Как научить ребенка проявлять инициативу

Кто-то до совершеннолетия не доверяет детям простую домашнюю работу и сопровождает их в школу, а другие гордятся юными помощниками. По мнению психологов, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал самостоятельным, но не все готовы эту самостоятельность предоставить. Достаточно вспомнить выпускников детсада, которым мамы, сгорбившись, натягивают ботиночки. Москве 24 удалось узнать секреты правильного воспитания.

Настало ли время?

«Несамостоятельность» ребенка – часто внутренняя родительская проблема, которая, к сожалению, и тормозит развитие малыша.

«Слова «Мама, я сам!» – путь в большую жизнь. Это ступенька к навыку постановки целей, умение брать на себя ответственность за сделанное и несделанное, а также способность принять последствия своих поступков», – считает клинический психолог, педагог Елена Левковицкая.

Родители чаще всего задаются вопросом: как понять, когда именно ребенок готов к самостоятельности? И лихорадочно листают специальную литературу, где указаны основные этапы развития. Педагог-психолог отмечает, что у каждого возраста свой горизонт самостоятельности, но возрастные границы условны и являются лишь ориентиром. В любом случае следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка.

«В младенчестве дайте возможность малышу самому держать мамину грудь, а чуть позже бутылочку, – поясняет Елена Левковицкая. – В год ребенку не надо подавать далеко лежащую игрушку – он вполне может взять ее сам. Провоцируйте его на движение к цели. В таком возрасте малыш уже может есть руками небольшие кусочки и пить из чашки, возможно, еще проливая».

По словам психолога, уже в полтора года карапуз активно помогает маме одеть и раздеть себя. В этом возрасте малыш в состоянии, например, снять носки и варежки, может надеть шапку. Но бывает, что нетерпеливые родители препятствуют инициативе. Специалист советует не спешить со сборами и дать ребенку возможность действовать самостоятельно. В два года малыш уже может сам раздеться и вполне сносно орудует ложкой. Но ему еще требуется небольшая помощь с умыванием и чисткой зубов.

Три-четыре!

По словам нейропсихолога, к 3 годам стремление к самостоятельности достигает наивысшей точки развития. На этом этапе родители наблюдают кризис 3 лет.

«Очень важно позволить малышу испытать удовлетворение от самостоятельного действия. Поймать вилкой кусочек еды и отправить в рот – задача абсолютно по возрасту. Расстегнуть пуговицы, надеть носки и обуться ребенок способен самостоятельно. Убирать игрушки ребенок должен сам. Задача родителя на этом этапе – обеспечить безопасную среду, – говорит Елена Левковицкая.

С 4 лет дети учатся резать ножницами, наливать сок в стакан, вытирать пыль, подметать пол, убирать постель, одеваться на прогулку и самостоятельно пользоваться туалетом. В 6–7 лет можно доверить ребенку нарезать овощи, сделать бутерброды к завтраку, помыть посуду. А возможность самостоятельно принять душ – это еще и уважение к личным границам ребенка, отмечает эксперт. Уже с 8–9 лет можно отправить ребенка в магазин за мелкими покупками или вынести мусор. Да и пришить пуговицу в этом возрасте – вполне доступный навык.

«К 10 годам ребенок уже в состоянии пользоваться простыми инструментами. А просьбу починить что-либо сын воспримет с радостью, если ранее его самостоятельность не ограничивалась страхами родителей. Дочку можно уже просить погладить белье. К 16 годам школьники осваивают сложные навыки, требующие планирования и способности коммуницировать. Если до этого возраста освоение самостоятельности проходило по плану, то проблем не возникнет», – уточняет психолог.

Игра в «Я сам!»

Для ребенка важна сама возможность быть самостоятельным. Стоит поощрять ее во всех проявлениях и не принимать это за каприз, предупреждает детский и семейный психолог, основатель школы для родителей Екатерина Маденко.

