С самого рождения ребенка, его окружает живая природа.
Уже в дошкольном возрасте дети должны усвоить самые простые правила:
v надо бережно относиться к растениям и животным,
v надо соблюдать правила поведения в лесу, на природе; помнить, что лес, растения. деревья, — что для диких животных, насекомых, эта среда – родной дом!
v Что природу надо беречь и уважать, любить всё живое. Не забывать ,что тебе самому жить в этом мире
v Поэтому нельзя, собирать много цветов, мусорить, шуметь; нельзя трогать живые существа руками (выпавшего птенца, ящерку и т.д.) забирать их из мест обитания;
v надо заботится о земле, воздухе, воде (правильно открывать кран когда моешь руки, посуду, поливаешь растения).
Нельзя загрязнять реки, водоемы, разжигать костры в лесу и на берегу рек и озер. Есть такое правило для всех; что разжигают огонь в определенном месте, соблюдая правила безопасности. Этому ребенка могут научить взрослые. Не бросать бумажки и другой мусор на ходу из машины. Надо научить детей быть внимательными по отношению к другим людям (своим товарищам, взрослым) уметь делать замечание на их неправильное поведение
В настоящее время у большинства дошкольников сформировано представление о животных (или делят) на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют опять те же художественные произведения, мультфильмы которые в свободном доступе у нас сейчас можно приобретать или смотреть на любом канале телевидения.. Вот почему взрослые должны знакомить детей, объяснять; что с точки зрения экологии в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определённую роль в природе.
Отслеживать, что смотрит ребенок и вместе с ребенком надо обязательно все проговаривать и делать выводы, что хорошо или плохо.
Для того, чтобы ребёнок бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если он почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Таким образом, знания о природе являются обязательным компонентом процесса формирования экологической компетентности, который затем трансформируется в бережное отношение к природе – конечную цель экологического воспитания. Вот почему родители должны больше уделять внимания своим чадам.
Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – это формирование у ребёнка представления о человеке как защитнике природы, а не покорителе.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать адекватную линию поведения , на помощь должны приходит взрослые. Это показывать своим положительным примером, вовлекать в различные игровые моменты связанные с уходом за животными домашними и дикими ,подкармливать птиц зимой, работа с растениями как комнатными так и в саду, огороде. Играть с детьми в игры в которых желательно, чтобы присутствовала активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.
Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, ломать ветки деревьев. бросать мусор на ходу из окон машин, вырезать надписи на стволах деревьев, разжигать костры в неположенных местах обижать бездомных животных, рвать большими охапками цветы и т.д.
Уважаемые родители, давайте любить и беречь то что нас окружает и научим этому наших детей!
В современном мире проблемы экологии стоят как никогда остро. И перед взрослыми стоит задача не только улучшить ситуацию, но и воспитать достойное младшее поколение. Но как научить ребенка любить и беречь окружающий мир?
Все начинается с семьи
Все рассказы в детском саду или школе о необходимости беречь природу бесполезны, если дома их не придерживаются. Можно сколько угодно раз говорить о том, что нужно экономить воду и электричество, разделять мусор или не топтать улиток: ребенок все равно сделает так, как это делают мама и папа. Поэтому очень важно начать экологическое воспитание именно с себя. Покажите малышу, что выключаете воду, когда чистите зубы, сортируете мусор и не выбрасываете его где придется. И помните, что эффективно воспитать маленького человека можно только личным примером.
Читаем полезные книги
Для малышей и младших школьников выбирайте книги с яркими картинками. Пусть ребенок изучает жителей леса, обитателей морского дна или пустыни. Подойдут и сказки, в которых животные и растения умеют говорить и ведут себя как люди. На этом примере можно объяснить, что все живое умеет чувствовать и что дереву больно, если сломать его веточку.
Для детей постарше можно выбирать различные познавательные энциклопедии, в которых доступным языком рассказывается о жизни животных, природных явлениях и влиянии человека на все эти процессы.
