Диктант — самый распространенный метод проверки грамотности у школьников. Вспомните себя в школе на диктанте. Согласитесь, что переживаний у многих из вас было немало. Всегда хотелось написать диктант без ошибок. Такая проверка дает сильную психологическую нагрузку ученику. Даже взрослые не всегда могут взять себя в руки и написать диктант без ошибок.
Тексты для диктантов всегда составляются с учетом пройденного материала. Ведь это проверка, как ученик усвоил этот материал. Но это нисколько не мешает совершать им ошибки. Даже отличники по предмету на диктанте делают ошибки.
Почему же так происходит? На что следует обратить внимание?
Чтобы ребенок не волновался лучше уведомлять о диктанте за 1-2 дня. Ребенок успеет психологически подготовиться, переварить саму мысль о предстоящей письменной проверке и смоделировать ситуацию с возможными вариантами поведения.
Как научить первоклассника правописанию? Советы.
Также хорошей тренировкой будет проведение небольших диктантов во время уроков.
Чем помочь ребенку в домашних условиях?
Самое основное, что следует помнить родителям, это то, что вы не специалисты в этой области. И случайно можете усугубить ситуацию.
Внимательно отнеситесь к этому вопросу. Если у ребенка трудности с изучением языка, возможно вам надо обратиться к логопеду. Осмотр опытного специалиста поможет исключить или подкорректировать при необходимости такие нарушения, как дислексия – нарушение навыков чтения и письма, когда ребенок неправильно понимает знаки и символы; дисграфия – когда у ребенка наблюдается частичное нарушение процесса письма из-за несформированности высших психических функций. Самостоятельно скорректировать эти проблемы не получится.
Вы посетили логопеда и доктор не подтвердил вышеописанные нарушения, значит можно сделать вывод, что ребенок просто отстает в усвоении материала и ему нужно уделить больше внимания в процессе обучения. Возможно, вам стоит задуматься о репетиторе.
Если вы решили не прибегать к помощи репетитора, тогда надо запомнить несколько правил, чтобы не изводить ребенка.
- Диктант – это проверка знаний, а не занятие на каждый день. Не надо каждый день терроризировать им ребенка.
- Не надо заучивать все подряд. У каждого класса своя программа. Материал для диктанта можно найти в учебнике.
- Можно использовать специальные сборники с готовыми текстами для диктанта, в которых подобран материал по программе каждого класса.
- Чтобы ребенку было интересней, возьмите тексты из книг, которые он любит читать.
- Тексты, в которых ребенок делает грубые ошибки, прописывайте несколько раз. Слова, вызывающие затруднения при написании, полезно выписать отдельно и разобрать.
Памятка для ученика.
Советы педагога. Интересный вариант проработки диктантов.
При работе желательно придерживаться следующих шагов:
- при изучении слов, все слова четко и медленно произносятся вслух;
- прописываем словосочетания с изученными словами или в изученных словах прописываем пропущенные орфограммы;
- при прописывании фраз под диктовку дайте возможность ребенку проговаривать, то что он пишет вслух;
- на последнем шаге проводим диктант и анализируем ошибки, только после этого можно проверить знания на оценку.
Помните, что все дети разные. Кто-то напишет контрольный диктант без ошибок уже через неделю занятий, а кто-то освоит материал только через месяц. Это нормально. Ваша задача поддерживать ребенка, ему трудно, это вам легко, вы-то этот материал уже знаете, поддерживать интерес к обучению у своего чада.
Многие дети (да и взрослые) не понимают, зачем современному школьнику писать от руки, да ещё и следить за красотой написанного: всё равно все тексты набираются на клавиатуре. Наш блогер Екатерина Бунеева объясняет, почему письмо — это по-прежнему важный и полезный навык, и рассказывает, как научить ребёнка писать красиво.
Почему письмо полезно
Нужно писать ручкой. Главный аргумент: когда развивается и работает мелкая моторика, развиваются и совершенствуются мышление и речь. Если ребёнок совершает мелкие точные движения кистями рук и пальцами, значит, у него развита мелкая моторика, то есть нервная система, костная и мышечная действуют согласованно. Почерк — тоже область мелкой моторики.
