Как научить ребенка грамотности

Все дети по-разному воспринимают школьный материал. Кто-то схватывает теорию на лету и без проблем правильно пишет слова, кто-то путается в правиле, а кто-то знает теорию, но всё равно ошибается. Как помочь ребёнку дома? Заставлять зубрить правила? Расс прос или филолога центра Адукар Марину Семёнову, как родителю научить ребёнка писать без ошибок.

Объясните ребёнку, почему важно грамотно писать

Не все школьники, особенно младшие, чётко понимают, зачем им необходима грамотность. Поэтому родителю стоит объяснить, почему важно писать без ошибок. Например, грамотный человек производит на окружающих хорошее впечатление, у людей возникает больше доверия его профессиональным качествам Хорошая мотивация позволит ребёнку быть более внимательным на уроках и усерднее учить правила. А результат не заставит себя долго ждать.

Проверяйте домашнее задание

Чтобы вовремя заметить ошибку и проработать её дома, проверяйте домашнее задание. Ребёнку полезно устно формулировать ответы и объяснять, по какому правилу он написал ту или иную орфограмму. Так школьник сможет заметить ошибки и быстрее запомнить теорию.

Заинтересуйте ребёнка чтением

Люди давно поняли, что чт ение книг повышает уровень грамотности. А исследование, опубликованное Journal of Business Administration, показало, что на умение правильно писать влияет и содержание произведений. Для развития грамотности учёные советуют школьникам читать, в первую очередь, классическую литературу. Поэтому следите , чтобы ребёнок не игнорировал чтение художественных произведений по школьной программе и не забывал о книгах в выходные дни или на каникулах.

Учите школьника понимать правила

Подчеркнём: не зубрил, а учил с понимаем. Читая правила, важно запоминать чёткий алгоритм, почему определённое слово пишется по одному пункту правила, а второе слово — по иному. Для этого родителю не обязательно быть педагогом. Достаточно взять пример из правила и разобрать его пошагово, как это делается в объяснении. Допустим, ребёнку сложно запомнить, почему в слове «гора» необходимо писать букву О. Для этого слово нужно проверить, подобрав к нему однокоренное или поставив в другую форму так, чтобы на О падало ударение.

Объяснение может выглядеть так. Выписываем слово на листок, выделяем в нём корень, подчеркиваем гласную О (орфограмму) и изменяем форму слова (гор-а — гОр-ы) или подбираем однокоренное (гор-а — гОр-н-ый). Итак, все условия правила выполнены. Можно приступать к закреплению на примере других слов, чтобы пришло понимание правила. Заучивать стоит только исключения, а их в русском языке немало.

Пишите дома диктанты

Не обязательно заставлять ребёнка ежедневно писать поэмы. Достаточно диктовать по 3−5 предложений в день и разбирать слова, в которых были допущены ошибки. Даже такая получасовая практика хорошо тренирует грамотность. Конечно, диктовать лучше не всякий текст, а ориентированный именно под возраст вашего ребёнка. С поиском литературы может помочь преподаватель, консультант книжного магазина, онлайн-магазин.

Превратите учение в игру

Приготовьте карточки со словами, в которых ребёнок делает ошибки. Условия игры могут быть разными: вытянуть карту и объяснить написание слова; разложить карточки по стопкам «Слова с буквой А», «Слова с буквой О» и так далее. Или попросите школьника на время побыть учителем и объяснить вам определённое правило, продиктовать текст. Варианты могут быть разными, главное, чтобы у ребёнка был интерес и это помогало ему писать без ошибок.

Школа работает над тем, чтобы научить ребёнка писать без ошибок. Но зачастую не все ребята могут запомнить правило даже с третьего раза. На это влияют личные особенности школьника (память, внимание, концентрация), количество отведённых на правило уроков и обстановка в классе. Поэтому если ваш ребёнок что-то недоучил, а школьная программа движется дальше, помогите ему запомнить пройденное правило. Ведь в будущем абитуриенту необходимо сдавать школьные экзамены , готовиться к сдаче ЦТ . Вот тогда и напомнят о себе недоученные правила и темы. Заботьтесь о будущем заранее!

Как научить ребенка грамотности

Чтобы дети писали грамотно, их надо грамотно учить: не просто рассказать правило и дать упражнения на него, а соблюдать определённый алгоритм. Наш блогер, автор учебников по русскому языку Екатерина Бунеева, поделилась своей авторской методикой преподавания. Она будет полезна не только учителям, но и родителям, которым важно, как пишут их дети.

