А вы знали, что на всех языках мира мамы разговаривают с детьми одинаково? Это явление называется baby talk. По сути, это стиль речи, используемый взрослыми для разговора с ребенком.
Специфика такого разговора между мамой и маленьким ребенком проявляется в том, что:
- мама тянет гласные;
- речь замедляется;
- разговор очень эмоционален, на повышенных интонациях, разница интонаций в одной фразе (чтобы привлечь внимание ребенка);
- слова сокращаются, предложения становятся короткими и простыми;
- мама использует местоимения «мы»;
- к ребенку обращаются от третьего лица: «Наша Маша хочет ням-ням?
Исследователи Грег Брайат и Кларк Барретт из Университета Калифорнии Лос-Анджелеса доказали*, что связи между звуками и интонациями в baby talk универсальны и будут понятны любому, независимо от того, на каком языке он говорит. Для этого исследователи записали речь англоговорящих матерей, обращенную к ребенку и обращенную ко взрослому. Затем они включили послушать записи жителям эквадорской деревни и попросили определить, к кому обращена эта речь: к ребенку или взрослому?
Результаты ученые опубликовали в августовском номере журнала Psychological science: жители деревни были способны отличить речь, обращенную к ребенку от речи, обращенной ко взрослому, в 73% случаев.
Речевое развитие ребенка
Чтобы общение с ребенком было эффективным и способствовало раннему развитию речи и эмоционально-личностной сферы ребенка, нужно соблюдать важные правила взаимодействия с младенцем.
Установлено, что из всех изображений мозг ребенка активнее реагирует на человеческое лицо. Поэтому важно общаться, склонившись над ребенком на расстоянии примерно 40 см.
Ученые из Флоридского Атлантического университета доказали, что важнейшую роль в развитии речи играет чтение по губам. Чтобы облегчить ребенку задачу, можно накрасить себе губы. Судя по результатам исследования, это актуально делать с 6 месяцев жизни ребенка. И это должна быть не красная, а приближенная к темным оттенкам помада.
Именно мама создает условия для диалога с ребенком – она мотивирует ребенка отвечать. Говорить с ребенком – это хорошо, но нет ничего хорошего в бесконечном монологе. Очень важно при общении с ребенком, имитировать диалог. Скажите что-нибудь эмоциональное. Добавьте что-то с вопросительной интонацией. И замолчите, сделайте паузу. Смотрите на ребенка и улыбайтесь, всем видом показывайте, что обращаетесь к нему. Мимолетная улыбка, агуканье, взмахи ручками или ножками – это все ответ.
Как специалист, работающий с детьми раннего возраста, я отмечаю печальную тенденцию: родители, няни и бабушки часто забывают про диалог. Когда я занимаюсь с детьми, то вижу, что взрослые день за днем совершают одну и ту же ошибку – они не могут дождаться ответа ребенка.
Как разговаривать с ребенком?
Еще один вопрос, который часто возникает на эту тему: но как же разговаривать с ребенком до 1-1,5 лет? Есть ли какая-то методика развития речи? Правильно говорить «би-би» или «машина»? Правильный ответ: и то, и другое. Мы говорим: «Вот машина, би-би».
Существует предубеждение, что с ребенком не надо «сюсюкать» (то есть использовать baby talk), а нужно сразу говорить на «взрослом» языке и читать ему «взрослые» книги с пеленок. Как нейропсихолог я объясняю: нет ничего плохого в сюсюкании с ребенком. Даже больше «детский язык» – важный этап речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, общения мамы с малышом, а также залог будущего развития речи!
Эрик Тиессен, директор Carnegie Mellon’s Infant Language and Learning Lab провел исследование**, в котором доказал, что baby talk помогает речевому развитию ребенка. Короткие фразы, акцентированные ударения, интонации, замедленность речи помогают крохе выделить новые слова, структурировать их и усвоить. Таким образом, «детский язык» помогает выстроить крепкие эмоциональные связи между родителями и ребенком и способствует формированию речи.
Не упустить время: Почему молчит малыш
В последнее время растет число детей, которые имеют задержку в речевом развитии. Кто и как может помочь ребенку с таким диагнозом? Почему, если ребенок не начал говорить в определенном возрасте, необходимо бить тревогу? В этом вопросе корреспонденту газеты «Якутия» помогла разобраться Есения Шкляр, учитель-логопед с десятилетним стажем, работающая в столичном детском саду «Радуга».
Гаджеты и равнодушие
– Есения Сергеевна, как вы рассматриваете такую теорию, что в повальном речевом отставании детей повинны гаджеты и равнодушие родителей?
