Как научить ребенка культуре общения

В последнее время появилось убеждение, что обращение на «вы» или по имени-отчеству — это пережиток прошлого и от него нужно уходить. Но правильно ли это и нужно ли учить ребёнка обращаться к взрослым людям только на ты, рассказала детский психолог Юлия Куколева.

Вопрос. Нужно ли учить ребёнка обращаться к взрослым на «вы»? И, если да, то когда следует начинать? Или общение на «ты» сокращает дистанцию, и взрослым (воспитателям, старшим родственникам, друзьям родителей) нужно быть с детьми на равных?

Ответ. В современном обществе можно найти разные представления о том, как говорить со взрослыми. Например, в одной семье считается ненормальным обратиться на «ты» к незнакомому человеку, во второй могут обращаться на «ты» ко всем, кто им симпатичен, а в третьей — даже к бабушкам обращаются на «вы».

Если речь заходит о формировании культурных норм и правил, то родителям прежде всего нужно осознавать, как в семье с ними обстоят дела и едины ли родители в этих вопросах. Если нет, то желательно договориться, чтобы не разрывать ребёнка на части разными требованиями и ожиданиями. Это касается не только обращения на «ты», но и всех остальных правил этикета и воспитания в семье.

Передавать культурные ценности ребёнку — очень важная задача родителей, поэтому если они будут осознавать, что именно они передают и будут поддерживать друг друга, то успех гарантирован.

Самый главный урок дети получают, наблюдая за родителями. Если вы учите ребёнка говорить «вы» взрослым, но сами небрежно или фамильярно тыкаете продавцу в магазине, то не стоит удивляться, что ребёнок может обратиться на «ты» к кому пожелает и, скорее всего, это может стать неловким моментом для вас.

Ребёнок учится говорить задолго до того, как начинает это делать вслух, поэтому можно с самого начала поправлять и указывать ему правильную форму

Например, если ребёнок неправильно ставит ударение, то нужно произнести слово верно, так и здесь: если он говорит «ты» — поправляете. При этом крайне желательно объяснить, почему бабушке можно говорить «ты», а соседу нет.

Не надо ожидать, что ребёнок усвоит всё с первого раза, скорее всего, поправлять и объяснять нужно будет много раз. Делать это стоит мягко, игнорируя любые манипуляции, но не надо обвинять и раздражаться, иначе ребёнок может начать тыкать принципиально. Нужно помнить, что дети наблюдают за родителями и проверяют их границы и выдержку.

6 ситуаций, когда родители подрывают авторитет учителя. А так делать нельзя

Разумеется, если кто-то в семье начинает учить ребёнка по-своему или ставить под сомнение то, что говорят родители, вежливо напоминайте: «Спасибо, но в нашей семье принято так». Рамки «ты» и «вы» существуют, поэтому нужно просто и спокойно их объяснять. Ребёнок, безусловно, будет задавать вопросы: «Почему мы это делаем так, а другие иначе?», на что вы можете также отвечать, что в семье свои правила и их нужно уважать.

Если говорить о школе, то уважение к учителю идёт через обращение по имени и отчеству. Но, естественно, всё зависит от самого учителя. Например, психологи на своих тренингах и занятиях могут использовать равную среду. Учитель тоже может перейти в другую роль, поэтому нужно сразу ответить себе на вопрос: «Каких отношений вы хотите от учеников?». Такое понятие как «личные границы» есть и у самого учителя, и он может их распространять на отношения с детьми в своём классе.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Приходя в детский сад, малыш уже должен быть знаком с культурой поведения в обществе, где необходимо:

■ действовать по инструкции, соблюдать дисциплину;

■ разрешать конфликты, делиться, иметь понятие об «общих вещах»;

■ проявлять инициативу, демонстрировать свои спо­собности, отстаивать свое «я»;

■ удовлетворять собственный познавательный интерес посредством речевой коммуникации;

■ удовлетворять потребность в общении, игре в рамках коллективных занятий.

Способность действовать по инструкции должна отрабатываться не только в рамках ваших индивидуальных интеллектуальных занятий, но и в рамках коллективных игр. Короткие инструкции («возьми яблоко», «отнеси книгу») постепенно должны переходить в более сложные, направленные на взаимодействие («возьми второе (красное) яблоко и угости Ваню», «отнеси толстую (красную) книгу Васе»).

