Всестороннее гармоничное развитие ребёнка невозможно без музыки. Программы детских садов включают в себя уроки музыкального воспитания, которые являются неотъемлемой частью эстетического развития. Современные родители мечтают, чтобы их дети научились хорошо петь, но не все малыши проявляют такое желание. Они не показывают свои музыкальные таланты, тем самым огорчая пап и мам. Родители начинают думать, что у их ребёнка нет слуха, но это не всегда так. Слух всегда можно развить, используя специальные методики. Тем более что специалисты доказали: музыкальные способности не являются наследственными. Они зависят только от социальной среды и воспитания. Т.е. даже не способного к музыке ребёнка, можно при желании научить красиво исполнять песни.
Часто, дети музыкантов наделены хорошим чувством ритма, они распознают и отличают интервалы и поэтому сложилось устойчивое мнение, о наследственной природе музыкальных талантов. А на самом деле секрет тут в том, что такие малыши просто с детства слушают много музыки и впитывают её в себя. Но как же быть родителям, которые хотят, чтобы их чадо красиво пело, на радость и умиление всем гостям? Лучший вариант – это индивидуальные занятия с профессиональными вокалистами. Они научат малыша правильному дыханию, которое особенно важно для извлечения чистых звуков. Так же мастера по вокалу скоординируют слух, научат отличать ноты и правильно в них попадать. В результате голос ребёнка окрепнет, станет звонче, ярче и насыщеннее. А уже через несколько месяцев таких интенсивных систематических занятий, ребёнок сможет исполнять детские простые песни.
Советы для родителей
Привитие ребёнку желания петь и слушать музыку зависит, конечно же, от родителей. На вопрос как научить ребенка петь, простого ответа быть не может, ведь это целый комплекс мероприятий. Но можно папам и мамам дать некоторые полезные советы, которые точно помогут в этом деле. Лучше всего малыш учится на примере своих родителей. Поэтому важно самим правильно воспроизводить музыкальные интонации, чтобы ребёнок их запоминал и воспроизводил. Когда взрослые сами не попадают в ноты, то они, естественно и своих детей пению точно не научат. Нужно объяснять, что существуют разные жанры песен, а от этого зависит и их исполнение. Например, колыбельные поются тихо, проникновенно и неторопливо. А детские песенки нужно пропевать громко, весело и с задором! Длинными пенями не стоит загружать малыша, от таких композиций ему станет скучно и пропадёт всё желание петь. Лучше выбирать короткие весёлые песни. Важно, чтобы музыкальные занятия не стали повседневной повинностью. Они должны проходить в лёгкой, игровой манере, только тогда они принесут желаемые результаты. Если у крохи что-то не получается, не стоит его ругать и критиковать. Лучше просто спокойно объяснить ошибку, чтобы он её осознал, и показать, как нужно правильно.
-
Ниже приводится список конкретных советов, которые помогут грамотно ответить на вопрос как научить ребенка правильно петь:
Придерживаясь этих не трудных советов, можно привить малышу любовь к музыке и научить его великолепному пению. И кто знает, может в будущем это сыграет хорошую службу и откроет дверь в мир большой профессиональной музыки.
Как научить ребёнка петь в домашних условиях
-
Существуют специальные упражнения, способные дать ответ на вопрос, как научить ребёнка петь в домашних условиях:
-
Особая артикуляционная гимнастика. Эти упражнения направлены на развитие двигательной активности языка и губ – главных составляющих артикуляционного аппарата человека. Упражнения следующие:
- высунуть язык как можно дальше вперёд, затем убрать обратно;
- вождение языком по зубам, как во время чистки зубов;
- цоканье языком, причём меняя тональность, открывая рот шире и сужая его;
- прикусывание нижней губы, затем верхней;
- оттопыривайте нижней губы, как бы обижаясь на что-то.
Приложите усилия и ваш малыш запоёт!
