Как научить ребенка коммуникации с детьми

Совет 1. Уважайте с пелёнок

В общении с карапузом нужно проявлять должное уважение. Знания, навыки и жизненный опыт — дело наживное, а их отсутствие в дошкольном возрасте — явление естественное и вовсе не повод относиться к малышу свысока.

Общайтесь с ребёнком как с равным собеседником:

  • советуйтесь с ним,
  • позволяйте ему иметь собственную точку зрения;
  • пусть он с детства учится защищать своё мнение.

Совет 2. Проявляйте терпение

В наш стремительный век мы так привыкли к высоким скоростям, что нередко и общаемся так же стремительно, перекидываясь фразами, словно мячиком в пинг-понге. Отбил, не отбил — лови следующий. Но в общении с маленькими детьми такой подход недопустим. Тут важно не количество озвученных мыслей, а их качество.

Задавая ребёнку вопрос, будьте готовы проявить терпение и дать малышу достаточно времени, чтобы собраться, подобрать нужные слова и выложить ответ.

  • не торопите;
  • не навязывайте свой вариант фразы;
  • не осуждайте и не высмеивайте медлительность.

Совет 3. Учите не только говорить, но и разговаривать

Важно понимать, что речевые навыки — это не только способность чётко произносить звуки, верно употреблять слова и грамотно вплетать их в предложения. Для полноценного общения важно понимать, ЧТО, КАК и КОГДА уместно говорить. Чтобы научить ребёнка общаться со сверстниками, позволяйте ему высказываться, не отвлекая внимание на логопедические проблемы.

  • исправлять малыша, конечно, надо;
  • заниматься развитием речи, безусловно, нужно;
  • но делать это следует аккуратно.

Не отбейте чрезмерными замечаниями всяческое стремление к живому общению.

Совет 4. Читайте хорошие детские книги

Соответствующая возрастным особенностям ребёнка детская литература отлично развивает коммуникативные навыки, стимулирует воображение, учит понимать родную речь и чутко воспринимать её мелодию и структуру. Читайте всегда, когда это возможно. А иногда можно не читать в прямом смысле слова, а фантазировать на тему того, что может быть написано в этой красивой красочной книжке. Рассматривайте с ребёнком иллюстрации и вместе сочиняйте свои собственные истории.

  • обращайте внимание на характер и поведение персонажей;
  • анализируйте описанные в книге ситуации;
  • учите ребёнка делать выводы.

Совет 5. Фильтруйте информационную среду

Включив телевизор или погрузившись в просмотр интернет-страниц, порой так и хочется воскликнуть: «О времена! О нравы!». Как бы ни стремились родители оградить любимое чадо от информационного потока, сделать это полностью не получится. Но хотя бы в первые годы жизни малыша фильтровать уровень контента, к которому кроха имеет доступ, и можно, и нужно. Стоит отказаться от привычки оставлять в качестве звукового фона телевизор или ставить ребёнку первые попавшиеся под руку мультфильмы, предварительно не просмотрев их критическим взглядом взрослого, заинтересованного в здоровом и полноценном развитии карапуза.

  • задумывайтесь, какие образцы общения окружают ребёнка;
  • тщательно выбирайте мультики, фильмы и передачи для детского просмотра;
  • контролируйте собственный стиль общения.

Совет 6. Поощряйте полные ответы

  • Простой вопрос: «Тебе было интересно в гостях?»
  • Открытый вопрос: «Что интересного с тобой сегодня случилось?»

Задавайте больше уточняющих вопросов, просите подробностей, проявляйте искренний интерес ко всему, что говорит ребёнок. Таким образом вы формируете хорошую привычку к полноценному, здоровому общению.

Совет 7. Больше играйте

Игры дают навыки, необходимые для эффективного общения:

  • работать в команде;
  • следовать правилам;
  • не зазнаваться при успехе;
  • достойно принимать поражение.

Используйте разные варианты игр: подвижные и музыкальные, словесные и настольные. Очень хорошим помощником в развитии коммуникативных навыков признана сюжетно-ролевая игра, позволяющая моделировать для детей самые разнообразные ситуации из всех сфер человеческого общества.

