Как научить ребенка понимать время по часам

Внештатный автор, специализирующийся на написании статьей о детях, подарках, праздниках и животных.

Чтобы научить ребенка понимать время, нужно проявить терпение и изобретательность. На помощь придут игровые видео, книги и тематические мультфильмы. Но главным уроком будут совместные занятия с ребенком.

Познакомьтесь с нашей пошаговой инструкцией обучения ребенка часам, которую мы составили на основе рекомендаций и разработок педагогов 1,2 .

Учим ребенка понимать часы со стрелками

Чтобы объяснить ребенку время на часах, нужно пройти семь этапов. От простого к сложному. И будьте готовы к тому, что повторение – мать учения.

1. Возьмите часы с тремя стрелками. Настоящие. Желательно диаметром не менее 20 см. Объясните ребенку, что такое циферблат, часы, минуты, секунды. Пусть ребенок сам определит, какая стрелка:

  • самая быстрая;
  • практически стоит на месте;
  • самая длинная;
  • короткая.

2. Перейдите к понятиям посложнее: ровно час (например, так: «это когда часовая стрелка показывает на любую из цифр, а минутная ровно на 12»), полчаса, четверть часа. Показываем их на циферблате. Приучайте ребенка смотреть сначала на короткую стрелку, потом на длинную.

Часы на этом этапе лучше взять игрушечные, поскольку на них удобно двигать стрелки и ставить нужное время. Кроме того, обычно они без секундной стрелки, что правильно – мы не пользуемся ею, когда узнаем время.

3. Логически свяжите новые знания в единую систему:

  • сутки длятся 24 часа;
  • в каждом часе 60 минут;
  • в каждой минуте 60 секунд.

Объясните, что время идет только вперед. Покажите движение «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки».

4. Учите понимать минутную стрелку. Объясните, что одно деление означает 5 минут. Если стрелка сдвинулась на два деления – это 10 минут (два раза по пять).

5. Закрепите полученные знания: на часах со стрелками минуты нужно высчитывать (в отличие от электронных). Остановитесь на этом подробнее. Объясняйте так: когда минутная стрелка показывает на цифру, у нее появляется второе значение: 1 – это 5 минут, 2 – 10 минут и т.д.

6. «Учимся понимать часовую стрелку». В сутках 24 часа, хотя на циферблате указаны цифры только от 1 до 12. Определите вместе с ребенком, сколько раз за сутки часовая стрелка обходит весь циферблат.

7. «Соберите» показания минутной и часовой стрелок.

Эти семь шагов проходятся, конечно, не за один день. Перед каждым следующим этапом не забывайте повторять предыдущий.

Встречается мнение, что современному ребенку нет нужды понимать время на часах со стрелками, так как такие часы – это явление прошлого. Сейчас время узнают на телефоне или электронных часах. Однако цель обучения состоит не в том, чтобы пользоваться именно такими часами, а в том, чтобы развивать ребенка. Формировать у него понятийное мышление.

Учимся понимать время по часам.

Видео

Пора ли учить часы

К успешному изучению времени ребенок должен быть готов, что определяется несколькими навыками 1,2 :

  • считать по порядку хотя бы до 60;
  • «читать» числа из двух цифр, то есть называть номера домов, даты на афишах и т.д.;
  • знать счет, кратный пяти: 5, 10, 15 и т.д.;
  • различать «лево» и «право» (чтобы не путать движение «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки»);
  • иметь общее понимание времени на уровне утро, день, вечер, ночь, вчера, завтра.

Если ориентироваться на возраст, то объяснение ребенку времени на часах можно начинать с 5-6 лет.

«Часовые» игры

Вокзал

Двигайте стрелки часов, объявляя отправление автобусов или поездов.

Пока бежит стрелка

Выполняйте вместе с ребенком определенные движения (прыжки, приседания, махи) в течение одной минуты – пока секундная стрелка делает круг.

Хлоп – секунда

Один быстрый хлопок в ладоши равен примерно секунде. Следите вместе с ребенком за секундной стрелкой и хлопайте в ладоши на каждое ее движение. Так ребенок интуитивно поймет длительность секунды.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 16 человек(а).

Количество просмотров этой статьи: 295 352.

Время — деньги. Время — сущность бытия. Время имеет важное значение. Вы взрослеете, у вас появляется больше дел — настала пора научиться определять время. Эта статья для тех, кто хочет знать, как определять время по часам. Прочтите некоторые полезные советы и подсказки.

