприятно, например, возьмет запрещенные предметы. Осторожность ребенка будет более сознательной и существенной, если родители направят ее на самого ребенка, а не на его «послушание — непослушание» чьим-то приказам. В возрасте около трех лет малыш уже сам может избегать каждодневных опасностей (электричества, острых и раскаленных предметов и др.). В этот период его понятие собственного «я» распространяется почти на все части тела, даже на те, которые малыш не видит.
Следующий этап — научить ребенка заботиться о своих внутренних органах. Об их существовании малыш узнает именно тогда, когда они причиняют ему беспокойство, например, воспаляется горло или болит живот. Эти «больные» части тела малыш должен полюбить, прежде всего, чтобы уберечь их от других неприятностей.Ребенку следует знать о функциях половых органов. Для того чтобы чувство любви к собственному телу было полноценным, малыш должен оберегать свои половые органы и понимать их функции. Если ребенок полюбит себя как мальчика или как девочку, он гораздо легче справится с проблемами пола в подростковом возрасте.Не стоит заострять внимание ребенка на этих органах (что, кстати, происходит очень редко), но ни в коем случае нельзя обделять их вниманием (что бывает повсеместно). Малыш должен понимать, что половые органы так же важны, как и все остальные — глаза, руки, сердце. В будущем это избавит ребенка от многих сексуальных проблем.
На протяжении всей жизни ваш ребенок будет сталкиваться с позитивным воздействием (созидательным) и негативным воздействием (разрушительным). Родители должны оказывать на ребенка созидательное воздействие и учить его справляться с разрушительными моментами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Десять внучат
Десять внучат У нашей бабушки (руки сожмите в кулаки)Десять внучат (разожмите кулаки и покажите 10 пальцев).Две Акульки сопят в люльке (пошевелите мизинцами),Две Аринки спят на перинке (пошевелите безымянными пальцами),Две Аленки глядят из пеленки (пошевелите средними
9 способов не слушаться
9 способов не слушаться Послушный ребенок – это прежде всего ребенок, способный прислушиваться к мнению взрослых, обдумывать разумные доводы и придерживаться их. Он вовсе не марионетка, выполняющая все указания по первому требованию! Что такое послушание, в общем-то
6. Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Братья и сестры: как помочь вашим детям жить дружно»
6. Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Братья и сестры: как помочь вашим детям жить дружно» Уже с первых страниц эта книга заставляет по-новому взглянуть на отношения между братьями и сестрами внутри семьи. В начале книги авторы предлагают читателям представить себе следующую
Памятка для родителей, или Десять способов накормить капризулю
Памятка для родителей, или Десять способов накормить капризулю Итак, теперь мы знаем, почему малыши капризничают и отказываются от такой вкусной каши (супа, картошки и т. д.). Соберем вместе все хитрости и фирменные рецепты, которые помогут все-таки накормить капризулю
Десять раз в день в течение десяти лет
Десять раз в день в течение десяти лет В деревне появился Мудрец. Женщина подала ему кувшин с водой. Пожаловалась:– Глаза моего Ребёнка ослепли, не видят родительскую заботу.Сказал Мудрец:– Помажь глаза Ребёнка слезинкой твоей в день десять раз в течение десяти
7 Самоуважение – основа хорошего поведения
7 Самоуважение – основа хорошего поведения Самоуважение – это залог душевного здоровья и счастья, которыми ваш ребенок будет наслаждаться всю жизнь. Это основа благополучия ребенка и ключ к успеху для взрослого человека. Ваша самооценка в любом возрасте определяет ваши
Десять причин не бить ребенка
Десять причин не бить ребенка 1. Битье приучает к битью Есть хрестоматийная история о матери, верившей в то, что шлепки – неотъемлемая часть воспитания, верившей до тех пор, пока однажды она не застала свою трехлетнюю дочь награждающей шлепками годовалого братца. Когда
9 способов снизить риск СВДС для вашего ребенка
9 способов снизить риск СВДС для вашего ребенка Основываясь на современных исследованиях СВДС, включая наши собственные теории, мы предлагаем вам несколько советов по снижению риска СВДС для вашего ребенка.1. Обеспечьте себе хорошее дородовое наблюдение.Сделайте все,
Пять способов оградить ребенка от лишнего жира
Пять способов оградить ребенка от лишнего жира Дайте своему ребенку молоко, калорийность которого подбирается индивидуально. Кормите грудью. Мы убеждены, что грудное вскармливание снижает риск возникновения ожирения.• Грудное молоко содержит недавно открытый фактор
20 способов успокоить ребенка страдающего рефлюксом
20 способов успокоить ребенка страдающего рефлюксом Продолжительность и интенсивность лечения рефлюкса зависят от того, насколько серьезно рефлюкс препятствует росту и благополучию ребенка. Врач наблюдает ребенка и прописывает схему лечения, но родители также несут
Семь способов сделать ребенка умнее
Семь способов сделать ребенка умнее Вам под силу повлиять на развитие мозга вашего ребенка. Новейшие исследования работы детского мозга доказали, что родители могут оказывать влияние на то, насколько умным станет их ребенок. Более всего мозг человека растет в
Родители, воспитывающие в детях самоуважение, должны понять, есть ли у них самих к себе уважение, или они, при каждом случае, занимаются обвинениями в свой адрес и самобичевание и самоедство выходит на первый план.