Совет 8. Давайте больше самостоятельности

Как птенец рано или поздно вылетает из гнезда, так и малыш когда-то должен отправиться в большой мир. Вы не сможете всегда и везде контролировать ребёнка, по первому зову приходить на помощь, подсказывать выход из затруднительных ситуаций. Детям придётся научиться общаться со сверстниками самостоятельно. И лучше, чтобы самостоятельность в общении прививалась плавно.

  • будьте рядом, оставаясь в стороне;
  • не вмешивайтесь в детские игры без необходимости;
  • позвольте малышам попробовать разобраться с намечающейся ссорой без участия взрослых.

Совет 9. Учите принимать отказ

Важно с раннего детства формировать у ребёнка уважение к личному пространству — собственному и чужому. Не путайте общительность с назойливостью. Малыш должен понимать и принимать право других детей:

  • не делиться игрушками;
  • не пускать в игру новых участников;
  • не проявлять заинтересованность в знакомстве.

Прорабатывайте такие ситуации, обучая принимать отказ без ущерба для собственной самооценки. Учите искусству искать компромиссы.

Совет 10. Формируйте культуру общения

Азбука вежливости для детей — основа полноценного общения. Дети должны уметь:

  • начинать разговор;
  • поддерживать беседу;
  • прощаться.

Предлагайте разные варианты приветствия и окончания беседы. Отрабатывайте разные стили общения (деловое, дружеское, ситуативное). Обращайте внимание на необходимость внимательно слушать собеседника, не перебивая и не вмешиваясь в чужой разговор.

10 упражнений на развитие коммуникативных навыков
  1. Перечислить 5 способов приветствия.
  2. Перечислить 5 способов прощания.
  3. Сделать знакомому 5 комплиментов.
  4. Назвать 5 «вежливых» слов.
  5. Спрятать игрушку и описать словами, где она находится.
  6. Объяснить, как пройти к аптеке (магазину, парку).
  7. Описать словами своего знакомого.
  8. Описать, что изображено на картине.
  9. Составить устный рассказ на произвольную тему.
  10. Показать жестами и мимикой разные эмоции.

Помните: дети впитывают всё, что видят вокруг себя. Хотите научить ребёнка здоровому общению? Будьте достойным примером! Счастливого вам родительства, друзья!

Для успешного общения необходимо желание знакомиться и дружить, то есть установить контакт и развивать его дальше. Не у всех детей это желание одинаково. Наша задача научить ребенка общаться и дружить. И лучше всего это сделать… во время …игры.

— Игры на развитие тела ребенка. Танцуйте с ребенком, играйте с ним в йогу, ходите в бассейн, бегайте наперегонки. Принимайте позы разных предметов и животных (например, позу Горы, позу Дерева или позу Собаки, подражайте им звуками и походкой, так малыш сможет почувствовать себя в «иной шкуре», а, значит, научиться понимать ее хозяина.

— Игры на развитие речи. Рассказывая ребенку сказку, показывайте главных героев и их действия руками, активно жестикулируйте, меняйте голоса и интонации и изображайте на лице максимум эмоций.

— Игры на развитие эмоций ребенка. Слушайте с ребенком небольшие музыкальные произведения и вместе оценивайте его характер и настроение: грустная музыка или веселая, бодрая или спокойная, довольная или сердитая и взволнованная, быстрая или медленная, светлая или темная. Ту же технику применяйте к рассматриванию картинок в книжке и оценивая выражение лица персонажей. После детских книг переходите к репродукциям картин известных художников.

— Игры на воспитание командного духа. Вы знаете, что любая совместная детская игра воспитывает чувство общности, дружелюбного общения, индивидуального отношения к каждому члену команды.

Поначалу необходимо наблюдать и координировать детские игры, мягко направляя и показывая, как нужно играть. Не стоит открыто вмешиваться, помогите советом лишь в том случае, когда игра зашла в тупик и конфликт неизбежен.

Умеет ли ваш ребенок общаться?

Как это определить? До трехлетнего возраста не стоит делать выводы о том, умеет ли общаться ребенок. В три года малыш может играть с другими детьми, но скорее он играет просто рядом с ними, чем вместе.

