Как научить ребенка идти к цели

Родители часто жалуются на то, что дети не хотят быть настойчивыми. Новые увлечения в их жизни возникают легко, но так же быстро угасают. Неинтересна становится музыкальная школа, так как не хочется просыпаться рано утром и идти на сольфеджио. И браслет из бисера остается не доплетенным, потому что работа оказывается слишком кропотливой. Бывает, что дети бросают начатый кружок из-за того, что изначально его посещение было родительской идеей, а они просто согласились попробовать и вот – разочаровались. Но часто дело оказывается незаконченным из-за того, что дети сталкиваются с трудностями, которые не хотят преодолевать, или же у них недостаточно мотивации, а иногда бывает просто лень.

Не всегда дело идет как по маслу, и, сталкиваясь с трудностями, некоторые предпочитают бросить занятие. Постарайтесь в этот момент оказаться рядом с детьми и подсказать, что все поправимо. Если у малыша порвалась заготовка для аппликации, предложите в следующий раз приклеить лист цветной бумаги на картон: бумага станет плотной, и заготовку будет легко вырезать. Если школьник взялся за сложную тему для доклада, но так и не нашел подходящей информации по теме в библиотеке и в Интернете, попробуйте обратиться к источникам на иностранном языке: вы поможете сделать перевод, а ребенок выберет из него данные для доклада. Помощь в трудный момент даст детям понять, что безвыходных ситуаций практически не бывает.

Дочка все утро уговаривала вас испечь пирожки, а когда слепила несколько штук, заскучала. Как только она заявит «я пошла играть», скажите, что осталось слепить пять пирожков, а, пока вы это делаете, ее задача – аккуратно переложить пирожки на противень, и тогда дело будет закончено. Это научит ее не бросать начатое занятие на полпути.

Расскажите об уловке, которой часто пользуются взрослые: обещают себе маленькую или большую награду после того, как выполнят неинтересное дело. Для ребенка это может быть поход в кино или в гости к другу после сдачи контрольного теста, к которому он усердно готовится. Для малыша, которому дали задание сложить игрушки в ящик – просмотр любимого мультика. Ожидание скорого удовольствия поможет настроиться на дополнительное время работы.

Хорошо, когда у ребенка есть любимое увлечение, будь то танцы, поэзия, вышивка, коллекционирование. Подскажите, что в любом деле есть к чему стремиться. Например, можно не просто сочинять стихи в стол. Если хочется, чтобы их читали другие люди, можно отсылать стихи в редакции детских и взрослых журналов, предлагать свои творения в школьную газету, публиковать стихи в интернет-блоге.

Если ребенок увлекается спортом, поищите биографии его любимых спортсменов и вместе почитайте, каким был их путь к славе, как с помощью небольших шагов и последовательных достижений они шли к победам. Дети нуждаются во внешних стимулах, часто им хочется быть похожими на кумиров – любимых певцов и киноактеров. А в биографии каждого известного человека найдутся факты, свидетельствующие о том, что успех и признание чаще всего достаются трудом и упорством.

На начальном этапе работы важно подбодрить и воодушевить ребенка на свершения. Напомните о моментах удач из недавнего прошлого, когда, например, задание нарисовать семейное дерево поначалу казалось трудным, но с помощью родственников удалось собрать много интересной информации, а работу еще и взяли на школьную выставку.

Зная о детских увлечениях, принимайте участие в их повседневных играх и делах не только в качестве учителя и воспитателя, но и в качестве компаньона. Поставьте вместе цель: собрать паззл из 1000 деталей и каждый вечер уделяйте этому занятию немного свободного времени. Помимо приятного совместного времяпрепровождения, вы покажете ребенку пример планомерного достижения цели, заразите его интересом совместной работы, а потом еще и порадуетесь готовому результату, ведь это так здорово, когда строили, строили и, наконец, построили!

Способность к постановке целей является важнейшей чертой личности и главным фактором достижения успеха в жизни. Она может быть развита с детства, поэтому задача родителей — научить ребенка ставить цели, учитывая его возрастные особенности.