Что такое кольцевая лампа со штативом, диаметром 45 сантиметров и как ее выбрать. БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ от экспертов рынка кольцевого света 24/7. Звоните +38 (050) 418-04-04 .
Для правильного воспитания в ребёнке самоуважения, родители всегда должны помнить, что дети равняются на взрослых. И если родители с уважением относятся к себе и друг к другу, у них нормальная спокойная реакция к жизненным неурядицам и неудачам, то и ребёнком будет заимствовать их опыт.
Родители, воспитывающие в детях самоуважение, должны понять, есть ли у них самих к себе уважение, или они, при каждом случае, занимаются обвинениями в свой адрес и самобичевание и самоедство выходит на первый план.
Чтобы развить самоуважение в ребёнке, нужно акцентироваться на ситуациях, связанных с успешностью ребёнка. Нельзя забывать о заслуженной похвале, которая помогает ребёнку в формировании самоуважения, но не «короны» или гордыни. Тогда ребёнок верит своим способностям.
Многие родители не наделяют детей обязанностями, особенно дошколят. И такое мнение ошибочно, так как ребенок, имея определённый круг своих дел, получает за это родительское поощрение и уверенность в своих силах.
Родительское недоверие к ребёнку, что он не сможет сделать что-то, так как нужно или будет делать это долго, приводит к тому, что в дальнейшем, ребёнок станет неряшливым и неорганизованным, сложно поддающимся перевоспитанию.
Воспитывая в ребёнке навык уважения к себе, необходимо его обучить приёмам оценивания и признания себя, своих достижений. У детей и взрослых, не умеющих ценить свои, пусть совсем небольшие шаги к намеченным целям, развивается зависимость от посторонней похвалы, что тормозит развитие самоуважения.
Развивая самоуважение в ребёнке, необходимо знать, что особую роль в этом вопросе занимают процессы, с добрыми и достойными уважения делами. Если ребёнком делаются дела, пусть не самые грандиозные, однако хорошие и важные для окружающих, то этим повышается его уважение к себе, он правильно оценивает свои поступки и учится уважению к себе.
Начало формирования самоуважения закладывается еще в младенчестве и ко времени, когда дети достигают дошкольного возраста (от 3 до 7 лет), они уже имеют готовый базис. Но родители и педагоги дошкольных учебных заведений тоже могут многое сделать и надстроить этот базис таким образом, чтобы ребенок сохранил чувство собственного достоинства в течение всего периода своего роста и развития.
«Самоуважение рождается из чувства сопричастности, веры в то, что мы на многое способны, и знания, что наш вклад будет оценен по достоинству, — говорит Джейн Нелсен, семейный врач из Калифорнии и автор книги «Позитивная дисциплина». – Дети с хорошей самооценкой и развитым чувством самоуважения более гибкие, выносливые, они уверенно проявляют себя, потому что ожидают положительных результатов».
Хотите помочь ребенку сформировать самоуважение уже в раннем возрасте? Вы можете узнать о том, как это сделать, далее.
Способствуйте чувству сопричастности
Хотя дошкольники еще немного юны для того, чтобы основывать свое самоуважение на восприятии их сверстниками, тем не менее, уже хорошо знают, отличаются ли они от других детей. Обучая ребенка навыкам грамотной игры и взаимоотношений, вы можете укрепить его самоуважение. Еще более важно то, как взрослые относятся к ребенку. Когда они уважают своего маленького дошкольника, внимательно слушают и откликаются на его потребности, ребенок чувствует, что его любят и ценят. В свою очередь, он тоже будет учиться отвечать тем же.