В общении малыша с другими детьми вас должны насторожить случаи, если ребенок проявляет агрессию, кусается, жадничает или, наоборот, раздает игрушки всем подряд, проявляет излишнюю застенчивостью, обособляется от сверстников и стремиться играть один. Тут можно вмешаться и немного подкорректировать действия малыша, например, научить ребенка делиться, общаться, научить дружить и любить.

Как научить ребенка общаться?

Конечно, на вашем личном примере и вашем к нему отношении.

1. Сопереживайте ребенку, любите его и цените таким, как он есть.

2. Признавайте и давайте ему право на самостоятельность.

3. Всегда старайтесь предоставить ребенку свободу выбора.

4. Обращайтесь бережно с его переживаниями, эмоциями и внутренним миром, не стесняйтесь проявлять ласку, заботу, нежность и доброту. Вы не испортите этим ребенка, зато он будет поступать так же по отношению к вам и другим людям.

5. Не бросайте малыша наедине с болью, тревогой, страхом, даже если вам кажется, что он это заслужил, не послушав вас. Сначала пожалейте, а потом объясните, в чем он был не прав.

6. Не ставьте во главу угла ваш авторитет и осведомленность во всех вопросах. Ребенок и так не ставит эти ваши качества под сомнение. Разрешайте малышу учиться на собственных ошибках.

7. Разрешайте ребенку учить себя и делать замечания вам. Это покажет малышу, что вам важно его мнение, и вы цените его советы.

Радостного вам общения с малышом и новых друзей!

Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.

Консультация для родителей «Как научить ребенка не обижать других» Когда малыши начинают ходить и встречаться со сверстниками в разных ситуациях, они могут обижать других детей без какого-либо злого умысла.

Консультация для родителей «Как научить ребенка постоять за себя» Консультация для родителей Тема: «Как научить ребенка постоять за себя» Этот вопрос волнует и мам, но пап, наверное, все-таки больше.

Консультация для родителей «Как научить ребенка счету» Консультация для родителей: Как научить ребенка счету Детей необходимо учить цифрам по двум важным причинам. Первая из них заключается.

Консультация для родителей «Как правильно научить ребенка ПДД» Консультация для родителей Родителям — как правильно научить ребенка ПДД Проанализировав дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали.

Консультация для родителей «Легко ли научить ребенка соблюдать правила дорожного движения» На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле.

Консультация для родителей второй младшей группы «Научим ребенка общаться» Консультации для родителей «Научим ребенка общаться» Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться.

Памятка для родителей «Как научить ребенка не перебивать взрослого» Первые слова, первые фразы… Как мы радуемся тому, что ребенок умеет говорить! Проходит время, и мы замечаем, что малыш не только научился.

Консультация для родителей «Как научить ребенка держать карандаш» Как научить ребенка держать карандаш. Письмо – важнейший навык человека, а от того, насколько правильно человек держит ручку, зависит и.

Как научить ребенка коммуникации с детьми

Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Психолог Елизавета Филоненко, автор книги «Свой среди своих. Как научить ребенка дружить» отвечает на частые вопросы родителей о том, что делать, если у ребенка сложности в общении со сверстниками.

Как понять, что у ребенка проблемы в отношениях со сверстниками?

Первый способ: просто понаблюдать и оценить поведение ребенка. Например, он никак не может подойти к другим детям — очевидная проблема. Но в этом случае важно учитывать индивидуальные особенности. Одно дело, когда малыш не сразу идет к другим детям, когда первый раз приходит на площадку. Другое, когда он спустя два месяца все еще не устанавливает контакт со сверстниками.

Второй способ: прислушаться к тому, что говорит сам ребенок. Например, у него нет друзей, он все время жалуется и дома рассказывает об этом. Или информацию об этом доносят воспитатели и учителя.

Но стоит учитывать, что есть реальные проблемы, такие как чрезмерная замкнутость, застенчивость или повышенная агрессивность, а есть мнимые. Очень большая часть жалоб родителей связана именно со вторыми.

Например, в два-три-четыре года общение детей часто очень тактильное и довольно грубое. Причина в том, что они еще не до конца освоили нормы поведения. Если с человеком начать общаться так, как трехлетки играют друг другом играют, он, скорее всего, просто не выдержит. А дети так устроены, что проходят через этот этап достаточно безболезненно.

