Психологи и педагоги подготовили рекомендации по тайм-менеджменту для школьников. Они помогут выполнять в срок поставленные задачи, не переутомляясь при этом.
Чтобы учеба в школе проходила максимально легко и продуктивно, нужно научить ребенка планировать свой день. Необходимо определить важные дела и выявить «пожирателей времени» — бесполезные отвлекающие занятия. Помочь в этом могут советы специалистов.
Как научить ребенка планировать время
Учить планировать время необходимо с детства. Психологи рекомендуют применять 5 правил:
- Придерживаться определенного распорядка жизни. Когда ребенок встает утром и ложится спать, ест и делает уроки примерно в одно и то же время, это позволяет распланировать день и чувствовать себя спокойнее.
- Проговаривать с ребенком, сколько времени ему нужно на то или иное занятие. Это поможет правильно оценивать время и планировать свой день.
- Запланировать на праздники или каникулы большое развлекательное мероприятие. Можно предложить ребенку подсчитать, сколько времени займет поход в кино или кафе, прогулка в парке с друзьями, возвращение домой.
- Демонстрировать детям собственный пример – пользоваться календарями, ежедневниками, составлять планы на ближайшие дни.
- Завести таймер, который поможет контролировать временные интервалы и напоминать о предстоящих делах.
Постепенно ответственность за контроль времени передается растущему человеку. Однако в средней школе родители, как правило, ослабляют контроль. В то же время нагрузка на ученика возрастает и ему трудно все успевать. На этом этапе важно научить ребенка планировать свой день и распределять время правильно.
Почему ребенок не успевает
У детей младшего школьного возраста остается в среднем 8–9 часов свободного от сна и уроков времени. Однако большую часть отнимают так называемые «пожиратели» — малозначительные занятия, которые отвлекают от основных дел.
Вторая причина, почему ребенок не успевает – отсутствие четкого плана. Школьник не представляет, в каком порядке выполнять задуманное и часто перескакивает с одного занятия на другое бессистемно. Учебный план в начальных классах таков, что сделать домашнее задание можно за 1–2 часа. Если ребенок не укладывается в это время, вероятно имеет место прокрастинация. При выполнении уроков легко отвлечься на игру, телефонный звонок, разговоры окружающих.
Много времени отнимает ожидание начала занятий или тренировок, пребывание в очереди к врачу, дорога в школу и обратно. Чтобы провести эти часы и минуты с пользой, можно подготовить словесные игры, развивающие видео в телефоне, книгу со сказками.
Как понять, на что уходит время
Понять, куда тратится время, можно с помощью простого упражнения. Для этого потребуется лист бумаги, разделенный на 4 колонки:
- занятие;
- начало;
- окончание;
- потрачено времени.
В таблицу вносят все дела, занимающие больше 10 минут. В конце дня нужно оценить список. Такой хронометраж поможет понять:
- сколько времени ушло на то или иное занятие, что ребенок сделал быстро, а что медленно;
- какие дела школьник не успел завершить в течение дня;
- какие второстепенные занятия отвлекали его больше всего.
Проанализировав несколько дней, легко понять, от каких дел можно отказаться или сократить время на них в пользу более важных.
Как организовать день школьника
Составлять расписание дня ребенка необходимо с первого класса. С течением времени нагрузка будет все больше и навык планирования окажется крайне полезен.
Правильно составленное расписание поможет:
- оценить, чем занят ребенок в течение дня;
- понимать, насколько реальны поставленные цели, хватит ли ребенку времени на их выполнение;
- распоряжаться самостоятельно свободным временем;
- родителям понимать, чем занят подросток в конкретный момент.
В распорядок дня обязательно нужно включать свободное время.
Существует несколько способов составления расписания:
- жестко распланированный день или неделя – не всегда удобно из-за возможных форс-мажоров, любая неожиданность выбивает из колеи и «ломает» весь день;
- сочетание гибкого и жесткого планирования – оптимальный способ все успеть. Жестко фиксируется время начала занятий в школе, секций и пр., гибко – дела, которые не привязаны к точным часам и минутам;
- дедлайн – время, к которому необходимо завершить то или иное дело.
Дедлайнов в распорядке дня не должно быть много, обязательно оставляют часы на непредвиденные события, отдых и пр.
Составляем расписание – упражнение для ребенка
Чтобы научить ребенка планировать свой день, можно предложить ему составить свое расписание. На начальном этапе это упражнение лучше делать вместе с родителями:
- Начертить таблицу с днями недели.
- Заполнить пункты, жестко привязанные к времени.