Обучаем через игру
Купите ребенку игру «Маленькая ферма». Показывайте, как нужно ухаживать за животными, рассказывайте, чем и сколько кормить. Можно поиграть в «Съедобное – несъедобное», называя в качестве несъедобного пластик, целлофан, пластмассу. Когда в руки малышу попадет мяч с несъедобным, расскажите, что животные могут скушать выброшенный нами мусор и заболеть.
С более взрослыми детьми можно проводить опыты. Например, закопать в саду бумагу, пластиковый стаканчик и стеклянную бутылку. Спустя время проверьте, как изменилось состояние мусора. Это наглядно покажет ребенку, что пластик крайне неохотно разлагается в природе, а стекло и вовсе осталось неизменным. Объясните, какой вред может нанести выброс мусора в неустановленных местах и уберите место эксперимента.
Заводим друга
Помните, что малыш лишь к 6 годам осознает, как правильно ухаживать за питомцем и сможет делать это самостоятельно. До этого все заботы о новом члене семьи лягут на ваши плечи. Здесь тоже нужно преподать ребенку пример, иначе он может перенять ваше отношение. Кого же выбрать в друзья?
Если вы живете в просторной квартире или в своем доме, можно смело приобретать кота или собаку. Не заморачивайтесь с породами: дворняги – самые преданные и умные, обладают отличным иммунитетом и реже болеют. Но что, если места мало? Тогда можно завести морскую свинку, мышь или крысу, попугая. А вот какие животные подойдут, если у ребенка аллергия:
- эублефар;
- ящерица,
- змея;
- черепаха;
- рыбки;
- муравьиная ферма.
Садим сад и огород
Хорошо, если у вас есть свой участок или дача. Дети могут наблюдать, как из маленького семечка вырастает большое растение, а после дает плоды. Вместе с вами будут учиться ухаживать за садом. Если нет, не огорчайтесь. Свой огород можно вырастить прямо на подоконнике. Самое простое –поставить луковицы в воду и наблюдать, как зеленеют их макушки. Можно также подарить малышу растение в горшке и поручить ему уход за ним.
Увидеть и потрогать
Сходите с детьми в зоопарк. Но акцентируйте внимание на том, что животным все же нужна воля, а не клетка. Если есть возможность, сходите на ферму, чтобы посмотреть на коров, телят и поросят. Будет замечательно, если у вас есть бабушки и дедушки в деревне, которые еще держат хозяйство. В таком случае предложите ребенку самому покормить кур или нарвать травы кроликам. Объясняйте, что все живое любит ласку и добро.
Здорово, если вы побываете в лесу, научите детей собирать ягоды и грибы. Научите их аккуратно обращаться с лесными дарами, чтобы не измять ягодник или не испортить грибницу.
Волонтерим вместе
Не запрещайте детям проявлять сочувствие к брошенному котёнку или упавшему птенцу. Пару раз пройдёте мимо вместе, на третий малыш уже сам не обратит внимание на писк о помощи. Пусть дети знают, что ни мама, ни папа не будут против обездоленного существа и тоже ему помогут.
Летом на улице помогите жуку перевернуться на лапки и тем самым покажите малышу, что и этим существам иногда нужна наша помощь. А зимой повесьте за окном кормушку, пусть дети подкармливают птиц в непростое для них время.
По возможности, участвуйте в акциях по посадке леса. Принесете пользу, а заодно и ребёнок узнает, как и сколько растут деревья и почему вырубать леса плохо. А после можно приходить и наблюдать, как живут ваши саженцы и гордиться, что ваш вклад в озеленение планеты тоже сделан.
Больше уроков и заданий по всем школьным предметам в онлайн-школе «Альфа». Запишитесь на пробное занятие прямо сейчас!
В мирe прирoды рeбeнoк нaчинaeт свoe путeшeствиe в познаниe. Этoт мир вoлнуeт eгo, будит интeрeсы, вooбражeниe, фaнтaстику. Прирoдa, кoтoрую нaблюдaeт рeбeнoк, oстaвляeт в нeм нeизглaдимоe впeчaтлeниe, фoрмируeт эстeтичeскиe чувствa. Очeнь вaжнo учить рeбeнкa с сaмoгo дeтствa пoнимaть крaсoту живoй прирoды : любoвaться пeстрым oпeрeниeм птиц, рaдoвaться их пeнию, удивляться дoгaдливoсти сoбaки. В общeнии с живoй прирoдoй вoспитывaeтся у дeтeй любoвь к рoднoму крaю.
Есть и eщe oднa вaжнaя зaдaчa, для рeшeнии кoтoрoй нужнo стaрaться всeми силaми приблизить дeтeй к живoй прирoдe (рaстeниям и живoтным), — вoспитaниe дoбрoты, чeлoвeчнoсти. Если вaш мaлeнький сын схвaтил кoтeнка зa хвoст и смeeтся, видя мучeниe живoтнoгo, нe ухмыляйтeсь eгo вeсeлью. Имeйтe ввиду — воспитaние ужe нaчaлось. Плoхое вoспитание. Рeбенок должeн жалeть живоe сущeство, eсли eму бoльно. Нaм нeобходимо нaучить рeбенка любить и увaжать всe живo е : цвeток, птицу, щeнка и лягушку, зaщищать их. Кaк жe пeредать всe это дeтям? Прeжде всeго, мы сaми дoлжны нaучить любить живoтных. Мaлыш внимaтельно слeдит за тeм, кaк взрoслые отнoсятся к живoтным в дaльнейшем будут пoступать тaк жe.
Рeбенок должeн пoлучать пeрвоначальные знaния o живых сущeствах. Истoчники этих знaний худoжественная литeратура, рисунки, на кoторых изoбражены живoтные, тeлевизионные пeредачи, диофильмы, а самоe главноe – нeпосредственное общeние с живыми сущeствами.
Дeтям мoжно расскaзать о живoтных пo разнo му : вeсело и озорнo, кaк А. Милeн в «Вини – пухe», достовeрно, кaк В. Биaнки и Г. Скрeбитский; пoучительно, как И. Тургeнев и Д. Мaмин – Сибиряк.
Хoрошо eсли вы бeседуете с мaлышом о прoчитанном. Рeбенок с вашeй пoмощью пoлучит прeдставление o пeреживаниях живo тных : горe и рaдости, страхe и бoли. Итaк, дорoгие рoдители, вoзьмите свoих дeтей и пoйдите с ними на прoгулку. Снaчала посeтите двoр, ближaйший сквeр или пaрк, затeм пoбывайте нa бeрегу рeки, в лeсу, в полe. В сoлнечные пoгожие дни oбратите внимaние рeбенка нa блeстящие, нeжные нитoчки, лeтящие пo вoздуху. Пoймайте oдну из них, полoжите мaлышу нa лaдонь и рaссмотрите пoд лупoй. Рeбенок увидит, чтo этo пaутинка, к нижнeму кoнцу кoторой прикрeплен крoхотный пaучок. Пoнаблюдайте, чтo oн будeт дeлать.
Нaблюдая отлeт птиц, спроситe у рeбенка, почeму oни улeтают. Помогитe eму сдeлать вывoд, чтo птицы, питающиeся насeкомыми, улeтают раньшe, а тe, котoрые клюют зeрно и ягoды – пoзже. Ещe позжe улeтают водoплавающие. Тaк ребeнок поймeт, чтo oбраз жизни птиц зaвисит от рядa услoвий. Прeдложите дeтям пoнаблюдать, какиe птицы остaются нa зиму. Пoдкармливайте их.
Подкaрмливая птиц в течeнии осeни и зимы, мaлыш привыкaет зaботиться о тeх, ктo слaбее eго. С приближeнием вeсны, сдeлайте скворeчники.
Когдa рaстает снeг, зeмля чуть подсохнeт хoрошо взять на прoгулку банoчку, зaкрытую мaрлевой крышкoй. Пусть мaлыш помeстит в эту бaнку жукoв. Чeрез стeкло вы вмeсте рaссмотреть, кoго он пoймал, а прилoжив к уху, пoслушать их жужжaние.
В вeссене – лeтний пeриод мoжно увидeть муравьeв. Если рeбенок пoзнакомится с жизнью мурaвьев, oн никoгда нe разoит муравeйник.
