Как научить ребенка говорить букву р с помощью ложки

В академии вы сможете изучить и перенять опыт педагогов и родителей, которые сами воспитывают и развивают своих детей каждый день.

Галина Чиганова

Консультирующий педагог-психолог высшей категории с 25-летним стажем, имеющая два высших образования (КГПИ, СПбГУ), автор образовательных, корректирующих, развивающих программ для детей и родителей. Мастер-тренер для консультативно-методического центра «Антитренинг».

Марк Вайнапель

Генеральный директор компании «ВЭЙТОЙ».
Папа троих детей. Совместно с супругой (учителем математики) основатель компании по созданию и производству подвижных развивающих игр VAY TOY.
Продукция компании — победитель Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок» в номинации «Лучшее учебное пособие».
Совместно с Институтом детства МПГУ (г.Москва) является организатором Всероссийского и Международного конкурса «Академия VAY TOY. ИГРАЮ, ДВИГАЮСЬ, УЧУСЬ».

Анна Соковец

С 2009 года работаю с ранним возрастом ( психолог, специалист по раннему развитию) сначала в структуре детского сада — центре игровой поддержке ребёнка, а затем в частных развивающих центрах.
Имею первую квалификационную категорию; Лауреат Всероссийского конкурса «здоровый дошкольник»; Дипломант «педагог года Москвы-2013» и «педагог года Москвы 2014». Повысила квалификацию в области арт-терапии ( Арт терапия: многообразие методов) и провожу занятия по игровой песочной терапии (sandplay).
На сегодняшний день работаю в 4-х детских развивающих центрах: «Логос», «Лантана», «Янтарное Яблоко», «пеликан» специалистом по раннему развитию и игровой песочной терапии.

Любовь Горелова

Окончила в 1978 г МГПИ им. В.И.Ленина по специальности дефектология с присвоением квалификации учитель-логопед школьных, дошкольных и медицинских учреждений.
Общий стаж работы логопедом — 40 лет.
С 1978-1993 г. работала учителем-логопедом в детских дошкольных учреждениях.
С1993-2017 г. работала в поликлинике.
В настоящее время работаю в клинике «МедиАрт».

Юлия Алексеева

Президент НКО «Образовательный Холдинг ЯСАМ». В 1998 г. окончила МПГУ им. Ленина по специальности дошкольная дефектология. В 2000 г. состоялся запуск первого центра раннего развития ЯСАМ: сейчас в Москве 17 клубов, а также развита сеть клубов «ЯСАМ» по системе франчайзинга в РФ и Казахстане. Также с 2014 года производится выпуск мебели и игрушек «ЯСАМ», полностью отражающих концепцию образовательного метода. С 2002 по настоящее время официальный эксперт по раннему развитию журнала «Мой ребенок» ИД «Бурда».

Анжелика Новгородова

Мария Барабаш

Журналист, редактор журнала «Мой ребенок», многодетная мама, страстная путешественница и автор проекта «Обмен домами и другие нестандартные путешествия». Мария Барабаш: «Я считаю, что если часто и продуманно ездить с детьми по миру, то в школу, в общем-то, ходить не обязательно. Для получения формальных «корочек» сейчас существует возможность онлайн-обучения. А для подготовки к реальной, насыщенной и успешной жизни куда важнее адаптивность, эмоциональный интеллект, толерантность, креативность, пытливость и любознательность, умение быть лидером и при этом эффективно работать в команде. А это все прекрасно «прокачивается» в путешествиях по миру. Что мы с детьми и практикуем».

10 родителей, прошедших больше всего курсов Академии детства в течении месяца, получат специальные подарки от крупнейшей сети образовательных центров «ЯСАМ»

Итак, для того, чтобы штурм интересующей нас буквы Р прошел успешно, мы проводим длительную осаду и короткую подготовку к штурму.