С самого раннего детства ребенок уже ставит маленькие цели. Например, научиться пить из чашки, поймать мячик в воздухе или произнести новое слово. Этот процесс развития идет постоянно, и на пути каждого ребенка возникают новые задачи, которые требуют постановки целей.

Первым шагом в постановке цели является осознание, что тебе нужно что-то достичь, получить или сделать. Ребенок должен понять, что цель – это не просто желание, а что-то, что он настроен достичь в будущем. Это может быть что угодно: научиться читать, набрать вес, получить первую оценку или выиграть соревнование.

Вторым этапом является расширение понимания, как достичь этой цели. Ребёнок не всегда знает, что нужно сделать, чтобы достичь своей цели, поэтому важно помочь ему на этом этапе. Перед тем, как помочь ребенку разработать план действий, необходимо убедиться, что цель, которую он ставит достижима, конкретна и ясна.

Третьим этапом является разработка плана действий. Единственный способ достичь цели – это определить, что нужно сделать, и разработать план, который поможет достичь желаемого. Помочь ребенку составить план можно, задавая вопросы, например: «Как ты можешь достигнуть своей цели? Какие шаги тебе нужно выполнить, чтобы дойти до этой цели?». Разработанный план должен быть конкретным, понятным и измеримым. Ребенок должен знать, на каком этапе он находится и что ему нужно сделать, чтобы перейти на следующий уровень.

Четвертым шагом является поддержка и мотивация. Родители должны поддерживать ребенка во время выполнения плана, мотивировать его на достижение цели и показывать, что у труда есть свои плоды. Получение маленькой награды после каждого этапа может стать мощным стимулом и мотивацией для дальнейшего продвижения.

Важно помнить, что постановка целей должна проводиться в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Нужно учитывать его личные склонности, интересы, способности и уровень развития. Для детей дошкольного возраста лучше ставить цели, которые направлены на развитие навыков восприятия мира. Дети младшего школьного возраста способны выполнять более сложные задачи, но им нужно помочь разработать план действий. Старшие дети могут задаваться более глубокими целями, относящимися к учебе, личному развитию или профессии.

В заключении можно сказать, что ставить цели — это важный этап в различных аспектах жизни каждого человека. Но если учить детей поставить цели с раннего детства, мы дадим им возможность научиться планировать свое будущее и реализовывать свой потенциал более эффективно.

Цель — это мечта, к которой знаешь, как идти. Зачем учиться ставить цели с первого класса и как это правильно делать? Рассказывает Екатерина Суржикова, эксперт образовательной платформы «Учи.ру», один из авторов курса по обучению гибким навыкам «Успею всё».

Есть большая разница между «хочу научиться быстро бегать» и «хочу пробежать 10 км за час на Московском марафоне». К первой формулировке возникает много вопросов: что такое быстро, когда хочу? Со второй гораздо понятнее: цель конкретна, у неё есть срок и другие ограничивающие критерии. В понятие цели должно обязательно входить конкретное представление о ней и понимание средств, с помощью которых она будет осуществляться.

Для чего ребёнку целеполагание

Навыки планирования и целеполагания полезно прокачивать уже с начальной школы: к четвёртому классу у детей начинает развиваться критическое и абстрактное мышление, формируется понятие о временных рамках: дети начинают оперировать понятиями «в конце года», «до середины четверти» и соизмерять их.

Чем раньше постановка целей станет привычным навыком, тем проще ребёнку будет в будущем: не придётся тратить время и силы на концентрацию, попытки систематизировать свои действия и организовать эффективную работу. Когда нужно будет спланировать поступление в вуз, обозначить карьерные и финансовые цели, организованность уже войдёт в привычку.

На первый взгляд, в жизни ребёнка не так много ситуаций, когда нужно ставить цели. На самом деле это не так: сделать школьный проект, организовать своё расписание, чтобы успевать всё по учебе и оставлять время на развлечения, достичь конкретного спортивного результата — вариантов множество.

