Возможно, мою методику изобрели задолго до того, как я появилась на свет. Но идея именно такого способа — легкого и, главное, не занудливого, обучения письму дошколят пришла в мою голову с опытом и порадовала меня столь быстрым результатом, что я вправе называть её «моей методикой».
Как известно, в русском языке 33 буквы. Ровно 30 дней нам с вами понадобится, чтобы научить дошкольника быстро писать печатными буквами. Почему 30? Потому что на написание пар Е/Ё, И/Й, а также Ъ/Ь мы отведем по одному дню.
Прежде чем приступить к делу, мне хотелось бы донести до родителей важную информацию.
Я знаю, что все детки разные, но я не рекомендовала бы нагружать письмом ребёнка в возрасте до пяти с половиной лет. Буквы для него — абстракция, причём довольно-таки скучная. Лучше порисуйте. Если же вам дарован «вертун и хохотун», то время терпит посадить его за стол после шести лет. Он быстро наверстает отставание. Ещё одно важное условие: чтобы писать буквы, надо узнавать их на листе. Даже неуверенно читающий малыш освоит письмо куда быстрее своего не читающего сверстника.
Не мучайте ребёнка написанием одной буквы, доводя её до идеала. Это раздражает, как раздражает нас самих длительная неинтересная работа. Написание одной буквы должно занимать максимум 2 строки.
Не спешите доставать кошелёк, самые лучшие прописи можно скачать в Интернете бесплатно и распечатать на работе. Выбирайте такие прописи, чтобы на строке уместилось максимум 10 букв, не надо выбирать шрифты для первоклассников, пусть малыш пишет более крупно. Его задача на этот момент — запомнить сам принцип написания.
Не требуйте идеального письма, требуйте старания. Работайте карандашом. Если малыш решил схалтурить, попросите его стереть некрасивую букву и переписать. Но требуйте исправлений только в том случае, если малыш действительно решил поскорее отделаться от вас, а не в том, когда он старается, но у него не получается.
Пишите по одной букве в день, очень важно не пропускать ни дня. Всё занятие займёт у вас не более 20 минут. Вечерние «послесадовские» часы тоже подходят. Ребёнок не успеет устать. Скажу больше: дети вообще не устают от того, что им нравится.
Пишите буквы строго по алфавиту. Этим вы убьете ещё одного зайца: выучите алфавит или большую часть его.
Любая работа должна иметь смысл. Только конкретная цель делает её интересной, а интерес, в свою очередь, побуждает любого человека к действию. И ребёнок в этом деле не исключение.
Поэтому, потратив 4 дня и прописав первые четыре буквы алфавита, добавьте задание, ради которого ребёнок и старается. Смысл задания заключается в том, чтобы разгадать загадку, слово, зашифрованное в картинку, и написать его. Распечатайте (вырежьте и наклейте или нарисуйте) картинки с простым и понятным названием, например, с кошкой.
Рядом с картинкой проставьте столько нижних подчёркиваний, сколько букв в слове (в нашем случае 5). Над каждой чёрточкой малыш должен будет вписать знакомую ему букву. Ещё не знакомые ему буквы впечатайте (впишите) самостоятельно. Если ребёнок усвоил буквы от, А до Г, то слово КОШКА, будет выглядеть: К О Ш К _.
Ребёнок будет очень рад «угадать» слово. Над каждой чёрточкой малыш вписывает недостающие буквы. Делается это так: он пишет букву и читает написанное, пишет следующую и снова читает. Это позволит ему лучше чувствовать звуки русского языка, соотносить их с буквой, знать их место в слове, ведь ему придётся не раз произнести слово вслух, прежде чем написать его.
Старайтесь избегать слов наподобие «МОЛОКА», когда слышится одна буква, а пишется другая.
Итак, рецепт: две строчки и пять слов с картинками в день в течение месяца.
Чем дальше следует малыш, тем меньше вписанных вами самостоятельно букв и тем длиннее слова. Как только вы дойдете до «Т», почти все буквы будут заполняться самим малышом, поскольку последующие буквы используются в языке реже.
