Как научить ребенка говорить букву «Л»

«Нам только букву поставить и все» – что вызывает нервный тик у логопедов от этого обращения?

Первое: ставят звук, а не букву.
Звук – это то, что мы произносим, а буква – это то, что мы пишем. То есть на первое место выходит звук (с ним и работают логопеды), а буква – это как бы уже его отражение.

Второе: не получится только поставить и все. После постановки звука нужна автоматизация, об этом этапе далее подробно расскажем. Иначе постановка – это временная таблетка, и звук очень быстро исчезнет по-английски.

Третье: в этой фразе очень читается желание побыстрее избавиться от проблемы и принудить к этому ребенка. Но звукокоррекция – это кропотливая работа, от ребенка понадобятся усилия и желание, а от логопеда хорошая методика, подход и время.

Поставить звук – это комплекс процедур, постановка – это только один из этапов.

Далее в статье разберем все этапы звукокоррекции вместе с нашим учеником. Это Богдан, он пришел к нам с дефектами в свистящих и шипящих и прошел все этапы коррекции от диагностики до результата. Красивые и чистые звуки ему подарила наш логопед Анжела.

Вся работа по коррекции звука включает этапы:

Диагностика (первичный осмотр и консультация)
Подготовительный (работа с мышцами артикуляционного аппарата для принятия правильного артикуляционного уклада языка)
Постановка звука
Автоматизация (в слогах, словах, предложениях)
и введение звука в самостоятельную речь ребенка

Как научить ребенка говорить букву «Л»Как научиться говорить букву Л (звук Л)?

Если человек уверенно владеет речью, у него четкая дикция, отсутствуют речевые дефекты, то это будет залогом успешной коммуникации.

Большинство людей с нарушениями в произношении звуков испытывают дискомфорт в тот момент, когда приходится общаться.

Правильное произношение «л»

Чтобы буква звучала четко, нужно привести артикуляционный аппарат в соответствующее положение. Для этого следует разомкнуть зубы, приоткрыть рот, при этом кончиком языка упереться в корни верхнего ряда зубов. В момент произнесения «л» воздушная струя должна выходить с боков языка.

Логопедические задания для становления «л»

Произношение букв происходит в тот момент, когда через голосовой аппарат проходит струя воздуха. Поэтому нужно тренировать дыхание. Для ребенка, например, можно придумать следующие занятия – надувать шарики, мыльные пузыри, гонять выдохом перышки, мелкие бумажки. При этом нужно следить, чтобы дети не набирали воздух в щеки.

Упражнения для произношения «л»

Практически все занятия по выработке правильного произношения буквы строятся на работе со стихами и скороговорками. Эти речевые упражнения просто созданы для становления звуков. Часто применяется пение слогов с буквой «л», после которой идут разные гласные: ло-ла-ле-лу-лы-ли-лэ-ля.

Также можно применить и задание, используемое для становления «р». Нужно подобрать много слов, начинающихся на «л» или имеющих эту букву в середине, и четко произносить их, заставляя ребенка повторять: лыжи, лошадь, люстра, лава, колесо.

Хорошо подходит для занятий следующая игра. Необходимо подобрать слова, среди которых будут и слова с буквой «л». Детям предлагаются разные задания, для которых им придется искать нужную лексему. Для удобства и наглядности можно сопровождать эту работу иллюстративным материалом.

Становление «л» у взрослых

Если вы знаете, что речевой аппарат соответствует норме – прикус правильный, уздечка не короткая, и уверены, что нет неврологических проблем, то можно самостоятельно выправить дефект речи. Однако чем быстрее вы возьметесь исправлять речевой недочет, тем успешнее справитесь с ним. Самое сложное – избавиться от многолетней привычки неправильно произносить звук.

Практикуя правильное произношение, займитесь тренировкой мелкой моторики кистей. Общеизвестно, что неразвитость движений рук очень сильно влияет на становление речи.