Гибкие навыки, которые связаны с общей организованностью, планированием, целеполаганием, тайм-менеджментом, делают жизнь ребёнка немного легче. Часть рутинных ежедневных задач — как выполнение домашних заданий — дети перестают воспринимать негативно. Если можешь организовать своё время в течение дня, то не переживаешь, как всё успеть: у тебя уже есть план.

План по покупке самоката: шаги к конкретной цели

Чем конкретнее цель, тем реальнее её достичь. Создайте образ желаемого результата и проработайте с ребенком следующие вопросы:

  1. Что я хочу сделать? В цели должно быть сформулировано действие. Не просто «хочу самокат», а «хочу купить самокат» / «хочу получить в подарок самокат» / «хочу выиграть самокат в спортивном конкурсе» / «хочу накопить на самокат». Для формулировок лучше использовать глаголы совершенного вида: не «хорошо плавать», а «проплыть», не «копить», а «накопить».
  2. Когда? Установите временные границы и решите, к какому сроку ребёнок планирует купить самокат. «Хочу купить самокат» — неправильно. «Хочу купить самокат к началу лета» — гораздо точнее.
  3. Каким будет результат?Определите конкретные признаки желаемого. Это конкретная модель самоката? Или он должен соответствовать определённым критериям (цвет, бренд, функциональные характеристики)? Продаётся в соседнем спортивном магазине, или нужно заказывать из-за границы? Это поможет сориентироваться по деньгам и ресурсам, которые потребуются, чтобы самокат получить. Чем больше информации про желаемый результат, тем конкретнее цель и тем легче к ней двигаться.

Один из самых популярных инструментов постановки целей — SMART — можно использовать и здесь, адаптировав для ребёнка. Старайтесь, чтобы цель была:

  • подробная (розовый самокат бренда N из магазина напротив);
  • по силам (ребёнок способен накопить на самокат, но не иномарку класса люкс);
  • иметь срок (цель должна быть достигнута к конкретному периоду).

Как родители могут помочь

Делайте вместе с ребёнком! Если ребёнок только учится ставить цели или делает это впервые, попробуйте поставить общую цель и идти к ней вместе.

Делайте параллельно. Классика: хочешь чему-то научить ребёнка — покажи на своём примере. Поставьте две цели с одинаковыми сроками: пусть у ребёнка это будет покупка самоката, а у вас — повышение на работе. Идите к целям параллельно, периодически сверяя прогресс.

Двигайтесь постепенно. Если цель кажется слишком большой, отмеряйте шаги на пути к ней. На каждом этапе помогайте ребёнку анализировать, в верном ли направлении он движется.

Мадонна, Билл Гейтс, Стив Джобс… Они добились успеха и известности без помощи родительских денег и связей. О таких людях говорят – сделали себя сами. В странах Запада их называют «селф-мейд». Специалисты утверждают, что корни успешности человека кроются в правильном подходе к воспитанию. О принципах, которые помогут родителям воспитать ребенка, способного стать «селф-мейд», рассказывает «Я родитель».

Принцип №1. Достижение результата только собственными усилиями

Основная задача родителей, решившихся воспитывать ребенка по селф-мейд – научить его самостоятельно достигать результатов. Это вовсе не значит бросить его на произвол судьбы. Скорее, научить ребенка преодолевать препятствия.

Если ребенок хочет что-то получить – не нужно давать ему желаемое сразу же. Для начала стоит спросить, зачем ему это нужно, что он будет с этим делать и как он намерен этого добиться. Так вы поможете ему реально оценить свое желание, взвесить все за и против.

Если всегда идти у ребенка на поводу, он никогда не станет самостоятельным, и не поймет, что у него есть собственный потенциал (понимание того, что он может сделать намного больше, чем ему кажется). Вы должны всегда поддерживать свое дитя, верить в его возможности, но при этом учить его действовать самостоятельно.

Принцип №2. Осознание последствий собственных действий

Принципы селф-мейд предполагают и обучение ребенка пониманию последствий собственных действий. Важно, чтобы он знал, что ошибка – это следствие его неправильных действий,и что он сам может ее исправить.

