Как научить ребенка быть осторожным с незнакомыми людьми? Правила поведения с незнакомцами. Как прервать разговор с чужим человеком?
В деле защиты ребенка, пожалуй, ни один вопрос не привлекает столь пристального внимания, как обучение детей общению с чужими людьми. «Никогда не разговаривай на улице с незнакомцем!» – строго произносят родители. Однако рассуждать об этом намного легче, чем научить детей правильно и последовательно вести себя в реальной жизни. Как защитить ребенка от опасных и назойливых незнакомцев и одновременно не привить ему страх к чужим людям?
Правила общения с незнакомцем
Давайте узнаем, что предлагают специалисты, чтобы научить детей общаться (или не общаться) с потенциально опасными чужими людьми.
- Вводим понятие «незнакомец»
Обычно, ребенок готов к этому уже в возрасте четырех лет. Объясните, что незнакомцы – это те люди (все равно, пожилые, молодые мужчины или женщины), которые незнакомы самому малышу и его родителям. Это можно показать на обычном примере – например, мужчина в супермаркете или женщина в парке. Чтобы не напугать ребенка, подчеркните, что это не делает их ни плохими, ни хорошими. Также объясняем, кто такие «знакомые» люди – те, про которых родители могут сказать: «Милый, этим людям мы абсолютно доверяем. Не бойся обращаться к ним с просьбой о помощи!» Также сам ребенок также должен отметить: «Да, мама, я доверяю этой тете и не боюсь ее».
Помните, что некоторые незнакомцы – сотрудники полиции, пожарные, продавцы, учителя (воспитатели) или охранники в магазинах – это те самые чужие люди, к которым дети могут подойти в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Обратите внимание ребенка, как выглядит форма сотрудников правоохранительных органов, по каким признакам он может узнать человека, который работает в магазине, и т. д.
Важно, чтобы ребенок уяснил: тот незнакомый человек, к которому он сам обращается за помощью, все-таки безопаснее того, кто предлагает ее первым.
- Устанавливаем границы и дистанции
Дети должны знать, что могут беседовать на улице с чужими людьми, но только на определенном расстоянии. Предлагаем следующее: отмерьте расстояние в 2 метра на полу дома и удостоверьтесь, что ребенок запомнил его. Это та минимальная дистанция, на которой дети могут без страха общаться с неизвестными людьми.
Преступники нередко являются неплохими психологами и легко выделяют среди детей того, кто не умеет противостоять просьбам или приказам взрослых и легко попадают под чужое воздействие. Объясните вашему чаду, что следует доверять своим инстинктам. Если его просят пройти куда-то или помочь что-то отыскать, нужно громко произнести «нет!» и уйти.
4 шага по прерыванию беседы с незнакомцем
Итак, вы объяснили ребенку основные правила и понятия. А для того чтобы незнакомцы не смогли обмануть ваше чадо или «заговорить» его, отрепетируйте порядок беседы и действий.
Шаг 1. Оценивание ситуации. Ребенок должен удостовериться, что перед ним находится именно незнакомый человек. И совершенно неважно, кто именно – мужчины приятной внешности, бабушка, молодая девушка или подросток. Они все – незнакомые люди, поэтому и вести себя с ними следует одинаково.
Шаг 2. Соблюдение дистанции. Допустим, незнакомый человек обратился к вашему отпрыску с какой-то просьбой или вопросом. В этом случае он должен удостовериться, что находится на достаточном расстоянии (2 метра от незнакомца) и имеет возможность следить за его дальнейшими действиями.
Шаг 3. Прерывание разговора. Возможно, вы видели один из выпусков популярной передачи, в которой провели простой и одновременно страшный эксперимент: оказывается, чужой человек может за несколько секунд увести с площадки или даже от подъезда любого ребенка. Поэтому малыш должен сразу пресекать разговор: «Нет, обратитесь к взрослому. Он вам покажет дорогу» или «Нет, я не смогу помочь вам найти собаку».
Шаг 4. Безопасное место. Если с ребенком пытается заговорить незнакомый мужчина, значит, нужно уйти домой, зайти в школу (оттуда позвонить маме или папе), подойти к гуляющим во дворе соседям, в общем, быть на виду у других людей.
Проигрываем ситуацию
Проигрывайте различные варианты ситуаций («что бы ты сделал, если…»), чтобы научить любимое чадо правильному поведению в присутствии незнакомцев. Например:
– Здравствуй, милая девочка!