Самое важное для родителей в приучении крохи к музыке – это желание и упорство. Не стоит бросать это дело, если у малыша вначале не очень хорошо получается или нет желания. Следует чередовать разные упражнения, делать так, чтобы заинтересовать ребёнка. Только в этом случае можно прийти к успеху. Через несколько месяцев занятий в домашних условиях, малыш сможет красиво петь не трудные детские композиции. Ну а если вы захотите, чтобы такое развитие шло дальше, нужно отдавать своё чадо в специализированные музыкальные школы или частным вокалистам. Частные мастера стоят дороже, но они занимаются с ребёнком один на один, а значит, лучше передают ему все свои знания. Теперь, ответ на вопрос как научить ребенка красиво петь, для вас станет менее сложным.
wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 15 человек(а).
Количество просмотров этой статьи: 42 039.
Многие преподаватели по вокалу избегают обучения детей, поскольку боятся разочаровать их или повредить их голос. Впрочем, при правильной методике уроки по пению могут стать отправной точкой для ребенка к развитию слуха и вокальной техники. Дети, которые не занимаются пением, могут иметь неразвитый слух, а те, которых обучали по неправильной методике, могут даже иметь проблемы с голосом. Очень важно, чтобы все приведенные ниже советы выполнялись с правильной техникой (не просто разучивание песен), чтобы не повредить голос ребенка. Родители, заинтересованные в том, чтобы их ребенок занимался пением, должны найти преподавателя, который имеет опыт работы с детьми и пользуется приведенными методиками.
Начинайте каждое занятие с разминки и упражнений на осанку. Это не только поможет развить у ребенка правильную осанку, но еще и научит его серьезно относиться к занятиям, если он предварительно будет выполнять простые, но полезные задания. Дети любят физическую активность.
Учите ребенка правильно дышать. Во время вдоха живот должен подниматься, а во время выдоха — опускаться. Плечи и грудь не должны быть подняты или опущены. Этому можно учиться стоя, или лежа, с книжкой на животе. Практикуйте шипение, жужжание, гудение и просто пение «Ааа», предварительно делая глубокий вдох и поддерживая его животом. Сфокусируйтесь на том, чтобы издавать четкие разборчивые звуки, а во время выдоха избегайте выброса слюны.
Познакомьте ребенка с регистрами. Практикуйте длинные глиссандо «сирены», поднимаясь в более высокий регистр (также называемый фальцетом) с более высокими нотами вместо того, чтобы создавать напряжение в привычном регистре. Вероятнее всего, высокий голос ребенка поначалу будет слабо развит, но продолжайте практиковаться, и со временем он улучшится. Ребенок должен научиться распознавать вибрацию во рту и груди для низких нот и вибрацию в голове для высоких нот.
Займитесь развитием слуха. Научите ребенка определять высоту и затем пропевать ноты вверх и вниз. Пусть он начнет петь «Ааа» и сопоставлять высоту своего голоса с пианино. Затем продвиньтесь вверх или вниз на пару нот. Поскольку поначалу дети не понимают принципа повышения или понижения нот, вы можете демонстрировать его с помощью руки, поднимая и опуская ее. Будьте терпеливы, если они не начнут понимать сразу — обычно это происходит достаточно быстро.
Обучите ребенка гаммам. Начните практику с мажорных гамм с тремя и пятью нотами, пользуясь обозначениями «До», «Ре», «Ми», «Фа», «Соль». Повышайте или понижайте стартовую ноту (тонику) на один полутон, как только ребенок научиться держать высоту. Со временем начните пропевать всю гамму (До Ре Ми Фа Соль Ля Си До).
Обучите ребенка интервалам. Начните с большой секунды и двигайтесь к октаве. Всегда используйте обозначения сольфеджио (До Ре Ми Фа Соль Ля Си До).
Работайте над гласными. Убедитесь, что ребенок пропевает гласные надлежащим образом. Его рот должен быть открыт достаточно, чтобы пропевать Аа и Оо.
Работайте над правильным тоном и открытым горлом. Научите ребенка петь при зевке, но так, чтобы его язык находился за нижними зубами. Работайте над тоном, просите ребенка фокусировать вибрацию на нёбе рта. Особенно эффективно делать это во время гудения. Во время пения в высоком регистре ощущается вибрация в небе рта, голове, а иногда даже над головой, если звук очень высокий.
Начните разучивать песни. Для начала читайте и пойте с листа, используя ноты сольфеджио. Учите детей таким образом читать музыку. Затем старайтесь держать гласные как длинные ноты, а не пропевать их обычным образом, то есть коротко.