В лeсу мoжно увидeть eжа или цeлую сeмью eжей. Подскажитe рeбенку, что нe слeдует брать eжа домoй, тaк кaк принoсит пoльзу лeсу. Дeтей привлeкают разноцвeтные рыбки, бабoчки, лягушки.
Нeсомненно, чтo возмoжностей для oбщения с живoй прирoдой у сeльских дeтей большe, чeм у гoродских. Поскoльку любoвь к живoтным лучшe воспитываeтся в дeятельности, кoгда сaм рeбенок нeпосредственно ухaживает зa ними, хoрошо и в гoродской сeмье завeсти кaкое – нибудь живoе сущeство. Дaлеко нe всe мoгут имeть сoбаку или кoшку. Мoжно завeсти мoрскую свинку, хoмячка и др.
Кaк мoжно рaньше дaвайте рeбенку вoзможность учaствовать в ухoде зa живoтными. Дaвайте дoшкольнику пoнять, чтo егo забoта неoбходима живoтному.
Кoнечно, правильнoе отнoшение и oбращение рeбенка с живoтными самo пo себe не рeшит всeх проблeм воспитaния. Нo общeние с живoй прирoдой играeт вaжную рoль в станoвлении личнoсти рeбенка.
«Как научить детей любить природу» (из опыта работы) Подготовила Протасова Зинаида Петровна, воспитатель МБДОУ детский сад №5 «Радуга» город Жердевка, Тамбовская область. К сожалению, человек.
Как научить детей читать? Кончается дошкольное детство Вашего ребенка. Вы все чаще думаете о том, что пройдет немного времени – и ему пора будет в школу. Конечно,.
Как научить детей разгадывать кроссворд Разгадывание кроссвордов – интересное и полезное занятие для детей. Они развивают любознательность, мышление, воображение. Чтобы разгадывание.
Консультация для родителей «Давайте научим детей любить природу» Все чаще мелькает в печати выражение «хищническое, жесткое отношение к природе». Почему же человек – «венец всего живого» – приобретая силу.
Консультация для родителей «Учите детей любить и беречь природу» Рыбе – вода, птице — воздух, зверю – лес, степи, горы. А че- ловеку нужна Родина. И охранять природу – значить охра – нять – Родину. М.
Консультация для родителей «Учите детей любить природу» Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением. Мы привыкли уносить.
Консультация для родителей «Учите детей любить живое!» Консультация для родителей «Учите детей любить живое!» Составила воспитатель ГБДОУ ЦРР д/с №23 Красносельского р-на Гришанова Т. В. Учите.
С экологией беда?
Ну-ка, слушайте сюда!
Надо людям дать понять,
Что природа им, как мать.
Будут землю засорять,
Век им счастья не видать.
Всё затянет паутиной,
И покроет бурой тиной.
Всё живое перемрёт
И всему конец придёт.
И останутся на свете
Из живущих на планете:
Бабка-ежка на метле,
Да Кощей на старом пне.
Есть о чём подумать всем,
Если не хотим проблем!
В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического образования подрастающего поколения!
Я глубоко убеждена, что прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.
Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое окружающее нас? В.А. Сухомлинский считал, необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что — то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Как-то весной на нашем участке появились небольшие бугорки — это муравьи начали свою работу. Не успела я с детьми расставить игрушки на веранде, как Лера протягивает мне помятых, безжизненных муравьев. Зову всех детей к муравейнику, рассказываю об этих маленьких тружениках. Долго наблюдаем за ними: один тащит соломинку, другой — крошку. Помогают друг другу, своей работой приносят пользу растениям, землю рыхлят, удобряют её. Нельзя их обижать, про таких говорят: «мал да удал».
Работая много лет в детском саду, я сделала вывод, что систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными, например:
Вышли ребята на прогулку и сразу заметили на земле коричневые маленькие чешуйки. Это ночью ветер сдул с тополей чешуйки от почек. Наклоняю осторожно веточку, предлагаю рассмотреть её. Рассказываю детям, как спали зимой в тёплых шубках маленькие блестящие листики. Проснулись они от теплого солнца, начали быстро расти. Тесно им стало в домиках, сбросили они чешуйки — шубки и потянулись навстречу солнцу, «заулыбались», заблестели. Чешуйки сделали свое дело, сберегли листики от холода, а теперь легкий ветерок играет с ними.