– Добрый день (оценка ситуации – неизвестный мужчина; соблюдение дистанции – ребенок отходит подальше, на расстояние в 2 метра).
– Девочка, мой маленький щенок потерялся в соседнем парке. Помоги, пожалуйста, найти его.
– Нет, мне нужно идти домой, мне только что позвонила моя мама (девочка тут же должна перебираться поближе к взрослым, не слушая, что продолжает говорить мужчина. Оказавшись в безопасности, она обязательно рассказывает родителям о случившемся).
Обязательно отработайте на практике эти четыре шага: оценивание ситуации, соблюдение дистанции, окончание беседы и уход. Объясните, что нельзя покидать двор или школу с незнакомыми людьми: кататься на машине, помогать милому щенку, ходить в кафе или магазин игрушек. Не запугивайте ребенка, но расскажите, что порой и взрослому сложно отличить злого человека от доброго, поэтому лучше всего не поддерживать разговор с незнакомцами. На всякий случай!
Очень важно, чтобы ребенок умел защитить себя и научился говорить нет незнакомым людям. Для этого он должен доверять своим родителям — дети из семей, в которых со взрослыми не сложились доверительные отношения, очень редко обращаются за советом или говорят о проблемах. Об этом «360» рассказала детский психолог, нейропсихолог и семейный психотерапевт Наталья Наумова.
Она подчеркнула, что ребенка нужно научить общаться с чужими взрослыми не доверительно — не запугивать, но объяснить, что не все люди являются друзьями.
«Есть наши близкие, есть знакомые, а есть незнакомые. С незнакомыми людьми нужно общаться при родителях. Поэтому если какой-то незнакомый человек подходит и что-то предлагает, надо подойти к родителям и спросить разрешение. Это ребенок должен четко знать», — отметила она.
Наумова подчеркнула, что дети в возрасте девяти лет очень доверчивы и боятся обратиться к родителям, если у них не сложились с ними доверительные отношения. Например, если ребенок растет в пьющей семье или родители слишком строго к нему относятся.
«Как профилактика очень важно выстроить с ребенком доверительные отношения. Чтобы ребенок не боялся обратиться за помощью, рассказать о проблемах. Для этого нужно, чтобы родители не ругали ребенка, не обвиняли, не наказывали, а выслушивали и поддерживали. Только после того, как ребенок почувствовал себя в принятии, в заботе, что он, наконец, доверяет, только после этого мы ему задаем наводящие вопросы. Отвечая на них, наш ребенок сделает верный вывод — как вести себя в такой ситуации в следующий раз», — подчеркнула Наумова.
Психолог добавила, что ребенок, у которого с родителями сложились доверительные отношения, не уйдет с чужими людьми без разрешения. Если родные гуляют вместе с ним, он обязательно подойдет к ним и скажет, что ему незнакомая тетя предлагает что-то вкусное или дядя зовет на что-то посмотреть.
«В большинстве случаев чужие люди боятся, когда ребенок говорит, что сейчас обратится к маме за помощью. Если ребенок 8–10 лет уже гуляет самостоятельно, без родителей, важно, чтобы он знал: можно просто блефовать и обращаться к чужим людям или просто кричать в толпу: „Папа, подойди, мне тут дяденька что-то предлагает“. Злоумышленники, как правило, в этот момент понимают, что надо убегать, и убегают», — уточнила она.
Наумова подчеркнула, что детям этот тест обычно нравится, и он действительно может помочь в подобных ситуациях. При этом очень важно, чтобы дети умели себя защищать и говорить нет.
«Чужие люди, злоумышленники, обычно сначала ребенка похвалят, а потом начинают запугивать. Важно, чтобы ребенок понимал: даже если его хвалит чужой человек, он должен сказать, что должен спросить родителей, можно ли с ним разговаривать. Пока еще ребенок не разомлел и не вступил в контакт, пока его не успели заинтересовать. Важно в самом начале разговора говорить: „Я с родителями, сейчас у них спрошу, можно ли с вами говорить“», — заключила она.
Как объяснить малышу, кто такой незнакомец. Какие сценарии преступного поведения стоит знать ребенку. К кому обратиться за помощью и как себя вести в опасных ситуациях. Советы родителям.