Как я уже говорила, буквы для ребёнка — абстракция, которую нельзя пощупать, поиграть с ней, поэтому вместо того, чтобы убеждать его в необходимости письма, полезней «материализовать» алфавит.
Делать это лучше в тот момент, когда вы только приступаете к письму, когда ваша рука ведет руку ребёнка. Например, если малыш знает, что у буквы Б есть «спинка, животик и шляпка», а Ё отличается от Е «глазками», правильное написание начнется быстрей.
Как видите, не надо быть Макаренко, чтобы научить ребёнка писать. И не надо рассчитывать, что кто-то сделает это за вас: бабушки, няня, воспитатель
Спустя две недели от начала занятий ребёнок начнёт заполнять места над чёрточками быстро, воспроизводя на бумаге слово на слух. Почему умение писать так важно для малыша? Потому что чем больше ты умеешь, тем меньше ты переживаешь. Вам придется лишь поддерживать это умение до того момента, когда вы решите, что время прописных букв пришло.
Писать быстро и красиво — это вообще реально? Ну что же. Попробуем научиться дома тому, что не смогли в школе.
- Получено с условием написания отзыва (бесплатно или со скидкой)
Всем доброго дня! А я продолжаю знакомить вас с очередными полезностями от Шамиля Ахмадуллина. Сегодня расскажу о книге Скорописание. Как научить ребенка писать быстро и красиво.
Книга выпускается в жестком переплете, очень качественная печать, удобный формат. Занятия в книге расчитаны на 18-дневный курс, по 30 минут в день. В книге представлены более 150 заданий.
Книга расчитана на три возрастных категории — 7-8,9-10 и 11-13 лет, поэтому она будет полезна как начинающим школьникам, так и уже школьникам » со стажем»
Многие из нас в настоящее время не придают большое значение навыку красивого письма, ведь в современном мире мы больше общаемся через печатный текст. Однако занятия письмом очень полезны и поэтому стоить потратить немного времени и сил для тренировки этого навыка.
Письмо от руки полезно для нашего мозга, для мозга ребенка, оно развивает речь, внимание, память, мышление — отсюда — повышение успеваемости в школе, повышение самооценки ребенка, польза для здоровья.
Для многих из нас, научиться писать красиво- это бесконечное заполнение различных прописей, скучный и монотонный процесс. В этой книге все совсем иначе — занятия интересные, увлекательные, не надоедают ребенку.
В начале книге небольшая информация для родителей- как выбрать правильный пишущий инструмент для занятий (ручка/карандаш), как правильно держать его в руке, как правильно держать тетрадь и правильно сидеть.
Также дается полная характеристика упражнений, которые нужно будет выполнять ребенку. Родитель должен тщательно изучить их, чтобы в дальнейшем контролировать правильность их выполнения.
Приведу примеры нескольких упражнений: Можно увидеть, что занятия разнообразные, интересные и веселые. Перед началом занятий нужно сделать тестовый замер скорости письма.
ВСе занятия расписаны по дням, в рекомендациях к выполнению дано подробное описание что и как должен делать ребенок, примерное время выполнения задания, а также указаны страницы книги, на которых эти задания нужно выполнять. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 35 минут, чтобы ребенок не уставал от занятий. В конце каждого дня записываем время выполнения.
Периодически , несколько раз за весь курс занятий нужно проводить контрольные замеры скорости письма, для чего в книге приведены несколько текстов:
Две трети книги ( а это более 120 страниц) занимают приложения- страницы на которых прямо в книге ребенок будет выполнять задания, повторюсь упражнения очень разнообразные, интересные и в большом количестве.
Для примера приведу несколько страниц из книги на которых ребенок будет выполнять задания:
Книгой остались очень довольны, мы еще только в начале пути выполнения, впоследствии отзыв дополню нашими результатами до/после. Однозначно имеет место быть дома, среди книг для развития ребенка. К покупке рекомендую, тем более сейчас во многих магазинах хорошие скидки на нее.
Ребёнок долго делает домашние задания, не успевает выполнять упражнения на уроках? Очень часто это связано с тем, что школьник медленно пишет, причём неважно, это будут буквы, слова или цифры. Как научить ребёнка быстро писать, как сделать так, чтобы его почерк при этом оставался правильным и красивым?
