Друзья — важная часть нашей жизни. И школьная дружба — не исключение!
Друг — это тот, кто не бросит в беде, подставит плечо в трудную минуту, разделит и грусть, и радость. Как помочь ребенку социализироваться и научить его дружить правильно?
Свои практические советы дает Марина Попова — педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра города Москвы, где в рамках проекта «Форсайт профессионального успеха» проходят бесплатные занятия для детей, в том числе по приобретению навыков общения.
Присмотритесь к себе
Уважаемые взрослые, давайте обратимся к самим себе и оценим, что мы вкладываем в понятие «дружба», с кем и как мы сами дружим. У каждого ли из вас есть в жизни такой человек, которого можно назвать другом? Сколько лет вы с ним дружите? В каких ситуациях выручали или поддерживали друг друга? Каким опытом хотите поделиться со своим ребенком, независимо от его возраста?
Ведь чтобы кого-то чему-то учить, желательно уметь это делать самому.
Заполнение такого «чек-листа» поможет вам определиться, на что бы вы хотели сделать акцент в разговоре с ребенком на эту тему, и выбрать оптимальный формат беседы.
Поделитесь опытом
С чего начать — один из самых сложных моментов любого разговора.
Поделитесь своим опытом: расскажите, как вы помогали своей подруге или другу в сложной жизненной ситуации.
Например, объясняли пропущенный в школе материал во время болезни, потому что искренне дружили с этим человеком, были привязаны к нему и ценили его человеческие качества, а друзья приходят на помощь друг к другу.
Так у вас получится ненавязчиво построить разговор о важном, а собственные положительные эмоции сделают его душевным и помогут найти правильные слова.
Расскажите, каким должен быть настоящий друг
Наверняка у вашего ребенка есть ребята, с которыми он общается чаще. Настоящие ли это друзья? Как определить? Можно, конечно, обсудить, какие качества привлекают вашего ребенка в этих людях, как они ведут себя в различных ситуациях, можно ли считать, что именно так должны вести себя настоящие друзья и так далее. А можно выбрать и иной формат.
Оживить подобный разговор со школьником может совместный просмотр фильма. На его основе можно составить список, что «друг никогда не…»
• никогда не расскажет другим людям важные для тебя вещи, которые ты ему доверил и не хотел, чтобы кто-то еще об этом знал;
• никогда не будет намеренно причинять тебе боль, обижать, ставить в неловкое положение;
«Как помочь ребенку поддерживать дружеские отношения с детьми».
Как научить ребенка дружить? Чтобы это понять для начала нужно разобраться, что такое дружба.
Дружба – это отношения с другим человеком, основанные на взаимной приязни. Взаимная приязнь понимается как радость, интерес, приятные ощущения в сторону другого человека .
Но прежде чем начать учить своего ребенка дружить, нужно разобраться в следующем. Вот Вы, к примеру, дружите с первым встречным? – Нет. – А дружите ли Вы со всеми? – Тоже, нет. Вот и Ваш малыш, может не дружить с тем или иным ребенком только из-за того, что просто не хочет или ему не нравится этот ребенок.
Другое дело, когда ребенок хочет дружить с детками на площадке, но не умеет и не знает как. Или избегает детей, не хочет с ними играть, а играет только с взрослыми. Вот здесь уже нужно знать, как научить ребенка дружить.
Как научить ребенка дружить в разный возрастной период
Дети разного возраста дружат по-разному. В каждом возрасте есть свои приоритеты и особенности.
Уже с полугода дети начинают тянуться друг к другу.
От полтора года и до двух лет дети уже сотрудничают друг с другом, играют в песочнице, строят замки, разговаривают, делятся игрушками. Детей такого возраста притягивают только те дети, которые занимаются тем же делом, что они. Эту дружбу можно назвать «территориальной». Дети общаются «языком тела». Но уже здесь можно заметить и симпатии и антипатии ребенка, с кем он играет, а с кем играть не хочет. При виде знакомого друга малыш может улыбаться и радостно прыгать.
