Как научить ребенка писать самостоятельно

Совсем недавно мы говорили с вами о такой непростой, но важной теме, как подготовка детской руки к письму. Говорили о важности развития мелкой моторики, о детских поделках, предложили конкретные упражнения на развитие необходимых навыков. Обо всем этом в статье «Подготовка к школе. Постановка руки». Сегодня, предлагаю продолжить поднятую тему и поговорить о том, как научить ребенка писать.

Обучение малыша письму – это очень важный процесс, требующий терпения и известной доли упорства и от родителей и от самих детей. Принято делить данный процесс на три этапа:

  • подготовка. Как мы уже рассказывали в одной из наших статей, перед тем, как начать обучение письму, следует поставить руку малышу и укрепить ему мелкую моторику;
  • написание печатных букв;
  • написание прописных букв.
  • набираемся терпения: нельзя ругать или торопить кроху в деле научения письму. Работайте спокойно в собственном ритме.

Зачастую бывает так, что малышу тяжело научиться обводить в прописях по причине того, что элементы в них очень мелкие. В этом случае лучше взять крупные прописи, либо создать их самостоятельно на альбомном листе бумаги, не ограничивая ребенка в размерах элементов, которые он выводит. В помощь родителям также существуют следующие виды прописей:

  1. там, где рисуют по клеточкам;
  2. для самых маленьких;
  3. для детишек в возрасте 4-5 лет;
  4. для левшей.

У ребенка не получается писать. Почему?

Если у вас не получается научить ребенка писать, то, подумайте, возможно, существуют препятствующие этому факторы:

  1. Незрелость физиологических процессов малыша – простая «неготовность» к процессу письма;
  2. Плохое состояние здоровья ребенка;
  3. Слишком длительные занятия;
  4. Нетерпеливость родителей;
  5. Раздражение на ребенка за то, что не получается;
  6. Слишком серьезный подход к обучению, отсутствие заинтересованности и элемента игры;
  7. Нерегулярность занятий;
  8. Непонимание ребенком следующих очень важных вещей:
  • где в тетради «верх и низ»;
  • где в тетради «право и лево»;
  • что такое верхняя и нижняя строчка;
  • что такое наклонная строка.

Одним из важнейших методов подготовки ребенка к письму и умению ориентироваться на листе бумаге является графический диктант по клеточкам. Такой диктант не только предполагает движение вверх-вниз, вправо и влево, но также вырабатывает и закрепляет привычку слышать и слушать учителя, что является очень важным в современной школе.

Ориентацию в пространстве также можно потренировать следующим образом:

  • попросить ребенка показывать по очереди левую руку, правую руку, левый глаз, правое ухо, левую или правую щеку и т.д.;
  • попросить ребенка принести игрушки из разных мест помещения (или отнести их в определенное место): справа от кресла, слева от стола и т.д.;
  • попросить ребенка разместить наклейку или раскрасить что-то: внизу тетради, вверху слева и т.д.

Когда ребенок усвоит, что такое прямые линии (горизонтальные и вертикальные) и научится их изображать (обязательно карандашом), подключаем наклоны и полукруг. Потом можно вводить буквы из простых линий: Т, Г, Н. Зная алфавит, малыш довольно быстро освоит правила начертания печатных букв. Во время коротких занятий каждый раз ребенку нужно предоставлять для изучения только одну букву. Лучше придумать про нее захватывающую историю, которая легко запомнится.

После изучения печатных букв можно переходить на элементы прописных в специальных больших прописях по пунктирным линиям. Тренировать руку малыша не стоит более 10-15 минут в день и писать также нужно карандашом.

Почему важно пользоваться именно карандашом?

Письмо карандашом заставляет ребенка мыслить и не перенапрягает его мышечный аппарат, в отличие от шариковой ручки, которая, как утверждают ученые, отрицательно влияет на детскую нервную систему, нарушает работу сердечно-сосудистой системы, ухудшает зрение. Медики давно поняли, что ручка опасна для детского здоровья. Ведь раньше писали перьями, а во многих школах Европы первые 2 класса до сего времени школьники пишут только карандашом.

