Для начала советую родителям пройти первичную консультацию у логопеда. Это сделано для того, чтобы понять, почему вашему ребенку не хватает звука «р» в речи. Причин может быть много, и логопед подскажет, как именно работать с ребенком. Если у вас нет возможности поехать в клинику, поговорите со специалистом, хотя бы по телефону или Skype, и опишите ситуацию как можно подробнее.
Как только вы определили области, на которые нужно обратить внимание при работе со звуком, вам следует постепенно начинать заниматься дома. Только не забывайте о важных предпосылках для любого звукового паттерна.
5 правил постановки звука «р»: как не навредить
1. Помните, что звук «п» — единственный вибрирующий звук в русском языке. Когда мы произносим его, язык напрягается, он находится за верхними зубами. Между верхними зубами и языком проходит воздух, из-за чего язык дрожит. Это производит звук «р». Это один из самых сложных звуков для произношения, поэтому он не может быть произнесен быстро и правильно.
Ключ к получению звука «р» — это не торопиться.
2. Не настаивайте на уроках. Не обязательно давить на ребенка и постоянно обращать внимание на то, что он плохо говорит. Если это единственное нарушение его речи, это вряд ли его побеспокоит. Поэтому первое, что необходимо сделать, — это создать у дошкольника мотивацию к обучению.
3. В случае звука r мотивация вознаграждением не работает. Если мама скажет: «Скажи правильно, получишь конфету», урок не состоится. Это связано с тем, что быстро получить звук p непросто, особенно дома.
На это уходит много времени и сложно с точки зрения мышечного и психологического тонуса.
В среднем на это уходит от 1,5 до 2 месяцев.
Конфеты не помогут.
4. Перед первым уроком объясните своему ребенку, что никто не может издать звук «п» с первого раза. С самого рождения дети готовятся произносить его, правильно тренируя артикуляционный аппарат. И звук «р» окончательно формируется в 5-7 лет.
Скажите: «Мы с тобой делаем все, что делает другой ребенок, от рождения до 6 лет, и мы делаем это за два месяца. Это здорово!»
5. Хвалите ребенка даже за небольшие успехи. В идеале снимайте уроки на видеокамеру, а затем просматривайте их вместе с ребенком. Это упрощает отслеживание их прогресса. И для родителя, и для ребенка.
Когда вы будете готовы к уроку, можете начинать.
Уроки не должны быть утомительными. Старайтесь делать это регулярно, 10-15 минут в день.
6 уверенных шагов к звуку «р»
1. Выполните упражнения на артикуляцию.
Все артикуляционные упражнения хороши. Однако ваша главная задача — научить ребенка держать язык за верхними зубами. Чтобы разобраться, выполните следующие упражнения:
— «Качать.» Широко откройте рот и держитесь кончиком языка за верхние зубы, затем опустите язык над нижними зубами, как на качелях.
- «Заводной». Вытяните язык так, чтобы он плотно прилегал к губам. Начните перемещать язык с правой стороны рта влево и обратно. Это упражнение развивает корень языка. Чем медленнее вы это сделаете, тем лучше.
- «Изгородь». Попросите ребенка резко улыбнуться, чтобы были видны его зубы. Пусть в таком положении задержит рот на 2-3 секунды. Затем расслабьте губы и повторите упражнение еще раз.
- «Иголка». Вытяните язык вперед, чтобы он был прямым и острым, как игла.
- «Замесить тесто.» Высуньте язык и начните чмокать губами, произнося звук «пи-пи-пи». Язык должен быть расслаблен.
- «Грибы». Широко откройте рот и позвольте языку прижаться к нёбу. Не забывайте держать рот широко открытым.
2. Выполните упражнение «Ударник».
Когда ваш ребенок сможет выполнять эти упражнения, вы можете сразу переходить к R. Для этого выполните упражнение «Ударник».
Улыбнитесь, откройте рот, вытяните губы, коснитесь острым кончиком языка верхних зубов и начните издавать звук «е» медленно, а затем быстрее. Вы понимаете: «Де-де-де-де-де-де-де-де». Подбородок не двигается, рот широко открыт, а губы растянуты!
3. Добавьте движения шарикового зонда в практику барабанщика.