Основные причины низкой скорости письма у младших школьников
Неправильный захват пишущего средства
Приступая к обучению письму, родители должны научить ребёнка запоминать правильное расположение пальцев. Если необходимо, можно приобрести специальные трёхгранные насадки на ручку либо карандаши с тремя гранями, использование этих приспособлений поможет сформировать правильный захват.
Недостаточное развитие мелкой моторики
Очень часто формирование неправильного захвата является следствием плохо развитой в дошкольном возрасте мелкой моторики. Этот недостаток необходимо корректировать, проводя следующие занятия и процедуры: пальчиковую гимнастику, массаж ладошек, игры со шнуровками и т.д. Отличным способом развить мелкую моторику и эффективно подготовить руку к правильному письму являются задания на начертание различной сложности узоров, рисование по точкам, и другие графические задачи.
Эргономика рабочего места
Необходимо также следить за состоянием осанки школьника, ведь если ребёнок сутулится или держит спину с наклоном на одну из сторон больше чем на другую, то его мозг не получает нужного питания. А чрезмерный наклон головы в сторону плеча может способствовать неправильной работе отдельных сосудов, из-за чего могут возникнуть головные боли и проблемы со зрением. Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на то, как быстро школьник освоит чистописание.
Как научить ребёнка писать разборчиво и быстро
Осваиваем косую линию
Для того чтобы ребёнок чётко и правильно размещал буквы на строке ему необходимо научиться правильно оценивать пространство того места, где будет написана буква. Для этого предложите ему сначала обвести ячейку для буквы, обозначенную двумя вертикальными косыми линиями и двумя горизонтальными. Затем пусть он заштрихует это пространство. Повторите задание несколько раз. Это поможет научить школьника правильно размещать буквы на строчках, регулировать их размер при написании.
Пишем буквы по заданным маршрутам
Все буквы в прописях предлагается писать, придерживаясь определённой последовательности действий. Необходимо научить ребёнка придерживаться заданной последовательности в написании букв. Важно акцентировать внимание школьника на том, что неправильное написание букв приводит к увеличению числа помарок и описок, а это, в свою очередь, приведёт к снижению оценки, которую поставит учитель.
Пример:
Элемент овал – буква «О» участвует в написании ряда букв: «в, «д», «а», «б». Правильное размещение буквы «О» справа от косой линии и корректное её написание по заданному маршруту поможет в дальнейшем избежать ненужной обводки (к чему часто прибегают школьники) и плохо распознаваемых буквосочетаний.
«Трудные» сочетания букв
«КЛ», «ЯЯ», «НЯ», «МЯ», «ОЯ», «АЯ»
Трудности возникают в месте соединения этих букв, а именно в написании «хвостиков» букв «л» и «я» и их последующем объединении с другими буквами. Для того чтобы помочь школьнику необходимо поэтапное освоение письма этих буквосочетаний со строгим соблюдением маршрута. Научить эти сочетания писать быстрее будет проще, если сначала отработать на отдельной строке сам элемент соединения этих букв, потренировавшись несколько раз.
Также возможны проблемы при переходе от написания отдельных букв и слогов к написанию целых слов. Наиболее вероятными местами для многочисленных ошибок и помарок будут те слова или места в слове, которые содержат следующие буквосочетания:
«ШИ», «ИШ», «ИМ», «ЛИ», «МИ», «ШИШ»
Это вызвано тем, что ребёнок не всегда видит, где заканчивается одна буква, а где начинается другая, количество схожих элементов в буквах «И» и «Ш» сбивает его с толку. Чтобы помочь школьнику справиться с этой проблемой предложите ему выделить букву «Ш», « М», « И», в образце слова, которое он переписывает. Букву можно выделить, обведя в кружок. После того как ученик перепишет нужное слово, пусть он найдёт проблемную букву в уже написанном им образце и также её проанализирует – насколько она соответствует правильному написанию.
