Первые слова вашего ребенка — один из самых захватывающих этапов в его развитии. Тот факт, что ваш ребенок медленно учится выражать свои потребности словами, является большим совместным достижением. Из этой статьи вы узнаете, как рано начинают говорить младенцы, каковы стадии развития речи и как научить ребенка говорить.
Первые слова: когда ожидать
Все дети развивают речь в своем собственном темпе. Не существует установленного стандарта, когда ребенок должен сказать свое первое слово. Часто, но не всегда, это ближе к первому дню рождения ребенка. Словарный запас годовалого ребенка растет очень медленно, но в двухлетнем возрасте этот темп может ускориться — к этому моменту многие дети (но не все) уже знают несколько десятков слов и могут составить предложение из двух слов. .
Как дети учатся произносить первые слова
Даже ребенок, который еще не говорит, понимает больше, чем вы думаете. Младенец также общается по-разному: он плачет, чтобы дать ему понять, что голоден, мычит, когда счастлив, указывает на игрушку, которую хочет, и отворачивается от еды, которая ему не нравится. Это общение с помощью жестов и звуков является основой развития речи. Малыши учатся говорить, слушая взрослых и детей старшего возраста. Младенцы предпочитают человеческий голос всем остальным звукам, и самый любимый и успокаивающий звук — это тот, который издают их родители. Младенцы часто особенно внимательно реагируют на высокие голоса. Возможно, вы заметили, что когда вы разговариваете с ребенком, вы говорите более высоким тоном, чем когда вы разговариваете со взрослыми. Более высокий тон, выразительная артикуляция и мимика вызывают у ребенка интерес и способствуют развитию речи.
Этапы развития речи у ребенка
Описанные ниже шаги являются лишь рекомендациями. У вашего ребенка могут появиться ранние или поздние признаки речевого развития. Если вас беспокоит, развивается ли ваш ребенок здоровыми темпами и как разговаривать с ним, поговорите со своим педиатром.
Развитие речи: 1–3 месяца
В возрасте одного месяца ваш ребенок будет узнавать ваш голос независимо от того, находитесь вы в одной комнате или нет. Когда он видит вас, он может улыбаться и напевать: он понимает, что звуки и выражения лица — это способ взаимодействия с вами. Примерно в два месяца ваш ребенок может начать напевать и издавать звуки, похожие на гласные «е», «и», «у», «о», «а». Повторите за ребенком, добавив несколько простых слов и вовлекая их в своего рода беседу.
Развитие речи: 4–7 месяцев
В этом возрасте ребенок может общаться на своем родном языке. В возрасте от четырех до семи месяцев ваш ребенок может повторять такие слоги, как «мама-мама» и «бум-бум». Слушая ваш голос в течение дня, ваш ребенок научится распознавать, когда вы хотите его покормить, сменить подгузник или вывести его на прогулку. Вашему ребенку может потребоваться год или больше, чтобы понять некоторые простые слова лепетания. Однако помните, что ваш ребенок понимает многое из того, что вы говорите, еще до того, как произнесет первые слова.
Развитие речи: 8–12 месяцев
Ваш ребенок может начать связывать слоги и говорить «мама», «папа», «папа» и так далее. По вашей счастливой реакции он быстро поймет, что в этих словах есть особое значение. К одному году в словарном запасе ребенка могут появиться два или три сознательных слова. Однако имейте в виду, что в этом возрасте большинство детей не понимают речь.
Развитие речи: 13–24 месяца
В этом возрасте ваш малыш будет очень хорошо понимать речь — например, что означает «пора спать» или «пойти в парк». В течение этого года ваш малыш становится более восприимчивым к вашим просьбам и инструкциям и даже может составить несколько предложений из двух или трех слов. Вы можете разговаривать с детьми этого возраста обычным «взрослым» голосом. Говоря с ребенком, используйте короткие слова и фразы. Однако не забывайте, что все дети развивают речь в своем собственном темпе. Иногда дети вообще не разговаривают, даже до двухлетнего возраста, но позже они догоняют своих более разговорчивых сверстников. По мере того, как ваш ребенок учится говорить, он может самостоятельно произносить некоторые слова, которые понимаете только вы. Например, если ваш ребенок говорит «ко», когда видит кошку, повторите слово «кошка» целиком. Это поможет ему научиться говорить.