Традиционно в школьной программе многие трудные темы по правописанию изучаются в несколько этапов. Например, проверяемые буквы безударных гласных в корне слова — во втором, третьем и четвёртом классах, безударные падежные окончания имён существительных — в четвёртом и пятом классах и так далее. Успешно развивать умения грамотного письма, не имея базы, полученной в предыдущем учебном году, невозможно.

Кроме того, для развития орфографических умений необходимы базовые умения из области языка. Например, если ребёнок не умеет находить в слове корень и подбирать однокоренные слова, он не сможет научиться правильно обозначать на письме безударные гласные звуки в корне. Как быть, если тема была пропущена по болезни или недостаточно хорошо усвоена? Как определить, что именно должен знать и уметь ребёнок, чтобы научиться правильно выбирать написание? Ответы на все эти вопросы даёт авторская методика индивидуального развития орфографической грамотности.

На кого рассчитана методика?

Прежде всего на учеников 3–9 классов, на тех, кто пропустил уроки и хочет изучить правила самостоятельно или вместе с родителями, кому нужно повторить орфографические правила, потренироваться в написании и проверить себя, и вообще для школьников и взрослых любого возраста, которые знают орфографические правила, но допускают ошибки в выборе написаний.

Эту методику вполне могут освоить родители, которые хотят помочь детям избавиться от орфографических ошибок. С опорой на неё учителя начальной и основной школы могут организовать в классе самостоятельную или групповую работу учеников. Универсальность методики в том, что её можно применять, занимаясь совершенно самостоятельно в классе или дома, с учителем в классе (индивидуально, в парах, в группах), дома с родителями или с репетитором.

Чему можно научиться с помощью этой методики?

Прежде всего она развивает умения осознанно находить в словах «опасные места» (орфограммы), правильно выбирать и объяснять написания, видеть и исправлять ошибки, то есть непосредственно направлена на развитие орфографических умений. Кроме того, методика позволяет осознать, насколько важны знания о языке для освоения орфографии. Также она учит заниматься самостоятельно: последовательно осваивать тему по шагам, планировать свою деятельность и действовать по плану, проверять себя, оценивать результаты работы; обучает умению читать тексты орфографических правил изучающим чтением, то есть использовать особые приёмы чтения, чтобы понять текст, запомнить и уметь применять правило.

В чём суть методики?

Она представляет собой алгоритм: десять шагов, которые нужно последовательно пройти, осваивая каждую орфограмму.

Шаг 1. Входная диагностика. Ученику предлагается несколько заданий. Чтобы их выполнить, нужны именно те умения, которые являются ведущими для данной орфографической темы. С помощью самопроверки и анализа результатов ученик осознаёт, насколько он готов к освоению новой орфограммы.

Шаг 2. Ученик знакомится с основными понятиями, которые нужны для изучения темы: читает, анализирует, запоминает или повторяет их.

Шаг 3. Ученик читает текст орфографического правила изучающим чтением, последовательно осваивает приёмы этого вида чтения. Текст правила — это особый вид учебного текста: его нужно понять, запомнить и уметь применять. Основной приём изучающего чтения такого текста — это самостоятельное задавание вопросов к его смысловым частям, в ходе этой работы происходит не только глубокое осмысление, но и запоминание правила.

Кроме того, если заданные вопросы последовательно записать, ученик получает план текста — опору для воспроизведения и запоминания правила. Так у ребёнка формируются важнейшие познавательные учебные действия.

Шаг 4. Ученик знакомится с перечнем умений, которые необходимы для того, чтобы научиться писать слова с данной орфограммой. Это необходимо для того, чтобы ребёнок понимал, для чего он будет совершать все последующие действия. В ряду этих умений всегда будут орфографические: умение видеть орфограммы в словах и между словами, выбирать и графически объяснять написание, находить и исправлять ошибки. Однако прежде всего в этот перечень попадут те умения из области языка, которые являются базовыми для освоения орфограммы.

Как научить ребенка грамотности

Как помочь первокласснику, который плохо читает

Например, чтобы правильно выбрать букву гласного в безударном падежном окончании имени существительного, нужно уметь отличать имена существительные от других частей речи, находить в слове окончание и определять, ударное оно или безударное. Именно эти умения будут первыми в списке. Ученик самостоятельно или совместно с педагогом должен осознать, какие из перечисленных умений у него уже есть, какие развиты недостаточно, а чему ещё только предстоит научиться. От этого будет зависеть объём работы на каждом из последующих шагов.

