Как научить ребенка общаться с животными

Многие дети стремятся к общению с домашними животными, любят с ними играть и хотят, чтобы у них тоже появился какой-то любимец. У родителей встает вопрос: стоит ли заводить кого-то дома? Домашнее животное – это все-таки и ответственность, и расходы, и усилия по уходу за ним. Любой родитель понимает, что большая часть этих забот ляжет на их плечи, и зачастую это становится поводом отказать ребенку.

Давайте разберемся, чего в таком случае лишается ребенок, и что может дать ему общение с домашними животными. Есть ли в этом какая-то польза, которая перевесит все мелкие неудобства?

1. Надо сказать, что общение с домашними животными действительно очень полезно для ребенка. Видимо, ребенок инстинктивно стремится к этому. Во-первых, это полезно для здоровья, в том числе психического, – не зря существует такое направление как энимал-терапия, когда детей лечат общением с животными: лошадьми, дельфинами.

Как это работает? Когда ребенок что-то гладит, он самоуспокаивается. Животное тоже можно погладить, приласкать, потеребить – и животному хорошо, и ребенок успокаивается. Как правило, дети становятся более уравновешенными, более спокойными, когда у них есть питомец, с которым можно общаться.

Это знакомо даже многим взрослым, у которых есть кошка или собака, – погладишь ее и успокаиваешься, уходит все лишнее напряжение. Дети – кинестетики, и для их нормального гармоничного развития особенно важны такие ощущения.

2. Домашние животные отдают много энергии, много любви, они любят хозяев, в том числе ребенка, безусловно. И ребенок тоже приобретает опыт любви и заботы о каком-то существе. Этот опыт бесценен. Он учится отдавать внимание, ласку. Особенно если ребенок в семье один, и все заботятся о нем, а ему заботиться не о ком. Тогда домашнее животное – это хорошая возможность проявить любовь и заботу о близком существе.

3. Через заботу о животном у ребенка происходит формирование ответственности за того, кого он приручил. Часто, когда дома заводят кошку или собаку, то ей занимаются только взрослые. Но ребенок тоже должен ухаживать за своим питомцем, поэтому ему обязательно нужно прививать такие навыки.

Заведя домашнее животное, вам сразу же нужно обговорить обязанности ребенка. Он должен знать конкретно, что он делает: выгуливает, кормит и т.д. Задача родителей здесь – проявить твердость, нужно настаивать, что это ответственность ребенка.

Кстати, потом вам будет проще объяснять ребенку его домашние, учебные и другие обязанности, потому что такой опыт у него уже есть.

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди.
Буду вам очень благодарен! Спасибо!

Не найдется ни одного ребенка, который не просил бы завести кошечку, собачку, кролика, хомячка, морскую свинку, черепаху или мышку — ведь это так здорово — быть другом живого существа! По статистике Всемирного общества защиты животных, 95% всех кошек и 75% собак не имеют дома. Многие из них рождены на улице, но большинство когда-то имели теплый дом и хозяев. Животные часто страдают по вине человека, поэтому учить детей основным правилам обращения с братьями нашими меньшими нужно с раннего детства.

Правила обращения с животными

1.Не заводите животных по первому требованию. Сегодня ребенку хочется котенка, завтра щенка, а через месяц хоть кого-нибудь. Перед тем, как решиться на этот серьезный шаг, надо взвесить все «за» и «против». Животное – не игрушка — оно нуждается в уходе, лечении, внимании, воспитании, его нельзя оставлять надолго одного — объясните это ребенку. Если сын или дочь принесли животное с улицы — похвалите за сочувствие, но не оставляйте: отнесите в приют, на передержку, чтобы было понятно, что подобное сострадание требует материальных вложений. Убедительным шагом будет трата на содержание найденыша денег, отложенных на игрушки или развлечения.

Многие дети мечтают иметь животное, и если вы решили подарить эту радость своему чаду, то займитесь подготовкой к важному событию: читайте книги, покупайте предметы ухода, определите место для животного в доме. Сделайте отсрочку. Совместите появление животного в доме с каникулами и вашим отпуском. Важно, чтобы все в доме привыкли к новому существу, определили особенности ухода, выработали правила воспитания, распределили обязанности.

Животное просит ребенок, но становится он общим любимцем, а иначе нет смысла его заводить.