1. Длительная осада

Всё началось с мультика Том и Джерри. Да простят нам поклонники русских мультсоздателей, люблю я американских Тома и Джерри. И дети любят.
В этом бесконечном сериале есть несколько знаковых, отличительных особенностей, например, почти в каждой серии (в Mouse cleaning — Генеральная уборка в доме — особенно хорошо) кто-нибудь из героев делает вот так:
(2 секунды видео, можете тут смотреть, а можете идти на Youtube)

А все дети как раз легко и с удовольствием учатся дразниться, вот так:
(5 секунд видео, можете тут смотреть, а можете идти на Youtube)

(Эх, а ладошки-то забыл к ушам приставить. )
А нам только того и надо. Для начала.
После длительной подготовки мультиком, переходим к подготовке штурма.

2. Подготовка к штурму

Тут нам понадобится Валера. У вас нет Валеры? У нас, например, целая куча знакомых Валер! Известно, что детям нелегко даются абстракции: им гораздо легче понять и усвоить что-нибудь конкретное и частное, а уж затем обобщать и переходить к абстрактным понятиям. Поэтому, если у вас нет конкретного Валеры, то его лучше завести 🙂
Итак, берем «Валеру», «Ва» произносим как обычно, а вместо «лера» начинаем болтать языком, как в мультике Том и Джерри:
(6 секунд видео, можете тут смотреть, а можете на Ютьюбе)

3. На штурм!

Третий, завершающий этап — это взятие буквы Р приступом. В смысле, с приступом: это когда Р идет сразу после Т или Д. Ура! На штурм! Шашки наголо, оружие — к бою! Короче, стреляем, как из пистолетика (кто ж не любит пострелять? и девочки — совсем не исключение!). ТРРРРРР! Дррррр!:
(12 секунд видео, можете тут смотреть, а можете на Youtube)

Можно применить упражнение «ТРРРРРРРактор», если ребенок любит трактор. Редкий ребёнок не любит!

И вот тут уже становится ясно, что ребенок, в принципе, в состоянии извлечь эту букву! Поэтому дальше терпеливо (т.е. от случая к случаю) выполняем все упражнения вперемешку: «Дразнилка», «Валера» и «Штурм с приступом», и по-сте-пен-но (!) пытаемся замещать временную Л или Д или Ы (или что там у вас) на еще не совершенную, но уже почти совсем правильную Р!

Я таким образом уже научила двоих людей говорить букву Р. Самоуверенно звучит, да? Но ведь это правда: эти двое людей — мои старшие дети, Данька (8 лет) и Александра (6 лет).

А пока что мы с Семёном на потеху окружающим: хотим кушать «пидажок», смотрим, как ползёт «мудавей», играем в «самудаев», строим «пидамиду», а, забравшись на вершину горы, гордо назваем себя «кодоль мида» и полагаем, что «Наша Даша» — это передача про девочку из группы.
🙂

Продолжение (в двух частях) истории о том, как мы боролись с произношением:

Многие дети не сразу могут выговорить сложные для них звуки. Некоторые родители считают, что в этом нет ничего страшного, малыш сам «выговорится». Иногда так и бывает, а иногда ребёнку нужна специальная помощь. Помочь может, конечно же, логопед. Но, к сожалению, с нашим ритмом жизни, мы не всегда можем найти время для посещения специалиста. Но это не беда, ведь помочь своему малышу можете и вы сами.

Для этого не понадобится много времени, всего два раза в день по пятнадцать-двадцать минут. Это не так уж и много. Одним из сложных для произношения является звук «р». Дети часто не правильно произносят эту букву или не выговаривают её вообще. Если малыш к 6−7 годам так и не справился с этим звуком, то это является тревожным звоночком для родителей.

Неправильное произношение этой «коварной» буквы может быть картавым, боковым, губным. Чтобы звук звучал правильно, нужно, чтобы губы были открыты, зубы тоже, язык должен быть сложен чашечкой, его нужно поднять к бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Касаясь альвеол, язык начинает вибрировать под сильной струёй выдыхаемого воздуха.