Основные навыки

  • Одна стрелка очень тонкая и движется очень быстро. Она называется секундной. С каждым ее движением проходит секунда.
  • Другая стрелка более широкая и длинная, как секундная, она называется минутной. Каждый раз, когда она передвигается на одно маленькое деление, проходит минута. Каждые 60 раз, когда она проходит целый круг, проходит час.
  • Последняя стрелка тоже широкая, но она меньше минутной. Она называется часовой. Каждый раз, когда она проходит одно большое деление, проходит час. Каждые 24 раза, когда она проходит полный круг, проходят сутки.
  • Каждые 60 секунд считаются одной минутой. 60 секунд, или 1 минута, — это время, которое требуется секундной стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12.
  • Каждые 60 минут считаются одним часом. 60 минут, или 1 час, — это время, которое требуется минутной стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12.
  • Каждые 24 часа считаются одними сутками. 24 часа, или сутки, — это время, которое требуется часовой стрелке, чтобы перейти от числа 12 через весь круг обратно на 12, а затем еще один круг.

Посмотрите на цифры на часах. Вы заметите, что на часах есть много цифр, расположенных по кругу. Они расположены в порядке возрастания, то есть увеличиваются по мере движения по кругу. Цифры увеличиваются от 1 до 12.

Знайте, что каждая стрелка на часах движется по кругу в одном и том же направлении. Мы называем это направление «по часовой стрелке». Оно идет в порядке возрастания цифр от 1 до 12. Стрелки на часах всегда движутся в этом направлении, когда часы работают должным образом.

Как определить, который час

Посмотрите на число, на которое показывает часовая стрелка (маленькая широкая стрелка). Так можно определить, который сейчас час. Часовая стрелка всегда указывает на большие числа на часах.

  • Если часовая стрелка показывает между 5 и 6, это значит, что сейчас около 5, потому что 5 является меньшим числом.

Знайте, что, если часовая стрелка показывает точно на число, то именно столько сейчас часов. Например, если маленькая широкая стрелка направлена непосредственно на цифру 9, сейчас ровно 9 часов.

Когда часовая стрелка находится ближе к большему из двух чисел, минутная стрелка приближается к числу 12. Когда минутная стрелка показывает на 12, начинается следующий час.

Как определить, сколько минут

Посмотрите на число, на которое указывает минутная стрелка (длинная толстая стрелка). Она показывает, сколько сейчас минут. Обратите внимание на маленькие деления между большими числами. Они обозначают минуты. Чтобы определить, сколько сейчас минут, надо посчитать каждое маленькое деление как одну минуту, начиная с числа 12.

Изучать циферблат можно в двух режимах:

  • 1. Обучающий — выставляя время на табло изучайте как двигаются стрелки на часах
  • 2. Проверочный. После нажатия кнопки «Старт» интерактивные часы будут показывать время. Используя панель с часами и минутами выставляйте правильное время на часах

Интерактивные часы

Для занятий пожалуйста зарегистрируйтесь

Когда учить ребенка часам?

Когда ребенку исполняется 3-4 года пора знакомить его с понятиями дня и ночи, утра и вечера, разбирать их принципиальные особенности и порядок чередования

В возрасте 5 или 6 лет, когда ребенок уже познакомился с цифрами и знает числа до 60, можно приступить к изучению временных промежутков более подробно. Познакомить ребенка с часами, лучше использовать часы со стрелками
На таких часах можно наглядно продемонстрировать малышу понятие части и целого, выучить с ним, что сутки состоят из 24 часов, а каждый час – из 60 минут

Как рассказать про часы, чтобы ребенок понял?

Важным моментом будет обозначение ключевых точек: ровно час или половина часа. Обычно научить ребенка определять количество часов не сложно, но вот с определением «без десяти час» или «пятнадцать минут третьего» бывают тружности. Достаточно того, чтобы ребенок мог сказать: «двенадцать часов и 50 минут» или «два часа и 15 минут»

Одновременно мы учим ребенка понимать время в контексте его повседневной жизни, задавая вопросы: сколько минут осталось до сна? или через сколько минут будем обедать?

Закрепить изученное легко играя на тренажере «Изучение времени»

Познакомься с другими тренажерами курса

Продолжи ряд

Задания разной сложности помогут ребенку развивать логику и мышление

Ментальная математика

Ментальная арифметика — одна из методик для обучения ребенка быстрому счету в уме

Устный счет

Это даже не тема в математике, а жизненно необходимый навык. Каждодневные занятия помогут развить мышление и память

Умение определять время необходимо каждому. И развивать этот навык надо с детства. Как научить ребёнка определять время по часам? Обучать ребёнка в лучше всего игровой форме, это поможет ускорить процесс.

Когда начинать?

С раннего детства ребёнок чувствует течение времени: видит, как день сменяет ночь, что примерно в одно и то же время его укладывают спать, он отправляется на прогулку, завтракает, обедает и ужинает, идет в детский сад. В детском саду режим дня еще больше дает ребёнку ощутить время.

Когда начинать обучение? Если ребёнок умеет распознавать цифры, умеет считать до десяти и десятками, имеет понятие о времени суток, осознает понятия «вчера», «завтра», «сегодня», то можно приступать к обучению. Обычно это возраст пять лет, иногда чуть старше. Все зависит от ребёнка.

То есть, сначала ребёнка надо научить считать, рассказать про время, про день, неделю и месяц, объяснить, что такое завтра и вчера. Когда эти понятия ребёнок уяснит, можно двигаться дальше.

Помогут различные стихи и песни о днях недели и времени суток, яркие рисунки о времени (например, котенок стал взрослым котом), семейный альбом, где ребёнок может увидеть, как менялся он, родители, дедушки и бабушки, а также специальные мультфильмы и обучающие видеоуроки.

Процесс обучения

Полезно проговаривать предполагаемые занятия и соотносить их со временем. Например, в 11 часов пойдем на прогулку, или в 9 часов вечера пора спать, или через пятнадцать минут будет обед.

Можно подготовиться и заранее рассказать ребёнку, что часы необходимы человеку, чтобы он никуда не опаздывал, чтобы успевал сделать много дел.

Для обучения времени необходимо выбрать часы с большими цифрами и большим циферблатом. Лучше всего, если часы будут без декора, так как он будет отвлекать ребёнка. Можно сделать часы самостоятельно из плотной бумаги, пластиковой тарелки или картона.

Сначала надо рассказать ребёнку, что такое часы, из чего они состоят, зачем нужны цифры на циферблате и стрелки. Конечно, начинать объяснение надо с целых чисел, и с часовой стрелки, минутную лучше сначала не вовлекать.

Пусть ребёнок потренируется находить определенный час. Можно воспользоваться яркими плакатами, где изображена деятельность: игра, прогулка, обед. Ребёнок будет соотносить действия и время. Так ему будет понятнее и проще.

Когда ребёнок освоит часы, можно переходить к минутам. Тут надо объяснить, что продолжительность часа составляет 60 минут. Объяснить пятиминутное деление на циферблате. Рассказать, что минутная стрелка двигается быстрее, дать определение понятию «получаса», «четверти часа». Можно для простоты рисовать часы и выделять цветом полчаса, 15, 30 минут.

Разбираться с минутами сложнее, поэтому времени на обучение придется потратить больше. Не стоит торопить и ругать ребёнка, если не получается. Лучше чаще напоминать о времени, спрашивать, который сейчас час, сколько времени осталось до сна или ужина.

В последнюю очередь надо рассказать о секундной стрелке. Продемонстрировать, как быстро она идет.

Чем больше ребёнок будет тренироваться, тем скорее он усвоит этот полезный навык.

Завтра, три дня назад, через пять минут. Детям в силу своего возраста очень сложно разобраться в этих понятиях. Как организовать занятия для детей, которые научат их ориентироваться во временных промежутках, расскажем в этой статье.

Понятие времени для ребёнка двухлетнего возраста

Время — это достаточно сложное понятие, которое дети осваивают постепенно. Чтобы малышам было легче разобраться в часах, днях и месяцах, обучение должно проходить в несколько этапов. Первый — это возраст до двух лет.

Как правило, двухлетний малыш не слишком обращает внимание на течение времени. Дело в том, что пока это понятие для него вообще не существует. Тем не менее, родители уже могут давать малышу определенные ориентиры. Жизнь маленького ребёнка — это, по большей части, удовлетворение его физиологических потребностей. Поэтому при более-менее регулярном соблюдении распорядка дня он на уровне подсознания запоминает, когда его кормят, купают, выводят на прогулку, укладывают спать. Таким образом дети получают свое первое и пока еще очень туманное представление о времени.

А уже ближе ко второму дню рождения малыши понимают смысл таких понятий, как «скоро», «долго», «подожди немного».

Время для трехлетнего малыша

В этом возрасте дети осваивают две временные категории — недавнее прошлое и ближайшее будущее. Кроме того, они уже прекрасно понимают, что такое — «до» и что такое — «после», когда родители дают им подробные инструкции: «Сначала ты наденешь свитер, а потом куртку» или: «Сначала мы пойдем в зоопарк, а потом в магазин».

Дети от четырех до пяти

В четырехлетнем возрасте многие дети начинают всерьез интересоваться продолжительностью самых разных событий, однако чаще всего их волнуют вопросы типа: «Сколько еще ждать»? «Когда мы пойдем домой (или куда-то еще)»? «Когда он придет»?

В этом возрасте детей привлекают стрелки и циферблаты. Некоторые малыши надевают на руку игрушечные часы, чтобы быть, как папа или мама. Однако все понятия о временных промежутках дети пока еще интерпретируют на свой лад: «Я с горки катался часов сто», «Я могу прыгать миллион тысяч раз». Они уже достаточно активно используют в своей речи такие понятия, как «вчера», «завтра», «сегодня», «скоро», «долго», «до», «после», «день», «ночь». Но еще не могут определить, сколько продолжаются утро, вечер, мгновение, час, неделя.

Если мама говорит ребёнку: «Мы идем гулять через полчаса», она прикидывает, что за это время успеет выгрузить и развесить белье из стиральной машинки и привести себя в порядок. А вот малыш выделяет из этой фразы только одну мысль: «Скоро мы пойдем гулять». Нужно помнить об этом, чтобы лишний раз не ругать ребёнка. Пока без помощи родителей и их чуткого руководства он не сможет собраться на прогулку в точности к назначенному времени. Малышу гораздо проще разобраться, что имеют ввиду родители, когда они не просто называют день недели или конкретное время предстоящего события, а делают привязку к регулярным рутинным событиям: «Мы пойдем в парк, когда папа вернется из магазина».

Это не говорит о том, что не следует использовать в разговоре точные обозначения времени. Напротив, это нужно делать, чтобы ребёнок постепенно улавливал их смысл.

Занятия для детей после пяти лет

После пяти лет дети начинают разбираться в днях недели и месяцах. Если организовать занятия для детей на эту тему, они научатся разбираться и в датах.

Когда мама говорит ребёнку, что к бабушке они поедут через три дня, он достаточно хорошо понимает, сколько ему еще придется ждать.

Ребёнку 6 лет

Примерно в шесть лет ребёнок уже осознанно оперирует днями недели и четко запоминает их последовательность. Ближе к восьми малыш уже почти уверенно пользуется механическими часами с тремя стрелками, выставляя нужное время и понимают смысл определений: «послезавтра», «накануне», «пять дней назад».

Уроки времени для малышей: советы родителям

Существует очень много увлекательных занятий для детей, в процессе которых они учатся осознавать течение времени. И если не превращать их в скучную зубрежку, а преподносить информацию в форме интересной игры, такие уроки принесут больше пользы. Предлагаем несколько вариантов занятий:

Примерно до четырех лет дети часто путаются в понятиях: «завтрак», «обед» и «ужин». Особенно если малыши спят в дневное время. Чтобы лучше и быстрее усвоить эти элементарные определения, рекомендуется сделать наглядный плакат с картинками. Информация запомнится лучше, если героем сюжета станет герой любимого мультика или сам ребёнок.

Запомнить времена года поможет тематическая композиция. Для этого в начале каждого сезона родители вместе с малышом отбирают экспонаты (цветы, листья, снежки), которые потом можно будет выполнить из пластилина, цветной бумаги или какого-то другого материала. Готовые экспонаты размещают в любом месте — на полке, в красиво оформленной коробке, на подносе или настенном панно.

С часами, минутами и секундами лучше знакомить ребёнка в процессе игры. Для этого нужно искать простые примеры из совместного опыта, которые помогут лучше прочувствовать временные промежутки. Например, одной секунды хватит на то, чтобы спрыгнуть с дивана или хлопнуть в ладоши. За одну минуту можно рассказать небольшое стихотворение. А за час можно сходить в магазин за йогуртом или добраться до папиной работы.

  • Прошлое и настоящее