Старайтесь, чтобы понятие «инструкции» не носило односторонний характер, малыш также должен уметь правильно «инструктировать» сверстников и взрослого о своих проблемах, грамотно доводя до них информацию. Иначе воспитатель никогда не узнает, что Вова на прогулке вдруг захотел посетить туалетную комнату, Свете натирает ногу камешек, попавший в сандалик, а Анюте непонятно, каким образом необходимо работать с дидактическим материалом на уроке математического развития. Общение со взрослыми должно постепенно переходить в русло активного взаимодействия.

Первоначально отрабатывайте данный вид коммуникации, действуя в паре «родитель—ребенок». Затем, на несколько минут доверяя присмотр за ребенком маме соседского малыша, вашей хорошей знакомой, крестной малыша. Гуляя на площадке, предупредите ребенка, что отлучитесь в магазин купить сока. При этом покажите крохе, кто за ним будет присматривать в ваше отсутствие, как можно правильно попросить о помощи вашу знакомую, что необходимо сделать, чтобы удовлетворить свои потребности. Конечно, прежде чем оставаться один на один с тетей Люсей, малыш должен хорошо ее знать (что она ваша соседка, мама его друга, например). Даже если вы доверяете ребенка всего на пару минут, прежде убедитесь, что малыш установил «базовый контакт» с вашей знакомой на уровне «здравствуйте— до свидания», смотрит ей в глаза, способен отнести ей игрушку, не стесняясь, попросить ее обратно. Начинайте отрабатывать выполнение вышеперечисленных заданий на мамах всех малышей, с которыми малыш подружился на площадке.

При этом, конечно, вам самим придется немало потрудиться, т. е. наладить отношения с родителями сверстников вашего ребенка. Если, стоя возле песочницы, вы будете все время молчать, общаясь исключительно со своим ребенком, вряд ли малыш «услышит» ваши пожелания расширить круг общения. Общение должно происходить максимально естественно для малыша, т. е. вытекать из вашего повседневного стиля взаимодействия с окружающими.

Знакомясь, учите ребенка представлять себя и вас одновременно: «Меня зовут Вася, а это моя мама. Как тебя зовут, где твоя мама?». Мотивируйте ребенка демонстрировать свои успехи не только другим детям, но и их родителям: «Света, смотри, какая башенка у меня получилась, тетя Аня, посмотрите!». Привлекайте родителей других детей, собравшихся на площадке, к активным подвижным играм с детьми, вождению хороводов.

Первое время ребенок может общаться ко взрослым на «ты», не стоит сразу осаждать стремление ребенка к общению, подождите, пока его интерес к построению коммуникации окрепнет настолько, чтобы воспринимать вашу критику и предложения изменить формат общения.

Таким образом, круг общения ребенка постепенно расширится, причем естественным путем. Это очень важный опыт для начинающего воспитанника детского сада, поскольку в стенах образовательного учреждения ему придется самостоятельно находить общий язык с различными взрослыми: двумя воспитателями, нянечкой, учителем музыки, физической культуры, другими пе­дагогами, родителями одногруппников, медперсоналом.

Однако очень часто встречаются ситуации, когда малыши стесняются напрямую обратиться к воспитателю с вопросом, просьбой или пожеланием. Они просят родителей донести их желания до воспитателя или воздерживаются от его удовлетворения. При этом, конечно, ощущая дискомфорт, связанный с нереализованностью потребностей. Общаясь в кругу детей, малыш должен приобрести знания не только о культуре общения (как правильно приветствовать друг друга, прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», формулировать просьбы), но и о спо­собе разрешения конфликтных ситуаций. В этом ключе малыш должен познакомиться с таким понятием, как «по очереди». Это очень важная категория, поскольку часто, приходя в детский сад, дети первым делом устраивают истерику, требуя отобрать у сверстника вожделенную игрушку. Если все общее, трудно объяснить, почему эта кукла сейчас у другого ребенка. Нельзя! — говорит воспитатель. Но разве это аргумент?