2.Не покупайте друзей.Ребенок не осознает стоимости дорогой породистой собаки (кошки) — он хочет друга. Дети часто приписывают своим животным человеческие черты, разговаривают с ними, поверяют им тайны. И им не важно, сколько стоит питомец.

У породистых животных есть существенный недостаток: за ними требуется тщательный уход. Еда с общего стола им не подходит, а, значит, нужно постоянное вложение. Кроме того, собаки и кошки дорогих пород отличаются болезненностью. Им нужны профилактические мероприятия, одежда для прогулок, витаминные комплексы, капли и лекарства — сложный уход не под силу детям.

Покупка животных имеет и нравственную сторону. Животные – не товар, и их приобретение не дает право перепродажи при ненадобности. Лучше не говорить ребенку, что купили ему друга.

Обычно с такими радостными воплями малыши реагируют на животных, которых видят рядом. А что дальше? Чем обернётся знакомство с маленьким другом: слезами и вырванным клочком шерсти или радостно виляющим хвостом и громким мурлыканьем?

В этой статье мы собрали советы, которые помогут ребёнку выстраивать добрые отношения с домашними любимцами.

Аллергия, малыши и животные

От того, как малыш будет взаимодействовать с живой природой, во многом могут зависеть его дальнейшие отношения с миром и самим собой. Поэтому родителям следует уделить этому особое внимание. Но не всегда удаётся такие воспитательные моменты подкрепить реальным общением малыша с животными.

Проконсультируйтесь с педиатром и убедитесь в том, что у крохи нет противопоказаний: аллергии или других патологий иммунной системы. Порой аллергия на шерсть животных, корм для рыбок, перья птиц возникает непредсказуемо, даже у тех малышей, у которых раньше не было подобных реакций.

Если при этом четвероногий друг уже живёт с вами, то представляете, каким стрессом для ребёнка может обернуться расставание с ним. Поэтому обязательно обсудите ваше решение вместе с доктором малыша и взвесьте все за и против.

Формируем культуру бережного отношения ко всему живому

Всё начинается с малого. Расскажите ребёнку, что сирень у дома или любимая яблоня на даче у бабушки — тоже живые. Они растут, реагируют на солнце, холод, недостаток воды, а также на правильный уход и заботу.

Заинтересуйте малыша: вместе сядьте разглядывать маленьких жучков на прогулке, нюхайте цветы, не срывая их. Если ребёнку захотелось усадить маленького муравья на палец, то предложите вместо этого посмотреть дома мультик про насекомых или обучающее видео.

Навык наблюдения очень важен для ребёнка. Так он будет познавать мир без вторжения на территорию живого существа. Это очень важная ступень на пути к гармоничным отношениям с домашними животными.

Мы выбрали три фильма, которые помогут вам рассказать ребёнку о простых чудесах, которые таит в себе природа. Посмотрите их сами, без малыша.

  • Семь лет в Тибете
  • Дом (2009, режиссёр Ян Артюс-Бертран)
  • Завтра (2015, режиссёры Мелани Лоран и Сирил Дион)

Устанавливаем правила общения с животными

Маленькие дети ещё не понимают, что рыжий Барсик или лохматый Джек — не игрушки и очень хорошо всё чувствуют. А ещё у малышей нет опыта правильного взаимодействия с животными. Следствие этого — расцарапанные руки и кот с перепуганными глазами. Идите на шаг впереди ребёнка и учите его правилам общения с четвероногими друзьями. Всё подкрепляйте собственным примером.

Например, вы можете сказать: «Папа не дёргает нашего Ваську за хвост, потому что знает — Васе будет неприятно. Лучше давай мы погладим его по голове вот так и вместе сделаем ему новую мышку на верёвочке» — и скорее всего малыш отреагирует на ваше предложение с радостью.

Запаситесь терпением — вам нужно будет каждый день показывать крохе, что значит уважительно и бережно обращаться с животным.

Учим малыша заботиться о питомцах

Детям в нежном возрасте нравится заботиться о тех, кто меньше их: так развиваются самоуважение, ведь они чувствуют себя нужными и полезными.

Поэтому создайте для ребёнка «зону ответственности». Ею может быть:

  • замена воды в поилке
  • присмотр за уровнем корма
  • ежедневные вычёсывания, если питомец реагирует на них спокойно
  • должность главного мастера по изготовлению игрушек для питомца — словом всё что угодно, но только по возрасту и умениям малыша.

