Грамотная речь — один из главных навыков, который формируется в детстве. Правильно говорить учат в саду и школе, но без родителей, конечно, не обойтись. Специалисты считают, что ошибки в речи ребёнка нужно исправлять. Но если делать это автоматически, то малыш вскоре устанет, его начнут раздражать замечания взрослых, появится желание все делать наоборот.
Лучший вариант — регулярные занятия в игровой форме, которые не требуют навыков и не займут много времени. Любой родитель может проводить их самостоятельно, считает логопед, автор пособия «Грамматические тетради» Елена Косинова. Вот, что она советует:
— Прислушайтесь к тому, как говорит ваш ребёнок! Он может правильно произносить все звуки, но при этом допускать в своей речи грамматические ошибки, т.н. «аграмматизмы». Чаще всего встречаются ошибки при изменении существительных множественного числа по падежам и согласовании числительных с существительными, неправильное использование предлогов и другие неточности.
Если малышу пять или более лет, проведите с ним несколько тестов в игровой форме. Вслушивайтесь, как он произносит окончания слов и предлоги.
Игра «Маленький хвастунишка».
Я буду называть один предмет, а ты — много, как хвастунишка. Предварительно уточните, понимает ли ребёнок значение слова «хвастунишка».
У меня дом, а у тебя … (дома), облако — …, лев — …, стул — …, кресло — …, дерево — …, ухо — … .
Игра «Большой хвастунишка».
Я буду называть один предмет, а ты будешь рассказывать, что у тебя таких предметов МНОГО!
У меня стол, а у тебя — МНОГО СТОЛОВ! Аналогично проговорите и другие слова: дом, кубик, карандаш, лебедь, дерево, платье.
Игра «Прятки».
Предложите ребёнку называть, куда вы спрятали маленькую игрушку: под стул, за шкаф (за спину), в коробку.
Игра «Самолётик».
Посмотри, как может взлетать мой самолёт. Откуда он взлетает? Варианты словосочетаний с предлогами: со стула, со стены, с полки, из коробки, из-за шкафа, из-за занавески, из-под стула
Игра «Раз, два, три — считать до 5 начни!»
Предложите ребёнку сосчитать предметы или игрушки: кубики, карандаши, стулья, тарелки, роботов.
Примеры ошибок: «домы», а не дома, «много карандашов», а не карандашей, «много стулов», пропускает предлог «в», вместо «из-за дома» говорит «из дома», «из стола» вместо «из-под стола», «из стула» вместо «со стула», ошибается при согласовании числительных с существительными: один кубик, два кубик, три кубик
Если ребёнок часто допускает ошибки в ответах, то обратитесь к логопеду. Он проведёт более детальное обследование грамматического строя речи и подскажет, стоит ли волноваться или, учитывая возраст ребёнка, это «ошибки роста», неизбежные при освоении языка.
Не только могучий, но и сложный
Почему грамматика русского языка очень сложна? Причин множество, отметим лишь некоторые из них. Первая заключается в том, что в русском языке почти все слова изменяют свои окончания. Специалисты говорят, что русский язык — «флективный». Существительные и прилагательные изменяют свои окончания в зависимости от числа и падежа (большой слон — большие слоны — кормлю большого слона, рассказываю о слоне). Глаголы также меняют свои окончания: я пою, мы поём, вы поёте Числительные не отстают: два стула, но две кошки, о двух кошках, но о пяти собаках
В русском языке слова в предложении могут располагаться свободно, нет жёстких правил, в отличие, например, от английского и других языков. Подлежащее может находиться в начале предложения, в конце или в середине предложения. Но существуют правила сочетаемости слов, которые ребёнок должен постепенно усвоить: так можно говорить, а вот так — не говорят.
Ещё одна особенность состоит в том, что в русском языке существует множество вариантов словообразования: дом-домик-домишко-домище, шёл-ушёл-пришёл-отошёл-перешёл Все эти слова отличаются по своему значению, хотя звучат похоже.
Как все это выучить?!