Сотни незнакомцев вы и ваш ребенок встречаете ежедневно на улице, в торговых центрах, поликлиниках, кафе и т.д. На вид обыкновенные и даже очень приятные люди могут на поверку оказаться преступниками. В наше время частыми стали случаи, когда детей похищают прямо из под носа родителей, как только малыши теряются из виду. Причем происшествия, когда детей забирают силой, встречаются реже, чем когда они сами идут за чужаком. Дети очень доверчивы по своей сути, они легко ведутся на уговоры, заманчивые предложения, а стоит незнакомцу сообщить, что он друг родителей, так и вовсе согласны последовать за преступником.
Насколько бы вы не были бдительными родителями, постоянно следить за чадом невозможно.
Поэтому так важно рассказать ребенку, как относиться к незнакомым, что делать, если тебя уводят, уговаривают и просят о чем-либо.
1. Кто такой незнакомый человек
Подобные темы для разговора уже можно поднимать, когда вашему крохе исполнилось три года, даже в таком нежном возрасте дети способны воспринимать данную информацию.
Подробно расскажите ребенку, кто же такой незнакомец. Зачастую, в представлении детей человек, желающий тебе зла, некрасив, обладает суровой подозрительной внешностью. Этот стереотип малыши берут из сказок и мультфильмов, и действительно, какой сказочный злодей представляется обычным человеком.
Вы должны объяснить ребенку, что незнакомец, это любой человек, которого малыш не знает. Если чужой дядя или тетя говорят, что ребенок просто забыл его, то это все равно незнакомый человек.
Научите ваше чадо, ни при каких условиях не садиться в машины, не идти за чужаками и не помогать им, а еще лучше вообще не разговаривать без вашего присутствия, а сразу скрыться из виду.
Нормальным взрослым людям ничего не нужно от маленьких детей, и они сами не станут приставать с расспросами без присутствия родителей малыша.
Не стоит слишком запугивать ребенка, чтобы он не шарахался в сторону от каждого человека на улице.
2. Обсудите сценарии
Не каждый взрослый может безошибочно определить опасную ситуацию и человека, что уж говорить о ребенке. Поэтому лучше всего заранее обговорить с крохой, какие ситуации являются потенциально опасными, и какие действия ему нужно сразу же предпринять.
- Предлагают кататься на машине. Ни при каких условиях не садиться в машины, сразу бежать в противоположном направлении и скрыться из виду в людном месте.
- Пойти купить подарок, помочь что-нибудь сделать, показать что-либо интересное. Отказаться и быстро уйти.
- Насильно тащат в машину или другое место. Забыть о воспитании и морали. Громко кричать, бить, кусаться.
- Говорят, что мама его ждет там-то, или маме нужна помощь. Не идти, скрыться.
Обыгрывайте наглядно ситуации с игрушками, выясните, насколько вы доходчиво объяснили все ребенку.
3. К кому бежать
Расскажите ребенку, что в случае опасности, проблем или, когда малыш потерялся, ему стоит обратиться к полицейскому, охране, например, в торговом центре, продавцу в магазине, либо лучше всего к другой маме с ребенком.
Когда у малыша появиться представление о людях, которые смогут помочь в трудной ситуации, это позволит выиграть время, не потратив его на раздумья, «что делать» и «куда бежать».
4. Слежка
Научите ребенка при выявлении слежки за ним на автомобиле, или любых на то намеков, бежать в противоположном направлении, это даст малышу время, пока машина будет разворачиваться. Если за малышом следит чужак без машины, пусть ребенок громко, если он находиться в людном месте говорит: «А почему вы за мной следите, я вас не знаю». Преступникам не нужно лишнее внимание людей. Если малыш в безлюдном месте лучше бежать и спрятаться.
5. Внимание других людей
Расскажите чаду, как он может привлечь к себе внимание и отпугнуть чужака. Пусть громко удивляется, зачем чужому дяде приставать к ребенку, пусть специально толкнет товары с полки магазина, или создаст другой шум.
Скажите, что если его кто-то пытается схватить, важно не просто кричать: «Отстань, отпусти», а голосить: «Я вас не знаю, вы не мой папа». Истерики и рев детей не удивляют взрослых, поэтому нужно дать понять окружающим, что малыш первый раз видит человека, который его тащит.