Когда ребенок хорошо выполнит упражнение «Bębniarz» (четко и быстро произносит «e» в течение 30 секунд), вы можете переходить к следующему этапу.
Заранее купите шариковый зонд (инструмент для логопеда) или палку с круглым наконечником (хватит ватной палочки).Вы также можете использовать свой палец в следующем упражнении.Ребенок выполняет упражнение «Барабанщик», пока вы подносите палку к кончику языка и перемещаете ее справа налево (перпендикулярно языку).
Постановка звука Р у ребенка — одно из самых частых пожеланий родителей дошкольников на консультации у логопеда. Хотя, если объективно, помимо фонемы Р, у ребёнка может быть нарушен ещё ряд звуков, но родители часто этого не замечают. В этом нет ничего удивительного. Дело в том, что Р — очень яркий энергичный звук, и его отсутствие в речи или замена на звуки Л, Ль, В, Г, Д, Й, горловые Р и Рь и даже Н очень заметны. Первое, что интересует логопеда — это возраст ребёнка. Важно понимать, что звук Р в речи ребенка появляется не сразу и формируется к 5 годам. Учить ребенка выговаривать звук Р, например, в 3 года, нет никакой необходимости! Зачастую попытка родителей «вызвать» у ребёнка данный звук заканчивается формированием у малыша горлового звука Р, от которого потом очень сложно избавиться. Дело в том, что мышцы языка ещё не готовы к произношению Р или Рь, а родители, желая добиться у ребёнка чистой речи, просят его то и дело: «Скажи рыба, скажи рот, скажи руки», и ребёнок пытается фонетически подстроится под звучание взрослого. Наиболее похожим и простым оказывается горловой звук Р. Поэтому, не торопите события, но и не теряйте бдительности, поскольку не только возраст ребёнка может стать причиной отсутствия или нарушения звука Р.
Постановка звука Р
Причин неправильного произношения звука Р достаточно много. И желательно их исключить до наступления возрастной готовности к произношению звука Р, то есть до 5 лет. Правильнее всего обратиться к логопеду на консультацию, когда ребенку исполнится 5 лет. Иногда к логопеду может направить детский стоматолог, если заметит какие-то отклонения во время осмотра. Самое лучшее время для начала посещения стоматолога 3-4 года, до появления явных стоматологических проблем. Но вернемся к консультации логопеда.
На консультации логопед обследует общую подвижность языка, особенности строения артикуляционного аппарата (губы, щеки, небо, уздечка языка), отмечает тип глотания, поскольку он влияет на формирование прикуса, изучает особенности звукопроизношения и состояния речи, фиксирует тип дыхания (носовой, ротовой, ротоносовой), отмечает положение языка. Занятия, которые логопед разрабатывает индивидуально для каждого ребенка учитывая причину нарушения произношения, направлены на постановку и автоматизацию звука Р.
В клинике «Диал-Дент» применяется комплексный подход. Если логопед (или детский стоматолог, или ортодонт) выявят какую-то из ниженазванных причин, то вы можете пройти необходимое лечение у нас в клинике.
Возможные причины того, что ребёнок в 5 лет не выговаривает букву Р и пути решения, которые предлагают специалисты «Диал-Дент»:
- укорочённая уздечка языка (подрезание уздечки языка выполняется в «Диал-Дент» и хирургическими методами, и щадящими бескровными методиками с помощью лазера);
- гипотонус (сниженный тонус, вялость) или гипертонус (перенапряжение) мышц языка (логопед «Диал-Дент» выполняет курс массажа языка, назначает индивидуально подобранные упражнения для нормализации тонуса мышц языка);
- малоподвижный массивный неповоротливый язык (логопед «Диал-Дент» выполняет массаж языка, назначает артикуляционную гимнастику для развития гибкости и подвижности языка);
- парезы (снижение силы мышц) языка (консультация у невролога «Диал-Дент» для определения причин нарушения);
- увеличенные миндалины (лечение лор-заболеваний у детского ЛОРа, дыхательная гимнастика у логопеда);
- высокое нёбо, расщелины нёба (содействие в лечении, наблюдение, направление при необходимости в стационар для устранения проблемы хирургическим путем, упражнения для восстановления после операции);
- нарушение фонематического слуха, т.е. различение звуков по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, различению гласных и близких по месту и способу образования согласных (курс занятий с логопедом).