Речь представляет собой чрезвычайно сложный вид деятельности. Ее правильное развитие зависит от многих факторов: от правильно сформированной центральной нервной системы, периферического органа речи, органа слуха, правильного психического развития. Развитие речи ребенка обусловлено генетически, но оно может происходить только в контакте с другими людьми. Обучение ребенка говорить — это процесс, который, как правило, не требует особого сопровождения. С другой стороны, родители с нетерпением и часто с тревогой ждут первых слов и предложений, сказанных их детьми.
Итак: как научить ребенка говорить?
Развитие речи естественно для малыша. Ребенок слушает, наблюдает и начинает медленно повторять — слова, звуки, интонацию. Речь является основой общения человека с миром — в несколько месяцев ребенок начинает осознанно артикулировать звуки и осознает, что тем самым может воздействовать на окружающую среду. Поэтому процесс развития речи имеет решающее значение, его стоит поддерживать с первых дней жизни поощряющим и творческим образом.
Сила разговора
Прежде всего, вы должны поговорить с вашим ребенком. Мы понимаем, что для многих молодых родителей это изначально проблема — ведь малыш не ответит. Так зачем с ним разговаривать? Однако нельзя забывать, что ребенок учится, подражая нам, родителям и опекунам. Поэтому, если мы поговорим с ребенком, он начнет нам отвечать. Сначала по-своему, потом будут первые звуки, звукоподражания, первые слова, предложения.
Так что же делать, когда наш малыш (пока что) просто лежит, машет руками и яростно пускает слюни?
Расскажите ему, что вы делаете, что вы видите «Расскажите ему, что ночь была довольно трудной, но сегодня будет хороший день, потому что вы запланировали прогулку и навестить свою бабушку. Вы сейчас готовите завтрак и думаете, съесть ли вам кашу или яичницу. Хочешь каши? Птица только что влетела в окно. Идет дождь, но, может быть, мы можем пойти погулять».
Вы можете описать деятельность, которую вы делаете или планируете делать. Разговоры о купании, о теплой воде, об отдыхе. Идеи безграничны. Однако помните о правильной интонации при разговоре с малышом!
Если у Вас возникли вопросы, мы с радостью на них ответим.
Мы не скрываем — поначалу это может показаться немного странным. Особенно для людей, которым обычно не свойственно много говорить. Однако к этому легко привыкнуть, и через несколько дней это становится чем-то естественным. В конце концов, мы вырастаем с человечком — стоит познакомиться с ним и просто поговорить с ним. Малыш, воспитанный в тишине, будет думать, что это так, взрослые не говорят, поэтому большой мотивации действовать на этом поприще у него не будет.
Задавайте ребенку вопросы и обязательно дайте время для ожидаемого ответа Особенно важно задавать ребенку много вопросов и ждать ответа несколько секунд. Ребенок узнает, что это место для его ответа. Однажды, когда малыша спросят, предпочитает ли он играть в плюшевого мишку или в куклу, он ответит: плюшевого мишку! Это будет естественно для ребенка. Не беспокойтесь, если мы не получим ответа в течение длительного времени. Терпение. Такой подход окупится!
Не сюсюкайтесь и не смягчайте слов
Нет ничего хуже, чем притворяться «детской речью». Неправильное произношение слов — сюсюканье, болтовня, создание новых «сладких» слов — одним словом: сюсюканье ни к чему хорошему не приведет. Конечно, детки милые, плюшевые и пухленькие, мы их любим и нам нравятся их маленькие ножки. Но пусть это будут ступни, а не крошечные пуговки. Ребенок может начать так говорить, потому что он слышит язык. Естественно, мы не можем разговаривать с ним, как со взрослыми, использовать профессиональную, сложную терминологию, описывать физические явления. Опишете просто ближайшее окружение ребенка.
Читайте своему ребенку в любое время
Регулярное чтение — отличный способ поддержать развитие речи вашего ребенка. Говорят, что малыши должны читать не менее 20 минут в день. И начинать стоит с грудничка, потому что он чудесным образом стимулирует мозг к развитию. Другим важным фактором является связь, которую вы устанавливаете со своим ребенком во время чтения, будь то днем или во время вечернего ритуала. Из богатого предложения лучше всего выбрать адаптированные под детский уровень мудрые сказки, которые одновременно расскажут детям о настоящей дружбе, силе любви, солидарности, уверенности в себе, терпимости и других важных вещах.
Скидка 20% на пробное занятие
Оставьте ваш контактный номер и мы с радосьтю ответим на ваши вопросы
Используйте книги, которые будут стимулировать развитие речи
Отличным предложением является интерактивная книга по развитию речи для детей в возрасте до 3 лет.