Меняем ручку
Если у ребёнка плохо развита зрительно-двигательная координация и мелкая моторика, то можно попробовать поменять шариковую ручку, которой он пишет обычно, на перьевую. Перо скользит по бумаге гораздо медленнее, чем шариковая ручка, и ребёнок успевает отследить и запомнить маршрут написания буквы, к тому же, чтобы такая ручка хорошо писала, держать её нужно правильно. Закрепление полученных навыков в этом случае будет медленнее, но эффективнее, так как школьник будет вынужден сам себя контролировать.
Упражнения и игры
Писатель-эрудит
Выберете определённый временной промежуток, в течение которого игрок должен написать: пять имён девочек или мальчиков, пять названий цветов, или машин, пять столиц государств, пять названий животных или рыб. Этот список можно варьировать до бесконечности: пять антонимов, пять синонимов, пять писателей или поэтов и т.д.
Также меняется и временной промежуток: если ребёнок быстро и успешно справляется с заданием, и грамотно и аккуратно пишет слова из задания, то можно сократить время на выполнение до трёх минут либо увеличить количество словоформ – например, не пять, а семь.
Эту игру можно провести в виде конкурса, собрав ребёнка и несколько его друзей, и присвоив заданиям определённое количество баллов – за быстроту выполнения, за аккуратность написания и т.д. Победителем будет тот игрок, который наберёт большее количество баллов.
Сам себе контролёр
Попробуйте предоставить ребёнку больше самостоятельности. Перед началом выполнения им домашних задания по письму, поставьте на стол будильник и поинтересуйтесь, сколько времени ему понадобится для того, чтобы написать упражнение красиво и без помарок. Ребёнок определит для себя временной интервал, по окончании которого нужно проверить действительно ли он справился с заданием в указанные сроки.
Это задание хорошо тем, что стимулирует стремление ребёнка к самостоятельности, учит ответственному отношению к урокам и учёбе. Со временем школьник подберёт для себя оптимальную скорость выполнения домашних заданий, что позволит ему выполнять упражнения (в том числе по письму) быстро и качественно.
Становление почерка и индивидуальные особенности школьника
Можно говорить о том, что не принципиально важно, какими буквами пишет ученик – большими или маленькими, округлыми или квадратными. Самое главное – это то, насколько сформировавшийся почерк окажется читаемым. Ведь риск получить неудовлетворительную оценку просто по причине того, что проверяющему не удалось разобрать то, что написано, достаточно велик.
Именно поэтому своевременные и правильные меры по формированию у ребёнка навыков чёткого, легко читаемого и быстрого письма совершенно необходимы.
Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена
Нередко родители сталкиваются с проблемой, когда ребенок не успевает записывать задания в школе или очень долго делает уроки дома. Все это происходит потому, что ваш сын или дочка не умеет быстро писать. Чтобы научить его прописывать буквы и цифры быстро, и чтобы при этом почерк оставался красивым, необходимо прислушаться к рекомендациям специалистов.
Основные причины низкой скорости письма у школьников
Есть несколько причин, из-за которых ребенок не может научиться быстро писать, что доставляет ему дискомфорт. Вот на что нужно обратить внимание:
- Неправильный захват ручки. Обратите внимание на то, как ваш ребенок держит пишущее средство. Возможно, он захватывает его неправильно, из-за чего нет достаточного обзора той части страницы, на которой он пишет (фактически пишет, не видя, как выглядят буквы и цифры). Родителям необходимо научить ребенка правильно располагать пальцы, и в этом поможет ручка с тремя гранями, которая даст ему возможность осуществить правильный захват.
- Недостаточное развитие мелкой моторики. Очень важно, чтобы ребенок имел возможность развивать мелкую моторику. Для этого нужно делать пальчиковую гимнастику, массировать ладошки, завязывать шнурки, обводить контуры рисунка по точкам и пр.
Необходимые условия для формирования скорости письма и красивого почерка
Вам необходимо позаботиться о том, чтобы у ребенка было удобное рабочее место. Немаловажным фактором является наличие удобных письменных принадлежностей. Основными требованиями к ним является правильная форма, качественный материал и безопасность (чтобы ребенок не поранился о предмет). Научите малыша правильно держать ручку. Начинайте развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.
С каждым годом проблема письма всё меньше и меньше волнует современных родителей. Это происходит естественным образом из-за развития технических возможностей и изменения образа жизни.