Будьте примером для подражания
Родители, уважающие себя и имеющие адекватную самооценку, естественным образом способствуют формированию самоуважения в своих детях. Если вы чувствуете себя комфортно от того, кто вы есть, существуют отличные шансы, что и ваш дошкольник будет относиться к самому себе хорошо. Дети — великие подражатели, поэтому, когда они видят, что взрослые из их окружения демонстрируют уверенность в себе и уверенность в своих силах, они обучатся такой модели поведения.
Если вы будете с юмором относиться к своим ошибкам и стараться учиться на них, ваш ребенок поймет, что ошибки можно исправить. Дети дошкольного возраста, способные рискнуть, допуская возможность совершения ошибки, более склонны пробовать что-то новое, экспериментировать и осваивать ранее неизвестные им навыки, что тоже повышает их самоуважение.
Способствуйте подходу «могу и делаю»
Когда ваш дошкольник усердно трудится и достигает успеха, обязательно отметьте его. Не ждите, пока он достигнет своей конечной цели, празднуйте каждый победный шажок на его пути. А также выполняйте следующие действия:
- как только ребенок приобретет определенный навык, предложите ему новый, что сделает его немного гибче и расширит возможности;
- придумайте ему какое-то задание, которое не сокрушит его, но при этом потребует дополнительных усилий;
- укрепите его в мысли о том, что он на многое способен, поскольку справляется с каждым новым вызовом.
Даже маленькие победы способны придать чувство уверенности в себе и укрепить его самоуважение.
Определите сильные стороны ребенка
Будьте осторожны, сравнивая своего ребенка с другими детьми. Если ваш ребенок выражает желание быть похожим на другого ребенка, ответьте ему следующее: «Да, твой друг быстро ездит на велосипеде, и ты тоже хорошо прыгаешь. Покажи мне, пожалуйста, как высоко ты можешь подпрыгнуть». Переведите внимание на вашего ребенка — на то, что у него хорошо получается, в чем лично он преуспевает. Всегда подчеркивайте, что у всех разные навыки и каждый человек по-своему особенный.
Развивайте таланты
По словам доктора Салли Сакс, психотерапевта и автора книги «Как воспитать следующего президента», одним из способов укрепления самоуважения является помощь детям в насыщении их свободного времени продуктивными занятиями. К тому же очень важно не только поощрять их игры с друзьями, но и такой род деятельности, который пробуждает желание жить и раскрывает смысл жизни.
Лучший способ реализовать сказанное – это развивать таланты и способности вашего ребенка:
- обеспечьте вашего начинающего художника цветными карандашами, фломастерами и бумагой, дайте ему мелки или акварельные краски;
- если вашего ребенка отличает большая мышечная активность, вместе проведите время за спортивными играми;
- включайте вашему маленькому меломану диски с красивой музыкой и купите ему музыкальные инструменты, на которых ему хотелось бы научиться играть.
Сделайте акцент на времени, проведенном весело и увлекательно благодаря музыкальным инструментам или спортивному инвентарю, а не на достижениях в этой области. Процесс более важен, чем конечный результат. Для вашего дошкольника главная цель – испытать радость и почувствовать себя достаточно компетентным, а не стать вундеркиндом.
«Помогите ребенку полюбить и принять все его особенности, чтоб он смог достичь чувства целостности, любви и непрерывной связи как с самим собой, так и с миром», — говорит Сакс. Связь с миром и принятие себя, как необходимые спутники друг друга, жизненно важны для здоровой самооценки и формирования достойного самоуважения — это один из самых ценных подарков, которые вы можете сделать своему ребенку.
Самоуважение — одно из самых важных качеств человеческой личности. И формирование его начинается еще в детстве, когда малыш впервые осознает в себе какие-то достоинства (талант, способности к какой-то деятельности). Основой формирования самоуважения в детском возрасте является похвала со стороны родителей.
- Как научить ребенка уважать себя
- Как научить себя уважать
- Как заставить ребенка себя уважать
Позволяйте ребенку включиться в любую интересную ему деятельность. Именно через практику проб и ошибок он сможет найти что-то близкое для себя, реализоваться в общении с другими людьми (как взрослыми, так и детьми). Самоуважение складывается из удачных попыток проявить свои способности в чем-либо. Предоставляйте ребенку возможность действовать.