Письмо карандашом и перьями приносит детям невероятную пользу. Японские ученые выяснили, что ежедневные занятия каллиграфией очень полезны и благотворно влияют на функциональную деятельность мозга (специальная программа по этой теме финансировалась 10 лет!). При помощи таких уроков можно вырастить специалистов будущего, которые будут способны успешно действовать абсолютно во всех сферах науки и общественной жизни. В результате, в японских школах были введены уроки каллиграфии с 1 по 11 класс. И даже крупные компании ежедневно приглашают учителей каллиграфии своим сотрудникам для тренировки их мозга. Считается, что уроки каллиграфии:

  • благотворно влияют на здоровье человека;
  • развивают творческий потенциал;
  • развивают воображение;
  • развивают внимательность;
  • развивают наблюдательность;
  • повышают способность к концентрации;
  • развивают способность к логическому мышлению;
  • развивают способности к математике и искусству;
  • тренируют мышцы рук;
  • уменьшают мускульное напряжение;
  • тренируют нервы;
  • тренируют память;
  • восстанавливают правильное дыхание;
  • развивают симметричное восприятие линий, образов;
  • развивают способность ориентации в пространстве;
  • развивают правильное восприятие ритма, темпа;
  • способствуют расслаблению и эмоциональному спокойствию;
  • устраняют синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • дисциплинируют;
  • увеличивают продолжительность жизни (китайские каллиграфы живут, в среднем, 90 – 110 лет).

Как правильно выбрать ручку для дошкольника или первоклассника

В дальнейшем, когда ваши детки перейдут на письмо ручкой, ее тоже нужно будет правильно выбрать. Итак:

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок (помимо того, что был здоровым и счастливым) считался уникальным, чтобы он демонстрировал лучшие результаты в учебе, спорте, музыке или хотя бы – не отставал от сверстников.

Именно с этой целью родители начинают с крошечного возраста проводить полноценные занятия со своими детками, пытаясь научить их писать, читать, считать и т.д.

Иногда такие занятия оправданы, но иногда даже вредят ребенку, потому что являются проявлением амбиций мамы и папы.

Если уж вы примеряете на себя роль учителя, то должны знать, как научить ребенка писать и с какого возраста нужно начинать заниматься этим вопросом, чтобы не навредить малышу.

Нельзя научить ребенка писать, не позаботившись о развитии моторики его рук

Я помню своего одноклассника, который никак не мог освоить письмо.

Ручка в его руках будто жила своей жизнью и отказывалась выводить на бумаге буквы.

Только теперь я понимаю, что проблемы у мальчика были из-за того, что родители не позаботились о развитии моторики его рук.

К счастью, у нас была хорошая первая учительница, которая много времени уделяла своему «трудному» ученику и уже через два месяца он нагнал сверстников и начал лихо выводить буквы на бумаге.

Не повторяйте ошибок родителей моего одноклассника, тем более, что моторику рук развивают занятия, которые очень нравится малышам, если делать их совместно с родителями в игровой форме:

Лепка из пластилина или соленого теста.

Как научить ребенка писать: 3 периода

Заниматься с ребенком нужно.

Вашему дитятку точно не помешают умения читать, писать и считать в первом классе, так он будет чувствовать себя более уверенно на фоне сверстников.

Сложнее всего научить ребенка писать.

Вам потребуется приложить максимум усилий, запастись терпением и продумать все нюансы, чтобы добиться желаемого.

Обучение письму детей можно условно поделить на три периода:

  1. Подготовительный.
  2. Обучение письму печатными буквами.
  3. Обучение письму прописью.

Если вы не хотите навредить своему маленькому сокровищу, то придерживайтесь советов учителей и педиатров, которые в один голос твердят: не нужно мучить трехлетних крошек уроками правописания, не начинайте заниматься слишком рано.

А еще специалисты настаивают на важности подготовительного периода, который ни в коем случае нельзя игнорировать.

Как научить ребенка писать: подготовительный период

[adsense1]
Прежде чем приступать собственно к написанию букв, нужно научить деток правильно:

  • сидеть за столом;
  • держать ручку;
  • располагать на столе тетрадку;
  • наклонятся над ней не слишком низко, чтобы не утыкаться носом;
  • правильно ориентироваться в пространстве: понимать, например, где верхний левый угол листа бумаги, с которого и нужно начинать писать;
  • сосредотачивать внимание на каком-то занятии и т.д.

