Как научить ребенка понимать что нельзя

«Нельзя» должно быть немного .Пусть это будет пять основных из того, что опасно для жизни и здоровья малыша. Естественно, что под «нельзя» попадает гораздо больше вещей. Родители определяют основное, остальное же либо нужно на время убрать, либо сразу либо сразу учить правильному отношению и использованию.

«Нельзя» должны выполнятся всегда, независимо от настроения родителей. Невыполнение этого правила приведет к тому, что слово «нельзя» потеряет смысл и в дальнейшем бесполезно будет требовать от ребенка подчинения.

Согласованность «нельзя» для всех членов семьи. Если мама разрешает, а папа запрещает, ничего не получится. Ребёнок, в зависимости от своих личностных качеств, будет либо не слушаться совсем, либо подстраиваться под того взрослого, у которого «можно», что повлечет за собой скандалы в семье, опасные для эмоционального состояния ребенка.

«Нельзя» должны быть разумными. У ребенка есть определенные потребности, в том числе и физиологические. Бесполезно говорить ребенку, что «нельзя делать в штанишки», малыш этого никогда не поймет, потому что физически не сможет выполнить требование, если родители не приучили его к горшку.

Первые «нельзя» для ребенка должны быть равнозначными .Если ребенок попробует проверить «нельзя», может получиться так, что в одном случае это будет достаточно ощутимо, а в другом как будто ничего не произошло. Следует объяснить ребенку, что так никто не делает, ни мама, ни папа. Иначе слово «нельзя» для ребенка обесценится.

Учите ребенка реагировать на ограничения постепенно и терпеливо. Конечно, периодически ребенок может пытаться «проверить» ограничения, но от родителей много сил и времени уже не потребуется.

Памятка для родителей.

«Как помочь ребенку освоить правила поведения»

Нельзя бить маленького ребенка по рукам! Постоянно повторяющееся наказание приведет к тому, что у ребенка закрепится боязнь изучения нового, проявления инициативы. И тогда не надо жаловаться, что его ничего не интересует, он не знает, чем заняться.

Убирайте вещи, которые ребенок не должен трогать. Если нет такой возможности, помогите правильно и безопасно изучить их. Это потребует времени и терпения, но интерес малыша по мере удовлетворения переключится на что – то другое.

Объясняйте ребенку причины своих действий и поступков. Учитесь разговаривать с ним на равных, но доступным для него языком, не думайте. Что он ничего не понимает.

Установите для ребенка алгоритм действий. Для всех ситуаций, в которых он должен вести себя соответственно общепринятым нормам. Обучите алгоритму ребенка и четко следите сами.

Никогда не отвечайте агрессией на проявления агрессивности ребенком. Лучший способ – сказать ему о своем состоянии, причем не обвинять его, а говорить только о себе, своих чувствах и его поведении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребенка понимать слово «нельзя». Памятка для родителей

Как научить ребенка понимать слово «нельзя». Памятка для родителей1. «Нельзя» должно быть немного. Пусть это будет пять основных из того, что опасно для жизни и здоровья малыша. Естественно, что под «.

Как научить ребенка понимать слово «нельзя»

«Почти всегда, обращаясь к ребенку, взрослый начинает свою речь со слова нельзя». Нельзя того, нельзя этого, нельзя еще, нельзя уже, нельзя до, нельзя после, нельзя никогда. Если взрослому дать волю, .

Как научить ребенка понимать слова нельзя

Консультация для родителей как научить ребенка понимать слова нельзя.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОНИМАТЬ МУЗЫКУ

Для ребёнка большое значение имеет оценка взрослого, его искреннее восхищение тем или иным произведением искусства. Можно быть уверенным, что в семье, где родители не ленятся высказывать своё восхищен.

Как научить ребенка понимать слова «нет» и «нельзя»

Учим ребенка понимать слова «нет» и «нельзя».

Консультация для родителей: «Как научить ребенка понимать слово нельзя»

Как научить ребенка понимать слово нельзя.

Консультация для родителей»Как научить ребенка понимать слово нельзя»

«Нельзя» должно быть немного. Пусть это будет пять основных из того, что опасно для жизни и здоровья малыша. Естественно, что под «нельзя» попадает гораздо больше вещей. Родители определяют осно.