Исследования учёных подтвердили, что развитие речи ребёнка тесно связано с развитием мелкой моторики: определённые участки нашего мозга совмещают мелкую моторику и движения речевого аппарата. Мысль известного педагога В. А. Сухомлинского о том, что речь ребёнка — на кончиках его пальцев, это подтверждает. Значит, ребёнок должен писать, а не нажимать на клавиши, если мы хотим, чтобы у него развивалась речь.
Как научить сразу писать красиво
Для этого нужно следовать правильной методике с самого начала, как только ребёнок первый раз открывает прописи. Первые упражнения — самые важные, их два:
1. Обведение по контуру элементов букв;
2. Штриховка рисунков в разных направлениях.
Почему эти упражнения так важны? Выполняя их, ребёнок отрабатывает
- ритмичность и линейность письма;
- независимость от нажима и инструмента письма (можно писать и карандашом, и шариковой ручкой, и гелевой ручкой).
Нужно обязательно обращать внимание на правильную осанку, положение тетради «уголком» на столе.
Обводим по контуру элементы букв:
Последовательность действий — строгая! Общий алгоритм такой:
1. Рассматриваем образец, определяем, откуда рука начнёт движение и где она его закончит.
2. Выполняем однообразные, повторяющиеся действия в образцах.
3. Пишем небольшими «островками», то есть обводим не всё сразу, а по три одинаковых элемента, чтобы соблюсти ритмичность.
4. Написали группу из трёх элементов — анализируем.
1. Рассматриваем образец, определяем, что рука будет двигаться «сверху вниз», «к себе», на счёт «раз».
2. Обводим под счёт «раз» две наклонные прямые: «раз», «раз».
3. Анализируем, получилось ли похоже, не вышли ли за пределы образца; ребёнок говорит вслух, что получилось, а что нет. Развивается умение самоконтроля.
4. Обводим следующие две прямые под счёт: «раз», «раз». Пишем не быстро, но и не медленно. Формируется скорость письма.
5. Опять анализируем написанное: говорим, что получилось, а что пока нет.
6. Обводим следующие две прямые, считаем хором, негромко: «раз», «раз». Анализируем написанное.
7. Рассматриваем оставшуюся часть задания на этой строчке. Здесь уже нужно не обвести, а соединить точки.
- Какой линией соединим, чтобы было похоже? (Прямой.)
- Где будем начинать? Где закончим?
8. Самостоятельно соединяем точки, но не всё сразу, а два раза и останавливаемся: сравниваем с образцом.
9. Соединяем следующие два элемента. Здесь можно поменять цвет, например, две соединим синим, две зелёным.
10. Ребёнок находит и подчёркивает на этой строчке элементы, которые, по его мнению, получились лучше всего. Если самокритичные дети не находят у себя таких, очень важно, чтобы это сделал взрослый. Фиксируем внимание на достижениях, а не на ошибках!
«Заменяя прописи клавиатурой, мы пропускаем важный этап развития ребёнка»
Обводим по контуру рисунки
Эти рисунки лучше выполнять разным цветом, подчёркивая их ритмичность.
1. Рассматриваем, из каких линий состоит первый мяч (из четырёх полуовалов). Договариваемся, какого цвета наш мяч, например, левая часть — синяя, правая — красная, центральные полуовалы — жёлтые.
2. Сначала работаем только одним цветом — синим. Обводим все левые полуовалы синим цветом. (Четыре раза.)
3. Обводим все правые полуовалы красным цветом. (Четыре раза.)
4. Оба центральных полуовала в каждом мяче обводим жёлтым. (Восемь раз.)
5. Анализируем весь ряд, ребёнок находит и подчёркивает свой лучший мяч.
Что делать, если ребёнок пишет некрасиво
Самый эффективный приём, который развивает мелкую моторику и нравится детям, — штриховка. Обычно взрослые предлагают маленьким детям раскрашивать, но для развития навыка письма штриховка гораздо полезнее. Все рисунки, которые есть в прописях, не раскрашиваем, а заштриховываем в разных направлениях. Больше внимания сначала уделяем штриховке справа налево, так как у большинства элементов букв направление «к себе — от себя».