Нужно заметить, что возраст двух лет сопровождается эгоцентричностью. Поэтому он может жадничать, плакать из-за того, что мама обратила внимание на другого ребенка, выражать «своё Я». Детки в этом возрасте конфликтны, не любят, если не принимают их точку зрения.
В возрасте от трёх до пяти лет дети используют такие понятия, как «дружить», «дружу», «друг», «подружка», «дружба». В этом возрасте у ребенка много друзей. С одними он дружит сегодня, с другими завтра. На протяжении часа они могут быть лучшими друзьями, а уже через пять минут поссориться и не дружить. Отношения не устойчивы, подвержены эмоциональности. Но именно в этом возрасте и закладываются понятия дружбы. Очень важно влияние родителей и воспитателей, которые должны помогать, быть рядом и поддерживать в минуты ссор с друзьями, рассказывать, как дружить, мириться и не ссориться. Здесь важно научить детей правильно налаживать взаимодействие друг с другом.
Дети от шести до девяти лет уже не называют друзьями всех знакомых. Среди них выделяют только несколько детей и чаще дружат по интересам. Эта дружба похожа уже на «взрослую дружбу». К расставаниям и ссорам дети этого возраста относятся более болезненно, очень переживают. Не все, правда, всё зависит от характера.
Почему у ребенка нет друзей
Чаще всего виновными в отсутствии друзей у ребенка являются родители.
Первая причина – это тревожность матери . Мама старается, что её ребенок дружил только с «проверенными» детьми или детьми знакомых мам.
Вторая причина – гиперопека. Малышу нельзя гулять на площадке с детьми, потому они все болеют. Малышу нельзя играть в песочнице, где играют все остальные дети, потому что туда ходят в туалет коты. В старшем возрасте нельзя ходить на дискотеку, в кафе, во двор. И причины здесь тоже может быть разные.
Третья причина – занятость родителей или самого ребенка . В этом случае ребенок после уроков в школе идет на занятия в секции или кружки, приходит домой, учит уроки, а погулять или пообщаться з друзьями у него просто не остается времени.
Следующая причина – индивидуальные особенности малыша , характер. Ребенок может быть скромным, тихим спокойным, или наоборот – агрессивным, злым, несдержанным, недружелюбным.
Как научить ребенка дружить
Родители должны точно изучить причины отсутствия друзей у своего ребенка и уже тогда руководствоваться советами. Нужно обращать внимание на возраст и потребности малыша.
Изначально нужно помнить, что родители – пример для своих детей. Неважно, какой возраст: малыш или уже подросток, ребенок всё равно будет ориентироваться на Ваше поведение и на отношение с другими людьми.
Для того, чтобы научить своего ребенка дружить, для начала нужно рассказать, что такое дружба, рассказать как дружат и какие радости это приносит. Почитайте книги с рассказами и сказками о дружбе, обязательно обговорите, что прочитали, чтобы узнать какой вывод сделал малыш с услышанного рассказа. Исходя из ответа, Вы сможете услышать понимание ребенка о дружбе. Смотрите мультфильмы и пойте песни о дружбе. Попробуйте нарисовать или сделать аппликацию на тему дружбы. Всё услышанное накапливается и формируется правильное представление о дружбе.
Старайтесь чаще ходить в гости и играть в детских коллективах, на детских площадках. Чем больше в окружении ребенка будет детей, тем легче ему будет общаться и заводить друзей.
Не критикуйте его друзей, старайтесь смириться и принять его выбор. Спрашивайте у ребенка про его друзей, во что они играли, с кем ему больше нравится играть и кто его лучший друг. Научите его делиться с Вами своими переживаниями.
Как научить ребенка дружить — если ребенок нерешительный
Очень часто нерешительность мешает ребенку подойти познакомиться, попросить понравившуюся игрушки и др. Чтобы малыш стал более решительным – поручайте ему ответственные задания. Пусть он учится принимать решения сам , спрашивайте его, что он хочет сегодня одеть, куда пойдете гулять. Пусть выбор делает он. Тогда ребенок не будет теряться в окружении детей, если его что-то спросят или он хочет что-то попросить.