- Заполнить гибкую часть – все, что нужно сделать в этот день, но точные часы при этом не важны.
- Отметить свободное время для отдыха.
Листок с расписанием нужно повесить на видном месте. По мере соблюдения можно корректировать пункты, которые неудобно или нереально выполнять.
10 советов по тайм-менеджменту для детей
Психологи и педагоги подготовили рекомендации по тайм-менеджменту для школьников. Они помогут выполнять в срок поставленные задачи, не переутомляясь при этом:
- Составить вместе с ребенком план на неделю.
- Выделить главные и второстепенные дела в расписании.
- Сложные задачи разделить на простые шаги.
- Подсчитать примерно, сколько времени у ребенка уходит на каждое занятие – это поможет распределить работу и отдых так, чтобы ребенок не уставали не скучал.
- Прибавлять 10–15 минут к каждому важному пункту – что-то может пойти не по плану, поэтому важно иметь резерв времени.
- Готовиться к завтрашнему дню с вечера – собрать портфель и одежду, запланировать дела.
- Визуализировать задачи на день с помощью доски или ежедневника.
- Стимулировать и поощрять ребенка за успехи – это может быть похвала, подарок и т. д.
- Планировать не только будни, но и праздники и выходные.
- Найти «пожирателей времени» и по возможности устранить или свести к минимуму.
Важно, чтобы обучение тайм-менеджменту было для ребенка интересным и увлекательным. Можно использовать игровые формы, включать полезные видеоролики, участвовать в квестах, посещать экспериментальные выставки и музеи.
Родителям стоит также учитывать биологические ритмы ребенка – «сове» намного сложнее делать уроки утром, чем «жаворонку».
Помочь ребенку научиться грамотно планировать свое время и добиваться успеха могут программы нашего проекта «Спортзания». Мы разработали смены для всех сезонов года. Каждая из них насыщена яркими увлекательными событиями. При этом смена построена так, чтобы ребенок приучался к самостоятельности и ответственности. Точное расписание можно узнать в соответствующем разделе сайта.
Существует несколько способов ознакомления со временем, мы предложим вам самые интересные и простые, их без труда можно использовать с детьми 5-6 лет, поэтому эти методики активно применяют, когда проводится подготовка ребенка к школе в детском саду.
Хронометраж
Это занятие очень увлекательное и похожее на игру, расскажите своему малышу, что каждое ваше и его действие имеет определенную длительность – сколько то минут, часов и предложите записывать время, которое было на часах (желательно электронных, с цифрами), когда вы начали каждое новое дело. Так вы наглядно покажете, что понимание времени очень важно для того, чтобы все успеть.
Скорость течения времени
Это упражнение поможет ребенку ориентироваться в течении времени и его скорости. Засеките с малышом одну минуту, потом две, потом 5. Поинтересуйтесь, он считает, что это долго или нет. После того, как вы повторите это несколько раз, спросите у ребенка, за сколько он или вы сможете сделать то или иное действие, например, раздеться или почистить зубы. Засеките время на часах. Если ребенок ошибется — ничего страшного, похвалите его и поменяйтесь местами, пусть теперь он предположит длительность действия и засекает время, за которое, например, вы приготовите завтрак. Если вы будете так играть ежедневно, очень скоро ваша кроха будет соизмерять сложность действия с его длительностью.
Очень часто используйте понятия «еще минуточку», «через пять минут» и придерживайтесь временного ограничения, которое заявлено – ребенок должен четко чувствовать и понимать, сколько это.
Можно предложить другой вариант, например, игру «ускорь действие». Возьмите секундомер и засеките, сколько минут (секунд) уходит на какое-то дело в спокойном, обыденном темпе, обязательно проговорите, сколько же получилось, а теперь предложите ребенку максимально быстро сделать это же дело и засеките время. Сравните два полученных результата и поинтересуйтесь, как малышу было удобно.
Постоянно просите малыша проследить, чтобы вы уложились во время, например, «мне важно успеть на работу вовремя, поэтому на прическу я не могу потратить больше 15 минут» – пусть ваш ребенок засекает время и помогает вам не выбиться из графика. Не плохо было бы, чтобы он произносил в слух «осталось 10 минут… осталось 5 минут… осталась минута», но для этого он должен ориентироваться по часам.
Ориентируемся по часам
После того, как ваш сорванец усвоит это, переходите к более сложным задачам – ознакомьте с понятием «пол часа». Где будут находиться стрелки, если часы должны показать пол девятого. Идите от большего к меньшему, в итоге последним усложнением может стать циферблат без цифр или с римскими цифрами.