К примеру, если ребенок принес из школы плохую оценку, не стоит наказывать его и ругаться. Лучше взять с него обещание исправить неудовлетворительный результат.

Принцип №3. Постановка целей

Умение ставить перед собой цели – ключ к успешной жизни. Научите вашего ребенка ставить перед собой определенные задачи и осознавать, какие усилия ему нужно будет приложить, чтобы его мечты осуществились.

Ни в коем случае не выбирайте цели за ребенка, он должен делать это самостоятельно. Если, к примеру, вы когда-то мечтали о карьере спортсмена, но вам так и не удалось реализоваться в этой области, не перекидывайте воплощение собственной мечты на свое чадо. Только если ребенок сам по-настоящему хочет попробовать себя в профессиональном спорте, ему это удастся. Если же цель навязанная – вряд ли он добьется хороших результатов, но время будет потеряно.

Не ломайте ребенку крылья, даже если он выбирает для себя профессию музыканта или актера. Лучше помогите ему определить порядок действий, т.е. поставить промежуточные цели на короткие дистанции – например, на этой неделе записаться в кружок игры на гитаре, на следующей – выучить основные ноты, еще через месяц – сыграть любимую мелодию и т.д. Дети, в силу своего возраста, еще не умеют мыслить наперед, т.е. определив конкретное желание (например, стать актером), они пока еще не могут понять, что именно для этого придется сделать, поэтому лучше им помогать — ставить краткосрочные цели и хвалить за их достижения.

Принцип №4. Правильная мотивация

Правильная мотивация – залог успеха. Помогайте своему ребенку мотивировать себя на дальнейшие успехи. Сделать это можно исходя из особенностей своего ребенка. Всегда поощряйте малыша за проделанную работу. Но поощрение должно быть не в денежной форме: сходите вместе в зоопарк, кинотеатр, дельфинарий или предоставьте ребенку выбор блюд для вечернего ужина. Таким образом, ребенок будет понимать, что двигаться к поставленным целям очень приятно. И не забывайте про устную похвалу — мотивирующие высказывания от родителей могут стать внушительным стимулом.

Принцип №5 Решение конфликтов

С конфликтами сталкивается каждый человек. И ваш ребенок не исключение. Важно не решать сложные ситуации за него, а подсказывать малышу, как ему справиться с проблемой самостоятельно.

Объясните ребенку, что агрессия может быть только формой самозащиты, но никак не нападением. Проговаривайте все возможные ситуации выхода из конфликтов и сложившихся противоречий, направляйте своего ребенка, но никогда не действуйте вместо него или от его имени. Дети должны сами разбираться между собой без вмешательства со стороны взрослых – только это способствует воспитанию в них ответственности за собственные поступки.

Виктория Котлярова

В подростковом возрасте оформляются основные черты личности, которые потом начинают проявляться во всех сферах жизни. В новом тесте Я – Родитель предлагает выяснить тип личности вашего ребенка

Целеустремленность – личностное качество, которое в 21 веке считается мерилом успешности. Понятно, что целеустремленными не рождаются, а становятся. Попробуем разобраться, как.

За целеустремленность отвечает волевая сфера человека. Стоит отметить, что даже к подростковому возрасту она развита не полностью: подростки склонны к импульсивным поступкам, которые мешают им в полной мере контролировать собственное поведение.

Чтобы подросток мог ставить себе жизненные цели и достигать их, родители должны уметь разделять свои стремления и желания ребенка. Если вы мечтаете, чтобы ваш сын стал футболистом, то это ваше желание, а не сына. Сын может хотеть стать художником, юристом или ветеринаром, и достигать успеха ему будет проще именно в той сфере, которую он выберет сам.

Умение достигать поставленных целей – это и умение грамотно распределить свое время, и продуктивная работа, и навыки самоконтроля, но в первую очередь, это — умение эти цели ставить. Если цель не поставлена, то и достигать нечего.

Что порождает цель? Желание. Значит, ребенка нужно учить хотеть. Возможно, это покажется странным, но если вы попросите нескольких взрослых составить список желаний, то будете удивлены: большинство из них не способны сформулировать их. О какой целеустремленности тогда можно говорить? Понимать, что тебе хочется, непросто, поэтому многие ставят перед собой цель, которая принята в обществе.