6. Кто может тебя трогать
Доходчиво объясните ребенку, что трогать его могут лишь близкие люди и доктор, особенно в таких местах, как бедра, живот, попа, гениталии, грудь. Скажите, что о любых таких попытках он непременно должен рассказать родителям. Научите не держать в секрете от родителей, если кто-то попросит ничего не рассказывать о своем теле. Этим вы предупредите насилие сексуального характера.
7. Кодовое слово, как у секретных агентов
Придумайте вместе с ребенком секретные слова на момент опасностей. Это не должны быть странные малоупотребляемые слова, коды должны хорошо вписываться в обычную речь.
Пусть одни кодовые слова ребенок знает на случай, если его уже забрали, и он отвечает на ваш звонок. А также на случай, например, если кто-то предлагает его проводить к маме. Если человек не может назвать код, пусть малыш сразу бежит и зовет на помощь.
Объясните малышу, как важно всегда быть на связи с родителями, чтобы при малейшей опасности позвонить им. Пусть в его привычку войдет сообщать вам о своих передвижениях, намерениях и планах.
Памятка родителям
- Взять за правило всегда знать, где находиться ваш ребенок, научить чадо всегда спрашивать ваше одобрение, перед тем, как куда-то отправиться.
- Помочь выучить ваш номер телефона малышу наизусть.
- Показать, где в вашем районе ходить не безопасно.
- Научите ребенка доверяться интуиции, если ему кажется что-то странным и подозрительным, пусть покидает опасное место или уходит от подозрительного человека.
- Научите не стесняться лишний раз закричать или убежать.
- Не надевайте на ребенка одежду и аксессуары с его именем, это облегчит преступникам подход к малышу. Когда незнакомцы знают имя и фамилию вашего ребенка, ему гораздо легче довериться им.
Не облегчайте незнакомым людям задачу, оставляя их имена на личных вещах. - Научите ребенка защитить себя, расскажите, куда ударить, если тебя силой тащат в машину.
- Поощряйте общение с другими детьми, скажите, что безопаснее ходить с друзьями.
- Всячески старайтесь вызывать у вашего ребенка доверие, дружбу, пусть он чувствует вашу поддержку и заботу.
Правила поведения с незнакомыми
К сожалению, жизнь заставляет быть все осторожнее. Но делать это можно не с истериками и постоянными напоминаниями детям о том, что с незнакомыми разговаривать нельзя — это можно сделать игрой.
Расскажу историю одной мудрой женщины, которая буквально спасла свою дочь от одного подлеца.
Она сказала своей девочке, что теперь они тайные агенты (как будто) и общаться будут только с помощью пароля. Вместе они придумали кодовое слово, и каждый раз, когда мама приходила домой, девочка спрашивала это слово. Так они с мамой играли где-то с месяц, раз в две недели пароль меняли, придумывали какие-нибудь истории про то, почему именно такой пароль им нужен. И договорились, что с любым человеком тоже будут общаться через этот пароль.
Однажды девочка шла из школы, и во дворе ее окликнул мужчина из машины. Он сказал, что мама просила привезти ее в зоопарк, чтобы они там втроем погуляли. Девочка обрадовалась, но вдруг вспомнила про пароль и спросила: «А слово она Вам какое-нибудь передавала?». Оказалось, что никакого слова нет, и девочка пошла за соседкой в подъезд.
Может быть, это кому-нибудь поможет? Сама по роду работы часто хожу по домам, и вижу, как дети спокойно открывают двери, когда родителей нет дома, даже не спрашивая, кто пришел.
Задавая ребенку наводящие вопросы, можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами для него представляются опасными, какие – не очень, а какие – совсем безопасными. Например, безопасной покажется для него беседа с женщиной, если разговор происходит в большой школе или детском садике. Ребенок примет ее за учительницу или воспитательницу, поскольку всех работников школы или садика он не знает, а преподаватель или воспитатель должен выглядеть именно так. Для того чтобы незнакомец не смог «заговорить ребенка» или обмануть его, порядок разговора должен быть отработан и отрепетирован.
Схема может быть такая.
Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково.
Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние 2 метра и запомнить его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.
Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.
Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой.
Рассмотрим пример.
– Здравствуй, девочка!
– Здравствуйте (оценка ситуации: человек – незнакомый; держим дистанцию – отходим от него на 2 метра).
– Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение…
– Извините, меня только что позвал папа (ребенок, не давая мужчине договорить, быстро уходит в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор).