Что такое согласие, зачем учить его выражать и при чем тут картофель фри, рассказали на конференции «Аутизм. Вызовы и решения».
В конце апреля Центр проблем аутизма в сотрудничестве с научным сообществом Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) провел традиционную международную научно-практическую конференцию «Аутизм. Вызовы и решения». АСИ послушало семинар поведенческого аналитика из США Барбары Гросс «Действия по обоюдному согласию, инвалидность и ABA: чему мы можем научиться у картофеля фри, чая и пиццы».
Что такое согласие
У «согласия» много определений, но в общем это ситуация, когда один человек дает другому человеку разрешение на то, чтобы что-то сделать, или на то, чтобы что-то произошло, рассказывает Барбара. Тема согласия не всегда завязана на сексуальных отношениях.
В согласии сочетаются определенные особенности:
- Согласие – это класс функционального отклика, то есть форма согласия у каждого человека может быть разной. Например, человек может сказать «да», а может кивнуть или улыбнуться, показывая, что ему что-то нравится. Или отозвать согласие покачиванием головой или словом «нет».
- Согласие дается под «аппетитивным» контролем, когда у человека «есть аппетит» в отношении чего-либо. То есть человек соглашается, потому что этого хочет, а не потому что его вынуждают.
- В согласии комбинируются значения «мне это нравится, и я этого хочу». При обоюдном согласии нужно, чтобы и другой человек выразил то же самое.
- Согласие реагирует на изменения. Это означает, что согласие всегда можно отозвать, если поменялись обстоятельства или произошло что-то другое, после чего человеку больше не хочется делать то, на что он дал согласие.
«Люди должны учиться волеизъявлению, чтобы они могли говорить и показывать, что им нравится и то, что им не нравится. Это напрямую относится к предотвращению насилия», – замечает Барбара.
Как объяснить, что такое согласие
Для легкого объяснения, что же такое согласие, Барбара советует обратиться к ролику о чае. Идея проста: нужно представить, что вы приглашаете кого-то на чай.
И если человек говорит «да, я хочу чай», вы вместе его пьете и все хорошо. Но если человек сказал «ну, может быть», это означает, что он вправе и не пить чай, даже если вы его уже приготовили. Кроме того, пока вы готовите чай, человек может перехотеть пить – и это не означает, что вы должны попытаться насильно залить ему в рот этот чай. Это снова говорит о том, что согласие может прекратиться.
Более того, если человек согласился попить чай в субботу, это не означает, что он будет согласен пить чай в воскресенье, понедельник или любой другой день после. А если человек спит, находится без сознания или под воздействием чего-либо, никакой чай ему не нужен, и он не может дать на него согласие в таком состоянии.
Барбара добавляет: для согласия важна информированность человека, он должен понимать, на что соглашается. Поэтому если вы приглашали его на чай, а приготовили кофе, он спокойно может отказаться – согласие он давал совершенно на другое.
Другой способ поговорить о согласии – обратиться к картофелю фри. В США слово fries используют как акроним, где:
- f – свобода согласия, которое должно даваться без принуждения;
- r – обратимость согласия, когда человек в любой момент может передумать и сказать «нет»;
- i – информированность о том, на что дается согласие; человек должен точно понимать, что ему предлагают, не спать и не быть без сознания;
- e – эмпатия, когда согласие не всегда означает, что человек в этом заинтересован, но дает согласие, потому что ему это нужно. Например, поход к стоматологу;
- s – специфичность, в которую вкладывают конкретное предложение, на которое человек соглашается. Например, он согласен прийти к вам поужинать, а вот сидеть после и разговаривать в течение трех часов он не согласен, этой договоренности не было.
Еще одна метафора для объяснения согласия – пицца. Человек покупает пиццу, потому что голоден, а не потому что он покупает ее каждый вторник после обеда или еще почему-то. Если пиццу едят двое, им нужно договориться, какая она будет – с ананасами или нет, найти то, что подходит двоим. И как только они поели и голод проходит, взаимодействие прекращается.
Что мешает согласию
На практике в помощи людям с аутизмом родители и практикующие специалисты не всегда делают достаточно, чтобы сотрудничать, считает Барбара.