Как научить ребенка дружить — если ребенок не умеет знакомиться
Для этого Вам нужно научить ребенка это делать. Расскажите , как знакомятся и что при этом говорят. Чтобы ребенок для начала потренировался, можно поиграть дома в ролевые игры или с любимыми игрушками. На площадке можете подойти вместе с ребенок и сначала представиться Вам, а потом представить своего малыша. Не обращайте внимания на удивленные взгляды мамочек, Вас это не должно касаться, в этот момент думайте о своем ребенке.
Помните, не нужно заставлять своего ребенка дружить, если он не хочет . Значит, у него на это есть веские причины.
Только Вы можете научить своего ребенка строить отношения и взаимодействовать с людьми.
Интерес к ровесникам впервые появляется у детей около трёх лет — то есть в возрасте, когда они идут в детский сад. Магистр образования, педагог и заслуженный воспитатель Филадельфии (США) Джерад Виско объясняет, как помочь им найти друзей и научить правильно общаться. Эти советы пригодятся не только родителям, но и воспитателям младших групп.
Воспитатели часто рассказывают, что их подопечные отлично подружились. Но что они имеют в виду? И почему вообще так считают? Мой ответ: скорее всего, педагоги хотят, чтобы дети дружили. Многим кажется, что дружба в коллективе возникает стихийно, без помощи взрослого. Увы, слишком маленькие дети не всегда способны на здоровые отношения: они легко могут перепутать дружбу с собственничеством либо с подчинением более сильному.
Однажды я преподавал в летней школе и наблюдал ситуацию: один из учеников сильно обиделся, когда другой заявил, что они с ним не друзья. Учитель тогда сказал: «Не стоит так переживать, невозможно же дружить со всем миром». А я подумал, что это просто отговорка, попытка избежать непростого разговора с ребёнком.
Да, мы, взрослые, знаем, что такое нездоровые отношения. И, как правило, нормально относимся к тому, что некоторые люди предпочитают нам кого-то ещё. Мы также можем контролировать круг общения своего ребёнка на детской площадке: подбираем ему компанию, держимся подальше от чужой агрессии.
Воспитателю в детском саду сложнее: ему нужно объединить всех детей в группе
Сделать так, чтобы они хотя бы относились друг к другу дружелюбно, без манипуляций, травли и обид.
Особенность работы с дошкольниками состоит в том, что они ещё не в полной мере владеют искусством коммуникации: могут закатывать истерики, говорить гадости сверстникам и взрослым без угрызения совести, обижать товарищей. У маленьких детей ещё нет жизненного опыта для осмысления социальных норм. Часто они искренне хотят найти друзей, но не знают, как с ними общаться.
Почему одиночество опасно для здоровья, а друзья нужны каждому
А ещё дети порой сильно привязываются к людям. И из-за этого могут попасть в токсичные отношения. Одни, чтобы понравиться и удержать друга, позволяют ему брать и даже ломать свои игрушки, другие используют чьё-то расположение для собственной выгоды («Если победишь в игре — ты мне не друг»). Так что же делать? Очевидно, говорить с ребёнком. Скоро дружба станет для него абсолютно естественной, но в наших силах уже сейчас помочь ему сделать первые шаги и не наломать дров.
Перед тем как отправлять ребёнка в детский сад, поговорите с ним на эти темы. Или — если вы педагог — устройте своим подопечным тематический урок мира.
1. Даже друзья могут злиться друг на друга
Обида, возмущение, гнев — это нормальные эмоции, и если ты чувствуешь нечто подобное, то это не значит, что дружбе конец. Подобное происходит с людьми всю жизнь, и, сколько бы лет тебе ни было, важно обсуждать свои эмоции с товарищем. Не отворачиваться, не драться, не избегать, а объяснять, что тебя расстроило в его поведении и почему тебе это не нравится.
2. Друзья не обязаны играть только друг с другом
Преданность важна, но важно также объяснить ребёнку: и он, и его товарищи имеют полное право играть с кем-то ещё или вообще оставаться наедине с собой. На заметку воспитателю: наблюдайте за детьми во время совместной игры, меняйте их местами, вовлекайте в уже сложившиеся коллективы новых игроков, чтобы дети видели, как все играют со всеми (и понимали, почему это правильно и весело).
