Критическое мышление у детей и взрослых начинается, в первую очередь, с любопытства.
Вопросы «почему» и «зачем» — первые шаги к развитию мыслительных навыков, но только в том случае, если ребенок получает в ответ полное объяснение или рассуждение. Ответ «так и должно быть» не помогает ребенку выстроить понимание темы и построить причинно-следственные связи.
Если вы не можете ответить на вопросы ребенка, то можно сказать: «Это хороший вопрос, и я тоже хочу знать ответ!», а в дальнейшем найти ответ на вопрос и порассуждать вместе с ребенком. Важно поощрять ребенка задавать различные типы вопросов и формулировать свои суждения.
2. Задавайте вопросы ребенку
Примеры вопросов:
- Что ты думаешь?
- Что произойдет, если…?
- Что бы ты сделал?
- Какие у тебя идеи?
- Как бы ты это исправил?
- Ты поступил бы иначе?
- Есть ли другой способ это сделать?
- Что было самым сложным?
- Ты бы сделал это снова?
В нашей статье «15 вопросов на развитие критического мышления» вы найдете примеры вопросов, которые вы, как родитель или педагог, можете задавать ребенку, чтобы побудить его мыслить критически.
3. Не требуйте слепого повиновения
Просить детей слепо подчиняться приказам взрослых — отличный способ препятствовать развитию критического мышления.
Хотя родители часто требуют, чтобы дети слушались ради их же блага, важно объяснить, почему вы хотите, чтобы ребенок делал то, о чем вы его просите.
«Потому что я так сказал (-а)!» не разовьет у ребенка способность думать, анализировать и принимать решения. Исследования показывают, что метод разъяснения — индуктивный метод — лучший способ дисциплины по сравнению с утверждением власти и наказанием.
4. Дайте возможность брать на себя обязанности и ответственность
Детям важно иметь возможность выходить за пределы своей зоны комфорта и брать на себя задачи, которые обычно выполняются за них.
Единственный способ для детей ответить на вопрос: «Как я собираюсь решить эту проблему?» — это находиться в ситуациях, в которых им нужно решать проблемы.
Важно не забывать, что частая готовность исправить что-то или продемонстрировать ребенку «правильный» способ что-то делать, подавляет любую возможность обдумывания самостоятельного решения проблемы.
Доверяйте ребенку поиск выхода из его трудностей. Каждый раз, когда детям приходится думать самостоятельно, в мозгу формируется новая нейронная связь. Чем чаще ребёнок сталкивается с проблемой, находит пути решения и пробует решить проблему одним из способов, тем эффективнее становятся эти связи.
Что такое критическое мышление? В первую очередь – это способность формировать собственное мнение и принимать решения, основываясь на полученной информации. Умение мыслить критически нужно развивать с самого детства.
Критическое мышление не учит бездумно следовать правилам и пользоваться готовыми решениями. Оно помогает взвешивать варианты, искать и анализировать информацию, оценивать и, порой, сомневаться.
Для чего нужно критическое мышление
Часто в жизни нам приходится принимать важные решения, итог которых нельзя охарактеризовать просто как плохо или хорошо. Например, какую из предложенных вакансий выбрать. С большей зарплатой сейчас или с перспективой дальнейшего карьерного роста. Какую профессию выбрать старшекласснику, куда пойти на дополнительное обучению специалисту.
Также нас окружает огромное количество скрытой рекламы. Поэтому очень важной в жизни современного человека является способность подвергать сомнению и проверке все, что нам пытаются внушить.
В жизни детей тоже есть место критическому мышлению. Умение думать самостоятельно и принимать взвешенные решения пригодится даже младшим школьникам. Например, чтобы не попасть под дурное влияние какой-то компании.