Штриховать лучше разным цветом, соблюдая ритмичность. Цвет выбирает ребёнок, направления штриховки нужно показать (вертикальные линии, горизонтальные линии, с наклоном вправо, с наклоном влево) и предложить выбрать для разных элементов рисунка разное направление. Также очень полезно крупные фрагменты рисунка расписывать буквами или элементами букв разным цветом, это можно делать и карандашами, и гелевой ручкой, только не фломастером: линия должна быть тонкой. Такое упражнение больше похоже на игру, и ребёнок может заниматься долго и увлечённо.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Советы родителям. Как научить первоклассника писать красиво и грамотно.
Неаккуратный почерк и безграмотное письмо – проблема среди школьников. Связана она с уплотнением учебной программы и уменьшением количества часов на обучение каллиграфии и грамматике. Учитель должен поставить почерк 25-30 первоклассникам всего за полгода и дети просто не успевают выработать навык красивого и грамотного письма.
Родителям нужно помочь ребенку освоить эту нелегкую науку, не отбив интереса к обучению. Это возможно, главное – регулярность занятий.
Мотивация и поощрение.
Первоклассника нужно убедить в необходимости упражнений. Аргументы для вас и ваших детей:
Улучшить почерк можно, и начинать занятия нужно при первых признаках ухудшений. Возможны и профилактические домашние упражнения, ведь школьных уроков каллиграфии сейчас явно недостаточно.
- Не заставляйте ребенка заниматься, а простимулируйте плюсами такой работы – аккуратные тетради, высокие оценки.
- Будьте терпеливы – мгновенного результата не будет. Не ругайте и тем более не наказывайте своего первоклассника, не сравнивайте его достижения с успехами других ребят – так можно полностью лишить интереса к обучению.
- Не подгоняйте ребенка – спешка ухудшает почерк и приводит к опискам. У каждого свой темп обучения.
- Не заставляйте переделывать и переписывать задания – от усталости с каждым разом это будет получаться все хуже.
- Хвалите за старательность и достигнутые успехи, сравнивая результаты с предыдущими работами – это даст ребенку стимул к развитию.
- Давайте возможность активно отдохнуть после уроков, перед выполнением домашних заданий и тренировками в рукописном письме: поиграть в подвижные игры, погулять на свежем воздухе – это насытит мозг кислородом, даст прилив сил.
Постановка красивого почерка у первоклассников.
Для возникновения и закрепления у ребенка навыка аккуратного письма потребуются настойчивость и ежедневные занятия. Обязательно контролируйте процесс, выполняйте письменные работы вместе с ребенком – первоклассникам сложно писать и грамотно, и красиво, они могут допускать ошибки по невнимательности.
Подготовьте все необходимое для занятий: простой карандаш средней мягкости, удобную (можно специальную трехгранную или с отверстиями для пальцев) шариковую или гелевую ручку, прописи 2 видов – для обводки и повторения элементов и букв по образцу, тетради в косую линию.
- Ваш ученик должен сидеть ровно, с чуть склоненной головой, обе руки – на столе.
- Правильное положение тетради – чуть наклонное с левым краем ниже правого. При заполнении листа тетрадь сдвигается кверху.
- Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным, кончик направлен к плечу ребенка. Пальцы немного закруглены, но не сжаты, большой выше указательного.
Несоблюдение этих правил приводит к чрезмерному мышечному напряжению и быстрому утомлению, буквы выходят корявыми и почерк формируется некрасивым.
Первый этап обучения письму – заполнение прописей, где линии, фигуры, буквы нужно лишь обвести по пунктирной линии. Ребенок натренирует пальчики и научится правильному написанию букв и их соединений. Затем добавьте графические диктанты, в которых ребенок изображает в тетради в клетку узор по инструкции: одна клеточка вправо, три вверх, две клеточки влево и т.п.
На втором этапе – работа с прописями, где нужно повторить в пустых строчках шаблонные буквы. Ребенок все время имеет перед глазами правильный красивый образец. Каждую новую букву начинайте осваивать только после закрепления красивого написания предыдущей. Потом переходите к буквосочетаниям и словам.
На третьем этапе пишите в прописях по образцу фразы и тексты.
Четвертый этап – закрепление. Ребенок ежедневно переписывает в тетрадь с опорными косыми линиями по нескольку строк из любой книги. Писать нужно не спеша, красиво и аккуратно. Это самый сложный этап – перед глазами первоклассника уже нет образца, к которому надо стремиться.