По ее мнению, чаще всего они приходят и говорят, как делать правильно, не получая согласия человека. По примеру с чаем нужно помнить, что согласие не длится постоянно и помогающему человеку нужно регулярно проверять, сохраняется ли договоренность.
Люди существуют в кругах общения, рассказывает Барбара, есть индивидуальные круги (человек и родитель, например), микросистемы (человек и его сотрудники) и экосистема (профессиональное сообщество). И часто бывает так, что помогающий специалист или родитель лишает человека самостоятельного выбора и сужает эти круги.
Например, в практике Барбары была ситуация, когда с ней связались работники дома престарелых и сообщили, что один постоялец постоянно со всеми ссорится и ничего не хочет делать. Она стала разбираться: а есть ли у него какой-то выбор, чем заняться? Там пожали плечами. Тогда она уточнила, как там кормят постояльцев? Там ответили, что они едят то, что им приготовили. Либо едят, либо не едят – и это, по словам Барбары, не выбор. Они дали бы людям выбор, если бы готовили сэндвичи с курицей и сэндвичи со свининой. Тогда бы человек дал согласие на то, чего ему хочется.
В локальных взаимодействиях также часто бывает, когда специалист или родитель отвечает вместо ребенка или взрослого: мол, я и так знаю, что тебе лучше и что тебе нравится. Так они забирают возможность человека говорить за себя.
А важно, говорит Барбара, учить человека идентифицировать свои чувства, замечать, что ему нравится, а что не нравится – тогда он сможет давать согласие. А для того, чтобы он понял, чего ему хочется или не хочется, нужно давать выбор и пробовать новое. Если этого выбора – сходить на прогулку или поиграть с собаками – нет, человек не сможет понять, что ему нравится.
А если нужно получить согласие на что-то обязательное – например, пристегнуть в машине ремни безопасности – важно рассказывать, почему это нужно делать: это дает те необходимые для согласия информированность и специфичность.
Конференция «Аутизм. Вызовы и решения» ежегодно собирает врачей, психологов, педагогов и специалистов смежных специальностей из разных стран мира, чтобы обсудить актуальные направления в области аутизма. Подробнее о прошедшей конференции можно узнать в группе «ВКонтакте».
Мамочки, когда ваши детки начали вести диалог. Или отвечать элементарно «да» или «нет». Нам 2.2. Словарный запас большой. Т.е на вопрос «что это» он может все назвать. Отвечает только на вопросы вырученные «кто это», «какого цвета», «что это», «как тебя зовут, сколько годиков». Мама, папа говорит, но к нам не обращается. Обращенной к нам только «открой, дай, отдай, купаться, пить, одень, сними, кушать». В садике девочка сидит и на своём рассказывает ей что-то, у других спросишь» ты кашу ел? » и он ответит. А у моего любой другой вопрос ступор. Хочешь есть, хочешь писать, вкусно? В ответ тишина. Я научила его отвечать на вопрос» ты хочешь в садик? «. Он стоит утром, плачет в группе, я спрашиваю «ты хочешь в садик?», а он сквозь слезы» даааа». И смех и грех. Умеет говорить «не котю» (не хочу). Но это он говорит когда мультик не нравится или когда печеньку мне несёт, которую не хочет. Монолог в основном получается. У подруги сын 3.3 не говорящий, но он ведет диалог взглядом, жестами, на своём птичье языке. Он в контакте.
Трудно понять ребенка, который не может ответить да или нет. Для ребенка очень важно уметь выражать свое согласие или несогласие, ведь там, где этого навыка нет обязательно будет почва для нежелательного поведения. Причем навык ответа ДА\нет может освоить любой ребенок, даже невербальный. Ответом может быть жесть, слово или карточка.
1. Начинаем обучать с вопроса о мативационном стимуле : Хочешь яблоко? Будешь смотреть мультик?
Важно, чтобы предмет находился в поле зрения, чтобы можно было дополнительно подкрепить жестовой подсказкой или протянуть предлагаемый предмет.
2. Далее вопрос об известных предметах, обьектах и действиях. Это мяч? Это собака? Папа сидит? Утка крякает? Естественно, для этого уровня вопросов необходимо знание предмета или действия.
3. Вопрос о категории и обобщениях6 Это мебель? Ты собрал игрушки? Это одежда? И опять же для этого уровня необходимо иметь понимание о категориях и словах — обобщениях.