Не губите в детях желания, повторяя фразу: «Мало ли что ты хочешь! Перехочешь!», потому что ребенок, действительно, в какой-то момент перехочет. А потом родители будут ужасаться тому, что современная молодежь ничего не хочет и не добивается.

Итак, у подростка есть желание, например, много общаться с людьми. Обычное желание, но ведь его можно трансформировать в профессию – журналист или преподаватель. Если подросток рад такой трансформации, то дальше нужно разделить глобальную цель на несколько маленьких, чтобы постепенно идти к мечте.

Как дробить глобальную цель?

Чтобы стать журналистом, нужно окончить вуз. Чтобы окончить вуз, нужно туда поступить. Чтобы туда поступить, нужно хорошо сдать ЕГЭ + иметь публикации. Чтобы хорошо сдать ЕГЭ, нужно готовиться. Ну и так далее. Есть Школы юного журналиста, есть школы блогинга. И так постепенно выстраиваются небольшие цели: получить 5 в четверти по литературе, написать статью в школьный журнал и так далее. Маленькие цели достигаются легче и быстрее, а удовольствие от достигнутого результата только добавляет мотивации двигаться дальше.

Профессиональные цели, естественно, занимают центральную позицию в последних классах школы. Но успешность – это не всегда профессиональная самореализация, и подросткам важно об этом говорить. Жизненные цели – это не всегда цель стать хирургом или бизнесменом, ведь помимо профессии, в жизни есть семья, хобби, путешествия. И когда мы говорим про жизненные цели, важно не забывать главное – только сам ребенок может решать, какими эти цели будут.

Подростковая пора — это ярко, шумно, необычно. Вспомните себя в этом возрасте: разве вам было до таких важных вещей, как «цели, планы, будущее»? Вряд ли. Так как же быть — постоянно направлять подростка или отпустить его в свободное плавание? Выбрали несколько советов из книги «Чего ты по-настоящему хочешь», которые стоит дать почитать ребенку.

Что такое цель

Ты наверняка знаешь, что такое мечта. Это что-то невероятное, воздушное. То, что всё время маячит у тебя перед глазами. Подумай, о чём ты мечтаешь? Может, ты хочешь научиться играть на гитаре? Выиграть соревнования? Стать музыкантом, купить новый велосипед или поехать в крутой танцевальный лагерь?

Пока желания живут в твоей в голове, им вряд ли суждено исполниться. Чтобы чего-то достичь, нужно поставить цель. Достичь цели может каждый.

Это навык: такой же, как умение заплетать косу, вырезать фигуры из бумаги, складывать оригами — чем больше практики, тем лучше.

3 важных факта о целях

Цели определяют успех. Достичь успеха по случайности — большая редкость. Часто это результат чёткого планирования, осознания желаний и усердная работа по их достижению. Не веришь? Спроси у сверстника или взрослого, который вызывает твоё восхищение. Наверняка он поведает историю о том, как сначала поставил цель, а затем — шёл по направлению к ней.

Взгляд в будущее.

Цели помогают представить себя в будущем. А от этого во многом зависит успех. И если тебе кажется, что планировать что-то нужно только в начале — недели, месяца, года, — это не так.

Цели есть не у всех. Раз цели такие могущественные, значит, их должен ставить каждый? Нет. Оказывается, что свою жизнь планируют только три человека из ста. А тех, кто записывает свои желания, ещё меньше. Парадокс: ведь достичь успеха может любой. И кое-что ты можешь сделать уже сейчас:

  • подумай, чем хочешь заниматься или достичь;
  • запиши на листе бумаги;
  • повесь лист на видное место.

8 причин ставить цели

Причина № 1. Цели разрушают зону комфорта

Когда ты идёшь к цели, тебе приходится делать что-то непривычное: разговаривать с людьми, ходить на собеседования или советоваться со взрослыми. Но именно этот выход из зоны комфорта и есть рост над собой. Это похоже на риск — небольшой, но важный. А рисковать иногда просто необходимо.