Наш мир нуждается в сильных людях с критическим мышлением. Ведь отголоски советского прошлого до сих пор проскальзывают в подходе к воспитанию, когда детей хотят загнать в рамки «удобных», послушных, не задающих вопросы, мыслящих критически, а по шаблону. А ведь по жизни мы будет сталкиваться с разными трудными ситуациями. И умение ставить под сомнение идеи, выдаваемые за факты – это навык успешного человека.
Нужно уметь задавать сложные и неудобные вопросы. Нужно обдумывать и взвешивать свои решения, оценивать их дальнейшее влияние на свою и чужую жизнь.
Как развить критическое мышление у ребенка
Умение критически думать и принимать решения появляется не за один год. Поэтому стоит уделить этому внимание уже с ранних лет ребенка.
Развитие критического мышления у детей начинается с создания доверительной среды в семье. Ребенок, который чувствует, что к его мнению действительно прислушиваются, будет больше доверять родителям. С детства привлекайте малыша к обсуждению семейных вопросов, учите не бояться задавать вопросы взрослым людям – в школе, в поликлинике и так далее.
Даже если ребенок допускает ошибки, предложите ему рассмотреть другие варианты, а не просто выдавайте ему готовый ответ.
Иногда можно провести интересный опыт. Вместо прямого ответа на вопрос «почему…?» предложите самому ребенку подумать и ответить на этот вопрос. Из огромного количества вариантов, выберите подходящий вам ответ.
Расширяйте кругозор ребенка. Не бойтесь брать его в путешествия, на выставки, в различные «взрослые» организации (почта, банк). Рассказывайте ему, для чего вы туда пришли, что хотите сделать и почему. Не навязывайте свою точку зрения, а просто объясняйте ее.
Задавайте детям правильные вопросы и поощряйте к поиску ответов, но иногда сами помогайте находить им правильные ответы. Почаще ставьте себя на место ребенка. Но не спешите сразу давать ответы на все вопросы.
Ключевой компонент критического мышления – это умение находить несоответствия. Поэтому возможность допускать ошибки – это прекрасная активация мышления ребенка. А если взрослый иногда намеренно допускает ошибки, это дает возможность проверить внимательность у ребенка и внести элемент игры.
Устраивайте дискуссии с коварными вопросами. Например, поднимите тему чистки зубов. Спросите ребенка, нужно ли ежедневно чистить зубы. Зачем, по его мнению, это нужно делать. А что будет, если не чистить зубы регулярно. Таким образом вы придете к верному решению в конце диалога, но ребенок сам выберет правильный ответ, не опираясь на ваше мнение.
Настольные игры для развития критического мышления
Развитию критического мышления у детей могут поспособствовать некоторые настольные игры.
1. «Да-Нетки» — одна из любимых детских игр, которая есть в формате настольных. Суть игры – отгадать ситуацию или слово, задавая вопросы, ответ на которые может быть только «да» или «нет». Благодаря различным вопросам, круг вариантов ответа постепенно сужается. И в итоге можно получить верный ответ, даже если в самом начале игры не было никаких исходных данных.
2. «Контакт», «Шляпа», «Активити» — это игры, где значения слова нужно объяснить завуалированно, вспоминая разные факты об этом слове и придумывая различные формы его описания.
3. «Codenames» — это игра, в которой среди выложенных карточек нужно найти тайных агентов. Карточки можно объединять по определенным признакам и методом исключения выбирать верную карточку.
Основы критического мышления начинают закладываться еще в дошкольном возрасте. Ребенок учится объяснять, почему он согласен или нет с мнением собеседника, учится видеть многообразие жизни и окружающего мира, свободен от условностей.
Отправив ребенка на развивающие курсы для детей родители могут помочь своему чаду развить критическое мышление, которое поможет в дальнейшем стать ребенку успешной, смелой личностью, которая не боится высказывать свое мнение и самостоятельно ищет ответы на поставленные вопросы.
Примечание: Преподаем азы и основы программирования для детей в развлекательно-образовательном центре POLYCENT. Организуем курсы по созданию сайтов с нуля, обучим вебдизайну. Ребята научатся работь с языком разметки HTML и создавать каскадные таблицы стилей CSS.