Еще одна мнимая проблема: девочки и мальчики часто дружат втроем и постоянно против кого-то объединяются. Это неприятный этап, но очень типичный и проходящий этап. Если ребенок оказался тем, против кого объединились, его стоит поддержать, но сильно впечатляться не нужно. Если не хватает собственной компетенции, полезно посоветоваться с кем-то, кто на работает с детьми — вожатый, психолог, педагог.

Как поговорить об этом с ребенком?

К этой теме стоит подбираться в том случае, если в остальном у родителей уже налажен контакт с ребенком. Если в семье обычно не ведут разговоры на отвлеченные темы — что мне нравится, что я люблю, чего я боюсь, чего бы я хотел — не получится поговорить и о дружбе. Если родители в такой ситуации хотят обсудить проблему с ребенком, придется сначала развивать общую систему общения.

Если мы предполагаем, что, например, у ребенка 7-11 лет есть реальная проблема со сверстниками, значит, он чувствует себя одиноко, ему плохо. В этом случае стоит делать так, чтобы в семье ему было хорошо, чтобы он получал обратную связь от людей, что его любят и он нужен. Что дома его хотят слушать и готовы с ним общаться.

Общение с ребенком полезно развивать комплексно. Найти какие-то общие дела, фильмы, книги, про которые получится говорить безотносительно конкретных проблем. Почти что все темы включают так или иначе общение людей, поэтому ее точно не избежать.

Если родитель не умел дружить, будут ли похожие проблемы у ребенка?

Влияние точно есть, но именно предопределенности нет. То, как люди дружат, зависит от большого количества факторов. Например, если у кого-то из родителей это плохо получается, но это понимает и создает для ребенка другой контекст — отдает в сад, в детский лагерь — то он не повлияет в такой степени на его коммуникабельность. А если мама или папа не умеет дружить, думает, что мир какой-то недружелюбный и все время держит чадо возле себя, то этим ему точно помешает. Все зависит от стратегии, которую выберут взрослые.

Бывает и обратная ситуация: супер коммуникабельный родитель не распознает особенности ребенка и раньше времени начинает его выталкивать к сверстникам. А тот не хочет. Эта стратегия тоже может помешать ребенку научиться дружить.

Что делать, если не нравится друг ребенка?

Запрет на дружбу будет иметь смысл только у родителя получается претворить его в жизнь. С маленьким ребенком это просто: его можно унести с площадки, если он играет с кем-то не тем. Но как только он без вашего надзора пошел в школу или даже садик, вы теряете этот инструмент. А если родитель что-то запрещает, но не может запрет реализовать, он теряет свой авторитет.

Кроме того, запрет на дружбу с кем-то повысит уровень конфликтности. Ребенок будет стремиться уйти из-под нежелательного контроля — врать. Запретите переписываться со своего телефона — станет переписываться с чужого. И ничего уже с этим не поделать.

Но все-таки если друг неудачный, у вас остается моральное право влиять на ребенка. И в этом случае не стоит особенно стесняться того, что вам не нравится его компания. Один из каналов влияния — просто обращать внимание на то, что такой-то человек не очень хороший, он может подвести, нагрубить, подставить. Объяснять, какие качества есть у этого «друга», и почему они вам не нравится.

Для того, чтобы ребенок вас слушал, стоит показать ему, за счет чего он зацепился за своего приятеля. Например, он очень харизматичный, а вашему подростку этого не хватает. Или приятель может себе позволить то, что ваш ребенок не решается позволять. Это классическая история Малыш и Карлсон. Ребенок что-то себе не позволяет, подавляет, хочет быть хорошим, а у друга нет таких запретов и он восхищается его свободой. При этом в разговоре полезно упомянуть и положительные качества нежелательного приятеля, иначе вы настроите своего ребенка против себя, он станет защищать товарища.

Чтобы переключить внимание ребенка, расширить его круг общения, можно организовать ему разные новые мероприятия: отправить в лагерь, в поход, предложить какой-то кружок.

Материалы по теме:

Задача взрослых научить ребенка играть и общаться с детьми.

Вложение Размер
kak_nauchit_rebenka_obshchatsya_s_detmi.docx 13.99 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить ребенка общаться с детьми.