Вы должны убедиться, что у вашего сына или дочери достаточно развита моторика и он в состоянии не только держать ручку, но и выводить ею на бумаге буквы.

А еще, прежде чем учиться писать буквы, нужно, чтобы ребенок их знал, поэтому в подготовительный период входит также изучение алфавита.

Подготовительный период длится с 4 – до 5 лет.

Как научить ребенка писать прописными и печатными буквами?

[yandex1]
Если вы провели подготовку и убедились, что все буквы ваш малыш знает, да и с моторикой у него все нормально, то, начиная с 5–5,5 лет, можно приступать к письму печатными буквами.

Сначала пусть малыш научится писать заготовки для букв: палочки, кружочки, полукруги, закругленные палочки и прочее.

Затем приступайте к написанию наиболее простых букв, например, «о», «п», «н», «л», «а» и прочих.

Постепенно двигайтесь к более сложным: «ж», «щ», «я», «д» и т.д.

А вот с курсивным письмом все обстоит гораздо сложнее.

Этими уроками вообще не следует напрягать кроху дошкольного возраста.

Сейчас дети идут в школу рано, в 6 лет, поэтому дождитесь, чтобы учитель учил ребенка писать прописью, потому что это достаточно сложно и, не умеючи, можно навсегда испортить почерк малыша.

Главные ошибки родителей, которые хотят научить ребенка писать

Но часто родители забывают пословицу о том, что «благими намерениями выложена дорожка в ад», поэтому и совершают слишком много ошибок.

Вот наиболее распространенные из них:

  1. Заниматься письмом с дошкольниками больше, чем 15 минут в день.
  2. Наказывать школьника, который никак не может научиться писать, кричать на него, не пытаясь разобраться в причинах и найти способы помочь своему дитю.

Заставлять дошкольника писать, когда у него не получается это делать.

Возможно, его время просто не настало и нужно подождать до школы, чтобы учитель занялся его обучением.

Слишком серьезный подход в обучении письму дошкольников.

Не начинайте уроки слишком рано.

Не стоит пытаться учить кроху писать, пока ему не исполнилось 5 лет.

Не перебирайте на себя функции учителя, оставайтесь родителем.

Чтобы научить ребенка не просто писать, а красиво писать,

рекомендуем к просмотру следующий полезный видеоролик:

Еще несколько советов для тех, кто пытается самостоятельно научить ребенка писать

Готовя эту статью для вас, я нашла замечательное интервью с прославленным российским академиком Марьяной Безруких и хочу поделиться со своими читателями парочкой ее советов родителям, которые хотят научить писать свое дитя:

  1. Письмо – сложнейший навык, который формируется медленно, для его освоения нужно не менее 3–4 лет.
  2. Читайте специализированную литературу, чтобы обучать своего малыша правильно, а не действовать по наитию.
  3. Прописи – до сих пор актуальны для обучения деток, главное – выбрать правильную пропись, соответствующую возрасту и уровню развития ребенка.
  4. На начальном этапе обучения не используйте расчерченную бумагу (тетради в линейку или клетку), лучше – альбом.
  5. Визуализируйте информацию, которую хотите донести до малыша, используйте картинки, наглядные примеры, ассоциации и т.д.

Если вы испробовали все методы, но до сих пор не знаете, как научить ребенка писать, возможно, следует доверить проведение уроков специалисту.

«У нас в школе просто неумные дети, которых невозможно научить красиво писать и быстро читать», — это реальные слова одного учителя. И такое мнение не редкость.

Однако я предлагаю не верить таким учителям. Потому что есть другой подход к каллиграфии, при котором ученики за 1-3 дня проходят первую пропись и начинают писать красиво.

Это подтверждает случай, который произошел со мной лично.

Когда учитель 1-Б класса 5 апреля экстренно переехала в другой город, уже 6 числа я вышла на замену в этот класс. Только-только стартовала III четверть, и к нам добавились 4 новых ученика, которые ВООБЩЕ НЕ УМЕЛИ ПИСАТЬ! Что делать.

Алгоритм обучения

Я решила выдать детям тетради в частую косую линейку, чтобы они начали прописывать буквы с самого начала.

Результаты первого урока:

Они прописывали по 3-5 букв каждый день. Ребята старались, писали снова и снова, если что-то не получалось.