Рассмотрим самые простые упражнения для самостоятельной работы с ребёнком:

1. Легонько прижимаем черенком чайной ложки кончик языка и длительно произносим «ж-ж-ж».

2. Выдыхая быстро произносим «т-т-т» и заканчиваем толчком-выдохом «тррр».

3. Большим и указательным пальцами прижимаем к нёбу боковые края языка, оставляя свободной середину языка. Затем ребёнок делая глубокий вдох, выдувает воздух с включением голоса. При повторе упражнения нужно увеличить напор воздуха, таким образом, слышится «тррр».

Мягкое «рь» произносим с небольшим поднятием языка вверх и выдвижением вперёд, прижимая боковые края языка к боковым зубам.

Родители должны помнить главное правило: разговаривая с ребёнком, нельзя копировать его неправильное произношение, ведь малыш, подражая взрослым, может перенять небрежность, торопливость, нечёткость вашей речи.

Ещё полезно будет заучить некоторые скороговорки. Сделать это нужно тогда, когда малыш научился выговаривать букву р. Ведь вашему ребёнку захочется показать вам, как хорошо он это делает. Скороговорки для этого подойдут как нельзя лучше. Чтобы было интереснее, вы вместе с малышом можете сами придумывать свои варианты скороговорок, тогда процесс обучения будет похож на игру. А это очень важно. Не забывайте, что когда ребёнок заскучает, ему быстро надоест процесс обучения. А это снизит эффективность вашей работы.

Некоторые родители считают трудности малыша в произношении серьёзной проблемой, начиная пугать его будущими трудностями в общении. Это делать категорически нельзя. Если вы по-настоящему заботливый родитель, то сначала нужно взять себя в руки и успокоиться. Необходимо научить своего малыша относиться к трудностям спокойно. И если у вас получится превратить логопедические упражнения в увлекательную игру, то он быстро и легко справится с труднопроизносимым звуком «р».

Как научить ребенка говорить букву р с помощью ложки

Как научить ребёнка

Быстро пролетает волшебный возраст от двух до пяти, когда родителей приводит в умиление любое новое слово, освоенное их домашним лингвистом. Детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь. И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.

Как научить ребенка говорить букву р с помощью ложки

Осторожно: физиологическая дислалия

Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л».

Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией и довольно распространен среди детей от четырех до шести лет.

Как научить ребенка говорить букву р с помощью ложки

Многие с течением времени сами могут научиться говорить правильно. Вот как ребенок может коверкать букву « Л».

  • Этот звук малыш не слышит и вовсе его пропускает : вместо «линейка» говорит – «инейка».
  • «Л» заменяется звуком «У» или «В»: «ложка» – «уожка»; «Лариса» – «Вариса». При этом дети пытаются произносить «Л» не кончиком языка, а губами
  • Вместо «Л» произносится «Й»: «молоток» – «мойоток»
  • Ребенок путает твёрдую и мягкую букву «Л».

Родителям, прежде чем обращаться к логопеду, полезно познакомиться с правилами произношения звука Л и научить им своего ребенка. Возможно, уже после домашних занятий он станет говорить этот звук правильно.

Правильная артикуляция звука Л

  • Губы надо растянуть в улыбку и показать сжатые зубки: это необходимо, чтобы твердый звук «Л» не превращался в «В» или не смягчался.
  • Кончик языка может занимать такие положения: он давит на верхние зубы; его можно прижать к верхним альвеолам; он может упираться в щель между зубами.
  • Воздух под напором выталкивается через отверстия по бокам языка.
  • Важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, давая проход воздуху.

Перед тем, как приступить к занятиям, надо перед зеркалом потренироваться выговаривать этот звук по всем правилам. Вполне вероятно, что дефект речи ребенок получил в результате неправильного произношения буквы «Л» кем-нибудь в семье.