Дело в том, что освоение грамматики в детстве происходит без изучения правил, исключительно на практическом уровне. Известный детский писатель и исследователь языка писал: «Страшно подумать, какое огромное количество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребёнок как ни в чём не бывало ориентируется во всём этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов …».
В дошкольном возрасте за короткий срок дети усваивают огромное количество грамматических норм: учатся изменять слова по падежам и числам, осваивают разные виды сочетаний слов, тренируются в употреблении предлогов, учатся правильно сочетать слова друг с другом и пользоваться различными типами предложений.
К началу школьного обучения ребёнок должен освоить основную часть грамматической системы родного языка и приобрести чёткие грамматические практические представления. Именно это позволит ребёнку осознанно применять различные правила при изучении русского языка.
Если вы хотите профессионально работать с неговорящими детьми, пройдите курсы повышения квалификации по направлению логопедии и детской речи . Программа разработана для специалистов, которые уже получили дефектологическое образование, в том числе на курсах профпереподготовки. Обучение проходит заочно, в онлайн-формате — вам не придется делать перерыв в работе.
Всю необходимую информацию по теме вы получите на курсе. Здесь мы расскажем лишь о нескольких важных моментах.
Как правильно учить ребенка говорить: основные этапы
Отметим сразу: на многих этапах недостаточно работы специалиста. Очень важно, чтобы родители тоже участвовали в процессе — от их поведения будет зависеть эффект занятий. Этот момент нужно обсудить сразу.
Как начинают учить ребенка говорить? Следуют схеме:
- Сначала нужно выяснить, как ребенок играет и как взаимодействует со сверстниками и со взрослыми. Пытается говорить или «объясняется» только жестами? Общается с другими или замыкается в себе?
- Если отставание в развитии речи есть, нужно определить, насколько оно серьезное. На этом этапе проводятся обследования, при этом важно заключение не только логопеда, но и других специалистов: педиатра, невролога, дефектолога, сурдолога, психолога и пр. На основании результатов обследований и рекомендаций специалистов логопед составляет план занятий.
- В большинстве случаев приходится рекомендовать внести изменения в жизнь семьи. Если ребенок большую часть времени проводит за просмотром видеороликов, занятия с логопедом, скорее всего, не принесут быстрого эффекта. Родители должны больше общаться с ребенком, заменить просмотр мультфильмов активными играми, в том числе с игрушками, которые детям нравится «озвучивать» («машинка бип-бип», «паровозик ту-ту»), а также чтением и рассматриванием книг с яркими картинками.
- Ребенка учат звукоподражанию («мяу-мяу», «гав-гав») и оговариванию звуков за взрослыми. Родители используют те же приемы во время игр и прогулок. Также логопед учит ребенка говорить, не забывая, что для правильного произнесения звуков и слов малыша необходимо научить правильно дышать, а также развить у него подвижность языка, переключаемость артикуляционных движений. Для этого специалист использует дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику. Родители могут проводить дополнительные занятия по составленной логопедом схеме.
- Начинается работа над расширением пассивного словаря, развитием понимания чужой речи. Ребенку показывают яркие иллюстрации или карточки с картинками, называют изображенных на них животных, растения и предметы. Во время разговоров и игр взрослые должны очень четко и понятно произносить слова, чтобы легче было их повторять.
- Создается потребность в общении. Если ребенок привык «объясняться» жестами или мычанием, родители начинают делать вид, что не понимают его. В семье устанавливается правило: если хочешь о чем-то попросить или что-то рассказать, пользуйся словами. Каждый раз, когда ребенок что-то говорит (пусть и с ошибками), его стоит хвалить — это закрепляет нужное поведение.
Здесь важна последовательность — рано учить ребенка говорить слова, если он не умеет пользоваться речевым аппаратом. Скорость прохождения этапов у каждого ученика своя, поэтому логопеду следует регулярно пересматривать план занятий и корректировать его по мере необходимости.
Как учить ребенка говорить: даем рекомендации родителям
Если родители слишком сильно переживают из-за задержек в развитии речи у ребенка, очень важно их успокоить. Излишняя нервозность, страхи, постоянные попытки заставить сына или дочь заговорить — все это только помешает добиться прогресса.
