Как научить ребенка самостоятельно выполнять уроки

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.

Вложение Размер
pamyatka_po_samost.docx 21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка «Садимся за уроки, или как научить ребенка самостоятельно делать уроки»

Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени.

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости. Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место.

На столе все должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление.

Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22о.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

— до 1 часа – в первом классе;

— до 1, 5 часов – во втором;

— до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, — уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть — это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Памятка «Садимся за уроки»

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
  3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
  4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
  5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
  6. Убери со стола все лишнее.
  7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

  1. Начните с предмета, который легче всего дается ребенку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не выполнено до конца. Посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте «ошибки» своих детей.
  2. Математика . Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать, и делить сразу. Опережайте школу, учите всю таблицу. Задачи учите читать и представлять. Если ребенок не может справиться с задачей, покажите, как это сделать на примере аналогичной задачи.
  3. Чтение. Один раз ребенок читает сам. Потом он пересказывает вам прочитанное. Если неточно перескажет какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов. Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди, а где возможно и по ролям.
  4. Русский язык . При трудностях выполните все задания вслух, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При письменном выполнении ребенок еще раз все вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он не выполнит задание, не стойте за спиной.
  5. Окружающий мир – не только по книге. Выпишите дополнительные журналы. Делайте оттуда интересные вырезки и подбирайте тексты. Это пригодится в 5 классе.

Памятка контроля по выполнению домашних заданий

Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

Как научить ребенка самостоятельно выполнять уроки

Ну что, вы уже успели устать от бесконечной домашки, проектов, внезапных «а еще стих на завтра задали»? Понимаем вас. И рассказываем, как начать делегировать домашние задания ребенку. Сразу это сделать не получится, но попытаться точно стоит.

Первая ваша задача — понять, почему вас так тревожит домашняя работа ребенка. Почему вам кажется, что мир рухнет, если вы не будете сидеть рядом каждую минуту и помогать или даже делать вместо ученика его задания? Из-за чего вы переживаете? Что ребенок получит двойку? Что не поймет тему и об этом узнает учитель? Что просто ничего не сделает, потому что вы не проконтролировали, или сделает не совсем так, как надо? Когда найдете причину своей тревоги, подумайте о последствиях. Что они будут значить не для ребенка, а для вас лично?

Следующий шаг — определиться, чему вы в итоге хотите научить ребенка. Математике — это понятно. А как же навыки самоорганизации, самостоятельность, умение искать информацию? Дайте школьнику шанс разобраться с темой: найти словарь, заглянуть в учебник, задать вопрос учителю на следующий день, если во время выполнения домашней работы ему что-то было непонятно.

Как научить ребенка самостоятельно выполнять уроки

  • Сначала попросите ребенка сделать те задания, которые он сможет сделать сам. Да, на этом этапе вы все еще ходите и напоминаете: «Садись делать уроки».
  • Если ребенок просит помочь — помогайте. Но не записывая решение и сообщая правильный ответ! Задавайте наводящие вопросы, предлагайте перечитать параграф, внимательнее прочитать условие задачи, посмотрев видео на ютубе. «Да что тут непонятного, просто пишешь так и так!» — это плохая стратегия. С таким же успехом можно купить решебник и передать ребенку. Ваша помощь должна заключаться в другом.
  • Кстати, о видео на ютубе: все дети разные, у всех свои психофизиологические особенности. Кому-то легко воспринимать информацию на слух, кому-то важно увидеть теорему или пример, кому-то — несколько раз записать. Чередуйте разные инструменты, ищите те, которые подойдут конкретно вашему ребенку: видео, интерактивные учебники, подкасты, тесты-тренажеры. Это сложнее, чем выдать готовый ответ, но куда полезнее: через несколько месяцев, а может, и недель ребенок научится искать информацию самостоятельно — причем используя те источники, которые ему больше нравятся.
  • Не сравнивайте ребенка с другими! Поймите и примите его индивидуальные особенности: если школьник медленно усваивает пройденный материал, ему просто требуется больше времени для понимания. Он не плохой, не глупый, не ленивый.
  • Не повышайте голос. Да, все мы нервничаем, особенно после работы, когда хочется уже отдохнуть, а приходится сидеть над прописями. Но очень важно, чтобы у ребенка учеба ассоциировалась не с угрозами и криком, а с познанием и интересом. Сделайте паузу, если понимаете, что вы и ребенок уже устали, отдохните и продолжите работу только тогда, когда поймете, что буря позади и все успокоились.
  • Не делайте акцент на оценках. Объясняйте, что научиться думать и добывать информацию — важнейшие навыки, которые надо освоить сейчас. И именно они помогут в дальнейшем добиваться высоких результатов в учебе.
  • Придумайте систему поощрений. Речь не про деньги, а про эмоции, события, впечатления.