Если родители не обращают внимания на речевые недочеты у своих детей, то со временем они переходят в более тяжелую форму.

Как научиться выговаривать букву Л?

Часто в наши дни можно услышать нарушенное произношение звука Л. Это нарушение называют лабмдацизмом. Так, вместо слова «лопата», говорят, к примеру, «увапата», «ропата» и так далее. Если так разговаривает малыш, которому три года, то этом может даже иногда умилять. Однако если так разговаривает взрослый человек, это скорее вызовет насмешку. Чтобы такого не допустить, необходимо своевременно проконсультироваться с логопедом. И это необходимо сделать как можно раньше.

Логопеды иногда считают, что исправить неправильное произношение звука Л можно в младшем школьном или старшем дошкольном возрасте. Поверьте, такие специалисты не правы. Ведь насколько правильно говорит ребенок, зависит его овладение чтением, письмом и звукобуквенным анализом слов. Да и вообще становление ребенка, как успешного человека. А если эта проблема все еще не вылечена у взрослых людей, тогда вам стоит начать действовать, а начало можно положить при помощи наших советов и рекомендаций.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л?

  • Голосовые связки вибрируют.
  • Мягкое небо должно находиться так, чтобы оно закрывало проход в полость носа.
  • Корень языка поднят.
  • Боковые края языка не должны примыкать к верхним коренным зубам для того, чтобы остались проходы для воздуха, который вы выдыхаете.
  • Напряженный кончик языка должен упираться в десна или в верхние зубы.
  • Нижние и верхние зубы должны быть на не очень большом расстоянии друг от друга.
  • Положение губ должно изменяться и зависеть от гласных звуков, которые идут после звука Л.

Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л

  • Форсированный выдох, в результате чего можно услышать звук, который напоминает звук Н (воздух идет через нос) или звук Ф (при участии щек).
  • Замена Л на Р, к примеру, «рыжи» , а не «лыжи».
  • Неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», к примеру, «пашува», а не «пошла».
  • Язык находится в глубине рта, слышится звук Ы, к примеру, «ыожка», а не «ложка».

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

  1. Чтобы выполнить упражнение под названием “Улыбочка” необходимо сделать такие действия: улыбнуться, чтобы губы растянулись, а затем вернуться в исходное состояние.
  2. “Трубочка” можно сделать двумя методами. Первый – сомкните зубы, губы вытяните вперед и преобразуйте их в квадрат. Второй – сымитируйте произношения звука У (только без голоса).
  3. “Иголочка”: улыбнитесь и высуньте изо рта острый язык.
  4. “Накажем непослушный язычок”: На нижней губе расположите широкий язык. Можете сделать маленькую ложбинку. Важно, чтобы язык был не очень напряжен.
  5. “Индюк”: приоткройте рот, язык расположите на верхней губе, а потом сделайте им поглаживающие движения сверху вниз. Можете добавить звукосочетание «бл-бл-бл».
  6. «Скачем на лошадке»: улыбнитесь, язик поднимите вверх к альвеолам и “присоситесь”. Потом пощолкайте им, имитируя «цоканье копыт».
  7. «Покатаемся на качелях»: улыбнитесь. Вначале за нижние зубы опустите острый кончик языка, а потом поднимите за верхние.

Несколько способов постановки звука Л

Первый способ. Широко откройте рот. Сделайте так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Потом между зубами высуньте широкий язык, произнесите звук А и сразу прижмите его зубами. В результате у вас получиться сочетание звуков А и Л. Как только у вас в таком положении получиться произносить звук Л, переместите язык в правильное положение — он должен быть поднят вверх и упираться в десны или зубы.

Второй способ. Произнесите звук Ы. Потом произнесите простые слова, в которых присутствует слог ЛЫ, к примеру, лыко, лыжи и так далее. Когда у вас в межзубном положении получиться произнести звук Л, переведите кончик языка в правильное положение.

Дислалия у детей

Дислалия – один из самых распространенных дефектов речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо заменяет один звук другим.