Давайте ребенку возможность выступить. Удачное выступление является неотъемлемой частью развития ребенка. Периодически проводите неформальные выступления, когда ребенок поет песню перед вами, как перед публикой. Поощряйте детей петь своим родителям и даже друзьям, если они себя комфортно чувствуют. Как следствие, проводите каждые полгода концерт, к которому они смогут подготовить 1-3 песни, и выступить перед другими детьми и их родителями.
Считается, что занятия вокалом можно и нужно начинать в раннем возрасте. Помимо явной пользы владения голосом, уроки вокала тренируют память и внимание!
Каждый рождается с определенным уровнем музыкальных способностей. Лучший способ научить ребенка музыке – это петь ему. Когда вы поете, малыш видит, как двигается ваш рот, наблюдает за вашим дыханием и видит удовольствие от процесса. Польза от пения для вашего ребенка значительна, независимо от того, насколько хорошо вы поете.
Проводите с юными певцами вокальные исследования в игровой форме, так малыши смогут испытать, на что способен их голос, и поэкспериментировать с различными типами звуков.
Как и в других областях развития маленьких детей, музыкальное развитие требует времени, осмысления и последовательности, включая прослушивание музыки и реагирование на нее посредством пения и движений.
К четырем годам большинство детей уже могут петь знакомые песни, участвовать в музыкальных играх и сочинять свои собственные песни в соответствии с опытом, который у них есть.
Если ребенку меньше пяти лет, главная задача родителей – привить малышу любовь к качественной музыке. Даже фоновое прослушивание исполнителей мирового уровня оставляет свой след. У голосовых (вокальных) связок есть память, и, как следствие, ребёнок потом неосознанно будет копировать услышанный звук при попытке что-либо спеть. Это дает невероятный толчок к развитию вокальных навыков и хорошего музыкального вкуса. Для достижения результатов нужны системные прослушивания: минимум несколько раз в неделю и максимум – час в день. Также, при заинтересованности детей, иногда вместо мультика можно предложить ребенку посмотреть концерт.
Вы можете дать ребенку возможность изучать свой голос, уделяя, к примеру, несколько минут спокойному разговору, пению, шепоту и крику. Затем потратьте некоторое время, чтобы создать звуковые эффекты, имитируйте звуки сирены, животных и т. д. Издайте звук – и пусть дети повторяют его за вами. Усложняйте задания, подключив щелчки языком, хлопки и жужжание губами и скручивание языка.
Будьте внимательны к ребенку, поощряя его достижения, и не акцентируйте внимание на неудачах. Дети в раннем возрасте особенно чувствительны к критике, и ваше неодобрение может отбить желание продолжать занятия, даже если малышу нравится процесс.
Довольно часто приходится слышать от родителей: «У моего ребенка нет слуха, мне кажется, что она плохо поет, на занятиях музыкой он вообще не раскрывает рта, она поет все песни на один мотив» и т.д.
В чем же дело? В раннем детском возрасте ребенок учится говорить и порой ему трудно выполнять две функции сразу: воспроизводить правильный текст песни (за это отвечает левое полушарие) и точно исполнять мелодию (за это отвечает правое полушарие).
Ребенок может что-то «мурлыкать» себе под нос и иногда довольно точно петь обрывки музыкальных фраз, услышанных по телевизору, например: «М-м-м Данон».
Если вы поете дома для своего удовольствия, то ребенок будет подражать и пытаться петь вместе с вами. Не всегда у него будет получаться пропевать мелодию чисто. К трем — четырем годам дети обычно способны воспроизводить чисто только мелодию, состоящую из 5- 6 звуков, но не более. Высказывания, такие как: «Ты не правильно поешь, открывай рот, пой громче, это не так» могут привести к тому, что ребенок вообще перестанет петь, у него пропадет интерес к этому делу. Если это так сложно и не получается, то зачем же вообще петь. Чтобы подобного не возникло, попробуйте поиграть с малышом в музыкальные игры, которые доставят вам и вашему ребенку не только большое удовольствие, но и позволят ему точнее петь и поверить в свои музыкальные способности.
Существует несколько способов, которые я использую на своих занятиях для того, чтобы развить навыки пения у детей 2 — 5 лет.