Мы понимаем: тяжело делегировать ребенку учебу. Вы боитесь, что он не сделает, ошибется, растеряется. Но контролировать его постоянно вы все равно не сможете. Поэтому так важно научить школьника брать на себя ответственность за уроки, отметки, знания. И приятный бонус: у вас появится немножко свободного времени, которое можно потратить на себя.

Споры о том, нужно ли задавать младшим школьникам задания на дом, не утихают из года в год. Официально первоклассникам «домашку» не задают. На деле же получается, что отпрыски отчаянно зубрят стихи вроде «Осень. Сказочный чертог. «, а родители ночью с фонариком ищут в парковой зоне каштаны и жёлуди. Радости этот процесс мало кому добавляет. В результате чем сложнее становится учёба, тем миссия усадить ребёнка за уроки становится всё труднее. Какие правила надо соблюдать родителям, чтобы дети активнее делали домашнее задание? Об этом Metro рассказала директор образовательного контента школы английского языка Novakid Эдриан Лэндри.

1. Ругать не надо

Вариации на тему «Не хочешь – заставим» надо отметать сразу, говорит эксперт.

– Психоаналитики не раз акцентировали внимание на том, что наша психика реагирует на стресс по принципу «бей, беги, замри (притворись мёртвым)». Правила поведения в обществе запрещают атаковать, да и сбежать «из-под кнута» невозможно. Остаётся лишь «притвориться ветошью» – свести к минимуму всю познавательную активность, впасть в ступор, – говорит Эдриан. – В состоянии замирания автоматически снижается концентрация внимания, а мозг, словно набитый ватой, просто отказывается работать. Какие уж тут уроки?

2. Хвалить тоже нужно правильно

Во взрослом мире поощрения достойна только законченная работа. Но ребёнка 7–11 лет важно хвалить за процесс. Более того, даже неудачные попытки на пути к успеху пропускать нельзя: дети нуждаются в процессном поощрении.

– Наши родители исповедовали постулаты «не перехвалить бы» или вовсе «хвалиться плохо». Их лучше не брать на вооружение: подобные установки деструктивны, – говорит эксперт. – Не откладывайте похвалу на потом. И всегда фиксируйте достижения ребёнка.

3. Сделайте учёбу интересной

Любому ребёнку проще прикладывать усилия там, где интересно. И одновременно ведущим видом деятельности для детей является игра. Из этих прописных истин и появилось такое модное направление в учебных методиках, как геймификация. Разработчики обучающих онлайн-платформ в сотрудничестве с методистами разрабатывают подачу знаний в «игровой упаковке». Анимированные комиксы, квизы, VR-экскурсии вызывают закономерный интерес. А за «домашку» в интерактивном формате дети и вовсе усаживаются без принуждения. Так что постарайтесь отыскать в Сети такие вот анимированные развлекательные уроки. Ребёнок на выходных будет играть и одновременно подтягивать успеваемость. Если же вдруг решите записать его на дополнительные занятия по тому или иному предмету, удостоверьтесь, что игровая форма подачи информации там тоже предусмотрена.