Помогайте крохе, если ему сложно и обязательно хвалите за старания.

Подготовьте малыша к появлению в доме нового питомца

Начните показывать малышу животных во время прогулок или наведайтесь в гости к друзьям, у которых дома живут зверята.

Есть несколько универсальных правил «знакомства» с кошками и собаками: присядьте вместе с малышом на корточки перед животным и протяните свой палец или ладонь. Если кошка потёрлась об него, а собака уткнулась мордой в ожидании «почесушек за ухом», то это можно расценивать как согласие животного к дальнейшему взаимодействию. Возьмите ладошку ребёнка в свою и нежно погладьте пушистого друга.

Научите ребёнка правилам гигиены при общении с животными: после прикосновения к ним надо тщательно помыть ручки. Объясните, что нельзя целовать животных, спать с ними и есть из одной тарелки.

Вместе посмотрите добрые мультики о дружбе людей и животных. Вот топ от ФрутоНяни:

  • Бобик в гостях у Барбоса. В нём звучит легендарная песенка «Человек собаке друг»
  • Леди и Бродяга
  • Балто
  • Котёнок по имени Гав
  • Мультсериал «Жизнь с Луи». Эпизод «Рыбка по имени Перец»
  • Приключения попугая Кеши
  • Варежка
  • Фердинанд

Ещё раз о безопасности

Давайте будем честными: далеко не все домашние животные склонны играть с детьми. Научите малыша правилам безопасности: например, что нельзя дразнить собак и гладить их без разрешения хозяина.

Многие малыши с опаской относятся к животным, даже к самым дружелюбным. И не желают знакомиться с ними, тем более — гладить или кормить. Это совершенно нормально. Не давите на ребёнка и не настаивайте на контакте, а просто дайте ему время. Постепенно кроха «созреет» для игр и общения с четвероногим приятелем.

Самый главный совет — будьте для малыша примером уважительного и заботливого отношения к питомцу. И тогда дом будет наполнен радостными криками и весёлыми совместными догонялками. Всем мяу!

Молодая и саркастичная мать, хозяйка пса по кличке Тибет, неутомимая сочинительница мемов для Chips Journal, Ирина Зезюлина написала для НЭН полезный текст о том, как научить детей правильно реагировать на собак, а самих собак — правильно жить в семьях.

— Сяба-а-а-ачка-а-а-а-а! — кричит моя двухлетняя дочь, направляясь в сторону здоровенной бездомной псины, которая жрет что-то, напоминающее человеческую ногу. Из припаркованной за углом машины играет угрожающая музыка, бабульки во дворе начинают креститься, а мамы прижимают своих детей поближе. Догоняю ребенка на полпути, и мы повторяем сто раз проговоренный диалог:

— Доченька, что спрашивают у хозяина собаки, прежде чем близко к ней подойти?

— Верно. А если хозяина нет?

— Луцсе не подходить.

Конечно, было бы куда проще оттянуть ребенка с криками: «Отойди, укусит» и научить дочь бояться собак. Это короткий и простой путь, который часто ведет к фобиям и, как ни странно, — к укусам собак.

Да, многие мамы считают, что собак нужно бояться. Они агрессивные, непредсказуемые и вонючие, а еще им лучше не смотреть в глаза. Исходя из такой логики, бояться нужно большинство подростков и многих из нас после бессонной ночи с младенцем.

Почему-то многие думают, если ребенок чего-то боится, он не попадет в плохую историю. Однако психологи говорят, что человек в беде, который находится в состоянии паники, имеет меньше шансов повести себя правильно и уцелеть. Это касается всего: огня, поведения на воде, стихийных бедствий — и в том числе общения с собаками. Только если родители стараются объяснять детям, как правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях, то собак учат просто сторониться. В какой-то мере это правильно, только рано или поздно они все равно встретятся друг с другом.