Шаги 5–9. С помощью системы упражнений последовательно развивается каждое умение в отдельности. Сначала работаем над развитием базовых языковых умений, затем — орфографических, причём в жёсткой последовательности: начинаем с умения видеть (находить) орфограмму в словах по определённым опознавательным признакам, затем работаем над умением выбирать написание с опорой на орфографическое правило (для каждой орфограммы — свой алгоритм выбора написания), затем — графически объяснять выбор написания.

Для развития каждого умения предлагается определённая последовательность упражнений с самопроверкой (все ответы приводятся) на разном языковом материале: сначала на материале отдельных слов, затем словосочетаний, предложений и текста. Количество необходимых упражнений для каждого ребёнка будет разным.

Шаг 10. Итоговые задания и диктант с самопроверкой.

Эта авторская методика легла в основу сборника универсальных учебных материалов «Учимся писать без ошибок» в двух частях (автор Е. В. Бунеева, издательство «Баласс», 2016 г.).

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Как научить ребенка грамотности

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Для его изучения нужна дисциплина: чего только стоят все эти правила! Но заучивание правил — это только полдела. Важно объяснить ребенку, почему и с какой целью он должен потратить 11 лет жизни на изучение грамматики, пунктуации, синтаксиса и орфографии.

1. Покажите практическую пользу

Начните погружение ребенка в мир русского языка с простых шагов. Например, поручите составить список покупок, оставляйте письменные поручения, обменивайтесь записками на холодильнике. Следующий шаг — завести личный дневник, в котором ребенок может писать о своей жизни, путешествиях, ярких событиях и тревогах. И да, дневник в сети тоже подойдет. Главное — рассказать ребенку о правилах безопасности в интернете. Если ребенок разрешит вам этот дневник читать, ни в коем не делайте акцент на грамотности. Если начнете критиковать, можете отбить всю охоту к попыткам школьника делиться своими эмоциями через текст.

2. Почему земля — это земля?

Рассказывайте детям про этимологию слов и выражений. Им это всегда очень интересно. И, кроме того, это имеет прикладной характер — они получают знания, которыми можно блеснуть перед родителями, друзьями. А еще понимание, откуда слово появилось, помогает запоминать правила орфографии.

Как научить ребенка грамотности

3. Читайте

Прививайте любовь к чтению. Благо сейчас много самой разнообразной детской литературы — к школьной программе привязываться не обязательно. Многочтение — это основа той самой врожденной грамотности. Зачем учить, что «деревянный» — это исключение, если ты его сотни раз видел в книгах и запомнил, как это слово выглядит? Если ребенок погружен в книгу, у него меняется отношение к слову. Кстати, тексты можно не только читать, но и слушать. В нашем огромном медиапространстве множество прекрасных ресурсов: тематические подкасты, блоги, интервью и документальные фильмы на видеохостингах, аудиокниги. Анализируйте с ребенком речь спикеров: отмечайте речевые средства, которые кажутся вам наиболее удачными и меткими.

4. Играйте в настолки

Изучать русский язык можно и нужно в игровой форме. Сегодня есть много игр, которые развивают речь, помогают разобраться с лексическим значением слова: «Элиас», «Бомба» и другие. Так вы совместите отдых и время в кругу семьи с новыми знаниями. Если ребенку сложно запомнить правило, придумайте для него иллюстрацию или сочините историю. Например, нарисуйте значения приставок ПРЕ- и ПРИ- или придумайте рассказ про обстоятельство, которое почему-то обиделось и решило «обособиться». А еще хорошо работает поиск примеров на изученные правила в текстах, которые нас окружают. Изучили правило правописания Н и НН? Проверь, правильно ли написано две Н в словосочетании «Жаренная картошка с грибами» в меню кафе. Изучили сложносочиненное предложение? Посчитай, сколько таких предложений в объявлении в вагоне метро, проверь, правильно ли поставлены запятые.

Как научить ребенка грамотности

5. «Вот он краш!»

И обязательно рассказывайте детям, зачем им нужно быть грамотными и какое прикладное значение для жизни имеет изучение русского языка. Люди, которые красиво и правильно говорят, могут выразить свою мысль, всегда кажутся более привлекательными и образованными, им проще общаться с людьми. А умение общаться с людьми, доказывать и аргументировать свою точку зрения, а еще — понимать собеседника, улавливать оттенки значения слов — это важнейшие навыки и для построения карьеры, и в личной жизни.