Постановка произношения твердого звука Л

  1. Начинаем с широкой улыбки, которую демонстрирует ребенок, обнажая сжатые зубы, как будто нажимая на кнопку звонка, кончиком языка он сильно давит на передние зубы или на альвеолы, и начинает гудеть, как паровоз. Должен получиться твердый звук «Л» – очень редко удается сразу этому научить ребенка. Чаще всего звук получается мягкий.

После закрепления твердого «Л» серией слов, продолжаем следить , чтобы ребенок четко произносил все звуки, поправлять и напоминать о том, как правильно произносить именно эту букву.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ помогут быстрее научится правильно произносить различные звуки, и это касается не только одной буквы «Л».

  1. Улыбка. Важно помнить, выговаривать звук «Л» надо с широкой улыбкой. Стараемся научить малыша улыбаться до ушей с закрытым ртом и держать полученную гримасу, считая до 10.
  2. Ветерок. Это упражнение может научить ребенка правильно выдыхать воздух, произнося звук «Л». Язычок прикусываем и дуем изо всех сил через боковые отверстия между зубами, имитируя ураган. Щеки не надуваем.
  3. Вкусняшка. Облизываем языком губы круговыми движениями; этим упражнением ребенок тренирует свой язычок для правильного произношения различных звуков.
  4. Лошадка. Широко улыбаясь и показывая зубы, имитировать цоканье лошадки сначала громко, потом все тише, оставляя нижнюю челюсть неподвижной.

Сегодня доказано исследователями, что мелкая моторика рук напрямую связана с речью, поэтому лепка, пальчиковые игры, мелкие игрушки для малыша необходимы, чтобы научиться правильно говорить.

Как научить ребенка говорить букву р с помощью ложки

Если после многих усилий ребенок все-таки не может правильно произносить букву «Л», необходимо обратиться к логопеду. Возможно, дело в неправильном прикусе, неврологическом заболевании или перенесенном стрессе. Важно помнить, что возраст от 4-х до 6 лет самый благоприятный для того, чтобы научиться правильной речи, позже надо будет устранять закрепившийся навык, а это сделать уже труднее.

Помните этот бессмертный диалог логопеда с ребенком из кинофильма «По семейным обстоятельствам»? Прекрасная демонстрация того, каким логопедам вынуждены были доверять родители своих детей в советское время! 🙂

Смех смехом, но ведь и сегодня далеко не все логопеды не могут исправить ребенку такой «фефект фикции». К счастью, есть и иные специалисты, более профессиональные. Вот с советами именно такого — хорошего логопеда мы Вас сегодня и познакомим.

Так как же научить ребенка правильно говорить не только звук «р», но и другие тоже?

Для освоения навыка правильного произношения проводятся занятия, состоящие из комплекса артикуляционных упражнений, игровых приемов, формирования речевого дыхания и языкового анализа. Упражнения направлены на коррекцию неправильного произношения звука «л» в виде его пропуска в слове, замены на звуки «й» и «у» и смягчение (невозможность постановки твердой «л»).

Для занятий организуется спокойная обстановка и налаживаются доверительные отношения с ребенком. В первые дни, чтобы избежать переутомления и не отбить интерес, упражнения на букву «л» для детей проводятся 1-2 раза в день не более 5 минут. В процессе обучения важно хвалить ребенка и поощрять. Не допускается критика и наказания за ошибки.

Правильная артикуляция

Артикуляционная гимнастика для звука «л» проводится 2-3 раза в день по 5 минут, стоя или сидя у зеркала, чтобы ребенок видел, как происходит образование звуков. Для закрепления двигательных навыков каждый прием выполняется 5-7 раз. Начинать нужно от простых элементов артикуляции, заканчивая более сложными по технике.

Все упражнения на букву «л» для ребенка выполняются под наблюдением взрослого, который контролирует точность, плавность, темп и последовательность движений. Если у ребенка что-то не получается, ему помогают, удерживая губы, подбородок или язык подсобными предметами (ручкой, чайной ложки, пальцем) для достижения нужного положения в произношении звуков.