Кстати, в царской России каллиграфия была ежедневным уроком с 1-го по 4-й класс. Но сегодня нужного уровня можно достичь гораздо быстрее.

Смотрите, какие результаты мы увидели уже через 7 дней:

На 20-ый день занятия каллиграфией мы прошли уже 3 прописи. Осталось дописать 8 букв.

Как быстро достичь результатов?

Ряд последовательных шагов помог ребятам ускорить освоение навыка в разы. Я рекомендую сделать их и вам:

  1. Применить речевые формулы из курса «Каллиграфия. Красивый почерк за 20 уроков». Они очень простые, и детям не нужно зазубривать их наизусть.
  2. Соблюдать правило: не переходим к следующему элементу, если текущий элемент или буква прописаны не идеально
  3. Не заставлять прописывать буквы целыми листами. Если буква получилась, прописываем 3 штуки для стабилизации и переходим к написанию следующей буквы.
  4. Как только написали букву, сразу переходим к письму соединений.
  5. Как только прописали соединения и изучили несколько букв, которые можно соединить в слова, сразу переходим к письму слов!
  6. И главное — все задания делаем посильными для детей.

При таком подходе результаты не заставят себя ждать.

А далее отвечу на самые частые вопросы и помогу развеять сомнения в эффективности метода.

Почему на первоначальном этапе нужно писать в тетради в частую косую линейку?

На это есть 2 основные причины: частая косая линейка помогает регулировать наклон и в такой тетради регулируется ширина соединений.

Важно! Детям нужно показать, какая ширина соединения должна быть между всеми буквами.

Что делать, если ребенок пишет красиво, но медленно?

Продолжать работать в тетрадях в частую косую линейку, постепенно наращивая темп.

Сколько времени нужно писать в таких тетрадях?

Первый год точно нужно.

Мы заметили, что второклассники, которые в течение I четверти писали в таких тетрадях, сохранили наклон и пропорции в написании букв, перейдя к работе в тетрадях с широкой линейкой.

Если практики у ребенка пока мало, нельзя переходить к письму в широкую линейку.

Что делать, если в школе все дети уже пишут в широкую линейку?

В таких случаях я звоню учителю и говорю, что ребенок ходит на курсы коррекции почерка, и ему необходимо сейчас писать в специальной тетради в узкую косую линейку. Отказов пока не было. Все учителя шли навстречу.

Чем мотивировать ученика?

Например, я делаю своих учеников тренерами по письму, и они помогают при работе с новой группой. Так те, кто сам недавно плохо писал, теперь могут стать помощником учителя и заработать 20 рублей за проведение одного урока.

Родителям объясняю, что по-настоящему мы учимся тогда, когда сами учим чему-то других. И все согласны!

Попробуйте повторить эти рекомендации. Вполне вероятно, что и в вашем случае они станут мощнейшим прорывом в области обучения каллиграфии. И помогут растить молодое поколение детей, которые хотят писать красиво, быть старательными, терпеливыми и последовательными.

Об авторе: Ольга Васильевна Лысенко

Педагог с 20-летним стажем, автор методик интенсивного обучения чтению, математике, каллиграфии, русскому языку.

Reader Interactions

Comments

Добрый день! Я живу в Латвии, но каждый раз, когда прослушиваю или читаю разработки Ольги Васильевны, благодарю случай, что однажды мне попался ролик с этими материалами. Я, к сожалению, нн имею возможности покупать все интересующие меня материалы. Но даже те, что в открытом доступе, для меня очень ценны!
Спасибо большое за Вашу работу!
С ув. Наталья.

Зачем мучить ребенка, если у него корявый почерк. Вспоминаю как «воевала» с сыном из-за почерка, по русскому оценку снижали из-за этого. Прошло время, закончил: школу с медалью, очень хорошо один из сложных факультетов в городе, получил второе высшее, был главным редактором институтской газеты, командиром взвода на военной кафедре. За 3 года рабочего стажа сделал хорошую карьеру в IT индустрии. И когда смотрю на открытки, из разных городов, любуюсь надписью корявым почерком «Родителям от сына».
Вот объясните зачем надо было заставлять* писать красиво, кто определил каким почерком должны писать дети и почему этот почерк является эталонным. Но природу не обманешь.
* в 6 классе покупала пропись, чтобы прописывал. Снижали оценку по русскому языку — это же унижение личности, это не оценка его умственного труда.