Чтобы занятия быстрее принесли нужный эффект, посоветуйте родителям:
- Больше общаться с ребенком. Дети любят копировать взрослых. Если в семье принято мало разговаривать и проводить большую часть времени за экранами гаджетов, дети, скорее всего, будут перенимать такую модель поведения.
- Не сюсюкать и не коверкать слова. Причина та же, что и в первой рекомендации — дети любят копировать взрослых. Если родители говорят «ляля» вместо «девочка», как ребенок выучит правильное слово? Исключение составляют некоторые длинные слова: например, можно говорить «деда» вместо «дедушка». Сюсюканье лучше исключить полностью, особенно в общении с малышом старше 1-1,5 лет — ребенок начинает коверкать звуки, потому что так делают родители.
- Использовать развивающие игрушки. В частности, улучшение мелкой моторики хорошо влияет на развитие мозга в целом и речевых функций в частности.
- Делать артикуляционную гимнастику вместе с ребенком, превращая ее в веселую игру. Можно гримасничать, читать забавные стихотворения («язычок гулять собрался, он умылся, причесался…») — это нравится детям, и они выполняют упражнения с удовольствием.
Как учить ребенка говорить в 1-1,5 года
Коррекция должна быть комплексной: звукоподражание, оговаривание звуков, артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
Начинают, как правило, с самого легкого — с повторения звуков. Примеры игр:
- Логопед делает вид, что ловит комара в кулак, подносит к уху ребенка и произносит «з-з-з». После этого он просит малыша тоже «поймать комарика». Затем повторяется та же игра, но уже с жуком и звуком «ж-ж-ж».
- Ребенку читают стихотворение про коров на лугу и просят помычать.
- Логопед показывает ребенку часы и просит повторить их звук: «тик-так, тик-так».
- Малышу показывают картинку с изображением ежика или игрушку и просят пофыркать как еж: «ф-ф-ф».
- растянуть губы в улыбке, затем сложить трубочкой и снова улыбнуться;
- надуть щеки, нажать на них пальцами и плавно спустить воздух;
- понюхать цветок, очень медленно вдыхая и выдыхая.
Ребенка в год учат говорить и понимать простые слова: дай, мама, папа, да, нет и пр. Его знакомят с названиями бытовых предметов (кружка, ложка, тарелка) и животных (кошка, собака, лиса). Хорошее упражнение — показывать ребенку картинки в книгах или на карточках и спрашивать: «кто это?», «что это?», «что он делает?» и т.д.
Как учить ребенка говорить в 2-3 года
В занятия включают артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения. Например, просят ребенка поцокать, как лошадка, широко открыть рот и провести языком по губам, показать, как кролик грызет морковку, и пр.
Для активизации понимания речи проводят специальные игры, в которых взрослый отдает команду, а ребенок выполняет. Например, когда ребенок слышит слово «дождик», он должен притвориться, что спрятался в домик, а при слове «солнышко» — начать бегать по комнате. С помощью таких игр закрепляют знание важных слов (предметы быта, названия частей тела и пр.) Например, логопед читает стихотворение, а ребенок повторяет команды: «Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп. »
От профессионализма логопеда зависит эффект занятий. Времени на эксперименты почти нет, ведь чем старше ребенок, тем сложнее корректировать нарушения в развитии речи. Именно поэтому важно повышать квалификацию, делиться опытом с коллегами, изучать новые методики — от этого зависит будущее детей, с которыми вы работаете.
Очень часто родители сталкиваются с проблемой в развитии речи у ребенка. Не каждый имеет возможность обратиться к логопеду, но каждый может заниматься со своим ребенком самостоятельно.
Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время Каждая мама знает своего ребенка и легко сможет применить все задания по обучению малыша на практике.
Несколько полезных советов перед началом занятий:
- Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями.
- Самых маленьких можно брать на колени и самим делать массаж лица, а остальные задания — не больше пяти-семи минут в игровой форме.
- Занятия желательно проводить ежедневно, затрачивая не более 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
- В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать.