Хотелось бы, чтобы при встрече с собакой мой ребенок четко знал, как себя вести, поэтому вместо одергиваний и запугиваний, я объясняю простые правила:

  1. Прежде чем подойти к собаке, спроси у хозяина, можно ли ее погладить. Во-первых, хозяин знает характер своего питомца и то, как он себя поведет. Например, мой пес – «жопный интроверт», он не любит, когда к нему подходят со стороны хвоста, поэтому я, как хозяин, сообщу, что подходить к нему лучше спереди. Во-вторых, вопрос привлечет внимание хозяина, а значит он сможет быстрее среагировать, если что-то пойдет не так.
  2. Если собака без хозяина – лучше к ней не подходить. Мы не знаем ее повадок, не можем спрогнозировать ее поведение, в конце концов, вдруг она больная, антипрививочница или из ЛДПР. Оно вам надо?
  3. Если собака что-то ест – ни в коем случае не пытаться это забрать. Большинство собак (особенно бродячих) будут защищать свою добычу от чужих, даже милых и пухленьких, рук. Кстати, такое же правило действует у нас в семье, когда мама ест свою порцию.
  4. Собака рычит – не подходи/не трогай/перестань выдавливать ей глаз, короче, прекрати делать то, что делал или хотел сделать.
  5. Если на тебя бежит собака, встань ровно, не размахивай руками и ногами, смотри в пол, и не убегай. В общем, веди себя, как на прогулке с бабушкой. Убегать не нужно потому, что от этого у собак включается инстинкт преследования «догнать-схватить», к тому же собака быстрее.
  6. Если собака все-таки нападает – бей ногами в нос или горло (возможно, это на какое-то время дезориентирует нападающего, и в этом случае убегать нужно), зови на помощь. Если во время нападения упал на землю, свернись калачиком, чтобы защитить лицо, шею и грудь.

В большинстве случаев правильное выполнение пяти пунктов не даст перейти к шестому.

В буддизме верят в переселение душ. Так вот, мой пес в прошлой жизни был мудаком. А в этой жизни он тоже мудак, но в образе милой собачки. Нет, он никого ни разу не обидел (не считая игрушечного кота, который по совместительству его сексуальный партнер). Он ни разу не кусал чужих детей, хотя порой я сама хочу их покусать. Иногда он валяется в тухлой рыбе у помойки и подает пример дочери, но и это не самое плохое.

Он не любит собак, детей и выпивших. А это практически краткое описание нашей семьи. Тем не менее пес живет с нами восемь лет и уважает наши правила. Правда, для этого пришлось приложить много усилий.

Собака — не центр семьи, она — его часть. В стае волков есть четкая иерархия, где у каждого свое положение. Собаки прекрасно улавливают, кто в семье главный, и всегда стремятся занять его место. А вожак имеет право на все: не выполнять команды, огрызаться на ребенка, вырывать еду из рук, метить углы. Чтобы этого избежать, старайтесь:

  • не давать собаке входить в помещение первой (первый идет вожак, потом остальные члены семьи и только потом собака);
  • не разрешать ей спать на вашем месте;
  • кормить собаку только после того, как поела семья. Это особенно трудно, когда под столом сидит пес, который очень драматично, по Станиславскому, имитирует голодный обморок;
  • не давать собаке побеждать в игре. Никогда.

Собака, знающая свое место в иерархии семьи, ведет себя в установленных этой семьей рамках.

И еще пара слов о жизни с собаками. Это особенно касается тех, у кого их пока нет, но очень хочется. Прежде чем купить милого щенка модной породы, почитайте о характеристиках этой породы. Понятно, что везде бывают исключения, и возможно, вам попадется флегматичный джек-рассел-лежебока, но вероятнее всего, это будет активная, быстрая и требующая внимания собака. Готовы ли вы к ней? Сможете ли вы гулять по два часа утром и вечером с красивым, но о-о-очень активным охотником-биглем? Подумайте, как вы будете мыть лапы после прогулки 50-килограмовому лабрадору? Не сломает ли ваш маленький ребенок кости тонкого той-терьера, нечаянно на него наступив? Это все простые вопросы, на которые нужно самому себе ответить, чтобы потом не пришлось выставлять в интернете объявление о пристройстве пса в добрые руки. Чтобы потом он не оказался на улице грязный, больной и грызущий что-то, напоминающее человеческую ногу.

Каждый ребенок должен знать, как правильно вести себя рядом с собакой — от этого, в первую очередь, зависит его безопасность. Кинологи рассказали, как научить малыша находить общий язык с животным.

Чтобы ребенок и собака нашли общий язык, родители должны рассказать ему, как правильно себя вести рядом с животным. От этого зависит не только веселое времяпровождение, но и безопасность малыша.