Интерактивная речевая стимуляция — что это значит? Но что значит «интерактивная книга по стимуляции речи»? Каждая страница — это не только текст для чтения, но прежде всего действие, которое должен выполнять ребенок, поэтому он должен касаться элемента на странице, нажимать, показывать, делать жест или движение и, прежде всего, повторять звук или (в случае детей старшего возраста) все слово, чтобы ответить на вопрос. Поэтому такую книгу используют, чтобы смотреть, читать с ребенком, играть, показывать, тренировать память и концентрацию через движение.
В большинстве занятий также участвует родитель, который выполняет действие вместе с ребенком, благодаря чему малыш с радостью участвует в игре. Упражнения улучшают работоспособность речевого аппарата, координацию движений, пространственную ориентацию, память, концентрацию и зрительное восприятие — необходимые для правильного развития речи. Также можно посещать специализированныее занятия с логопедом для соответсвующего возраста в детском Центре Речи.
Размышляя о развитии речи малыша, разумно не оставлять дело на время, а с самого начала позаботиться о поддержке ребенка и предоставить ему адекватную стимуляцию, чтобы этот процесс протекал свободно и без помех. Это принесет свои плоды в будущем, в детском саду и школе.
Об этом подробно рассказала детский логопед-дефектолог Марина Владимировна Фомина.
Осознанные слова большинство детей говорят ближе к первому году жизни, но подготовка к этому начинается с рождения.
Звуки, которые издает новорожденный — своеобразная попытка общения с окружающим миром. Очень важно поддержать малыша в его начинаниях!
⠀
Частушки, потешки, стихи, песенки — все, что он слышит от мамы в моменты бодрствования, буквально записывается на подкорку.
⠀
Малыш впитывает эмоции взрослого, учится взаимодействовать с мамой в первых простых играх. Чем больше речевой информации он получает, тем быстрее он начнет ее воспроизводить.
⠀
Активно разговаривайте с малышом на прогулке, во время купания и тд. Стоит отметить, что короткие (в идеале рифмованные) фразы своей ритмичностью, мелодичностью особенно притягивают внимание малыша, ускоряют восприятие и запоминание.
⠀
Пример таких фраз:
«Мой малыш проснулся, маме улыбнулся!»
«Тепленькой водичкой мою шею, личико»
«Кач-кач-кач-кач. Кроха милая, не плачь!»
«В теплой кроватке сладкие лапки. Малютка спит, носом сопит» и другие.
⠀
Гуление и лепет в доречевом периоде — важный этап развития! Непременно поддерживайте кроху в его начинаниях. Проявляйте инициативу, повторяя звуки, слоги, которые у него уже получаются, провоцируя его на ответ. Подобная настройка речедвигательного аппарата уже в возрасте трех месяцев играет важную роль!
⠀
Большую пользу приносит пальчиковая гимнастика, помогая ускорить развитие речевых навыков. В коре головного мозга центр речи соседствует с центром тактильной чувствительности.
⠀
Хватательный рефлекс тоже благоприятно влияет на развитие речевых навыков. Кладите в ладошку игрушки или предметы, которые малыш может ухватить всей кистью.
У многих родителей малышей часто возникает вопрос: Когда малыш заговорит? И родители очень хотят, чтобы это случилось как можно раньше. Мы поможем вам в этом и предлагаем игры для развития речи ребенка
Игры для развития речи ребёнка
(можно использовать с 6-месячного возраста)
«Наша песенка простая». Положите малыша к себе на грудь, спойте ему песенку А. Александровой:
Спев: «Ля-ля-ля-ля», сделайте паузу, приглашая малыша присоединиться к вам.
Напевая песенку, меняйте последнюю строчку, вводя всё новые и новые слоги, такие как: «на-на», «ма-ма», «па-па», «та-та», «ба-ба» ит. п.
«Песенка со слогами». Поговорите с малышом, покажите ему яркий платочек (или шарфик). Подбрасывайте и ловите его, обходя манеж или кроватку ребёнка. Убедившись, что карапуз наблюдает за вами, играйте с платочком и напевайте лёгкие для произнесения и знакомые малышу слова: «Ла-ла-ла-ла, лапушка!» Сделайте паузу для того, чтобы ребёнок мог их повторить. Выбирайте самые простые слоги и слова, такие как:
«Пирожки». Лягте на пол на спину, предварительно подложив под голову валик, согните ноги в коленях. Малыша посадите сверху так, чтобы его ноги были разведены, а стопы упирались в пол. Возьмите руки ребёнка в свои и двигайте их вперёд-назад, к себе и от себя, в одну и в другую сторону, читая потешку:
Игра развивает умение понимать движения и повторять их под слова потешки.