4. Вопросы об абстрактном : Ты голодный? Утебя хорошее настроение? Самый сложный уровень. Для успешного освоения ребенок должен понимать значение абстрактных понятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект встречи в родительском клубе «На встречу друг другу» «Научи любить ребенка все окружающее и ты его научишь всему»
В МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №19 «Светлячок» (Коломенский муниципальный район) не первый год функционирует родительский клуб «На встречу друг другу», руководителем которого является пе.
Доклад. Тема:Научить детей играть – значит научить жить.
Цель. Повышение педагогической компетентности в организации детских игр.
Как научиться правильно научиться держать ручку?
Одной из главных проблем обучения детей с 6 лет, обозначенных ими, является подготовка руки ребенка к письму. Это связано с психофизиологическими особенностями 5−6 -летнего ребенка, с одн.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться
Отличный способ вызвать у детей интерес одновременно к математике и творчеству — предложить им рисовать с помощью цифр, дополняя их различными линиями. Это довольно легко, поэтому с такой задачей спра.
«Как научиться одному из самых гуманных качеств – состраданию? Можно ли этому научить? Каким должно быть настоящее сочувствие?»
Сострадание, милосердие, жалость к ближнему – качества, очень важные как для самого человека, так и для общества в целом. Они являются приобретенными чувствами, для выработки которых существует один м.
Родительское собрание «Чему мы научились, чему предстоит научиться»
Мастер-класс «Научился сам – научи других!»
Познакомить педагогов с алгоритмом создания социального плаката как средства духовно-нравственного воспитания и социализации воспитанников, преемственности дошкольного и начального общего образования.
Указательный жест и жесты «нет», «да» крайне важны и являются мостом между невербальной и вербальной речью ребенка. Указательный жест используется для направления внимания других людей или собственного внимания на какой-либо объект. В норме дети осваивают указательный жест к 1,5 годам.
Указательный жест и жесты «нет», «да» являются средствами коммуникации и их отсутствие относится к триаде признаков аутизма.
У детей с РАС спонтанное применение указательного жеста и жестов «нет», «да» может возникнуть только ближе к 7-ми годам или не возникнуть вовсе. Данный факт крайне затрудняет общение с такими детьми.
Однако, если ежедневно использовать специальные упражнения, то можно не только поставить эти жесты, но и ввести их в постоянное общение ребенка с окружающими людьми.
Ставим жесты «нет», «да»
Сперва имеет смысл проработать жесты «нет», «да». Для этого мы будем регулярно задавать ребенку разнообразные вопросы, на которые можно ответить выше обозначенными жестами.
Например, усаживаем ребенка напротив себя, чтобы его лицо было направлено на ваше лицо. Показываем ребенку кружку с водой и спрашиваем: «Ты хочешь пить?», провоцируя его утвердительно кивнуть на наш вопрос головой. Если ребенок затрудняется сделать это самостоятельно, мы ему помогаем и слегка надавливаем на затылочную область головы ребенка своей рукой.
Как только ребенок освоит жест «да», вводим следующий жест «нет». Опять же задаем вопросы, но в тот момент, когда процесс еще не завершен. Например, ребенок только наполовину съел свой обед и мы в этот момент спрашиваем: «Ты доел?» Если ребенок, опять же, затрудняется самостоятельно выполнить жест «нет», помогаем ему сделать жест, слегка поворачивая своими ладонями лицо ребенка.
Ставим указательный жест
Одновременно ставим ребенку с аутизмом указательный жест. К словесным инструкциям «Положи», «Возьми» добавляем еще одну инструкцию — «Покажи».
Берем руку ребенка в свою руку и фиксируем указательный жест, отгибая пальчик ребенка в нужном направлении. После чего учим ребенка четко указывать пальчиком на нужную картинку или предмет. Как только ребенок повторяет за нами жест, сразу же подкрепляем правильное действие ребенка поощрением.
Мгновенно поощряем любую инициативу ребенка самостоятельно использовать указательный жест или жест «нет», «да». Использование этих минимальных наборов невербальной коммуникации позволит нам (родителям) определять пожелания наших детей, тем самым мы сможем погасить многие конфликтные ситуации.