Критическое мышление — это такой же важный навык, как владение компьютером. Он помогает нам работать с информацией и отсеивать ненадёжные источники. Но как развивать его у ребёнка? Благотворительный фонд «Шалаш» поделился полезными советами.
Научите ребёнка выделять главное
Чтобы анализировать информацию, делать выводы и составлять своё мнение, важно научиться выделять главную мысль. Чтобы понять, какая информация главная, а какая — уточняющая, нужно задать себе вопросы: «что сообщает мне текст, о чём я узнал», «что хотел сказать автор, какие эмоции он хотел выразить», «какие факты он перечислил и можно ли их проверить». Чтобы научить ребёнка отличать главную информацию от второстепенной, прочтите вместе с ним отрывок книги. Выбирайте такой, в котором много уточнений и деталей. К примеру: «У платформы, запруженной людьми, стоял малиновый паровоз. Вывеска сверху гласила: «Хогвартс Экспресс, одиннадцать ноль-ноль». Гарри обернулся и на месте барьера увидел чугунную арку со словами «платформа девять три четверти». А после попросите ребёнка коротко пересказать прочитанное и подумать над тем, почему автор не написал просто «В 11 часов Гарри стоял на платформе у паровоза «Хогвартс Экспресс».
Научите ребёнка отделять мнение от факта
Напомните ребёнку, что информация может основываться на факте или на мнении. Нужно научиться их различать, чтобы принимать решения.
Факт — это что-то конкретное и проверяемое. Например: «На улице идёт дождь». А вот фраза «Петя говорит, что лакрица невкусная» — это мнение. Причём, это пересказ — мы не знаем, что на самом деле сказал Петя и правда ли он не любит лакрицу. Но даже если это так, это не значит, что лакрица кажется невкусной и другим людям. Спросите ребёнка, что он может сделать, чтобы проверить это мнение? Он может поговорить с Петей лично и узнать, как тот относится к лакрице. А после этого можно попробовать лакрицу, чтобы составить собственное мнение о вкусе растения.
Объясните, что у всего есть причина и следствие
Причина — это то, почему произошло какое-то событие, принятое решение, действие. Следствие — это то, что произошло. Между следствием и причиной есть связь. Обнаружить её можно, если задать себе вопросы: «Почему? Зачем?». Приучайте ребёнка отслеживать причинно-следственные связи даже в бытовых моментах. К примеру, опоздание в школу — это следствие того, что вы вчера поздно легли спать. А причина того, что вы легли позже обычного — задание по географии, которое не было записано в дневник и благополучно забылось. Привычка видеть взаимосвязь вещей помогает проникать в мотивы поступков и учит ответственно относиться к своим решениям и поступкам. Кстати, для наглядности можно даже первое время вести табличку, где в левой колонке будут причины, а в правой следствия.
Расскажите, что у одной ситуации может быть много решений
Критическое мышление — это возможность видеть разные варианты действий в одинаковых ситуациях. Вы можете ходить в школу непривычными маршрутами, придумывать новые финалы любимых книг, искать разные выходы из ситуаций, с которыми сталкивается ребёнок. Так вы поможете ему или ей ориентироваться в разных ситуациях, в том числе непривычных. Потому, что у него уже будет привычка продумывать все варианты и оценивать навскидку их эффективность.
Показывайте пример
Дети воспроизводят поведение родителей. Поэтому лучший способ научить детей важному навыку — это применять его самим.
Обращайте внимание на то, что важно, задавайте вопросы, обсуждайте причины и следствия, перепроверяйте информацию, будьте последовательны, признавайте свои ошибки и делайте выводы, поощряйте вопросы ребёнка.
Мы собрали из этого материала памятку, которую можно скачать, распечатать или переслать знакомым.
Фото: ESB Professional / shutterstock / fotodom
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Попробуйте ответить на эти вопросы о своем ребенке:
- Он верит всему, что слышит от друзей и видит в интернете?