Гимнастика для постановки звука Р
Одним из способов развить подвижность языка, придать ему силу, гибкость, улучшить переключаемость, является артикуляционная гимнастика. Стоит заметить, что улучшение подвижностям языка благотворного влияет не только на звукопроизношение, но и на ортодонтическую ситуацию, а также является профилактической мерой для предотвращения частого возникновения кариеса, т.к. «застойные» явления во рту способствуют развитию микробной флоры, вызывающей кариес.
В видеоролике, представленном ниже, логопед Т.Б. Цукор подробно показывает все упражнения, необходимые для постановки звука Р в медленном темпе и дает комментарии по длительности их выполнения.
- Упражнения «Моржики», «Лопаточка», необходимы для расслабления языка.
- Упражнения «Вкусное варенье», «Барабан», «Лошадка» и «Парус» тренируют мышцы языка, готовят их к правильному произношению звука Р.
- Упражнения «Чистим зубки», «Футбол» выполняются для улучшения гибкости и подвижности языка.
- Упражнение «Фокус» выполняется для выработки сильной направленной воздушной струи, необходимой для звука Р.
- Упражнение «Моторчик» является финальным шагом к постановке звука Р.
Для автоматизации звука Р необходимо выполнять задания и упражнения достаточно длительное время. Особенно, если ребенку необходима пластика уздечки или лечение ЛОР-органов и восстановление носового дыхания.
Если после просмотра видео остались вопросы — записывайтесь на консультацию к логопеду по телефону: +7 (499) 110 18 04 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в VK.
Картавость и шепелявость у детей часто становятся причинами бессонных ночей их родителей. Как научить ребенка говорить букву р и л? Нормально ли, что он их не выговаривает? А если это что-то серьезное?
Во-первых, сразу проясните для себя: до шести лет дефекты речи – нормальное явление. Ребенок может не выговаривать определенные буквы алфавита (как правило, это пресловутые р и л), коверкать слова, неправильно их применять. Это нормально, малыш учится.
А вот после шести это уже определенно проблема. Если у вашего чада уже школа на носу, а звуки речи все еще не поддаются, пора отвести его к врачу. Без консультаций медиков не обойтись, даже если вы считаете, что способны решить детские проблемы самостоятельно. Врач в первую очередь определит, с чем связаны речевые дефекты и назначит лечение.
Проблемы с правильным произношением звуков
Проблемы с правильным произношением звуков у детей бывают психологического и биологического характера.
Первые – это когда малыш не может произнести тот или иной звук из-за собственной психики. Например (и это самый распространенный случай), родители все детство сюсюкали и агукали с ребенком, проглатывая и коверкая слова. В итоге, малыш считает, что такое произношение правильное, что в результате отражается на речи. Проблема может быть также связана с тем, что ребенок либо не знает механизм, в результате которого образуется звук, либо просто не хочет его произносить.
Вторые – это биологические особенности ротовой полости малыша. Иногда для того, чтобы ребенок смог произнести буквы, достаточно «подрезать» уздечку языка.
Если проблема психологическая, лучше обратиться за лечением к логопеду. Он не только будет проводить тренировки с малышом, но и подскажет родителям, как научить ребенка говорить букву р и л в домашних условиях.
Чаще всего логопеды, отвечая на вопрос, как научить ребенка говорить букву р и л, рекомендуют : «Произносите скороговорки, стишки и делайте гимнастику для рта».
Скороговорки
Набор небольших речевок, стишков и скороговорок – это один из основных элементов методики.
В качестве скороговорок можно использовать всем известные «Ехал Грека через реку….» или «Карл у Клары украл кораллы». Либо выучить вместе с малышом и рассказывать вслух стихи на тренировку буквы «р»:
«Рыба, рыжик, рысь, рыбак,
Радуга, ракета, рак.
Нет, не рак.
Тогда ромашка,
Рыболов, ружье, рубашка,
Может рама или ручка?
Нет. Сдаетесь? Это Жучка!
Под столом она сидит и рычит»
или «л»:
«Убежало, убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала,
Быть хозяйкой нелегко!»
или
«Посадил дед лук, отрастил лук чуб,
Увидал лук внук, оборвал луку чуб.
Удивительная штука:
Слезы капают у внука!»
Забавные упражнения
Одним из элементов обучения является выполнение детьми простых упражнений на тренировку звуков р и л.
«Львенок». Попросите ребенка озвучить, как рычит лев. Пусть это будет громко и продолжительно.
«Распевка». Пусть малыш представит, что он распевается перед выступлением, и пропоет громко «Ла-ле-ло-ли-ле-ла-лу». Повторите примерно 5-7 раз.
Гимнастика
Иногда дети просто не знают, каким должно быть положение губ и языка, чтобы звуки р и л получились. Гимнастика помогает разобраться в этом, а также тренирует мышцы языка.
Вот несколько упражнений:
«Змея». Расположите язык между зубами, рот приоткройте и выдыхайте через него воздух.
«Зубастик». Приоткройте рот и проводите языком по задней стенке верхнего ряда зубов влево-вправо.
«Дразнилка». Приоткройте рот, высуньте язык и двигайте им вверх-вниз и из стороны в сторону.
Нижняя челюсть и голова при выполнении упражнений не должны двигаться.
И самое главное: в любой методике, связанной с тем, как научить ребенка говорить букву р и л, важны систематические занятия. Только постоянные усилия способны увенчаться успехом.
…А можно воспользоваться нашим гайдом от логопедов Novator и научить ребенка выговаривать звук Р. В этом гайде поделимся упражнениями для постановки и автоматизации Р в домашних условиях.
…А можно воспользоваться нашим гайдом от логопедов Novator и научить ребенка выговаривать звук Р. В этом гайде поделимся упражнениями для постановки и автоматизации Р в домашних условиях.
Сразу же ответим на самый важный вопрос. Когда в норме должен появиться звук Р?
✅ Звук является одним из самых сложных по произношению и в речи появляется к 5-ти годам.
✅ Звук Р согласный. При произнесении согласных воздушная струя встречает препятствие в виде языка, зубов или губ. Голосовые связки сомкнуты и колеблются воздушной струей, поэтому можно легко услышать вибрацию.
✅ Р – твердый, всегда звонкий звук. Относится к группе сонорных звуков. Это значит, что Р произносится с преобладанием голоса над шумом. Существуют также не сонорные, а шумные звуки. К шумным звукам относится, например, Х. Если произнести звук Х (шумный) и М (сонорный, как и Р) можно ощутить разницу в формировании звука.
✅ В образовании звука участвует кончик языка – звук переднеязычный.
Звук является одним из самых сложных по произношению и в речи появляется к 5-ти годам. В более раннем возрасте речевой аппарат недостаточно сильный и развитый, чтобы произнести звук правильно. Поэтому, если в 4 года у ребенка отсутствует Р – это норма, а в 5 – это повод обратиться к логопеду.
Однако! Мы, в Novator, рекомендуем обратиться к логопеду раньше, чтобы понять, есть ли шанс, что звук встанет самостоятельно или необходимо начать подготовку артикуляционного аппарата.
В произношении Р активно участвует язык, гортань и легкие. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляционный аппарат и сильное речевое дыхание, а также ребенок должен управлять голосом.
Неправильное произношение звука Р называют ротацизмом.
Существуют разные виды ротацизма, однако наиболее распространены следующие дефекты произношения:
❗ Картавость − нарушение в произношении, при котором задняя часть спинки языка соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука.
❗ Горловой Р, при котором вибрирует не кончик языка, а маленький язычок в гортани. Звук при этом приобретает горловой оттенок.
❗ Боковой Р − вибрация создается боковым краем языка.
❗ Одноударность − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.
❗ Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.
❗ Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на РЬ, либо заменяют Л, который проще по артикуляции. Также этот звук заменяют следующими звуками: В – «павус» вместо «парус»; Д – «дека» вместо «река»; Г – «кагман» вместо «карман»; Й – «йис» вместо «рис».