Общаясь на площадке с другими детьми, малыш должен приобрести опыт разрешения конфликтов, а также усвоить некоторые правила. В идеале родителям необходимо договариваться между собой, что игрушки в песочнице будут считаться общей собственностью до тех пор, пока малыши не покинут площадку. Поскольку, если объяснить ребенку, что играть можно только своими, принесенными из дома приспособлениями для игры в песке, то собственнические настроения ребенка будут только крепнуть. Получив разрешение поиграть с чужой машинкой, малыш-собственник вряд ли захочет с ней расстаться. Если согласия между родителями нет и ваше «коммунистические» настроения не нашли поддержки, выход один: сразу объявить малышу, что его игрушки общие, но ему можно пользоваться чужими, только получив разрешение у хозяина. Несправедливо, скажете вы. Напротив. Ваш малыш вовремя избавится от комплекса собственника, который сможет ему навре­дить впоследствии. Поступив в детский садик, ваш маленький дипломат не будет мучиться ревностью к любимой игрушке, считая ее своей. Разве это не благо?

А чтобы развить у крохи навыки построения конструктивного диалога с другими детьми, необходимо увлечь ребят общей игрой. В игре малыши сблизятся. Освоившись, они легче общаются друг с другом, проявляют инициативу, освобождаются от коммуникативных барьеров.

Как научить малыша культуре поведения? Приучаем к нормам культурного поведения с детства

Под культурой поведения человека понимают его способность чувствовать красоту, богатый внутренний мир, умение любить и ценить настоящее искусство, а также наличие у него хороших манер поведения и общения. Главной задачей воспитания культурного поведения является не просто механическое заучивание детьми правил поведения, которые должны выполняться неукоснительно под давлением родителей, а формирование в его сознании того мировоззрения и взглядов, которые станут внутренней потребностью ребенка.

Родители должны следить за поведением ребенка дома и на улице. Ведь часто подросток бывает вежливым и почтительным в присутствии родителей, а на улице грубит взрослым и неприлично ругается. Психологи объясняют такое двойственное поведение подростка тем, что дети в таком возрасте не умеют следить за собой и отступают от установленных норм. Родители должны терпеливо приучать его к тому, чтобы он следил за своим поведением везде. Как же научить ребенка к культурному поведению?

Воспитание культурных навыков у ребёнка необходимо начинать с самого раннего возраста, как только он научился говорить, слушать и вступать в контакт со взрослыми. Начинайте малышам читать и рассказывать интересные сказки, используя различные сборники, изданные специально для детей. При выборе сказки учитывайте возраст ребёнка и словарный запас его знаний. До трёх лет лучше читать короткие сказки, очерки и стихотворения о животных или небольшие приключения таких же детей.

Как писал великий русский писатель Л.Н.Толстой: «Воспитание представляется сложным и трудным делом, только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было». Действительно, самым эффективным способом воспитания культурного поведения детей является положительный пример поведения родителей во время работы, отдыха, еды, общения с детьми и окружающими людьми. Маленький ребенок быстро замечает и чувствует, как разговаривают родители с ним и как ведут себя друг с другом. По мнению известного педагога А.С.Макаренко, можно не думать о культурном воспитании детей, если родители сами дома хвастливы и грубы, пьянствуют и оскорбляют друг друга. В семье, где бытует раздор, где родители в повседневной жизни подают плохой пример и нарушают элементарные правила поведения, вырастают дети с похожими на них вкусами и поведениями.

Дети стараются полностью копировать взрослых. Родители должны подавать ребенку пример как дома, так и в гостях. Недостаточно говорить ребенку просто нельзя, надо объяснить ему, почему это нельзя и как правильно нужно себя вести. Например, объясните ребенку, что нельзя перебивать взрослых, когда они разговаривают. Очень важно научить ребенка различать положительную и отрицательную сторону того или иного поступка. Так приучая ребенка к порядку, соблюдению чистоты и личной гигиены, надо объяснить, что положительная сторона их заключается в том, что они способствуют здоровью, делают нашу жизнь уютнее и красивее.