Ставим жест «Двигай»
Проделываем аналогичную работу для постановки жеста «Двигай». При использовании деревянной рамки или мягких пазлов применяем речевую инструкцию «Двигай».
Помогаем ребенку совместить кусочки пазла при этом слово «Двигай» повторяем столько раз, сколько понадобиться для того, чтобы кусочек пазла встал на свое место. Как только кусочек пазла достиг своей цели, берем рукой ручку ребенка и проводим ею по поверхности собранного поля, показывая ребенку отсутствие выпуклостей и зазоров.
Одновременно говорим такую фразу: «Получилось гладко». Гладкость и ровность собранного рисунка пазла послужит нам критерием правильно выполненной работы по сборке головоломки. После чего поощряем ребенка любимой вкусняшкой.
Применяя ежедневно выше описанные нехитрые упражнения, Вы сможете без труда очень быстро поставить своему ребенку указательный жест и жесты «да», «нет».
Одна из главных задач современной педагогики – научить ребенка жить в динамичном, изменяющемся мире. А это значит :
-уметь обучать самого себя;
-принимать самостоятельные решения;
-уметь решать творческие задачи.
Поэтому мы должны научить ребенка видеть проблему и помочь ему находить пути решения этой проблемы.
Для этого я предлагаю использовать в работе игру «Да – Нет». Стратегия игры совпадает с линией решения проблемы: надо научить ребенка сужать поле поиска решения этой проблемы, без сплошного перебора всех возможных вариантов – что и является целью игры «Да – Нет».
Правила игры очень просты. В ограниченном пространстве, на доске, на столе, спряталась « тайна», о которой знает только ведущий игры. Детям надо отгадать эту тайну с помощью вопросов, на которые ведущий будет отвечать только «ДА» или «Нет», перечислять предметы нельзя. Вопросы принимаются только те, которые сужают только поле поиска. Убедитесь сами. ( видео)
Игра «Да – Нет» используется педагогами нашего детского сада как метод формирования ряда навыков мышления. С помощью поиска объекта в ограниченном пространстве мы:
— формируем умение ориентироваться в разных видах пространства относительно себя и любого произвольно выбранного объекта;
-формируем умение классифицировать объекты;
-учим задавать вопросы обобщенного характера.
В работе с дошкольниками сужение поля поиска объекта производится на основе признака пространственного расположения.
Начать свою работу лучше с линейной «Да – Нет» и с обычных предметов ближайшего окружения, а затем здесь уже могут появиться цифры, буквы, дни недели и многое другое.
На плоскости мы тоже можем поместить любые объекты в зависимости от цели. В данном случае дети не только ориентируются в пространстве , но и закрепляют знание геометрических форм.
Играя в объемную «Да – Нет» дети ориентируются не только относительно предмета ( показать), например дерева, но и относительно самого себя. Причем ребенок может как отвечать на вопросы других детей, так и задавать их сам, относительно самого себя.
После каждого выясненного шага производится «сборка», то есть , если не перед деревом, не за. То где еще может быть? Не слева и не справа, не под и не на. То где? ….. дети делают вывод — над деревом.
Таким образом данная методика формирует у детей навыки уточнения проблемной ситуации , после каждого шага задача выглядит более конкретной и дает некоторые подсказки к своему решению.
Используя эту игру в своей практике мы закладываем фундамент для развития у детей творческого мышления. Одной из его сторон является развитие диалектического мышления, то есть умение решать проблемные ситуации. А чтобы решить проблемную ситуацию, необходимо научить детей систематизировать, анализировать, классифицировать, делать выводы, чему и учит игра «Да – Нет».
Кроме задач, связанных с активизацией мыслительной деятельности, в игре решаются и речевые задачи:
-активизация в речи сравнительных степеней;
— дети учатся грамотно задавать обобщенные вопросы ;
-согласовывать существительные в роде, числе, падеже;
-употреблять в речи предлоги ( в, на, за, под и т.д.) и наречия ( справа, слева, сверху, между и т.д.).
Игра «Да – Нет» используется во всех направлениях: ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, форма, величина, счет.
Она широко используется коллективом нашего детского сада не только на занятиях по ФЭМП, но и на занятиях по ознакомлению с окружающим, развитие речи, а также в свободной деятельности .