Вялое звукопроизношение или легкую картавость можно без проблем исправить с помощью современной артикуляционной гимнастики. Она помогает развить и улучшить тонус мышц языка, губ, а также улучшить речевой слух. Артикуляционная гимнастика поможет детям и взрослым говорить легко, четко и правильно. Проводить ее можно в форме забавных игр, сказок, так что дети незаметно могут освоить правильные звуки.
- Как научить ребенка выговаривать букву Л
- Как выговаривать букву л
- Как научить ребенка говорить букву «р» и «л»
Познакомьте ребенка с основными органами, участвующими в создании звуков. Это можно сделать с помощью артикуляционной гимнастики-сказки, которая заинтересует ребенка и незаметно проведет разминку губ, щек, языка.
Работайте над речевым дыханием. Поскольку речь происходит на выдохе, неправильное распределение воздуха во время выдоха может очень искажать звукопроизношение. Самые известные игры, помогающие в развитии дыхания — это игры с мыльными пузырями, задувание воображаемых или настоящих свечей, пускание корабликов по воде. Так в веселой и непринужденной обстановке ребенок учится контролировать выпускаемую струю воздуха. Следите, чтобы он не надувал при этом щеки, а набирал воздух в легкие.
Выполняйте комплекс упражнений на выработку правильного произношения звука «л перед зеркалом. Сначала медленно, если какие-то движения не получаются, помогайте ребенку ложечкой (черенком). Садитесь перед ним так, чтобы он хорошо видел и ваши движения губ, языка. Исполняйте упражнения вместе с ним. Цель всех коррекционных упражнений для звука «л – разработать подвижность всего языка и его частей, отрегулировать правильный воздушный поток.
• «Лошадка — всем известный звук цокания копыт. Попросите ребенка улыбнуться, показав зубки и приоткрыв ротик. В таком положении пусть он щелкает кончиком языка, будто лошадка. Делайте вместе с ним, сначала медленно, затем быстрее. И следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
• «Лошадка едет тихо — это обязательный вариант предыдущего упражнения. Предложите ребенку проделывать язычком то же, но только без звука, будто лошадка на разведке. Правила остаются те же – не высовывать язычок и не двигать нижней челюстью.
• «Дует ветерок . Улыбнитесь, приоткрыв рот, прикусите кончик языка передними зубами и подуйте. У вас должно получиться две воздушные струи из уголков рта. Научите этому ребенка и проконтролируйте движение воздуха с помощью пушистого кусочка ватки.
• «Вкусное варенье . Вместе с ребенком слегка приоткройте рот и широким передним краем языка оближите верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Не двигайте при этом нижней челюстью. Если у ребенка не получается, потренируйтесь сначала держать расслабленный широкий язык на нижней губе (язычок нужно высунуть и положить на нижнюю губу, не подворачивая ее на зубы). Потом предложите поднять язычок и дотронуться до верхней губы.
• «Пароход гудит . Предложите ребенку приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы (как гудит пароход). Следите, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
Развивайте одновременно мелкую моторику ребенка, ведь она стимулирует речевое развитие. Играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите с ребенком.
Лайфхаки на каждый день, а так же обзор проверенных и необходимых товаров для всей семьи.
Как научить ребенка говорить букву Л
Проблемы с произношением звука [Л] возникают у многих детей. Обычно к 5 годам произношение исправляется самостоятельно. Но что делать, если ребенок никак не может научиться правильно произносить букву Л?
Представляем вашему вниманию лайфхаки, которые позволят научить ребенка выговаривать букву Л.
Почему ребенок произносит звук [Л] неправильно
- В семье кто-то сам произносит звук неправильно;
- Ребенок учится говорить сразу на 2 языках;
- Короткая уздечка, которая мешает правильной артикуляции;
- Проблемы с фонематическим слухом;
Чтобы выяснить причину, следует проконсультироваться со стоматологом и логопедом.
Организуем занятия в домашних условиях
Вы можете научить ребенка говорить букву Л, занимаясь с ним дома.
- Разговаривайте с ребёнком на равных и уважительно относитесь к его мнению;
- Обращайте внимание на свое произношение. Говорите буквы четко и громко;
- Занятия не должны быть нудными. Попробуйте разыграть спектакль или сказку;
- Не стоит перенапрягать ребенка. Если вы видите, что ребенок выглядит уставшим, продолжите занятие в другое время;
- Для того, чтобы научить ребенка говорить букву л в домашних условиях, следует регулярно проводить занятия. Упражнения проводятся 3-5 раз в день в течение 10 минут;
- Хвалите ребенка даже за небольшие успехи и никогда не насмехайтесь над его неправильным произношением.