«Испечём оладушки». Лягте на пол, подложите под голову подушку или валик, согните ноги в коленях, посадите малыша так, чтобы он спинкой опирался о ваши колени. Хлопайте ладошками ребёнка в ритм песенки:
На окно поставим,
И воробушкам дадим.
В дальнейшем старайтесь добиться, чтобы малыш сам хлопал в ладошки, как только услышит первые строки стихотворения. Для этого сначала научите его подражать вашим действиям.
«Ладушки». Посадите малыша к себе лицом, возьмите его ручки в свои и хлопайте в такт стихотворения:
Где были? — У бабушки.
Что пили? — Бражку.
На головку сели.
В дальнейшем приучайте малыша подражать действиям взрослого, старайтесь добиться самостоятельного выполнения движений при чтении этого стихотворения.
«Подражаем». Выполняйте разные движения: хлопайте в ладоши, стучите по полу, по ножкам, по большому мячу, произнося те слоги лепета, которые малыш ещё не освоил. Побуждайте его повторять за вами движения и слоги.
«Забавы перед зеркалом». Сядьте вместе с ребёнком перед зеркалом. Высовывайте язык, издавая забавные звуки, надувайте щёки, фыркайте, привлекая внимание малыша к своему отражению в зеркале и стараясь заставить его подражать вам. Напевайте малышу те слоги, которых нет в его лепете.
«Заражайте» малыша своими положительными эмоциями, ритмом песенок, потешек, придумывайте разные движения и приглашайте ребёнка подражать вам в такт музыки.
Хорошо использовать колыбельные, так как повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения. Под влиянием различных игр, потешек, колыбельных младенец учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации.
Колыбельная. Укачивая ребёнка, напевайте:
Летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать.
Прибаутки. Когда малыш плачет, успокаивайте его, приговаривая:
У медведя болит,
У Никиты не болит!
Если вы купаете ребёнка, сопровождайте свои действия каким нибудь стихотворением:
Гуление . Когда ребенок рождается, он умеет только кричать и плакать, но очень быстро, порой уже через три недели он начинает издавать звуки близкие к /а/, /у/, /ы/, иногда в сочетании с согласными /г/, /м/. Этот период называется гулением. Чаще всего он начинается с 2 месяцев и продолжается до 5 – 7 месяцев. Гуление спонтанно, причем дети разных народов гулят практически одинаково, даже глухие от рождения дети тоже на первых порах издают такие же звуки.
Лепетная речь . На смену гулению приходит лепетная речь, она может продолжаться до конца первого года. В лепете появляются слоги типа /та-та-та/, /ба/, /ма/ и т. п. Ребенок издает их, когда общается с взрослым, играет, что-то требует. В лепете остаются постепенно только звуки родной для ребенка речи. Вначале ребенок произносит подряд только одинаковые слоги, позже может сочетать разные, начинает подражать интонациям взрослых. Когда взрослые в лепете слышат сочетания звуков, похожие на слова, они радуются, повторяют их, показывают, что получилось у ребенка, так появляются первые слова. Ребенок начинает их использовать, привязывая к окружающим его объектам.
Автономная речь . Следующий этап – автономная речь, которая является переходным этапом к уже нормальной речи. Это типично детские словечки, типа «бибика», «ам-ам», «няка». Они понятны обычно только близким людям, часто заменяют целое предложение, одно слово может относиться к большому количеству разных объектов. Автономная речь может быстро смениться нормальной речью, если взрослые говорят слова правильно, не повторяют за ребенком его словечки. В противном случае такая речь может задержаться надолго и сильно тормозить развитие ребенка.
Нормы речи
К двум годам ребенок уже должен говорить около 20 слов, которые используют в речи окружающие люди, и составлять из них простейшие предложения из двух слов. К 3 – 3,5 годам он сможет говорить так, что его сможет понять любой человек, живущий в данной местности, ребенок использует практически все части речи, изменяет слова по падежам, использует разные времена глаголов, использует все предлоги.
Это средние нормы, но далеко не всегда речь ребенка развивается такими темпами. Родители редко обращают внимание на то, гулит ли ребенок, какие звуки произносит, во время ли появился лепет, автономная речь. Родители беспокоиться начинают обычно, когда ребенку исполняется три года, когда сверстники уже говорят, а их ребенок использует около 10 слов, да и те понимают только самые близкие люди, чаще вообще обходится жестами и мычанием.