Распланируй день
Это занятие очень полезно как для школьников, так и для дошкольников. Малыш сам (под вашим чутким руководством) должен составить список дел на день и рассчитать, во сколько ему нужно встать и во сколько у него получиться лечь спать. Дела должны быть учтены все – и помочь маме, и поиграть с подружкой и сделать уроки и почистить зубы. Если дел окажется слишком много, стоит спросить у ребенка, чем бы он из этого списка пожертвовал бы или что бы он сделал быстрее.
Если спланировать день малыша получилось, обязательно на следующий день придерживайтесь четкого графика, следя за временем. Все вышло? Отлично, теперь можно распланировать день мамы – это гораздо сложнее, но так интересно для малыша.
Не бойтесь экспериментировать, доверяйте своему крохе, получайте удовольствие от процесса обучения и все в вашей жизни будет вовремя!
Современная техника давно стала неотъемлемой частью нашей жизни — с ней мы засыпаем и просыпаемся, заказываем и готовим еду, оплачиваем счета и тем более учимся и работаем. И если взрослые еще способны дозировать их использование, то от ребенка этого вряд ли стоит ожидать.
Многие родители пытаются насильно оградить своих детей от смартфонов и ноутбуков, но стоит ли игра свеч? Не лучше ли связать детское увлечение технологиями с полезными хобби и привычками? Разбираемся вместе с Анастасией Екушевской, клиническим психологом и академическим директором онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.
Увлечение гаджетами — это зависимость?
Такой вопрос психологам задают родители многих детей, но, прежде чем на него ответить, нужно разобраться, что же такое зависимость?
Зависимость — это одна из форм девиантного поведения. Она формируется в лимбической системе — отделе мозга, который отвечает за эмоции, волю, мотивацию и коммуникацию. И если эта система работает не по плану, то ребенку, вероятно, трудно понимать эмоции окружающих и выражать собственные. Ему легче взаимодействовать с миром посредством гаджетов, нежели общаться напрямую. Но важно понимать, что такое поведение — это не страшная болезнь, а всего лишь особенность организма, которая может, наоборот, сыграть ребенку на руку. Дети с подобным складом ума становятся талантливыми разработчиками, инженерами и аналитиками, они с удовольствием работают с данными, умеют находить в них связи и делают выводы, совсем не очевидные для других людей.
Иногда зависимость вызвана нарушениями в лобных долях мозга, которые отвечают за контроль и планирование. Ребенку с такими особенностями трудно переключиться с телефона на уроки, потому что лобные доли не дают составить ему план действий, — он все еще хочет играть.
Но иногда чрезмерная любовь к гаджетам может проявляться у совершенно здоровых детей. Например, в тревожных ситуациях или в компании людей, с которыми ребенку некомфортно. Из-за этого он «прячется» за смартфоном, как на спокойной и безопасной территории.
Как извлечь из гаджетов пользу?
Найдите ребенку хобби
Придумайте ритуалы
Не ругайте ребенка за то, что он не может оторваться от гаджета, — лучше завершите его использование чем-то приятным. Например, ребенок закончит играть на планшете — сделайте с ним небольшую веселую разминку, попрыгайте или потанцуйте. Так выключение гаджетов не будет ассоциироваться со стрессом и тревогой.
Расширьте кругозор ребенка
Проявите интерес и поинтересуйтесь у ребенка, чем именно он занят в смартфоне: какие игры его интересуют, что пишет и смотрит? Если ребенок обожает строить города в Minecraft, обсудите с ним историю вашего родного города или предложите спроектировать его в игре. Кстати, в Skysmart Pro этому посвящен целый курс. Если ребенок записывает танцевальные видео, расскажите ему про танцевальные жанры: какие были популярны в вашей молодости, а какие — в молодости ваших бабушек и дедушек.
Дайте ребенку почувствовать успех
Многие дети гонятся в играх и соцсетях за лайками и наградами, ведь это отличный источник дофамина — гормона счастья. Но его можно получить и в реальной жизни: просто чаще хвалите ребенка, даже за мелкие победы: уборку в комнате или пятерку за контрольную.
Учить ребенка экологичному использованию гаджетов важно и нужно, но тотальный запрет на них не принесет пользы ни сейчас, ни в будущем. Просто проявляйте искреннюю заботу и интерес к увлечению ребенка — он обязательно почувствует вашу поддержку и пойдет навстречу.
Полезен ли шоколад? Да, если лакомиться парой долек после обеда. Полезна ли брокколи? Нет, если её будет есть ребёнок с пищевой аллергией. Так и время, проведённое ребёнком в интернете, нельзя строго обозначить, как вредное или полезное. Команда LogicLike подготовила рекомендации, как научить ребёнка управлять своим активным и пассивным временем в интернете.