- Всегда ли он знает, как получить то, чего он хочет?
- Он задает вопросы? Или соглашается с тем, что ему предлагают взрослые?
Критическое мышление отвечает именно за эти действия. Кроме того:
- Оно позволяет детям лучше усваивать сложную информацию;
- Помогает лучше учиться и получать хорошие оценки;
- Позволяет находить правильные ответы на вопросы;
- Снижает количество систематических ошибок в мышлении.
Как думают дети младшего школьного возраста
По типу мышления детей в этом возрасте можно разделить на 3 условные категории:
Неважно, к какой категории относится ваш ребенок, — любого можно научить мыслить критически. Но чтобы это сделать, он должен верить в то, что мышление — это просто и весело. Тогда он сможет применять его круглый год во время любого занятия: когда он играет в баскетбол или изучает робототехнику, рисует или танцует.
Учим детей принципам критического мышления
Дети младшего школьного возраста вполне могут понять основные принципы критического мышления, но им, конечно, надо помочь.
В этой таблице я описала основные принципы, вопросы, которые надо задать ребенку, и ваши действия, чтобы его направить:
№ | Принцип | Вопрос | Взаимодействие |
1 | Стремиться к ясности и точности | Откуда я это знаю? Это факт или чье-то мнение? | Призывайте своего ребенка проверять факты, изучать их и четко формулировать вопросы к информации и мнениям других людей. |
2 | Проверять выводы | Как они объясняют свои выводы? | Скажите ребенку, чтобы он просил дать пояснения и привести примеры, когда он что-то не понимает. Пусть он знает: не страшно, если ты запутался и приходится задать вопрос. |
3 | Пытаться понять причины и следствия событий и идей | Почему это произошло? | Ребенок должен уметь находить информацию, которая имеет отношение к проблеме. Помогите ему связать значимую информацию с вопросом, на который он пытается ответить, или с темой, которую он изучает. Помогите ему понять, как все «сложить вместе». |
4 | Знать, что мнение может быть субъективным (личным) | Что действительно известно о проблеме? | Поясните ребенку, что он должен быть справедливым. Способствуйте эмпатии в его мыслительных процессах. Убедитесь, что он учитывает мнения других людей, делая выводы. |
5 | Быть открытым для альтернативных идей | Как еще можно решить эту проблему? | Уточните у ребенка, как бы он решил эту проблему другим способом. Если он не знает, подскажите ему свое решение. |
Вот 5 способов, с помощью которых вы сами постепенно научите ребенка мыслить критически
- Помогайте мыслить вслух. Обсудите с ребенком, как строится его рассуждение при решении проблемы. Запишите этапы процесса, если нужно. Можно использовать технику «если-то-иди-к другому» — ниже я расскажу о ней подробнее.
- Задавайте вопросы. Не все вопросы ребенок может задать себе сам, так что помогите ему думать над проблемой в верном направлении.
- Дайте время подумать. У ребенка должно быть достаточно времени, чтобы записать идеи или поразмышлять над своими мыслями, прежде чем делиться ими.
- Обсудите процесс мышления. Попросите ребенка рассказать о своих выводах и узнать, как он к ним пришел. Так он получит возможность увидеть, как именно он использовал навыки критического мышления для решения проблемы.
- Работайте вместе. Он должен видеть, как его мысли соотносятся с вашими идеями. Благодаря совместному обучению ребенок поймет, что по одному и тому же вопросу у людей могут быть разные мнения.
Эти способы можно сочетать с техникой «если-то-иди-к другому»
Ее суть состоит в том, чтобы научить ребенка размышлять над любой ситуацией в следующем порядке:
- Если это случится, что еще может произойти?
- Когда это случится, что можно будет сделать?
- Что еще это может означать?
- Что думает об этом другой человек (друг, мама, учитель)?
- Порассуждай и только потом сделай вывод (прими решение).