«В большинстве случаев родители и учителя считают нужным объяснить ребенку, что и как нужно делать. Однако взрослым важен результат, тогда как детям интересен сам процесс. Для них важна игровая деятельность, в которой они чувствуют себя свободно и не испытывают опасения, что с чем-то могут не справиться. Так ценность самого процесса смещается на результат», – поясняет Екатерина Маденко.

Правила для родителей

Специалисты подчеркивают, что важно отличать стремление к самостоятельности от обычного каприза. «Желание проявить инициативу всегда обоснованно и логично. Ребенок в этот момент способен находиться в диалоге с родителем, – поясняет Елена Левковицкая. – Каприз беспричинен, сопровождается криками, топаньем ног, бросанием на пол предметов. Такая реакция возможна и как ответ на желание родителя сделать что-то вместо ребенка. Лучше делайте вместе с ним, чем вместо него. Каприз – это всегда «игра на зрителя». Нет зрителя – нет каприза».

Известно, что препятствия, которые встречаются на жизненном пути – часть развития, и они, порой, кажутся бесконечными, особенно детям. Но когда ребенок учится преодолевать препятствия и проблемы, проявлять инициативу и вовлекаться в деятельность, он становится более успешным взрослым. Тогда почему родители не спешат отдавать инициативу в детские руки?

Такое поведение, скорее всего, связано с заботой из лучших побуждений. Вот только в попытках помочь детям, обезопасить и защитить, мы часто переступаем границы, делаем слишком много. Нарушаем тонкую грань между воспитанием ребенка, который знает, что может на нас положиться, и пестованием чрезмерно зависимой от родителей, личности. Здесь важно осознавать возможные последствия.

Ошибки родителей, которые тормозят развитие инициативы у ребенка

1. Принимают все решения за ребенка

Ситуация: дочка просит маму, чтобы ей купили джинсы, но мама уверена, что джинсы – одежда не для маленьких девочек, и покупает ей платье.
Если вы также принимаете решения за своего ребенка и устанавливаете нормы, есть вероятность, что у малыша разовьется страх перед выбором. Потому что он будет не в состоянии определить, что правильно, а что – нет.

2. Ругают за оплошности и просчеты

Неудача – это не плохо, это часть жизни. Мы все терпим неудачи, чтобы найти ошибки и улучшить навыки. Упрекать и наказывать детей за промахи – очень плохая реакция со стороны многих родителей. Так развивается страх перед принятием самостоятельного решения. Ребенок никогда не поймет важности неудачи, которая многому учит. Этот страх также приводит к низкой самооценке и уверенности в себе.

3. Выполняют все желания ребенка

Быть «золотой рыбкой» для своего малыша – нездоровая практика. Если сразу решать все детские проблемы, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими-либо эмоциональными потрясениями – ребенок окажется слабым перед любой сложной задачей, и вряд ли сможет решить ее самостоятельно.

4. Делают детей зависимыми от себя

Наверное вы встречали таких детей, которых в шесть лет еще одевают родители, завязывают ему шнурки и расчесывают волосы. Такая постоянная возня с ребенком не вселяет в него уверенности и самостоятельности. Семилетний мальчик, который никогда не убирает в своей комнате, а позволяет это делать маме или папе, всегда будет зависеть от других. Это всегда способствует лени и безынициативности.

5. Избегают конфликтов, делают работу за детей

Большинство малышей не хотят вовремя заправлять кровати, убирать за собой вещи и самостоятельно одеваться. Их нужно мотивировать, поощрять и дисциплинировать. Но измотанному родителю, который примерно миллион раз просил ребенка убрать игрушки, проще и менее утомительно – сдаться, и самому быстро и эффективно это сделать. К сожалению, такое поведение подливает масла в огонь. Если ребенок знает, что взрослые рано или поздно придут и сделают за него всю грязную работу, он с меньшей вероятностью проявит инициативу.