3. Друг не обязательно должен быть единственным
Все люди разные, кто-то другой не может заменить твоему другу тебя, потому что он совсем не такой, как ты. Однажды я привёл в группу к своим подопечным двух своих коллег и сказал, что оба они — мои друзья. А ещё — и это тоже важно — рассказал, что они дружат между собой. Обращайте внимание детей на такие примеры. Пусть они видят, как родители общаются с друзьями, а воспитатели — с коллегами: это поможет им понять, что можно не зацикливаться на одном человеке.
4. Замечания воспитателя — это тоже забота
Трудно совмещать твёрдость и эмпатию, но воспитатель должен владеть этой техникой безупречно. Трёхлетнему ребёнку может быть неприятно наблюдать и хулиганство товарища, и рассерженного из-за этого воспитателя. Задача педагога здесь — вовремя включиться в процесс, чтобы не превращать наказание одного расшалившегося ребёнка в публичную порку и повод для дальнейшей травли.
Если вы вынуждены наказать одного человека, помните — на вас сейчас смотрит вся группа. Важно не потерять авторитет в глазах детей, но и не напугать их.
Не нужно утешать, подкупать или, напротив, унижать ребёнка на глазах у всех. Дайте понять ему (и его товарищам), что вы верите в него
(«Пожалуйста, сядь сейчас вот здесь и передохни. Когда будешь чувствовать себя лучше, возвращайся к нам»). Но при этом вы действительно должны быть уверены — ребёнок в состоянии подумать над своим поведением и продолжить игру.
Подчеркните — вы делаете это для безопасности всей группы, потому что слишком беспокойное, неконтролируемое поведение может привести к неприятностям. Если у ребёнка проблемы в общении со сверстниками, дайте ему (и всем) понять, что вы сочувствуете и тоже переживаете по этому поводу. Если вы настроены не враждебно, то и остальным эта эмоция не передастся.
Чем больше усилий воспитатель приложит для того, чтобы подружить абсолютно всех ребят в коллективе, тем быстрее они начнут играть не парочками и отдельными компашками, а все вместе. Хотя почему только играть? Работать над проектами, переживать, плакать и смеяться — всё это тоже важно для закрепления навыков общения.
И последнее. Учитель из летней школы, о которой я рассказывал выше, был прав: дружить со всем миром, похоже, невозможно. Но ваши-то дети не в курсе. Так, может быть, именно у них это всё-таки получится?
- Как показать дошкольнику, что такое дружба?
- Как объяснить малышу основополагающие принципы дружеских отношений?
- Как научить ребёнка дружить?
Давайте разбираться вместе, друзья!
Детская дружба: первые шаги
Следует подчеркнуть, что понятие детской дружбы несколько отличается от той глубокой душевной привязанности, которая подразумевается под действительно дружескими отношениями между взрослыми, зрелыми людьми. В дошкольный период разумнее говорить о приятельстве, о способности взаимодействовать со сверстниками, об умении найти своё место в коллективе. На страницах нашего сайта вы можете почитать подробнее о том, как дружат дошкольники, а пока давайте обсудим, как помочь ребёнку завести друзей.
Делай раз: «Внимание на малыша»
У вашего наследника нет друзей-приятелей? На развивающих занятиях, в детском саду и на площадке во время ваших прогулок он предпочитает гордое одиночество коллективным занятиям? Чтобы понять, как исправить ситуацию, внимательно понаблюдайте за карапузом.
Для начала следует разобраться, есть ли у вашего ребёнка желание играть с другими малышами. Отсутствие интереса к сверстникам может свидетельствовать о психологических проблемах, требующих коррекции. Насильно вводить такого малыша в коллектив нельзя, а вот разобраться, почему он не стремится к совместным играм, необходимо.
Если ваш кроха с интересом наблюдает, как играют другие дети, но присоединиться к их забавам не решается, можно переходить к следующему этапу.