Моя дочь Женечка немного подросла. Научилась ползать, а потом встала на ещё нетвёрдые ножки и начала неуверенно ходить. Очень скоро она освоила этот способ передвижения и принялась деятельно изучать окружающий мир. Она лезла ручками куда попало, а все слова родителей пролетали мимо её крохотных ушек. Впрочем, в этом не было ничего удивительного, ведь ей едва перевалило за одиннадцать месяцев. Стараясь уберечь малышку от всевозможных травм, мы с женой принялись учить её самому важному слову: нельзя.

Стояла середина весьма суровой зимы, и батареи в нашей квартире работали на полную мощь. Они раскалились до такой степени, что, приложив ладонь к радиатору, я едва мог вытерпеть высокую температуру. Так как Женечка не задумываясь хваталась за чашки с чаем и тарелки с супом, то мы решили начать с горячих предметов.

Моя жена подозвала дочку, и та весело подбежала к маме. Юля взяла тоненький пальчик ребёнка. Приложила розовую подушечку к разогретому чугуну и отчётливо произнесла:

Женечка мгновенно отдёрнула руку и удивлённо посмотрела на меня. Я взял её ладошку. Сказал:

— Нельзя! — прибавил к нему: — Горячо! — и попробовал повторить упражнение, только что проделанное женой. Но не тут-то было. Дочка вырвалась из моих объятий и с визгом бросилась к мамочке. Та успокоила ребёнка. Повторила несколько раз волшебные слова, и этого оказалось достаточно. Стоило теперь Женечке услышать «горячо», как она сразу отступала от опасного предмета.

На следующий день, Юля решила зашить разошедшийся шов на одежде. Взяла шкатулку со швейными принадлежностями и устроилась на диване. Женечка бросила важные дела, влезла на диван, придвинулась к открытой коробке и потянулась к блестящим ножницам. К тому времени супруга уже держала в руках иголку с ниткой. Она зажала колющий предмет таким образом, что наружу остался торчать лишь крохотный кончик острия, и взяла ладошку Женечки. Коснулась её пальчика иголкой и сказала:

Дочка отдёрнула уколотую ручку. С опаской посмотрела на шкатулку и отодвинулась от неё в сторону. С тех пор она даже не касалась тех предметов, о которых мы ей говорили: «Нельзя, колется!».

Так как два самых неприятных ощущения, испытанных Женечкой, были связаны со словом «нельзя», она крепко усвоила и это понятие и стала реагировать на него очень чётко. Летом к этой троице прибавилось ещё одно выражение, но мы с женой были тут ни при чём.

Женечка сидела за столом и ела из блюдечка клубничное варенье. Зачерпнула чайной ложкой очередную порцию. Укусила крупную ягоду и не заметила, что на ней сидела оса. Насекомое выпустило острое жало. Дочка выплюнула всё на пол и завизжала на весь дом. Мама подхватила ребёнка на руки. Язык покраснел и сильно опух. К счастью, других тревожных симптомов не было.

После этого случая Женечка бросалась в сторону каждый раз, когда слышала слово «муха», — в первое время она так называла всех летающих насекомых.

Как устанавливать запреты и ограничения для маленьких детей

Екатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

Воспитывая ребенка, которому больше года и меньше трех лет, помните, что обойтись без слова «нельзя» вам не удастся. Да и пробовать не стоит. Человеку в этом возрасте для нормального развития просто необходимы ограничения.

Первые запреты для малыша

Прежде всего до сознания малыша следует довести те запреты, которые связаны с причинением боли другим и себе самому. Делать больно нельзя — данную истину нужно объяснять не только словами, но и действиями примерно с шести-семи месяцев, когда у ребенка прорезаются первые зубки. И он этими зубками пробует кусать то, что больше всего любит, то есть материнскую грудь.

Задача мамы вовсе не в том, чтобы стоически сносить боль, а в том, чтобы установить границы дозволенного: до трех лет малыш делает много такого, что не следует терпеть. Золотое правило для родителей — постараться предугадать те ситуации, в которых ребенок будет вести себя неправильно. Например, стоит понаблюдать за выражением лица вашего ребенка перед тем, как он собирается прикусить грудь. И убирать ее изо рта малыша до укуса. Наблюдательность — ценнейшее качество для родителей маленького проказника. Многие вещи проще предугадать и предотвратить, чем потом иметь дело с их последствиями.