Самостоятельный ребенок: развиваем инициативу

Мудрый родитель знает, что лучший способ помочь ребенку – не делать что-то за него, а показать, как это делается.

1. Будьте примером для подражания

Объясняйте, почему вы предпринимаете какие-то действия: «Посмотри-ка, наша клумба стала некрасивой – цветы завяли, нужно срочно их полить». Это может быть применено к любой другой деятельности. Обычно мы не придаем большого значения тому, чем занимаемся, но для детей необходимо проговаривать процесс от начала до конца, и объединять причинно-следственные связи.

2. Провоцируйте детскую независимость

Если ребенок приходит к вам с проблемой, спросите – как он видит ее разрешение, узнайте его мнение о возможной альтернативе? Дайте понять, что у него есть необходимые навыки для выполнения задачи. Помогите все обдумать, а затем разрешите осуществить это. Дети могут больше, чем мы ожидаем. Пусть это будет не идеально, по крайней мере, он выяснит, что такое «проявить инициативу», и воспользуется этим опытом в будущем.

3. Хвалите усилия, а не результат

Мы живем в конкурентном мире. И хотим, чтобы наши дети были лучшими в своем роде: способными музыкантами или удачливыми спортсменами. Но тогда получается, что результат важнее, чем усилия, необходимые для его достижения. Похвала за усердие может быть мощным инструментом формирования инициативы у детей. Пусть ребенок почувствует вкус успеха от выполнения задания.

4. Будьте терпеливы

Инициативность – это не привычка, которой ребенок может научиться за день. Родители должны проявить терпение. Обустройте дом, чтобы малышу было удобно: разместите вещи на доступной высоте для ребенка, положить его книги, игры на нижние полки. Время от времени ему может понадобиться ваша помощь, но дайте ему шанс разобраться самостоятельно.

Ряд научных исследований показал, что смекалка помогает людям достичь около 25% жизненного успеха, а остальные 75% приходятся на личные черты характера, такие как инициативность. Можно сказать, что проявление инициативы является одним из наиболее важных факторов, определяющих жизненные достижения.

Есть дети, которые легко проявляют себя в социуме. Они тянут руку на уроке, участвуют во всех школьных мероприятиях, придумывают новые игры и развлечения в компании сверстников. Если удается сохранить это качество характера и пронести во взрослую жизнь, они вырастают в активных и инициативных взрослых, которые с уверенностью идут вперед по жизни и достигают своих целей. Увы, так бывает далеко не у всех. Некоторые малыши ведут себя пассивно, а активность проявляют только после подсказки родителей. Расскажем, как развить у ребенка умение брать инициативу в свои руки и самостоятельно принимать решения.

Замечайте инициативу и говорите об этом

К нам в Центр иногда приходят родители, которые жалуются, что ребенок не проявляет инициативу и ничего не хочет. Но когда ребенок начинает ходить на занятия и общаться в коллективе, выясняется, что он очень даже активный и деятельный! Просто мама и папа не замечали этого раньше. Так происходит, когда у родителей присутствуют собственные ожидания в отношении ребенка. Они не видят моментов, когда ребенок реально пытается проявиться.

Например, несколько лет назад к нам приходила бабушка, которая сетовала на то, что внучка не любит отвечать у доски, не хочет участвовать в городских конкурсах, выступать на школьных мероприятиях. Для активной и общительной женщины это было удивительно и непонятно, ведь сама она всегда была лидером во всех школьных, а потом институтских и корпоративных начинаниях. При этом бабушка не давала девочке проявить инициативу даже в простом разговоре с педагогом или сверстниками. Когда она оказывалась рядом, то обязательно вмешивалась в разговор и буквально говорила за внучку. Такие ситуации повторялись довольно часто, поэтому девочка предпочитала просто молчать.