Задача родителей состоит не только в том, чтобы напоминать и объяснять детям о правилах культурного поведения, а в том, чтобы превратить эти правила в навыки и сделать их привычками. Такой ребенок уже не может надеть грязную рубашку и неочищенные ботинки, не может начинать готовить уроки, не убрав сначала свое рабочее место, хотя об этом ему никто не напоминает. Это все для культурного ребенка является нормой поведения и превращается у него в привычку. Для того чтобы выполнение дел вошло в привычку, очень важно не пропустить важнейший период, когда у малыша возникает естественный интерес к домашним обязанностям и делам. Ведь в более позднем возрасте приучать ребенка к порядку и чистоте намного труднее. А приучить подростка к культуре поведения и порядку, если это ему не было свойственно с малых лет, становится уже практически невозможно.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Главная страница » УКЦ «Мир детства» » Вопрос-ответ (УКЦ «Мир детства») » Как научить ребенка безопасным способам общения с незнакомыми людьми?

Как научить ребенка безопасным способам общения с незнакомыми людьми?

Кандидат педагогических наук, специалист по детской безопасности и автор курса «Личная безопасность ребенка» Михаил Рулев дает практические рекомендации родителям о том, как сформировать у детей навыки безопасного общения с незнакомыми людьми.

Общаясь с детьми и задавая им наводящие вопросы, взрослые могут узнать, какие ситуации при общении с незнакомцами они считают потенциально опасными, а какие – нет. Предположим, безопасной вашему чаду может казаться беседа с женщиной, если она происходит в школе или детском саду. Ребенок считает ее учителем или воспитателем, поскольку всех сотрудников учебного заведения он не знает, а «педагог» имеет соответствующий внешний вид.

Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми для детей

Специалисты по детской безопасности дают родителям следующие советы по формированию у детей безопасного поведения при общении с незнакомыми людьми:

Постарайтесь донести до своего ребенка мысль о том, что он не обязан помогать незнакомым людям, даже если этого требует ситуация или общественная мораль. Ваше чадо может помочь незнакомцу, сообщив о его проблеме родителям или знакомому человеку или рекомендовав тому обратиться за помощью к взрослым.

Обучая детей правилам поведения с незнакомыми людьми, родителям желательно фиксировать внимание ребенка не на том, что он не должен говорить посторонним (например, подробности быта семьи), а на том, что ему стоит сказать, чтобы избежать неприятностей и опасных ситуаций.

Отработайте вместе с ребенком его действия при встрече с незнакомым человеком в разных ситуациях. Помните, эти действия должны быть направлены на пресечение любого общения с незнакомцами. Для этого ребенку стоит, не вступая в нежелательный диалог, как можно быстрее покинуть место беседы. После того, как он окажется в безопасности, ему желательно рассказать о произошедшем с ним случае родителям или знакомым взрослым. В противном случае под угрозой может оказаться личная безопасность ребенка.

Формирование навыков безопасного поведения у детей

При встрече с подозрительным незнакомцем на улице алгоритм действий ребенка может быть следующим:

Первый шаг: оценить ситуацию

Детям стоит уяснить, что каждый стоящий перед ними незнакомец – человек потенциально опасный. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка или пожилая женщина – если ребенок не знает его (или его не знают родители), то перед ним незнакомый человек а, значит, относиться к нему стоит соответствующе.

Второй шаг: отойти на безопасное расстояние

Научите ребенка держаться на безопасной дистанции от незнакомого человека. Для этого отмерьте дома на полу расстояние два метра и предложите чаду запомнить его. Если подозрительный субъект идет на сближение, нужно быстро уходить, либо убегать от него в безопасном направлении.

Третий шаг: пресечь общение

Среди злоумышленников найдется немало прекрасных психологов, которые смогут легко «заболтать» взрослого человека, не говоря уже о ребенке. В этом случае разговор с сомнительным собеседником дети могут пресечь словами «Извините, мне нужно спросить разрешения родителей», «Простите, не могу Вам в этом помочь, спросите у взрослых» и так далее. Пока незнакомец пытается анализировать ситуацию и принимает решение (психологи считают, что на это у человека уходит от двух до пяти секунд), у ребенка есть время на то, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь взрослых.