Как научить ребенка писать грамотно .
После переписывания предложений из книг пора переходить к диктантам. В этот момент становится понятно, что некоторые дети обладают интуитивной грамотностью – пишут без ошибок, даже не зная правил. Обычно это много читающие дети с хорошей зрительной памятью. Другим грамотная письменная речь дается труднее, но и таким первоклассникам родители могут помочь.
Систематически проверяйте домашние задания, по возможности первое время выполняйте их вместе с ребенком. Школьник должен объяснить, почему он написал именно так, вспомнить и рассказать необходимое правило. Проследите, не делает ли ребенок ошибок от спешки при переписывании, обязательно исправляйте такие описки, чтобы они не закрепились в памяти, и работайте над концентрацией внимания ученика.
Развивайте словарный запас, устную речь, память – эффективно помогают чтение литературных произведений, заучивание правил, запоминание и декламирование стихотворений. Это позитивно отразится на грамотности письменной речи, широте кругозора и общей эрудиции.
Грамотное и красивое письмо – очень сложный навык, на его формирование может уйти три-четыре года. Самостоятельно с такой задачей ученику младших классов справиться почти невозможно, однако с помощью родителей и при условии регулярных занятий выработать красивый почерк и повысить грамотность письменной речи вполне реально.
Расскажем о трех «китах» красивого письма – почерку, грамотности и аккуратности, а также поделимся советами, как научить первоклашку соблюдать эти правила, и как выявить дисграфию, если у малыша действительно ничего не получается.
С поступлением детей на обучение в школу и первыми сложностями у многих ответственных родителей возникает вопрос: как научить ребенка красиво писать, ведь 1 класс — основное период, когда закладывается красивый почерк и формируется элементарная грамотность. Сегодня мы постарались ответить на этот вопрос, приведя все известные мамам способы и лайфхаки.
Формируем красивый почерк
На почерк имеют влияние несколько основных факторов, каждый из которых достоин родительского внимания.
Общее развитие мелкой моторики
Иногда детишкам бывает тяжело держать ручку и выполнять мелкие действия ей из-за того, что мелкая моторика ручек в принципе не развита. Повлиять на это можно различными упражнениями, например:
- Лепка из пластилина или глины (причем, чем мельче детали — тем лучше);
- Раскрашивание (по тому же принципу);
- Вырезание и оригами;
- Плетение из бисера;
- Мелкие игрушки вроде конструктора «Лего»;
- И даже банальное перебирание круп.
Условия письма
Ни для кого не секрет, что на качество почерка напрямую влияет то, в каком положении сидит пишущий: спина должна быть обязательно прямой, а ноги должны иметь точку опоры. Не менее важна и рабочая поверхность для упражнений. Организуй ребенку максимально удобное рабочее место, выбрав парту и стул подходящего размера, а также следи за осанкой малыша.
Ручка для письма
Стоит отдать предпочтение шариковой ручке — пока первоклашка еще не научился бегло и аккуратно писать, это избавит тетради от бесконечных клякс и лишней грязи.
Позаботься о том, чтобы приспособление писало легко — без особых усилий — и достаточно тонко. Хорошо, если приспособление будет иметь специальную резиновую накладку на месте ее захвата пальцами. Так она не будет скользить, и ребенку не придется отвлекаться и тратить дополнительные усилия, чтобы удерживать ее.
Однако лучше купить сразу несколько разных пишущих приспособлений и дать первоклашке самому определиться, какой ручкой ему удобнее писать.
Захват ручки
Необходимо с самого начала объяснить малышу, что в правильном положении для письма ручка должна лежать на боковой части среднего пальчика. Это — наиболее распространенная трудность у детей. Какие действия можно предпринять в этом случае? Можно отметить смывающимся фломастером точку прикосновения, на которой должна лежать ручка во время написания.
Можно использовать более хитрый способ: сложить небольшой листик бумаги и попросить малыша держать его двумя оставшимися пальцами — безымянным и мизинцем — во время письма.
Еще можно попробовать зафиксировать ручку в детской руке при помощи обычной резинки, а для самых продвинутых родителей придумали ручку-самоучку, которая помогает ребенку обрести красивый почерк.