4. Важен индивидуальный подход

Трудно научиться чему-то, если не видишь в этом смысла. И вот тут важен индивидуальный подход. Например, если речь идёт об изучении иностранного языка, то кто-то из детей наверняка захочет смотреть соцсети любимого исполнителя. Дети постарше могут желать погрузиться во вселенные любимых персонажей из комиксов или сериалов. Если же у вас в семье растёт химик или физик, отведите его в специализированный кружок. Пусть реализует свои знания на практике. Тогда и учиться будет интереснее.

5. Введите соревновательный момент

– Со многими детьми хорошо работает соревновательный мотив. Недаром все эти «звёзды» и «кубки», практикуемые в играх и на онлайн-платформах, вызывают неподдельный восторг, – говорит эксперт. – Школьные задания можно подогнать под эту систему самостоятельно. Составьте «карту достижений» ребёнка. Отмечайте на ней, как продвинулись ваши сын или дочь в своих стараниях, и не скупитесь, наклеивая «звёзды» и «кубки».

6. Помните о пределе концентрации

Зачастую скандалы в процессе приготовления уроков связаны с тем, что кроха попросту устала. Родители, следуя принципу «Сделал дело – гуляй смело», стремятся одолеть в один присест с десяток упражнений по математике, русскому языку и окружающему миру заодно. Между тем даже подростки после получаса занятий начинают постепенно терять концентрацию внимания и отвлекаться. Что уж говорить о детях, которым в принципе тяжело усидеть на месте. Младшие школьники не в состоянии долго удерживать в поле внимания даже то, что им интересно.

– Идеальная продолжительность урока для детей 7–8 лет – 25 минут. После этого желательно уделить время двигательной активности, прежде чем вернуться за парту, – говорит Эдриан. – Так что находите время подвигаться в перерывах между упражнениями.

7. Научите не бояться оценок

– Зачастую дети теряют желание учиться из-за боязни схватить социально неодобряемую оценку. Согласитесь, делать уроки, опасаясь результата, весьма тревожно. К сожалению, мы никуда не денемся от пятибалльной системы, однако можем проработать с детьми отношение к ошибкам, – объясняет эксперт. – Важно объяснить своему ребёнку, что ошибки – это не просто нормально, но даже хорошо. Ведь на них учатся. Тут же можно рассказать о собственном школьном детстве. О том, как и у вас случались нелучшие оценки, однако вы всё равно потом выросли успешным человеком и хорошим родителем.

Как научить ребенка самостоятельно выполнять уроки

Делать уроки вместе с ребёнком — не самый приятный досуг. Но что же делать, если школьник не понимает, не может или не хочет заниматься сам? Наш блогер, психолог Юлия Пунинская, на примере одной истории разбирается, как вернуть родителям и детям время на приятное общение, а не тратить его на бесконечную домашку.

Моя клиентка Алёна — умная, воспитанная, добрая женщина рассказывала, что у неё ухудшились отношения с дочерью-пятиклассницей. Причина — невыполненное домашнее задание. После 8-9-часовой работы Алёне вместо того, чтобы провести с дочерью время в радость, приходилось сидеть за уроками.

На работе Алёна переживала, что у дочери будут провалы в учёбе. «Я плохая и безответственная мать, раз ребёнок катится к тройкам!» — считала Алёна. Это сказывалось и на её работе, и на её настроении.

Вместе мы выяснили, что Маше не хватает внимания. Я предложила Алёне сместить фокус на те активности, которыми ей и дочери было приятно заниматься совместно. Но перед этим ребёнку надо было объяснить, что есть дела, которые сделать обязательно и к конкретному времени (например, уроки), а есть занятия, которые можно делать, а можно — отложить, какими бы приятными они не были (например, лепку цветов из полимерной глины).

А ещё родителям полезно рассказывать, чем они занимаются на работе, объяснять, что на некоторые проекты уходит очень много сил. Поэтому вечером, когда у мамы есть пара часов досуга: один она может посвятить себе, второй — совместной с ребёнком деятельности. Когда Алёна рассказала о своей работе и дочь полдня провела на работе у мамы, то вечером ребёнок сказал: «Мама, мне кажется, что даже компьютеры работают медленнее чем ты!». После этого случая дочь стала делать домашние уроки самостоятельно.