Четвертый шаг: уйти в безопасное место

Не давая незнакомцу договорить, ребенок может подойти к находящимся во дворе знакомым родителям других детей, либо уйти домой, держа незнакомца в поле зрения. А оказавшись в полной безопасности, связаться с родителями и сообщить им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомым человеком.

Ребенок и незнакомец: варианты пресечения разговора

Рассмотрим возможные варианты общения с незнакомым человеком на конкретных примерах.

Во время игры во дворе к ребенку подходит ровесник и говорит: «Недалеко отсюда построили новый спортивный городок. Пойдем посмотрим». Ответ: «Сначала мне нужно спросить разрешения у родителей». Незнакомец продолжает: «Я думал, что ты уже достаточно большой (большая), а тебе, оказывается, мама не разрешает. Тебе слабо?». Ответ: «Мне не слабо. Я поднимусь домой и предупрежу родителей, что пойду на спортивный городок». После этого ребенок быстро отходит на безопасное расстояние и идет домой, проверяя, не преследует ли его незнакомец. После его рассказа родителям стоит спуститься во двор и проверить полученную от него информацию.

Рядом с ребенком на улице останавливается автомобиль, и незнакомая женщина-водитель, улыбаясь, просит: «Сядь, пожалуйста, в машину и покажи дорогу до улицы Июльской, а то я сильно опаздываю». Ответ: «Извините, не могу вам помочь». Ваш ребенок быстро отходит от машины на безопасное расстояние, а затем уходит в направлении, противоположном ходу движения автомобиля, проверяя, не преследует ли его женщина. А оказавшись в безопасном месте (дома или во дворе), рассказывает об этом случае родителям, учителям или другим знакомым взрослым.

Во время прогулки во дворе к ребенку подходит бабушка и просит: «Помоги мне, пожалуйста, поднять продукты в мою квартиру в соседнем доме на третьем этаже». Правильный ответ: «Извините, не могу вам помочь. Обратитесь за помощью к взрослым». Оказавшись в безопасности, ребенок, как и в других случаях, оперативно связывается с родителями и рассказывает им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомцем.

Использованы материалы портала «Я родитель»

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Воспитание культуры поведения у детей, задача, решать которую родители должны совместно с педагогами. Знание этикета необходимо подкреплять практическими действиями.

Период дошкольного детства – самое важное время в жизни малыша. Он познает мир, учится выражать свои мысли, общаться с людьми – сверстниками и взрослыми. Если навыки общения и поведения в семье и обществе сформированы правильно, то дальнейшая школьная и взрослая жизнь ребенка будет счастливой и успешной.

Именно в детском возрасте закладываются важнейшие общечеловеческие нравственные качества. Если дошколенка не научить нормам социального поведения, не воспитать уважение к другому человеку, скромность, сдержанность, то исправить воспитательные огрехи будет просто невозможно. Именно поэтому научить ребенка культуре поведения – самая важная задача, решают которую родители совместно с педагогами дошкольных учреждений.

Культура поведения детей в быту

Элементарные навыки культуры в быту родители формируют довольно просто. Чистые руки и лицо, опрятная одежда, прибранная постель не вызывают вопросов. Со временем список становится больше. Так, к пяти годам полностью сформируются навыки:

  • Убирать за собой игрушки, книги и предметы, которые использовались во время игры или творческого занятия.
  • беречь книжки, игрушки, вещи;
  • Ухаживать за одеждой и обувью: вытирать ножки после прогулки, аккуратно ставить обувь в прихожей, складывать или развешивать одежду.
  • Использовать все формулы вежливости, принятые у людей: здороваться, прощаться, знакомиться.
  • Пользоваться вилкой и ножом, салфеткой и платком.

Требования, предъявляемые к малышу, должны быть систематическими, одинаковыми и дома, и в детском саду. В противном случае надеяться на то, что ребенок вырастет воспитанным сам по себе, по меньшей мере наивно. Родители подают ему пример собственным поведением: дети копируют значимого взрослого во всех мелочах, им просто неоткуда брать иной опыт.