– Задержка речевого развития – это сложное явление, причина которого может быть неоднозначна. От наследственных факторов до приобретенных.
Безусловно, гаджеты оказывают пагубное влияние. Дети до трех лет не должны прикасаться к ним, сидеть за компьютером, часами смотреть мультики.
В этом возрасте малыши должны играть в развивающие и подвижные игры: в машинки, куклы, кубики, прятки. Ребенку до трех лет сложно организовать свой досуг, поэтому родитель должен научить ребенка играть, фантазировать, обращать внимание на цвета, звуки, на ощущения. В этот период важна исследовательская деятельность.
Не упустить время
– В каком возрасте необходимо обращаться к специалистам, если ребенок не разговаривает?
– В возрасте двух с половиной лет у ребенка должны быть сложившееся звукопроизношение, односложная речь, понимание, чего от него хотят взрослые. Если малыш не заговорил к трем годам – родителям необходимо бить тревогу и идти на обследование.
Первое, что должны сделать родители, заподозрившие у своего чада проблемы с речью, – провести комплексное обследование.
Необходимо пройти ряд специалистов: детского логопеда, невролога, сурдолога, дефектолога и психолога. И только после полного обследования можно назвать причину нарушений. Их может быть несколько.
Например, изучая истории детей с задержкой речи, специалисты установили, что к этому имеют отношение неблагоприятные факторы в период беременности мамы, преждевременные роды, родовые травмы. Болезни в первые годы жизни также могут служить причиной «молчания». Задержкой речевого развития часто страдают дети, у которых кто-то из родителей имеет расстройство психики либо злоупотребляет алкоголем. Отрицательные социальные факторы всегда так или иначе воздействуют на задержку развития ребенка.
Порой причина кроется в задержке психомоторного развития, когда ребенок начинает позже сидеть, держать голову, ходить. Это факторы, которые также должны насторожить родителей. Важно, чтобы они, заметив у дитя проблемы с речью, не просто отвели его к специалистам, но и сами, выполняя рекомендации этих специалистов, подключились к разрешению ситуации.
Таким образом, до трех лет с ребенком лучше заниматься родителям, поскольку общаться с посторонним он, скорее всего, откажется.
Арсенал специалиста
– Есения Сергеевна, какую методику применяете на практике вы?
– Я занимаюсь коррекцией нарушений звукопроизношения, устной и письменной речи, а также развиваю память, внимание, воображение, мышление. На индивидуальных занятиях по коррекции нарушений звукопроизношения применяю логопедический массаж, тем самым активизируя либо снимая тонус мышц при произношении. Используются логопедические игры «Мерсибо», «Игры для Тигры», а также другие передовые разработки, позволяющие развивать все компоненты речи.
У детей с недоразвитой речью словарный запас беднее, чем у их сверстников. Характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков.
Такие дети порой не понимают значения многих слов, не умеют составлять предложения, рассказывать, опираясь на картинки. Поэтому необходима постоянная работа по обогащению детского словаря, над развитием связной речи ребенка.
Применяю малые подвижные игры, развивающие умение ориентирования в пространстве, способности ритмично и ловко двигаться, изменяя темп движений.
Важно, что игры должны быть непродолжительными по времени, чтобы обучаемый не переутомлялся.
На практике я также использую групповые и индивидуальные занятия. Разрабатываю и применяю мультимедийные тематические подборки: пальчиковую и артикуляционную гимнастику, музыкальные физминутки, гимнастику для глаз и многое другое.
Отмечу, что чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!
Как научить ребенка разговаривать
Ребенку уже 2 года, а он не разговаривает? Такое тревожное положение дел просто обязывает родителей обратиться за профессиональной помощью нейропсихолога. Кроме того, мамы и папы значительно улучшат ситуацию, если будут возьмут на вооружение несколько полезных советов:
1. Мотивируйте речь.
Бывает, что ребенку нет особой необходимости что-то говорить, ведь его понимают и без слов. Запомните: нет мотивации — нет речи. Провоцируйте малыша на речь!
Убирайте игрушки и любимые вещи малыша повыше. Так, чтобы он видел их, но не мог достать. Тогда он обязательно призовет на помощь маму или папу.
Не забывайте про жестовую речь. Такие простые жесты как указательный, «пока-пока», «привет», «дай», «на» играют большую роль в речевом развитии ребенка.
2. Гримасы полезны.
Гримасничанье — это своеобразная подготовка к артикуляционным позам, а там и к звукам и словам. Гримасничать — это весело. Можно посидеть у зеркала и попередразнивать друг друга (развитие имитации), а можно смешно изображать разных животных.