Специально ко Дню защиты детей Российская кинологическая федерация рассказывает, каким правилам поведения с собаками нужно обучить детей:

Всегда спрашивайте разрешения. При первом знакомстве с чужой собакой нужно обязательно спросить разрешения у владельца, а также убедиться, что животное расположено к контакту и хочет с вами поздороваться. Никогда не подходите к чужой собаке без одобрения хозяина, даже если вам кажется, что она настроена дружелюбно. Также не нужно насильно заставлять обниматься или играть свою собаку.

Если владелец разрешил познакомиться с питомцем, нужно спокойно подойти к собаке и дать ей понюхать свою ладонь. Затем, если животное идет на контакт, можно нежно почесать его по подбородку, груди и шее. Не нужно гладить собаку по голове, предупреждают кинологи.

Всегда помните, что собаки, как и люди, нуждаются в личном пространстве. Прежде чем начать игру или дать лакомство, позовите питомца. Животное должно самостоятельно решить, принять ваше приглашение или нет.

Не игнорируйте сигналы, которые подает собака. Не всегда виляние хвостом означает радость — иногда это показывает, что питомец находится в состоянии повышенной возбужденности. Поэтому важно знать язык тела животного.

Кинологи привели примеры критических сигналов, которые нужно знать:

Собака облизывается, зевает или зажмуривается — это признак дискомфорта. В этом случае необходимо оставить животное в покое;

Собака отворачивает голову или поворачивается спиной — это также сигнал, который говорит, что она не готова идти на контакт;

Питомец хочет уйти — ни в коем случае не препятствуйте этому, удерживая его силой можно спровоцировать конфликт;

Собака поджимает хвост, прижимает уши — признак того, что животному не нравятся ваши действия в данный момент. Это вежливая просьба оставить его одного;

Животное ложится на бок или спину — питомцу дискомфортно, он напряжен и находится в стрессе. Не всегда этот сигнал означает желание собаки почесать ей живот;

Собака морщит нос, показывает зубы и смотрит в глаза — это прямая угроза и сигнал, что животное больше не будет терпеть ваше общество;

Собака рычит — это крайняя нервная и агрессивная поведенческая реакция, если не оставить животное в покое, оно может пустить в ход зубы.

Помните, что язык жестов очень важен для животных, каждое ваше действие они могут интерпретировать по-своему, поэтому так важно внимательно следить за своим поведением и поведением ребенка.

Никогда не дразните собаку. Даже если вам или вашему ребенку кажется, что это веселая игра, а животное очень дружелюбно. Не имитируйте лай, не машите руками, не тяните животное за лапы, хвост, не дотрагивайтесь до его носа. Такие действия могут привести к серьезным поведенческим проблемам у собаки, к тому же, она может за это укусить.

Не нужно тревожить собаку, если она спит, ест или занята своими щенками. Именно в такие моменты животное может быть очень опасным, предупреждают кинологи. Собака решит, что ей грозит опасность и может испугаться или даже наброситься на человека.

Если собака бежит вам навстречу, самое главное — не поддаваться панике. В таком случае необходимо встать прямо и не двигаться. «Будь деревом», ноги поставь вместе, говорят эксперты. Не нужно кричать и убегать, размахивая руками, также не следует смотреть на собаку (тревожный взгляд она может расценить как угрозу). Если вы все сделаете правильно, скорее всего, животное просто подойдет вас обнюхать и уйдет.

Практически каждая семья, в которой растут дети, сталкивалась с ситуацией, когда ребенок начинает просить завести котенка, собаку, хомячка или другое животное. И особенно ждет исполнения своего желания на день рождения, Новый год или другой праздник. Ребенок постоянно ищет контакт с животными на улице и из-за своей доверчивости порой становится жертвой нападения бродячих собак. Об общении детей с животными и их поведении в чрезвычайной ситуации наша беседа с Никитой Кочетковым, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры теоретических основ социальной психологии МГППУ.

В каком возрасте лучше заводить животное?

Животное можно заводить в любом возрасте, удостоверившись, что у ребенка нет на него аллергии. Если человек с детства будет расти с животными, это не обязательно приведет его в будущем к любви к ним и уж тем более к любви к людям. Но может научить принятию мира природы (чтобы она не рассматривалась как пространство между городами), что является залогом развития гармоничной личности, личности, способной к саморазвитию.

Как научить ребенка общаться с животными

Каких животных лучше заводить?