Тренажер для письма Уник-ум Ручка-самоучка АБ-4851 6+
Тренажер для письма Уник-ум Ручка-самоучка АВ-4783 для правшей 3+
Регулярная практика
Ничто из вышеперечисленных советов не даст результата, если не прилагать усилия во время ежедневных тренировок. Для первоклашек следует купить специальные прописи, а дети постарше — 2–4 класса — могут просто переписывать легкие тексты из книг ради тренировки.
Мотивация
Следует изначально объяснить малышу, насколько важно иметь хороший почерк и почему. Приведи пример, что если он напишет слово неразборчиво во время контрольного диктанта, учитель может посчитать, что там есть ошибка, и снизить оценку лишь из-за корявого почерка.
Физические силы
Первоклашке очень трудно быть усидчивым на протяжении долгого времени. Многие ребятишки жалуются, что от долгого письма у них начинает болеть рука, и они устают. Если ты оказалась с ребенком в такой ситуации, предложи сделать пятиминутный перерыв и провести разминку для рук. Можно организовать ее в настоящей игровой форме или в форме считалочки, а можно просто хорошенько размять кисти и уделить внимание каждому пальчику. И, конечно же, не стоит перегружать малыша и заставлять сидеть его часами за партой.
Формируем грамотность
К счастью или сожалению, именно в начальных классах грамотность детского письма напрямую зависит от семьи, и совсем мало на нее может повлиять школа. Так как же научить ребенка писать красиво и грамотно?
В первую очередь необходимо развивать грамотность в семье, ведь если чадо всю жизнь от рождения слышало не правильное «класть», а простонародное «ложить» — школа тут вряд ли поможет.
Если ты слышишь в разговоре или видишь в тетради ошибки у своего малыша — обязательно исправляй их, а заодно старайся объяснить ему доступным языком, почему пишется или говорится именно так, а не иначе.
Второй момент, безусловно влияющий на грамотность письма — чтение. Как стилист формирует «насмотренность», глядя тысячи модных показов, так и первоклашка формирует грамотность, читая новые и новые книги. В этом моменте именно ты можешь повлиять напрямую на свое чадо, заставив его читать больше разной литературы.
Обогащая словарных запас малыша самыми различными способами — читайте вместе объявления и вывески, разбирайте труднопроизносимые слова в повседневной речи.
Как научить ребенка красиво и аккуратно писать?
Аккуратность — также важная часть письма наряду с почерком и грамотностью. Ни учителю, ни самому первоклашке не будет приятно брать в руки тетрадь с «мазней» и кривыми буквами, пляшущими в разные стороны.
Избежать клякс поможет правильно выбранная ручка, о которой говорится выше.
Также следует уделять внимание правильному наклону букв при обучении первоклассника письму и не менее важно соблюдать, чтобы все они были одинаковыми по размеру. Для этого можно воспользоваться специальными тетрадями для начальной школы с расчерченными диагональными наклонными, а также можно самой с помощью простого карандаша провести диагональные линии желаемого наклона и прямые линии, помогающими добиться одинаковой величины буковок.
Ради удобства малыша, стоит также проследить, чтобы тетрадь всегда лежала под нужным наклоном.
Как выявить дисграфию
Иногда некоторые мамочки и учителя думают, что ученик просто ленив и рассеян, однако не всегда это так. Если первоклассник при письме пропускает одни и те же буквы в словах или дописывает лишние, меняет местами слоги или вставляет ненужные окончания, не дописывает слова и не понимает, как делать перенос и где заканчивается предложение, стоит обеспокоиться и обратиться к специалисту.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ПИШЕТ С ОШИБКАМИ Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители. Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе. За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают — мы говорим не так, как пишем». Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому «ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ» ЧТЕНИЮ. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги. Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги. В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет. Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д. Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать «чтением грамотности», вполне вероятно, покажется ребенку забавным. «ЧТЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ» должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово «который» он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. «каторый». Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово. С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше — примерно 15 мин. Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания. Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз. Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка. Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: «ошибка не должна фиксироваться в сознании». Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: «здесь пишется не «а», а «о». Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно. В заключение хотим передать раз
говор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа «Война и мир». Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика — великая вещь! Попробуйте. А. Луговская, М. Кравцова, О. Шевнина (из книги «Хочу в школу? Как пробудить у ребенка интерес к учебе»)