Однако в школе учителя продолжают настаивать на красивом почерке и умении писать быстро, не размашисто и красиво. Почему?
Потому что, когда человек пишет от руки в тетради, он стимулирует работу и развитие определённых центров мозга. Никак иначе это невозможно натренировать. В итоге, если ребёнок не развивает навыки каллиграфии — он не развивает части головного мозга и не использует свои способности по максимуму.
Ребёнку очень важно учиться писать от руки, однако подходить к процессу нужно ответственно.
В первую очередь необходимо проанализировать и понять, почему у ребёнка не получается писать красиво и быстро?
У ребёнка есть трудности с мелкой моторикой
Возьмите гречневую и рисовую крупу, перемешайте и предложите ребёнку поиграть с ней. Прячьте туда маленькие предметы и просите ребёнка их найти. Или предложите ребёнку отделить одну крупу от другой. Если у ребёнка есть сложности с этим, занимайтесь такими и другими упражнениями на мелкую моторику, уделяйте этому достаточное внимание.
Ребёнку неудобно сидеть за столом
Обратите внимание на то, как выглядит рабочее место ребёнка, подходит ли по росту ему стул и стол, с какой стороны на рабочую поверхность падает свет, есть ли на столе предметы, которые отвлекают внимание ребёнка.
Неправильная посадка и неправильный захват карандаша сильно влияет на качество и скорость письма.
Ребёнку ещё слишком учиться писать
Бывает так, что родители начинают обучение письму сразу же, как только ребёнок заинтересовался буквами. Возможно, ребёнку будет это интересно, как и всё, что он видит и изучает в раннем возрасте, однако время концентрации его ещё может быть ещё очень маленьким.
Как улучшить почерк ребенка
Если вы проанализировали все вышеперечисленные проблемы и готовы улучшать качества письма ребёнка, то важно помнить, что ребёнку должно быть интересно писать. Поэтому занимать стоит в хорошем настроении и столько времени, сколько сейчас может заниматься ребёнок.
Для начала можно тренировать с ребёнком отдельные элементы письма прописных букв. Вы можете использовать специальный тетради-прописи, а можете и придумать свои прописи.
Принято давать задание ребёнку написать целую строчку до конца, но на самом деле, первое время следует делать упор на качестве, а не на количестве прописанных элементов.
Для того, чтобы этот вид занятия не превратился в рутину и был интересным, попробуйте ввести игровой момент: предложите ребёнку рисовать элемент и придумывать, на что он похож.
От отдельных элементов письма переходите к слогам. И постепенно к буквам. Очень важно, чтобы весь процесс приносил ребёнку удовольствие: поддерживайте и мотивируйте ребёнка. В первое время не стоит делать акцент на том, что не получается. Лучше всего — отмечать победы.
С каждым следующим разом ребёнок будет писать всё быстрее и увереннее.
Но и отдельно над скоростью, конечно, можно поработать.
- Придумайте свой собственный элемент, который похож на какую-нибудь букву и соединение и попробуйте прописать его вместе с ребёнком, не отрывая руки от бумаги. Неразрывно. Затем пусть ребёнок придумает свой элемент, и так по очереди вы можете писать элементы друг друга. Фантазии в этом упражнении нет предела, что позволяет сохранить игровой момент. Очень важно, чтобы ребёнок учился соединять буквы, не отрываясь от бумаги.
- После того, как ребёнок научился хорошо писать буквы, соединения и слова, можно предложить ему сдвинуть темп. Как? В игре.
Предложите ребёнку написать короткое предложение (или словосочетание) за 5 минут. Для начала возьмите то время, за которое ребёнок точно справится — так он захочет пойти дальше.
Потом, можно сократить время, а количество слов в предложении увеличивать. Хорошо, когда это предложение становится с каждым словом всё забавнее и забавнее, тогда ребёнку будет интересно дописывать его до конца.
То, что у ребёнка не получается сразу, всего лишь значит, что задание следует немного упростить, и дальше усложнять постепенно. Ребёнок не обязан научиться быстро, ведь каллиграфия — это очень сложно, а рука ребёнка ещё не натренирована на письмо.