Чтобы поставить ребенку букву «л», нужно добиться правильного положение органов, с помощью которых образуется звук. Губы должны быть расслаблены либо находиться в положении гласного, следующего за буквой «л».

Рот приоткрыт, а расстояние между верхним и нижним зубным рядом не более 4 мм. Кончик языка поднят и упирается в верхние резцы, корень приподнят и оттянут назад. При этом прогиб спинки языка образует углубление в виде ложки. Такое положение обеспечит прохождение воздушной струи на выдохе по боковым поверхностям языка.

Чтобы научить ребенка говорить твердую «л» необходимо проделать следующее:

  1. Попросить широко улыбнуться и зажать кончик языка между зубами.
  2. Произнести долгие и тягучие звуки «а» и «ы». При этом издается звук, похожий на твердый «л».
  3. Закрепить полученный звук «л» с гласной «а»: ал, алла, ла.
  4. Добавить слоги с гласными «ы», «о», «у»: ала, ало, ылы, лу, и другие.
  5. Для закрепления повторять слова и словосочетания со звуком «л».

Речевая гимнастика

Речевая гимнастика формирует правильное дыхание, что способствует улучшению звукопроизношения и дикции. Упражнения позволяют добиться умения длительного ротового выдоха и экономного расхода воздуха во время речи.

Положение при выполнении речевой гимнастики:

  • акт дыхания сопровождается опущенным и неподвижным плечевым поясом;
  • грудь равномерно поднимается и опускается на вдохе и выдохе;
  • живот на вдохе поднимается, на выдохе опускается;
  • вдох происходит через рот;
  • вдох короткий, выдох – длительный, плавный;
  • речь начинать после вдоха, не задерживая дыхания;
  • говорить исключительно на выдохе.

Упражнения

Упражнения на букву «л» для детей включают в себя следующий комплекс:

  1. «Индюк». Ребенок имитирует индюка, который «поет» свою песенку. Язык поднимается к верхней губе и поглаживает ее, проводя вперед и назад. Движения медленные, с последующим ускорением и добавлением голоса.
  2. «Гудящий пароход». Кончик языка прикусывается между зубами и на выдохе произносится гласная «ы». Среди гула, напоминающего звук парохода, появляется звук «л».
  3. «Вкусное варенье». Чтобы упражнение было эффективным, применяют мед или варенье. Верхняя губа ребенка смазывается сладким, а широкой частью языка нужно слизывать варенье или мед движением сверху вниз. Необходим контроль над нижней челюстью, которая должна оставаться неподвижной.
  4. «Самолет гудит». Ребенок широко улыбается, проталкивая кончик языка между зубами, и произносит тягучую гласную «ы».
  5. «Качели». Растянуть губы в улыбке и попеременно касаться широким языком верхней и нижней губы либо внутренней поверхности зубного ряда сверху и снизу.
  6. «Иголочка». Рот находится в открытом положении. Язык максимально вытягивается вперед и удерживается до 15 секунд. Затем убирается за нижние зубы.
  7. «Щелчки». Широкой частью кончика языка прикоснуться к выступу за верхними зубами и быстро отвести назад. Будет слышен характерный щелчок. Упражнение выполняется медленно с постепенным ускорением.
  8. «Блинчик». Ребенок растягивает губы в легкой улыбке и кладет язык на нижнюю губу так, чтобы она не подворачивалась. Положение удерживается до 10 секунд.
  9. «Катушка». Кончик языка находится на выступах за передними резцами. Спинку языка выгнуть, выкатить вперед, затем убрать вглубь рта. Создается имитация перекатывания катушки.

Когда нужно обращаться к логопеду

Неправильное произношение букв у детей служит причиной отклонений в развитии памяти, мышления, воображения и формирует трудности в общении. К логопеду нужно обратиться, если ребенок в 5-6 лет: шепелявит, имеет словарный запас менее 3000 слов, неверно произносит звуки и самостоятельные занятия по исправлению дефектов речи не принесли результата.