Для успешного общения прежде всего необходимо желание познакомиться и дружить, то есть установить контакт и развивать его дальше. Не у всех детей это желание одинаково. Многое зависит от темперамента ребенка – флегматик и холерик ставят разные цели и приоритеты общения. Но все же все малыши настроены на общение с другими детьми, просто не все дети умеют организовать общение, слушать, избегать конфликтов. Наша задача помочь детской социализации: научить ребенка общаться и научить ребенка дружить. И лучше всего это сделать… во время …игры.

Помимо личного родительского примера успешного общения, играйте с ребенком в коммуникативные игры. Чем чаще вы будете в них играть и чем раньше начнете, тем быстрее ваш ребенок научится общаться. Как ни странно, но к коммуникативным играм относятся:

— Игры на развитие тела ребенка . Оказывается, что физически развитые и умеющие контролировать свое тело дети намного свободнее чувствуют себя в коллективе и им легче научиться общаться. Поэтому танцуйте с ребенком, играйте с ним в йогу, ходите в бассейн, бегайте на перегонки. Принимайте позы разных предметов и животных (например, позу Горы, позу Дерева или позу Собаки), подражайте им звуками и походкой, так малыш сможет почувствовать себя в «иной шкуре», а, значит, научиться понимать ее хозяина.

— Игры на развитие речи . Такие игры помогут ребенку понять, что, помимо слов, есть другие способы общаться: жесты, мимика и пантомима. Рассказывая ребенку сказку, показывайте главных героев и их действия руками, активно жестикулируйте, меняйте голоса и интонации и изображайте на лице максимум эмоций. Очень скоро ваш малыш научится понимать вас без слов и тоже сможет рассказать вам эмоционально окрашенную сказку со множеством жестов и мимики.

— Игры на развитие эмоций ребенка . Ребенка важно научить не только определять и объяснять свои эмоции, но и научить распознавать эмоциональные реакции других людей и детей. Этому легко научиться благодаря музыке. Прослушайте с ребенком небольшой музыкально произведение и попробуйте вместе оценить его характер и настроение: грустная музыка или веселая, бодрая или спокойная, довольная или сердитая и взволнованная, быстрая или медленная, светлая или темная. Ту же технику применяйте к рассматриванию картинок в книжке и оценивая выражение лица персонажей. После детских книг переходите к репродукциям картин известных художников.

— Игры на воспитание командного духа . Вы знаете, что любая совместная детская игра воспитывает чувство общности, дружелюбного общения, индивидуального отношения к каждому члену команды. Поначалу необходимо наблюдать и координировать детские игры, мягко направляя и показывая, как нужно. Не стоит открыто вмешиваться, помогите советом лишь в том случае, когда игра зашла в тупик и конфликт неизбежен.

Умеет ли ваш ребенок общаться?

Как это определить. До трехлетнего возраста не стоит делать выводы о том, умеет ли общаться ребенок. В три года малыш может играть с другими детьми, но скорее он играет просто рядом с ними, чем вместе. В общении малыша с другими детьми вас должны насторожить случаи, если ребенок проявляет агрессию, кусается, жадничает или, наоборот, раздает игрушки всем подряд, проявляет излишнюю застенчивостью, обособляется от сверстников и стремиться играть один. Тут можно вмешаться и немного подкорректировать действия малыша, например, научить ребенка делиться, общаться, научить дружить и любить.

Как научить ребенка общаться?

Конечно, на вашем личном примере и вашем к нему отношении.

1.С опереживайте ребенку, любите его и цените таким, как он есть.

2. Признавайте и давайте ему право на самостоятельность.

3. Всегда старайтесь предоставить ребенку свободу выбора.

4. Обращайтесь бережно с его переживаниями, эмоциями и внутренним миром, не стесняйтесь проявлять ласку, заботу, нежность и доброту. Вы не испортите этим ребенка, зато он будет поступать так же по отношению к вам и другим людям.

5. Не бросайте малыша наедине с болью, тревогой, страхом, даже если вам кажется, что он это заслужил, не послушав вас. Сначала пожалейте, а потом объясните, в чем он был не прав.

6. Не ставьте во главу угла ваш авторитет и осведомленность во всех вопросах. Ребенок и так не ставит эти ваши качества под сомнение. Разрешайте малышу учиться на собственных ошибках.