Как учить ребенка говорить
Ребенок начинает говорить, если у него есть в этом потребность, иначе он может долгое время мычать, тыкать пальцем, кричать, издавать нечленораздельные звуки. Речь не возникает сама по себе. Что же нужно делать, чтобы ребенок говорил и при этом говорил так, чтобы его понимали окружающие, чтобы он мог выразить любую свою мысль.
Ребенок должен слышать речь. Но не всякая речь помогает ребенку заговорить. Говорить с ребенком надо отчетливо, проговаривая слова целиком, не глотая окончаний, не тараторя. Предложения должны быть более короткими. Надо комментировать все действия, которые вы выполняете, когда одеваете ребенка, делаете с ним гимнастику, кормите его. Показывая окружающие предметы надо называть их четко, громко, показывая на них.
Не сюсюкать, про это пишут все, но многие понимают это так, что нельзя повторять за ребенком его звуки. Ребенку необходимо, чтобы мама повторяла то, что он произносит, так он начинает понимать, что произносимые им звуки имеют смысл, что они могут служить общению, что так он может что-то донести до мамы. А вот искажать слова нельзя, ребенку нужно слышать правильные образцы слов, только так он сможет научиться правильно говорить сам.
Потешки, сказки с повторами, детские стишки, попевки, все это тоже направлено на развитие речи. Многие потешки сопровождаются движениями рук, пальцев. Ребенку надо сначала много раз их слышать, и он уже сможет сам говорить наиболее часто повторяющиеся слова.
Для того чтобы ребенок научился владеть своим язычком, ему необходимо давать твердую пищу еще до года. Сегодня детям дают пищу из баночек, измельченную блендером порой до трех лет и дети не учатся жевать сухарь, морковку, яблоко, в итоге у детей не развивается и артикуляционный аппарат. Это приводит к тому, что когда они начинают говорить, у них будто каша во рту. Поэтому важно давать ребенку такую еду, которую он бы жевал, грыз.
Давно известна связь между развитием пальчиков и речи ребенка. Еще лет тридцать назад не приходилось специально обращать внимания на мелкую моторику рук ребенка, достаточно было того, что ребенок учился застегивать и расстегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки или справляться с разными застежками и это ребенок делал много раз в день. Сегодня же одежда такова, что ребенку не приходится прикладывать никаких усилий, чтобы расстегнуть липучку или молнию и это тоже тормозит развитие речи. Чтобы компенсировать отсутствие такой тренировки, надо давать ребенку специально сделанные тренажеры, например шнуровки, игры с крупами, делать специальные тренажеры с пуговицами.
Дыхательные упражнения полезны, но ребенок часто не понимает, что от него требуют взрослые, поэтому с ним надо играть. Одна из полезных и веселых игры, направленных на развитие дыхания «Футбол» с ваткой. Сделайте из любых предметов ворота, из кусочка ватки сделайте шарик и, дуя на него, пытайтесь загнать его в ворота друг друга.
Дуть в соломинку, которая опущена в воду тоже весело. Это упражнение полезно не только для развития речи, но и для укрепления здоровья. Можно дуть на сделанную из бумаги бабочку и подвешенную на ниточке.
Ребенок может говорить, у него все в порядке с органами речи, он отлично понимает речь окружающих, а сам не говорит, обходясь тем, что тыкает в нужный предмет пальцем и мычит. Такого ребенка все отлично понимают, и у него нет нужды говорить. Когда ему полтора года, это не беспокоит близких, но если это продолжается и в два с половиной и в три, пора перестать «понимать» ребенка. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка возникла потребность говорить. Это самое сложное для родителей, особенно любящих мам и бабушек, они думают, что это жестоко по отношению к ребенку, но гораздо более жестоко самим тормозить не только речь, но и мышление, развитие ребенка в целом, потому что от речи зависит и психическое и социальное развитие ребенка.
Когда ребенок начинает говорить, необходимо постоянно расширять его словарный запас. Для этого можно ввести правило: каждый день новый объект – новое слово. Это может быть новый фрукт или овощ, новая игрушка, новый предмет. Дети любопытны, чтобы увидеть, потрогать, попробовать что-то новое, они готовы на многое и в том числе, сказать название этого объекта. Важно в таком правиле то, что ребенок не просто узнает новое слово, он трогает, пробует, видит, слышит. Это слово он не просто запомнит, он будет понимать, что оно значит. Иначе часто можно встретить ребенка, который не понимает большинства слов любой русской сказки, большинства стихов.