Отложите критику и поддержите

Представьте, что ребенок, который до этого ничем особо не интересовался, заявляет вам о своем намерении пойти в секцию, которая вам не очень нравится. Например, вам кажется, что это занятие не очень актуально в современном мире, или вы считаете, что у ребенка нет к нему способностей. Как вы поступите?

На практике родители так или иначе высказывают неодобрение, а некоторые делают это в осуждающей форме. Если ребенок неуверен в себе и привык во всем полагаться на мнение окружающих, это отобьет у него желание проявлять инициативу в дальнейшем.

Лучше поддержите начинание ребенка, похвалите его самостоятельность, отметьте то, что он проявил инициативу, сделал первый шаг. Постепенно можно в деликатной форме делиться своими мыслями с ребенком. Например, можно спросить: а ты уже знаешь, как будешь использовать эти навыки в будущем? Ты придумал, как сможешь развивать это направление в дальнейшем? И, возможно, ребенок сам придет к мысли о другом занятии.

Формируйте ситуации успеха

Если пассивность ребенка обусловлена его неуверенностью в себе, крайне важно создавать в его жизни «ситуации успеха» — моменты, когда он делает сам (без вашей помощи) и получает положительный результат.

Начинать можно с самых простых дел: попросите малыша полить цветы и похвалите, когда ему удастся сделать это аккуратно, или попросите помочь донести сумку до дома. Такие ситуации формируют у детей ощущение уверенности в себе («Я смогу», «У меня получится»), способствуют развитию самостоятельности и личностному росту.

Уберите гаджеты

Давая детям телефон для развлечения, мы делаем их пассивными, не инициативными, ленивыми. Вместо того, чтобы проявлять себя во внешнем мире, ребенок замыкается в мире нереальном — в соцсетях, и виртуальном общении.

Когда родители сокращают «экранное время» или вовсе убирают гаджеты, дети начинают искать замену в окружающем мире. В этот период важно сформировать среду, где ребенок сможет проявлять инициативу, брать на себя ответственность и развивать самостоятельность.

На сайте «ИМЕНА Продакшн» есть много статей о том, как отвлечь ребенка от гаджетов, — наши советы помогут вам постепенно вернуть ребенка из виртуального мира в реальный.

Дети инициативны от рождения, но в силу определенных обстоятельств многие из них становятся пассивными, боятся проявлять самостоятельность. И часто мы, родители, сами способствуем этому. «Не бегай, упадешь», «Сиди и молчи» — такие фразы угнетают детскую любознательность, инициативность и активность.

Помогайте своим детям раскрываться, чутко прислушивайтесь к ним и находите те сферы и коллективы, где ребенку будет комфортно и интересно проявить себя. Когда мы слушаем детей и говорим с ними, уважаем их интересы и интересуемся их мнением, они растут уверенными в себе, открытыми миру и активными.

Иногда приходится слышать от родителей фразы типа «Мой ребёнок ничего не хочет, ему ничего не интересно». Наш блогер Елена Герасимова считает, что это невозможно, потому что дети любопытны и инициативны с рождения, взрослым надо только поддерживать развитие этих качеств.

Люди, лишенные инициативы, часто не способны даже к элементарному самообслуживанию. Инициативности «планктона» хватает для того, чтобы «быть как все». В их жизни нет самой жизни.

Если у ребёнка формировать инициативность, то вырастет «энтузиаст». Сильная жизненная позиция, оптимизм, проактивность, способность мыслить нестандартно — это всё о нём.

Энтузиаст всегда видит перспективу и находит время для всего, что для него важно. Постоянно учится новому и получает кайф от жизни. Развивайте в ребёнке инициативность. Это поможет ему создавать свою счастливую жизнь, а не жить по написанным алгоритмам.

Как научить ребенка проявлять инициативу

Теперь хорошая новость: все дети от природы инициативны. Инициативность не надо формировать с нуля, но родители должны дать почву для её развития. Вот три правила формирования, которые вам помогут.