Галина, проблема некрасивого, неразборчивого почерка очень часто (не в вашем конкретном случае) заключается в том, что это негативно влияет на грамотность письма. Кроме того, занятия каллиграфией почти всегда положительно сказываются на мыслительной деятельности (ум на кончиках пальцев, мелкая моторика). И последнее: разборчивое письмо, как и грамотное, — показатель уважения к собеседнику, которому не нужно разбираться, что хотел сказать автор русского текста. Поэтому прилагать усилия все-таки нужно, просто ничего не стоит делать до фанатизма (в том числе снижать оценку в среднем звене только из-за почерка).

Первые записки для мамы и папы, написанные малышом, невероятно трогательные. И многие родители с нетерпением ждут момента, когда их ребенок выведет на бумаге свои первые буквы и слова. Чтобы и малышу, и вам было проще при освоении этого навыка превратите занятия в игру.

В этом вам помогут шаблоны для детей из нашей новинки «Kumon. Игры с буквами от А до Я».

Вкусные буквы

В этом задании ребенку предстоит соединить линией буквы от А до Е в алфавитном порядке, называя каждую из них вслух.

Пишем, следуя за стрелочками

Здесь нужно обвести все буквы, следуя указанному порядку линий. Пусть малыш называет вслух каждую букву, пока обводит её.

Вспомним весь алфавит

В этом упражнении малышу предстоит соединить линией буквы от А до Я в алфавитном порядке, называя каждую из них вслух.

Зашифрованная картинка

В этом задании нужно соединить линией буквы от А до Я в алфавитном порядке, называя каждую из них вслух. В итоге получится какая-то картинка.

Пишем весь алфавит

Самое время — написать каждую букву алфавита. В этом задании нужно обвести все буквы от А до Я, называя каждую из них вслух.

Заглавная или строчная?

А теперь поучимся узнавать буквы в словах, читать слова и определять, какие из них нужно писать с заглавной буквы, а какие со строчной.

Пишем заглавные и строчные буквы

Нужно обвести и назвать каждую букву.

Краткое содержимое статьи

Учимся писать для детей — начните с мелкой моторики

Как научить ребенка красиво писать? Упражнения для подготовки к обучению письму можно начинать гораздо раньше, нам не нужно ждать, пока ребенок начнет рисовать свои первые буквы на школьной партой.

Трехлетний ребенок может начать учиться писать. И мы не имеем в виду передать ему лист бумаги, ручку и показать ему, как рисовать буквы. Такой метод утомителен и, прежде всего, обескураживает такого маленького ребенка.

  • Большое значение в обучении письму имеет развитие мелкой моторики с первых месяцев жизни.
  • Чем чаще ребенок задействует руки и пальцы, тем более подвижными и подготовленными к письму они становятся.
  • Поэтому малышу следует дать как можно больше идей для творческих игр, во время которых у него будет возможность рисовать кистями или пальцами, лепить из пластилина или теста, вырезать, раскрашивать или рисовать.
  • Хорошим упражнением также является продевание нити, насыпание бусинок, риса, гороха (только для детей постарше), продевание через отверстия или застегивание пуговиц или кнопок.

Развитию мелкой моторики также способствует работа по дому, например, приготовление печенья, и обычные повседневные дела: одевание, мытье, самостоятельное питание.

Игрушки — также могут быть полезны в обучении письму: сортировщики, лабиринты и головоломки. Такие игрушки часто делают из красочных деревянных элементов, что делает их прочными. Даже самый маленький ребенок может играть с деревянными игрушками.

Оставьте фломастеры в школе

В учебной программе для детского сада и первого класса письма многие задания включают рисование линий. Вначале детям это интересно, но со временем это приедается, иногда даже раздражает. Следовательно, принуждение их к выполнению подобных упражнений дома только усугубляет их утомляемость и отбивает у них желание научиться писать.

  • Добавление разнообразия к этому занятию, безусловно, побудит вашего ребенка писать и, по крайней мере, сначала писать каракули.
  • Интересное решение — позволить малышу писать мелом на доске или асфальте, мотивировать его писать на песке палкой или даже пальцем по спине мамы или папы.
  • Писать буквы можно также раскрашивая пальцами или самосцеральным маркером.