7. Разрешайте ребенку учить себя и делать вам замечания. Это покажет малышу, что вы вам важно его мнение, и вы цените его советы.

Современные ребята чаще увлечены мультфильмами и компьютерными играми, чем общением со сверстниками на улице. Особенно помощь нужна деткам, которые хотят завести новые знакомства, но не знают, как это сделать, или просто стесняются. В этом случае главные задачи для родителей: обучение ребёнка правилам знакомства, решения конфликтов, защиты себя.

Почему детям бывает сложно общаться

Существует несколько основных причин, из-за которых некоторым детям бывает сложно завязывать новые знакомства.

  • Стеснительность ребёнка. Чаще всего она бывает у детей младшего школьного возраста. Застенчивому малышу очень сложно первому подойти к незнакомому ребёнку и предложить играть вместе. Нередко таким детям бывает сложно себя защитить в конфликтной ситуации, и они замыкаются в себе еще больше.
  • Отношения в семье. Бывает так, что взрослые дома постоянно подавляют инициативность своего ребёнка и не прислушиваются к его мнению. Подобное отношение может отложить отпечаток на личность ребёнка и ему будет сложно общаться со своими сверстниками. Если к ребёнку в семье относятся с уважением, то привыкнув к такому обращению, он сам будет стремиться к подобным отношениям в коллективе.
  • Бывает и наоборот. Ребёнка воспитывают лидером, он привыкает быть первым во всем, не прислушивается к мнению окружающих. Такие дети не умеют слушать, сопереживать, часто неадекватно воспринимают любую критику. Такие дети могут быть агрессивными, отстаивать свое мнение с помощью кулаков. Само собой такое отношение отталкивает сверстников и детям становится просто не с кем общаться.
  • Болезнь ребёнка. Иногда из-за какого-либо заболевания дети отстают от своих сверстников в речевом или психическом развитии. В этом случае ровесники могут просто не понимать малыша, его желаний и его разговоров и не хотят с ним играть. Нередко ребёнок при этом замыкается в себе и впоследствии сам отказывается идти знакомиться к детям в коллективе.

Независимо от причин, по которым ребёнку становится сложно общаться со сверстниками, родители должны помочь ему адаптироваться в новом коллективе и научить основным правилам общения.

Каковы ваши шансы достичь долголетия: пройдите тест от ученых

Каким правилам общения нужно научить ребёнка

Ребёнку нужно объяснить, что основное правило успешного общения между людьми — поступать с другими надо так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

  • При разговоре с другими людьми нужно быть вежливыми и внимательными.
  • Играя, надо соблюдать все правила, нельзя мошенничать. Ребёнку желательно объяснить, что невозможно все время выигрывать, и при проигрыше нельзя закатывать истерики и обвинять всех вокруг.
  • Малышу обязательно нужно рассказать о том, что дразнить других детей ни в коем случае нельзя. Если друзья обидятся, никто с ним не захочет больше играть.
  • Конечно, детям нужно объяснять, что нельзя отнимать чужие вещи. Но при этом и свои можно отдавать только после просьбы. А если кто-то пытается забрать силой — нужно уметь отстаивать свое имущество.
  • Нельзя обижать маленьких и слабых.
  • Нельзя ябедничать, выдавать чужие секреты.
  • Не нужно командовать во время общей игры, назначать себя главным.

Если малыш будет следовать этим правилам, он легко найдет новых друзей.

Что еще можно посоветовать родителям

Первый опыт и примеры общения ребёнок получает в семье. Поэтому, если родители видят, что их малышу сложно найти друзей, у него не складываются отношения с ровесниками, возможно, им нужно пересмотреть свой стиль общения дома.

Иногда ребёнку просто не с кем общаться. Не все дети ходят в детский сад и не у всех есть братья или сестры. В этом случае нужно потихоньку расширять круг общения малыша. Для этого можно найти друзей-ровесников на детской площадке, приглашать их в гости, чаще гулять вместе. Очень сближают и общие интересы. Поэтому ребёнка можно записать в спортивную секцию или развивающий кружок. Занимаясь общим делом, дети подружатся очень быстро.