Одним из существенных плюсов взаимодействия ребенка с животным является то, что ребенок учится ответственности за других, что достигается путем самостоятельного ухода за выбранным питомцем. Исходя из этого, лучше всего заводить животное, с которым ребенок может непосредственно взаимодействовать, — это кошки, собаки, грызуны (крысы, мыши, хомячки, морские свинки). Такие питомцы просты в уходе, дают себя погладить и в большинстве случаев снисходительно относятся к детским шалостям.

Дети и экзотические животные

Экзотических животных в условиях города можно назвать явлением не совсем адекватным вне зависимости от других факторов. Как правило, речь идет о тех видах фауны, которые являются не совсем одомашненными и/или «неместными» (то есть им вряд ли будет комфортно в условиях, которые может создать среднестатистический человек). Таких животных заводят для демонстрации достатка или из-за сильной увлеченности, фанатизма, что чуждо для ребенка. Вместе с таким питомцем он будет лишен всех тех положительных для развития моментов, которые есть при общении с «обычными» животными.

Безопасное поведение детей с домашними животными: чему родители должны обучить детей перед тем, как завести животное

Первый опыт взаимодействия с животным должен быть вместе со взрослым. До этого момента желательно вместе почитать или посмотреть информацию о нем. При уходе за животным что-то можно делать вместе, а в каких-то случаях необходимо делить обязанности. Нужно рассказать ребенку, что животное тоже чувствует, что ему может быть больно: для того чтобы случайно не навредить питомцу. Маленький ребенок не обладает такой эмпатией, как взрослый, и то, что для нас может показаться ужасным, для ребенка всего-навсего будет экспериментированием с окружающим миром.

Как научить ребенка общаться с животными

Встреча на улице с животными — с хозяевами или без

Важно не пугать ребенка угрозами, исходящими от животных, а объяснить, что не со всеми животными можно контактировать. Так, например, если в большинстве случаев самая большая «угроза», исходящая от уличной кошки, — это заражение глистами, то встреча с бездомной собакой может закончиться куда более неприятно. Поэтому если вы встречаете на улице животное, то можно рассказать о нем: где оно живет, чем питается, а если ребенок хочет с ним познакомиться, то сначала убедитесь в его безопасности и будьте постоянно рядом, а при малейших сомнениях сразу уводите ребенка в сторону. Если же речь идет о контакте с собакой (или любым другим животным), которую выгуливает хозяин, то, безусловно, следует спросить у него, можно ли ее погладить, не опасна ли она. В случае отказа можно объяснить ребенку его причину: что животные очень похожи на людей, и далеко не всегда нам нравится, когда нас гладят незнакомые нам люди, и, чтобы удовлетворить детское любопытство, рассказать об этом животном.

Профилактика нападения бродячих собак на детей: чему надо обучить ребенка

Единственным способом профилактики нападения собак на детей является избегание мест, где они живут. К счастью, эти места довольно стабильны и часто бывают известны жителям. Что надо сделать, если вы увидели бродячих собак? Необходимо уведомить органы местного самоуправления, чтобы этих животных поместили в приют. Можно проследить, чтобы проблема решалась гуманным способом, а не наиболее дешевым и выгодным администрации. Что точно не надо делать? Не следует подкармливать собак, поскольку это не решит проблему, но приведет к увеличению их количества. Это те животные, которые защищают свою территорию, своих детей и свою еду. Соответственно, если вы знаете, где живут собаки, не нарушайте их границы, так как это будет воспринято как посягательство на них.

Как научить ребенка общаться с животными

Как себя вести, если произошло нападение собаки на ребенка

Самое главное и одновременно сложное — предотвратить страх, так как поведение, диктуемое им, сделает еще хуже. Если человек побежит от собаки, то вряд ли эта гонка увенчается победой человека, но при этом точно повлечет за собой погоню, поскольку это диктует инстинкт, заложенный в хищника. Не следует провоцировать агрессию — замахиваться на животных и пугать. Лучше всего, не поворачиваясь спиной и не смотря в глаза, медленно уходить с их территории. Если же человек оказался на земле, то надо максимально закрыть голову и шею и «отдать» собакам то, во что они вцепились — одежду, сумку. Другое дело, что научить ребенка этим правилам крайне сложно: самоконтроль в этом возрасте еще не идеален. Поэтому, если в месте вашего проживания есть угроза нападения собак, лучше максимально обезопасить своих близких — побеспокоиться о средствах безопасности, провожать и встречать ребенка, снабдить его «тревожной кнопкой».