Понаблюдайте за малышом, что получается у него лучше всего? Обычно он сам стремиться делать это постоянно. Возможно, ему нравится читать. Покупайте ему интересные, красиво оформленные книги. Пусть ваш малыш станет самым эрудированным ребенком в школе. Если он стремиться к спорту — любит бегать, играть в мяч, постоянно с кем-то соревнуется и любит выигрывать — отдайте его в спортивную секцию. Пусть там его способности раскроются на 100%. Только в занятиях любимым делом, постоянно прикладывая усилия, можно добиться успеха. А успех рождает самоуважение.
Поддерживайте энтузиазм детей. Если у ребенка получилось что-то один раз, напоминайте ему об этом. Предлагайте повторить результат, тем самым, развивая его способности. Ребенок должен верить в свои силы, а родители могут помочь ему в этом, поддерживая его желание развиваться.
Давайте ребенку какие-нибудь небольшие поручения. Нажать кнопку на стиральной машине, расставить тарелки на столе, налить молока кошке, помочь ухаживать за младшим братиком или сестренкой. Чувство доверенной ответственности поможет укрепить самоуважение ребенка.
Рассказывайте о достижениях своего малыша знакомым, близким и родным. Если ваш малыш сделал красивую поделку — поставьте ее большой комнате на самое видное место. Пусть все приходящие видят ее и отмечают ее достоинства. Малыш должен понимать, что родители гордятся его достижениями, это становится дополнительным стимулом для дальнейших действий и самосовершенствования.
Придумайте вместе с ребенком какое-нибудь большое дело. Например, игру в индейцев. Обсудите с малышом, что нужно сделать для того, чтобы игра состоялась. Разделите весь план работ на этапы: создание костюмов, декораций, придумывание самого сюжета игры. После успешного выполнения ребенком каждого этапа хвалите его. Не торопитесь помочь ребенку во всем и сделать все за него. Не давайте ему почувствовать себя некомпетентным в чем-то. Будьте терпеливы, ведь ваша задача, чтобы ребенок зауважал себя, а для этого он должен добиться успеха самостоятельно.
Самоуважение?! Громкое слово. Как же научить ребенка уважать себя, свои действия и поступки?
Это во многом зависит от тех людей, которые находятся рядом с Вашим малышом.
Проявляя уважение к поступкам ребенка, его действиям, его мнению, к его личности, Вы тем самым развиваете в нем чувство собственного достоинства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_obidy.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Как способствовать развитию самоуважения и чувства
собственного достоинства у детей?
- Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания, предоставлять его возможность достижения успеха.
- Обращать внимание на положительные стороны характера ребенка, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков.
- Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, никогда не быть критичным, циничным по отношению к нему.
- Предупреждать неуверенность, боязнь ошибок, неудач перед новым делом, выбирая пассивные для ребенка задания.
- Уметь ставить реальные для ребенка цели и давать адекватную оценку его достижениям и успехам.
К чему приводят обиды?
Обиды, как внезапно возникающие, так и медленно накапливаемые, могут привести:
- К стремлению «уйти в себя»;
- К изолированности;
- К отчуждению во взаимоотношениях;
- К стремлению «выяснить отношения», что может перерасти в конфликт;
- К стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;
- К еще большему перевесу эмоционального над рациональным;
- К повышению нервно — психологической напряженности;
- К фокусированию познавательной активности на объекте обиды и как следствие к ограничению возможностей правильно оценивать поступающую информацию.
В общем виде обиды выступают как явление конфликтогенное, стрессогенное, депрессогенное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беспокойная мама. К чему приводит гиперопека?
К чему приводит гиперопека,почему так происходит, каковы последствия и как же справится со своими эмоциями.
К чему приводит гиперопека ребёнка в семейном воспитании?
Действительно ли ребёнку угрожают все те опасности, от которых их заботливо ограждают мать, а, бывает, что и отец. Вряд ли. И страхи не обоснованы и забота чересчур сильная.
К чему приводят детские шалости.
Какими бывают детские шалости? Совершенно разными! И порой у них есть логические причины, например, любопытство. Да, шалость она, конечно же, шалость, но если, к примеру, ребенок балуется с огнем, .
Мини-тренинг для педагогов «К чему приводит критика и самокритика» (упражнение «Бумажный человечек»).
К чему приводят капризы детей?
К чему приводят капризы детей.
к чему приводят сплетни.
Непреднамеренная сплетня неприятна и может испортить вам настроение, вызвать негодование. Но намного серьезней последствия от спланированной сплетни, они могут разрушить карьеру и даже личную жиз.
Закручивание гаек. Или к чему приводит запрет на движение?
Консультация для педагогов, родителей позволит пересмотреть традиционное отношение к вопросам об идеальном воспитании.