Причина № 2. Ты становишься уверенней в себе

Достигая цели, ты показываешь всем, что можешь достичь большего. Ты готов свернуть горы. Присмотрись к успешным людям — друзьям, членами семьи, бизнесменами, учителями, спортсменами — и ты увидишь, что они довольны собой и всегда стремятся к большему.

Причина № 3. Планирование придаёт жизни смысл

Цели задают тебе направление. Стремясь к цели, ты меньше времени тратишь впустую, реже скучаешь и тревожишься.

Причина № 4. Ты учишься рассчитывать на себя

Не стоит позволять другим принимать решения за тебя. Как только ты решаешь добиться цели, то берёшь на себя ответственность. Неважно, сколько тебе лет: ты уже независимый человек с планами, которые ты ставишь самостоятельно. Постепенно эту перемену заметят другие люди и станут больше тебя уважать.

Причина № 5. Ты легко принимаешь верные решения

Идти в толпе, делать то, что хотят другие, постоянно слушать мнения других — это легко. Когда же у тебя в голове чёткая цель, ты сам знаешь, что нужно делать.

Причина № 6. Достигая целей, ты незаметно меняешь мир

Результаты твоего труда делают лучше мир, твою жизнь и жизни окружающих людей.

Причина № 7. Ты учишься преодолевать дурные привычки

Есть ли у тебя привычки, которые не нравятся? Например, ты постоянно просыпаешь первый урок, опаздываешь на полчаса, нервно кусаешь губы. Цель поможет тебе избавиться от этих недостатков. Как? Она вдохновляет тебя быть лучше.

Причина № 8. Ты сможешь стать тем, кем ты хочешь

Мечтать можно обо всём на свете. Но если не начать действовать, то как же прийти к нужной точке? По сути цель — это карта, где заранее продуманы шаги и намечены результаты. Когда ты формулируешь цель, то разбиваешь сложнейшую миссию на небольшие задачки, с которым легче справиться.

Дневник целей

Теперь ты многое знаешь о целях. Самое время — завести Дневник целей. Возьми чистую тетрадь или блокнот. Возможно, у тебя возник вопрос: «А зачем мне нужен Дневник целей?». Отвечаем: когда мы пишем, мысли и цели проясняются. Дневник помогает лучше узнать себя. Необязательно писать в тетради: можно использовать телефон, планшет или компьютер.

В Дневнике целей должно быть два раздела. Первый — «Список целей», где ты можешь перечислить все свои мечты. Второй раздел — «Мысли и заметки».

Второй раздел Дневника назови «Мысли и заметки».

Это будет такой журнал учета мыслей, куда ты сможешь записывать всё, что приходит тебе в голову, пока ты идешь к своей мечте.

Например: почему цель важна для тебя? Как ты чувствовал себя до того, как взялся за дело, и после? Возникли ли у тебя проблемы и как можно их решить? О чем ты не хотел бы никому рассказывать? Все, что приходит тебе на ум.

Советы по ведению Дневника

Чувствуй себя свободно: зачеркивай и исправляй, рисуй, выражай свои мысли как угодно — в общем, делать все, к чему у тебя лежит душа. Вот несколько советов, как извлечь максимум пользы от ведения Дневника.

  • Указывай дату записи. Дата даст тебе точку отсчета, и ты сможешь отслеживать прогресс. Оглянувшись на события, происходившие четыре недели или четыре года назад, ты удивишься, сколько всего успел сделать.
  • Пиши чаще. Можешь писать раз в неделю, раз в несколько дней или каждый день. Чем чаще ты будешь писать в Дневник целей, тем больше он тебе даст.
  • Заведи отдельный раздел для идей. Записывай все, о чем хочешь узнать, вопросы, которые хочешь задать кому-нибудь, дела, которыми хотел бы заняться.

Помните, подростковый период — непростой момент, когда важно каждое слово и жест. Не давите, а подсказывайте. Не делайте за ребенка, а помогайте. И главное — верьте, что он может достичь своих целей.