Делай два: «Начните с малого»
Стеснительному, нерешительному малышу сложно сориентироваться, как вести себя в шумной, разношёрстной детской компании. Есть несколько способов облегчить такому ребёнку социальную адаптацию:
- Оставляйте карапуза в компании с младшими ребятишками.
- Найдите семью с похожей ситуацией для совместных прогулок (вы можете познакомиться с ними на детской площадке или воспользоваться вашими местными «родительскими» группами в социальных сетях).
- Приглашайте в гости знакомых с детьми примерно того же возраста, что и ваш карапуз.
Когда ребёнок привыкнет к дружескому общению в «щадящих» условиях, можно переходить на следующую ступень.
Делай три: «Проявите инициативу»
Задумайтесь, что интересно вашему малышу? В чём он силён? Что его занимает на данный момент? Используйте это, чтобы сплотить деток в некий клуб по интересам.
Вот несколько идей:
- Берите на прогулку с самокатом кубики, крупные фишки и самодельные знаки дорожного движения. Обустройте на дорожках в парке увлекательную развивающую среду для маленьких «самокатчиков».
- Устраивайте дома мастер-классы по моделированию или оригами, приглашая на творческие посиделки ваших знакомых с детьми.
- Примерьте на себя роль пионервожатого: организуйте весёлые эстафеты и забавные конкурсы для малышей во дворе.
Как помочь ребёнку стать хорошим другом
Совет 1. Развивайте уверенность ребёнка в себе
Здоровая самооценка — необходимое условие здоровых взаимоотношений с окружающим миром. Робкий, застенчивый, неуверенный малыш тяжело идёт на контакт, а столкнувшись с детской агрессией или несправедливостью в свой адрес, может ещё больше замкнуться в себе.
Совет 2. Учите проявлять инициативу
Познакомиться, предложить новую игру или попроситься в игру уже развернувшуюся — важные навыки для ребёнка, который хочет завести друзей. Но не забудьте объяснить, чем инициативность отличается от навязчивости.
Совет 3. Повышайте конфликтоустойчивость
В детских играх ссор и конфликтов не избежать. Учите ребёнка, как с честью выходить из таких ситуаций. Покажите ему, как отстаивать свои интересы и свои границы, при этом не нарушая границ других людей.
Совет 4. Подскажите, как заслужить авторитет
Попытки «купить» друзей за угощения и дорогие игрушки — очень плохая идея. А вот завоевать авторитет особыми знаниями и умениями — идея отличная. Научите ребёнка складывать кораблик из бумаги, делать «колесо» или показывать фокусы, и его шансы стать востребованным участником любых детских компаний значительно возрастут.
Совет 5. Помогите принимать отказ
Надо уметь принимать чужую волю, уважать чужое нежелание делиться своими игрушками, впускать кого бы то ни было в свою игру или присоединяться к чужим забавам. Объясните малышу, как важно слышать и понимать чужое «НЕТ».
Разумеется, в помощь вам детские литературные произведения о дружбе. И не забывайте, как важен в воспитании личный пример. Станьте самым первым, самым лучшим, самым надёжным другом своему ребёнку.
Цель – обсуждение причин неумения общаться и дружить, способов развития дружелюбности ребёнка.
Раздаточный материал: солнышки, карточки да-нет, рабочие листы, памятки для родителей
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, проектор.
Ход собрания
Приветствие
Вводное слово
— Сегодня мы посвятим нашу встречу одной из важных тем в воспитании детей. Только совместными усилиями мы сможем создать благоприятные условия для развития ваших детей.
— У каждого из вас дома есть маленькое солнышко. У кого- то таких солнышек два, и больше. Всем родителям хочется, чтобы это солнышко светило и грело всегда.
— Давайте на лучиках солнышка напишем, каким мы хотим видеть ребенка? С какими качествами? Например, успешный, жизнерадостный, и т.д.
— Что написали? Прикрепим ваши солнышки на доску – это ваша родительская цель.
— Предлагаю вам прочитать ситуацию.
— «Друзья – не главное, главное – здоровье!», — говорит одна бабушка, отправляясь с внуком на прогулку в парк. «Вот пойдет в школу, там и заведет друзей», – размышляет не очень общительная мама, наблюдая за одиноко играющей в огромной песочнице дочкой. А, как только, дети начинают общаться, можно заметить следующую картину: они достаточно часто конфликтуют, им тяжело уступать друг другу, они ссорятся, бывает, дело доходит даже до драк.
— О чём говорится в данной ситуации?
— Знаете ли вы, как должен поступить родитель в данной ситуации? Предположите.
— Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний разговор?
(об общении, о дружбе ребенка)
— Чтобы ваши солнышко светили всем и им было комфортно среди других что ему необходимо?
(Нужно уметь дружить, всегда нужно уметь общаться, взаимодействовать).
— Какая проблема стоит перед вами родителями?
(Как научить ребенка дружить?)
— Какие задачи поставим перед собой?
1. Выявить…… причины затруднения детей в дружбе и общении.
2. Определить ….. способы развития дружелюбности ребёнка.
Блиц — опрос
— Проведем блиц-опрос. У вас на столах карточки со словами «Да» и «Нет». Я буду задавать вопросы, а вы поднимайте карточку с ответом.
1. У вашего ребенка много друзей?
2. Ваш ребенок легко общается со сверстниками?
3. Знаете ли вы, как научить ребенка дружить?
— Я вижу, что многое вам не известно, на многие вопросы ответы разные.
— Что для вас значит «дружба», какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово? Поработаем по цепочке, по очереди назовите слово-ассоциацию.
— В толковом словаре дается следующее определение слову дружба – это такие отношения, которые основаны на взаимном доверии, на общих интересах и на привязанности друг к другу.
— Как вы считаете, в чем заключается дружба?
— Нужно учить детей дружить! Следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.
Обсуждение проблемы
— Выявим причины затруднения детей в дружбе и общении со сверстниками, а также способы развития дружелюбности ребенка.
— Сейчас предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе я дам информационный лист по теме нашей встречи.
— Ваша задача – прочитать текст и составить три любых вопроса по его содержанию, воспользовавшись таблицей «тонких» и «толстых» вопросов .
Научить ребенка ладить с другими детьми – целое искусство. Важно, чтобы кроха чувствовал себя значимым – не заискивал перед детьми, но в то же время и не вел себя как самовлюбленный нарцисс. Как найти баланс? Посмотрите, как вы дома общаетесь с крохой. Самолюбие – очень уязвимое чувство. Никогда не ставьте в пример других детей. Так вы выработаете в крохе агрессию к ним и обиду на вас.
Если же малыш оказался на детской площадке неправым – не ругайте его в присутствии посторонних. Лучше поговорить наедине. Чтобы не понизить самооценку малыша, судите не его как личность, а поступок. Не нужно говорить «ты такой агрессивный, зачем отобрал у Димы игрушку?». Лучше скажите так: «нельзя отбирать игрушки у детей – так их легко обидеть». Помните, личность крохи неприкосновенна и только поступки заслуживают порицания. Смотрите с крохой добрые мультики, которые помогут научить малыша общаться в детском саду. После просмотра обязательно обсуждайте поступки героев, разъясняя, что такое хорошо и что такое плохо.
Сколько должно быть друзей у малыша? Одни скажут, чем больше, тем лучше, но это не всегда верно. Для многих родителей нет ничего важнее общения ребенка в детском саду и они стараются протиснуть его во все выступления, чтобы кроха везде был первым. Однако множество кружков и бесконечные выступления оказывают большую нагрузку на психику малыша, хотя и прибавляют ему популярности в виде друзей, восхищающихся им.
Учить ребенка дружить со всеми в детском саду не нужно. Пусть кроха общается только с теми, кто ему нравится и хорошо к нему относится. Каждому малышу подходят разные типы характеров. Закрытые дети будут углублять дружбу с одним-двумя друзьями. А открытые будут дружить со всеми по чуть-чуть. Обычно понятия о дружбе изменяются со временем, и ребенок может стать более разборчив в выборе друзей.