Через три недели мы встретились. Алёна удивилась насколько структурирование отношений ей помогло. Она нашла много совместных видов деятельности, приятных ей и дочери. Если же уроки оказывались к нужному времени не сделанными, она говорила: «Мне так грустно, что свободное время мы потратим на уроки, а лепку цветов придётся отложить на другой день!» и этому правилу она не изменила ни одного раза. Алена заметила, что дочь стала делать больше половины из всего объёма домашней работы самостоятельно и брать на себя некоторые простые домашние хлопоты, говоря: «Видишь, я на чистке картошки сэкономила тридцать минут. Мы можем их потратить на лепку?»

Как научить ребенка самостоятельно выполнять уроки

Почему домашка доводит нас до бешенства и пелены в глазах. И как с этим справиться

Алёна за месяц перестроила жизнь так, чтобы наслаждаться общением с дочкой. Дальше стало еще интереснее. Через месяц помогать внучке с уроками вызвался дедушка. Причем инициатором этой помощи стала дочь. Для него это оказался прекрасный способ реализоваться. Довольные друг другом внучка и дедушка в спокойной расслабленной обстановке готовят уроки, говорят о разных сторонах жизни.

Когда Алёна приезжает с работы, свободное время они с дочкой обсуждают фильмы, устраивают совместные прогулки, лепят цветы, словом, общаются без «довлеющего меча несделанных уроков» и всех «катастрофических последствий», которые рисует воображение «ответственного родителя».

Почему ребёнок не хочет делать уроки сам? Причины для этого бывают разные.

1. Непонимание

Ребёнок не понял что-то из объяснённой темы и не стал ее разбирать. На непонятую тему нанизалась еще одна, как пирамидка из кружочков. Потом это стало казаться «супер большой проблемой». Потом предпринял попытку выучить сам. Попытка оказалась провальная. И ребенок опустил руки.

2. Недостаток внимания

Другой, не менее распространенной причиной «несделанных вовремя уроков» бывает то, что ребенку нужно время, которое родитель проводит с ним индивидуально и это время ребенок готов получать даже не смотря на то, что родитель рядом с ним «не в ресурсе», и радости в этом общении не так много. Главное для ребенка совместных уроках — «Мы вместе».

3. Нет контакта с учителем

Даже в моей взрослой жизни есть пример, когда я почувствовала себя ребенком-троечником. Мне надо было выучить английский. На курсах все идут по программе и не важно, что конкретному человеку надо еще «пожить в теме». В результате курсы мне мало. Говорить я не могла. Нашла репетитора. У нее было прекрасное произношение, хорошее знание языка. Но после нескольких занятий я стала на занятия с репетитором опаздывать, переносить их, забывать тетради, учебники. Стала искать причину своего поведения.

Причина оказалась проста — общение с репетитором для меня было безрадостным, после него я постоянно оставалась с чувством что «все люди как люди, а я тупица»

И, возможно, это только у меня так было, а у других могло быть совершенно другое впечатление о репетиторе.

Из этой засады меня смогла другой репетитор. На мои жалобы, что я вообще с английским никак, новый преподаватель показала мне, как я могу на нем говорить! Но причины подобного поведения у детей могут быть у каждого разные. Это поле для родительских исследований.

Как же выяснить какой преподаватель подойдет именно Вашему ребенку? Важно, чтобы учитель любил свой предмет, увлекался им. Но не менее, (а то и более) важно, чтобы именно конкретному ребенку было с преподавателем комфортно и интересно заниматься. Как найти такого?

Как научить ребенка самостоятельно выполнять уроки

10 сложных фильмов о конфликте учителя и учеников, которые вы могли пропустить

Смотрим и наблюдаем. У ребенка большой круг общения. О ком, что и как он говорит. Какие качества выделяет. Понаблюдайте за этим человеком. И ищите преподавателя, который на 60 и более процентов (по вашему внутреннему ощущению) похож на человека, с которым у вашего ребенка отличные отношения. Похож — это как? Повспоминайте себя. Скорее всего на работе у вас есть коллега, которая, например, процентов на 70 похожа в своих проявлениях на вашу маму, а другой коллега в проявлениях может быть похож на тетю процентов на 20. Пол для данной задачи не важен. Важны проявления.