Раскраски и головоломки для печати, такие как лабиринты или задания, где вам нужно соединить последовательные числа или точки, также являются отличным решением.

Менее очевидная подготовка к письму

Это может показаться невероятным, но мы не просто пишем ладонями и пальцами. Не менее важны позвоночник, таз и плечи. Поэтому у малыша должна развиваться не только мелкая, но и крупная моторика.

Идеальным упражнением станут подвижные игры на детской площадке, где он может лазить, прыгать или преодолевать препятствия. Велосипедные прогулки или использование самоката во время ходьбы также улучшат моторику большого малыша.

Чтобы овладеть искусством письма, не менее важна координация глаз и рук. Учим ребенка правильно писать при помощи игр. В этом нам поможет игра с кубиками или пазлами. Мы также можем использовать такие действия, как вырезания или даже бросание в цель.

Что облегчает письмо детям

  1. Находясь в магазине канцелярских товаров, обратите особое внимание на товары, которые будут подходящими и которые помогут вашему ребенку писать. В первую очередь малышу нужен мягкий карандаш, желательно треугольного сечения, потому что он так хорошо ложится в маленькую руку.
  2. Если мы не хотим покупать дополнительные предметы, потому что их много дома, давайте приобретем специальные резиновые колпачки, которые надеваются на круглые мелки.
  3. В школе пригодится тетрадь с толстыми разноцветными линиями. Линии с красными и синими линиями позволяют ребенку ровнее поставить первые буквы.

Также важно место, где ребенок учится писать. Большой аккуратный стол и стул, соответствующий росту ребенка, являются основой углубленного изучения письма. Также нужно следить за тем, чтобы стол был правильно освещен, чтобы линии в тетрадке были хорошо видны.

Как научить ребенка красиво писать

Умение красиво писать приходит со временем. Малыш, который много тренируется, сосредотачивается на написании писем, не торопится и имеет хорошие канцелярские принадлежности, постепенно начнет создавать все более и более красивые штампы. Однако нельзя критиковать ребенка с плохим почерком или перебарщивать с упражнениями.

  • Иногда на внешний вид почерка влияет другой тип используемой ручки. Многие люди, в том числе взрослые, лучше пишут ручкой, чем карандашом.
  • В случае с маленькими детьми, только начинающими учиться, даже однобокие буквы должны быть предметом гордости!
  • Помните: если малыш начинает учиться писать первую букву и, к сожалению, у него не получается слишком долго, не беспокойтесь о его неудачах.
  • Это не простое искусство. На самом деле писать труднее, чем читать, и некоторым малышам требуется несколько лет, чтобы овладеть этим занятием.

Как научить ребенка правильно писать без ошибок

Очень часто, практически в 70% случаев, дети не только первого класса, но и старшего возраста пишут с ошибками. Это могут быть грамматические неточности, проблемы с пунктуацией, пропущенные буквы или вообще зеркальное отображение.

  • Такая ситуация создает большие проблемы не только для учителей и родителей, но и для детей, для которых обучение становится трудным. Есть несколько способов научить ребенка писать правильно. Учим ребенка писать без ошибок.
  • Очень полезен для детей «Волшебный диктант», когда предложение длиной до четырех слов сначала читается по орфографии. Затем при чтении вслух каждый слог записывается тире. И последним этапом будет написание слова не буквами, а точками, когда каждая из них означает букву, т.е. сколько букв в слове, сколько точек.
  • Многие современные педагоги успешно используют методику Тихомирова, заметившего еще в 19 веке, что детям всех возрастов нужно учить читать орфографию. Многие считают, что этот метод не имеет ничего общего с письмом, и ошибаются, потому что все процессы в мозге связаны друг с другом.

Чтобы помочь ребенку, необходимо научить его читать по слогам, с гласным и согласным пением в каждом слове. Вы можете читать короткие слова медленно, но не по слогам.

Как только ваш ребенок научится произносить тексты и писать диктанты, он также подсознательно будет произносить слова, слоги и со временем делать меньше ошибок. С помощью диктанта также можно научить ребенка писать быстрее, постоянно увеличивая темп диктовки.

Теперь вы знаете как научить ребенка быстро писать. А хотите узнать как научить ребенка писать изложение? Все просто! После каждого прочитанного произведения заставляйте ребенка писать о нем.