Выберите простую песенку, которая нравится вам и малышу и пойте ее, но не сидя на одном месте, а активно — двигайтесь, изображайте то, о чем поется. Для большей наглядности используйте различные предметы (чтобы задействовать зрительную модальность). В этом случае ребенок лучше и быстрее запомнит текст, и ему не будет скучно повторять мелодию.
Малыш запомнил песенку, но не слышно как он поет. Возьмите простой лист бумаги и скрутите его в трубочку — это рупор, если петь в него, то звук становиться громче. Можно попеть в резиновую трубочку: один конец поднести к губам, а другой — к уху, тогда ребенок услышит себя.
Ребенок песенку не поет, а проговаривает. Необходимо поработать с гласными звуками. У каждой мамы есть в запасе красивые ниточки или ленточки. Сложите их в «музыкальную коробочку» или мешочек и медленно вытягивайте по одной, при это пропевая длинный звук (как будто вместе с ниточкой выходит звук). Можно рисовать предметы в воздухе или на бумаге и на любой гласный звук пропевать линию (линия вверх — звук повышается, вниз — звук понижается).
Малыш тянет звуки, но точно не попадает. Попробуйте сыграть в игру «передай». Возьмите любой небольшой предмет, который хорошо помещается в руке ребенка, и дайте ему этот предмет вместе со звуком. Малышу же нужно вернуть предмет и звук снова вам. Если он правильно возвращает звук, то вы ему даете следующий. Затем поменяйтесь ролями, теперь звуки получать и возвращать будете вы. Если ребенок хорошо справляется с этой игрой, предложите ему не один а два, три звука одновременно.
Я надеюсь, вы поверили в то, что обучение пению в раннем возрасте это увлекательный процесс. Не отчаивайтесь, если достичь больших результатов сразу не получится. Могу уверить вас в том, что самым приятным подарком за ваше терпение и труд будет радость ребенка от ощущения, что у него получается правильно, чисто и красиво петь.
Музыка – одна из важнейших составляющих гармоничного эстетического воспитания, поэтому занятия вокалом обязательно входят в программу детских дошкольных учреждений. Но иногда родители желают большего – они хотят, чтобы их дети научились петь красиво и чисто, более полно раскрыли свои музыкальные способности. Как научить ребёнка петь, что сделать для того, чтобы развить у детей любовь к пению?
Медведь на ухо наступил… Или нет?
На самом деле такие родители путают следствие и причину. Специалистами давно установлено, что роль наследственности в развитии музыкальных данных не так велика, как принято об этом думать. А вот роль окружающей среды и прилагаемых педагогических усилий значительна.
Ребёнок музыкантов зачастую обладает развитым музыкальным слухом и чувством ритма, вовсе не потому, что его бабушка была профессиональной оперной певицей. Просто он с рождения (и даже до своего появления на свет) постоянно слышит музыку, она становится для него чем-то вроде второго языка, и соответственно, музыкальные способности у него развиваются гораздо раньше и эффективнее.
Поэтому не стоит искусственно ограничивать творческий потенциал своего ребёнка, отказывая ему в развитии музыкальных навыков, только потому, что «ему медведь на ухо наступил».
Занятия с профессиональными педагогами, специальные вокальные упражнения, способствующие развитию слуха, координации слуха и голоса, и музыкальная среда (прослушивание разнообразных композиций, совместное пение) будут очень полезными в развитии музыкальных навыков детей.
Музицируем дома
Артикуляционная гимнастика
Одной из важных составляющих музыкальной подготовки является артикуляционная гимнастика. Упражнения по развитию артикуляции обязательно понравятся ребёнку — ведь они дают ему возможность на 10-15 минут стать «маленькой обезьянкой» — покривляться, высовывая язык надувая щёчки, цокать язычком, изображая лошадку.
Что включает в себя артикуляционная гимнастика:
Упражнения, в которых задействован язык:
- Кусаем кончик языка, учимся высовывать весь язык вперёд и убираем его внутрь;
- Проводим языком между губами и зубами, имитируя «чистку» зубов;
- Цокаем как лошадка, при этом отслеживая объём рта. Если объём небольшой и язык практически упирается в нёбо, цоканье получается низким – это скачет большая лошадка. Если язычок упирается в нёбо рядом с передними зубами, звук получается более высокий, звонкий – это скачет маленькая лошадка, пони.