1. Любая инициатива поддерживается

Неважно, чем вы заняты, если ребёнок хочет заняться с вами тем же делом, вы должны поддержать его инициативу. Даже если вы спешите и хотите закончить поскорее, дайте ребёнку помочь вам. Даже если у ребёнка ничего не получается с первого раза, поддержите его попытку в следующий раз. И даже если ничего не получится с третьего раза, дайте ему попробовать в четвёртый.

Если вся задача не может быть выполнена ребёнком целиком, постарайтесь выделить какую-то часть, которую он может сделать сам. Если ребёнок делится с вами своими планами, обсуждает свой проект, сомневается в своих силах, просто скажите ему: «Попробуй!»⠀

Как научить ребенка проявлять инициативу

2. Инициатива не наказуема

Дочь решила сделать маме сюрприз. Изготовила цветы из бумаги и хотела их поставить в вазу, но ваза выскользнула из рук и разбилась. «Доченька, спасибо, молодец, но в следующий раз будь аккуратнее с хрупкими предметами». Сын приготовил обед, но пересолил суп? «Отлично! Спасибо! Но лучше сначала положи немного соли… И не забудь, что суп в кастрюле горячий, будь осторожен». Хвалите ребёнка за любую инициативу. Не наказывайте, даже если проявленная инициатива привела к «ошибке».⠀

Как научить ребенка проявлять инициативу

3. У ребёнка достаточно времени для проявления инициативы

Некоторые родители считают, что каждая минута их ребёнка должна быть занята делом. Расписание таких детей зачастую жёстче графика военных на службе. Занятия дома, игры с мамой, посещение студий безусловно положительно сказываются на развитии ребёнка. Проблема в том, что он не учится сам распоряжаться своим временем, занимать себя. Такие дети вырастают безынициативными, неспособными даже встать с места без пинка в соответствующий орган.⠀

И напоследок!

Инициативность активнее всего развивается в дошкольном периоде, с трёх лет, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность, проявлять собственное «Я». Если ребёнок к семи годам является безынициативным, то без целенаправленной корректировки он останется безынициативным на всю жизнь.

Как научить ребенка проявлять инициативу

А как вы развиваете инициативность у ваших детей? Пишите, буду рада комментариям.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Вы спрашиваете – «Мел» отвечает! Задавайте свои вопросы в наших сообществах во «ВКонтакте» и «Одноклассниках», а мы найдём того, кто сможет на них ответить.

Родители жалуются, что их дети растут пассивными — им ничего не интересно, они ничем не увлекаются, яркие эмоции испытывают только от простых удовольствий — примитивных фильмов, компьютерных игр, шопинга, гонок на автомобилях. Человек, в котором не воспитали способности действовать самостоятельно, без понуканий, не может справиться с собственной скукой, его жизнь тусклая и серая.

Что же делать?