Довольно часто ребёнку тяжело дается самый первый шаг в общении — знакомство. Родители могут помочь ему в этом. Играя вместе с ребёнком его игрушками, можно познакомить между собой зайку и мишку, пригласить лисенка в гости. Взрослые могут придумать разные сценарии знакомства: с предложением поиграть в новую игру, с рассказом о себе и своей семье.

Стеснительный ребёнок будет благодарен за совет, как правильно присоединиться к играющим детям, какие слова сказать, как попросить о чем-то. Он должен уметь с достоинством принимать отказ. Родители обязательно должны похвалить малыша за попытку знакомства и объяснить, что можно найти другую компанию детей и в следующий раз подойти к ним.

Как научить малыша защищаться

Нередко возникают ситуации, в которых ребёнку необходимо себя защищать. Он должен знать, что своими вещами он может распоряжаться самостоятельно и отдавать их другим только по своей воле.

При этом родителям следует объяснить малышу, что все споры сначала нужно пытаться решить с помощью разговоров. Обидчика можно просто игнорировать и не принимать больше в игру. Вообще детей нужно учить тому, что драка возможна только в той ситуации, когда необходимо защититься от физической агрессии. Самим драку начинать не нужно, ни к чему хорошему это не приведет. Ребёнок должен уметь разговаривать и договариваться, этот навык пригодится ему и во взрослой жизни.

Чаще дерутся школьники, у малышей подобный способ решения конфликтов встречается не так часто. В любом случае, взрослые должны объяснить, что даже когда драки не избежать, существуют правила, которые должны соблюдаться в любом случае. Нельзя бить противника, который заведомо слабее тебя, недопустимо нападать на одного сразу нескольким ребятам. Вообще очень полезно отдавать детей в спортивные секции. Сейчас их посещают как мальчики, так и девочки. Тренеры учат детей не только правилам боя, но умению контролировать свою силу.

Родители должны общаться со своим ребёнком. Обсуждая с ним прошедший день, можно словесно проиграть другое развитие ситуаций. Полезно для каждого случая задавать вопрос — что было бы, если бы ты поступил иначе.

Умение общаться — это навык, который очень помогает и во взрослой жизни. Поэтому пока есть такая возможность, родители должны научить своих детей всем правилам взаимодействия в коллективе.

Детей отдают в детский сад для того, чтобы они учились находить общий язык со сверстниками, что очень важно для социального развития ребёнка. Дети именно в детском саду получают первый опыт разделения игрушек, распределения обязанностей, совместных занятий, где учитываются интересы не одного ребёнка, а всей группы. Ребёнок учится находить подход к другим детям, договариваться, уметь сотрудничать со сверстниками.

Иногда дети, попадая в детский сад, чувствуют определенный дискомфорт из-за того, что у них это не получается. И здесь, самое время вступить в бой родителям. Только не думайте, что это значит пойти в детский сад и отругать всех ребятишек за то, что они не дружат с вашим чадом. Есть более действенные и безобидные пути решения проблемы.

Решение проблемы, с учетом психологии и индивидуальных особенностей ребёнка

Шаг 1: займитесь сбором информации

Для начала поговорите со своим ребёнком, внимательно выслушивая его не перебивая и не критикуя. По правилам психологии, делать это нужно в тихой семейной обстановке, без лишних глаз. Расспросите о детях в группе, как они себя ведут, что ему нравится в саду, что нет, с кем бы ему хотелось дружить? Учтите особенности ребёнка, как он позиционирует себя в группе, как к нему относятся другие ребята, в чем он видит причину сложившейся ситуации?

Поговорите с воспитателем. Воспитатель видит всю ситуацию изнутри. Узнайте, как ведет себя ваш ребёнок в коллективе. Расспросите больше о том, чем дети сейчас занимаются в группе, чем интересуются? Это вам сможет помочь в дальнейших действиях. Расспросите у других мам, не было ли у них похожих проблем.

Шаг 2: проанализируйте домашнюю обстановку

Вспомните, как давно были у вас в гостях друзья. Видит ли ребёнок, как вы общаетесь с ними? Социальное развитие ребёнка значительно ускоряется, когда он имеет наглядный пример, тем более, если примером служат любимые мама и папа, которым он доверяет. Пусть ребёнок наблюдает за тем, как вы общаетесь в дружеском кругу, видит, как вам это нравится, что это хорошо. Не спешите его сразу же отправлять в детскую комнату.