- Не старайтесь выполнить за один раз все нижеперечисленное: массаж, артикуляционную гимнастику обычно делают полностью (но на свое усмотрение, чтобы занятие не наскучило ребенку), а произношение букв и скороговорок можно разделить по дням.
Массаж лица
Массаж лица сам по себе, конечно, большой роли не сыграет, но при совмещении с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами очень полезен для чистоты нашей речи.
Поставьте ребеночка перед собой и, показывая и озвучивая свои действия, делайте вместе с ним массаж лица.
1. Подушечками пальцев нежно поглаживаем надбровные части лба, приговаривая: «Вот как мы себя любим, вот как мы себя голубим…» Переходим к крыльям носа и гайморовым пазухам, не забывая приговаривать: «А вот какой у нас носик, вот какой у нас курносик…» Затем разглаживаем область вокруг губ, скулы до ушей и обратно: «Ротик наш роток, ты совсем не молчунок! Ушки наши ушки, ушки на макушке!»
Артикуляционная гимнастика
1. Воздушный шарик.
«А какой бывает воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик, и в той же последовательности, теми же движениями делаем массаж.
2. Паровозик.
«А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая одну-две минуты в одну сторону, столько же — в другую.
3. Улыбка.
«А как мой малыш улыбается? Как он маме улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем трубочкой, примерно одну-две минуты.
4. Поцелуйчик.
«А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими, раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.
5. Лошадка.
«А как мы говорим лошадке „Стой“? „Тфпр-тфпр!“ — Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь — тфпр-тфпр, только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.
6. Ротик.
«А теперь давай себя погладим язычком, вот так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.
7. Язычок.
И напоследок, двумя руками имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, аккуратно, подольше, растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.
После артикуляционной гимнастики произносим гласные звуки. Чаще всего, гласные произносятся детками гораздо правильнее и учатся без особых проблем. Но и над ними не мешает поработать.
А — а — а — первый раз произносим коротко и отрывисто. Очень аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не получить вывих челюсти!
Аааааа — длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации.
Проговариваем точно так же и остальные буквы — «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «ю-ю-ю».
Тренинг на парные согласные (произносить несколько минут, как скороговорку, для разнообразия можно чередовать скороговорку с напевностью). После каждой буквы желательно проговорить скороговорку с наличием этой буквы.
Б — Бу-бо-ба-бэ-би-бы
П — Пу-По-па-пэ-пи-пы
В — Ву-во-ва-вэ-ви-вы
Ф — Фу-фо-фа-фэ-фи-фы
Г — Гу-го-га-гэ-ги-бы
К — Ку-ко-ка-кэ-ки-бы
Д — Ду-до-да-дэ-ди-ды
Т — Ту-то-та-тэ-ти-ты
Ж — Жу-жо-жа-жэ-жи-жы
Ш — Шу-шо-ша-шэ-ши-шы
З — Зу-зо-за-зэ-зи-зы
С — Су-со-са-сэ-си-сы
Чем хороши эти и подобные занятия — их можно проводить в игровой форме, где угодно: в поликлинике, в самолете, идя по улице.
Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому не забывайте массировать ладошки ребеночка, т.к. в них находятся точки, отвечающие за это. Можно брать не очень жесткие щетки, массировать по часовой стрелке и обратно, приговаривая:
Ёжики-ёжики
гладят ручки.
Маленькую девочку (маленького мальчика)
говорить научат!
А также занимайтесь с ребенком аппликацией, перебирайте различные крупы, нанизывайте бусы, лепите поделки из соленого теста или пластилина, применяйте старые русские потешки для развития мелкой моторики (такие как «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик»).
Если мама будет уделять развитию речи ребенка должное внимание, он очень быстро, а самое главное — правильно, научится говорить.
Правильное произношение нужно тренировать с раннего возраста, тогда в будущем ребенок будет радовать родителей красивой и грамотной речью. Для того чтобы дети могли без проблем произносить слова, у них должны быть развиты мышцы шеи, груди, лица и даже языка. Их можно прорабатывать с помощью специальной артикуляционной гимнастики.
Специально для «Летидора» учителя-логопеды Городского психолого-педагогического центра Москвы Мария Кравцова и Галина Михайловская выбрали несколько полезных и простых упражнений для формирования и закрепления навыков правильной артикуляции.