Если к родителям пришли гости, ребенок знает, как вести себя дома при посторонних. Нельзя перебивать и вмешиваться, привлекать к себе внимание. Но и дичиться тоже не нужно: малыш приветливо встречает гостей и занимается своими делами, не мешая взрослым. Эти правила следует объяснить ему заранее.

Поведение ребенка в общественном месте

Почаще появляйтесь с ребенком в общественных местах. Это научит его правильному поведению на людях и в дальнейшем не приведет к проблемам со школьными учителями. Прежде чем отправиться в театр или кино, поговорите с малышом о том, куда вы идете и как следует себя вести.

Ребенок усваивает, почему в театр нужно одеваться особенно тщательно, а в кино можно отправиться в опрятной, но демократичной одежде. Важно объяснить, почему в театральном зале нельзя кушать, пить, разговаривать во время представления, а в кинозал пускают с напитками и едой. Театр – это особая атмосфера, и нарушать ее громким разговором, смехом, беготней нельзя. От ребенка нужно требовать сдержанного, спокойного поведения, доброжелательности к окружающим.

Посещение музея – прекрасная возможность поднять не только общеобразовательный, но и культурный уровень малыша. Ему нужно заранее рассказать об экспозиции, заинтересовать, а затем объяснить правила поведения: нельзя трогать предметы и картины, приходить на выставку с едой, громко разговаривать. Показывать пальцем, бегать по залу. Ребенок научится уважать других людей и их труд.

Особая тема – поведение в транспорте. Ребенок к пяти-шести годам вполне может постоять, он достаточно силен. Он не только уступает место пожилым людям, но и соблюдает другие требования к поведению в общественном транспорте: не залезает грязными ногами на сиденье, не привлекат к себе внимание громкими звуками или развязным поведением.

Культурные навыки общения детей

Чтобы подготовить ребенка к взрослой жизни, его нужно научить правилам общения. Главные качества, которые нужно сформировать, независимо от темперамента и характера, это доброжелательность, вежливость, умение делиться, дружить, то есть брать на себя ответственность, выполнять обещания, помогать и сочувствовать.

Знание этикета не должно быть формальным. Его нужно подкреплять практическими действиями, формировать в игре, ежедневном общении со взрослыми и сверстниками, выполнении поручений и обязанностей. Дошколенок не только умеет, но и без напоминаний помогает другому ребенку, знает элементарные правила приличия (пропускает девочку, подает руку женщине, не хлопает дверью общего подъезда).

Способы воспитания культуры поведения у детей

К ним можно отнести как беседы о принятых в обществе правилах, так и практическое формирование и закрепление соответствующих навыков. Единственный доступный способ для маленького человека – это игра. Именно поэтому воспитание должно быть не авторитарно-поучающим, а игровым:

  • обсуждение сюжетных картинок (заодно пополняется активный словарный запас);
  • театрализованные сценки с использованием игрушек либо «актерской игры» самого малыша;
  • сюжетно-ролевая игра по придуманной истории: «Пятиминутка хороших дел», «Я хороший человек», «Лучшие слова для друга (мамы, няни т. п.);
  • заучивание стихотворений на нравственные темы.

Организовывать бытовые дела нужно правильно, строго последовательно и не скучно. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, испытывал только положительные эмоции, несмотря на многочисленные запреты. Это очень важно, хотя слово «нельзя» следует использовать обязательно.

Психологи рекомендуют одновременно с запретом давать разрешения, то есть показывать и рассказывать, что можно взамен «нельзя». Так энергия поступка и общения будет направлена в позитивное, конструктивное русло, а малыш станет воспитанным, счастливым и культурным.

Ребенок попадает в социум почти с самого раннего детства. Сначала он взаимодействует с родителями, потом — с детьми на площадке. Вскоре появляется постоянный коллектив — группа в детском саду или в развивающем центре. А потом — школьный класс, где часто собираются совершенно разные дети со своими интересами, ценностями и образом мыслей. Поэтому важно, чтобы ребенок умел находить общий язык со сверстниками в разных ситуациях. Этому можно и нужно учить детей.

Какие бывают коммуниканты?