Репетитор дочери Алены — дедушка — прекрасный математик, любит театральные постановки, много читает. Он стал для дочери Алены прекрасным другом и собеседником. Показателем успеха от занятий стали улучшающиеся у Маши оценки и поступление в театральную школу.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Представить учебу в школе без домашних заданий невозможно. Кроме знаний, ребенок получает опыт самостоятельно выполнять те или иные задачи. Родители при этом не должны отнимать у него такую возможность. Разбираемся, почему нельзя делать уроки за детей и как правильно выстроить работу с домашними заданиями.

Для кого домашние задания?

Когда ребенок делает уроки, он учится планировать свое время и самостоятельно справляться с задачами. Миссия родителей – помочь ему в этом, рассказала Москве 24 детский психолог Елена Бурьевая.

Взрослым бывает сложно удержаться и не начать делать домашнее задание за ребенка, отметила она. Важно понять, что такая помощь в перспективе ему только навредит.

Дети, которых не приучают к самостоятельности, в том числе и в выполнении домашних заданий, со временем все больше надеются на других. Они не верят в свои силы, очень тревожны, плохо осваивают новое и тяжело адаптируются в коллективе.

Часто у таких детей нет мотивации чем-либо заниматься. Все их начинания или результаты родители тщательно оценивают, после чего пытаются делать замечания и исправлять ребенка, подчеркнула психолог.

Из-за этого дети в будущем не смогут взять на себя даже небольшую ответственность и столкнутся с трудностями при принятии ключевых решений, предупреждает эксперт. Это выльется в постоянный поиск себя или, наоборот, страх сменить привычную обстановку, даже если она сильно не устраивает.

Все по плану

Приучить ребенка делать уроки самостоятельно – не значит оставить его с домашней работой один на один. Первое время важно выполнять задания вместе с детьми, при этом фокус должен быть смещен именно на помощь в организации самого процесса.

Эту работу можно разделить на три этапа, отметила психолог. Первый – освоить навык планирования распорядка дня.

Нужно акцентировать внимание ребенка на том, что, если задание есть, его необходимо вписать в график. Для этого важно учитывать, сколько времени примерно уйдет на его выполнение и какие дела (например, дополнительные занятия в секции) еще остались на день.

Для списка дел удобно использовать школьный планер: вместе с ребенком в нем можно расписать основные и дополнительные занятия на каждый день и время их начала. Тогда детям станет понятнее, когда нужно сделать домашнюю работу, чтобы все успеть.

На втором этапе задача родителя – научить ребенка последовательности выполнения заданий, продолжает специалист. К примеру, первокласснику нужно объяснить каждое действие: где должна быть записана задача, как найти ее в учебнике, что писать в тетради и так далее.

Детям, которые часто отвлекаются от уроков, поможет чек-лист. Запишите для ребенка в столбик каждое действие: открой дневник, прочитай задание, возьми тетрадь, отступи четыре клетки, напиши число и так далее.

Заламинируйте чек-лист и положите на стол вместе с маркером. Им ребенок будет вычеркивать каждое действие, которое только что сделал. Таким образом, он всегда сможет быстро вернуться к тому, на чем остановился.

Третий этап – проверка домашних заданий. Психолог рекомендует родителям не искать ошибки в выполненной работе, так как это зона ответственности учителя.

«Задача взрослых – убедиться, что ребенок сделал все задания в полном объеме. Также можно посмотреть, насколько аккуратно он их выполнил. Если небрежно, то попросить его переписать. Или же предупредить, что учитель может снизить балл «за грязь». Тогда детям придется самостоятельно решать, оставлять ли все как есть», – объяснила психолог.

Уже в первый год в школе под контролем ребенка могут быть все этапы, кроме проверки. Ее он начнет делать самостоятельно примерно к пятому классу, заключила Бурьевая.

Главное