Своевременное устранение недостатков произношения с помощью гимнастики поможет выработать у ребенка приятную и грамотную речь, повысить самооценку, а также предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Недостатки произношения звуков ребенком необходимо исправлять. Начинать эту работу нужно примерно с 5 лет, чтобы в школу малыш пошел с чистым и четким произношением. Лучше всего для этого обратиться к логопеду. Однако такая возможность есть не всегда. В этом случае можно попробовать решить проблему самостоятельно, в домашних условиях. Для всего цикла занятий с ребенком вам обязательно потребуются два зеркала, для вас и для ребенка, чтобы он и вы могли визуально контролировать выполнение упражнений. Что же нужно сделать, чтобы исправить произношение ребенку? Этот процесс включает в себя 5 этапов. Рассмотрим их подробнее.

  • Как исправить произношение
  • Как научиться выговаривать букву «р» самостоятельно
  • Как выговаривать букву л
  • Два зеркала

Подготовительный этап готовит речевой аппарат к правильной артикуляции. Начните с артикуляционной гимнастики. Этих упражнений существует довольно много, и делать их следует обязательно перед зеркалом. «Часики»: приоткрыть рот, губы растянуть в улыбку, кончиком узкого языка тянуться сначала к одному уголку рта, а потом — другому. «Змейка»: широко открыть рот, узкий язык выдвинуть вперед, как можно сильнее, а потом убрать вглубь рта. «Качели»: открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и подбородку. «Маляр»: открыть рот, широким кончиком языка, проводить от верхних резцов до мягкого неба. Артикуляционную гимнастику следует делать 3-4 раза в день по 5 минут. После того, как вы сможете выполнять упражнения быстро и безошибочно, можно переходить к следующему этапу.

Постановка звука осуществляется разными способами, в зависимости от его артикуляции. Конечная цель этого этапа – изолированное правильное произнесение звука. Для этого нужно объединить отработанные движения и положения органов артикуляции, добавив воздушную струю и голос. Один из способов сделать это – в игре. Предложите ребенку поиграть. Выберите какое-нибудь действие и попросите озвучить его. Например: пошуршать, как мышка, пожужжать, как пчела, и т.д. Второй способ – подражание. Ребенка необходимо фиксировать на движениях и положениях органов артикуляции, используя слуховой и зрительный контроль. Используйте тактильные и вибрационные ощущения. Например, ладонью, поднесенной ко рту, можно ощутить, как при произнесении звука выходит струйка воздуха. А если приложить ладонь к горлу, можно почувствовать, как вибрируют голосовые связки при произнесении звонких звуков. Последний способ постановки звуков – с механической помощью. Он требуется в случае, когда ребенку недостаточно тактильного, вибрационного, зрительного и слухового контроля. В этом случае органам артикуляционного аппарата надо помочь принять нужное положение и выполнить требуемое движение. Для удержания языка в нужном положении можно использовать чайную ложку или палец.

Следующий этап — автоматизация звука. Ее начинают с произнесения прямых (ра, ре, ру) и обратных (ар, ер, ур) слогов. Сначала это делают в медленном режиме, растягивая и пропевая звуки. Постепенно скорость произнесения слогов нужно ускорять, приближая к нормальному темпу речи. Потом отрабатывают слова, у которых в начале, середине или конце содержится нужный звук. За одно занятие отрабатывается 10-15 слов, каждое из них проговаривается несколько раз, выделяя автоматизируемый звук.

Этап дифференциации посвящается различению похожих звуков, чтобы не путать их в речи. Начинать следует со слогов, например – ра — ла, су — шу, потом необходимо перейти к словам — миска – мишка, рожки – ложки. Далее используйте скороговорки — «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и «Карл у Клары украл кораллы».

Введению звука в речь способствует заучивание стихов и составление рассказов. Совместно с ребенком придумайте рассказ. Постарайтесь, чтобы в нем часто звучали корректируемые звуки. Лучше всего будет составлять рассказы по картинкам.