Примерно в шесть-восемь месяцев малыш изо всех сил лупит маму по щекам, желая показать, как сильно он ее любит. В данном случае задача мамы (а такое поведение чаще всего адресовано именно маме, а не папе) показать, что люди так себя не ведут. Нужно не избыточное терпение, а простое разграничение, что люди делают, а что нет. Ведь малыш неумело вступает в физический контакт, пытаясь выразить свой восторг и симпатию. А умение проявлять свои чувства очень пригодится ему в жизни.

Продемонстрируйте ребенку, как дотрагиваться до мамы так, чтобы ей было приятно. В лексикон малыша прочно должны войти слова и словосочетания «гладить», «прикасаться одним пальчиком», «осторожно трогать». Хорошая тренировка — гладить домашних животных или старших братьев и сестер. Чтобы научиться этому, потребуется несколько дней или недель. Зато потом навык не исчезнет и очень пригодится, когда настанет время игр в песочнице.

Сначала «нельзя», потом «можно»

Малыши отличаются большой исследовательской активностью, но малый жизненный опыт не позволяет им предугадывать последствия собственных действий, которые часто небезопасны. Поэтому запреты должны защитить ребенка от него самого. Помните, что правила проникают в сознание извне: то, что сначала было внешним запретом, со временем становится запретом внутренним.

Сначала — почти весь второй год жизни — роль ограничителя выполняет мама или другой взрослый, который смотрит за малышом. Ребенок, желая делать то, что нельзя, смотрит на мамину реакцию и часто поступает вопреки. Потом постепенно научается говорить себе «нельзя», а затем спрашивать: «Можно?». Так что сначала появляются «нельзя», а потом уже «можно».

Плохо, если запретов слишком много. Чересчур много «нет» или «да» наносит вред самодисциплине ребенка. Важно создать позитивную обстановку. Для того чтобы «нельзя» были слышны, они должны звучать редко. Если малыш постоянно слышит одни «нельзя» (этим иногда грешат тревожные люди, особенно бабушки и неквалифицированные няни), он просто не будет на них реагировать.

Избыточные запреты становятся своеобразным звуковым фоном — такова особенность человеческого восприятия. Как соль добавляется в пищу — ровно столько, сколько нужно, чтобы было вкусно, — так и «нельзя» в небольших количествах дополняет жизнь.

Запреты в идеале не ограничивают свободу действий, а развивают личность. Ограничения должны защищать маленького исследователя, позволяя ему эффективнее действовать внутри отведенных рамок. Границы придают ребенку ощущение надежности и уверенности в себе. Существуют исследования, доказывающие, что дети, родители которых ничего им не запрещают, вырастают гораздо более нервными и агрессивными. Границы становятся препятствием к осуществлению задуманного, но для начала лучше столкнуться с ними дома, а потом уже вывести их вовне. Годовалые и особенно двухлетние дети хотят ограничений, так как окружающий мир страшит их.

До определенного возраста младенец согласен со всем, что бы вы ему ни предложили. Поэтому не думайте, что запрещать придется постоянно. Если запреты будут грамотно и вовремя введены, то ребенок быстро осознает и запомнит их, ведь дети очень обучаемы.

Как вводить запреты и ограничения

Первые девять месяцев не вводите никаких ограничений. Только с девяти месяцев до одиннадцати начните переключать внимание ребенка, постепенно подводя его к нарушению его планов и введению запретов.

Почти никакие запреты малыш не может усвоить с первого раза. Их смысл часто превосходит возможности его понимания. Он не понимает, поэтому активно сопротивляется. Задача мамы через ежедневное, а иногда и ежечасное повторение схожих ситуаций показать, к каким последствиям приводит нарушение запрета.

Если нет опасности для жизни и здоровья людей, дайте ребенку возможность поступить по-своему и посмотреть, что получится. Поскольку маленькие дети очень активны, возможностей что-то испробовать на собственном опыте предостаточно. Пусть дети совершают ошибки (например, проливают сок или роняют еду).

Помните, что любое слово теряет свой смысл при частом употреблении. Поэтому надо подбирать синонимы слову «нет»: например, «это не для Маши» (и описание безопасной альтернативы), «остановись», «так не делают».

Дети тоже иногда говорят «нет». Не принимайте это «нет» на свой счет: это не открытое неповиновение или непризнание вашего родительского авторитета, а незрелое проявление самостоятельности и желание подражать маме. Редкий ребенок в два с половиной — три года не попробует сказать: «А я тебе тоже не разрешаю! А я тебя тоже накажу!».