Ну и, конечно, мы живем в глобальном пространстве, поэтому должны уметь анализировать бесконечный поток информации — различать, где фейк, а где правда, уметь общаться в интернете и находить нужные нам факты. Развить все эти навыки поможет именно изучение родного языка. Ваша задача — сделать его нескучным.

Как научить ребенка грамотности

Не у всех детей получается грамотно писать. Многие делают орфографические, пунктуационные ошибки. Всё поправимо! Наш блогер, автор учебников Екатерина Бунеева, делится своими наблюдениями о грамотности детей и объясняет, почему пятиклассники допускают странные ошибки.

В этом посте я бы хотела поделиться своими наблюдениями и выводами, к ним я пришла, проверяя работы детей, которые у нас на сайте Домашней онлайн-школы проходят диагностику уровня грамотности. Больше всего среди них пятиклассников и шестиклассников. Если суммировать все наблюдения и кратко сформулировать выводы, вот что получается:

Ситуация с грамотностью катастрофическая. Среднее количество орфографических ошибок у одного ребёнка — 8–9, пунктуационных — 4–5, и это при том, что однотипные ошибки мы считаем за одну.

1. Примерно у 80% детей (5–8-е классы) подавляющее большинство ошибок — из начальной школы:

  • не различают приставки и предлоги («без численные», «у в хода», «полесу» и тому подобное),
  • не умеют переносить слово с одной строки на другую,
  • не проверяют безударные гласные в корне слова и безударные гласные в окончаниях прилагательных («пунцовами», «синию» и тому подобное),
  • путают -тся/ -ться в глаголах и безударные личные окончания глаголов.

Настораживают вот такие «экзотические» ошибки:

2. Дети не умеют проверять написанное, а если проверяют, часто исправляют верное написание на неверное.

3. У детей слабо развито или совсем не развито чувство языка, об этом говорят «экзотические» ошибки, которые я привела выше. Оно связано прежде всего с вниманием к смыслу и составу слова, к словообразованию и словоизменению: если ребёнок видит, из каких частей (морфем) состоит слово, может легко выделить приставку, видит корень и подбирает однокоренные слова не формально, а вдумываясь в смысл, легко отделяет окончание, он пишет значительно грамотнее тех, кто всё это делать не умеет и не понимает, зачем это нужно уметь.

4. У детей очень бедный словарный запас, об этом говорят многие из допущенных ошибок: они просто искажают написание, потому что не понимают значения некоторых слов и не способны догадаться о нём по контексту.

5. Дети, изучающие русский язык в школе и с детства на нём говорящие, не воспринимают язык как систему, не умеют анализировать, не видят внутренних связей и закономерностей, поэтому, например, путают части речи, неправильно образуют формы слова.

Как научить ребенка грамотности

9 тестов по русскому языку, которые избавят вас от досадных ошибок

Ну хорошо, я всё это вижу, понимаю причины, истоки этой безграмотности. И что же дальше? Дальше пытаюсь объяснить родителям, откуда идут ошибки и в чём причина, составляю для детей индивидуальные программы коррекции, многим рекомендую пройти основной курс русского языка или отдельные экспресс-курсы по темам.

На занятиях я именно и занимаюсь с детьми расширением их словарного запаса, развитием чувства языка, умения анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности и видеть язык в целом как стройную и гармоничную систему. Без этого нельзя научиться говорить и писать грамотно, нельзя качественно изучить иностранный язык — всё очень взаимосвязано.

Конечно же, постоянно делаю упор на то, что без усилий и со стороны родителей, и со стороны ребёнка, без мотивации ничего не получится. Да, это трудно — учиться грамотно писать, но очень интересно, и как же это здорово — получать интеллектуальное удовольствие от занятий. Результат будет — не сразу, у каждого в своё время, но будет обязательно!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают — мы говорим не так, как пишем».

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому «ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ» ЧТЕНИЮ. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать «чтением грамотности», вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

«ЧТЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ» должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово «который» он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. «каторый». Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше — примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.

Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: «ошибка не должна фиксироваться в сознании». Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: «здесь пишется не «а», а «о».

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа «Война и мир». Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика — великая вещь! Попробуйте.

А. Луговская, М. Кравцова, О. Шевнина
(из книги «Хочу в школу? Как пробудить у ребенка интерес к учебе»)