Галина Михайловская и Мария Кравцова, учителя-логопеды Городского психолого-педагогического центра Москвы
Только логопед сможет правильно выявить наличие или отсутствие проблем в развитии речи ребенка и подобрать необходимые упражнения.
Тем не менее каждый родитель может провести простой тест: попросите ребенка максимально высунуть язык и покачать им из стороны в сторону. Если с этой задачей возникают проблемы, например, малыш высовывает язык только наполовину, не может зафиксировать его, у него обильное слюноотделение – это повод обратиться к специалисту.
Артикуляционная гимнастика бывает двух видов – активная (когда ребенок сам выполняет упражнения) и пассивная (когда за него их выполняет специалист с помощью особых инструментов). Сейчас мы поговорим об активной артикуляционной гимнастике.
Существует ряд простых и универсальных упражнений, которые будут полезны не только детям, но и взрослым. Каждый родитель может сесть вместе с ребенком перед зеркалом и постараться выполнить любое упражнение на выбор.
Фырканье лошади
Изобразите, как фыркает лошадь. Для этого нужно с силой выдохнуть ртом через сомкнутые губы, чтобы получилась легкая вибрация, похожая на фырканье лошади или звук «тпру».
Речь — это отражение нашего мышления. Для того чтобы говорить правильно, мы должны держать мысли чистыми и следить, чтобы они не зарастали словесными «сорняками».
Я очень переживаю за речь детей и вместе с героями своей книги «Лексикон» хочу сделать их речь благозвучной, эмоциональной и чистой. Как? Вот несколько советов для умных родителей.
1. Не употребляйте в общении с ребёнком уменьшительно-ласкательные слова по отношению к предметам, вещам или действиям. Никакого «салатика» вместо «салата», никакого «телефончика» вместо «телефона» и никакой «пробежечки» вместо «пробежки».
2. Не бойтесь и не стесняйтесь читать короткие произведения из поэзии тех авторов, которые не считаются традиционно детскими. Тютчев, Фет, Бунин. Читайте медленно, с интонацией. Чтение таких произведений начнёт формировать у ребёнка массу вопросов. А вопросы, сформированные на базе стихотворения, в свою очередь, формируют чувство восприимчивости и к текстам, и, что важнее, к миру. То же касается и прозы, однако здесь всё зависит от степени развития восприимчивости малыша к тексту.
3. Если нет музеев или времени на них, рассматривайте альбомы с репродукциями картин. Обращайте внимание на детали пейзажа, туалетов людей, если это портреты, и на основе картины вместе с ребёнком придумывайте истории. Это развивает воображение и задействует вокабуляр.
4. Вечером, перед тем как пожелать ребёнку приятных сновидений, спросите его, чему он сегодня научился или что новое увидел.
5. Музыка, звучащая в доме — это прекрасно, она окрашивает в эмоциональный тон повседневность. Однако если вы хотите, чтобы ребёнок чутко улавливал эмоцию в сером, казалось бы, будне, отмечая многочисленные радужные оттенки, нужно иметь в виду, что звучащая вечным фоном музыка не способствует формированию оценочных процессов. Она попросту не помогает ребёнку размышлять и оценивать происходящее, а напротив — отгораживает от необходимости думать над происходящим и давать ему оценку. А это, в свою очередь, ограничивает активность вокабуляра, поскольку не предполагает многочисленных вариантов эмоции и, соответственно, их определений. Лучше вместе прослушать произведение и потом расспросить ребёнка о том, что он представлял, когда слушал музыку.
6. Научите детей есть ножом и вилкой: умение потреблять пищу красиво накладывает отпечаток и на потребление информации.
7. Не бросайте лишний раз бумажку мимо урны сами и запрещайте это делать своему ребёнку.
По мере роста вашего ребенка вы можете начать задаваться вопросом, как развиваются его или ее языковые навыки по сравнению с детьми того же возраста. Прежде всего, стоит понимать, что каждый ребенок индивидуалки и учится говорить в разном возрасте.