Родительский ответ в таком случае должен быть очень спокойным и правильным. Примерно таким: «Вот вырастешь большой, родятся у тебя дети, и ты станешь им что-то запрещать или даже наказывать. Но я твоя мама, а ты мой ребенок. Дети не могут наказывать родителей». И произнесено это должно быть очень уверенно, с большой внутренней силой. Не как личное мнение, а как закон, который существует в мире.

Очень важно, запрещая, не озлобляться. Запрещать, так же как и наказывать, можно только со спокойным сердцем. Раздражение или злость в голосе родителя играют роль шумовой помехи и мешают ребенку воспринять суть запрета.

Перефразируем знакомую всем фразу: «Запретить нельзя разрешить». Куда вы поставите запятую?

Правильный ответ: запрет или разрешение мы каждый раз определяем взвешенно и осознанно. Каковы же принципы этого решения? Давайте сформулируем эти «правила спокойного родительства».

Скидка на возраст

Но прежде поговорим о возрастных особенностях детей. Малыши до года не могут адекватно воспринимать указания взрослых, но они различают мимику, жесты и интонации, и отчасти понимают, что не понравилось маме. Уже в этом возрасте нужно устанавливать границы дозволенного: нельзя щипать и дергать за волосы, например, а то некоторые родители стоически терпят боль, потому что считают, что ребенок пока не понимает, что делает, и запрещать ему бессмысленно.

От года до трех ребенок активно познает мир, и запреты ему жизненно необходимы. В этот период уже имеется кое-какой негативный опыт. Однако, если вы видите, что ребёнок тянется к стакану с горячим чаем или пытается залезть на неприспособленную для этого поверхность, сразу же бегите его спасать. Не рассчитывайте на силу слова «нельзя».

Дети старше трех лет уже имеют четкие понятия о правилах поведения, и прежде чем ругать их за заведомо запрещенные действия, стоит задуматься о причинах. Возможно, малыш не ощущает достаточного внимания с вашей стороны и таким образом привлекает его.

«Правила спокойного родительства»

1. Не используйте запреты слишком часто. Если ребёнок будет слышать их каждые 5 минут по поводу и без, то перестанет воспринимать.

По-хорошему безапелляционное «нельзя» должно звучать только в тех ситуациях, когда действия ребёнка несут угрозу жизни или здоровью.

В остальных случаях, прежде чем запретить, задайте себе вопрос: «Почему я это запрещаю?”. Если ответ кроется в вашем неудобстве, но при этом ребёнок не делает ничего страшного, не мешайте ему.

2. Произносите «нельзя» серьёзно и спокойно. Эффективность сказанного будет зависеть от интонации. Если вы будете умиляться самостоятельностью своего малыша, он не воспримет запрет всерьёз.

3. Объясняйте, почему «нельзя». Используйте понятные слова и формулировки.

«Не трогай эту игрушку, мы потом не расплатимся» — сложное объяснение.

«Эту игрушку трогать нельзя, она чужая и ценная. Ты можешь её повредить». Это ребёнку понять проще.

4. Будьте последовательны. Иногда мы неосознанно путаем ребёнка. Например, сегодня есть можно только на кухне, а завтра: «иди с печеньем в свою комнату и не мешай мне говорить по телефону». Старайтесь избегать таких ситуаций.

Если у вас есть строгие правила, лучше проговорить их и с другими людьми, ухаживающими за ребёнком.

5. Предлагайте альтернативу. Будет здорово, если, запретив что-то ребёнку, вы сгладите его огорчение не менее интересным занятием. Нельзя рисовать на обоях? Зато можно на бумаге. Нельзя бить других детей? Можно постучать палкой по дереву.

6. Намного приятнее и эффективнее учить ребёнка не через наказание, а через похвалу.

Вместо того, чтобы ругать за непослушание, отмечайте правильные поступки. Ребенку будет приятно, что его хвалят, и он с большей охотой станет выполнять просьбы.

Чем старше ребёнок, тем важнее использование этих правил. Подросткам надо и объяснять причины запретов, и предлагать альтернативу, да и в целом много разговаривать.