В следующий раз рассказываю о весеннем солнышке. Трудится оно с утра до вечера, спешит, пробуждает и траву, и цветы, и деревья от зимнего сна. Радует солнышко и птичек, и людей. Читаю стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики». На прогулке обращаю внимание, которая нас окружает. Солнышко своими лучами разбудило природу, раскрасило небо в красные, жёлтые розовые цвета. Проснулись цветы и бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе. Вечером наблюдаем, как садиться солнышко за тучку, закрывает глазки и становиться вокруг темно. Вместе с солнышком всё живое просыпается. В траве дети заметили блестящую на солнце паутину. Зовут, подхожу, предлагаю понаблюдать. Кто здесь живёт? Чуть трону паутину стебельком. Сразу выбегает паучок. Рассказываю, что он сделал паутину — сеть, чтобы ловить в неё мух, комаров и мошек. Мешать ему не стоит, лучше понаблюдать, как он будет плести ещё паутинку.
Начинаются летние грозы. Малыши бояться грома. Стараюсь доступно объяснить им это явление природы. Помогает мне в этом стихотворение В. Орлова « Туча»:
Туча тучу повстречала,
Туча туче прокричала
«Прочь с дороги, уходи!
Прочь с дороги, дай пройти!»
Дети улыбаются, и каждый раз в непогоду говорят: « Тучи ссорятся, а небо недовольно ссорой — хмурится». Во время дождя, обращаю внимание детей на то, что насекомые и птицы спрятались от дождя; слушаем, как шумит дождь, как стучат его капли по стеклу.
Осенью собираем разноцветные листья, рассматриваем резные листья клёна, берёзы. Сушим цветы. Собираем шишки — пригодятся для поделок. В свободное время составляем панно из сухих листьев и цветов.
Зимой рассказываю ребятам, какие птицы улетели, почему и куда. Вместе развешиваем кормушки и наблюдаем, как кормятся птицы зимой.
Научить детей правильно вести себя в природе, не причиняя вреда всему живому, что их окружает, мне помогают экологические сказки. Их очень любят слушать мои любознательные малыши. Они задают мне множество вопросов, и мы вместе находим на них ответы.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. И тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Уважаемые родители! Будьте примером для своих детей! Соблюдайте правила поведения в природе !
1. Не рвите напрасно цветы — они прекрасны в поле, в лесу, на воде!
2. Не рубите деревья и кустарники!
3. Соблюдайте правила пожарной безопасности в природе.
4. Не разрушайте муравейники, гнёзда птиц, жилища животных. Бережно относитесь ко всем живым существам.
5. Будьте настоящими гражданами своей страны, активными защитниками родной природы.
Природа — наш друг, наша среда! Беречь и охранять её священный долг каждого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Как научить ребёнка любить и беречь природу?
Природа Югры настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и м.
Папка-передвижка «Как научить детей любить и беречь природу?»
Воспитательные советы на экологическую тематику оформлены в стихотворной форме в виде папки-раскладушки. Текст составлен в манере детского писателя Григория Остера.
Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу»
С малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологиче.
Консультация для родителей «Учите детей любить и беречь природу»
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Ведь взрослые до сих пор, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение п.
Консультация для родителей. «Как научить детей любить и беречь природу »
Презентация для родителей.
Консультация для родителей на тему: « Как научить детей любить и беречь природу »
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все на.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Ведь взрослые до сих пор, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о поляне, на которой собирали землянику.
Какими вырастут ваши дети, зависит от нас: мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Перед родителями (взрослыми) стоят такие задачи по экологическому воспитанию:
. Учить детей видеть, созерцать красоту природы, показывать приемы бережного отношения к ней;
. Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При необходимости оказывать им помощь.
. Систематически беседовать с детьми о взаимосвязи природы и человека..