  1. Не перегружать. Стало модным так планировать жизнь ребенка, чтобы у него ни минуты не оставалось «на глупости». Расписание продумано до запятой — если он не делает домашнее задание, то занимается спортом, учит языки, осваивает творческие навыки, изучает дисциплины, которые не входят в школьную программу. Увы, слишком жесткий распорядок душит любую инициативу. У ребенка должно быть время, чтобы поскучать, поискать занятие по душе, попробовать разное и осознать, что ему нравится, а что нет.
  2. Дать право решать самому. В каждом возрасте ребенок в чем-нибудь уже способен делать выбор сам — купить зеленую майку или красную; сначала погулять, а потом сделать уроки или наоборот; поехать на каникулы в детский лагерь или со взрослыми на море. Родители должны задать рамки, чтобы детское решение было безопасным и разумным — нельзя зимой пойти гулять без пальто и не годится приступать к домашнему заданию в полночь. Но в очерченном контуре дети должны учиться выбирать с ранних лет.
  3. Ослабить контроль. Не надо нависать над головой, комментировать, поправлять, критиковать или даже хвалить каждое действие ребенка. Ему нужен не алгоритм и набор подсказок, не формирование условных рефлексов на «правильные» и «неправильные» действия, а практика в поиске решений и выходов из тупиков, опыт ошибок, разочарований и прорывов. Умудренность взрослых может увести в сторону, надо до всего дойти самому.
  4. Поддерживать даже в спорных увлечениях. Мы хотим, чтобы ребенок изучал китайский язык, а он выбирает бокс? Не будем бить его по рукам, поддержим его, даже если уверены, что у него ничего не получится. Пусть попробует: во-первых, мы можем ошибаться, во-вторых, ребенку необходим опыт и неверных решений. И если мы были правы, не будем злорадствовать, а, наоборот, настоим на том, чтобы не бросал начатое слишком рано — он в любом случае обретет полезные навыки и закалит характер.
  5. Находить и отмечать сильные стороны ребенка. Успех сопутствует тем, кто занимается делом, которым увлечен и к которому есть способности. Ребенок не всегда видит, в чем его сила, — родители могут подсказать и заодно помочь ему обрести уверенность в себе. Опираясь на свои способности и таланты, развивая их, ребенок достигнет большего, чем если будет концентрироваться на том, в чем слаб, надеясь подтянуться до среднего уровня. Невозможно быть отличником во всем — надо выбирать.
  6. Не переходить на личности. Воспитание невозможно без критики. Все мы живые люди, иногда эмоции зашкаливают, и сгоряча мы можем наговорить много обидных слов. Это нормально, но есть одно табу — нельзя критиковать личность ребенка, нужно говорить о конкретных действиях. Мы говорим не о том, что он такой-сякой, а о том, что́ он сделал не так. Не «ты тупой и безмозглый!», а «ты поторопился, невнимательно прочитал задание, поэтому неверно его выполнил», или не «что с тебя взять!», а «ты не подумал о последствиях своего выбора, теперь приходится расплачиваться».
  7. Показывать ребенку, что мы его любим даже в случае неудач. Если замахиваешься на что-нибудь значительное, обязательно совершаешь ошибки, набиваешь синяки и шишки. Даже небольшое поражение — это серьезное испытание для ребенка. В этот момент не только падает его самооценка, он боится, что если не оправдает родительских ожиданий, то будет нелюбим, отвергнут. Собрать силы и повторить попытку легче, если рядом есть люди, которые любят тебя просто потому, что ты — это ты, они не будут сыпать соль на рану и всегда будут на твоей стороне. Наша безусловная любовь — мощнейшая поддержка, помогающая ребенку реализовать свои возможности и таланты в полной мере.

Когда стоит обратиться к психотерапевту: 7 «маячков»

Рассказывает терапевт с 15-летним стажем

Как превратить страдания в продуктивную работу

И победить мысли, которые расстраивают.

Можно ли контролировать свою страсть?

7 практичных советов от нейробиолога

  • Услуги B2B
  • Корпоративная библиотека
  • Оптовые поставки

123007, Москва , 4-я Магистральная улица, дом 5, строение 1

2023, ООО «Альпина Паблишер»
Все права защищены

Успешно!

Добавьте его — и вам больше не придется вводить логин и пароль.

«Дети в городе» продолжают рассказывать о soft skills – гибких навыках, с которыми нужно познакомить ребенка до конца школы. Эти навыки нужны не только будущему поколению, но также будут полезны любому взрослому человеку. Они повышают эффективность, шансы на успех и уровень удовлетворенности жизнью.

Мы уже писали о том, как научить ребенка рефлексировать, критически мыслить, а также привить ему привычку и желание учиться. Подробнее об этих soft skills вы можете прочесть в наших материалах.