3. Важна правильная речевая среда.
Ребенок начинает разговаривать с так называемых лепетных слов. Со слов типа «ляля», «топ-топ», «бай бай», «бух», «би-би» и т. д.
✅Озвучивайте все, что происходит вокруг, простыми словами, доступными как для понимания, так и для подражания.
✅Когда малыш играет, присоединитесь к нему и помогите озвучить его игру.
✅Оречевляйте действия ребенка и свои.
✅Показывайте пример. Что и в каких ситуациях необходимо говорить. Ребенок будет смотреть на вас, слушать и повторять за вами.
4. Развивайте слуховое внимание.
Научите ребенка слышать и различать различные звуки: журчание воды, звон бубенчиков, звуки различных музыкальных инструментов, изучайте звуки разных животных.
Если вы будете применять на практике хотя бы три этих совета, то ваш ребенок сможет значительно сдвинуться в речевом развитии! Своевременная профессиональная помощь таких специалистов, как невролог, нейропсихолог, логопед, психолог помогут найти причину отклонения в речевом развитии и эффективно избавиться от нее;
В каком возрасте ребенок должен говорить?
Наиболее часто задаваемые вопросы родителей связаны с речью младенцев. Когда ребенок должен начать разговаривать? Как поспособствовать развитию речи ребенка? На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы в этой статье.
Во сколько ребенок начал говорить — важно. Но не для того, чтобы порадовать родственников и похвастаться перед соседями. По развитию речи можно судить, гармонично ли развиваются психика и мышление ребенка.
Все родители с нетерпением ждут, когда их ребенок начнет произносить хоть что-то похожее на слова. Гулить, агукать и произносить замысловатые рулады из гласных ребенок начинает уже к двум-четырем месяцам. Примерно с семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые одно — и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например «ко-ко», «мяу». Таких слов в лексиконе ребенка должно быть пять-десять. Слова в большом количестве ребенок начинает произносить в возрасте от года до двух лет. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и глаголы. Около двух лет ребенок начинает разговаривать простыми предложениями, воспринимает несложные рассказы без картинок, может обобщить предметы по общему признаку. Период с двух до трех лет — время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.
Чтобы предотвратить задержку речевого развития, рекомендуем придерживаться следующим советам:
· Постоянно разговаривайте с ребенком и при ребенке, рассказывайте о том, что происходит вокруг него;
· Чаще обращайтесь к самому малышу, старайтесь говорить с ним о том, что интересно именно ему;
· Позаботьтесь о том, чтобы ребенок видел ваше лицо во время разговора, потому что это поможет ему лучше воспринимать вашу речь, запомнить сказанные слова и легче их воспроизводить самому;
· Очень полезно говорить нараспев, очень важны в ваших играх с малышом небольшие песенки и потешки, где много повторов, что тоже способствует запоминанию.
Обратите внимание на то, что темпы развития речи у всех индивидуальны. Если вы следуете всем вышеперечисленным советам, но малыш все никак не заговорит, нет в этом ничего страшного, нужно запастись терпением и продолжать заниматься с ребенком.
Если вы все-таки заметили, что речь ребенка не соответствует возрастным нормам, покажите ребенка неврологу, психологу и дефектологу. Возможно, ему потребуются занятия с логопедом или другая терапия. Чем раньше вы заметите задержку речевого развития и начнете занятия со специалистами, тем лучших результатов достигнет ребенок, и к школе его речь не будет отличаться от речи сверстников.
Чем опасна задержка речевого развития?
Диагноз «задержка речевого развития» или ЗРР не ставят малышам до 2-х лет. В промежуток с 2-х до 3-х лет специалисты могут указать, что у ребёнка «замедление темпов развития речи». Оптимальный промежуток лечения ЗРР с 3-х до 5-ти лет, для этого потребуется комплексный подход и полное включение в процесс родителей и близких. Основные признаки задержки речевого развития:
- Скудный словарный запас, который соответствует младшему возрасту
- К трём годам не составляет фразы
- Нарушение дикции
- Ребёнок понимает речь, не говорит
- Ребёнок не понимает речь, не запоминает названия и не произносит слова
- Ребёнок разговаривает тихим голосом
- Заикание
При исключении генетических аномалий, основной причиной задержек речевого развития являются перинатальные травмы и внешние факторы роста. Поэтому важно вовремя начать лечение и выбирать комплексных подход. В клинике доктора Шишонина малышам восстанавливают кровоток для питания мозжечка и нормального развития, проводят занятия с клиническим психологом и комплексы лечебно-оздоровительных мероприятий.