Если вы будете постоянно приучать ребенка к такому процессу мышления, он привыкнет думать таким образом и будет готов ко всему, что происходит в его жизни, привыкнет к разным точкам зрения на одну и ту же проблему.
Взвешивать варианты, искать и анализировать, оценивать и сомневаться не учат в школе. В ней всё проще — делай, что говорят, и будет тебе счастье. Поэтому формирование активного критического мышления ребёнка — задача для родителей. Психолог и автор развивающих игр «Банда умников» Сергей Пархоменко рассказывает, как развивать такое мышление в обычной жизни.
Рано или поздно, в жизни каждого человека наступает момент, когда он сам должен принимать важные решения: с кем связывать свою судьбу, куда вкладывать деньги, какое направление карьеры выбрать. Да и в детской жизни умение мыслить критически и независимо может не только помочь решить нестандартную математическую задачку, но и, к примеру, не попасть под влияние других детей, ввязавшихся в сомнительную забаву.
Помочь ребёнку развить критическое мышление можно и в процессе вполне повседневных дел, если подойти к вопросу творчески. Вот четыре полезные привычки любого родителя, который хочет научить ребёнка оценивать получаемую информацию, а не слепо верить услышанному, научить самостоятельно думать и принимать решения.
1. Не спешите сразу давать ответы на вопросы ребёнка
Буквальный ответ на вопрос иногда может не иметь никакой ценности. Например, если на вопрос «почему небо голубое» вы ответите что-то в духе «оно голубое из-за квантовых эффектов в рэлеевском рассеянии вместе с недостатком приёмников фиолетового цвета в нашей сетчатке» — это научит вашего ребёнка только тому, что не стоит задавать вопросов, если не хочешь услышать нудное непонятное объяснение в ответ. Взрослые, кстати, вообще переоценивают значение объяснений, для развития мышления важнее стимулировать собственно процесс мышления.
Давайте по-другому, например «Хм, а почему тебя это заинтересовало?». А может быть так: «А ты думал о том, почему предметы вообще имеют цвет?». Или так: «А у тебя есть безумные идеи, почему оно может быть голубым?».
Если ребёнок выдвигает гипотезы, обобщает, ищет причины — он мыслит, мобилизует свой запас знаний, фантазирует, и это уже намного ценнее того ответа в лоб, который мы можем дать. А когда мы доберёмся до фактического ответа — увидите, насколько более внимательно он будет выслушан, насколько больше уточняющих вопросов он вызовет.
2. Ошибки — это весело!
В традиционном подходе к обучению и воспитанию считается, что слова родителей и учителей никогда не должны подвергаться сомнениям, мол, это подрывает авторитет взрослых. С идеей развития критического мышления это сочетается так себе, правда?
На практике ошибки — это замечательная возможность активизировать мышление ребёнка, ведь ключевой компонент критического мышления — это умение находить несоответствия. Играем в лягушек с малышом? Скажите «гав» вместо «ква». Ребёнок спрашивает «Почему небо голубое?», иной раз можно ответить: «Почему голубое? Оно ведь красное!».
В процессе такой игры ребёнку от возмущений нужно будет перейти к поиску аргументов, доказательств и отстаиванию своей точки зрения, что, опять же, важнейший компонент процесса развития критического мышления.
Только помните — такие «ошибки» должны лежать в зоне комфорта для ребёнка и быть весёлыми для него, слишком взрослые розыгрыши скорее вызовут стресс и непонимание вашего поведения. В конце не забывайте хвалить детей за то, что они смогли заметить ошибку.
В работе с группой детей (да и взрослых) делать временами «ошибки» тоже может быть действенной практикой — это позволяет и лучше удерживать внимание, и поощрять самых активных, и вносить дополнительный элемент игры в занятие.
3. Спрашивайте и поддерживайте разговор
Если быть внимательным, то можно ежедневно находить десятки тем для рассуждений с ребёнком. Например, когда моете руки перед едой, спросите: «Считается, что перед едой нужно мыть руки. Как думаешь, стоит ли это делать?». При этом бывает весело и полезно выступать адвокатом дьявола. Ребёнок говорит — «чтобы смыть грязь», а вы отвечаете — «так посмотри, нет же грязи». Или «ну и что, разве нам повредит капелька грязи?», или «ну мы же всё равно ложкой едим, а не руками!».
4. Играйте в подходящие настольные игры
Существует множество игр — компанейских и настольных, в которых активно развивается критическое мышление. Игрокам тут приходится придумывать признаки и критерии для классификации, выдвигать и проверять гипотезы и делать правильный выбор. Вот несколько из них:
Современные родители уделяют много внимания развитию детей. На полках малыша однозначно стоят развивающие книги, игры, пазлы, наборы для творчества. Но многих родителей интересует вопрос, как научить ребенка критическому мышлению?
Навыки критического мышления необходимы для взрослых и детей. Они включают в себя анализ и оценку происходящей ситуации и «учат» принимать решение самостоятельно. Ключевое свойство навыка – реакция на информацию, а не просто ее восприятие. Человек должен не просто отреагировать на возникшую ситуацию, а понять, какие действия стали причиной развития тех или иных событий.
Критическое мышление у детей предполагает рассматривать ситуацию с разных сторон. Представленный навык подразумевает честность. То есть мы не должны быть эмоционально предвзятыми к каким-то фактам. Человек должен мыслить без предубеждений. Далее поговорим о технологии развития критического мышления у детей.
Развиваем у ребенка критическое мышление
Для развития критического мышления у детей мы предлагаем пройти следующие шаги:
Не обязательно покупать дорогую литературу или игры. Огляните вокруг. Предположим, за окном весна. Выберите дерево и наблюдайте, как с каждым днем оно будет меняться, вплоть до того, когда появятся и созреют плоды, и дерево опять «упадет в зимнюю спячку».
Сравнивать можно практически все, что угодно. Малышам до 3 лет, предложите сравнить киви и картофель. Дайте возможность найти им как можно больше общих и отличительных признаков.
Подавать анализу можно даже жизненные ситуации. На детской площадке произошел конфликт. Почему и в результате чего он произошел? Какой выход можно было найти, чтобы избежать ссоры? Правильно или не правильно поступили дети, и как сам ребенок вышел бы из сложившейся ситуации?
Очень хорошо, если у малыша есть друзья. Предложите им совместную игру. Побуждайте детей вместе читать и анализировать различные истории. Наполните стакан водой и задайте риторичный вопрос: он наполовину полон или пуст?
Купите любую незамысловатую книгу со сказками. Главное в прочтении – упустить развязку. Пусть малыш сам «додумает», какой будет финал рассказа.
Общаться всегда и везде, задавать наводящие вопросы. Например, вы стоите в супермаркете и вам нужно купить хлеб. Задайте вопрос малышу: сколько нужно денег, чтобы купить черный хлеб.
Многие задают вопрос развивать критическое мышление у детей дошкольного возраста, или можно заниматься с малышами чуть ли не с пеленок. В следующем блоке статьи, обсудим этот момент.
Возраст – не помеха?
Многие родители задаются вопросом: а какой возраст является оптимальным для развития критического мышления? Отвечаем на вопрос. Этому навыку можно обучать малыша, начиная с 1,5 года.
Мы хотим предупредить – учите малыша без насилия. Не хочет – не нужно. Всему свое время. Совершенно не обязательно настаивать, обучать дитя можно и в игровой форме. Например, вы готовите пирог. Предложите малышу, помочь вам, а заодно задайте наводящие вопросы: где мы будем готовить десерт, как его можно украсить, с чем кушать и т.п.?
Использование вышеперечисленных упражнений приводит к тому, что ребенок начинает мыслить определенным образом. Навыки пригодятся маленькому человечку в уже взрослой жизни.