Чтобы понять, как ребёнок тратит время в интернете и как это влияет на него, важно:
Подавайте личный пример
Вы отвечаете на рабочие сообщения во время завтрака, а в выходные расслабляетесь перед телевизором. В этом нет ничего страшного, это ваш способ проводить время. Но что нормально для вас, становится нормой и для ребёнка. Он просто не поймёт, почему должен вести себя иначе. Пересмотрите свои привычки и не заходите в соцсети и мессенджеры при каждом удобном случае. А также объясните ребёнку, для чего вы используете интернет и вместе составить расписание дня с учётом гаджетов.
Обсуждайте правила вместе с ребёнком
Какова будет ваша реакция на слова “Ходи только пешком, не используй лифт”? Скорее всего, вы захотите разобраться, почему это нужно делать, откажетесь или будете выполнять с неохотой. Если вы хотите ограничить использование интернета и планируете установить правила, то вернее обсудить их с ребёнком. При обсуждении важно выслушать мнение ребёнка, не критиковать и не стыдить. Если вы будете запрещать что-то или говорить “нельзя” без объяснений, то ребёнок не научится принимать самостоятельные решения и расставлять приоритеты. Например, запрет пропадёт и ребёнку придётся самостоятельно выбирать: посмотреть ещё одну серию или идти спать. Можно ли принять верное решение без навыков планирования и самоограничения?
Предлагайте весёлые занятия
Ребёнок не будет чрезмерно увлекаться виртуальным миром, если в реальном его будут ждать эмоциональное общение с семьёй или интересное хобби. Если отобрать планшет и взамен всунуть книгу или приказать идти гулять в парк, тяга к гаджетам не пропадёт.
Учите с вниманием и любовью относиться к себе
Объясняйте, почему важен сон, правильное питание и прогулки и почему их нельзя заменять сколь угодно интересным мультиком. Расскажите, как полноценный сон важен для ментального здоровья и обучения и сделайте спальню местом, в которое нельзя проносить гаджеты.
Не существует единых правил по лимиту времени в интернете. Есть лишь общие рекомендации, которые позволяют ограничить экранное время и бесконечно длинные списки программ для родительского контроля.
Гораздо важнее, чтобы ребёнок научился самостоятельно управлять своим временем и устанавливать лимиты. Для этого нужно:
— выработать правила для своей семьи – например, 10 минут в день, если ты не справляешься с домашними заданиями или 1 час, если ты успеваешь гулять с собакой и самостоятельно собраться в школу
— показать ценность личного общения в противовес сообщениям в мессенджере со скобочками-эмоциями
— быть активно включённым в жизнь ребёнка – можно вместе посмотреть ролик на YouTube (пассивное время) и помочь смонтировать поздравление для лучшего друга (активное время).
Рассказывайте, показывайте, объясняйте, что гаджеты не зло и как их применять с пользой. Например, позанимайтесь 10-15 минут на платформе ЛогикЛайк: это приятно и развивает!
Лето – пора каникул и отпусков. У всех полно планов на этот период, ведь «Лето – это маленькая жизнь!». Хочется использовать это время с пользой и провести его интересно, весело.
Дети ждут каникул чтобы освободиться от учёбы и домашних занятий. Поэтому стоит им дать возможность:
1. Вдоволь наиграться
Совершенно не странно, что многим детям в течение года не хватает игр со сверстниками. В учебном году у многих настолько плотное расписание, что на это просто не остается времени. А между тем, в ходе игры развиваются важные психологические навыки: как завести друзей, как найти своё место среди людей, как договариваться, соблюдать правила, распределять обязанности. Игра позволяет быть смелым, потому что можно быть кем угодно и где угодно. Игра позволяет «примерить» на себя различные модели поведения, творить и сочинять свои миры, делать то, что не рискуешь сотворить в реальности, потому что игра – это безопасно… А нам, как взрослым, нужно позаботиться о возможности ребенка играть.
2. Набраться новых впечатлений
Для нормального развития ребёнку требуется разнообразное окружающее пространство. Ему необходим широкий спектр зрительных, слуховых, обонятельных и иных впечатлений. Более того, ему нужно иметь возможность дотрагиваться и держать в руках то, что он слышит и видит. Тогда у него складываются целостные представления о самом себе, внешнем мире и его свойствах. Для этого не обязательно отправляться за тысячи километров. Новые впечатления можно найти и на соседней улице, остановившись и посмотрев на здания, или в соседнем парке. Походы в лес за грибами и ягодами, лепка из песка замков и куличей, возня с землёй, травой, камушками, ракушками и веточками гораздо нужнее, чем кажутся на первый взгляд.