Сегодня мы расскажем о том, как воспитать в ребенке инициативность. Несмотря на то, что дети активны, любопытны и инициативны с рождения, часто с возрастом этот запал у них пропадает или подавляется взрослыми. Чтобы вернуть навык, нужно поддерживать развитие этих качеств.

Зачем это нужно?

Photo: Freepik

На старте у всех детей инициативность находится приблизительно на одном уровне. Все они с огромным энтузиазмом познают мир, учатся ходить, говорить, взаимодействовать с окружающими их вещами. С возрастом инициатива либо растет, превращая человека в энтузиаста, либо падает. В современной культуре даже появилось такое выражение как «офисный планктон», обозначающее людей с низкой инициативностью.

Люди с низкой инициативой предпочитают «быть как все». Их энергии хватает лишь на то, чтобы поддерживать этот уровень жизни. В таких случаях не идет речь о нестандартном мышлении, постановке высоких целей и проактивности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок постоянно развивался, учился новому и покорял вершины, вам необходимо прокачать этот навык.

Важно не путать инициативность с самостоятельностью. Если самостоятельность – это умение совершать какие-то действия и процессы, связанные с самообслуживанием, то инициативность – это внутреннее побуждение (толчок или порыв) к чему-то новому, к изменениям и движению.

Инициативные люди, как правило, очень энергичны. Они всегда ищут выход для своей энергии в плодотворном для них деле. Кроме этого, они умеют свободно самовыражаться и проявлять свой энтузиазм.

Инициатива не наказуема

Любые идеи и проявления ребенка должны поддерживаться взрослыми. Ребенок не всегда получает эту поддержку в школе, но в семье он должен видеть ее. Разрешайте ребенку помогать вам, поощряйте любые его действия, направленные на изучение чего-то нового. Часто на это не хватает времени, поэтому хочется отказать малышу, сделав все намного быстрее. Но так поступать не стоит, ведь каждый отказ взрослого снижает уровень инициативы.

Воспитывайте в ребенке ощущение того, что любое его проявление найдет поддержку и одобрение, даже если эти увлечения спорные. Не наказывайте, если какая-то затея обернулась провалом или привела к сопутствующим проблемам (Ребенок решил помыть посуду, но разбил тарелку, или приготовил суп, но сильно пересолил его). Пусть злосчастная поговорка «Инициатива наказуема» останется в далеком прошлом, а наши дети смогут без страха озвучивать свои идеи и браться за что-то новое.

Дайте ребенку время

Photo: Freepik

Сегодня принято максимально занимать ребенка, отдавая его на массу кружков и секций за пределами школы. В итоге, день школьника расписан по минутам. Не стоит удивляться, что в таком режиме дети просто не имеют достаточно времени для проявления инициативы. За них уже все решили и распланировали, так зачем же напрягаться?

Чтобы развивать инициативность, у ребенка должно быть свободное время, которым он сможет распоряжаться по собственному желанию. Это время нужно для того, чтобы понять, что ему нравится и чем он хочет заниматься.

Ключевые правила

Самая лучшая среда для прокачки инициативности – это развивающая среда с показательными примерами. Если ребенок видит энергичную маму, которая постоянно находится в движении, он и сам стремится к активной позиции. Личный пример и в этом случае является самым эффективным учителем.

Общение со значимыми взрослыми должно быть развивающим, а не авторитарным. Такие фразы, как «не трогай», «помолчи», «не лезь туда» должны быть исключены из общения с ребенком.

Ребенок должен много играть, развивать свой творческий потенциал, пробовать разные виды деятельности, которые активируют потенциал. Особенно полезны занятия, которые помогают ребенку самовыражаться – лепка, рисование, танцы.

Для развития инициативности нужно поощрять желание ребенка говорить, размышлять, заводить знакомства, высказывать свою точку зрения.

Стоит отметить, что активнее всего инициативность развивается в дошкольном возрасте. Если вы замечаете, что школьник растет вялым и безынициативным, может потребоваться целенаправленная работа с этой проблемой.