Шаг 3: ролевые игры

Разыграйте с ребёнком в игровой манере ситуацию, в которой он оказался. Разрешите ему самому выбрать роль, а вы в это время на личном примере покажите как лучше повести себя в той или иной ситуации. Сочините вместе сказку о пользе дружбы, например, об одиноком ежике, которому было очень грустно, но все изменилось, как только он приветливо заговорил со щенком и они стали дружить.

Шаг 4: займитесь развитием базовых навыков дружбы

Присмотритесь, достаточно ли развит у малыша разговорный навык. Возможно, из-за этого происходит недопонимание со сверстниками. Обратитесь к логопеду, проводите разговорные упражнения дома.

Покажите ребёнку пример межличностного общения. Берите его с собой везде. Пусть слышит ваши разговоры на остановке, в магазине, очереди, со знакомыми и чужими людьми. Чем больше у малыша будет контактов с незнакомцами, тем лучше и увереннее он будет чувствовать себя в незнакомом обществе. Конечно, старательно контролируйте качество этих бесед, чтобы оставались только полезные результаты, а такое социальное развитие ребёнка не оставляло неприятных впечатлений.

Научите ребёнка, что испытывать эмоции присуще всем людям, но их нужно контролировать. Объясните, что неприятно, когда на вас кричат, общайтесь дома сдержано, не повышайте голос.

Шаг 5: подтолкните детей друг к другу

Придумайте и обсудите с другими мамами развлекательное мероприятие. Психологические особенности ребёнка в этом возрасте располагают к тому, что на таких праздниках они становятся ближе и дружнее. Чаще зовите детей из группы к себе в гости.

Советы для облегчения процесса социального развития ребёнка

  • Развивайте в ребёнке уверенность. Для этого необходимо прислушиваться к мнению малыша, советоваться с ним, показывать ему его значимость и, конечно же, любить и поддерживать во всех начинаниях.
  • Покажите, как нужно правильно знакомиться. Научите ребёнка некоторым простым фразам, которые помогут ему начать общение с незнакомыми детьми, практикуйте знания на детских площадках.
  • Научите ребёнка пониманию. Разбирайте дома вместе ситуации, которые случились в течение дня. Как вели себя дети в коллективе, почему они так поступали, что послужило причиной того или иного поведения.
  • Научите делиться. Дети часто привыкают, что дома игрушки принадлежат лишь им одним, в саду из-за этого часто возникают проблемы. Учите малыша договариваться и считаться с желаниями других.
  • Расскажите ребёнку о волшебном действии улыбки. Если любой человек улыбается, он выглядит намного привлекательнее злого или угрюмого, к нему потянется больше людей.

Помогите лично найти детям общий язык

  • Найдите друга по соседству. Моральные особенности ребёнка в этом возрасте требуют наличия партнера по играм и развлечениям. Детям в этом возрасте становится недостаточно внимания одних родителей.
  • Помогайте ребёнку в игре с другими детьми, выступайте на правах участника, если что-то разладилось, или пошло не так. Помогайте советом, но не переусердствуйте. Если перетащить одеяло на себя, взять в руки всю инициативу, дети быстро заскучают, потеряют интерес.
  • Чаще оставайтесь с ребёнком один на один, так, чтобы вам ничего не мешало. Беседуйте на различные темы, придумывайте свои истории, сказки, главными героями которых будете вы сами, его друзья. Пусть эти сказки имеют поучительный смысл.
  • Научите ребёнка фантазировать, самому придумывать игру, в которую ему бы хотелось поиграть, доступно объяснять ее правила.
  • Научите малыша отстаивать свое мнение, не кулаками и криком, а в спокойной аргументированной беседе.
  • Относитесь приветливо к новым знакомствам малыша, хвалите его. Зовите его друзей в гости, организовывайте совместные прогулки и чаепития.
  • Не ругайте ребёнка за то, что он хочет остаться с вами, а не идти играть в незнакомую компанию. Пойдите туда играть вместе с ним, а когда он увлечется, незаметно отойдите в сторону.