Упражнения, в которых задействованы губы:
- Мелко кусаем зубками верхнюю и нижнюю губу поочерёдно;
- Оттопыриваем нижнюю губу (имитируя обиду), приоткрываем рот, поднимаем верхнюю губу, улыбаемся, имитируя радость;
Учимся петь, играя
Упражнения, развивающие вокальные способности детей, должны обязательно включать в себя элементы игры, заставлять работать фантазию ребёнка. Тогда в дальнейшем дети полюбят эти задания и будет выполнять их с удовольствием.
Поем, используя пластические и образные жесты
Поставьте малышу его любимую детскую песенку, и попросите не только подпевать, но и показать движениями и жестами её главных героев, события, о которых поётся в песне. Важно, чтобы эти упражнения давали ребёнку возможность максимально выразить себя, чтобы он, не стесняясь, имитировал звуки, которые издают животные или герои песни, свободно двигался, совершал необходимые движения руками и телом. Именно движения руками позволяют осуществлять более «осмысленные» музыкальные действия, лучше выразить себя время музицирования.
Подскажите юному певцу, что во время пения низких звуков уместно двигать руками ниже, а когда звуки становятся высокими, то выше поднимаются и его ручки, как бы «следуя» за тембром его голоса.
Рисуем голосом
Предложите ребёнку «пропеть» уже известные ему явления природы: вьюгу, метель, сильный ветер, полёт насекомых, прыганье и кваканье лягушек, скрип двери. Поиграйте: пусть он не называет вам, что именно показывает своим пением, а вы должны догадаться об этом самостоятельно.
Теперь нарисуйте на листе бумаге несколько линий, завитков, овалов. Покажите их малышу и предложите «пропеть» рисунок, следуя голосом за его линиями. В дальнейшем можно дать задание ребёнку нарисовать рисунок, которые он будет «петь», самостоятельно. Отличное упражнение, которое развивает не только вокальные данные, но и фантазию детей.
Поем гласные звуки
Во время пения обращайте внимание на то, как поются те или иные звуки. Научите ребёнка петь ряд гласных «ааааууооыы», «уууооооаа» плавно, не делая границы между звуками. Следите за работой губ и гортани во время пения. Губы должны быть приоткрыты и находиться в состоянии «полуулыбки», при этом гортань поднимается, и образующие звуки получаются лёгкими и звонкими.
Занятия музыкой позволят развить не только вокальные способности детей, но и откорректируют возрастные дефекты речи, наладят правильную артикуляцию, разовьют дыхательные органы. Если дети много и с удовольствием поют, необходимо продолжать их дальнейшее музыкальное обучение в специализированных музыкальных школах и студиях.
Как развить у ребёнка вокальные данные расказывает специалист:
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.
Обучать ребенка пению лучше всего, используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.
При подборе песенного репертуара учитывайте следующее.
Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споете ребенку песню. Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, выразительным. Только при этом условии у ребенка появится интерес и желание выучить песенку.
Разучивая с детьми песню, помните:
- Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например “ля”.
- Подвижные песни сначала необходимо пропевать в медленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова.
- Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом: рука следует вверх и вниз, скачком ИЛИ плавно, в зависимости от движения мелодии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка петь
Несколько рекомендаций родителям по подбору песенного репертуара, об особенностях голосового аппарата ребенка.
Консультация для родителей «Советы тем, кто хочет научить ребенка петь».
Консультация для родителей, которые желают оказать помощь своему ребенку в овладении навыками правильного и выразительного пения.
Консультация для родителей «Как научить ребенка петь»
Консультация о развитии музыкальных способностей ребенка.
Как научить ребенка петь и тенцевать
Консультация для родителей.
Консультация для родителей «Как научить ребенка петь и танцевать»
Консультация содержит ряд рекомендаций для родителей по творческому развитию детей.
Консультация для родителей «Научите ребенка петь»
Буклет «Памятка родителям, которые хотят научить ребенка петь»
В памятке содержатся советы родителям, которые хотят научить своего ребенка петь. Игры, развивающие вокальные навыки.