Причины дислалии:

  • укороченная уздечка языка (подъязычная связка);
  • дефекты строения челюстей;
  • неправильное строение нёба;
  • толстые губы;
  • неправильное воспитание речи ребенка в семье;
  • подражание;
  • двуязычие в семье;
  • педагогическая запущенность;
  • недоразвитие фонематического слуха.

Дислалия может быть вызвана неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.

Очень часто родители обращаются к логопеду с просьбой: «Посмотреть ребенка, потому что он не произносит звук «Р». Когда логопед начинает обследовать, то выясняется, что у него нарушено произношение целого ряда звуков.

Чаще всего дефектными являются:

  • шипящие звуки – ш, ж, ч, щ,
  • свистящие – с, сь, з, ц,
  • соноры – р, рь, л, ль.

Если ребенок не умеет чисто произносить звук ш, то произношение звуков ж, ч, щ также страдает. Обычно нарушается вся группа звуков.

До трех лет ставить нарушенные звуки рано, но необходимо готовить ребенка и его артикуляционный аппарат к правильному произношению речи.

Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды дислалии преодолеваются легче и быстрее.

Сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка.

Постановка звуков [Л], [Л’]

При правильном произнесении звуков [Л], [Л’] артикуляционные органы занимают следующее положение:
• положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, гласных звуков;
• верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга;
• язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны;
• боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха;
• корень языка при твердом звуке [Л] поднят;
• мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость;
• голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Артикуляция мягкого звука [Л’] отличается от артикуляции твердого звука [Л] тем, что поднимается не корневая часть языка, а переднесредняя часть его спинки. Смыкаются не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки языка с альвеолами (иногда звук [Л’] произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами).
Исправить нарушение произношения звука [Л] на основе подражания удается редко.

В тех случаях, когда возникают особые затруднения из-за недостаточной пластичности языка, следует провести серию артикуцы, оставляя по бокам проходы для выдыхаемого воздуха.

Упражнения для губ
«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5—7 секунд.
«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;
2-й вариант — губы вытягиваются слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.
«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

Упражнение для выработки воздушной струи
«Охотник». Прикусить кончик суженного языка зубами, вдыхать и выдыхать воздух через боковые щели.

Упражнения для языка
«Иголочка». Губы в положении «Улыбка». Выдвинуть длинный узкий язык вперед между зубами.
«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например, «Ба-ба-ба». По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.
Следует чередовать упражнения «Иголочка» и «Блинчик».
«Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4—6 раз.
«Пощелкать кончиком языка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка («как лошадка цокает копытами»).
«Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не получится «бл-бл» («как индюк болбочет»).
«Орешек». Язык изнутри упирается в правую, а затем в левую щеку.
«Пароход гудит». Длительно и с напряжением произносить звук [Ы], не смыкая зубов.

После проведения подготовительных упражнений следует выбрать один из приемов постановки звука [Л].
• Логопед предлагает ребенку произносить звук [Ы] при межзубном положении кончика языка, закрепляя это положение при произнесении слогов, слов и предложений, включающих звук [Л]. По мере закрепления звучания [Л] в таком положении межзубная артикуляция звука [Л] постепенно переводится в зазубную.
• В тех случаях, когда ребенок заменяет звук [Л] двугубным [В], следует пальцами раздвигать верхнюю и нижнюю губы, прижимая их к обнаженным резцам, между которыми просунут распластанный кончик языка (до тех пор, пока ребенок не отвыкнет выдвигать губы вперед).
• В отдельных случаях можно предложить ребенку широко открыть рот так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Произнося длительно звук [А], ребенок должен касаться кончиком суженного языка верхних резцов. Может получиться сочетание [Л] с гласным [А] («ла»). Если звук [Л] будет звучать мягко, необходимо прикусывать резцами узкий кончик языка.
После получения правильно произнесенного звука [Л] следует перейти к автоматизации звука в слогах и в словах по карточкам.