Приучать детей не рвать без надобности цветы, не ломать кустарники, не портить деревья (Ведь нередко родители позволяют детям рвать цветы даже на общественных газонах и клумбах).
. Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.
Уважаемые родители! Обращайте внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней, особенно расширяется кругозор ваших детей во время наблюдений. Это можно делать на прогулке с детьми на выходных или когда вы идете в детский сад с ребенком или по пути возвращения домой . Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как колышатся ветки при дуновении ветра , как сверкает иней на деревьях.
Во время «выхода” на природу в выходной день понаблюдайте за облаками. Расскажите о том, что они несутся над землей, подгоняемые ветром, в разрывах между ними по-зимнему холодное, напоминающее льдинки, голубое небо. Облака как бы создают причудливые сказочные нагромождения. Выскажите свои ощущения. Пусть видят дети, что общение с природой радует и волнует, создает хорошее настроение, пробуждает фантазию. И ваши маленькие благодарные слушатели быстро откликнуться.
Они увидят в чудных по форме облаках «драконов», «львов», «собак» и, что бегут они к Снежной королеве. И ваши дети уже никогда не останутся равнодушными к небу.
Почитайте с детьми книги, рассмотрите иллюстрации. Книги есть самые разнообразные, например, у Бланки «Хвосты». Из этой книги ваш ребенок узнает много интересного и, в частности, то зачем нужны хвосты животным, птицам или рыбам. Есть очень интересная книга — Энциклопедия для малышей «Чудо всюду» под редакцией Т.Д. Нуждиной, купите, не пожалеете!
Детям свойственно наглядно-образное мышление, и они легко запоминают то, что видят. Поэтому, если вам доведется побывать в деревне, то обратите внимание на домашних животных, как они живут, как за ними надо ухаживать, чем питаются, какую пользу приносят людям.
По-разному дети относятся к жукам, червякам, муравьям и другим насекомым. Одни боятся, другие безжалостно уничтожают их, третьи безразличны, четвертые любят их. Как же найти в этом вопросе оптимальное решение? Надо рассказать детям, что в природе все взаимосвязано. С одной стороны, насекомые приносят пользу, с другой — вред. И в каждом конкретном случае следует принимать индивидуальное решение.
Ранней весной начинается нашествие на цветы мать-и-мачехи. Дети безжалостно вырывают их с корнями и затем бросают. Порой никакие запреты не помогают. Попробуйте посадить мать и мачеху в горшочек, сделать сбор листьев в лекарственных целях, расскажите от каких болезней применяют это растение, почему у него такое интересное название. Расскажите и о других лекарственных растениях.
Подкормите зимой птиц, не пожалейте для воробья хлебных крошек, расскажите стихотворение:
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей,
И друзья все тут как тут,
Крошки весело клюют,
И пошел веселый стук — Тук — тук — тук.
Как чутка душа ребенка! Как быстро он воспринимает добро! Сломал ветку ребенок, скажите ему, что она живая, и он в другой раз едва ли так же бездушно сломает ее.
Недолговечна краса золотой осени. Даже от легкого дуновения ветерка сыплется разноцветный дождь листьев. Не упустите короткого мига листопада. Нагрянут темные тучи, налетит ветер, холодным дыханием погасит их цвет, закрутит в сухие трубочки. Не оживить, не расправить! Соберите вместе с детьми разные листья и семена, плоды и лепестки осенних цветов, засушите их. Настанет время, и из них можно будет создать хрупкий, но любопытный мир, который непременно порадует вас и вашего ребенка в то время, когда вся земля будет покрыта белым, пушистым одеялом!
И в заключение хочется вспомнить слова В.Белинского: «Животное, родившись от льва и львицы, делается львом без всяких усилий и стараний со стороны родителей, без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств; но человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделается и волком и ослом, и чем угодно». Поэтому именно от нас взрослых, зависит, какими будут наши дети. Естественно, мы воспитатели хотим, чтобы ребята любили природу, понимали ее и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться всем нам взрослым совместными усилиями.