Так что, если ваш ребенок начинает говорить позже старшего брата или сестры или другого ребенка по соседству, это ещё не повод беспокоиться.
Как научить двухлетнего ребенка говорить?
Прежде чем учить ребенка говорить, следует знать о том, как развивать словарный запас у детей. В возрасте от 13 до 18 лет словарный запас малыша составляет около 10-20 слов. В этот момент он начинает повторять слова, которые слышит, так что хорошо следить за тем, что вы говорите.
В возрасте от 19 до 24 месяцев, то есть по достижении двухлетнего возраста, словарный запас ребенка увеличивается примерно до 50–100 слов . Он может назвать части тела или известных ему людей. В это время он может начать использовать короткие фразы или предложения. К тому времени, когда малышу исполнится 2–3 года, его словарный запас достигает 250 слов и более . Он уже может задавать вопросы, сообщать некоторые требования и следовать более подробным инструкциям.
Как научить ребенка говорить без особых усилий?
Лучший способ научить малыша говорить — это превратить повседневную деятельность в учебу .
Как можно больше разговаривайте со своими детьми
Вам может казаться, что вы часто разговариваете со своим сможем. Но если ваш ребенок еще не разговаривает, возможно, вы недостаточно разговариваете с ним. Используйте любую возможность, чтобы сказать как можно больше предложений, даже если ребенок не отвечает на них. Поговорите с ним во время переодевания, ужина, игры, еды и т. Д. Вы можете познакомить его с множеством новых слов во время выполнения своих повседневных обязанностей . Поговорите с малышом, даже если вам кажется, что ваши слова слишком сложны для него.
Занимаясь любым делом, продолжайте говорить. Если вы моете посуду, играете с мячом, завиваете волосы, рисуете или что-то еще, просто рассказывайте малышу об этом. Дети всегда рады слышать голос родителей, а прослушивание — отличный способ начать пополнять словарный запас.
Называйте вещи вокруг вас
Большинство малышей указывают на предмет, который им нужен, вместо того, чтобы что-то просить. Вы можете работать переводчиком для своего ребенка и помогать ему понимать названия определенных предметов.
Например, если ваш малыш указывает на коробку с молоком, ответьте: « Молоко. Хочешь молока? Цель состоит в том, чтобы побудить вашего ребенка произнести слово «молоко». Поэтому в следующий раз, когда он захочет чего-нибудь выпить, вместо того, чтобы просто показать это, постарайтесь убедить их сказать настоящее слово.
Как научить ребенка правильно говорить?
Отличный способ расширить словарный запас вашего ребенка — это подробно описать его ответы . Например, если ваш ребенок видит собаку и говорит слово « собака », вы можете начать со слов « Да, это большая коричневая собака ».
Читайте детям как можно чаще
Часто чтение для вашего ребенка — один из лучших способов, который поможет ребенку быстрее заговорить. Исследования показали, что дети которым родители читают книжки с картинками.
Как научить ребенка говорить, когда он этого не хочет?
Что делать, если ваш ребенок не хочет разговаривать, несмотря на ваши попытки? Выясните, что нравится вашему ребенку, и используйте это для обучения. Если ваш ребенок любит автомобили и грузовики, не пытайтесь заставить его сесть и выучить звуки животных. Используйте то, что ему интересно.
Дайте ребенку выбор
Вы также можете учить своего ребенка разговаривать, предоставив ему выбор. Допустим, ваш малыш хочет пить сок. Вы можете спросить, хочет ли он апельсиновый и яблочный?
Как научить трехлетнего ребенка говорить?
Если вашему ребенку исполнилось три года, и он отказывается говорить, несмотря на все ваши усилия, у него могут возникнуть проблемы с устным общением. Если у вас есть какие-либо проблемы, поговорите с педиатром. Возможные причины задержки речевого общения могут включать нарушения психики или слуха. Задержка развития речи также может быть признаком расстройства аутистического спектра.
Симптомы задержки речи у ребенка:
-Ребенок до 2 лет вообще не разговаривает
-У него проблемы с выполнением инструкций
-Ему сложно составить предложение
-У него ограниченный словарный запас для своего возраста