Безынициативный ребёнок

В избыточном использовании запретов кроется серьёзная опасность. Если ребёнка постоянно ограничивают и не дают возможности иметь свое мнение, то он к этому привыкнет: станет нормальной ситуация, когда к нему не прислушиваются и не воспринимают всерьёз. Со временем он перестанет пытаться проявить себя, не будет иметь собственных желаний и целей.

Ни один родитель не захочет такого сценария жизни для своего ребёнка, поэтому не стоит перегибать палку с запретами.

Перефразируем знакомую всем фразу: «Запретить нельзя разрешить». Куда вы поставите запятую?

Правильный ответ: запрет или разрешение мы каждый раз определяем взвешенно и осознанно. Каковы же принципы этого решения? Давайте сформулируем эти «правила спокойного родительства».

Скидка на возраст

Но прежде поговорим о возрастных особенностях детей. Малыши до года не могут адекватно воспринимать указания взрослых, но они различают мимику, жесты и интонации, и отчасти понимают, что не понравилось маме. Уже в этом возрасте нужно устанавливать границы дозволенного: нельзя щипать и дергать за волосы, например, а то некоторые родители стоически терпят боль, потому что считают, что ребенок пока не понимает, что делает, и запрещать ему бессмысленно.

От года до трех ребенок активно познает мир, и запреты ему жизненно необходимы. В этот период уже имеется кое-какой негативный опыт. Однако, если вы видите, что ребёнок тянется к стакану с горячим чаем или пытается залезть на неприспособленную для этого поверхность, сразу же бегите его спасать. Не рассчитывайте на силу слова «нельзя».

Дети старше трех лет уже имеют четкие понятия о правилах поведения, и прежде чем ругать их за заведомо запрещенные действия, стоит задуматься о причинах. Возможно, малыш не ощущает достаточного внимания с вашей стороны и таким образом привлекает его.

«Правила спокойного родительства»

1. Не используйте запреты слишком часто. Если ребёнок будет слышать их каждые 5 минут по поводу и без, то перестанет воспринимать.

По-хорошему безапелляционное «нельзя» должно звучать только в тех ситуациях, когда действия ребёнка несут угрозу жизни или здоровью.

В остальных случаях, прежде чем запретить, задайте себе вопрос: «Почему я это запрещаю?”. Если ответ кроется в вашем неудобстве, но при этом ребёнок не делает ничего страшного, не мешайте ему.

2. Произносите «нельзя» серьёзно и спокойно. Эффективность сказанного будет зависеть от интонации. Если вы будете умиляться самостоятельностью своего малыша, он не воспримет запрет всерьёз.

3. Объясняйте, почему «нельзя». Используйте понятные слова и формулировки.

«Не трогай эту игрушку, мы потом не расплатимся» — сложное объяснение.

«Эту игрушку трогать нельзя, она чужая и ценная. Ты можешь её повредить». Это ребёнку понять проще.

4. Будьте последовательны. Иногда мы неосознанно путаем ребёнка. Например, сегодня есть можно только на кухне, а завтра: «иди с печеньем в свою комнату и не мешай мне говорить по телефону». Старайтесь избегать таких ситуаций.

Если у вас есть строгие правила, лучше проговорить их и с другими людьми, ухаживающими за ребёнком.

5. Предлагайте альтернативу. Будет здорово, если, запретив что-то ребёнку, вы сгладите его огорчение не менее интересным занятием. Нельзя рисовать на обоях? Зато можно на бумаге. Нельзя бить других детей? Можно постучать палкой по дереву.

6. Намного приятнее и эффективнее учить ребёнка не через наказание, а через похвалу.

Вместо того, чтобы ругать за непослушание, отмечайте правильные поступки. Ребенку будет приятно, что его хвалят, и он с большей охотой станет выполнять просьбы.

Чем старше ребёнок, тем важнее использование этих правил. Подросткам надо и объяснять причины запретов, и предлагать альтернативу, да и в целом много разговаривать.

Безынициативный ребёнок

В избыточном использовании запретов кроется серьёзная опасность. Если ребёнка постоянно ограничивают и не дают возможности иметь свое мнение, то он к этому привыкнет: станет нормальной ситуация, когда к нему не прислушиваются и не воспринимают всерьёз. Со временем он перестанет пытаться проявить себя, не будет иметь собственных желаний и целей.

Ни один родитель не захочет такого сценария жизни для своего ребёнка, поэтому не стоит перегибать палку с запретами.