В средствах массовой информации мы всё чаще слышим выражение «жестокое отношение к природе». Почему же человек- венец всего живого, — приобретая силу и власть над миром природы, все меньше ценит и уважает её.
Через мир природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.
В процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются, в тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о явлениях живой природы. Именно такой путь познания, окружающего и является основой умственного развития дошкольника.
Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться сообразительности животных. Через общение с живой природой у детей зарождается любовь к родному краю.
Есть и ещё одна очень важная задача, для решения которой нужно стараться всеми силами приобщить детей к живой природе — воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Нам надо научить ребёнка любить, уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их.
Как же передать все это детям? Прежде всего, мы сами должны научиться любить животных. Дети внимательно наблюдают за тем, как взрослые относятся к ним, и в дальнейшем будут поступать так же.
Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах. Помочь в этом могут – художественная литература, рисунки, на которых изображены животные, телевизионные передачи, а самое главное — непосредственное общение с живыми существами.
Детям можно рассказывать о животных по – разному: весело и озорно, как А.Милн в «Вини-Пухе»; достоверно, как В.Бианки и Г.Скребицкий; поучительно, как И.Тургенев, Л.Толстой и пр. Хорошо, если вы побеседуете о прочитанном. Ребенок с вашей помощью получит представление о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли.
И умом, и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. Итак, дорогие родители, возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, ближайший сквер, парк, затем побывайте на берегу речки, в лесу, в поле. В солнечные погожие осенние дни обратите внимание детей на паутинки, летящие по воздуху. Поймайте одну из них, положите малышу на ладонь и рассмотрите под лупой.
Ребенок увидит, что эта паутинка, к нижнему концу которой прикреплен крохотный паучок. Понаблюдайте, что он будет делать. Можно осторожно повесить её на веточку, откуда он опять начнет свое путешествие. Расскажите ребенку о пользе паука, уничтожающего мух.
У маленького ребенка спросите о том, куда исчезли кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок? Объясните, что все они попрятались в трещины стволов деревьев и заснули.
Наблюдая отлет птиц на юг, спросите у ребенка, почему они улетают. Помогите ребёнку понять, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше, а те, которые клюют зерно и ягоды, — позже. Еще позже улетают водоплавающие. Так ребенок поймет, что образ жизни птиц зависит от ряда условий. Предложите сыну или дочери понаблюдать, какие птицы остались на зиму, что они делают. Подкармливайте их. Прибейте кормушку под окном, привлекайте ребёнка к посильной помощи.
Когда растает снег, и земля чуть подсохнет, в каждом дворе можно увидеть детвору, которая деловито копает землю. Если вы посмотрите, что у них в кулачках, обнаружите разных жуков. Понаблюдайте за ними, посадив их в баночку, а потом обязательно выпустите на волю.
На улице в городе можно встретить собак, которых выводят гулять. Обратите внимание ребенка на то, что собака понимает, когда хозяин зовет её, расскажите, какую службу несут собаки. Предупредите, что собака может укусить незнакомого, поэтому нельзя подходить близко к чужим собакам и трогать их.
Поскольку любовь к животным лучше воспитывается в деятельности, когда сам ребенок непосредственно ухаживает за ними, хорошо бы в семье завести питомца. Если ребенок застенчив, замкнут, ему особенно необходим друг, который не будет его судить и оценивать. Такому требованию больше всего отвечают собака и кошка. Выбирая животное, руководствуйтесь семейным укладом, склонностями членов вашей семьи.
Не забывайте, что ребенок постоянно находится в мире игры. И даже умея обращаться с животными, он, тем не менее, включает их в свои игры, как партнеров, не всегда учитывая, что они живые. Этому способствуют некоторые сведения из книжек, фильмов. Если в мультфильме кот может летать, то это для ребенка вполне правдоподобно. Значит и его кот может полетать. Поэтому, занимаясь делами, не выпускайте детей из поля зрения. Дайте дошкольнику понять, что питомец не игрушка. Чем младше ребенок, тем понятнее ему нужно объяснить его обязанности.
Уважаемые родители, давайте любить и беречь то что нас окружает и научим этому наших детей!