В психологии существует множество классификаций коммуникантов (собеседников): по типу темперамента, по модели общения, по психотипам Чаще всего выделяют четыре большие группы собеседников:

  • Доминантные — те, которые всегда хотят лидировать в общении, даже если тема не очень им знакома. Они легко поддерживают любые беседы, но иногда могут подавлять собеседника, обидно шутить или даже грубить — все зависит от внутренней культуры человека.

Совет! Обычно люди такого типа очень чувствительны к критике, неаккуратное слово может их разозлить, поэтому, чтобы донести важную информацию до такого человека, лучше сгладить острые углы и найти бережную форму подачи.

  • Мобильные — они легко переключаться между темами и могут говорить о чем угодно. При этом они не оказывают давления на собеседника. Чаще всего они экстравертны, эмоциональные и многословны. Часто подобным типом общения обладают дети с гиперактивностью и просто подвижные и активные малыши.

Совет! В общении с «мобильными» людьми пригодится навык «активного слушания». Им необходимо давать высказаться, только потом можно договориться.

  • Ригидные — это люди, которые не умеют начинать разговор первыми (или делают это плохо), но стоит им разговориться, они будут логично и конструктивно излагать свою позицию.

Совет! Начинать разговор с ними нужно первым, но когда собеседник «разговорится», диалог продолжится на равных.

  • Интровертные — они больше погружены в себя, малообщительны, часто обладают тихим голосом, спокойны, медлительны, нередко неуверенно чувствуют себя во время общения.

Совет! Чтобы наладить общение с интровертным типом, придется взять инициативу в свои руки и проявить лидерскую позицию. Таким людям лучше задавать очень ясные и конкретные вопросы — так им будет проще сформулировать ответ.

Однако нужно понимать, что эти типы редко встречаются в одном человеке в чистом виде. Любой собеседник так или иначе может подстраиваться под общение с разными людьми. Поэтому в разных ситуациях лидирующие качества будут проявлены в большей или меньшей степени.

Советы для юных коммуникантов

Умение договариваться — тонкое искусство, которое дети и подростки начинают осваивать постепенно и не сразу приходят к успешному результату. Часто коммуникации в этом возрасте происходят интуитивно, но есть некоторые рекомендации, которые полезно знать каждому:

  1. Используйте «слова собеседника» в разговоре. Полезно наблюдать за речью другого человека и отмечать, какие фразы и словосочетания он использует, когда говорит о том, что для него важно. Если применять их в своей речи, «найти общий язык» будет легче.
  1. Взгляд в глаза. Когда человек легко налаживает зрительный контакт и смотрит в глаза, собеседник воспринимает его как равного себе. Если же он прячет взгляд и смотрит в сторону, собственник без труда почувствует неуверенность.
  1. Пусть ребенок попробует исключить мысль «а что он обо мне подумает?» — если постоянно держать это в голове, знакомиться и общаться будет очень сложно.
  1. Необходимо умение четко обозначить свою позицию. Казалось бы — что проще? Но многие дети, когда их задевают сверстники либо замыкаются, либо идут начинают защищаться, задевая в ответ. Но важно научить ребенка решать конфликт словами, обозначая свою позицию и свое требование. Например, «я не разрешаю себя толкать», «не бери мои вещи с парты»

Какие навыки стоит развивать?

Когда мы говорим об эффективной коммуникации, успешной работе в команде и поиске себя в коллективе, важно понимать, что речь идет не о одном навыке, а о совокупности soft skills. Ведь если человек, например, обладает талантом рассказчика, но при этом не умеет слушать другого, его вряд ли можно назвать успешным коммуникантом. И наоборот: хороший слушатель без умения строить беседу и высказывать свое мнение не добьется успеха в переговорах. Поэтому важно развивать у детей следующие навыки:

  • Умение начинать и поддерживать разговор;
  • Умение слушать;
  • Умение решать конфликты без оскорблений и «перехода на личности»;
  • Умение искать компромисс;
  • Аналитическое мышление;
  • Навык сторителлинга;
  • Ораторское мастерство и сценическая речь;
  • Эмпатия.

Сочетание этих навыков поможет ребенку добиваться успеха в любом коллективе. Ему будет легче устанавливать связи со сверстниками, работать в команде, а позже — общаться с коллегами и руководителями.