3. Провести время всей семьей
Летом, в отпуске, у нас появляется время и возможность провести время со своей семьей и детьми. Получить совместный опыт и общие переживания. Именно ощущение и переживание контакта с родителями, когда мы проявляем искреннюю заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным проблемам, внимание ко всем изменениям, которые происходят в душе растущего человека, формирует осмысление родительской любви, заботы, чувство собственной «нужности». В этом случае семья в их сознании становится единым целым, что крайне важно для психологического здоровья ребёнка. А для взрослых, в свою очередь, это ещё и прекрасная возможность побыть немного детьми.
4. Самостоятельно выбирать
Впрочем, возможность выбора важна для ребёнка в любое время года, а не только в каникулы. Но летом, когда нет школьных занятий, у детей куда больше времени и возможностей для проявления самостоятельности.
Умение делать выбор позволит нашим детям вырасти успешными, самостоятельными, умеющими принимать решения и отвечать за свои поступки. Задача взрослого здесь – обеспечить ребёнку возможность реального, а не номинального выбора, и научить его видеть причинно-следственные связи между собственным решением и последующими за этим событиями.
Также, здесь важно позволить ребёнку ошибаться. Осваивая новое для себя, он совершит массу ошибок, даже если решение кажется вам пустяковым. Придётся отыскать внутри себя кнопку, которая отключит критику, разобрать ситуацию с ребёнком, чтобы выявить все ошибки и недочёты в принятии решения. Необходимо присматриваться к ребёнку и доверять ему, быть рядом и подставлять плечо.
5. Впитать в себя новые знания
Важно отметить, что обучение входит в ряд базовых потребностей детей от 5 и до 16 лет. Конечно, за три месяца отдыха они могут позабыть то, что изучали в течение года. Так что лучше всего повторять пройденный материал, но делать это в игровой форме не более 2-3 раз в неделю, так навыки точно не забудутся.
Предложите ребёнку новые игры, играйте вместе с ним. А лучше всего сочиняйте игры сами. Дети любят простые вещи: покажите, как играть в классики или резиночки, вспомните во что вы сами играли в детстве. Проведите с ребёнком целый день на улице разглядывая птиц, насекомых и деревья, посетите с ним новые места, музеи, парки, дайте покопаться в саду, сделайте вместе работу по кухне и дому. Не всегда стоит изобретать велосипед, иногда надо просто взять и прокатиться на нем.
Лето — очень интенсивный период взросления детей. После него всегда видно, насколько ребенок вырос, какой качественный скачок произошёл в его развитии. У ребёнка появляется очень много новых впечатлений, и родителям необходимо создать условия для его самореализации.
В заключение
Я привела всего лишь несколько общих примеров того, как провести лето с пользой. Конечно же, вариантов этого гораздо больше. Все дети обладают своими индивидуальными особенностями и у каждой семьи есть свои обстоятельства и ценности. Тем не менее, всем детям из любой семьи нужна радость и хорошее настроение. Поэтому, лучший способ провести лето с пользой – наполнить его приятными, радостными и интересными событиями.
А для того, чтобы плавно перейти от летнего отдыха к школьным будням есть летние лагеря с обучающими программами. Один из таких лагерей – Лаборатория «Мир наук» Семейного клуба-квартиры «Счастливые люди» .
Работа, постоянная спешка и бытовые дела, не оставляют времени уделить внимание своему ребенку. Поэтому нужно использовать возможность и стараться максимально провести время с пользой.
⠀
Несмотря на каникулы, надо планировать свой день. Рационально распределять время. Вспомнить, что было интересно детям, что они хотели бы узнать или чему научиться.
⠀
Стоит уделить внимание четырем направлениям, которые способствуют развитию ребенка:
⠀
Физическое воспитание (зарядка, физические упражнения, танцы, спортивные игры);
⠀
Умственное развитие (изучение науки, литературы, чтение книг, энциклопедий);
⠀
Интеллектуальный рост (ребусы, загадки, головоломки);
⠀
Творчество (рисование, лепнина, музыка).
⠀
Дети очень рады совместной работе с родителями. Нужно вовлечь их в обычный процесс приготовления ужина или уборки квартиры. Спешить никуда не нужно, поэтому максимально уделить время для бытовой работы вместе с детьми, хорошая идея. Ребенок научится чему-то новому, приобретет новые знания, и новые навыки.