Развитие речи определяет в целом психическое развитие ребенка, поэтому так важно уделять этому большое внимание. Здесь мы привели некоторые рекомендации. Вы можете получить более подробную информацию о развитии речи в нашей Школе чтения и посмотрев видеуроки, посвященные развитию речи.
Первые слова ребенка – один из самых волнующих и запоминающихся моментов в жизни. И этому каждый родитель старается уделить большое внимание, так как переживает, чтобы малыш развивался здоровым и в соответствии необходимыми нормами. Выясним, во сколько дети начинают говорить и что делать, если этого не происходит в нужное время.
Этапы и нормы развития речи
Многие родители ждут, что первое слово кроха произнесет до года. Но малыш начинает говорить не в один момент. Процесс занимает определенные этапы развития речи:
- малыш должен начать агукать в промежутке до двух месяцев. В речи присутствуют в основном тягучие гласные;
- гулить ребенок начинает между 2 и 4 месяцами. В этот период малыш осваивает разные сочетания звуков;
- в 6-7 месяцев речь ребенка усложняется и состоит из длинных слогов;
- период от 10 месяцев и до года, когда ребенок начинает говорить первые слова. В словаре малыша может быть до 10 слов;
- с 1,5 лет ребенок начинает употреблять слова в предложениях. В этом возрасте малыш использует около 30 слов;
- в 2 года в арсенале появляются общепонятные слова. Ребенок использует местоимения, прилагательные, предлоги и союзы. Предложения могут состоять из четырех слов, а также малыш использует интонации и эмоции.
В полгода малыши произносят примерно 4-5 звуков. Постепенно словарный запас становится все больше. Когда малышу исполняется 1,3 года он может использовать 40 – 60 слов. До 1,5 лет словарный запас практически не меняется, так как у ребенка расходуются все фонетические возможности. Речевое развитие не прекращается, но качество произношения заметно меняется.
Словарный запас вырастает в период с 1,6 и до 1,8 года. В год и 8 месяцев малыш знает 180 слов. В два годика уже примерно 300. В три словарный запас вырастает до 1000 слов.
В 1 год 8 месяцев ребенок осваивает еще не все звуки. Речь может развиваться такими путями:
- пропуск звука;
- отсутствующие звуки заменяют на похожие по звучанию;
- замена отсутствующих звуков нормированными и правильными.
Типы развития речи у детей
Бывают такие типы развития речи – слоговой и звуковой. В последнем случае не происходит усвоения слогоритмической структуры слова и остается ударный слог. При слоговом типе малыш схватывает слоговую модель. Во время развития речевого процесса есть стадия, когда многообразие слов сводится к ударным слогам.
Первые слова малыша
Родители всегда с нетерпением ждут, чтобы ребенок начал говорить первое слово. Часто слово представляет собой звукоподражания, которые являются проявлением автономной речи. Первое слово можно зафиксировать, когда ребенок начинает говорить с пониманием. То есть это не просто лепет, а устойчивая лексическая единица, которая употребляется малышом. Первые слова часто состоят из двух одинаковых слогов или разных и простых слогов. С этого момента и стоит вести отчет, что ребенок начал разговаривать. Во сколько будет произнесено первое слово можно назвать индивидуальным процессом. Многое зависит не только от природных задатков, но и от того, как и сколько с ребенком занимаются родители, чтобы стимулировать речевые навыки. Важно комплексно воздействовать на мозговые центры ребенка, которые отвечают за развитие мелкой и крупной моторики.
Рекомендации родителям
Для занятий с ребенком можно использовать специальные упражнения. С четырех месяцев с ребенком нужно рассматривать самые разные предметы, которые отличаются по материалам, текстурам и свойствам. Это позволяет развивать тактильные ощущения. Мелкую моторику стимулируют пальчиковые игры и растирающий массаж. В более старшем возрасте малыш сможет играть с более мелкими предметами, стучать и крутить их. К полезным упражнением стоит отнести смену положения крохи в пространстве. Для этого его нужно переворачивать или кружить. В дальнейшем для тренировки вестибулярного аппарата применяют игры с мячами и качание на качелях.
Для развития артикуляционного аппарата моно играть в подражание разных звуков – гулу машины, шуму пылесоса, ветру, голосам разных животных.
Специалисты нашего центра проконсультируют по поводу развития речи у малыша. Чтобы задать вопросы можно позвонить по телефону +7 926 497-05-20.