Основные шаги для правильного произношения буквы Л
Чтобы научить ребенка говорить твердую букву Л, нужно выполнить несколько шагов:
- Покажите ребенку правильную постановку языка при произношении. Язык нужно прижать к верхним зубам, губы слегка расплываются в улыбке, рот приоткрыт. Чтобы ребенок понял, как следует расположить губы, произносите протяжный звук [Ы].
- После того, как ребенок понял весь процесс произношения, начинайте тренироваться. Сначала произносите букву Л.
- Как только у ребенка начнет получаться этот звук, добавляйте к нему гласные (ла, ло, лу, ал, юл и т.д).
- Подберите стихи, в которых встречается много слов с буквой Л. Читайте и учите стихи вместе.
- Стихи следует не только читать, но и петь вместе с малышом.
- Во время обучения используйте зеркало, чтобы ребенок мог видеть, насколько правильно он ставит язык и располагает губы.
Артикуляционные упражнения
Артикуляционная гимнастика позволяет за короткий срок научить ребенка выговаривать звук [Л] в домашних условиях.
Не забудьте, что любая речь должна произносится на выдохе. Расскажите об этом ребенку.
Лошадка
Ребенку нужно показать, как цокает лошадь. Сначала ребенок должен медленно пощелкать языком, а потом цоканье следует сделать быстрым. Делайте упражнение вместе с ребенком, оно отлично поднимает настроение. Повторяйте упражнение в течение всего дня, как только появилась свободная минутка.
Улыбка
Суть этого упражнения заключается в том, что ребенок должен широко улыбнуться. Необходимо задержать улыбку на 10 секунд. Упражнение повторяется 5 раз.
Я маляр
Попросите вашего малыша, чтобы он представил свой язык в виде кисточки. А небо – это стена, которую следует покрасить. Необходимо делать медленные движения языком по нёбу, словно вы пытаетесь его раскрасить. Повторите упражнение 7 раз.
Вкусное варенье
Это упражнение позволит научить ребенка говорить твердую Л. Сначала покажите ребенку упражнение, а потом повторяйте вместе. Представьте, что у вас на верхней губе осталось вкусное и сладкое варенье. Вы языком облизываете верхнюю губу в одну и другую сторону. При этом нижняя челюсть не должна двигаться. Прежде чем приступать к этому упражнению, попросите ребенка высунуть язык и расслабить его на нижней губе. Упражнение следует повторить 10 раз.
Трубочка
Необходимо свернуть язык как можно сильнее, а потом расслабить. Повторить 10 раз.
Чистка зубов
Сначала нужно провести языком по верхним зубам, а потом по нижним, так словно вы их чистите. Упражнение следует повторить 8 раз.
Ветер
Очень веселое упражнение, которое нравится детям. Ребенок должен ,слегка приоткрыть рот и немного улыбнуться. Язык зажимается между зубами. Затем ребенок начинает выдувать воздух. Таким образом у малыша должно получиться 2 струи воздуха. Чтобы было интересней, поднести ко рту ребенка ленточку или перышко, тогда ему точно захочется дуть сильнее.
Гудок парохода
Ребенку нужно открыть рот и протяжно произнести звук [Ы]. При этом язык опущен вниз. Упражнение повторяется 5 раз.
Качели
Ребенку необходимо поочередно толкать язык то в верхние зубы, то в нижние. Следует постепенно увеличивать темп движения языка. Упражнение необходимо повторить 5-6 раз. Упражнение «Качели» позволяет ребенку научиться произносить букву Л в сочетании с гласными буквами (ла, ло, лу, ал, ол и т.д).
Простое и понятное упражнение. Ребенок должен сильно прижать язык к нёбу на 10 секунд. Упражнение следует повторить 5 раз.
Выполняйте перечисленные упражнение каждый день, и в скором времени ваш ребенок научится произносить звук [Л].
Занимались ли вы хоть раз с ребенком артикуляционной гимнастикой?